Теория и история права и государства
АГРАРНО-ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ ПОСЛЕ РЕФОРМЫ 1861 г.
ДЕМИЧЕВ Дмитрий Михайлович,
доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории права Белорусского государственного экономического университета. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: в статье исследуются особенности аграрно-земельных отношений на белорусских землях (в Северо-Западном крае Российской империи) после реформы 1861 г. Раскрывается содержание земельных преобразований, коренным образом изменивших земельно-правовой строй Российской империи, осуществляемых по реализации установлений Манифеста от 19 февраля 1861 г. «Об освобождении крестьян от крепостной зависимости».
This article investigates the features of the agrarian and land relations at the Belarusian lands (North-West region of the Russian Empire) after the reform of 1861. The content of land reforms that radically changed the land and legal system of the Russian Empire, undertaken for the implementation of the precepts of the Manifesto of February 19, 1861 «About the liberation of peasants from serfdom».
Ключевые слова: антикрепостническое крестьянское движение; крепостная зависимость; земельная реформа; Манифест от 19 февраля 1861 г.; право постоянного пользования; выкупные платежи; душевой надел; надельные земли; общинное землепользование; повинность; крестьянские выступления; повстанцы; уставная грамота; разночинцы; однодворцы; государственные крестьяне; отходники.
Anti-serfdom peasant movement; serfdom; land reform; the Manifesto of February 19, 1861; the right of permanent use; purchase payments; allotment; allotments; community land use; labour service; peasant uprisings; rebels; the authorised reading and writing; commoners; freeholders; state peasants; migrant workers.
Социально-политическая атмосфера в Российской империи середины XIX в. объективно вела к необходимости отмены крепостного права, которое себя изжило как морально, так и экономически. К этому времени начавшееся во второй половине XVIII в. разложение феодального строя и развитие буржуазных отношений получили новое развитие. Обострился кризис всей феодально-крепостнической системы. Сельское хозяйство все больше приобретало черты товарно-денежных отношений. Ускорялся процесс обезземеливания крестьянства. Сохраняющаяся крепостная система сковывала развитие экономики в целом.
В этот период земельный строй на территории белорусских земель, как составной части Российской империи, представлял собой сочетание средневекового феодального строя с элементами зарождающихся капиталистических земельных отношений, которые отличались многообразием форм землевладения и разнообразием их правового регулирования. Так, отношения по поводу церковных, помещичьих земель, земель императорской фамилии регулировались нормами феодально-сословного права, купчих и городских земель - нормами гражданского права, а земель крепостей, казарм и транспорта и др. - нормами административного (поли-
цейского) законодательства.
В то же время развивающее капиталистическое производство остро нуждалось в свободной рабочей силе. Основную же часть населения в то время составляли крестьяне, находившиеся в крепостной зависимости от помещиков. По существу производительные силы стали входить во всё большее противоречия с существовавшими производственными отношениями. Сложившаяся ситуация являлась тормозом в дальнейшем развитии и укреплении капитализма и настоятельно требовала отмены крепостного права и проведения земельной реформы. Нарастало антикрепостническое крестьянское движение. Крестьяне требовали отмены барщины и безвозмездной передачи тех земель, которые они обрабатывали. Только в течение 1858-186 гг. На территории современной Беларуси произошло более 40 крестьянских выступлений.
В российском обществе в этот кризисный период обозначились три основных позиции в крестьянском вопросе: ожидание освобождения в среде самого крестьянства; опасение новой пугачевщины в правительственных и помещичьих кругах; сочувствие крестьянству и поиск путей выхода из кризиса со стороны реформистски настроенных слоев общества.
Коренным образом изменившие земельно-
правовой строй России, основные земельные преобразования берут свое начало с реформы 1861 г.
В соответствии с Манифестом от 19 февраля 1861 г. «Об освобождении крестьян от крепостной зависимости»1 и Общим Положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости2, крестьяне освобождались от крепостной зависимости, становились свободными людьми и наделялись землей в виде надела, право на который могло быть реализовано в виде общинного или подворного землевладения. Указанное Положение провозглашало крестьян свободными обывателями, которым предоставлялись не только личные, но и имущественные права. При сохранении за помещиком права собственности на землю крестьяне получали за определенные повинности в постоянное пользование усадебные земли и земли, необходимые для обеспечения их быта и выполнения обязанностей перед правительством. В отличие от дореформенного периода крестьяне становились субъектами особого вида вещного права на землю - права постоянного пользования. Эти документы послужили важнейшей правовой основой проведения земельной реформы в России. В числе мотивов принятия Манифеста Александр II отмечал и «свой обет обнимать царскою любовию и попечением всех наших верноподданных всякого звания и состояния»3.
Первоначально правительственная программа по крестьянской реформе предусматривала право крестьян на приобретение в собственность посредством выкупа только «усадебной оседлости» (крестьянского дома с прилегающим участком) и на пользование всеми иными землями лишь за повинность, исходя из «местных обстоятельств и обычаев». Затем было признано необходимым наделение крестьян землей в более широких масштабах и с непременной передачей надельной земли в собствен-
4
ность за выкуп .
Таким образом, в результате реформы
1 Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 7. Документы крестьянской реформы. М.: Юрид. лит-ра, 1989. С. 27-31.
2 Там же. С. 37-75.
3 Графский В.Г. Политические и правовые учения в России во второй половине XIX - первой половине XX вв. // История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. М.: ИНФРА:М, 1996. С. 557.
4 Надельные земли - земли, выделяемые в пользование кресть-
янским семьям, которые их обрабатывали. В соответствии с ре-
формой 1861 г. крестьяне должны были выкупить полученный надел по ценам, намного превышающим его стоимость. Фактиче-
ски надельная земля вплоть до реформы от 9 ноября 1906 г. только номинально составляла собственность крестьян.
крестьяне по существу пополнили круг субъектов землепользования. В соответствии с указанными нормативными актами земельные отношения крестьян стали строиться на принципах установления двух видов собственности на землю - общественной собственности сельского общества и частной собственности крестьян. В Прибалтийских и Юго-Западных губерниях Российской империи преобладала подворная форма землевладения, при которой субъектом права на надел признавались крестьяне. В Малороссийских5 и Великороссийских губерниях6 земельный надел предоставлялся общине, которая и являлась субъектом права на него. При этом наделение крестьян землей производилось не в собственность, а в постоянное пользование при условии отбывания повинностей в пользу помещика. По усмотрению помещика производилось наделение землей по низшей норме, которая устанавливалась на более плодородных землях и по высшей норме, устанавливаемой на менее плодородных землях. Вместе с тем земли в общественную и частную собственность могли быть переданы только после выплаты выкупных платежей помещику, которые можно было производить только через 9 лет после ее получения7. Дополнительными условиями являлись: для выкупа полевой земли -согласие помещика, а для выкупа усадебной земли -отсутствие недоимок.
С юридических позиций структура общинного землепользования представляла собой конструкцию, в соответствии с которой при признании общины субъектом права собственности на землю усадебная земля каждого крестьянского двора оставалась в потомственном пользовании проживающего там семейства и переходила по наследству согласно обычному порядку наследования. Что касается полевой земли (мирской), то она находилась в общинном пользовании крестьян, при котором все сельскохозяйственные угодья распределялись по приговору мира по душам, тяглам или иным способом, а повинности, положенные за землю, отбывались с помощью круговой поруки. При этом переданные в пользование крестьян общинные земли могли подлежать переделу, произво-
5 Малороссия - название Украины в официальных актах России и в российской историографии.
6 Великороссия - официальное название в ХIX-XX вв. территории Европейской части Российской империи, вошедшей в состав Русского государства до середины XVII в. с преобладающим русским населением.
7 Данное правило действовало вплоть до начала XX в. и было отменено по решению Царского правительства лишь в январе 1907 г.
димому по приговору 2/3 всех домохозяев селения.
Наряду с указанным порядком землепользования каждому крестьянскому обществу предоставлялось право заменить общинное пользование наследственным, т.е., отменив переделы и разверстку мирской земли, разбить ее раз и навсегда на подворные участки и раздать их домохозяевам в потомственное пользование. В целом же существовавшая оценка периода земельных отношений после 1861 г. складывалась не в пользу общинного землевладения, поскольку распространенная в то время точка зрения сводилась к тому, что при общинных земельных порядках и общинно-поземельных отношениях отсутствовал личный интерес трудиться напряженно и эффективно, а государственная казна обречена на скудность доходов от земледелия. Одновременно присутствовало убеждение, что община является гарантом государственной устойчивости и основой славянской цивилизации.
По решению Царского правительства реформы начались с белорусских и литовских губерний, в наибольшей степени связанных с рынком и имевших опыт применения труда безземельных крестьян. Более подготовленными к отмене крепостного права были здесь и землевладельцы. В частности, белорусские помещики неоднократно высказывались за отмену крепостного права, но с сохранением всей земли в своих руках. В 1857 г. помещики Виленской, Гродненской и Ковельской губерний направили в Петербург ходатайства с просьбой освободить крестьян, но без земли. В ответ был опубликован рескрипт Александра II, в соответствии с которым в белорусских губерниях разрешалось учредить дворянские комитеты и общую комиссию в Вильно для подготовки проектов освобождения крестьян. Созданные в 1858 г. дворянские комитеты Минской, Виленской и Гродненской губерний высказались за безземельное освобождение крестьян, а Могилев-ской и Витебской губерний - за наделение бывших крепостных небольшими земельными участками1.
После подписания одобренного Государственным советом Манифеста от 19 февраля 1861 г. правовое положение крестьян коренным образом изменялось. Они получали личные и имущественные права: определенную независимость от помещиков, личную свободу, возможность от своего имени обращаться в государственные органы, заключать все-
1 Эти предложения были отвергнуты Царским правительством.
возможные сделки, записываться в сословия мещан и купцов, а также поступать на службу и в учебные заведения. Крестьяне получили также сословное самоуправление.
На белорусских землях реформа проводилась в соответствии с Общим положением о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, и двумя местными положениями. Правовой основой для проведения реформы в Могилевской и 8 уездах Витебской губернии являлось Местное положение для великорусских, новороссийских и белорусских губерний. В указанных губерниях господствовало общинное землепользование, и высший надел составлял от 4 до 5,5 десятин. Низший надел равнялся 1,2-2,8 десятин на мужскую душу. В тех случаях, когда дореформенный надел превышал установленный Местным положением высший надел, помещик имел право отрезать излишек в свою пользу, в результате чего крестьяне отдельных уездов Витебской и Могилев-ской губерний теряли от 25 до 40% земли. За пользование землей крестьяне обязаны были выполнять повинности в пользу помещика. За высший душевой надел устанавливалась барщина в 40 мужских и 30 женских дней или оброк в размере 8 руб. в год. Кроме того, вводилась строительная, подводная, натуральная и другие повинности. Круговая порука вводилась как средство выполнения крестьянами повинностей в общинах.
Землеустройство в Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской губерниях и четырех уездах Витебской области проводилось по Особому положению - Высочайше утвержденному Местному положению о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях, в губерниях: Виленской, Гоодненской, Ковенской, Минской и части Витебской2. Здесь не определялись нормы наделов, поскольку существовало подворное землепользование. У крестьян сохранялись приусадебные и полевые наделы, которыми они пользовались до 1861 г. Если на отрезанной и переходящей помещику земле находились крестьянские постройки, то помещики обязаны были выплатить за них крестьянам и выдать им денежную компенсацию в размере двухгодичного оброка с отрезанной земли. В ходе землеустройства помещик имел право отбирать у крестьян лучшие земли, пастбища и проч. На всю территорию белорусских земель распространялось правило, согласно
2 Полное Собрание Законов Российской империи. Т. XXXVI. Изд. 1863 г. № 36665.
которому помещичьи леса оставались в распоряжении помещиков.
В зависимости от размера надела определялись повинности. Так, в Минской, Гродненской и Ви-ленской областях они не должны были превышать инвентарную норму, установленную инвентарными правилами1. Размер оброка устанавливался не более 3 руб. с десятины, для барщины - не более 23 дней в году2. Каждый крестьянин нес ответственность перед помещиком за исполнение повинностей. Крестьяне имели право прибрести в собственность земельные наделы только путем заключения выкупной сделки. С приобретением надела крестьяне зачислялись в разряд крестьян-владельцев. При этом приусадебный участок крестьянин имел право выкупить независимо от желания помещика, а полевой надел - только с его согласия.
Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости, устанавливало единые для всех губерний правила выкупа полевого надела, согласно которым выкупная цена, которую крестьяне должны были платить за надел, определялась путем капитализации переведенного на деньги оброка с десятины из расчета 6% годовых. Помещик мог положить в банк выкупную сумму и получать в виде 6% капитала такую же прибыль, что равнялось годовому оброку. При таких условиях помещики были заинтересованы получить выкуп сразу. Однако в связи с тем, что абсолютное большинство крестьянства не имело таких денежных сумм, государство выступало в качестве посредника между помещиками и крестьянами. В тех случаях, когда выкупался полный надел, крестьяне должны были заплатить 1/5 часть выкупной суммы, а при выкупе неполного надела - ее 1/4 часть. Оставшуюся часть выплачивало правительство. В качестве компенсации за это помещики получали от государства ценные бумаги, которые они могли продавать или закладывать. В результате осуществления указанных правил, крестьяне становились государственными должниками и в течение 49 лет обязаны были выплачивать выкупные платежи3.
1 Инвентарные правила - законодательные акты в России 18471848 гг., согласно которым определялись размеры наделов и повинности помещичьих крестьян. Приняты для предотвращения обезземеливания крестьян и ослабления влияния польских помещиков.
2 История Белорусской ССР. Мн., 1977. С. 119.
3 Выкупные платежи - ежегодные погашения крестьянами (в 1861-1906 гг.) 1/49 части денежной суммы, выплаченной Царским правительством за выкуп крестьянских наделов у помещика в ходе реформы 1861 г. 20% суммы поступало помещику, 80% -вносило государство.
При этом в состав ежегодных выкупных платежей входили проценты, которые государство взыскивало с крестьян за указанную отсрочку. К моменту досрочной в связи с Первой русской революцией (19051907 гг.) отмены этих платежей с 1 января 1907 г. крестьяне в общей сложности выплатили государству и помещикам сумму, в 3 раза превышающую стоимость земли до реформы4.
Для осуществления руководства крестьянами образовывались сельские и волостные органы власти. На собраниях сельских общин избирались правления, старосты, сборщики податей и другие должностные лица. Из нескольких общин образовывались волости, управление которыми осуществлялось правлением во главе с председателем, избираемыми на волостных собраниях. В функции сельских и волостных правлений входили сбор податей, объявление крестьянам государственных законов и организация охраны общественного порядка.
Кроме того, в целях практической реализации на местах реформ 1861 г. были образованы специальные местные органы - мировые посредники, уездные мировые съезды и губернские присутствия по крестьянским делам.
Таким образом, в результате земельной реформы 1861 г. субъектами права собственности на землю, используемую в сельском хозяйстве, являлись помещики (дворяне), крестьяне и община как юридическое лицо. Правовые отношения, связанные с наделением крестьян землей, содержались в Особых приложениях к тому IX Свода законов Российской империи.
Проведенная в 1861 г. крестьянская реформа, отменившая крепостное право в России, в том числе и в Северо-Западном крае (так тогда называли Беларусь) вызвала недовольство у значительной части крестьянства. Они отказывались отбывать барщину, иные повинности, не подчинялись приказам местной власти, вели борьбу против составления уставных грамот5. Уже в течение марта-июня 1861 г. на белорусских землях произошло 273 крестьянских выступления, охвативших 1305 деревень. В целом за 1861 г. произошло 379 волнений, из которых 125 было подавлено полицией и войсками6. Особенно широкий размах крестьянское движение приобрело в Грод-
4 Нарысы пстрьи Беларусь Ч. 1. Мн., 1994. С. 305.
5 Уставная грамота - акт, определявший поземельные отношения и повинности крестьян в пользу помещика.
6 История Белорусской ССР. Мн., 1977. С.119-120.
ненской и Минской губерниях. Всего в Северо-Западном крае только в 1862 г. произошло свыше 150
крестьянских выступлений, из них более половины в
1
связи с введением уставных грамот .
В 1863-1864 гг. в Польше, Беларуси и Литве вспыхнуло национально-освободительное восстание против царизма. Во главе его стояли разночинцы2. Воспитанные на революционно-демократических идеях, пропагандировавшихся А. Герценом, Н. Чернышевским, М. Бакуниным, Н. Добролюбовым и др., разночинцы добивались свержения самодержавия, ликвидации помещичьего землевладения, передачи земли, всех средств производства народу, установления народовластия на основе свободного волеизъявления народов, создания нового справедливого общественного строя на основе реформирования крестьянской общины. Данные идеи были активно восприняты обучающимися в российских гражданских и военных учебных заведениях выходцами из Беларуси, которые создали несколько подпольных кружков, руководство которыми осуществляли офицеры российского Генерального штаба З. Сераков-ский и Я. Домбровский. На территории Беларуси подготовкой восстания с конца 1862 г. руководил К. Калиновский3. В своей деятельности он ориентировался на крестьян, выступал за безвозмездную ликвидацию помещичьего землевладения, за совместное выступление всех народов против царского самодержавия. Восстание началось в Варшаве после публикации 10 января 1863 г. Временным национальным правительством Польши Манифеста и аграрных декретов, а также специального обращения к
1 Сасим А.М. Отмена крепостного права. Реформа 1861 г. и особенности ее проведения в Беларуси // Экономическая история Беларуси: Уч. пособие / В.И. Голубович, Г.И. Ермашкевич, Г.П. Бущик и др.; Под ред. В.И. Голубовича. Мн.: «Экоперспектива», 2001. С. 143.
2 Разночинцы («люди разного чина и звания») - межсословная категория населения в России конце XVШ-XlX вв., выходцы из разных сословий (духовенства, купечества, мещанства, мелких чиновников и т.п.), юридически не оформленная категория населения, в основном занимавшаяся умственным трудом.
3 Калиновский, (Кастусь) Константин Семенович (1838-1864 гг.) -революционный демократ, последователь Н.Г. Чернышевского. Шляхтич по происхождению, уроженец д. Мостовяны Гродненского уезда. После окончания юридического факультета Петербургского университета в марте 1861 г. возвратился на родину, вместе с В. Врублевским и другими единомышленниками создал в г. Гродно нелегальную революционную организацию. В октябре 1862 г. возглавил революционное крыло повстанческой организации в Беларуси и Литве - Литовский провинциальный комитет в Вильно - центр по подготовке вооруженного восстания. В 186263 гг. издавал первую белорусскую нелегальную газету «Мужицкая правда». В 1863-64 гг. возглавил крестьянское восстание и «Красное правительство». Казнен по решению военно-полевого суда на Торговой площади в Вильно 10 марта 1864 г.
населению Литвы и Беларуси с призывом поддержать восстание в Польше.
Под руководством Литовского провинциального комитета, возглавляемого К. Калиновским и объявившего себя Временным правительством Литвы и Беларуси, была создана обширная подпольная сеть революционных организаций, охвативших практически все уезды и губернии Беларуси. В них входили мелкие чиновники, разночинная интеллигенция, представители обедневшей малоземельной и безземельной шляхты, офицеры, учащиеся. В результате внутренних разногласий между различными революционными течениями, а также несогласованных действий Временного правительства Польши и Литовского провинциального комитета, жестоких репрессий самодержавия восстание в конечном итоге потерпело поражение. Вновь назначенный виленский генерал-губернатор М. Муравьев вынудил помещиков и католическое духовенство отказаться от поддержки восстания. Брошенные по приказу Царя Александра II против повстанцев 138 рот пехоты и 66 эскадронов кавалерии при 120 пушках к началу сентября 1863 г. подавили восстание, а многие его участники были
4 .-i
арестованы, а затем казнены . При этом генерал-губернатор предпринял ряд мер по реализации реформы 1861 г.: в определенной мере поставил крестьян в независимое положение от помещиков, поднял престиж волостных судов, а также роль волостных и сельских собраний по организации местного самоуправления в решении внутренних проблем (в том числе по надзору за местной шляхтой, арендаторами и др.), увеличил крестьянские наделы, в том числе безземельных крестьян, не имевших права по реформе 1861 г. на земельный надел, наделил трехдесятинны-ми земельными участками крестьян, утративших землю в 1846-1856 гг. Кроме того, он организовал специальные крестьянские караулы, которые вместе с войсками стали бороться с повстанцами.
После подавления восстания политика российских властей по отношению к Беларуси была направлена на усиление своего влияния на белорусских землях. В пользу казны конфисковывались земли и иные владения участников восстания из числа помещиков. Имевшие отношение к восстанию представители интеллигентских профессий переводились на работу в глубь России. Помещикам-полякам запрещалось покупать землю в Беларуси. Крестьяне-
4 История Белорусской ССР. Мн., 1977. С. 126.
католики не могли иметь более 60 десятин земли. Поощрялось русское помещичье землевладение. Вместе с тем, чтобы смягчить социально-политическую напряженность, Царским указом от 1 марта 1863 г. вводился обязательный выкуп крестьянами своих наделов в Виленской, Гродненской, и Минской губерниях. Выкупные платежи снижались на 20%, а с 1 мая крестьяне переводились в разряд собственников зем-ли1. Положения данного Указа с ноября 1863 г. распространялись на Витебскую и Могилевскую губернии.
Предпринятые Царским правительством меры существенно смягчили последствия реформы 1861 г. на белорусских землях, благодаря чему было обеспечено ускоренное развитие новых производственно-экономических отношений в сельском хозяйстве. В соответствии с Законом от 16 мая 1867 г. оброк был заменен на обязательный выкуп земли и для государственных крестьян, составляющих в Беларуси около 20 % всего сельского населения2. По своему правовому положению они стали причисляться к разряду крестьян-собственников. Условия освобождения государственных крестьян от феодальной зависимости были более благоприятные, чем для крестьян помещичьих: они в основном сохранили свои наделы, которые по размерам оказались выше, чем у помещичьих крестьян.
Несколько позже, до конца 80-х гг., Царское правительство приняло еще несколько нормативных правовых актов, определявших условия землепользования, перехода на выкуп однодворцев3, чиншеви-
4
ков и других немногочисленных категорий сельского
1 Свод законов Российской империи. Книга вторая. Т. V-IX. Второе издание. СПб., 1913. № 39337.
2 Государственные крестьяне - сословие в России XVШ-XIX вв., образованное из бывших черносошных (лично свободных, владевшими общинными землями и нёсших государственные феодальные повинности) крестьян, половников (феодально-зависимых крестьян, отдававших землевладельцу половину урожая), однодворцев и др. Жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства, считались лично свободными. С 1841 г. управлялись Министерством государственных имуществ. В середине XIX в. составляли около 45% крестьянства. В 1866 г. подчинены общей системе сельского управления, в 1886 г. получили право полной собственности на землю за выкуп. Государственные крестьяне Сибири и Закавказья остались в прежнем положении держателей казенной земли, поскольку на них не были распространены законы 1866 и 1886 гг.
3 Однодворцы - категория государственных крестьян в Российской империи (в основном бывшие служилые люди «по прибору», которые обязаны были нести военную или административную службу в пользу государства, набирались из представителей податных сословий, лично свободных) до 1866 г. Имели право владеть крепостными до 1840 г.
4 Чиншевики - лично свободные крестьяне в Литве и западных
районах Беларуси, присоединенных к России. Являлись бессроч-
ными наследственными арендаторами земель помещиков, кото-
населения. Указом от 28 декабря 1881 г. Царским правительством было произведено снижение выкупных платежей, которое коснулось также и белорусских земель5.
В целом в результате земельной реформы 1861 г. площадь пашни увеличилась с 88,8 млн. дес. в 1860 г. до 117 млн. в 1877 г. Урожайность зерновых культур возросла с 29 пудов с десятины в 1861-1870 гг. до 39 пудов в 1890-1891 гг. Валовой сбор зерновых культур в 70-е гг. XIX в. возрос по сравнению с 50-ми годами на 63%. Белорусские губернии стали важнейшим для России регионом экспорта зерна и развития животноводства. К концу XIX в. они становятся третьим по значению в России (после северных и сибирских губерний) по развитию молочного производства. В структуре доходов сельскохозяйственного производства 17% составляли доходы от реализации технических культур.
Вместе с тем земельная реформа 1861 г. полностью своих задач не выполнила: она сохранила привилегированное экономическое и социально-политическое положение крупных землевладельцев. У них оставалось более половины всех земель. Согласно переписи 1877 г. дворянству принадлежало около 50% земельных угодий, 11,2% - казне, церкви и другим учреждениям и только 33,4% - крестьянам. 2,6 тыс. землевладельцев имели 84% всех частно-собственнических земель. На каждого из них приходилось в среднем 2915 десятин6. В Минской губернии 2/3 земель принадлежало помещикам. В то же время около 60% крестьянских хозяйств имели в среднем только 12 десятин, 32% - от 15 до 20 десятин и 8% - более 20 десятин. В силу малоземелья, низкой культуры земледелия и недостаточного обеспечения тягловой силой 60 % крестьянских хозяйств были убыточными.
Крестьянин по-прежнему оставался экономически закабаленным, землей владела община, а выкуп был чрезвычайно высок. 86% всех крестьянских дворов Могилевской губернии и 46% - Витебской губернии входили в общины, которые связывали крестьян круговой порукой и прикрепляли их к земле и помещику. Частые переделы в связи с изменением состава семей вызывали чересполосицу7 и парцел-
рым они платили специальный денежный оброк - чинш, упраздненный в 60-е гг. XIX в.
5 Свод законов Российской империи. Книга вторая. Т. ^К. Второе издание. СПб., 1913. № 575.
6 История Белорусской ССР. Мн., 1977. С. 128.
7 Чересполосица - расположение нескольких земельных участков одного хозяйства вразброс, отдельными полосами, вперемежку с чужими земельными участками.
лярность1. Еще долго сохранялась экономическая зависимость крестьянина от помещика. Малоземелье, значительные выкупные платежи, многочисленные государственные налоги способствовали сохранению прежних производственных отношений: крестьяне вынуждены были брать помещичьи земли и угодья в аренду, займы и проч., рассчитываясь за это отработками и другими повинностями. Страдая от малоземелья, крестьяне вынуждены были уходить на заработки в другие губернии: строительство железных дорог, промышленные предприятия Москвы, Петербурга, шахты Донбасса, сплавные работы. После 1861 г. число отходников2 в Беларуси выросло в 6,6 раза и составило к концу XIX в. около 300 тыс. человек в год. Кроме того, с 1885 г. по 1900 г. из белорусских земель в районы Сибири переселилось более 100 тыс. крестьян, из них свыше 60% из Витебской и Могилевской губерний3.
Реформа ускорила переход к капиталистическим методам хозяйствования: производству продукции для рынка, найму рабочей силы, расширению частнособственнических крестьянских хозяйств, интенсификации производства и приобретению земли в собственность. Общим итогом реформы можно считать ликвидацию рабства, ускоренное развитие ры-ночно капиталистических отношений, охвативших определенную часть крестьянства.
В целом же, если го-ворить о целях крестьянской реформы 1861 г., то наиболее образно относительно этого выразился на заседании Государственного совета, состоявшегося 28 января 1861 г., Александр II, который сказал: «Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что все, что можно было сделать для огражде-ния выгод помещи-
4
ков, сделано» .
1 Парцелла (франц. parcelle, букв. - частица) - небольшой земельный участок. Парцеллярное хозяйство - семейно-индивиду-альное крестьянское хозяйство, основная форма ведения натурально-потребительского производства в докапиталистическом обществе. С развитием товарно-денежных отношений превращается в мелкое товарное хозяйство.
2 Отходники - крестьяне, временно уходящие из мест постоянного жительства на заработки в города и на сельскохозяйственные работы в другие местности. Отходничество было распространено среди помещичьих оброчных крестьян. Усилилось после крестьянской реформы 1861 г.
3 Повалихина Т.И. Становление капиталистической экономики Беларуси в пореформенный период (60-90 гг. XIX в.) // Экономическая история Беларуси: Уч. пособие / В.И. Голубович, Г.И. Ер-машкевич, Г.П. Бущик и др.; Под ред. В.И. Голубовича. Мн.: «Эко-перспектива», 2001. С. 154.
4 Глинский Б.Б. Революционный период русской истории (18611881). Исторические очерки. Ч. 1. СПб., 1913. С. 15.