Психология человека в образовании, 2021, т. 3, № 1 Psychology in Education, 2021, vol. 3, no. 1 _www.psychinedu. ru
Щ Check for updates
УДК 159.9 https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-1-34-40
Отношение к будущей профессии у китайских студентов,
обучающихся в России
Я. Дунш
1 Пиндиншаньский университет, 467000, Китай, Хэнань, Пиндиншань, округ Синьчэн,
Южная часть Вэйлай-роуд
Аннотация. Студенчество представляет собой особую социальную группу, главная задача которой — получение высшего образования и овладение высококвалифицированной профессией. В настоящее время все больше китайских студентов обучается в вузах России. Целью настоящего исследования стало определение отношения к будущей профессии у китайских студентов, обучающихся в России. В задачи исследования вошло сравнение отношения к будущей профессии у китайских студентов 1 и 4 курса, обучающихся в России, и у китайских студентов 1 и 4 курса, обучающихся в Китае; как дополнительная задача — сравнение отношения к будущей профессии у китайских студентов 1 и 4 курса, с одной стороны, и российских студентов 1 и 4 курса, с другой. В исследовании участвовали 720 студентов дневной формы обучения гуманитарного профиля Хэнаньского университета (Китай) и Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Россия). В исследовании использовалась авторская анкета «Сферы жизни».
Большинство студентов довольны выбранной профессией. Вместе с тем значительно отличаются ответы китайских студентов, обучающихся в России на 1 курсе. Они удовлетворены будущей профессией только в 32% случаев. Китайские первокурсники в России и особенно в Китае имеют более высокую готовность поступить в магистратуру, чем на четвертом курсе. Напротив, российские студенты больше хотят продолжить обучение в магистратуре на старших курсах. Эти результаты объясняются высокой ценностью образования в традиционной китайской культуре и желанием китайских первокурсников выполнить родительскую волю. В дальнейшем происходит корректировка жизненных планов. У всех студентов также отмечается готовность работать по специальности, кроме китайских студентов первого курса, обучающихся в России. В итоге выявлено, что отношение к профессии китайских студентов отличается от отношения к профессии российских студентов. На выявленных различиях сказываются адаптационные трудности первокурсников, начинающих обучение в чужой стране, а также социокультурная специфика студенчества. За время обучения китайскими студентами адаптационные трудности успешно преодолеваются. Данные об отношении к будущей профессии китайских студентов имеют значение для организации вузовской психологической службы в Китае и России.
Ключевые слова: отношение к жизненным сферам, будущая профессия, китайские студенты в Китае и России, удовлетворенность профессией, профессиональные планы, готовность работать по специальности.
Особенности познавательной деятельности и личности современных детей, подростков и молодежи в контексте проблем обучения
Сведения об авторе:
Яньбо Дун, SPIN-код: 5228-5586, e-mail: [email protected]
Для цитирования:
Дун, Я.
(2021) Отношение к будущей профессии у китайских студентов, обучающихся в России. Психология человека в образовании, т. 3, № 1, с. 34-40. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-1-34-40 Получена 28 августа 2020; прошла рецензирование 11 октября; принята 16 октября 2020.
Права: © Автор (2021). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Attitude to the future profession of Chinese students in Russia
Y. Dong™
1 Pingdingshan University, Southern section of Weilai Rd, Xincheng District, Pingdingshan, Henan 467000, China
Abstract. Students are a special social group who strive to obtain higher education and master a highly qualified profession. The purpose of this study was to determine the attitude of Chinese students in Russia to their future profession. It aimed to compare the attitude to the future profession of 1st and 4th-year Chinese students studying in Russia and Chinese students studying in China. Additionally, we compared the attitude to the future profession of Chinese and Russian students.
The study involved 720 full-time students of humanities at Henan University (China) and Herzen State Pedagogical University of Russia (Russia). The methodology included the author's questionnaire "Spheres of life". Most students are satisfied with their chosen profession. The responses of Chinese students studying in Russia in the 1st year differ significantly. They are satisfied with their future profession only in 32% of cases. Chinese first-year students in Russia and especially in China have a higher readiness to enter the master's programme than in the fourth year. On the contrary, Russian students are more willing to continue their master's studies at the senior level. These results are explained by the high value of education in traditional Chinese culture and the desire of Chinese first-year students to fulfill their parents' will. Later, life plans are adjusted. All students are also noted to be ready to work in their specialty, except for Chinese first-year students studying in Russia. It was revealed that the attitude to the profession of Chinese students differs from the attitude to the profession of Russian students. The identified differences are due to the adaptation difficulties of first-year students beginning their studies in a foreign country, as well as social and cultural adaptation. During their studies, Chinese students successfully overcome adaptation difficulties.
Keywords: attitude to life spheres, future profession, Chinese students in China and Russia, job satisfaction, professional plans, readiness to work in the specialty.
Author:
Yanbo Dong,
SPIN: 5228-5586,
e-mail: [email protected]
For citation:
Dong, Y.
(2021) Attitude to the future profession of Chinese students in Russia. Psychology in Education, vol. 3, no. 1, pp. 34-40. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-1-34-40 Received 28 August 2020; reviewed 11 October 2020; accepted 16 October 2020. Copyright: © The Author (2021). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Введение
Студенчество представляет собой особую социальную группу, главная задача которой — получение высшего образования и овладение высококвалифицированной профессией. Среди факторов, влияющих на успешное преодоление кризисов и профессиональное развитие, выделяются как внешние, так и внутренние ресурсы личности (Головей, Данилова, Рыкман и др. 2015). В настоящее время в связи с переходом на многоуровневую структуру подготовки необходимо решить ряд проблем, связанных с необходимостью усвоения студентами фундаментальных знаний, изменениями в организации учебного процесса и самореализации в будущей профессии (Сулаева 2018).
Человек учится не ради учебы как таковой, а ради своего будущего, чтобы иметь возможность применить полученные знания в профессии. В связи с этим изучение отношения к бу-
дущей профессии позволит выявить трудности современного студенчества. Во время обучения в вузе большую роль играют жизненные ориентации студентов, задавая направление развития личности (Манохина, Козловская 2015). Размытость жизненных ориентиров нередко приводит к проявлениям личностной незрелости в ситуациях морального выбора (Веселова, Коржова 2018). Тем не менее в молодости люди более открыты к изменениям, часто имея стремление к самосовершенствованию (Borg, Hertel, Hermann 2017).
В настоящее время все больше китайских студентов обучается в вузах России. У китайских и российских студентов отмечается сходная иерархия ценностных ориентаций; различия обусловлены особенностями социокультурной и экономической ситуации. Так, у российских студентов выше ценности здоровья и личностной зрелости. Китайские студенты больше стремятся опираться на других людей, чем на
себя, по сравнению с российскими студентами, что отражает коллективистскую ментальность (Манеров, Ван 2019). При содержательном анализе значимых жизненных ситуаций студентов выявлено, что наибольшая их значимость у китайских и российских студентов относится к учебе в вузе и школе (Коржова, Туманова, Дун 2019). Профессиональная занятость молодежи Китая составляет в настоящее время значительную социальную проблему. По нашим данным, в качестве основных критериев выбора профессии молодежью Китая называются высокий уровень доходов (62,4%), наличие условий для саморазвития личности (41,6%), высокий уровень квалификации (40,9%), социальное обеспечение (28,2%), стабильность (17,7%). Многие молодые люди намерены не только получить высокооплачиваемую работу, но и реализовать карьерный рост, личностно развиваться. Китайская молодежь избирает профессии топ-менеджеров/ менеджеров (17,6%), промышленных/технических экспертов (16,3%), учителей (12,2%), фрилансеров (11,9%). Однако работа остается крупнейшим источником стресса. Преодолевать его молодежь намеревается, как правило, посредством избегания трудностей, а не их активным разрешением. При этом существует выраженная конкуренция в борьбе за рабочие места среди бэби-бумеров и выходцев из сельского населения (Дун 2017). Китайские студенты, обучающиеся за рубежом, оценивают свое субъективное благополучие ниже, чем китайские студенты, обучающиеся на родине (Даниленко, Сюй 2016; Дун 2020).
Целью настоящего исследования стало определение отношения к будущей профессии у китайских студентов России и Китая. Использование категории «отношение» (Мясищев 2005) представляется продуктивным для понимания психологических закономерностей жизненного пути (Коржова 2020). Личность может быть понята как система отношений личности. Отношение к различным жизненным сферам дает обобщенную картину связи человека с миром, в котором он существует, проявляя в той или иной мере субъектную активность личности (Коржова, Волкова, Рудыхина, Туманова 2018).
Организация и методы исследования
Объектом исследования стало отношение к различным жизненным сферам китайских студентов. В качестве предмета исследования выступило отношение к будущей профессии китайских студентов, которые обучаются в России. Была выдвинута гипотеза: отношение
к будущей профессии в связи с различной социально-культурной средой различно у китайских студентов, получающих высшее образование в России и Китае. Задачей исследования стало сравнение отношения к будущей профессии у китайских студентов начального и выпускного курса, обучающихся в России, и у китайских студентов начального и выпускного курса, обучающихся в Китае; как дополнительная задача — сравнение отношения к будущей профессии у китайских студентов 1 и 4 курса и российских студентов 1 и 4 курса.
В исследовании участвовали студенты дневной формы обучения гуманитарного профиля Хэнаньского университета (Китай) и Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (Россия): китайские студенты 1 курса, временно живущие в России и обучающиеся в российском вузе (КР1); китайские студенты 4 курса, временно живущие в России и обучающиеся в российском вузе (КР4); китайские студенты 1 курса, живущие в Китае и обучающиеся в китайском вузе (КК1); китайские студенты 4 курса, живущие в Китае и обучающиеся в китайском вузе (КК4); российские студенты 1 курса, обучающиеся в России (РР1); российские студенты 4 курса, обучающиеся в России (РР4). Объем каждой выборки — 120 человек. В каждой выборке 50% мужчин и 50% женщин. Средний возраст студентов: КР1 — 19,6 лет, КР4 — 23,7 лет, КК1 — 18,8 лет, КК4 — 22,9 лет, РР1 — 17,4 лет, РР4 — 21,5 лет. В целом средний возраст студентов 1 курса — 18,6 лет, 4 курса — 22,7 лет.
В исследовании использовалась авторская анкета «Сферы жизни», в 2017 году апробированная на выборке из 500 представителей китайской молодежи. Анкета представляет собой ряд открытых и закрытых вопросов, предназначенных для изучения социально-демографических характеристик и отношения к различным жизненным сферам.
Результаты и их обсуждение
По данным проведенного исследования, китайские студенты, обучающиеся в России, существенно отличаются по отношению к будущей профессии от китайских студентов, обучающихся в Китае, а также от российских студентов, обучающихся в России. Были определены содержательные категории ответов и процентное соотношение ответов по каждому пункту. В данной статье приводятся результаты анкетирования, соответствующие поставленным задачам.
На рисунке 1 представлены результаты анкетирования по параметру отношения к будущей профессии.
Согласно рисунку 1, студенты, как правило, удовлетворены выбором профессии, причем российские студенты несколько больше. Однако явно отличаются ответы китайских студентов-первокурсников, обучающихся в России. Они удовлетворены будущей профессией только в 32% случаев. Несмотря на годичное обучение русскому языку, усвоение учебных дисциплин на русском зачастую становится серьезным испытанием. При этом к 4 курсу удовлетворенность будущей профессией растет и даже превышает ее у китайских студентов, обучающихся в Китае.
На рисунке 2 представлены результаты анкетирования относительно профессиональных планов после окончания вуза.
Согласно рисунку 2, китайские студенты, обучающиеся в России, на первом курсе имеют более высокую готовность поступить в магистратуру, чем на четвертом курсе. Такая же закономерность, но более ярко выраженная, отмечается у китайских студентов, обучающихся в Китае. Напротив, российские студенты больше хотят продолжить обучение в магистра-
туре на старших курсах. Эти результаты можно объяснить следующим образом.
Сам факт обучения является большой ценностью в китайской культуре. В традиционном конфуцианстве «личное совершенствование» и «обучение» считаются наиболее достойными видами деятельности. Государственные экзамены в императорском Китае являются неотъемлемой частью системы конфуцианского образования, обеспечивая соискателям доступ в государственный бюрократический аппарат и социальную мобильность. По мнению Б. Эл-мана (Б1шап 2006), после 1400 года и вплоть до отмены в 1905 году эта система была центральным элементом в социокультурной истории Китая. Начиная с XVI в. представители китайского чиновнического класса, сформированного при помощи этой экзаменационной системы, получили известность среди европейцев как «мандарины». Поэтому в традиционном китайском обществе обучение является практически единственным способом достижения высокого социального статуса. Необразованным членам общества остается заниматься сельскохозяйственным трудом. Эта традиция существует уже долгое время, и она глубоко повлияла на образовательную концепцию китайского
Рис. 1. Удовлетворенность будущей профессией китайских студентов в Китае и России
Условные обозначения: КК1 — китайские студенты 1 курса, обучающиеся в Китае; КК4 — китайские студенты 4 курса, обучающиеся в Китае; КР1 — китайские студенты 1 курса, обучающиеся в России; КР4 — китайские студенты 4 курса, обучающиеся в России; РР1 — российские студенты 1 курса, обучающиеся в России; РР4 — российские студенты 1 курса, обучающиеся в России.
Рис. 2. Профессиональные планы китайских студентов в Китае и России
Условные обозначения: КК1 — китайские студенты 1 курса, обучающиеся в Китае; КК4 — китайские студенты 4 курса, обучающиеся в Китае; КР1 — китайские студенты 1 курса, обучающиеся в России; КР4 — китайские студенты 4 курса, обучающиеся в России; РР1 — российские студенты 1 курса, обучающиеся в России; РР4 — российские студенты 1 курса, обучающиеся в России.
народа, согласно которой родители и общество придают большое значение обучению детей. Китайские первокурсники с большей вероятностью прислушаются к общественным традициям и с большей вероятностью примут совет своих родителей или педагогов. Поэтому даже первокурсники, которые на самом деле не хотят учиться, отвечают положительно о своих намерениях продолжить учебу. Иной ответ негативно будет характеризовать его жизненную активность в целом. На четвертом курсе действительно нужно сделать выбор, и доля желающих поступить в магистратуру начинает снижаться, когда будет действовать трезвая оценка ситуации. Российские же студенты, очевидно, в начале обучения еще смутно представляют будущую профессиональную деятельность. Однако к окончанию бакалавриата они понимают, что важно продолжить обучение.
На рисунке 3 представлены данные о намерениях студентов работать по специальности.
Согласно полученным данным, кроме китайских студентов первого курса, обучающихся в России, во всех выборках отмечены высокие показатели. Это соответствует выявленному выше более низкому уровню удовлетворенности профессией в выборке китайских студентов
первого курса, начинающих обучение в России. Из-за более низкого уровня удовлетворенности профессией доля тех, кто желает найти работу по специальности, также является относительно низкой.
Научная новизна полученных данных состоит в том, что впервые проведен сравнительный анализ отношения к профессии китайских студентов начальных и выпускных курсов, проживающих в Китае и России, а также произведено сравнение отношения к различным жизненным сферам китайских и российских студентов. Теоретическая значимость исследования состоит в расширении представлений об отношении к жизни китайской молодежи в Китае и за рубежом в сравнительном ключе. Данные об отношении к будущей профессии китайских студентов имеют значение для организации вузовской психологической службы в Китае и России.
Выводы
Отношение к профессии у китайских студентов, начинающих обучаться в России, существенно отличается от отношения к профессии китайских студентов, начинающих обучаться в Китае, а также от российских студентов, на-
Рис. 3. Готовность работать по специальности китайских студентов в Китае и России
Условные обозначения: КК1 — китайские студенты 1 курса, обучающиеся в Китае; КК4 — китайские студенты 4 курса, обучающиеся в Китае; КР — китайские студенты 1 курса, обучающиеся в России; КР4 — китайские студенты 4 курса, обучающиеся в России; РР1 — российские студенты 1 курса, обучающиеся в России; РР4 — российские студенты 1 курса, обучающиеся в России.
чинающих обучаться в России. За время обучения отношение к будущей профессии китайских студентов, обучающихся в России, значительно изменяется. На выявленных различиях сказы-
ников, начинающих обучение в чужой стране, а также социокультурная специфика студенчества. За время обучения китайскими студентами адаптационные трудности успешно преодо-
ваются адаптационные трудности первокурс- леваются.
Литература
Веселова, Е. К., Коржова, Е. Ю. (2018) Оценка ситуаций морального выбора современными студентами. Развитие человека в современном мире, № 1, с. 7-15.
Головей, Л. А., Данилова, М. В., Рыкман, Л. В. и др. (2015) Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование). СПб.: Нестор-История, 336 с.
Даниленко, О. И., Сюй, И. (2016) Субъективное благополучие китайских студентов на разных этапах обучения в вузах России и Китая. Российский психологический журнал, т. 13, № 4, с. 137-156.
Дун, Я. (2017) Ценности современной китайской молодежи. Казанский вестник молодых ученых, т. 1, № 1 (1), с. 74-77.
Дун, Я. (2020) Психологические предикторы удовлетворенности жизнью китайских студентов, начинающих обучение в России. Азимут научных исследований: педагогика и психология, т. 9, № 2 (31), с. 323-325.
Коржова, Е. Ю. (2020) Психология личности. СПб.: Питер, 549 с.
Коржова, Е. Ю., Волкова, Е. Н., Рудыхина, О. В., Туманова, Е. Н. (2018) Психология человека как субъекта жизнедеятельности и жизненного пути личности: основные итоги исследований. Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, № 187, с. 40-50.
Коржова, Е. Ю., Туманова, Е. Н., Дун, Я. (2019) Содержание значимых жизненных ситуаций у китайских и российских студентов. Письма в Эмиссия.Оффлайн, № 11 (ноябрь), ART 2789. [Электронный ресурс]. URL: http://emissia.org/offline/2019/2789.htm (дата обращения 11.08.2020).
Манеров, В. Х., Ван, Х. (2019) Контент-анализ результатов кросс-культурного исследования (на примере представлений о совести российских и китайских студентов). Письма в Эмиссия.Оффлайн, № 4 (апрель), ART 2717. [Электронный ресурс]. URL: http://emissia.org/offline/2019/2717.htm (дата обращения 11.08.2020).
Манохина, О. А., Козловская, С. Н. (2015) Социально-психологическая характеристика студенчества как большой социальной группы. Человеческий капитал, № 8 (80), с. 39-41.
Мясищев, В. Н. (2005) Психология отношений. М.: МПСИ, 158 с.
Сулаева, Ж. А. (2018) Основные психологические особенности студенческого возраста. В кн.: Г. Ю. Гуляев (ред.). Инновационное развитие: потенциал науки и современного образования: материалы Международной научно-практической конференции, 5 января 2018 г., Пенза. В 3 ч. Ч. 3. Пенза: Наука и Просвещение, с. 16-18.
Borg, I. (2017) Age and personal values: Similar value circles with shifting priorities. Psychology and Aging, vol. 32, no. 7, pp. 636-641.
Elman, B. A. (2006) A cultural history of modern science in late Imperial China. Cambridge, MA; London: Harvard University Press, 336 p.
References
Borg, I. (2017) Age and personal values: Similar value circles with shifting priorities. Psychology and Aging, vol. 32,
no. 7, pp. 636-641. (In English) Danilenko, O. I., Syuj, I. (2016) Sub'ektivnoe blagopoluchie kitajskikh studentov na raznykh etapakh obucheniya v vuzakh Rossii i Kitaya [The values of the Chinese students: the ratio of subjective significance-accessibility]. Rossijskij psikhologicheskij zhurnal — Russian Psychological Journal, vol. 13, no. 4, pp. 137-156. (In Russian) Dun, Y. (2017) Tsennosti sovremennoj kitajskoj molodezhi [Values of modern Chinese youth]. Kazanskij vestnik
molodykh uchenykh — Kazan Bulletin of Young Scientists, vol. 1, no. 1 (1), pp. 74-77. (In Russian) Dun, Y. (2020) Psikhologicheskie prediktory udovletvorennosti zhizn'yu kitajskikh studentov, nachinayushchikh obuchenie v Rossii [The life satisfaction psychological predictors of the Chinese students starting their studies in Russia]. Azimut nauchnykh issledovanij: pedagogika i psikhologiya — Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology, vol. 9, no. 2 (31), pp. 323-325. (In Russian) Elman, B. A. (2006) A cultural history of modern science in late Imperial China. Cambridge, MA; London: Harvard
University Press, 336 p. (In English) Golovej, L. A., Danilova, M. V., Rykman, L. V. et al. (2015) Professionalnoe razvitie lichnosti: nachalo puti (empiricheskoe issledovanie) [Professional development of a person: The beginning of the path (an empirical research)]. Saint Petersburg: Nestor-Istoriya Publ., 336 p. (In Russian) Korjova, E. Yu., Volkova, E. N., Rudykhina, O. V., Tumanova, E. N. (2018) Psikhologiya cheloveka kak sub'ekta zhiznedeyatel'nosti i zhiznennogo puti lichnosti: osnovnye itogi issledovanij [The psychology of a person as a subject of life activity and personality life span: Main research results]. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A. I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Science, no. 187, pp. 40-50. (In Russian) Korzhova, E. Yu. (2020) Psikhologiya lichnosti [Psychology of personality]. Saint Petersburg: Piter Publ., 549 p. (In Russian)
Korzhova, E. Yu., Tumanova, E. N., Dun, Y. (2019) Soderzhanie znachimykh zhiznennykh situatsij u kitajskikh i rossijskikh studentov [The content of significant life situations in Chinese and Russian students]. Pis ma v Emissiya.Offlajn — The Emissia.Offline Letters, no. 11 (November), ART 2789. [Online]. Available at: http://emissia.org/offline/2019/2789.htm (accessed 10.08.2020). (In Russian) Manerov, V. H., Van, H. (2019) Kontent-analiz rezul'tatov kross-kul'turnogo issledovaniya (na primere predstavlenij o sovesti rossijskikh i kitajskikh studentov) [Content analysis of the results of cross-cultural research (on the example of ideas about the conscience of Russian and Chinese students)]. Pisma v Emissiya.Offlajn — The Emissia.Offline Letters, no. 4 (April), ART 2717. [Online] Available at: http://emissia.org/offline/2019/2717.htm (accessed 11.08.2020). (In Russian) Manokhina, O. A., Kozlovskaya, S. N. (2015) Social'no-psikhologicheskaya kharakteristika studenchestva kak bol'shoj social'noj gruppy [Socio-psychological characteristics students as a big social group]. Chelovecheskij kapital — Human Capital, no. 8 (80), pp. 39-41. (In Russian) Myasishchev, V. N. (2005) Psikhologiya otnoshenij [Psychology of attitudes]. Moscow: MPSI Publ., 158 p. (In Russian) Sulaeva, Zh. A. (2018) Osnovnye psikhologicheskie osobennosti studencheskogo vozrasta [The main psychological features of student age]. In: G. Yu. Gulyaev (ed.). Innovatsionnoe razvitie: potentsial nauki i sovremennogo obrazovaniya: Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii, 5 yanvarya 2018 g., Penza [Innovative development: Potential of science and modern education: Proceedings of the International scientific and practical conference, 5 January 2018. Penza]: In 3 parts. Pt 3. Penza: Nauka i Prosveshchenie Publ., pp. 16-18. (In Russian)
Veselova, E. K., Korzhova, E. Yu. (2018) Otsenka situatsij moral'nogo vybora sovremennymi studentami [Assessment of the moral choice situations by modern students]. Razvitie cheloveka v sovremennom mire — Human Development in the Modern World, no. 1, pp. 7-15. (In Russian)