Психология человека в образовании, 2021, т. 3, № 1 Psychology in Education, 2021, vol. 3, no. 1 _www.psychinedu. ru
Щ Check for updates
Личность как субъект образования на различных этапах жизненного пути и проблемы психологии воспитания
УДК 159.9 https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-1-80-86
Совесть: история познания, состояние в современной России,
представления студентов.
Часть 2. Представления студенческой молодежи о совести: кросс-культурные различия, эволюция во времени, влияние духовной жизни
Х. Ван1, В. Х. Манеровш, А. Е. Фрай2
1 Аньцинский педагогический университет, Китай, провинция Аньхой, г. Аньцин, ул. Цзисянь, д. 1318 2 Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, 191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, д. 48
Аннотация. Статья раскрывает результаты эмпирических исследований, посвященных изучению представлений о совести в среде студенческой молодежи, проведенных авторами в течение предыдущего десятилетия (начиная с 2011 года). Представлены результаты монокультурного и кросс-культурного анализа представлений о совести российских и китайских студентов-гуманитариев, а также российских семинаристов. В монокультурном плане сопоставлялись выборки российских студентов-гуманитариев и семинаристов. Достоверно более высокий уровень позитивности образа совести обнаружен в группе семинаристов, получающих духовное образование. В кросс-культурном плане за период с 2011 г. по 2019 г. выявлялся характер изменений в представлениях о совести, а также в степени их позитивности у российских и китайских студентов. Показано, что если в 2011 г. отсутствовало статистически достоверное различие позитивности представлений о совести студентов из обеих стран, то в 2019 г. достоверно более позитивными оказались представления китайских студентов. Эти результаты интерпретируются как индикаторы трансформации нравственной сферы российской молодежи в контексте социальной ситуации, сложившейся в этот период в российском обществе. Однако и представления о совести, полученные в выборке китайских студентов, существенно (статистически достоверно) уступают по показателю позитивности российским семинаристам. Эти результаты убедительно свидетельствуют о том, что в формирование представлений о совести вносит существенный вклад опыт духовной жизни, постоянного духовного самосовершенствования, а также системы ценностей, в которой духовные интересы имеют приоритет над материально-потребительскими. В целом обобщение результатов исследований, реализованных нами в течение последнего десятилетия, убедительно свидетельствуют о том, что представления студенческой молодежи о совести являются динамичными, изменяясь от поколения к поколению, отражают культурный, социальный и духовный опыт молодых людей. Перспективы дальнейшего изучения представлений о совести связаны с учетом этих и других факторов, опосредующих их формирование, в исследовательских программах.
Ключевые слова: совесть, представления о совести, позитивность представлений, монокультурные исследования, кросс-культурные исследования, временной фактор, снижение уровня позитивности представлений у россиян.
Сведения об авторах:
Хаоюй Ван, e-mail: [email protected]
Валерий Хайдарович Манеров, SPIN-код: 3161-5276, ResearcherlD: D-9752-2017, ORCID: 0000-0002-5085-5133, e-mail: [email protected] Андрей Евгеньевич Фрай, e-mail: [email protected] Для цитирования: Ван, Х., Манеров, В. Х., Фрай, А. Е. (2021) Совесть: история познания, состояние в современной России, представления студентов. Часть 2. Представления студенческой молодежи о совести: кросс-культурные различия, эволюция во времени, влияние духовной жизни. Психология человека в образовании, т. 3, № 1, с. 80-86. https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-1-80-86 Получена 6 декабря 2020; прошла рецензирование 21 декабря; принята 21 декабря 2020.
Права: © Авторы (2021). Опубликовано Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена. Открытый доступ на условиях лицензии CC BY-NC 4.0.
Conscience: Historical overview of research, state-of-the-art in modern Russia, students' views.
Part 2. Students' perceptions of conscience: Cross-cultural differences, evolution in time, the impact of spiritual life
H. Wang1, V. Kh. Manerov02, A. E. Frai2
1 Anqing Normal University, 1318 Jixian North Road, Anqing, Anhui Province, China 2 Herzen State Pedagogical University of Russia, 48 Moika Emb., Saint Petersburg 191186, Russia
Abstract. The article reveals the results of a decade-long empirical study of ideas about conscience among students. The study is a monocultural and cross-cultural analysis of ideas about conscience shared by Russian and Chinese students of humanities as well as Russian seminarians. A monocultural study compared the samples of Russian humanities students and seminarians. A significantly higher level of positiveness of the image of conscience was found in the group of seminarians receiving spiritual education. A cross-cultural study that lasted from 2011 to 2019 explored the nature of changes in ideas about conscience as well as changes in the degree of their positivity among Russian and Chinese students. In 2011 both Chinese and Russian students showed no statistically significant difference in the positivity of ideas about conscience, while in 2019 the views of Chinese students turned out to be significantly more positive. Presumably, these results indicate the transformation of morality experienced by Russian youth in the wake of social changes in Russia. However, the ideas about conscience obtained from the sample of Chinese students are significantly inferior in terms of positivity to Russian seminarians. These results convincingly indicate that spiritual life, constant spiritual self-improvement as well as the value system with the priority of spiritual interests over consumerism makes a significant contribution to the formation of ideas about conscience. The results of a decade-long research provide evidence that the ideas of students about conscience are dynamic; they evolve from generation to generation and reflect cultural, social and spiritual experience of young people.
Keywords: conscience, ideas about conscience, positivity of ideas, monocultural studies, cross-cultural studies, time factor, decrease in the level of positivity of ideas among Russians.
Authors:
Haoyu Wang, e-mail: [email protected]
Valery Kh. Manerov, SPIN: 3161-5276, ResearcherlD: D-9752-2017, ORCID: 0000-0002-5085-5133, e-mail: [email protected]
Andrey E. Frai, e-mail: [email protected] For citation:
Wang, H., Manerov, V. Kh., Frai, A. E. (2021) Conscience: Historical overview of research, state-of-the-art in modern Russia, students' views. Part 2. Students' perceptions of conscience: Cross-cultural differences, evolution in time, the impact of spiritual life. Psychology in Education, vol. 3, no. 1, pp. 80-86.
https://www.doi.org/10.33910/2686-9527-2021-3-1-80-86
Received 6 December 2020; reviewed 21 December 2020; accepted 21 December 2020. Copyright: © The Authors (2021). Published by Herzen State Pedagogical University of Russia. Open access under CC BY-NC License 4.0.
Часть 1: Ван, Х., Манеров, В. Х., Фрай, А. Е. (2020) CoBecTb: история познания, состояние в современной России, представления студентов. Часть 1. Трансформация совести в эпоху постмодерна. Психология человека в образовании, т. 2, № 4, с. 337-348. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-4-337-348
Part 1: Wang, H., Manerov, V. Kh., Frai, A. E. (2020) Conscience: The history of the concept, the state of affairs in modern Russia, and students' views. Part 1. Transformation of conscience in the postmodern era. Psychology in Education, vol. 2, no. 4, pp. 337-348. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-4-337-348
Введение
Исследования совести, выполняемые нами уже третье десятилетие, обсуждаются в рамках статьи по нескольким основным направлениям. В них на начальном этапе анализировалась методологическая основа исследований, выявля-
лись особенности предмета исследования, разрабатывалось и апробировались методическое обеспечение, включавшее в итоге психодиагностические, психосемантические, проективные методы, а также опросник свойств, состояний совести (ОССС) (Ван, Манеров, Фрай 2020; Манеров 2009). К монокультурным
исследованиям привлекались первоначально студенты психологического профиля (РГПУ им. А. И. Герцена), затем круг респондентов расширялся по профилю обучения, полу, будущей профессии, возрасту, региону проживания, религиозности и т. д. (Манеров 2019; Манеров, Богдановская, Проект 2019). Так, по результатам исследования 80 российских студентов, проведенного в 2011 г. с помощью проективной методики «Моя совесть — это...», обнаружено, что 84% студентов дневного отделения признают у себя наличие работающей совести (Манеров 2011). Характерна также позитивность представлений о природе совести: у студентов дневного отделения количество присваиваемых совести позитивных личностных черт больше, чем негативных, в 38 раз. В то же время у студентов-заочников количество позитивных черт оказалось большим, чем негативных черт, лишь в 2,2 раза. Кроме того, совесть подавляющим большинством респондентов трактовалась как продукт воспитания, прежде всего семейного.
В начале второго десятилетия возникла возможность проведения кросс-культурных исследований совести. Первоначально в исследовании участвовали российские и китайские студенты (Ван 2013; Манеров, Ван 2013). На этом этапе в первую очередь интерес представляло общее и различное в содержании представлений, а также соотношение уровня позитивности представлений о совести в сравниваемых культурах. К 2020 г. число сравниваемых культур в кросс-культурных исследованиях совести, до сих пор практически не проводившихся в России, достигло шести (Манеров, Богдановская, Проект 2019).
Второе направление, недавно инициированное, требующее реализации исследований, во многом похожих на лонгитюдное, в монокультурном варианте было направлено на изучение эволюции представлений о совести, то есть на анализ изменений в структуре представлений, происходящих в той или иной культуре. Кроме того, оно может приобретать черты кросс-культурного исследования при изучении особенностей эволюции представлений о совести в сравниваемых культурах. Результаты подобного кросс-культурного изучения эволюции представлений о совести у российских и китайских студентов будут представлены далее (Манеров, Ван 2019).
Третье направление исследований было нацелено на выявление в функционировании совести, описываемом системой представлений, тех или иных духовных компонентов, связанных с бытием человека в мире, картиной мира,
религиозностью, склонностью к покаянию при ошибках, нанесенных обидах. Поиск влияния подобных духовных факторов на представления о совести производился с помощью проективных методик, например «Моя совесть — это.», либо задавался путем привлечения религиозных респондентов, например семинаристов. Особенности их представлений о совести, их позитивность также будут рассмотрены ниже.
Кросс-культурные различия в представлениях о совести
Возвращаясь к кросс-культурному сравнению представлений о совести, отметим, что проблема состояла в том, что китайская культура рядом философов именуется культурой стыда, а не вины; в этой связи создавалась концепция, согласно которой отрицается наличие в ней совести в том виде, в каком она понимается в западной культуре (Шуваев, Темиров 2011). Заметим, однако, что подобные концепции были подвергнуты серьезной критике и не получили поддержки. В диссертационной работе нашего аспиранта Хаоюя Ван с 2011 г. по 2013 г. изучались представления о совести студентов-гуманитариев, измеренные с помощью опросника ОССС. Сравнивались представления российских студентов (100 человек) и представления китайских студентов, разделенных на две группы (каждая по 100 человек), выравненных по возрасту и полу (Ван 2013). Одна из выборок состояла из студентов, обучающихся в КНР, другая — из обучавшихся и временно живших в Санкт-Петербурге. Далее приведем лишь интересующие нас индексы позитивности представлений у россиян и китайцев. Индекс рассчитывается как сумма средних (по выборке) баллов для 73 пунктов опросника ОССС, в котором минимальный балл равен 1, максимальный балл равен 7. Учитывалась также модальность (позитивность либо негативность) оценок. Ниже показаны индексы позитивности представлений о совести (ИПС) для трех сравниваемых групп (см. табл. 1).
Как видно, наивысший результат для ИПС, отражающий позитивность представлений о совести, получен для группы россиян, несколько ниже — для группы китайских студентов в России, еще ниже — для группы китайских студентов в Китае. Расчет достоверностей межгрупповых различий (критерий Манна — Уитни) показал, что для всех трех сравнений не подтвердились гипотезы о наличии достоверных различий значений ИПС в трех сравниваемых группах, трижды подтверждалась нулевая гипотеза (Ван 2013).
Табл. 1. Значения индекса позитивности представлений о совести (ИПС) для трех выборок студентов
Параметр 1. Русские студенты 2. Китайские студенты (в Китае) 3. Китайские студенты (в России)
ИПС 322,8 316,9 319,5
Эволюция представлений о совести в 2011-2019 гг.
Как отмечалось выше, в контексте наших целей важным является анализ изменений позитивности представлений о совести в сравниваемых культурах, то есть изменения представлений у российских и китайских студентов, произошедшие с 2011 года (первое измерение) по 2019 год (второе измерение). Мы видим, что измерение 2011 г. не обнаружило достоверных различий позитивности представлений о совести у студентов, россиян и китайцев. Однако затяжной экономический кризис в РФ, недостаточный рост экономики наряду с непреодоленным состоянием социальной аномии могут способствовать снижению уровня морали, нравственности и совести. На этом фоне весьма успешно развивающаяся экономически и активно внедряющаяся в экономики стран третьего мира КНР создает условия и для благополучия в состоянии морали и совести у населения. Поясним, что далее при сравнительном анализе представлений о совести в 2019-2020 гг. использовался уже другой подход измерения позитивности нравственных представлений, позволяющий проследить изменения в разных компонентах системы представлений.
Для этого предварительно проводился факторный анализ данных, полученных при использовании опросника ОССС. По результатам факторного анализа данных были выделены семь главных факторов: четыре фактора, отражающих позитивные представления о совести, и три, отражающих негативные представления; каждый фактор включал 12 пунктов опросника ОССС. Позитивные факторы получили названия: 1) деятельная совесть; 2) совесть как переживание; 3) религиозная совесть; 4) совесть как чистота души. Три негативных фактора названы следующим образом: 5) инфантильная, зависимая совесть; 6) позиция эгоистичного прагматизма; 7) негативное «осовременивание» совести. Следует пояснить, что максимальный балл по каждому фактору равен 84. Величины значения для семи указанных факторов рассчитывались для студентов-психологов из РГПУ им. А. И. Герцена, семинаристов из духовной академии (Фрай 2020), а также для группы китайских студентов, обучающихся в Китае (Манеров, Ван 2013). В таблице 2 показаны соответствующие расчеты для трех выборок и семи факторов, характеризующих позитивность их представлений о совести на уровне среднего реципиента для каждой из трех выборок.
Табл. 2. Уровень позитивности (пункты 1-4) и негативности (пункты 5-7) представлений о совести, интегративный индекс позитивности представлений о совести для трех выборок
Основные факторы в системе представлений о совести Средний балл
1. РФ, студенты-психологи 2. РФ, семинаристы 3. КНР, студенты-гуманитарии
1. Деятельная совесть 59,67 67,80 61,90
2. Совесть как переживание 61,02 64,04 64,64
3. Религиозная совесть 47,24 67,26 53,20
4. Совесть как чистота души 54,38 64,66 59,76
5. Совесть инфантильная, зависимая 37,17 35,58 40,92
6. Позиция эгоистичного прагматизма 38,20 28,20 34,64
7. Негативное «осовременивание» совести 39,74 26,24 30,49
8. Сумма позитивных качеств 222,31 263,76 239,50
9. Сумма негативных качеств 114,81 89,90 106,05
10. Интегративный индекс позитивности представлений о совести 107,50 173,86 133,45
Интегративный индекс позитивности представлений о совести для каждой выборки рассчитывался как разность суммы позитивных (п. 8) и негативных (п. 9) представлений о совести. Как видно, наиболее высок ИПС у семинаристов (173,86), несколько ниже у студентов-психологов из КНР (133,45), последними оказались российские студенты-психологи (107,50). Критерий Манна — Уитни показал достоверность различий индексов позитивности совести при сравнении трех выборок. Исключение из расчетов фактора 3 (религиозной совести) не изменяет этого общего вывода.
Сравнение межгрупповых различий в системах представлений о совести российских и китайских студентов в 2011 и 2019 гг. приводит к выводу о том, что студентов-россиян, которые не уступали китайским студентам в позитивности представлений о совести в 2011 г., через восемь лет сменяет поколение, которое начинает существенно уступать своим китайским коллегам по этому критерию. В 2011 г. эти различия не были достоверными (см. табл. 1), а в 2019-2020 гг. (см. табл. 2, группы 1 и 3) выборка россиян обнаруживает существенно и достоверно более низкий уровень позитивности представлений. Как видно, особенно велико это различие в факторах «совесть как чистота души» и «негативное осовременивание совести» и невелико по фактору «деятельная совесть». Достаточно заметны и различия по фактору «религиозной совести».
Полученный результат позволяет высказать предположение о природе выявленных различий в сравниваемых группах (кроме семинаристов). Это различие представлений обнаружено преимущественно в ментальной сфере, на уровне представлений о совести, понимания ее природы в сознании и самосознании. В меньшей степени он выявлен на уровне оценки нравственности поступков. Как представляется, этот вывод корреспондирует с выводами Н. Г. Брю-ховой и С. В. Агафоновой о том, что нравственное поведение воспринимается молодежью как фактор, приводящий к «жизненной неуспешности», тогда как успех в жизни достигается, по их мнению, путем нарушения моральных принципов (Брюхова, Агафонова 2017). Возможно, принятие этого жизненного правила, вступающего в конфронтацию с традиционными российскими нравственными ценностями и установками, не реализуется в полной мере вследствие этого противоречия. В то же время существенное негативное «осовременивание» совести, присутствующее на ментальном уровне, не отражающееся в нравственном поведении, маски-
руется в сознании, не может подвергаться внешнему осуждению и более безопасно. Возможно также, что подросшее поколение бывших школьников, ставших студентами, отмеченное в монографии М. И. Воловиковой и Л. Ш. Мустафиной (Воловикова, Мустафина 2016) как обладатели более негативных представлений о совести, чем тогдашние студенты, начинают влиять на общее снижение уровня этого показателя у российских респондентов, также преимущественно студентов. Но, безусловно, лишь продолжающийся мониторинг эволюции нравственности, представлений о совести позволит выяснить устойчивость этой тенденции и справедливость высказанных гипотез.
Представления о совести: влияние духовной жизни
Как видно, выборка семинаристов, собранная усилиями А. Е. Фрая, обнаружила наиболее позитивные представления о совести: в сравнении с двумя другими группами она показывает статистически достоверно более высокие по всем позитивным пунктам ОССС и более низкие по негативным пунктам (Фрай 2020). Исключение оставляет лишь п. 5 («инфантильная, зависимая совесть»). Эта тенденция сохраняется и при устранении из расчетов п. 3 («религиозная совесть»), связанного с будущей профессиональной деятельностью респондентов-семинаристов. Полученный интересный результат обнаруживает значительную роль духовных факторов в формировании совести у молодых людей, в ее представленности в сознании и поведении, в характере ее функционирования. На эмпирическом уровне подтверждается роль постоянного духовного совершенствования, системы ценностей, в которой превалируют духовные качества, трансцендентные и экзи-стенциональные интересы, в противовес материально-потребительским. Исключение, выявленное в п. 5 («инфантильная, зависимая совесть»), может быть вызвано условиями жизни и обучения семинаристов, их сильной зависимостью от «духовных наставников». Подводя итоги, можно сказать, что полученный опыт изучения весьма труднодоступного, закрытого от светского общества состояния совести молодых людей открывает новые возможности в изучении этого уникального феномена.
Выводы
Обобщая результаты исследований, реализованных нами в течение последнего десятилетия, можно констатировать, что представления
студенческой молодежи о совести являются динамичными и изменяются от поколения к поколению, отражая культурный, социальный и духовный опыт молодых людей. Динамичность представлений о совести определяет актуальность дальнейшего исследования их содержания, а также позитивности/негативности. Принимая во внимание имеющийся опыт исследовательской работы в данной области
и достигнутые результаты, следует отметить, что перспективы дальнейшего изучения представлений о совести связаны, с одной стороны, с мониторингом эволюции представлений о совести в различных социальных группах и, с другой стороны, с учетом разнообразных факторов, опосредующих становление этих представлений, в исследовательских программах.
Литература
Брюхова, Н. Г., Агафонова, С. В. (2017) Человечность и креативность в нравственном развитии молодежи. Российский психологический журнал, т. 14, № 1, с. 39-61.
Ван, Х. (2013) Особенности представлений о совести в структуре жизненных ценностей китайских студентов. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата психологических наук. СПб., РГПУ им. А. И. Герцена, 25 с.
Ван, Х., Манеров, В. Х., Фрай, А. Е. (2020) Cовесть: история познания, состояние в современной России, представления студентов. Часть 1. Трансформация совести в эпоху постмодерна. Психология человека в образовании, т. 2, № 4, с. 337-348. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-4-337-348
Воловикова, М. И., Мустафина, Л. Ш. (2016) Представления о совести в российском менталитете. М.: ИП РАН, 144 с.
Манеров, В. Х. (2009) Методологические проблемы измерения и результаты исследования свойств и состояний совести. Acta Eruditorum, № 6, с. 3-9.
Манеров, В. Х. (2011) Представления о совести в сознании современной молодежи. В кн.: С. П. Иванова, М. А. Манойлова, Н. Б. Парфенова, И. Н. Самаль (ред.). Психолого-педагогические аспекты духовно-нравственного развития современной молодежи: материалы Международной научно-практической конференции: 15-летию факультета психологии посвящается, 17-18 ноября 2011 г., Псков. Псков: Псковский государственный университет, с. 59-76.
Манеров, В. Х. (2019) Совесть и представления о ней современной молодежи: влияние культуры, региона, семьи, пола, возраста. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 78 с.
Манеров, В. Х., Богдановская, И. М., Проект, Ю. Л. (2019) Кросс-культурный инвариант представлений о совести в эмпирическом исследовании представителей шести культур. Письма в Эмиссия.Оффлайн, № 12, ART 2809. [Электронный ресурс]. URL: http://emissia.org/offline/2019/2809.htm (дата обращения 06.12.2020).
Манеров, В. Х., Ван, Х. (2013) Представления о совести в структуре жизненных ценностей российских и китайских студентов. В кн.: К. В. Султанов (ред.). Аксиология детства и стратегии образования: материалы XX Международной конференции «Ребенок в современном мире. Ценностный мир детства», 17-19 апреля 2013 г., Санкт-Петербург. СПб.: Изд-во Политехнического ун-та, с. 245-260.
Манеров, В. Х., Ван, Х. (2019) Контент-анализ результатов кросс-культурного исследования (на примере исследований представлений о совести российских и китайских студентов). Письма в Эмиссия.Оффлайн, № 4, ART 2717. [Электронный ресурс]. URL: http://emissia.org/offline/2019/2717.htm (дата обращения 06.12.2020).
Фрай, А. И. (2020) Нравственность и коммуникативная направленность студентов с различным отношением к религии. Выпускная квалификационная работа (магистратура). СПб., РГПУ им. А. И. Герцена (на правах рукописи), 134 с.
Шуваев, П., Темиров, А. (2011) КНР: Китайская Неизвестная Реальность. М.: б. и., 299 с.
References
Bryukhova, N. G., Agafonova, S. V. (2017) Chelovechnost' i kreativnost' v nravstvennom razvitii molodezhi [Humanity and creativity in the moral development of youth]. Rossijskijpsikhologicheskij zhurnal — Russian Psychological Journal, vol. 14, no. 1, pp. 39-61. (In Russian)
Fraj, A. I. (2020) Nravstvennost' i kommunikativnaya napravlennost' studentov s razlichnym otnosheniem k religii [Morality and communicative orientation of students with different attitudes towards religion]. Master's thesis. Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia (as a manuscript), 134 p. (In Russian)
Manerov, V. Kh. (2009) Metodologicheskie problemy izmereniya i rezul'taty issledovaniya svojstv i sostoyanij sovesti [Methodological problems of measurement and results of research of properties and states of conscience]. Acta Eruditorum, no. 6, pp. 3-9. (In Russian)
Manerov, V. Kh. (2011) Predstavleniya o sovesti v soznanii sovremennoj molodezhi [Ideas of conscience in the minds of modern youth]. In: S. P. Ivanova, M. A. Manojlova, N. B. Parfenova, I. N. Samal' (eds.). Psikhologo-pedagogicheskie aspekty dukhovno-nravstvennogo razvitiya sovremennoj molodezhi: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii: 15-letiyu fakul'teta psikhologii posvyashchaetsya, 17-18 noyabrya 2011 g., Pskov [Psychological and pedagogical aspects of the spiritual and moral development of modern youth: Proceedings of the International scientific and practical conference: dedicated to the 15th anniversary of the Faculty of Psychology, 17-18 November 2011, Pskov]. Pskov: Pskov State University Publ., pp. 59-76. (In Russian) Manerov, V. Kh. (2019) Sovest' ipredstavleniya o nej sovremennoj molodezhi: vliyanie kul'tury, regiona, sem'i, pola, vozrasta [Conscience and ideas about it of modern youth: The influence of culture, region, family, gender, age]. Saint Petersburg: Herzen State Pedagogical University of Russia Publ., 78 p. (In Russian) Manerov, V. Kh., Bogdanovskaya, I. M., Proekt, Yu. L. (2019) Krosskul'turnyj invariant predstavlenij o sovesti v empiricheskom issledovanii predstavitelej shesti kul'tur [Cross-cultural invariant of ideas about conscience in empirical research of representatives of six cultures]. Pis'ma vEmissiya.Offlajn — TheEmissia.OfflineLetters, no. 12, ART 2809. [Online]. Available at: http://emissia.org/offline/2019/2809.htm (accessed 06.12.2020). (In Russian)
Manerov, V. Kh., Van, Kh. (2013) Predstavleniya o sovesti v strukture zhiznennykh tsennostej rossijskikh i kitajskikh
studentov [Concepts of conscience in the structure of life values of Russian and Chinese students]. In: Aksiologiya detstva i strategii obrazovaniya: materialy XX Mezhdunarodnoj konferentsii "Rebenok v sovremennom mire. Tsennostnyj mir detstva", 17-19 apr. 2013 g., Sankt-Peterburg [The axiology of childhood and educational strategies: Proceedings of the XX International conference "Child in the modern world. The value world of childhood", 17-19 April 2013, Saint Petersburg]. Saint Petersburg: Politechnical University Publ., pp. 245-260. (In Russian)
Manerov, V. Kh., Van, Kh. (2019) Kontent-analiz rezul'tatov kross-kul'turnogo issledovaniya (na primere issledovanij predstavlenij o sovesti rossijskikh i kitajskikh studentov) [Content analysis of the results of cross-cultural research (on the example of research on the ideas of conscience of Russian and Chinese students)]. Pis'ma v Emissiya.Offlajn — The Emissia.Offline Letters, no. 4, ART 2717. [Online]. Available at: http://emissia.org/offline/2019/2717.htm (accessed 06.12.2020). (In Russian) Shuvaev, P., Temirov, A. (2011) KNR: Kitajskaya Neizvestnaya Real'nost'[PRC: China's Unknown Reality]. Moscow: s. n., 299 p. (In Russian)
Van, Kh. (2013) Osobennosti predstavlenij o sovesti v strukture zhiznennykh tsennostej kitajskikh studentov [Features of the concept of conscience in the structure of life values of Chinese students]. Extended abstract of PhD dissertation (Psychology). Saint Petersburg, Herzen State Pedagogical University of Russia, 25 p. (In Russian) Van, Kh., Manerov, V. Kh., Fraj, A. E. (2020) Covest': istoriya poznaniya, sostoyanie v sovremennoj Rossii, predstavleniya studentov. Chast' 1. Transformatsiya sovesti v epokhu postmoderna [Conscience: The history of the concept, the state of affairs in modern Russia, and students' views. Part 1. Transformation of conscience in the postmodern era]. Psychology in Education, vol. 2, no. 4, pp. 337-348. https://doi.org/10.33910/2686-9527-2020-2-4-337-348 (In Russian) Volovikova, M. I., Mustafina, L. Sh. (2016) Predstavleniya o sovesti v rossijskom mentalitete [Conceptions of conscience in the Russian mentality]. Moscow: Institute of Psychology of Russian Academy of Sciences Publ., 144 p. (In Russian)