Научная статья на тему 'ИНФАНТИЛИЗАЦИЯ В ОТНОШЕНИЯХ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ДЕНЬГАМ'

ИНФАНТИЛИЗАЦИЯ В ОТНОШЕНИЯХ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ДЕНЬГАМ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
114
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ / ФИНАНСОВЫЕ ПРАВА / ФИНАНСОВАЯ ОСОЗНАННОСТЬ / ПОДРОСТКИ / РОДИТЕЛИ / ИНФАНТИЛИЗИРУЮЩЕЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Безгодова Светлана Александровна, Микляева Анастасия Владимировна

Введение. Формирование финансовой осознанности является важнейшим аспектом взросления. В подростковом возрасте финансовая осознанность формируется, в первую очередь, в контексте распоряжения финансовыми средствами, предоставляемыми родителями, что определяет актуальность исследований вклада родительского отношения к подросткам в становление их финансовой осознанности. Цель исследования заключается в выявлении вклада инфантилизирующего отношения родителей, понимаемого как недооценка достигнутого подростком уровня субъективной взрослости, в его/ее представления о собственных финансовых правах и финансовой осознанности. Материалы и методы. В исследовании участвовали 1031 подростков 12-17 лет (64,9% девочек). Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью Опросника отношения к деньгам И. Бойтлера и К. Гудмунсона в адаптации авторов, а также модифицированной Методики диагностики самооценки Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейн. Результаты. Однофакторный дисперсионный анализ, проведенный на материале совокупной выборки (без учета пола) подтвердил, что подростки, отмечающие тенденцию к инфантилизирующему воспитанию со стороны родителей, характеризуются более высокими значениями показателя «финансовые права» (F=3,35 при р=0,03) и более низкими значениями «финансовая осознанность» (F=3,37 при р=0,03). Увеличение показателя финансовых прав под влиянием инфантилизирующего воспитания со стороны родителей в наибольшей степени характерно для подростков с низким уровнем субъективно достигнутой взрослости. Результаты исследования показывают необходимость учета характера детско-родительских отношений, а также отношения подростка к себе как к взрослеющему человеку, в психолого-педагогической работе, направленной на формирование ответственного поведения подростков в сфере экономических отношений. Заключение. Полученные результаты показывают необходимость построения индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения взросления обучающихся подросткового возраста, в частности в области экономических отношений, основанных на комплексном подходе, учитывающем не только особенности развития подростка, но и систему его отношений, опосредующую характер его социального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Безгодова Светлана Александровна, Микляева Анастасия Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFANTILISATION IN RELATIONS WITH PARENTS AS A FACTOR OF ADOLESCENTS’ ATTITUDE TO MONEY

Introduction. Formation of financial awareness is a critical aspect of adulthood. Financial awareness in adolescence is formed primarily in the context of disposing financial resources provided by parents, which explains the relevance of research into parental contribution to the development of adolescents’ financial awareness. The aim of the study is to identify the contribution of the parents’ infantilising attitude that is hereby treated as underestimation of the adolescent’s attained level of subjective adulthood, his/her perception of own financial rights and financial awareness. Materials and methods. A total of 1,031 adolescents aged 12-17 (64.9% - girls) took part in the survey. The empirical data were collected using I. Beutler’s and C. Gudmunson’s New Adolescent Money Attitude Scales as adapted by the authors, as well as the modified T. Dembo - S. Rubinstein self-assessment diagnostic technique. Results. The single-factor analysis of variance carried out on the basis of aggregate sample (without regard for the gender) confirmed that the adolescents who showed the tendency toward infantilising upbringing by the parents were characterised by higher values of the Financial Rights indicator (F=3.35 at p=0.03) and lower values of the Financial Awareness indicator (F=3.37 at p=0.03). The increase in the financial rights indicator under the influence of infantilising parental upbringing is most characteristic of the adolescents with low level of subjectively attained adulthood. The research results show the need to take into account the nature of parent-child relationship - as well as the teenager’s attitude towards himself/herself as a maturing person - in psychological and pedagogical work aimed at the formation of teenagers’ responsible behaviour in the sphere of economic relations. Conclusion. The obtained results show the need to construct individual routes of psychological and pedagogical support of adolescent learners in their adulthood, in particular, in the field of economic relations based on comprehensive approach that takes into account not only the peculiarities of adolescent development, but also the system of teenager’s relations mediating the nature of one’s social formation.

Текст научной работы на тему «ИНФАНТИЛИЗАЦИЯ В ОТНОШЕНИЯХ С РОДИТЕЛЯМИ КАК ФАКТОР ОТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ К ДЕНЬГАМ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-01/ Дата поступления: 24.08.2022 Дата публикации: 28.02.2023

С. А. БЕЗГОДОВА, А. В. МИКЛЯЕВА

Инфантилизация в отношениях с родителями как фактор отношения подростков к деньгам

Введение. Формирование финансовой осознанности является важнейшим аспектом взросления. В подростковом возрасте финансовая осознанность формируется, в первую очередь, в контексте распоряжения финансовыми средствами, предоставляемыми родителями, что определяет актуальность исследований вклада родительского отношения к подросткам в становление их финансовой осознанности. Цель исследования заключается в выявлении вклада инфантилизирующего отношения родителей, понимаемого как недооценка достигнутого подростком уровня субъективной взрослости, в его/ее представления о собственных финансовых правах и финансовой осознанности.

Материалы и методы. В исследовании участвовали 1031 подростков 12-17 лет (64,9% девочек). Сбор эмпирических данных осуществлялся с помощью Опросника отношения к деньгам И. Бойтлера и К. Гудмунсона в адаптации авторов, а также модифицированной Методики диагностики самооценки Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейн.

Результаты. Однофакторный дисперсионный анализ, проведенный на материале совокупной выборки (без учета пола) подтвердил, что подростки, отмечающие тенденцию к инфантилизирующему воспитанию со стороны родителей, характеризуются более высокими значениями показателя «финансовые права» ^=3,35 при р=0,03) и более низкими значениями «финансовая осознанность» ^=3,37 при р=0,03). Увеличение показателя финансовых прав под влиянием инфантилизирующего воспитания со стороны родителей в наибольшей степени характерно для подростков с низким уровнем субъективно достигнутой взрослости. Результаты исследования показывают необходимость учета характера детско-родительских отношений, а также отношения подростка к себе как к взрослеющему человеку, в психолого-педагогической работе, направленной на формирование ответственного поведения подростков в сфере экономических отношений.

Заключение. Полученные результаты показывают необходимость построения индивидуальных маршрутов психолого-педагогического сопровождения взросления обучающихся подросткового возраста, в частности в области экономических отношений, основанных на комплексном подходе, учитывающем не только особенности развития подростка, но и систему его отношений, опосредующую характер его социального становления.

Ключевые слова: отношение к деньгам, финансовые права, финансовая осознанность, подростки, родители, инфантилизирующее воспитание

Ссылка для цитирования:

Безгодова С. А., Микляева А. В. Инфантилизация в отношениях с родителями как фактор отношения подростков к деньгам // Перспективы науки и образования. 2023. № 1 (61). С. 340355. сМ: 10.32744Zpse.2023.120

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2023-2/23-01/ Accepted: 24 August 2022 Published: 28 February 2023

S. A. BEZGODOVA, A. V. MlKLYAEVA

Infantilisation in relations with parents as a factor of adolescents' attitude to money

Introduction. Formation of financial awareness is a critical aspect of adulthood. Financial awareness in adolescence is formed primarily in the context of disposing financial resources provided by parents, which explains the relevance of research into parental contribution to the development of adolescents' financial awareness. The aim of the study is to identify the contribution of the parents' infantilising attitude that is hereby treated as underestimation of the adolescent's attained level of subjective adulthood, his/her perception of own financial rights and financial awareness.

Materials and methods. A total of 1,031 adolescents aged 12-17 (64.9% - girls) took part in the survey. The empirical data were collected using I. Beutler's and C. Gudmunson's New Adolescent Money Attitude Scales as adapted by the authors, as well as the modified T. Dembo - S. Rubinstein self-assessment diagnostic technique.

Results. The single-factor analysis of variance carried out on the basis of aggregate sample (without regard for the gender) confirmed that the adolescents who showed the tendency toward infantilising upbringing by the parents were characterised by higher values of the Financial Rights indicator (F=3.35 at p=0.03) and lower values of the Financial Awareness indicator (F=3.37 at p=0.03). The increase in the financial rights indicator under the influence of infantilising parental upbringing is most characteristic of the adolescents with low level of subjectively attained adulthood. The research results show the need to take into account the nature of parent-child relationship - as well as the teenager's attitude towards himself/herself as a maturing person - in psychological and pedagogical work aimed at the formation of teenagers' responsible behaviour in the sphere of economic relations.

Conclusion. The obtained results show the need to construct individual routes of psychological and pedagogical support of adolescent learners in their adulthood, in particular, in the field of economic relations based on comprehensive approach that takes into account not only the peculiarities of adolescent development, but also the system of teenager's relations mediating the nature of one's social formation.

Keywords: attitudes towards money, financial rights, financial awareness, adolescents, parents, infantilising parenting

For Reference:

Bezgodova, S. A., & Miklyaeva, A. V. (2023). Infantilisation in relations with parents as a factor of adolescents' attitude to money. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 61 (1), 340-355. doi: 10.32744/pse.2023.1.20

_Введение

Vеждународная комиссия по перспективам образования в 2020 году представила девять ключевых идей для преодоления кризиса, вызванного пандемией COVID-19 и его последствий, где было высказано утверждение о том, что родители и их отношение к ребенку играют важную роль в становлении личности наряду с системой образования, в деятельность которой они были вынужденно включены в период пандемии COVID-19 благодаря дистанционным формам обучения, которое реализовывалось при их непосредственном участии. Связь всех субъектов образовательного процесса, подчеркивается в документе, является значимой для становления личности каждого ребенка, поэтому важно понимать роль каждого из них в процессе взросления подрастающих поколений.

Достижение финансовой независимости традиционно считается одной из ключевых задач взросления и остается одним из наиболее важных субъективных критериев достижения взрослости на протяжении последних десятилетий [20]. Ключевую роль в этом процессе играет формирование конструктивного отношения к деньгам, которое является ядром финансовой грамотности [25; 29], выступает в качестве надежного фактора защиты от финансовых трудностей, связанных с нерациональным обращением с деньгами [22; 24] и вносит существенный вклад в финансовое благополучие личности [38; 39].

Отношение к деньгам представляет собой установку личности, интегрирующую ее представления о деньгах как объекте социокультурной действительности, выражающуюся в монетарных мотивах [12] и регулирующую финансовое поведение личности [8; 17]. Исследования свидетельствуют о том, что период наиболее интенсивного формирования отношения к деньгам приходится на подростковый возраст. На более ранних этапах личностного становления отношение к деньгам характеризуется эмоциональной избирательностью и неустойчивостью [13], однако по мере взросления отношение к деньгам становится более рациональным [7] и нравственно опосредованным [23]. Если на первых этапах подросткового возраста деньги ассоциируются, в первую очередь, с независимостью [11], то к его окончанию отношение к деньгам включает в себя практически весь спектр функций, приписываемых деньгам взрослыми людьми [35], и, кроме того, монетарные отношения интегрируются в представления не только о своем настоящем, но и о жизненных перспективах [11]. В литературе имеются данные о том, что становление конструктивного отношения к деньгам в подростковом возрасте сопряжено с формированием качеств, традиционно атрибутируемых «взрослой личности», таких как просоциального поведения [28], интернальности [5] и способности к саморегуляции [3].

Таким образом, формирование отношения подростков к деньгам является важнейшим элементом освоения роли взрослого человека, которое традиционно рассматривается как важнейшая возрастная задача развития, определяющая психологическое содержание соответствующего возрастного этапа [2; 19]. Вместе с тем, решение этой задачи происходит на фоне сохранения финансовой зависимости подростков от родителей [6], которая противоречит нарастающей в данный возрастной период потребности иметь собственные деньги и распоряжаться ими по собственному усмотрению [33] и провоцирует конфликтное отношение к деньгам, фиксируемое многими

исследователями [6; 11]. Значимость фактора финансовой зависимости от родителей в становлении отношений подростков к деньгам иллюстрируется данными о том, что подростки, не имеющие источников самостоятельного дохода, характеризуются более противоречивым отношением к деньгам, чем их сверстники, имеющие опыт самостоятельного заработка [4]; кроме того, установлено, что в этом возрасте удовольствие от траты денег выше в том случае, если они заработаны самостоятельно, а не предоставлены родителями, поскольку распоряжение самостоятельно заработанными деньгами удовлетворяет остро актуальные потребности в автономии и компетентности [30]. В целом, в период активного формирования отношения к деньгам подростки, будучи преимущественно финансово зависимыми от родителей, балансируют между двумя противоречивыми тенденциями: признанием собственных финансовых прав, связанным с представлениями о том, что родители обязаны финансово обеспечивать потребности своих детей, и формированием финансовой осознанности, проявляющейся в ответственном отношении к денежным тратам, финансовом планировании и самоконтроле, а также нравственной опосредованности монетарных решений [23].

Отметим, что в современном мире наблюдается тенденция к пролонгации финансовой зависимости подростков от родителей [15; 16]. Исследованиями показано, что финансовая помощь от семьи, с одной стороны, удлиняет переход подростков к взрослой жизни, но, с другой стороны, может и облегчать его [34]. Помимо этого, родители сохраняют статус основных агентов экономической социализации [32], оказывая значимое влияние на отношение подростков к деньгам [31; 33]. Однако сегодня все большее распространение получает инфантилизирующее воспитание детей родителями, которое направленно на формирование или продление инфантильного состояния у подростка путем обращения с ним как с ребенком [9; 27]. Психологическая природа инфантилизации связана с созданием условий, в которых ожидания в отношении поведения людей, вышедших из детского возраста, в большей или меньшей степени сближаются с социальными представлениями, фиксирующими экспектации в отношении детского поведения [10]. Инфантилизация проявляется в занижении родителями реальных возможностей и достигнутых социальных компетенций подростков [25], а также в недооценке субъективного чувства достигнутой взрослости, присущего подросткам [18]. Хотя инфантилизирующие отношения могут быть в определенной степени выгодными для подростков, они влекут за собой негативные последствия для личностного становления, в частности, для формирования чувства собственной компетентности, являющегося неотъемлемым элементом субъективной взрослости [37].

Можно предполагать, что инфантилизирущее воспитание со стороны родителей будет находить отражение и в особенностях формирования отношения подростков к деньгам, в частности, в аспектах финансовых прав и финансовой осознанности. В пользу этого предположения косвенно свидетельствуют данные о различиях в становлении чувства взрослости, компетентности и самостоятельности у подростков, взросление которых происходит в условиях разной степени контроля со стороны родителей [14; 21]. Однако эмпирических исследований, в которых непосредственно изучается влияние инфантилизирующих отношений родителей на отношение подростков к деньгам, нами обнаружено не было. Это определило цель нашего исследования, которое посвящено анализу вклада инфантилизирующего воспитания родителей в представления подростков о собственных финансовых правах, а также их финансовой осознанности.

Исследование выполнено в парадигме социально-психологического подхода к анализу феномена взросления, в которой взросление понимается как процесс присвоения социальных ролей взрослого человека во всей совокупности ее атрибутов, в число которых входит осознанное и ответственное поведение в сфере финансов, происходящее на фоне становления субъективного чувства взрослости.

Целью исследования - выявить влияние на формирование отношение подростков к деньгам отраженного в их сознании воспитательного воздействия родителей.

В ходе исследования осуществлялся поиск ответов на два взаимосвязанных исследовательских вопроса: 1) Каким образом отношение к деньгам в подростковом возрасте связано с субъективным чувством взрослости? 2) Какой вклад в отношение подростков к деньгам вносит инфантилизирующее отношение к ним со стороны родителей?

_Материалы и методы

В исследовании приняли участие 1031 подростков в возрасте 13-17 лет, проживающих в разных регионах России, в том числе 362 мальчика и 669 девочек. Все подростки на момент исследования обучались в общеобразовательных организациях. Респонденты участвовали в исследовании добровольно и предоставляли информированные согласия, подписанные собственноручно, а также (для подростков младше 15 лет) подписанные их родителями или законными представителями. Программа и протокол исследования получили одобрение Этического комитета РГПУ им. А.И. Герцена (IRB00011060 Herzen State Pedagogical University of Russia IRB #1; протокол № 19 от 26.01.21).

Для изучения отношения к деньгам использовался опросник И. Бойтлера и К. Гудмунсона [23], адаптированный нами для русскоязычных подростков [1]. Опросник включает шкалы «финансовые права» и «финансовая осознанность», которые имеют удовлетворительные психометрические показатели и позволяют получить оценки уверенности подростков в том, что родители обязаны обеспечивать их финансово, в также в том, что им самим следует проявлять финансовую самодисциплину в отношении родительских денег. Опросник включает 10 пунктов, 6 из которых составляют показатель финансовых прав и 4 - показатель финансовой осознанности. Респондентам предлагается оценить степень согласия/несогласия с пунктами опросника, используя 4-балльную шкалу. Таким образом, диапазон оценок составляет от 6 до 24 баллов для шкалы «финансовые права» и от 4 до 16 баллов для шкалы «финансовая осознанность».

Оценка инфантилизации в отношениях с родителями и их инфантилизурующего воспитания строилась с опорой на анализ субъективного уровня взрослости, достигнутого подростком [18], и осуществлялась на основе модифицированной процедуры изучения самооценки, предложенной Т. В. Дембо и С. Я. Рубинштейн, с помощью которой оценивались субъективный уровень достигнутой взрослости (оценочная шкала «Насколько взрослым ты себя считаешь?», диапазон оценок от 0 до 10 баллов) и оценка взрослости, атрибутируемая родителям (оценочная шкала «Насколько взрослым тебя считают твои родители?», диапазон оценок от 0 до 10 баллов). Показатель инфантилизации в детско-родительских отношениях рассчитывался как разность между самооценкой взрослости и оценкой, атрибутируемой родителям, и мог составлять от

-10 до 10 баллов. Данный подход к оценке инфантилизации в отношениях подростков со взрослыми апробирован в наших предыдущих исследованиях, где показал свою эффективность [10; 36].

Статистическая обработка данных, которая была выполнена с помощью пакета прикладных статистических программ Statistica 10.0, включала расчет описательных статистик (M±SD), корреляционный анализ Пирсона (г) и дисперсионный анализ ^).

_Результаты исследования

Первичный анализ показал, что подростки констатируют тенденцию к инфантилизации со стороны родителей в 29,3% случаев. Анализ описательных статистик, а также взаимосвязей между изучаемыми переменными (см. табл. 1) на совокупной выборке позволил зафиксировать статистически значимые взаимосвязи между показателем инфантилизации в детско-родительских отношениях и показателями, характеризующими отношение подростков к деньгам, положительные для переменной «финансовые права» и отрицательные для «финансовой осознанности» (г=-0,12 при р<0,05). При этом прямая взаимосвязь показателя инфантилизации с возрастом не обнаружена, несмотря на то, что возраст оказался положительно связанным с показателями финансовых прав (г=0,09 при р<0,05) и самооценки взрослости (г=0,12 при р<0,05).

Таблица 1

Описательные статистики и корреляции межу переменными

Переменные (min; max) M S r

1 2 3 4 5

В целом по выборке (n=1031)

1. Финансовые права (6; 24) 12,65 3,47 1,00 -0,09* 0,11* 0,11* 0,09*

2. Финансовая осознанность (4; 16) 10,96 3,77 1,00 0,08* -0,12* 0,00

3. Самооценка взрослости (0; 10) 6,55 1,98 1,00 0,41* 0,12*

4. Инфантилизация в отношениях с родителями (-10; 10) 0,64 2,47 1,00 0,05

5. Возраст (12; 17) 14,98 1,39 1,00

В подгруппе мальчиков (n=362)

1. Финансовые права (6; 24) 12,64 3,57 1,00 -0,04 0,12* 0,02 0,01

2. Финансовая осознанность (4; 16) 10,28 4,01 1,00 0,04 -0,06 0,12*

3. Самооценка взрослости (0; 10) 6,40 2,07 1,00 0,41* 0,13*

4. Инфантилизация в отношениях с родителями (-10; 10) 0,48 2,46 1,00 0,06

5. Возраст (12; 17) 15,09 1,36 1,00

В подгруппе девочек (n=669)

1. Финансовые права (6; 24) 12,65 3,42 1,00 -0,13* 0,10* 0,16* 0,13*

2. Финансовая осознанность (4; 16) 11,33 3,59 1,00 0,10* -0,10* -0,05

3. Самооценка взрослости (0; 10) 6,64 1,93 1,00 0,40* 0,11*

4. Инфантилизация в отношениях с родителями (-10; 10) 0,72 2,48 1,00 0,06

5. Возраст (12; 17) 14,91 1,41 1,00

Примечания: min; max - минимальное и максимальное значение показателя, предусмотренные методикой; * - р<0,05.

Анализ описательных статистик, рассчитанных с учетом пола респондентов, показал, что между подгруппами девочек и мальчиков не выявлено достоверных различий по показателям самооценки достигнутой взрослости и инфантилизации в отношениях с родителями. Также не было зафиксировано статистически значимых различий по показателю «финансовые права», однако показатель «финансовая осознанность» при этом оказался достоверно более высоким в выборке девочек ^=12,34 при р<0,01).

Сравнение коэффициентов корреляции, полученных в группах девочек и мальчиков, показало сходную структуру взаимосвязей между переменными, включенными в анализ. Вместе с тем отмечено два существенных различия: во-первых, возраст в группе девочек положительно связан с показателем «финансовые права», а в группе мальчиков - с показателем «финансовая осознанность»; во-вторых, количество значимых корреляционных взаимосвязей между переменными, обнаруженных в группе девочек, в два раза превышает их количество в группе мальчиков (8 и 4 значимых корреляционных взаимосвязей соответственно). Количественные и структурные различия включенных в анализ показателей в выборках мальчиков и девочек, обнаруженные в ходе анализа описательных статистик и корреляционных взаимосвязей, определили необходимость учета фактора пола респондентов в ходе дальнейшего анализа данных. При этом неоднозначный характер взаимосвязей показателя самооценки взрослости с описанным выше комплексом взаимосвязей показателей отношения к деньгам и инфантилизации в детско-родительских отношениях (значимые положительные взаимосвязи с показателями отношения к деньгам и инфантилизации в отношениях с родителями, которые имеют не только положительные, но и отрицательные взаимосвязи друг с другом, которые отмечаются как по результатам анализа данных совокупной выборке, так и в выборке девочек) определил необходимость при анализе отношений подростков к деньгам учитывать не только фактор отражаемой ими инфантилизации в отношениях с родителями, но и уровень субъективно достигнутой взрослости.

Однофакторный дисперсионный анализ, проведенный на материале совокупной выборки (без учета пола) подтвердил, что подростки, отмечающие тенденцию к инфантилизирующему воспитанию со стороны родителей, характеризуются более высокими значениями показателя «финансовые права» (13,13±3,47 против 12,45±3,48, F=3,35 при р=0,03) и более низкими значениями «финансовая осознанность» (10,65±3,77 против 11,09±3,78, F=3,37 при р=0,03). По шкале финансовых прав достоверно более высокие значения в подгруппе подростков, отмечающих инфантилизацию со стороны родителей, были выявлены по трем пунктам: «Я считаю, что это обязанность моих родителей - оплачивать мои ежедневные нужды» ^=6,96 при р<0,01); «Я думаю, что родители должны оплатить мою покупку, даже если они не считают ее важной или необходимой» ^=4,66 при р<0,05) и «Я заслуживаю получать все вещи, которые хочу» ^=6,78 при р<0,01). По шкале финансовой осознанности достоверные различия зафиксированы только по одному пункту: «Когда мои родители покупают мне вещи, я пытаюсь "отплатить", помогая им» ^=5,59 при р<0,05).

Совместное влияние факторов инфантилизации со стороны родителей и самооценки взрослости на материале совокупной выборки было обнаружено только для переменной «финансовые права» ^=2,78 при р=0,05).

14,5 14 13,5 13 12,5 12 11,5 11 10,5

Отмечаются инфантилизирующие Инфантилизирующие отношения отношения (п=301) не отмечаются (п=730)

Рисунок 1 Зависимость показателя «финансовые права» от факторов инфантилизации в детско-родительских отношениях и самооценки взрослости

Согласно данным, представленным на рисунке 1, в подгруппах подростков с высоким и средним уровнем самооценки достигнутой взрослости инфантилизация со стороны родителей не вносит существенного вклада в показатель «финансовые права» (в подгруппе подростков с высоким уровнем субъективной взрослости, отмечающих инфатилизирующее воспитание со стороны родителей - 13,06±3,48, не отмечающих - 13,08±3,49; в подгруппе подростков со средним уровнем самооценки взрослости - 12,38±3,47 и 12,89±3,50 соответственно), но оказывается значимым фактором для подгруппы подростков с низким уровнем самооценки взрослости (14,26±3,96 и 11,92±3,87 соответственно).

На завершающем этапе в дисперсионный анализ был включен дополнительно фактор пола. В отношении показателя «финансовая осознанность» значимого влияния взаимодействия факторов «инфантилизация в отношениях с родителями * самооценка достигнутой взрослости * пол» зафиксировано не было ^=0,73 при р>0,05). Аналогично в отношении этого показателя не было зафиксировано совместного влияния факторов «самооценка достигнутой взрослости * пол» и «инфантилизация в отношениях с родителями * пол» ^=1,37 при р>0,05 и F=1,61 при р>0,05 соответственно). В отношении показателя «финансовые права» было обнаружено совместное влияние факторов «самооценка достигнутой взрослости * пол» ^=4,69 при р=0,01). Обнаружено, что показатель финансовых прав в выборке девочек практически линейно сопряжен с самооценкой достигнутой взрослости (в подгруппе с низкой самооценкой взрослости он составляет 12,38±3,48, со средней самооценкой взрослости - 12,98±3,40, с высокой самооценкой взрослости - 12,88±3,48). В подгруппе мальчиков наиболее низкие значения показателя финансовых прав продемонстрировали мальчики со средним уровнем самооценки достигнутой взрослости (2,29±3,40), показатели в подгруппах мальчиков в высокой и низкой самооценками достигнутой взрослости оказались существенно выше и составили 13,48±3,22 и 13,97±3,37 соответственно.

14,26 Ч

\

13,06 13,06

Низкий уроееньсамооценки взрослости (0-4балла, п=110)

1 Г I — —Ср е дн и й у ро в е н ь са моо цен ки взрослости (5-7баллов, п=590)

—высокий уровень са мооцен ки

взрослости (8-10 баллов. п=331)

_Обсуждение результатов

Наше исследование было посвящено проверке гипотезы о том, что инфанти-лизирующее отношение родителей к подросткам вносит вклад в их отношение к деньгам, проявляющееся в представлениях о собственных финансовых правах и финансовой осознанности.

Опираясь на социально-психологическую трактовку взросления [9; 20] и на представления об инфантилизации в детско-родительских отношениях как недооценке родителями субъективного чувства достигнутой взрослости [10], присущего подросткам [18], на первом этапе исследования мы обратились к анализу взаимосвязей между отношением подростков к деньгам и их оценки собственной взрослости. Результаты корреляционного анализа показали, что субъективная оценка взрослости положительно взаимосвязана с показателями финансовых прав и финансовой осознанности. Таким образом, подросткам, которые чувствуют себя более взрослыми, чем их сверстники, в большей степени свойственно представление о том, что родители должны обеспечивать финансовую сторону их жизни, однако в то же время они в большей степени, чем подростки с более низкими показателями субъективной взрослости, готовы принимать на себя ответственность за распоряжение финансовыми ресурсами, предоставляемыми родителями. Данные о взаимосвязи между финансовой осознанностью и самооценкой взрослости в целом совпадают с опубликованными нами сведениями о взаимосвязи финансовой осознанности и личностной зрелости [1], а также с результатами исследований, в которых показана связь финансовой осознанности с характеристиками, атрибутируемыми «взрослой личности» [3; 5].

В то же время прямая взаимосвязь самооценки взрослости и показателя финансовых прав оказалась неожиданной, поскольку в модели И. Бойтлера и К. Гудмунсона, выступающей в нашем исследовании в качестве теоретико-методологического основания изучения отношения подростков к деньгам, финансовые права рассматриваются как антитеза финансовой осознанности [23], что позволяет ожидать снижения показателя финансовых прав по мере роста показателя финансовой осознанности. Этот тезис в целом нашел подтверждение в отрицательной корреляционной взаимосвязи между показателями финансовых прав и финансовой осознанности, обнаруженной в ходе анализа корреляций, полученных на общей выборке, однако, как оказалось, он может быть уточнен благодаря учету такого параметра, как самооценка субъективно достигнутой взрослости подростка.

Интересными оказались взаимосвязи между показателями отношения подростков к деньгам и возрастом, полученными на совокупной выборке. Можно было бы ожидать, что с возрастом должны увеличиваться, в первую очередь, значения показателя финансовой осознанности, однако в нашем исследовании этот показатель не продемонстрировал статистически значимых корреляций с возрастом, тогда как показатель финансовых прав, напротив, оказался связанным с возрастом положительными связями, что указывает на его увеличение по мере взросления подростков. Однако, учитывая место показателя возраста в общей структуре корреляционных связей показателей, включенных в анализ (в частности, его тесные связи с самооценкой достигнутой взрослости), можно предполагать, в этом случае находит отражение изменение трактовки смысла «финансовых прав», которые, возможно,

по мере нарастания субъективного чувства взрослости начинают в большей степени ассоциироваться с автономизаций от родителей, выражающейся в праве самостоятельно принимать решения, в том числе и связанные с распоряжением финансовыми ресурсами, предоставляемыми родителями.

В целом, анализ противоречий во взаимосвязях самооценки взрослости и показателя финансовых прав, обнаруженных на материале анализа совокупной выборки, позволила сформулировать предположение о том, что уровень субъективной взрослости может опосредовать вклад инфантилизирующих отношений и инфантилизирующего воспитания со стороны родителей в отношение подростков к деньгам. Это предположение в дальнейшем нашло эмпирическое подтверждение.

Действительно, с помощью дисперсионного анализа было показано, что инфан-тилизация в отношениях с родителями, констатируемая подростками, является фактором, определяющим более высокие показатели финансовых прав и более низкие показатели финансовой осознанности. Учитывая, что формирование финансовой осознанности на фоне снижения финансовых прав рассматривается в качестве конструктивного пути становления отношения к деньгам в подростковом возрасте [23], мы можем считать ключевую гипотезу нашего исследования о том, что инфантилиза-ция со стороны родителей неблагоприятно сказывается на становлении отношения подростков к деньгам, подтвержденной.

Подростки, испытывающие инфантилизацию со стороны родителей, в значительно большей степени, чем их сверстники, уверены в том, что родители обязаны оплачивать их ежедневные нужды, а также удовлетворять их желания, связанные с покупками тех вещей, которые по тем или иным причинам нужны самим подросткам: по данным дисперсионного анализа, именно эти пункты опросника вносят наиболее существенный вклад в увеличение значения показателя «финансовые права» под влиянием инфантилизации со стороны родителей. При этом значимого влияния инфантилизирующего родительского воспитания на пункты, связанные с перспективным планированием («Я думаю, что родители должны оплатить мою покупку, даже если они не считают ее важной или необходимой») и увеличением автономности в отношениях с родителями («Мои родители должны давать мне карманные деньги»), не обнаружено. На этом основании можно утверждать, рост значений показателя «финансовые права» под влиянием родительской инфантилизации связан, в первую очередь, с укреплением представлений подростков о возможности с помощью родительского финансового ресурса удовлетворять свои ситуативные потребности, а не потребности, которые связаны с расширением своих возможностей, развитием и самосовершенствованием.

В структуре шкалы «финансовая осознанность» наиболее чувствительным к воздействию инфантилизирующего воспитания со стороны родителей оказался пункт «Когда мои родители покупают мне вещи, я пытаюсь "отплатить", помогая им», оценки по которому достоверно выше у тех подростков, которые не отмечают родительской инфантилизации. Остальные пункты, составляющие данную шкалу, по которым не было зафиксировано достоверных различий по параметру инфантилизации со стороны родителей, характеризуют, в первую очередь, субъективные переживания подростков, связанные с использованием финансовых ресурсов, предоставляемых родителями («осторожность», «ответственность»), что указывает на более выраженную готовность подростков, не испытывающих родительской инфантилизации, занимать более субъектную позицию в отношении денег, предоставляемых им родителями.

Однако, согласно результатам двухфакторного дисперсионного анализа, в котором учитывалось взаимодействие факторов инфантилизации и самооценки взрослости, наиболее уязвимым параметром отношения к родительской инфантилизации является финансовая осознанность, которая под воздействием недооценки родителями субъективной взрослости, достигнутой подростком, имеет устойчивую тенденцию к снижению. Изменение параметра финансовых прав под воздействием фактора инфантилизации со стороны родителей, в свою очередь, опосредовано уровнем субъективной взрослости подростка: показатель финансовых прав оказывается более устойчивым в подгруппе подростков, считающих себя в достаточной степени взрослыми, что, с нашей точки зрения позволяет рассматривать высокую самооценку взрослости в качестве фактора защиты в контексте решения возрастной задачи становления конструктивного отношения к деньгам в условиях инфантилизизации со стороны родителей.

Помимо общих тенденций, отражающих влияние инфантилизации со стороны родителей на отношение подростков к деньгам, наше исследование позволило обнаружить некоторые различия, опосредованные полом подростков. Так, было зафиксировано, что девочки-подростки характеризуются более высокими показателями финансовой осознанности, в сравнении с мальчиками. Этот результат, вероятно, отражает зафиксированное в наших предыдущих исследованиях рассогласование темпов освоения социальной роли взрослого мальчиками и девочками [10] и представляет собой проявление более высокой скорости интериоризации «взрослых» моделей поведения в подростковом возрасте девочками, в сравнении с мальчиками. Достоверно более высокие показатели финансовой осознанности в выборке девочек в совокупности с данными о положительных корреляционных взаимосвязях хронологического возраста с показателем финансовых прав на фоне положительных взаимосвязей возраста и «финансовой осознанности» в выборке мальчиков может указывать на то, что именно девочки, быстрее, в сравнении с мальчиками, достигая достаточного высокого уровня финансовой осознанности, к завершению подросткового возраста осмысляют свои финансовые права на качественно ином уровне, связывая их не только с возможностью удовлетворять ситуационно возникающие потребности, но и интегрируя их в представления о собственных перспективах развития, что было отмечено в исследованиях других авторов [11], однако, без учета пола подростков. Мальчики, в свою очередь, в период подросткового возраста, вероятно, продолжают «наращивать» финансовую осознанность, однако этот процесс, судя по всему, оказывается более вариативным, чем у девочек: на это указывает относительно небольшое, в сравнении с девочками, количество корреляционных связей между показателями, включенными в анализ, полученных в выборке мальчиков. Можно предполагать, что в этом находит отражение более противоречивое отношение к «атрибутам взрослости», к числу которых относятся и деньги, у подростков-мальчиков, чем у подростков-девочек, зафиксированное в наших предыдущих исследованиях [10]. Описанные гендерные различия характеризуют становление отношения подростков к деньгам вне зависимости от того, сталкиваются ли они с инфантилизацией со стороны родителей.

Подводя итоги, отметим, что наше исследование имело несколько ограничений, связанных, во-первых, с самооценочной природой показателя инфантилизи-рующих отношений и инфантилизирующего воспитания со стороны родителей, и, во-вторых, с отсутствием сведений о наличии или отсутствии у подростков - участ-

ников исследования самостоятельного дохода, который, возможно, мог бы опосредовать взаимосвязь отношения к деньгам и инфантилизирующим родительским отношением наряду с самооценкой взрослости [4; 30]. Преодоление этих ограничений составляет перспективу исследований, посвященных анализу влияния инфантилизации со стороны родителей на становление отношения к деньгам в подростковом возрасте. Помимо этого, представляется перспективным более глубокое изучение трансформаций содержания представлений о финансовых правах, сопряженных с взрослением подростков.

Заключение

Представленные в статье данные расширяют представления о социально-психологических закономерностях взросления подростков, прежде всего, в аспекте анализа становления из отношений к деньгам, которое в подростковом возрасте несет в себе существенный потенциал внутриличностного конфликта, обусловленного противоречием между стремлением подростков к автономии и финансовой зависимостью от родителей. Осознанное отношение к деньгам является важнейшим атрибутом взрослости. Его активное формирование начинается в подростковом возрасте, когда на фоне становления субъективного чувства взрослости происходит формирование паттернов монетарных отношений, складывающихся на этом этапе жизненного пути, в первую очередь, на основе опыта обращения с финансовыми ресурсами, предоставляемыми родителями. Наше исследование показало, что отношение родителей к взрослению подростков оказывает существенное влияние на отношение их детей к деньгам. В частности, установлено, что инфан-тилизация, проявляющаяся в родительской недооценке взрослости, субъективно достигнутой подростками, способствует более выраженным притязаниям их детей в сфере финансовых прав на фоне недостаточного осознания финансовой ответственности перед родительской семьей, предоставляющей финансовые ресурсы. Наиболее уязвимыми в этом контексте оказываются подростки с низким уровнем субъективно достигнутой взрослости, которые на фоне инфантилизации со стороны родителей демонстрируют завышенные притязания в сфере финансовых прав, не подкрепленные ростом финансовой осознанности, что противоречит конструктивной логике становления отношений к деньгам.

Результаты исследования свидетельствуют о том, что в образовательных организациях при разработке программ психолого-педагогического сопровождения становления подростков как субъектов экономических отношений целесообразно учитывать характер детско-родительских отношений, складывающихся в их семьях, а также субъективный уровень достигнутой взрослости, содействие росту которого может вносить существенный вклад в становление осознанности подростков в сфере финансовых отношений вне зависимости от поддержки со стороны родительской семьи.

_Финансирование

Работа выполнена в рамках государственного задания при финансовой поддержке Минпросвещения России (проект № FSZN-2020-0027).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Безгодова С.А., Жарова М.В., Микляева А.В., Трапицын С.Ю. Отношение к деньгам у старших подростков с разным уровнем личностной зрелости // Российский психологический журнал. 2022. Том 19. № 3. С. 150-163. DOI: 10.21702/rpj.2022.3.10

2. Выготский Л.С. Педология подростка. М.-Л.: Государственное учебно-педагогическое издательство, 1931. 504 с.

3. Глебец И.В. Взаимосвязь отношения к деньгам и показателей саморегуляции студентов-психологов // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2021. Том 18. № 4. С. 66-73. DOI: 10.31079/19922868-2021-18-4-66-73

4. Голубева Е.В., Гришачёва Е.А. Конфликтное отношение к деньгам как деформация в экономическом сознании подростков, не имеющих опыта оплачиваемой трудовой деятельности // Фундаментальные исследования. 2014. № 8. С. 985-988.

5. Гришина А.В., Косцова М.В. Особенности отношения к деньгам у старшеклассников с экстернальным и интернальным локус контролем // Психология и педагогика в Крыму: пути развития. 2021. № 2. С. 84-96.

6. Грязнова Е.В., Треушников И.А., Мальцева С.М., Зосич А.С. Проблема отношения современных подростков к деньгам // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Том 9. № 4. С. 132-134. DOI: 10.26140/anie-2020-0904-0028

7. Гулякина В.В. Отношение к деньгам подростков с разными проявлениями вербальной агрессии // Образование и общество. 2022. Том 135. № 4. С. 112-122.

8. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение. Теория и эмпирические исследования. М.: ИП РАН, 2007. 407 с.

9. Майорова-Щеглова С.Н., Митрофанова С.Ю. Раннее взросление или инфантилизация: парадокс событийности современного детства // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2020. Том 13. № 1. С. 25-39.

10. Микляева А. В. Личностный инфантилизм в постиндустриальном обществе. Дюссельдорф: Lap Lambert Academic Publishing, 2018. 227 с.

11. Миронова Т.Ю. Некоторые факторы отношения подростков и юношей к деньгам // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2012. Том 3. № 12. С. 74-78.

12. Семенов М.Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости: автореферат дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2004. 22 с.

13. Снурницына Ю.М. Концепт «деньги» в тезаурусе финансовой грамотности младшего школьника // Педагогическое образование и наука. 2021. № 6. С. 39-45

14. Терещенко В.В. Представления родителей и педагогов о взрослении растущих детей // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. № 3. С. 706-712. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2020-3-31

15. Тихомандрицкая О.А., Рикель А.М. (Не) взрослое поколение: модель исследования поколенческой относительности оценки взрослости // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2022. Том 2. № 19. С. 209-232. DOI: 10.22363/2313-1683-2022-19-2-209-232

16. Толстых Н.Н. Современное взросление // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 4. С. 7-24. DOI: 10.17759/cpp.2015230402

17. Хащенко В.А. Социально-психологические детерминанты экономической идентичности личности // Проблемы экономической психологии / под ред. А.Л. Журавлева, А.Б. Купрейченко. В 2 томах. Т. 2. М.: ИП РАН, 2005. С. 513-556.

18. Чернобровкина С.В. Представление о подростках как фактор их взросления // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2016. № 3. С. 56-65.

19. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 554 с.

20. Arnett J.J., Mitra D. Are the Features of Emerging Adulthood Developmentally Distinctive? A Comparison of Ages 18-60 in the United States // Emerging Adulthood. 2018. Vol. 4 (8). P. 412-419. DOI: 10.1177/2167696818810073

21. Assor A., Soenens B., Yitshaki N., Ezra O., Geifman Y., Olshtein G. Towards a wider conception of autonomy support in adolescence: The contribution of refective inner-compass facilitation to the formation of an authentic inner compass and well-being // Motivation and Emotion. 2020. Vol. 44. P. 159-174. DOI: 10.1007/s11031-019-09809-2

22. Aw E.C.-X., Cheah J.-H., Ng S.I., Sambasivan M. Breaking compulsive buying-financial trouble chain of young Malaysian consumers // Young Consumers. 2018. Vol. 19 (3). P. 328-344. DOI: 10.1108/YC-11-2017-00755

23. Beutler I.F., Gudmunson C.G. New adolescent money attitude scales: Entitlement and conscientiousness // Journal of Financial Counseling and Planning. 2012. Vol. 23 (2). P. 18-31.

24. Chatterjee D., Keswani T., Gupta S. Money attitudes of Indian adults: An exploratory study // SSRN Electronic Journal. 2018. DOI: 10.2139/ssrn.3683299

25. de Almeida F., Ferreira M.B., Soro J.C., Silva C.S. Attitudes toward money and control strategies of financial behavior: A comparison between over indebted and non-over indebted consumers // Frontiers in Psychology. 2021. Vol. 12. Art. 566594. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.566594

26. Epstein R. Teen 2.0: Saving our children and families from the torment of adolescence. Fresno: Quill Driver Books, 2010. 535 p.

27. Epstein R., Bock S.D., Drew M.J., Scandalis Z. Infantilization across the life span: A large-scale internet study suggests that emotional abuse is especially damaging // Motivation and Emotion. 2022. DOI: 10.1007/s11031-022-09989-4

28. Fu X., Padilla-Walker L.M. It's much more than money! Relations between adolescents' financial entitlement and behavioral outcomes // The Journal of Early Adolescence. 2019. Vol. 39 (1). P. 28-40. DOI: 10.1177/0272431617725195

29. Harnish R.J., Bridges K.R., Nataraajan R., Gump J.T., Carson A.E. The impact of money attitudes and global life satisfaction on the maladaptive pursuit of consumption // Psychology and Marketing. 2018. Vol. 35 (3). P. 189-196. DOI: 10.1002/mar. 21079

30. Jin B., Li J. Does spending self-earned money make college students happier? The effect of source of money on purchase happiness // Current Psychology. 2022. Vol. 41. P. 7500-7511. DOI: 10.1007/s12144-020-01186-1

31. Kim J.H., Torquati J. Are You Close with Your Parents? The Mediation Effects of Parent-Child Closeness on Young Adults' Financial Socialization Through Young Adults' Self-reported Responsibility // Journal of Family and Economic Issues. 2021. Vol. 42. P. 314-324. DOI: 10.1007/s10834-020-09725-5

32. Lep Z., Zupancic M., Poredos M. Saving of Freshmen and Their Parents in Slovenia: Saving Motives and Links to Parental Financial Socialization // Journal of Family and Economic Issues. 2022. Vol. 43. P. 756-773. DOI: 10.1007/ s10834-021-09789-x

33. Luhr S. How social class shapes adolescent financial socialization: Understanding dif-ferences in the transition to adulthood // Journal of Family and Economic Issues. 2018. Vol. 39. P. 457-473. DOI: 10.1007/s10834-018-9573-8

34. Mazelis J.M., Kuperberg A. Student Loan Debt, Family Support, and Reciprocity in the Transition to Adulthood // Emerging Adulthood. 2022. Vol. 10 (6). P. 1511-1528. DOI: 10.1177/21676968221080007

35. Mulyani S.H., Melmusi Z., Okfrima R., Farhannie S., Noorma L., Ismail K. Money attitudes among teenagers // Advanced Science Letters. 2018. Vol. 24 (1). P. 334-337. DOI: 10.1166/asl.2018.12001

36. Panferov V.N., Bezgodova S.A., Miklyaeva A.V. Infantilization of adolescents in the digital environment // E3S Web of Conferences. UESF-2021. 2021. Vol. 258. Art. 07033. DOI: 10.1051/e3sconf/202125807033

37. Raufelder D., Kulakow S. The role of the learning environment in adolescents' motivational development // Motivation and Emotion. 2021. Vol. 45. P. 299-311. DOI: 10.1007/s11031-021-09879-1

38. Rimple M. Analysis of consumer well-being with reference to materialism and money attitude // Indian Journal of Economics and Development. 2021. Vol. 17 (2). P. 383-392. DOI: 10.5958/2322-0430.2017.00228.1

39. Sabri M.F., Wijekoon R., Rahim H.A., Burhan N.A., Madon Z., Hamsan H.H. Financial literacy, financial behavior, self-efficacy, and financial health among Malaysian households: The mediating role of money attitudes // International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences. 2022. Vol. 12 (13). P. 114-125. DOI: 10.6007/IJARBSS/ v12-i13/14150

REFERENCES

1. Bezgodova S.A., Zharova M.V., Miklyaeva A.V., Trapitsyn S.Y. Attitude to money in older adolescents with different levels of personal maturity. Russian Psychological Journal, 2022, vol. 19, No. 3, pp. 150-163. DOI: 10.21702/ rpj.2022.3.10 (in Russ.)

2. Vygotsky L.S. Pedology of the Adolescent. M.-L.: State Pedagogical Publishing House, 1931. 504 p. (in Russ.)

3. Glebets I. V. The Relationship of Attitude to Money and Indicators of Self-regulation of Psychology Students. Social and Humanitarian Sciences in the Far East, 2021, vol. 18, no. 4, pp. 66-73. DOI: 10.31079/1992-2868-2021-18-4-6673 (in Russ.)

4. Golubeva E.V., Grishacheva E.A. Conflict attitude to money as a deformation in the economic consciousness of adolescents with no experience of paid employment. Fundamental Research, 2014, no. 8, pp. 985-988. (in Russ.)

5. Grishina A.V., Kostsova M.V. Features of the attitude to money in high school students with external and internal locus of control. Psychology and Pedagogy in the Crimea: ways of development, 2021, no. 2, pp. 84-96. (in Russ.)

6. Gryaznova E.V., Treushnikov I.A., Maltseva S.M., Zosich A.S. The problem of the attitude of modern teenagers to money. Azimuth of scientific research: Economics and Management, 2020, vol. 9. №4, pp. 132-134. DOI: 10.26140/ anie-2020-0904-0028 (in Russ.)

7. Guliakina V.V. The attitude to money of teenagers with different manifestations of verbal aggression. Education and society, 2022, vol. 135, no. 4, pp. 112-122. (in Russ.)

8. Zhuravlev A.L., Kupreichenko A.B. Economic self-determination. Theory and Empirical Studies. THEORY AND EMPIRICAL STUDIES. Moscow, IP RAN Publ., 2007. 407 p. (in Russ.)

9. Early adulthood or infantilization: the paradox of the events of modern childhood. Herald of St. Petersburg University. Sociology, 2020, vol. 13, no. 1, pp. 25-39. (in Russ.)

10. Miklyaeva A. V. Personal infantilism in post-industrial society. Dusseldorf, Lap Lambert Academic Publishing, 2018. 227 p. (in Russ.)

11. Mironova T.Y. Some factors in the attitudes of adolescents and young men to money. Izvestia Saratov University. New series. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2012, vol. 3. no. 12, pp. 74-78. (in Russ.)

12. Semenov M. Yu. Peculiarities of attitudes to money of people with different levels of personal maturity: Abstract Diss. Cand. Psychol. Sci., Yaroslavl, 2004. 22 p. (in Russ.)

13. Snurnitsyna Y.M. The concept of "money" in the thesaurus of financial literacy of a junior schoolboy. Pedagogical Education and Science, 2021, no. 6, pp. 39-45. (in Russ.)

14. Tereschenko V.V. Perceptions of parents and teachers about growing up children. Herzen readings: psychological research in education, 2020, no. 3, pp. 706-712. DOI: 10.33910/herzenpsyconf-2020-3-31 (in Russ.)

15. Tikhomandritskaya O.A., Rikel A.M. (Not) Adulthood: A Research Model of Generational Relativity of Adulthood Assessment. Bulletin of Peoples' Friendship University of Russia. Series: Psychology and Pedagogy, 2022, vol. 2, no. 19, pp. 209-232. DOI: 10.22363/2313-1683-2022-19-2-209-232 (in Russ.)

16. Tolstykh N.N. Modern Adulthood. Consulting Psychology and Psychotherapy, 2015, vol. 23. no. 4, pp. 7-24. DOI: 10.17759/cpp.2015230402 (in Russ.)

17. Khashchenko V.A. Socio-psychological determinants of an individual's economic identity. Problems of economic psychology / edited by A.L. Zhuravlev, A.B. Kupreichenko. Vol. 2. Moscow, IP RAN Publ., 2005, pp. 513-556. (in Russ.)

18. Chernobrovkina S. V. Representation of adolescents as a factor in their growing up. Vestnik of Omsk University. Series "Psychology", 2016, no. 3, pp. 56-65. (in Russ.)

19. Elkonin D.B. Selected psychological works. Moscow, Pedagogica Publ., 1989. 554 p. (in Russ.)

20. Arnett J.J., Mitra D. Are the Features of Emerging Adulthood Developmentally Distinctive? A Comparison of Ages 18-60 in the United States. Emerging Adulthood, 2018, vol. 4 (8, pp. 412-419. DOI: 10.1177/2167696818810073

21. Assor A., Soenens B., Yitshaki N., Ezra O., Geifman Y., Olshtein G. Towards a wider conception of autonomy support in adolescence: The contribution of refective inner-compass facilitation to the formation of an authentic inner compass and well-being. Motivation and Emotion, 2020, vol. 44, pp. 159-174. DOI: 10.1007/s11031-019-09809-2

22. Aw E.C.-X., Cheah J.-H., Ng S.I., Sambasivan M. Breaking compulsive buying-financial trouble chain of young Malaysian consumers. Young Consumers, 2018, vol. 19 (3), pp. 328-344. DOI: 10.1108/YC-11-2017-00755

23. Beutler I.F., Gudmunson C.G. New adolescent money attitude scales: Entitlement and conscientiousness. Journal of Financial Counseling and Planning, 2012, vol. 23 (2), pp. 18-31.

24. Chatterjee D., Keswani T., Gupta S. Money attitudes of Indian adults: An exploratory study. SSRN Electronic Journal, 2018. DOI: 10.2139/ssrn.3683299

25. de Almeida F., Ferreira M.B., Soro J.C., Silva C.S. Attitudes toward money and control strategies of financial behavior: A comparison between over indebted and non-over indebted consumers. Frontiers in Psychology, 2021, vol. 12. Art. 566594. DOI: 10.3389/fpsyg.2021.566594

26. Epstein R. Teen 2.0: Saving our children and families from the torment of adolescence. Fresno, Quill Driver Books, 2010. 535 p.

27. Epstein R., Bock S.D., Drew M.J., Scandalis Z. Infantilization across the life span: A large-scale internet study suggests that emotional abuse is especially damaging. Motivation and Emotion, 2022. DOI: 10.1007/s11031-022-09989-4

28. Fu X., Padilla-Walker L.M. It's much more than money! Relations between adolescents' financial entitlement and behavioral outcomes. The Journal of Early Adolescence, 2019, vol. 39 (1), pp. 28-40. DOI: 10.1177/0272431617725195

29. Harnish R.J., Bridges K.R., Nataraajan R., Gump J.T., Carson A.E. The impact of money attitudes and global life satisfaction on the maladaptive pursuit of consumption. Psychology and Marketing, 2018, vol. 35 (3), pp. 189-196. DOI: 10.1002/mar. 21079

30. Jin B., Li J. Does spending self-earned money make college students happier? The effect of source of money on purchase happiness. Current Psychology, 2022, vol. 41, pp. 7500-7511. DOI: 10.1007/s12144-020-01186-1

31. Kim J.H., Torquati J. Are You Close with Your Parents? The Mediation Effects of Parent-Child Closeness on Young Adults' Financial Socialization Through Young Adults' Self-reported Responsibility. Journal of Family and Economic Issues,2021, vol. 42, pp. 314-324. DOI: 10.1007/s10834-020-09725-5

32. Lep Z., Zupancic M., Poredos M. Saving of Freshmen and Their Parents in Slovenia: Saving Motives and Links to Parental Financial Socialization. Journal of Family and Economic Issues, 2022, vol. 43, pp. 756-773. DOI: 10.1007/ s10834-021-09789-x

33. Luhr S. How social class shapes adolescent financial socialization: Understanding dif-ferences in the transition to adulthood. Journal of Family and Economic Issues, 2018, vol. 39, pp. 457-473. DOI: 10.1007/s10834-018-9573-8

34. Mazelis J.M., Kuperberg A. Student Loan Debt, Family Support, and Reciprocity in the Transition to Adulthood. Emerging Adulthood, 2022, vol. 10 (6), pp. 1511-1528. DOI: 10.1177/21676968221080007

35. Mulyani S.H., Melmusi Z., Okfrima R., Farhannie S., Noorma L., Ismail K. Money attitudes among teenagers. Advanced Science Letters, 2018, vol. 24 (1), pp. 334-337. DOI: 10.1166/asl.2018.12001

36. Panferov V.N., Bezgodova S.A., Miklyaeva A.V. Infantilization of adolescents in the digital environment. E3S Web of Conferences. UESF-2021. 2021, vol. 258. Art. 07033. DOI: 10.1051/e3sconf/202125807033

37. Raufelder D., Kulakow S. The role of the learning environment in adolescents' motivational development. Motivation and Emotion, 2021, vol. 45, pp. 299-311. DOI: 10.1007/s11031-021-09879-1

38. Rimple M. Analysis of consumer well-being with reference to materialism and money attitude. Indian Journal of Economics and Development, 2021, vol. 17 (2), pp. 383-392. DOI: 10.5958/2322-0430.2017.00228.1

39. Sabri M.F., Wijekoon R., Rahim H.A., Burhan N.A., Madon Z., Hamsan H.H. Financial literacy, financial behavior, self-efficacy, and financial health among Malaysian households: The mediating role of money attitudes. International Journal of Academic Research in Business and Social Sciences, 2022, vol. 12 (13), pp. 114-125. DOI: 10.6007/ IJARBSS/v12-i13/14150

Информация об авторах Безгодова Светлана Александровна

(Россия, Санкт-Петербург) Доцент, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии профессиональной деятельности и информационных технологий в образовании Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена E-mail: s.a.bezgodova@gmail.com ORCID ID: 0000-0001-5425-7838 Scopus Author ID: 57128588500 ResearcherID: D-5173-2017

Микляева Анастасия Владимировна

(Россия, Санкт-Петербург) Доцент, доктор психологических наук, профессор кафедры общей и социальной психологии Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена E-mail: a.miklyaeva@gmail.com ORCID ID: 0000-0001-8389-2275 Scopus Author ID: 53984860100 ResearcherID: D-4700-2017

Information about the authors

Svetlana A. Bezgodova

(Russia, St. Petersburg) Associate Professor, Cand. Sci. (Psychol.), Associate Professor of Psychology of Professional Activity and Information Technologies in Education The Herzen State Pedagogical University of Russia E-mail: s.a.bezgodova@gmail.com ORCID ID: 0000-0001-5425-7838 Scopus Author ID: 57128588500 ResearcherID: D-5173-2017

Anastasia V. Miklyaeva

(Russia, Saint-Petersburg) Associate Professor, Dr. Sci. (Psychol.), Professor, Department of General and Social Psychology The Herzen State Pedagogical University of Russia E-mail: a.miklyaeva@gmail.com ORCID ID: 0000-0001-8389-2275 Scopus Author ID: 53984860100 ResearcherID: D-4700-2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.