психологические науки
Дун Яньбо ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ...
УДК 159.9
DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0077
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ, НАЧИНАЮЩИХ ОБУЧЕНИЕ В РОССИИ
© 2020
Дун Яньбо, аспирант кафедры психологии человека Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (191986, Россия, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 48, e-mail: elenakorjova@gmail.com)
Аннотация. В статье раскрыты психологические предикторы удовлетворенности жизнью китайскими студентами, начинающими обучение в России. В исследовании приняли участие 120 китайских студентов (60 мужчин и 60 женщин) 1 курса гуманитарных факультетов Российского государственного университета им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург, Россия). Использовался ряд психодиагностических методик: Шкала удовлетворенности жизнью (модификация Шкалы самооценки Дембо-Рубинштейн), «Психологическая автобиография» Е.Ю. Коржовой, Методика оценки отношения к значимой жизненной ситуации Коржовой Е.Ю., Бердниковой А.В., а также авторская анкета «Отношение к жизни». Результаты множественного регрессионного анализа указывают как на отрицательную, так и на положительную сопряженность ряда психологических характеристик китайских студентов, начинающих обучаться в России, и их удовлетворенности жизнью. Позитивные предикторы (удаленность значимых событий в прошлое, интернальность и пассивность в оценке значимой жизненной ситуации, «вес» значимых событий сферы «Я», надежда иметь больше друзей) в большей мере относятся к личностным психологическим характеристикам, имеющим отношение к сфере «Я», а негативные предикторы (удаленность в прошлое грустных событий, значимость состояния здоровья и материального положения) характеризуют субъективные оценки внешних обстоятельств.
Ключевые слова: удовлетворенность жизнью, китайские студенты, психологические предикторы, начало обучения в России, психологическая и социально-психологическая адаптация, личностные психологические характеристики, субъективная оценка внешних обстоятельств.
THE LIFE SATISFACTION PSYCHOLOGICAL PREDICTORS OF THE CHINESE STUDENTS STARTING THEIR STUDIES IN RUSSIA
© 2020
Dong Yanbo, postgraduate student of the human psychology department A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia (191986, Russia, St. Petersburg, Moika embankment, 48, e-mail: elenakorjova@gmail.com)
Abstract. The article reveals the psychological predictors of life satisfaction for Chinese students starting their studies in Russia. The study involves 120 the 1st year Chinese students (60 men and 60 women) of the A.I. Herzen State Pedagogical University of Russia Humanities faculties (Saint Petersburg, Russia). A number of psychodiagnostic methods were used: The Life Satisfaction Scale (a modification of the Dembo-Rubinstein Self-Assessment Scale), "The Psychological Autobiography" of E.Yu. Korjova, the Attitude to Significant Life Situation Technique of E.Yu. Korjova, A.V. Berdnikova, as well as the author's survey "The Attitude to life". The results of multiple regression analysis indicate both negative and positive correlation of Chinese students' psychological characteristics and their life satisfaction. Positive predictors (remoteness of all significant events in the past, internality and passivity in assessing a significant life situation, the "weight" of significant events in the "Self' sphere, the hope of having more friends) are more related to personal psychological characteristics related to the "Self' sphere, and negative predictors (remoteness of sad events in the past, the importance of health and financial status) characterize subjective assessments of external circumstances.
Keywords: life satisfaction, Chinese students, psychological predictors, beginning of education in Russia, psychological and socio-psychological adaptation, personal psychological characteristics, subjective assessment of external circumstances.
ВВЕДЕНИЕ.
Удовлетворенность жизнью - сложный, интегральный психологический феномен, который, несмотря на его очевидную значимость для оценки общей эффективности жизнедеятельности и значительное количество исследований, прежде всего эмпирических, остается недостаточно изученным. Соответственно, отсутствует единая точка зрения на содержание понятия «удовлетворенность жизнью», не определена его структура [1; 2]. Так, рефлексивный аспект удовлетворенности подчеркивает М Аргайл в своих исследованиях психологии счастья, полагая, что речь идет о рефлексивной оценке благополучия [3]. Понятия «удовлетворенность» и «удовлетворенность жизнью» трактуются самым различным образом. Большинство авторов, между тем, отмечает комплексность, сложность этих понятий, включающих в себя многочисленные компоненты [4; 5; 6]. Это позволяет причислить его к интегративным психологическим феноменам [7]. Не существует также четкое разграничения хотя и близких, но не идентичных понятий («благополучие», «субъективное благополучие», «удовлетворенность жизнью»). Одной из удачных попыток размежевания дефиниций является подход, согласно которому благополучие является многофакторным конструктом, охватывающим взаимосвязь культурных, социальных, психологических, физических, экономических и духовных факторов. Субъективное благополучие рассматривается в качестве совокупности
ряда феноменов, состоящих в эмоциональном реагировании, удовлетворенности различными сферами жизни и суждениями о качестве жизни. Удовлетворенность жизнью понимается как наиболее интегративное динамичное явление, имеющее в своей структуре оценочный компонент. Удовлетворенность жизнью характеризуется субъективным эмоционально-оценочным отношением и обладает побудительной силой, способствующей активному взаимодействию с внутренними и внешними объектами [8]. Исследователями выделяются такие компоненты данного феномена как общая оценка удовлетворенности жизнью и оценки удовлетворенности ее смыслом, результатами и перспективами [9]. Смысловая наполненность личности способствует становлению ее идентичности [10].
Студенчество - это особая социальная категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными умениями, занятых, как предполагается усердным учебным трудом. Начало учебы в вузе всегда предполагает необходимость психической и социально-психологической адаптации, предъявляя требования к актуализации личностного потенциала. В настоящее время в России растет количество студентов из других стран. Начало обучения в вузе чужой страны - особенно сложный процесс адаптации в связи с необходимостью вза-
Dong Yanbo psychological
THE LIFE SATISFACTION ... science
имодействовать с новыми условиями жизни в целом, с другой культурой и менталитетом [11].
В настоящее время растет число китайских студентов, получающих образование в России [12]. Российские вузы привлекают все больше граждан Китая. В связи с этим все более актуальной становится проблема эффективной адаптации студентов из Китая, приезжающих учиться в Россию, к новым условиям жизнедеятельности [13]. Среди причин обнаруживаются в том числе и личностно-психологические: так, наименьшая адапти-рованность китайских студентов выявляется при отсутствии целей в жизни, низком личностном росте, зависимости от внешнего влияния, негативной оценке себя и окружения [14]. Для успешной адаптации китайских студентов, обучающихся в России, имеют значение активные стили совладающего поведения и иерархичность смысложизненных ориентаций [15]. В недавнем исследовании субъективного благополучия китайских студентов, обучающихся в вузах Китая и России, показано, что китайские студенты, обучающиеся на разных курсах в вузах РФ, в целом оценивают свое субъективное благополучие более низко, чем китайские студенты, обучающиеся в вузах КНР [16].
От удовлетворенности жизнью напрямую зависит эффективность процесса получения образования. Согласно полученным нами ранее данным, при сравнении отношения к жизни китайских студентов, обучающихся в Китае и России на начальных и выпускных курсах, выявлены существенные различия в отношении к различным аспектам жизни у китайских студентов, обучающихся на родине и в России. При этом наиболее ярко выражена специфика отношения к жизни у китайских студентов начальных курсов, обучающихся в России. Для них характерен низкий уровень удовлетворенности профессией и низкий уровень личной самостоятельности [17].
Следующим шагом в определении факторов успешной адаптации китайских студентов в России явилось изучение предикторов удовлетворенности жизнью, выявление которых может помочь оптимизации адаптационного процесса студентов и овладения профессией.
МЕТОДОЛОГИЯ.
В настоящем исследовании изучалась общая оценка удовлетворенности жизнью китайских студентов-первокурсников российского вуза. Для определения психологических предикторов удовлетворенности жизнью китайскими студентами, начинающими обучение в России, было проведено психологическое исследование, в котором приняли участие 120 студентов гуманитарных факультетов 1 курса из Китая, принятых на обучение в РГПУ им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург) (60 мужчин и 60 женщин). Данное исследование явилось частью более обширного сравнительного изучения отношения к жизни китайских и российских студентов. В связи с этим использовались методики, максимально нейтральные в социокультурном отношении и не требующие сложного психометрического обоснования. Использовалась Шкала удовлетворенности жизнью (модификация Шкалы самооценки Дембо-Рубинштейн). Предлагалось оценить удовлетворенность жизнью по шкале от 1 до 10, где 1 - минимальный балл, 10-мак-симальный. Параллельно с модифицированной Шкалой удовлетворенности жизнью применялись методики «Психологическая автобиография» [18], Методика оценки отношения к значимой жизненной ситуации [19] и авторская анкета «Отношение к жизни». После перечисления ряда значимых событий своей жизни в процессе заполнения «Психологической автобиографии», оцененных от -5 до +5 баллов, студенты выбирали одно из указанных событий как значимую жизненную ситуацию для более подробного анализа и отвечали на ряд вопросов, уточняющих значение для них жизненной ситуации по шкале от 0 до 3 баллов по параметрам «принятие -отвержение», «легкость - трудность», «оптимизм - пес-324
симизм», «интернальность - экстернальность», «активность - пассивность». Авторская анкета «Отношение к жизни» включала ряд вопросов об отношении к различным жизненным сферам (учеба, работа, родители, друзья, материальное положение, здоровье и др.). Для выявления психологических предикторов удовлетворенности жизнью был проведен многомерный регрессионный анализ (для выявления сопряженности переменных). Удовлетворенность жизнью выступила зависимой переменной, а показатели остальных методик - в качестве независимых переменных.
РЕЗУЛЬТАТЫ.
Результаты множественного регрессионного анализа указывают как на отрицательную, так и на положительную сопряженность ряда психологических характеристик китайских студентов, начинающих обучаться в России, и их удовлетворенности жизнью. Положительно сопряжены следующие характеристики: среднее время ретроспекции событий (в = 0,664; р < 0,006), интернальность (в = 0,400; р < 0,000), пассивность (в = 0,296; р < 0,002), «вес» событий сферы «Я» (в = 0,212; р < 0,023), «надеюсь иметь больше друзей» (в = 0,139; р < 0,048). Отрицательно сопряжены такие показатели: среднее время ретроспекции грустных событий (в = -0,582; р < 0,001), количество событий типа «Изменение биологической среды» (в = 0,491; р < 0,044), материальное положение семьи (хуже) (в = -0,019; р < 0,031), текущее материальное положение по сравнению с другими студентами (хуже) (в = -0,221; р < 0,047), болезни (чаще) (в = -0,563; р < 0,049). Среди положительных предикторов наиболее существенно влияние среднего времени ретроспекции событий, которое характеризует удаленность значимых для респондента событий в прошлое: чем более удалены значимые события в прошлое, тем выше удовлетворенность жизнью в настоящем. Это свидетельствует о том, что личная предыстория переезда в другую страну и обучения в необычных условиях играет большую роль в успешной адаптации в настоящем. Человеку важно опираться на свой прошлый опыт для эффективного бытия в настоящем. На втором месте среди положительных предикторов интернальность в оценке значимой жизненной ситуации, характеризующая умение брать ответственность за свои поступки, что, несомненно, отражает личностную зрелость, которая способствует адекватному принятию и текущей жизненной ситуации. Третье место занимает пассивность в оценке значимой жизненной ситуации, что на первый взгляд противоречит высокому коэффициенту взаимосвязи интернальности в оценке жизненной ситуации с удовлетворенностью жизнью. Однако в данном случае речь идет о том, что решение об учебе молодых людей в другой стране в Китае принимают, как правило, их родители, поддерживающие своих детей в том числе и материально. Такая поддержка воспринимается как мощный ресурс жизнедеятельности. Четвертый позитивный предиктор - «вес» событий сферы «Я», характеризующий интерес и внимание молодых людей к своему миру, позитивно сказывающийся и на комплексном показателе удовлетворенности жизнью. Наконец, важен предиктор надежды иметь больше друзей, отражающий желание социальной поддержки в своем окружении.
Среди отрицательных предикторов наиболее весомым является также временной показатель - среднее время ретроспекции грустных событий: чем дальше в прошлое удалены грустные события, тем ниже удовлетворенность жизнью. Это косвенно указывает на то, что позитивный временной предиктор характеризует удаленность прежде всего радостных событий в прошлое, которые и выступают в качестве опоры настоящего. Чрезмерная сосредоточенность на негативных сторонах жизни неблагоприятно сказывается на удовлетворенности жизнью. Второе место среди негативных предикторов занимает количество событий под обобщенным наименованием «Изменение биологической среды». Из
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 2(31)
психологические науки
Дун Яньбо ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ...
контекста ответов китайских студентов-первокурсников можно понять, что речь идет прежде всего об изменениях в состоянии здоровья, чрезмерная сосредоточенность на которых и сопутствующая тревога о будущем может негативно сказываться на удовлетворенности жизнью [20]. Тревога о будущем и неуверенность в возможности справиться с неблагоприятными обстоятельствами жизни отражают и предикторы, следующие по значимости и характеризующие материальное положение: как собственное, в сравнении с другими студентами, так и, несколько менее значимое, материальное положение родительской семьи. Частота заболеваемости (в субъективном восприятии) также негативно влияет на удовлетворенность жизнью, но в меньшей степени. ВЫВОДЫ.
Таким образом, в настоящем исследовании выявлены предикторы удовлетворенности жизнью китайских студентов, начинающих обучение в России, причем в равной мере позитивных и негативных. Позитивные предикторы в большей мере относятся к личностным психологическим характеристикам, имеющим отношение к сфере «Я», а негативные предикторы характеризуют субъективные оценки внешних обстоятельств. Учет этих данных и приоритетное внимание к личностным ресурсам в процессе психологического сопровождения студентов может оказать существенное влияние на повышение их удовлетворенности жизнью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Андреенкова Н.В. Сравнительный анализ удовлетворенности жизнью и определяющих ее факторов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2010. № 5 (99). С. 189-215.
2. Смолева Е.О., Морев М.В. Удовлетворенность жизнью и уровень счастья: взгляд социолога. Вологда: ИСЭРТ РАН, 2016.164 с.
3. АргайлМ. Психология счастья. СПб.: Питер, 2003. 271 с.
4. Селигман М. Путь к процветанию. Новое понимание счастья и благополучия. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 440 с.
5. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: психологическая картина и факторы. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. 296 с.
6. Джидарьян И.А. Психология счастья и оптимизма. М.: Ин-т психологии РАН, 2013. 268 с.
7. Интегративный подход к познанию психологии человека / Под ред. Е.Ю. Коржовой. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2017. 296 с.
8. Галиахметова Л.И. Благополучие, субъективное благополучие, удовлетворенность жизнью: проблема взаимосвязи // Вестник Башкирского университета. 2015. №3. С. 1114-1118.
9. Матвеева Е.В., Анучин И.В. Проблема взаимосвязи субъективного ощущения счастья, удовлетворенности жизнью и смысложиз-ненных ориентаций у современных российских студентов // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 32. С. 151157. URL: http://e-koncept.ru/2016/56679.htm.
10. Веселова Е.К. Смысл жизни в контексте личностной идентичности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 6. Философия, политология, социология, психология, право, международные отношения. 2001. № 3. С. 51-64.
11. Radevskaya N.S., Veselova E.K., Dvoretskaya M. Y., Korjova E.Y., Monakhova L.Y. Educational environment of university - a model of international students' socio-psychological adaptation to the ethno-cultur-al characteristics of society // Journal of Environmental Management and Tourism. 2016. Т. 7. № 2 (14). С. 291-298.
12. Fengliang L., Yandong Z., Yongpo T. Job search and over-education: Evidence from China's labour market for postgraduates // Perspectives in Education. 2010. № 28 (2). P. 41-50.
13. Арефьев А.Л. Китайские студенты в России //Высшее образование в России. 2010. № 12. С. 54—66.
14. Пилишвили Т.С., Пан Ц. Субъективное благополучие китайских студентов в процессе инокультурной адаптации //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология. 2016. № 2 (25). С. 99-103.
15. Лыкова Н.М., Чжан Л., Янь Ш. Стили совладающего поведения и смысложизненные ориентации китайских студентов в период адаптации к обучению в университете в России и на родине // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: психология и педагогика. 2011. № 3. С. 19-28.
16. Даниленко О.И., Сюй И. Субъективное благополучие китайских студентов на разных этапах обучения в вузах России и Китая // Российский психологический журнал. 2016. С. 137-156.
17. Дун Я. Отношение к различным жизненным сферам у китайских студентов // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2019. №11 (ноябрь). ART2788. URL: http://emissia.org/offline/2019/2788.htm
18. Коржова Е.Ю. Методика «Психологическая автобиография» в психодиагностике жизненных ситуаций. Киев: МАУП, 1994. 109 с.
19. Коржова Е.Ю., Бердникова А.В. Методика «Отношение к зна-
чимой жизненной ситуации» //Практикум по психологии жизненных ситуаций. СПб.: Стикс, 2016. С. 60-73.
20. Коржова Е.Ю., Дворецкая М.Я. Психологическая диагностика здоровья личности: субъектные и духовные аспекты //Журнал прикладной психологии. 2005. № 6. С. 11-27.
Статья поступила в редакцию 14.01.2020
Статья принята к публикации 27.05.2020