Научная статья на тему 'ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ЗАВИСИМОГО НАСЕЛЕНИЯ (СОСЛОВИЯ) В ДАГЕСТАНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА'

ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ЗАВИСИМОГО НАСЕЛЕНИЯ (СОСЛОВИЯ) В ДАГЕСТАНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
279
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЕПОСТНОЕ ПРАВО / КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА / ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / ЗАВИСИМОЕ НАСЕЛЕНИЕ / СОСЛОВИЕ / ДАГЕСТАН / SERFDOM / PEASANT REFORM / LAND REFORM / DEPENDENT POPULATION / CLASS / DAGESTAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ойсунгуров Ибрагим Магомедович

В статье рассматриваются особенности отмены крепостного права в России и те положительные и отрицательные моменты, которые последовали за этим. Уделяется внимание характерным чертам эпохи, особенностям внутригосударственной политики по отношению к крестьянам и правовому регулированию вопросов, связанных с отменой крепостного права и разрешением возникших в связи с этим актуальных вопросов. Во взаимосвязи с указанным, в работе исследуются значимые вопросы, связанные с освобождением зависимого населения (сословия) в Дагестане. Существенным отличием в освобождении зависимого населения на Северном Кавказе, по отношению к Центральной России, на явилось то, что проведение крестьянской реформы, обусловившей перераспределение земель, происходило в несколько этапов. А именно - сначала фактически внедрялась в жизнь земельная реформа (имело место межевание земель) и только после этого произошла ликвидация рабства и процесс освобождения крестьян от зависимости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abolition of serfdom in Russia and the liberation of the dependent population (estates) in Dagestan in the second half of the 19th century

The article discusses the features of the abolition of serfdom in Russia and the positive and negative aspects that followed. Attention is paid to the characteristic features of the era, the peculiarities of domestic policy towards the peasants and the legal regulation of issues related to the abolition of serfdom and the resolution of relevant issues in this regard. In conjunction with the above, this paper investigates important issues related to the release of the dependent population (class) in Dagestan. A significant difference in the liberation of the dependent population in the North Caucasus, in relation to Central Russia, was that the peasant reform, which led to the redistribution of land, took place in several stages. Namely, first actually put into effect the land reform (were surveying the land) and only after this has occurred the abolition of slavery and the process of liberation of the peasants from dependence.

Текст научной работы на тему «ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ЗАВИСИМОГО НАСЕЛЕНИЯ (СОСЛОВИЯ) В ДАГЕСТАНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ОТМЕНА КРЕПОСТНОГО ПРАВА В РОССИИ И ОСВОБОЖДЕНИЕ ЗАВИСИМОГО НАСЕЛЕНИЯ (СОСЛОВИЯ) В ДАГЕСТАНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА ОЙСУНГУРОВ Ибрагим Магомедович,

старший преподаватель ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» филиал в г. Хасавюрте. E-mail: ibra27@mail.ru

Краткая аннотация: в статье рассматриваются особенности отмены крепостного права в России и те положительные и отрицательные моменты, которые последовали за этим. Уделяется внимание характерным чертам эпохи, особенностям внутригосударственной политики по отношению к крестьянам и правовому регулированию вопросов, связанных с отменой крепостного права и разрешением возникших в связи с этим актуальных вопросов. Во взаимосвязи с указанным, в работе исследуются значимые вопросы, связанные с освобождением зависимого населения (сословия) в Дагестане. Существенным отличием в освобождении зависимого населения на Северном Кавказе, по отношению к Центральной России, на явилось то, что проведение крестьянской реформы, обусловившей перераспределение земель, происходило в несколько этапов. А именно - сначала фактически внедрялась в жизнь земельная реформа (имело место межевание земель) и только после этого произошла ликвидация рабства и процесс освобождения крестьян от зависимости.

Abstract: the article discusses the features of the abolition of serfdom in Russia and the positive and negative aspects that followed. Attention is paid to the characteristic features of the era, the peculiarities of domestic policy towards the peasants and the legal regulation of issues related to the abolition of serfdom and the resolution of relevant issues in this regard. In conjunction with the above, this paper investigates important issues related to the release of the dependent population (class) in Dagestan. A significant difference in the liberation of the dependent population in the North Caucasus, in relation to Central Russia, was that the peasant reform, which led to the redistribution of land, took place in several stages. Namely, first actually put into effect the land reform (were surveying the land) and only after this has occurred the abolition of slavery and the process of liberation of the peasants from dependence.

Ключевые слова: крепостное право, крестьянская реформа, земельная реформа, зависимое население, сословие, Дагестан.

Keywords: serfdom, peasant reform, land reform, dependent population, class, Dagestan.

Отмена крепостного права в истории Российской Империи явилось важным и прогрессивным шагом, к которому страна шла долгие годы. Очевидно, что отмена крепостного права «сверху» была более разумным шагом, нежели ожидание народных волнений и революции. Потребность в отмене крепостного права в России было обусловлено временем, прогрессивным развитием науки и техники в мире. Само существование крепостного права объективно обусловило тот факт, что развитие государства и общества далее попросту невозможно. В связи с существовавшим положением и назревшей необходимостью коренных реформ, перед императором Александром II возникла весьма непростая и сложная задача кардинального характера.

Проведение реформы было тесно связано с важными аграрными преобразованиями в Российской Империи. Так, в результате проведения Крестьянской реформы 1861 года, у абсолютно всех категорий крестьян появилась возможность приобрести землю в собственность без необходимости участия в этом процессе помещика. При этом проводимые земельные реформы коснулись как крестьянской, так и дворянской собственности на землю. Развитие форм земельной собственности происходила при активном участии Государственного Крестьянского и Дворянского земельных банков для помощи крестьянам и поддержки помещиков.

Нельзя не отметить, что отмена крепостного права повлекла за собой множество проблем, связанных как с экономическими, так и с социальными вопросами. Многие вопросы не были достаточно урегулированы или же были урегулированы на недостаточно высоком уровне. Кроме прочего, не по всей территории Российской Империи крестьянско-аграрная реформа была проведена единообразно. Так, некоторые особенности имели место на территории Северного Кавказа, в частности, Дагестана. Представляется, что изучение данных вопросов несет в себе научный и практический интерес. Так как именно учет историографических тенденций в том или ином регионе позволяет оценить произошедшие события и спрогнозировать будущие.

В исследовании использованы общие методы познания,

среди которых системное и комплексное исследование, сравнительный метод, дедукция и индукция, анализ и синтез; а также специальные методы, применяемые в области правоведения, среди которых толкование закона, сравнительный анализ, исторический метод. Прежде всего, следует остановиться на особенностях отмены крепостного права в России. Отмена крепостного права произошла в 1861 г., когда Александром II был подписан Манифест об отмене крепостного права и Положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости [7]. Подписание указанных документов стало началом целой эпохи реформирования, которое затянулось на долгие годы и вызывало у общества и населения неоднозначные мнения.

Многие историки, трактуют реформу по отмене крепостного права как запоздавшую. Между тем, такое мнение не является однозначным. Так, по мнению Б. Миронова: «Реформы в России как в стране второго эшелона модернизации почти всегда происходили с опережением возможностей, желаний и потребностей населения. Не стала исключением и крестьянская реформа, отменившая крепостное право в силу государственной потребности в модернизации и более глубоком усвоении европейских культурных, политических и социально-культурных стандартов, хотя с чисто экономической точки зрения резервы этого института не были исчерпаны до конца, и он вполне еще мог существовать» [6, с. 63-64].

Трудно согласиться с тем или иным мнением, но, тем не менее, процесс отмены крепостного права породил много неразрешенных проблем и трудностей, в первую очередь, для крестьян. Необходимо более подробно рассмотреть те условия, в которых происходила отмена крепостного права в Российской Империи. Фактически, в правоотношениях, связанных с отменой крепостного права, были задействованы три участника: государство; помещики; непосредственно крестьяне.

В связи с провозглашенным Манифестом, у крестьян появился новый правовой статус - временно обязанные. Соответственно, появление данного статуса можно связать с появлением личных прав крестьян. Данное положение представляет принципиально важный исторический момент, именно с этого момента крестьяне не

могли выступать собственностью помещика далее и целиком зависеть от него. Следует отметить, что помещик не вправе теперь был распоряжаться различными личными правами бывших крепостных крестьян. Сюда можно отнести, например, такие права, как: право свободного вступления в брак без согласия барина; возможность самостоятельного волеизъявления и дальнейшего заключения различных гражданско-правовых сделок; занятие различными промысловыми ремеслами и торговлей; впервые крестьяне смогли свободно покинуть постоянное место жительства без разрешения; фактически, появилась потенциальная возможность осуществить переход в другое сословие и др.

Нельзя не отметить, что появление общинных и коллективных форм собственности не могло не сказаться на осуществлении крестьянином появившихся личных прав, так как отдельные из них ставились в зависимость от решения общины или главы семьи (когда речь шла о домовладениях). Очевидно, что говорить о личных правах в их современной интерпретации не представляется возможным. Тем не менее, появление личных прав стало огромным шагом для крепостной России, прогрессивным путем развития в связи с избавлением от него.

Важным шагом стало признание возможности существования права на самоуправление у крестьян. По поводу права пользования землей, следует отметить, что все условия (в частности, и выкупа, особенностей земельного участка и пр.) закреплялись в едином документе, носившем название уставная грамота. Несомненным минусом проводимой реформы было то, что правила о выкупе земельных наделов были подвержены постоянному изменению. При поддержке правительства, крестьяне получали большую часть выкупной ссуды (показатель составлял 75-80 %), остальная же часть погашалась крестьянином в течение периода 49,5 лет. В соответствии с Манифестом 1961 г., был предусмотрен выкуп земли у помещиков крестьянами, отмена взимания выкупных платежей в 1905 г. и Указ 1906 г., предоставляющий право выйти крестьянам из общин.

Следует отметить, что различные колебания в сфере выкупных платежей были не случайными и напрямую связаны с внутренними и внешними экономическими процессами. По данному поводу, А.В. Гаврилов отмечает: «Понижение выкупных платежей 28 декабря 1881 г. было следствием столкновения двух подходов к определению крестьянской собственности. Согласно первому из них, повинности крестьян должны были исходить из доходности земли, и понижение платежей в первую очередь следует провести в нечерноземных губерниях. Однако в ходе политических дискуссий 1881 г. возобладала точка зрения консервативных представителей власти, предлагавших понизить выкупные платежи также и в черноземных губерниях и связать их не с доходностью земли, а с их величиной. Александр III поддержал последнюю точку зрения. Было установлено два вида понижения: общее понижение было определено в один рубль с душевого надела для крестьян губерний, на которые распространялось «Великороссийское Положение», и в 16% с годового оклада выкупно-

го платежа в губерниях, состоящих на малороссийском местном Положении. Помимо этого, специальное понижение выкупных платежей производилось в тех селениях, которые находились в «расстроенном хозяйственном положении». Для реализации замысла от уездных земств и крестьянских присутствий 39 губерний Европейской России были запрошены данные о хозяйственном положении бывших помещичьих крестьян, их выкупных и оброчных платежах и недоимках, а также о селениях с расстроенным хозяйством» [3, с. 57].

Очевидно, что длительность проводимой реформы не могла проходить в иных условиях. Кроме указанных социально-экономических и политических причин, власть отдавала себе отчет в том, что «ослабление» давления на крестьян в части платежей сможет поспособствовать развитию экономического потенциала, стимулировать промышленность, привлечь крестьян к промыслу и торговле, на что и был, в целом, направлен смысл проведения крестьянской и земельной реформы изначально.

Необходимо сделать вывод о том, что само появление новых институтов в сфере собственности было не случайным и прошло несколько этапов. Так, если затрагивать частную собственность, то необходимо отметить предшествующую ей общинную форму собственности и подворного владения. То положительное содержание, которое было вложено в земельную реформу второй половины XIX в., нуждалось в активной поддержке со стороны государства в лице правительства. На деле, возникло множество проблем, и цели реформы, не были достигнуты в полной мере, так как крестьяне оказались обременены возникшими обязательствами на долгие годы, развитие промышленности и сельского хозяйства, в связи с этим, практически не происходило.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что проведение крестьянской реформы проходило долгие годы и перераспределение в пользу частной собственности крестьян на землю было весьма длительным, хотя сам институт частной собственности имел место на практике и ранее (частная собственность на землю помещиков). В целом, затянувшаяся реформа негативно сказывалось на общем состоянии государства, его социально-экономическом развитии, происходило торможение развития общества и государства, проведение отмены крепостного права не оказало «моментального» влияния на развитие промышленности, науки и техники.

Крестьяне, составляя большую часть населения страны, не могли вместе с проведением реформы перестроиться из аграрного населения в промышленный класс моментально, т.к. существование большей части населения в рамках аграрной сферы обусловлено конкретными историческими и социально-экономическими предпосылками. При этом не стоит забывать об обязанности уплаты выкупной цены земельного участка, без которого крестьяне не могли обеспечить свое существование.

Важно отметить и то, что период в девять лет после провозглашения Манифеста 1961 г., т.е. вплоть до 1870 г., крестьяне не были вправе совершить отказ от земельного надела. Имели место и

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

определенные особенности и запреты в части залога и процесса отчуждения земель. Процесс перехода от коллективной собственности к индивидуальной также являлся ступенчатым и реализовы-вался не на территории всей страны единовременно, а поэтапно. Само осуществление реформы явилось длительным действием, начало положено в связи с освобождением крестьян, окончание было основано на возникновении полноценного права частной собственности у крестьян на землю.

Далее, хотелось бы рассмотреть особенности отмены крепостного права в России во взаимосвязи с освобождением зависимого населения (сословия) в Дагестане во второй половине XIX в. Исследуемый вопрос особенно интересен тем, что на Северном Кавказе отмена крепостного права имела свои специфичные черты и характеристики.

Л.А. Труженикова касаясь проблем аграрных преобразований в Дагестане пишет, что: «Завершив в 1864 году Кавказскую войну, российское правительство начало проводить последовательную политику утверждения своей власти на Кавказе. Присоединение Кавказа к Российской империи имело в целом прогрессивное значение, способствуя его социально-экономическому, политическому и культурному развитию, а также постепенному вовлечению экономики всего региона в систему товарно-денежных отношений» [9, с. 115]. Таким образом, можно констатировать, что освобождение крестьян от крепостного права начало происходить на территории Российской Империи несколько раньше, чем был присоединен Дагестан.

Помимо прочего, важную роль играл сложившийся быт и устои. Как и в центральной части Российской Империи, перейти моментально к новым социально-экономическим отношениям было невозможно. Так, в Дагестане, по мнению П.А. Гаврилова, наиболее тяжелым было проведение аграрной реформы для горцев, преимущественным занятием которых являлось не сельское хозяйство, а скотоводство, так как природные климатические условия обеспечивали их только скудной, малопроизводительной почвой. Зачастую, возникали конфликтные моменты с кабардинцами, по поводу использования пастбищ для скота. Данный вопрос активно разрабатывался в 1863-1864 гг., и горцам была выделена часть земель для пастбищ, дабы удовлетворить потребности горцев [2].

В специальной литературе отмечался тот факт, что по присоединении в 1864 г. к Российской империи дагестанских ханств, у царского правительства возникала потребность в поддержке феодалов, в связи с чем, по отношению к высшим классам, раздавались грамоты и трактаты (ханам, бекам), фактически сохраняющие их права, что приводило к тому, что высшее сословие содействовало проведению политики правительства на территории Дагестана [1].

По справедливому утверждению А.К. Халифаевой: «Аграрная реформа в Дагестане была проведена под непосредственным влиянием отмены крепостного права в России в 1861 г. Согласно «Положению» от 19 февраля 1861 г., крестьяне получили личную свободу и право свободно распоряжаться своим имущест-

вом. Одной из главных же причин проведения земельной реформы в Дагестане являлось не столько начало земельной реформы в центральных регионах России, сколько то, что реформа способствовала, более безболезненному изъятию земель и их дальнейшему перераспределению по усмотрению нового правительства. Однако она не до конца уничтожала основу феодализма - собственность на землю, а лишь ограничивала ее. В Дагестане крестьянская и земельная реформы были проведены в 60-х гг. XIX в. частично, а именно: в Кумыкском округе, в Присулакском наибстве, в шамхальстве Тарковском и ханстве Мехтулинском, не коснувшись раят и части феодально-зависимых узденей в количестве около 60 тыс. чел.» [10, с. 82].

Очевидно, что проведение крестьянской реформы в Дагестане после его присоединения к Российской Империи обусловлено определенными причинами, среди которых:

- общероссийские социально-экономические перемены;

- активация крестьянского движения;

- необходимость согласованности политики «окраин» с политикой центра;

- тяжелое положение крестьян Дагестана [5, с. 16].

Завершение крестьянской реформы по сравнению с центральной частью России имело ярко выраженный характер и полное завершение реформы датируется 1913 г., обусловлено это, в частности, разрешением вопросов, связанных с зависимыми сословиями.

Как было указано в Сборнике сведений о кавказских горцах, 1867 г. был ознаменован в жизни дагестанских горцев совершением повсеместного в Дагестане освобождения бесправных рабов, известных под именем кулов и каравашей, которое закончилось к концу 1868 г. В Дагестане, зависимость сословий выражалась в подчиненности их лицам или целым родам. Существовали и разновидности зависимости: административная (уздени); поземельная (сословие раятоп и др.); личная (кулы и карам; чагары) [8, с. 48].

Освобождение бесправных рабов происходило параллельно с общим реформированием в крестьянской и аграрной сферах. Для того, чтобы подготовить и в дальнейшем провести реформирование в аграрной сфере, в Дагестане были организованы поземельные комиссии (Дербентская комиссия, 1948 г.), но данный перечень этим не ограничивался и включал в себя также окружной и народный суды, губернатор области, совет наместников и др. Например, реформирование в Кумыкском округе осуществлялось в 18601867 гг. и имело более последовательный характер. Далее, происходило поэтапное осуществление крестьянской реформы.

Последовательная работа созданных ведомств и учреждений привела к созданию трех проектов, направленных на наделение крестьян землей и только 5.02.1865 г. был определен конкретный путь проведения реформы, который впоследствии утвердил Александр II, 12.11.1967 г. Предполагалось выделение крестьянам половины земель феодалов, причем без выкупа (при этом казенные земли оставались в собственности, как и ранее, государства). Помимо половины выдела земель, предоставлялась усадебная осед-

лость, отходившую народу вне зависимости от половинного надела. При этом, фактически, лучшие земли достались феодалам, а «неудобные» земли - крестьянам. В качестве юридического лица также, как и в центральной части России, выступала община. Отделение земель завершилось к 1870 г. (появились владельческие, сельские земли), в это же время отсутствовала четкая регламентация, конкретные нормы межевания.

Соответственно, можно говорить о том, что в отличии от центральной части России, в Дагестане, крестьяне не должны были платить выкуп. Но, между тем, нельзя сказать, что все высокие помыслы, которые были положены в концепцию проводимого реформирования были реализованы на практике. Тем не менее, наиболее важным событием данной реформы явилось освобождение зависимых сословий от власти феодалов. По этому вопросу, Э.М. Далгат отмечает следующее: «В результате крестьянской реформы 60х гг. XIX в. и ликвидации независимых феодальных владений в сослов-но-поземельном строе Дагестанской области произошли значительные изменения. Реформы определенным образом повлияли на изменение классовой структуры дагестанского общества, внесли коррективы в систему поземельных отношений, существовавших в середине XIX в. Реформа освободила 55 тысяч крестьян, находившихся в зависимости от феодальных правителей, которых царское правительство лишило политической власти. Свободу получили 1,5 тысячи рабов и около 2-х тысяч крепостных крестьян.

Безусловно, проведение реформы имело большое положительное значение. Получивших свободу рабов и чагаров уже нельзя было продать, убить, подарить. Они обрели личную свободу, хотя и не всегда были наделены землей. В Кумыкском округе и Присулак-ском наибстве, где реформа была проведена наиболее последовательно, наделение крестьян землей без выкупа создавало условия для проникновения и развития здесь капиталистических отношений.

С другой стороны, реформа была половинчатой, непоследовательной. Получили свободу лишь крестьяне, зависимые от феодальных правителей, а те, кто зависел от беков, остались в зависимости до реформы 1913 г.» [4, с. 64].

В рамках данного исследования произведено теоретическое осмысление вопросов, связанных с отменой крепостного права в России и освобождение зависимого населения (сословия) в Дагестане во второй половине XIX в. Фактически, реформа в Дагестане была непосредственно связана с проводимой крестьянской рефор-Библиография:

мой в России. Несомненным плюсом данной реформы становится освобождение зависимых сословий от феодальной зависимости.

При этом следует отметить, что вопрос о собственности на землю в Дагестане не был полностью разрешен проводимой реформой, которая затянулась вплоть до 1913 г. Отчасти, такое положение было связано с недостаточной правовой регламентацией конкретно в Дагестане. Как и в центральной России, происходит развитие арендных отношений, в связи с пользованием землей. Нельзя и не отметить тот факт, что на территории Дагестана, реформирование происходило весьма неравномерно, само реформирование отличалось «осторожным» и затяжным характером. Не вызывает сомнения тот факт, что власть в лице царя учитывала специфику местного населения при проведении реформирования.

Тем не менее, наиболее важным в рамках проводимого реформирования, явилось освобождение зависимых сословий от феодальной зависимости. Но, полностью изжить пережитки феодальной зависимости, при этом, удалось лишь к 1913 г. (окончательное освобождение от податей и повинностей бекам).

Отмена крепостного права в России и освобождение зависимого населения (сословия) в Дагестане во второй половине XIX века - важный этап в становлении и развитии Российской Империи, связанный с перераспределением земельных ресурсов, появлением института частной собственности (которому предшествовали переходные этапы в виде общинной и коллективной собственности). Очень важным является закрепление за крестьянами личных прав, которые также с течением времени совершенствовались и становились «более реальными» в практическом применении.

Данная ступень в отечественной истории представляется переходной и значимой для исследуемого периода. Несмотря на то, что проведение крестьянской реформы не стало причиной моментальных изменений, постепенный переход изменил многие устои и основы в жизни общества и государства.

Полученные в данном исследовании результаты могут быть использованы для теоретического осмысления вопросов, связанных с отменой крепостного права в России и освобождением зависимого населения (сословия) в Дагестане во второй половине XIX в. Представляется, что особенности отмены крепостного права и неравномерное проведение реформы на территории страны обладает значимой смысловой нагрузкой, интересной для практикующих специалистов в данной сфере.

1. Бирзе А. Земельные отношения в дореволюционном Дагестане // Красный архив. № 6 (79). 1936. URL: http://istmat.info/files/uploads/40146/krasnyy_arhiv_79-

1936.pdf (дата обращения: 08.09.2019).

2. Гаврилов П.А. Устройство поземельного быта горских племен Северного Кавказа // ССКГ. Тифлис. 1869. Вып. 2. Отд. 7. С. 1-78. URL:

https://www.twirpx.com/file/1372541/ (дата обращения: 08.09.2019).

3. Гаврилов А.В. Политика правительства в отношении крестьянства первой половине 80-х гг. XIX в. // Известия Самарского научного центра Российской академии

наук. 2018. Т. 20. № 3. С. 56-61.

4. Далгат Э.М. Трансформация социальных отношений в Дагестане в условиях модернизации России В 60-70-х гг. XIX в // История, археология и этнография Кавка-

за.2014. С. 60-65.

5. Всеподданнейший отчет Главнокомандующего Кавказской армией по военно-народному управлению за 1863-1869 гг. СПб.: Воен. тип., 1870. II. 120 с.

6. Миронов Б. Отмена крепостного права как пример образцовой российской реформы // Экономическая политика. 2011. № 2. С. 63-84.

7. Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.7. Документы крестьянской реформы / отв. ред. О.И. Чистяков. М.: Юридическая литература, 1989. 816 с.

8. Сборник сведений о кавказских горцах. Вып. 01. Тифлис, 1868. 411 с.

9. Труженикова Л.А. Дагестан в контексте трансформационных процессов в России (вторая половина XIX - начало XX века) // Научные ведомости Белгородского

государственного университета. 2016. № 15 (236). Выпуск 39. С. 114-119.

10. Халифаева А.К. Аграрная реформа в Дагестане во второй половине XIX в. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные

науки. 2004. № 4. С. 82-89.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.