Научная статья на тему 'Отношение к деньгам у старших подростков с разным уровнем личностной зрелости'

Отношение к деньгам у старших подростков с разным уровнем личностной зрелости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
отношение к деньгам / финансовые права / финансовая осознанность / подростки / личностная зрелость / когнитивная зрелость / регуляторная зрелость / рефлексивная зрелость / нравственная зрелость / экономическая социализация / money attitude / financial rights / financial conscientiousness / adolescents / personal maturity / cognitive maturity / regulatory maturity / reflexive maturity / moral maturity / economic socialization

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Светлана Александровна Безгодова, Марина Владиславовна Жарова, Анастасия Владимировна Микляева, Сергей Юрьевич Трапицын

Введение. Обзор литературы, посвященной изучению закономерностей экономической социализации подростков, позволяет сформулировать предположение о том, что отношение подростков к деньгам (осознанность отношения к деньгам и уверенность в своих финансовых правах) опосредовано характеристиками их личностной зрелости. В статье впервые представлены результаты эмпирической проверки этой гипотезы. Методы. В исследовании приняли участие 1145 подростков в возрасте 13–17 лет (725 девочек и 418 мальчиков), не имеющих самостоятельных источников дохода. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью «Шкалы самооценки зрелости личности» (А. В. Микляева) и «Шкалы отношения подростков к деньгам» (I. Beutler, C. Gudmunson). Результаты. Показатель финансовой осознанности увеличивается по мере взросления (F = 4,17 при р < 0,01), показатель финансовых прав претерпевает менее выраженные изменения (F = 1,34 при р > 0,05). Показатель финансовой осознанности достоверно выше в выборке девочек (F = 17,16 при р < 0,001). На протяжении всего старшего подросткового возраста показатель финансовых прав положительно связан с показателем регуляторной зрелости (F = 3,11 при р = 0,05), показатель финансовой осознанности положительно связан с показателем рефлексивной зрелости (F = 9,92 при р = 0,001) и отрицательно – с показателями регуляторной (F = 7,92 при р = 0,001) и когнитивной (F = 3,50 при р = 0,03) зрелости. Обсуждение результатов. Результаты интерпретируются в контексте социально-психологического подхода к становлению личности в процессе взросления. Делается вывод о том, что фиксируемое изменение отношения к деньгам в подростковом возрасте оказывается тесно сопряжено с оценкой подростками своего личностного потенциала, в частности – тех его сторон, которые позволяют принимать самостоятельные финансовые решения. Формулируются предложения для разработки программ мероприятий, направленных на содействие конструктивной экономической социализации подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Светлана Александровна Безгодова, Марина Владиславовна Жарова, Анастасия Владимировна Микляева, Сергей Юрьевич Трапицын

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Money Attitude Among Older Adolescents With Different Levels of Personal Maturity

Introduction. A literature review devoted to the study of adolescentseconomic socialization patterns allows us to assume that the attitude of adolescents to money (conscientiousness of the attitude to money and confidence in their financial rights) is mediated by the characteristics of their personal maturity. The article presents the novel results of an empirical test of this hypothesis. Methods. The study involved 1.145 adolescents aged 13–17 years (725 girls and 418 boys) who do not have independent sources of income. Empirical data were collected using the “Scale self-assessment of personal maturity” (A. V. Miklyaeva) and the “Adolescent money attitude scale” (I. Beutler, C. Gudmunson). Results. The indicator of financial conscientiousness increases with age (F = 4.17 at p < 0.01), and the financial rights indicator undergoes less pronounced changes (F = 1.34 at p > 0.05). The indicator of financial conscientiousness is significantly higher in the sample of girls (F = 17.16 at p < 0.001). Throughout older adolescence, the indicator of financial rights is positively associated with the regulatory maturity indicator (F = 3.11 at p = 0.05), the financial conscientiousness indicator is positively associated with the indicator of reflexive maturity (F = 9.92 at p = 0.001) and negatively – with the indicators of regulatory (F = 7.92 at p = 0.001) and cognitive (F = 3.50 at p = 0.03) maturity. Discussion. The results are interpreted in the context of a socio-psychological approach to personality formation in the growing-up process. The conclusion is made that the recorded change in the money attitude in adolescence is closely associated with the assessment by adolescents of their personality potential, in particular, those aspects of it that allow them to make independent financial decisions. Proposals are formulated for the development of programs of activities aimed at promoting constructive economic socialization of adolescents.

Текст научной работы на тему «Отношение к деньгам у старших подростков с разным уровнем личностной зрелости»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Научная статья

УДК 159.9.072.43

https://doi.org/10.21702/rpj.2022.3.10

Отношение к деньгам у старших подростков с разным уровнем личностной зрелости

Светлана А. Безгодова1, Марина В. Жарова2, Анастасия В. Микляева3*, Сергей Ю. Трапицын4

1 2 3' 4 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

* a.miklyaeva@gmail.com

Аннотация: Введение. Обзор литературы, посвященной изучению закономерностей экономической социализации подростков, позволяет сформулировать предположение о том, что отношение подростков к деньгам (осознанность отношения к деньгам и уверенность в своих финансовых правах) опосредовано характеристиками их личностной зрелости. В статье впервые представлены результаты эмпирической проверки этой гипотезы. Методы. В исследовании приняли участие 1145 подростков в возрасте 13-17 лет (725 девочек и 418 мальчиков), не имеющих самостоятельных источников дохода. Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью «Шкалы самооценки зрелости личности» (А. В. Микляева) и «Шкалы отношения подростков к деньгам» (I. Веи^ег, С. Gudmunson). Результаты. Показатель финансовой осознанности увеличивается по мере взросления ^ = 4,17 при р < 0,01), показатель финансовых прав претерпевает менее выраженные изменения ^ = 1,34 при р > 0,05). Показатель финансовой осознанности достоверно выше в выборке девочек ^ = 17,16 при р < 0,001). На протяжении всего старшего подросткового возраста показатель финансовых прав положительно связан с показателем регуляторной зрелости ^ = 3,11 при р = 0,05), показатель финансовой осознанности положительно связан с показателем рефлексивной зрелости ^ = 9,92 при р = 0,001) и отрицательно - с показателями регуляторной ^ = 7,92 при р = 0,001) и когнитивной ^ = 3,50 при р = 0,03) зрелости. Обсуждение результатов. Результаты интерпретируются в контексте социально-психологического подхода к становлению личности в процессе взросления. Делается вывод о том, что фиксируемое изменение отношения к деньгам в подростковом возрасте оказывается тесно сопряжено с оценкой подростками своего личностного потенциала, в частности - тех его сторон, которые позволяют принимать самостоятельные финансовые решения. Формулируются предложения для разработки программ мероприятий, направленных на содействие конструктивной экономической социализации подростков.

Ключевые слова: отношение к деньгам, финансовые права, финансовая осознанность, подростки, личностная зрелость, когнитивная зрелость, регуляторная зрелость, рефлексивная зрелость, нравственная зрелость, экономическая социализация

Основные положения:

> по мере взросления финансовая осознанность подростков, не имеющих самостоятельного заработка, растет быстрее, чем их уверенность в своих финансовых правах;

> девочки-подростки демонстрируют более высокие показатели финансовой осознанности, в сравнении с мальчиками;

> более высокие показатели финансовой осознанности демонстрируют подростки, которые высоко оценивают свою рефлексивную зрелость на фоне низких оценок когнитивной и регуляторной зрелости.

Финансирование: Работа выполнена в рамках государственного задания при финансовой поддержке Минпросвещения России (проект № FSZN-2020-0027).

Для цитирования: Безгодова, С. А., Жарова, М. В., Микляева, А. В., Трапицын, С. Ю. (2022). Отношение к деньгам у старших подростков с разным уровнем личностной зрелости. Российский психологический журнал, 79(3), 150-163. https://doi.Org/10.21702/rpj.2022.3.10

Введение

Деньги - важный элемент социальных и экономических отношений в любой исторический период развития общества, в том числе и в современном мире. Помимо выполнения традиционно присущих им функций, деньги оказывают значимое влияние на мировоззрение, поведение, взаимоотношения и статус людей (Журавлев, Купрейченко, 2007).

Исследование отношения к деньгам представляет собой одно из актуальных направлений социальной и экономической психологии. Отношение к деньгам понимается как установка личности, отражающая ее субъективное представление о деньгах как объекте социокультурной действительности (Фофанова, 2017), выражающаяся в потребностях и мотивах (Steinhart & Jiang, 2019; Ong et al., 2021) и выступающая регулятором финансового поведения личности (Дейнека, 2000; Хащенко, 2005). Так, показано, что отношение к деньгам опосредует эффективность финансового образования (Bocchialini et al., 2022) и уровень финансовой грамотности (Hahn & Abe, 2021), определяет способы управления капиталом (Sundarasen & Rahman, 2017) и тесно связано со способностью управлять доходами и расходами (Khalisharani et al., 2022), предвосхищать финансовые потрясения и восстанавливаться после них (Sabri et al., 2022). Отмечается, что отношение к деньгам является регулятором финансового поведения независимо от того, насколько тесно профессиональная деятельность человека связана с экономическими отношениями, и эта взаимосвязь прослеживается как у людей, работающих в экономической сфере (Talwar et al., 2021), так и у широкого круга лиц, чья профессия не предполагает непосредственного вовлечения в экономические отношения (Baker et al., 2019). Исследования демонстрируют тесные связи между отношением к деньгам и субъективным финансовым благополучием (Sabri et al., 2020; Rimple, 2021), которое выступает одним из ключевых предикторов субъективного благополучия личности (Netemeyer et al., 2018), что определяет актуальность изучения отношения к деньгам как психологического феномена.

К настоящему моменту довольно подробно изучена специфика отношения к деньгам различных социальных групп (Капустин, 2001), описан ценностно-смысловой аспект отношения к деньгам (Махрина, 2006), мотивационный аспект отношения к деньгам (Yamauchi & Templer,

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

1982), создана типология личности в контексте отношения к деньгам (Lewis et al., 1995). В то же время вопросы формирования отношения к деньгам детей и подростков, а особенно - выявление возрастной динамики изменений этого отношения и факторов, ее определяющих, остаются недостаточно изученными.

Согласно имеющимся данным, отношение к деньгам у подростков включает широкий спектр представлений о них как об инструменте власти или доминирования, способе произвести впечатление на людей, а также об источнике беспокойства и инструменте совладания с ним (Mulyani et al., 2018). При этом показано, что отношение к деньгам в подростковом возрасте имеет гендерную специфику (Lai, 2010; Bonsu, 2008), а также изменяется по мере взросления, в процессе которого деньги перестают ассоциироваться исключительно с независимостью и начинают быть всё больше связанными с представлениями о будущем (Миронова, 2012).

Отмечается, что социальная ситуация развития в подростковом возрасте, характеризующаяся преимущественной финансовой зависимостью от родителей (Грязнова и др., 2020) на фоне появления потребности иметь собственные деньги и самостоятельно распоряжаться ими, что в современной культуре ассоциируется с достижением взрослости (Luhr, 2018), создает благоприятные условия для внутреннего конфликтного отношения к деньгам. В частности, в исследованиях, проведенных на выборках российских подростков, противоречивость отношения подростков к деньгам устойчиво отмечается на протяжении нескольких десятилетий (Филинкова, 2010; Миронова, 2012; Жихарева, 2015; Грязнова и др., 2020), причем показано, что у подростков, имеющих опыт оплачиваемой трудовой деятельности, степень конфликтности отношения к деньгам достоверно ниже, чем у подростков, не имеющих опыта самостоятельного заработка (Голубева, Гришачёва, 2014). Способы и источники получения денег формируют различные виды отношения и поведенческие стратегии (Зелизер, 2004), при этом их регулятором могут выступать характеристики процессов экономической социализации в семье (Furnham, 1999). Зарубежными исследователями установлено, что существенную роль в осознанное и ответственное отношение подростков к деньгам вносят родители, выступающие значимыми агентами экономической социализации (White et al., 2021; Luhr, 2018; Kim & Torquati, 2021), одновременно являясь источником финансовых средств и осуществляя контроль за их расходованием.

Противоречивость отношения подростков к деньгам, связанная с неоднозначностью их статуса в экономических отношениях, нашла отражение в концепции И. Бойтлера и К. Гудмунсона (Beutler & Gudmunson, 2012), которые рассматривают финансовую социализацию в подростковом возрасте как развертывание двух взаимосвязанных процессов -формирования финансовой осознанности (conscientiousness) и признания собственных финансовых прав (entitlement), каждый из которых результируется в определенном отношении к деньгам. Финансовое право определяется как представление подростков о том, что их родители обязаны предоставлять и платить за то, что им необходимо, или за то, что они, по их мнению, заслуживают. Финансовая осознанность является антитезой финансового права, связана с финансовой самодисциплиной, обдуманностью финансовых поступков и их нравственной опосредованностью и является отражением конструктивного пути экономической социализации подростков. Установлено, что преобладание финансовых прав над финансовой осознанностью более вероятно в семьях с высоким уровнем доходов, в которых родители поддерживают соответствующие представления детей (Brown & Jaffe, 2011). Напротив, в семьях

с низким доходом родителей могут наблюдаться более благоприятные формы отношения к деньгам (Nano et al., 2015).

Исследования показывают, что формирование отношения к деньгам в подростковом возрасте тесно взаимосвязано с процессами становления личности. Так, в лонгитюдном исследовании установлено, что финансовые права имеют опосредованные отрицательные связи с просоциальным поведением и положительные - с агрессией (Fu & Padilla-Walker, 2019). Осознанное отношение к деньгам, в свою очередь, связано с самоэффективностью (Engelberg, 2007). Кроме того, обнаружено, что фиксация на деньгах отрицательно связана с интернальным локусом контроля (Гришина, Косцова, 2021). Исследователи находят связи между отношением к деньгам и/или определяемым им финансовым поведением и личностной зрелостью, которые фиксируются в исследованиях подрастающего поколения (Камнева, Анненкова, 2014) и взрослых (Семенов, 2004). С учетом особенностей социально-возрастного статуса детей и подростков предлагается использовать термин «экономико-психологическая зрелость» личности, под которым понимается интегративное образование, включающее феномены личностной и экономической зрелости, уровень достигнутой, определяющие содержание экономической идентичности личности и ценностно-нормативной системы регуляции экономического поведения (Дробышева, 2016).

Следует отметить, что в подростковом возрасте уровень личностной зрелости может стать фактором, который обусловит финансовое благополучие на следующих этапах жизни. В частности, имеются данные о том, что отношение людей к деньгам в подростковом возрасте вносит вклад в их финансовую удовлетворенность (Wilhelm et al., 1993) и благополучие в период взрослости (Kasser et al., 2014). Таким образом, исследования, в которых изучаются взаимосвязи между отношением подростков к деньгам и характеристиками их личностной зрелости, обладают несомненной актуальностью. В то же время можно констатировать дефицит исследований в соответствующем предметном поле. Сказанное выше определило цель нашего исследования, которая заключалась в изучение отношения к деньгам у подростков 13-17 лет с разным уровнем личностной зрелости.

Методы

Исследование было организовано методом поперечных срезов. Выборку составили 1145 подростков в возрасте 13-17 лет (15,01 ± 1,10), в том числе 725 девочек и 418 мальчиков, учащиеся школ и учреждений среднего профессионального образования из нескольких регионов России, проживающих с родителями/родственниками и не имеющих самостоятельных источников дохода.

Для сбора эмпирических данных использовалась «Шкала самооценки зрелости личности» (Микляева, 2018), включающая параметры «когнитивная зрелость», «рефлексивная зрелость», «регуляторная зрелость» и «нравственная зрелость», а также «Шкала отношения подростков к деньгам» (Beutler & Gudmunson, 2012), переведенная и апробированная в данном исследовании. Факторная структура русскоязычной версии опросника (эксплораторный факторный анализ с Varimax-вращением, критерий отсеивания - 2) аналогична той, которую приводят разработчики (см. табл. 1), и позволяет выделить два фактора - «финансовые права» (фактор 1) и «финансовая осознанность» (фактор 2), образующие субшкалы «финансовые права» (min = 6, max = 24) и «финансования осознанность» (min = 0, max = 16) с альфой Кронбаха 0,84 и 0,79 соответственно.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Таблица 1

Факторная структура опросника «Шкала отношения к деньгам»

Пункты опросника Фактор 1 Фактор 2

1. Я считаю, что это обязанность моих родителей - оплачивать мои ежедневные нужды 0,73 0,01

2. Мои родители должны давать мне карманные деньги 0,75 0,00

3. Я думаю, что родители должны оплатить мою покупку, даже если они не считают ее важной или необходимой 0,76 -0,16

4. Я считаю, что мои родители должны платить за мое обучение в колледже/университете 0,69 -0,05

5. Я заслуживаю получать все вещи, которые хочу 0,62 -0,04

6. Я считаю, что мои родители должны помогать мне получать вещи, которые я хочу 0,70 0,11

7. Я помогаю родителям экономить средства за счет своей бережливости и скромности 0,00 0,83

8. Когда мои родители покупают мне вещи, я пытаюсь «отплатить», помогая им -0,05 0,79

9. Я осторожен, когда трачу деньги моих родителей 0,00 0,87

10. Я чувствую личную ответственность, когда трачу деньги моих родителей -0,03 0,84

Ехр1^аг 3,04 2,82

Ргр.ТоИ 0,30 0,28

Статистическая обработка результатов осуществлялась с помощью расчета описательных статистик (М ± S), корреляционного (r Пирсона) и дисперсионного (F) анализа с использованием пакета прикладных статистических программ Statistica 10.0.

Программа исследования получила одобрение Этического комитета Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (IRB00011060 Herzen State Pedagogical University of Russia IRB #1), протокол № 19 от 26.01.2021.

Результаты

Согласно эмпирическим данным, в старшем подростковом возрасте по мере взросления статистически значимо увеличивается показатель финансовой осознанности. Показатель финансовых прав демонстрирует аналогичную динамику, однако его изменения менее выражены и не достигают уровня статистической значимости (табл. 2).

Таблица 2

Динамика отношения старших подростков к деньгам (М ± 3)

Возраст

Финансовые права

Финансовая осознанность

13 лет

11,84 ± 3,49

10,67 ± 4,04

14 лет

12,26 ± 3,91

11,34 ± 3,40

15 лет

12,56 ± 3,77

10,61 ± 3,64

16 лет

12,72 ± 3,37

11,33 ± 3,08

17 лет

12,83 ± 3,70

11,45 ± 3,45

1,34

4,17*

F

** - р < 0,01.

Значения показателя финансовых прав в выборках мальчиков и девочек не различаются, показатели финансовой осознанности достоверно выше в выборке девочек (табл. 3).

Таблица 3

Отношение к деньгам в выборках мальчиков и девочек (М ± 3)

Показатели Девочки Мальчики Р

Финансовые права 12,46 ± 3,70 12,46 ± 3,71 0,61

Финансовая осознанность 11,52 ± 3,28 10,35 ± 3,71 17,16*

*** - р < 0,001.

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Двухфакторный дисперсионный анализ («возраст * пол») показал, что основной вклад в возрастную динамику показателя финансовой осознанности вносит выборка мальчиков, в которой наблюдается последовательный рост данного показателя в период с 13 до 17 лет, в то время как в выборке девочек уровень финансовой осознанности на протяжении этого периода достаточно устойчив (см. рис. 1, F = 2,72 при р = 0,03). Аналогичного взаимодействия факторов «возраст * пол» для показателя «финансовые права» не обнаружено.

Рисунок 1

Возрастная динамика показателя финансовой осознанности в выборках мальчиков и девочек

13 12,5 12 11,5 11 10,5 10 9,5 9 8,5 8

13 лет

Корреляционный анализ показал, что показатели финансовых прав и финансовой осознанности обратно пропорциональны друг другу. При этом показатель финансовых прав положительно связан с показателем регуляторной зрелости и отрицательно - с показателем рефлексивной зрелости; показатель финансовой осознанности положительно связан с показателем рефлексивной зрелости и отрицательно - с показателями регуляторной, нравственной и когнитивной зрелости (табл. 4).

Таблица 4

Результаты корреляционного анализа (корреляционная матрица)

Показатели 1 2 3 4 5 6

1. Финансовые права 1,00 -0,12** -0,06* 0,09** 0,03 0,00

2. Финансовая осознанность 1,00 0,19** -0,12** -0,08** -0,07**

3. Рефлексивная зрелость 1,00 0,23** 0,28** 0,22**

4. Регуляторная зрелость 1,00 0,39** 0,36**

5. Нравственная зрелость 1,00 0,36**

6. Когнитивная зрелость 1,00

* - р < 0,05; ** - р < 0,01.

14 лет 15 лет 16 лет 17 лет

Взаимодействия факторов «возраст * пол * достигнутый уровень личностной зрелости» ни в одном из случаев не обнаружено. Тем не менее, независимо от пола и возраста подростков показатель финансовых прав определяется самооценкой регуляторной зрелости: чем выше самооценка регуляторной зрелости, тем выше и показатель финансовых прав (F = 3,11 при р = 0,05). Показатель финансовой осознанности, напротив, имеет обратные связи с показателем самооценки регуляторной зрелости (F = 7,92 при р = 0,001), равно как и с показателем самооценки когнитивной зрелости (F = 3,50 при р = 0,03), однако прямо определяется показателем самооценки рефлексивной зрелости: более высокие показатели финансовой осознанности фиксируются у тех подростков, которые оценивают себя как рефлексивно зрелых (F = 9,92 при р = 0,001).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обсуждение результатов

Отношение к деньгам в подростковом возрасте опосредуется особенностями их социальной ситуации развития, в которой сочетаются стремление к финансовой самостоятельности, выступающей в современной культуре одним из «маркеров» взрослости (Luhr, 2018), и финансовая зависимость от родительской семьи (Грязнова и др., 2020). В связи с этим представляется целесообразным использовать для изучения отношения подростков к деньгам методические средства, учитывающие характеристики их социально-возрастного статуса. Один из возможных подходов к решению этой задачи - подход, предложенный И. Бойтлером и К. Гудмунсоном (Beutler & Gudmunson, 2012), который позволяет оценить отношение подростков к деньгам через анализ их представлений о собственных финансовых правах и ответственности за использование денежных ресурсов, предоставляемых родителями, что релевантно реальной жизненной ситуации большинства подростков (Грязнова и др., 2020).

Апробация русскоязычной версии «Шкалы отношения подростков к деньгам», предложенной И. Бойтлером и К. Гудмунсоном и позволяющей оценить отношение подростков к деньгам через анализ соотношения их представлений о своих финансовых правах и финансовой осознанности (Beutler & Gudmunson, 2012), позволила выделить субшкалы, содержательно идентичные тем, которые предложены авторами оригинальной методики, а также получить удовлетворительные показатели согласованности пунктов, составляющих субшкалы. В совокупности с обнаруженной в ходе корреляционного анализа отрицательной взаимосвязью показателей финансовых прав и финансовой осознанности, которая соответствует теоретическому конструкту, составляющему основу Шкалы, и эмпирическим данным, полученным ее авторами, это дает основания рассматривать полученные с помощью русскоязычной версии Шкалы результаты как в достаточной степени достоверные.

Наше исследование показало, что в старшем подростковом возрасте по мере взросления наблюдается последовательный рост показателя финансовой осознанности, что указывает на сопряженный с взрослением рост ответственности подростков за использование финансового ресурса, предоставляемого родителями. Показатель финансовых прав также несколько увеличивается с возрастом, однако его динамика менее выражена и не достигает статистической значимости. Учитывая разную размерность шкал финансовых прав и финансовой осознанности, можно заключить, что в старшем подростковом возрасте в структуре отношений к деньгам финансовая осознанность преобладает над финансовыми правами, причем по мере взросления эта тенденция усиливается, что, вероятно, является одним из аспектов процесса становления экономико-психологической зрелости личности (Дробышева, 2016). Тенденция

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

к увеличению финансовой осознанности на протяжении старшего подросткового возраста более выражена в выборке мальчиков, тогда как девочки к началу этого этапа, как правило, уже в достаточной степени осознают ответственность за использование родительского финансового ресурса, что, вероятно, обусловлено не только отмечаемой в литературе гендерной специфичностью отношения к деньгам (Lai, 2010; Bonsu, 2008), но и отражает более высокую степень рефлексивности девочек-подростков, в сравнении с ровесниками-мальчиками (например, Микляева, 2018). Эти выводы расширяют имеющиеся в литературе представления о том, что в старшем подростковом возрасте отношение к деньгам претерпевает содержательные изменения (Миронова, 2012). В соответствии с теоретическими основаниями, заложенными в основу диагностической методики, используемой для сбора эмпирических данных (Beutler & Gudmunson, 2012), можно констатировать, что по мере взросления увеличивается конструктивность отношения подростков к деньгам.

Анализ взаимосвязей показателей отношения подростков к деньгам и личностной зрелости, достигнутой к моменту участия в исследовании, показал, что показатели финансовых прав и финансовой осознанности не только отрицательно взаимосвязаны друг с другом, но и имеют противоположные (по знаку) корреляции с показателями, характеризующими различные компоненты личностной зрелости. Так, для показателя финансовых прав выявлены положительная взаимосвязь с показателем регуляторной зрелости и отрицательная - с показателем рефлексивной зрелости. Показатель финансовой осознанности, напротив, продемонстрировал положительную взаимосвязь с показателем рефлексивной зрелости и отрицательную - с показателем регуляторной зрелости, также, как и с показателями нравственной и когнитивной зрелости. Дисперсионный анализ подтвердил результаты корреляционного анализа для таких компонентов личностной зрелости, как регуляторная зрелость (для показателей финансовых прав и для финансовой осознанности), когнитивная и рефлексивная зрелость (только для показателя финансовой осознанности). Эти результаты указывают на то, что рост осознанности отношения к деньгам, которая может быть интерпретирована как признак конструктивности экономической социализации подростков, сопряжен, в первую очередь, с развитием их рефлексивного потенциала. Отсутствие взаимодействия факторов возраста, пола и достигнутого уровня личностной зрелости, установленное с помощью дисперсионного анализа, указывает на то, что эта тенденция является гендерно-универсальной и сохраняется на протяжении всего старшего подросткового возраста, не претерпевая существенных изменений по мере взросления.

При интерпретации результатов необходимо учитывать самооценочную природу показателей личностной зрелости, полученных в нашем исследовании (Микляева, 2018). В связи с этим можно предположить, что формирование конструктивного отношения к деньгам в подростковом возрасте связано не с дефицитом регуляторного, когнитивного (в соответствии с теоретическим конструктом, заложенным в «Шкалу самооценки личностной зрелости» -связанным с оценкой собственной «опытности») или нравственного потенциала, а с субъективным представлением подростков о том, что соответствующих ресурсов недостаточно для того, чтобы самостоятельно принимать финансовые решения. Опираясь на результаты наших предыдущих исследований (Микляева, 2018), можно предположить, что относительно низкая оценка этих компонентов личностной зрелости указывает на осознание подростками того, что «взрослость» пока еще не достигнута, тем самым определяя осознаваемую «зону ближайшего развития» в контексте личностного становления. В то же время этот результат

определяет одно из направлений работы в рамках психолого-педагогического сопровождения экономической социализации подростков, которое должно заключаться в создании предпосылок для дифференциации в сознании подростка представлений об экономическом статусе семьи и себе как субъекте семейной финансовой системы, использующем денежные ресурсы родителей, с одной стороны, и об индивидуальном экономическом статусе, опирающемся на финансовые права, обеспеченные реальным или предполагаемым в будущем самостоятельным заработком,- с другой стороны.

В связи с этим представляет интерес последующее вовлечение в аналогичные исследования подростков, имеющих опыт самостоятельного заработка, который, как отмечается исследователями, является одним из важнейших «маркеров» взрослости и находит выражение в их отношении к деньгам (Голубева, Гришачёва, 2014). Кроме того, перспективным представляется реализация подобных исследований в лонгитюдном дизайне, который поможет более точно, в сравнении с использованным в нашем исследовании методом поперечных срезов, проанализировать возрастную динамику отношения к деньгам и определяющие ее факторы. В совокупности это позволит лучше понять роль отношения к деньгам в становлении личности подростков, в частности - в освоении социальной роли взрослого человека.

Заключение

Таким образом, в ходе исследования установлено, что такие аспекты отношения подростков к деньгам, как финансовые права и финансовая осознанность, имеют возрастную и гендерную специфику, а также опосредованы уровнем личностной зрелости, достигнутым, по мнению самих подростков, к моменту участия в исследовании. Финансовая осознанность, рассматриваемая как более конструктивный вариант отношения к деньгам в подростковом возрасте, связана с высокой самооценкой рефлексивной зрелости на фоне недооценки ее других компонентов личностной зрелости (когнитивного, нравственного, регуляторного). Полученные результаты необходимо учитывать при разработке мероприятий, имеющих целью содействие экономической социализации подростков. Ограничения исследования связаны с тем, что выборку составили подростки, не имеющие опыта самостоятельного заработка, а также с использованием метода поперечных срезов для оценки возрастной динамики содержания отношения к деньгам в подростковом возрасте. Ближайшие перспективы исследования связаны с преодолением ограничений, сформулированных выше, и, в частности, предполагают расширение выборки путем включения в нее подростков, имеющих опыт самостоятельного заработка.

Литература

Голубева, Е. В., Гришачёва, Е. А. (2014). Конфликтное отношение к деньгам как деформация в экономическом сознании подростков, не имеющих опыта оплачиваемой трудовой деятельности. Фундаментальные исследования, 8, 985-988. Гришина, А. В., Косцова, М. В. (2021). Особенности отношения к деньгам у старшеклассников с экстернальным и интернальным локус контролем. Психология и педагогика в Крыму: пути развития, 2, 84-96. Грязнова, Е. В., Треушников, И. А., Мальцева, С. М., Зосич, А. С. (2020). Проблема отношения современных подростков к деньгам. Азимут научных исследований: экономика и управление, 9(4), 132-134. https://doi.org/10.26140/anie-2020-0904-0028

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Дейнека, О. С. (2000). Экономическая психология:учебное пособие. Изд-во Санкт-Петербургского университета.

Дробышева, Т. В. (2016). Подход к разработке феномена «экономико-психологическая зрелость». Экономическая психология: прошлое, настоящее и будущее, 3-2, 279-287.

Жихарева, Л. В. (2015). Психологические особенности отношения к деньгам в подростковом возрасте. Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология, 1, 92-100.

Журавлев, А. Л., Купрейченко, А. Б. (2007). Экономическое самоопределение. Теория и эмпирические исследования. Институт психологии РАН.

Зелизер, В. (2004). Социальное значение денег. ГУ ВШЭ.

Камнева, Е. В., Анненкова, Н. В. (2014). На пороге жизни: отношение к деньгам и карьерная ориентация. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета, 3, 65-68.

Капустин, А. А. (2001). Отношение различных социальных групп к деньгам: На основе комплексного социально-психологического исследования (кандидатская диссертация). Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова.

Махрина, Е. А. (2006). Виды и характеристики ценностно-смысловых отношений к деньгам у представителей социономических профессий (кандидатская диссертация). Ростовский государственный университет.

Микляева, А. В. (2018). Личностный инфантилизм в постиндустриальном обществе. Lap Lambert Academic Publishing.

Миронова, Т. Ю. (2012). Некоторые факторы отношения подростков и юношей к деньгам. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика, 72(3), 74-78.

Семенов, М. Ю. (2004). Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости (кандидатская диссертация). Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова.

Филинкова, Е. Б. (2010). Отношение старшеклассников к деньгам и способам их зарабатывания. Социальная психология и общество, 1, 152-173.

Фофанова, Г. А. (2017). Отношение к деньгам школьников и студентов. София: электронный научно-просветительский журнал, 1, 20-26.

Хащенко, В. А. (2005). Социально-психологические детерминанты экономической идентичности личности. В А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко (ред.), Проблемы экономической психологии (Т. 2, с. 513-556). Институт психологии РАН.

Baker, H. K., Kumar, S., Goyal, N., & Gaur, V. (2019). How financial literacy and demographic variables relate to behavioral biases. Managerial Finance, 45(1), 124-146. https://doi.org/10.1108/ MF-01-2018-0003

Beutler, I. F., & Gudmunson, C. G. (2012). New adolescent money attitude scales: Entitlement and conscientiousness. Journal of Financial Counseling and Planning, 23(2), 18-31.

Bocchialini, E., Ronchini, B., & Torti, F. (2022). Predicting students' financial knowledge from attitude towards finance. International Journal of Business and Management, 77(6), 13-33. https:// doi.org/10.5539/ijbm.v17n6p13

Bonsu, S. K. (2008). Ghanaian attitudes towards money in consumer culture. International Journal of Consumer Studies, 32(2), 171-178. https://doi.org/10.1111/j.1470-6431.2007.00639.x

Brown, F. H., & Jaffe, D. T. (2011). Overcoming entitlement and raising responsible next generation

family members. The Journal of Wealth Management, 73(4), 28-33. https://doi.org/10.3905/ jwm.2011.13.4.028

Engelberg, E. (2007). The perception of self-efficacy in coping with economic risks among young adults: An application of psychological theory and research. International Journal of Consumer Studies, 37(1), 95-101. https://doi.org/10.1111/j.1470-6431.2005.00494.x Fu, X., & Padilla-Walker, L. M. (2019). It's much more than money! Relations between adolescents' financial entitlement and behavioral outcomes. The Journal of Early Adolescence, 39(1), 28-40. https://doi.org/10.1177/0272431617725195 Furnham, A. (1999). The saving and spending habits of young people. Journal of Economic

Psychology, 20(6), 677-697. https://doi.org/10.1016/S0167-4870(99)00030-6 Hahn, J., & Abe, S. (2021). A comparative study on the financial literacy of Korean and Japanese college students. The Journal of Education, 47, 1-21. https://doi.org/10.25020/je.2021.41.s.1 Kasser, T., Rosenblum, K. L., Sameroff, A. J., Deci, E. L., Niemiec, C. P., Ryan, R. M., Arnadottir, O., Bond, R., Dittmar, H., Dungan, N., & Hawks, S. (2014). Changes in materialism, changes in psychological well-being: Evidence from three longitudinal studies and an intervention experiment. Motivation and Emotion, 38, 1-22. https://doi.org/10.1007/s11031-013-9371-4 Khalisharani, H., Johan, I. R., & Sabri, M. F. (2022). The influence of financial literacy and attitude towards financial behaviour amongst undergraduate students: A cross-country evidence. Pertanika Journal of Social Science and Humanities, 30(2), 449-474. https://doi.org/10.47836/ pjssh.30.2.03

Kim, J. H., & Torquati, J. (2021). Are you close with your parents? The mediation effects of Parent-Child closeness on young adults' financial socialization through young adults' self-reported responsibility. Journal of Family and Economic Issues, 42, 314-324. https://doi.org/10.1007/ s10834-020-09725-5

Lai, C.-W. (2010). How financial attitudes and practices influence the impulsive buying behavior of college and university students. Social Behavior and Personality, 38(3), 373-380. https://doi. org/10.2224/sbp.2010.38.3.373 Lewis, A., Webley, P., & Furnham, A. (1995). The new economic mind: The social psychology of

economic behavior. Harvester Wheatsheaf. Luhr, S. (2018). How social class shapes adolescent financial socialization: Understanding differences in the transition to adulthood. Journal of Family and Economic Issues, 39, 457-473. https://doi.org/10.1007/s10834-018-9573-8 Mulyani, S. H., Melmusi, Z., Okfrima, R., Lusiana, Farhannie, S., Noorma, & Ismail, K. (2018). Money attitudes among teenagers. Advanced Science Letters, 24(1), 334-337. https://doi.org/10.1166/ asl.2018.12001

Nano, D., Llukani, T., & Polo, A. (2015). The impact of family income on students financial attitude. European Journal of Economics and Business Studies, 1(3), 83-88. https://doi.org/10.26417/ ejes.v3i1.p83-88

Netemeyer, R. G., Warmath, D., Fernandes, D., & Lynch, J. G. (2018). How am I doing? Perceived financial well-being, its potential antecedents, and its relation to overall well-being. Journal of Consumer Research, 45(1), 68-89. https://doi.org/10.1093/jcr/ucx109 Ong, Z. Y., Lau, J. L., & Zainudin, N. (2021). Money attitude, materialism and compulsive buying among Malaysian young adults. Management Science Letters, 11, 281-290. https://doi. org/10.5267/j.msl.2020.8.005

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Rimple, M. (2021). Analysis of consumer well-being with reference to materialism and money

attitude. Indian Journal of Economics and Development, 77(2), 383-392. Sabri, M. F., Wijekoon, R., & Rahim, H. A. (2020). The influence of money attitude, financial practices, self-efficacy and emotion coping on employees' financial well-being. Management Science Letters, 70, 889-900. https://doi.org/10.52677j.msl.2019.10.007 Sabri, M. F., Wijekoon, R., Rahim, H. A., Burhan, N. A. S., Madon, Z., & Hamsan, H. H. (2022). Financial literacy, financial behavior, self-efficacy, and financial health among Malaysian households: The mediating role of money attitudes. International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences, 72(13), 114-125. https://doi.org/10.6007/IJARBSS/v12-i13/14150 Steinhart, Y., & Jiang, Y. (2019). Securing the future: Threat to self-image spurs financial saving intentions.

Journal of Personality and Social Psychology, 777(4), 741-757. https://doi.org/10.1037/pspa0000159 Sundarasen, S. D. D., & Rahman, M. S. (2017). Attitude towards money: Mediation to money management. Academy of Accounting and Financial Studies Journal, 27(1). https://www.abacademies. org/articles/attitude-towards-money-mediation-to-money-management-6564.html Talwar, M., Talwar, S., Kaur, P., Tripathy, N., & Dhir, A. (2021). Has financial attitude impacted the trading activity of retail investors during the COVID-19 pandemic? Journal of Retailing and Consumer Services, 58. https://doi.org/10.1016/j.jretconser.2020.102341 White, K., Watkins, K., McCoy, M., Muruthi, B., & Byram, J. L. (2021). How financial socialization messages relate to financial management, optimism and stress: Variations by race. Journal of Family and Economic Issues, 42, 237-250. https://doi.org/10.1007/s10834-020-09704-w Wilhelm, M. S., Varcoe, K. P., & Fridrich, A. H. (1993). Financial satisfaction and assessment of financial progress: Importance of money attitudes. Journal of Financial Counseling and Planning, 4, 181-199.

Yamauchi, K. T., & Templer, D. J. (1982). The development of a Money Attitude Scale. Journal of Personality Assessment, 46(5), 522-528. https://doi.org/10.1207/s15327752jpa4605 14

Поступила в редакцию: 28.07.2022 Поступила после рецензирования: 23.09.2022 Принята к публикации: 03.10.2022

Заявленный вклад авторов Светлана Александровна Безгодова - написание текста статьи и оформление статьи по редакционным правилам.

Марина Владиславовна Жарова - сбор эмпирических данных.

Анастасия Владимировна Микляева - планирование и руководство исследованием, анализ и интерпретация полученных эмпирических данных, написание текста статьи. Сергей Юрьевич Трапицын - замысел, планирование и проведение исследования.

Информация об авторах Светлана Александровна Безгодова - кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии социального взаимодействия, ФГБОУ «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; Scopus Author ID: 57128588500, ResearcherID: D-5173-2017, SPIN-код: 6644-6059, ORCID: https:// orcid.org/0000-0001-5425-7838; e-mail: s.a.bezgodova@gmail.com

Марина Владиславовна Жарова - кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента, ФГБОУ «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация; Scopus Author ID: 57204942258, ResearcherlD: B-2975-2014, SPIN-код: 9142-0728, ORCID: https://orcid.ora/0000-0003-2932-938X: e-mail: aarova-m@mail.ru Анастасия Владимировна Микляева - доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры психологии человека, ФГБОУ «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация: Scopus Author ID: 53984860100, ResearcherlD: D-4700-2017, SPIN-код: 9471-8985, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8389-2275: e-mail: a.miklyaeva@gmail.com

Сергей Юрьевич Трапицын - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой управления образованием и кадрового менеджмента, ФГБОУ «Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация: Scopus Author ID: 56698301200, ResearcherID: A-4489-2013, SPIN-код: 1582-2439, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3752-8848: e-mail: trapitsin@gmail.com

Информация о конфликте интересов

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.