СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ПОДГОТОВКА КРЕСТЬЯНСКОЙ РЕФОРМЫ 1855-1861 ГОДОВ
SOCIO-ECONOMIC PREREQUISITES AND PREPARATION OF PEASANT REFORM OF 1855-1861
УДК 94(47) DOI: 10.25631/PEJ.2018.2.19
ВИВАТЕНКО Сергей Валентинович
доцент кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат исторических наук, доцент, [email protected]
VIVATENKO, Sergey Valentinovich
Associate Professor at the Department of Project Activities in Cinematography and Television, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, [email protected]
СИВОЛАП Татьяна Евгеньевна
доцент кафедры проектной деятельности в кинематографии и телевидении Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, кандидат исторических наук, доцент, [email protected]
SIVOLAP, Tatyana Evgenievna
Associate Professor of the Department of Project Activities in Cinematography and Television, Saint-Petersburg State Institute of Film and Television, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, [email protected]
Аннотация.
Статья посвящена проблеме подготовки крестьянской реформы 1861 г. и ее влиянии на социально-экономическое развитие страны. Отмена крепостного права и проведение крестьянской реформы в России явились крупным актом не только юридического, но и социально-экономического характера. Основными причинами, которые привели к падению крепостного права, были: экономическое развитие капиталистических отношений и рост антикрепостнического движения. Власть признала, что лучше отменить крепостное право «сверху», чем ждать, когда оно будет отменено «снизу». Отмена крепостного права стала одной из главных реформ, проводимых Александром II. Крепостное право как форма рабства осуждалось всеми слоями русского общества; модернизация страны, преодоление технико-экономической отсталости были невозможны в рамках крепостничества; труд крепостных крестьян был неэффективным, малопроизводительным и не способствовал развитию экономики России.
© Виватенко С. В, Сиволап Т. Е., 2018.
Ключевые слова: крепостное право, крестьянская реформа, развитие экономики, Александр II, социально-экономические предпосылки, капиталистические отношения.
Abstract.
The article is devoted to the problem of preparation of the peasant reform of 1861 and its impact on the socio-economic development of the country. Abolition of serfdom and the peasant reform in Russia was a major act not only legal, but also socio-economic one. The main reasons leading to the fall of serfdom were: the economic development of capitalist relations and the growth of anti-serfdom. The government recognized that it was better to abolish serfdom «from above» than to wait for it to be abolished «from the bottom». Abolition of serfdom was one of the main reforms undertaken by Alexander II. Serfdom as a form of slavery was condemned by all layers of Russian society; modernization of the country, overcoming technical and economic backwardness were impossible within serfdom; the work of serf peasants was ineffective, little productive and did not contribute to the development of the Russian economy.
Key words: serfdom, peasant reform, economic development, Alexander II, socioeconomic prerequisites, capitalist relations.
Отмена крепостного права и проведение крестьянской реформы 1861 г. в России явилось крупным актом не только юридического, но и социально-экономического характера. Падение крепостного права обусловили две главные причины: сила экономического развития капиталистических отношений и рост антикрепостнического движения, заставивший власть признать, что лучше отменить крепостное право «сверху», чем ждать, когда оно будет отменено «снизу». Резко обостряющийся конфликт между капиталистическими отношениями и отживающим крепостным строем лежал в основе углублявшегося кризиса феодальной системы. Кризис был основой возникшей накануне падения крепостного права революционной ситуации.
Проигранная Крымская кампания послужила толчком к преобразованиям. Поражение
России в Крымской войне (1853-1856 гг.) показало полную несостоятельность политической и экономической системы Николая I. Военное и экономическое положение России явно было слабым, и это отчетливо проявлялось при соприкосновении с передовыми европейскими державами. Россия оказалась в международной изоляции после поражения в Крымской войне.
Отмена крепостного права стала одной из главных реформ, проводимых Александром II. Это было обусловлено следующими обстоятельствами: все слои русского общества осуждали крепостное право; крепостничество препятствовало модернизации страны и преодолению ее технико-экономической отсталости. Труд крепостных крестьян был малопроизводительным, малоэффективным, что препятствовало развитию экономики, и
Таблица 1
Крестьянские выступления в России (1836-1855)
Год Число неповиновений крестьян в имениях Число убийств помещиков Число покушений на жизнь помещиков
казенных дворцовых удельных помещичьих итого
1836 7 - 1 11 19 2 1
1837 1 - 1 8 10 12 -
1838 3 - - 15 18 3 1
1839 1 - - 10 11 7 -
1840 4 - 1 15 20 13 3
1841 13 - - 15 28 5 8
1842 20 - - 24 44 18 5
1843 6 - 1 12 19 17 8
1844 11 - - 23 34 7 6
1845 4 - 1 26 31 8 5
1846 2 - - 25 27 10 4
1847 1 - - 23 24 4 7
1848 4 - - 41 45 11 7
1849 4 - - 26 30 7 7
1850 4 - 1 24 29 9 6
1851 2 - 2 22 26 6 2
1852 6 2 1 33 42 12
1853 4 - - 25 29 15
1854 12 - - 32 44 15
1855 8 - - 10 18 16
Всего 117 2 9 420 548 13970 58
особенно аграрному сектору. Правительство серьезно было обеспокоено возможностью стихийных выступлений крестьянства (таблица 1). Крепостное право сдерживало развитие рынка и крестьянского предпринимательства.
«Прежняя система отжила свой век», - таков был приговор одного из идеологов этой системы, историка М. П. Погодина, произнесенный им через три месяца после смерти Николая I -18 февраля 1855 г. [1, с. 315]. Идеологические основы существовавшего правительственного режима пришли в противоречие с потребностями внутренней и внешней политики.
Сложившийся в государстве механизм управления получил жесткую критику в записке курляндского губернатора П. А. Валуева «Дума русского». Его взгляды нашли широкое обсуждение в петербургских правящих кругах во второй половине 1855 г. П. А. Валуев осудил «всеобщую официальную ложь», которую считал основным пороком «нашего государственного управления», приведшего Россию к кризису [2, с. 343]. Выход из создавшегося положения он видел во введении «начал правды в формах управления вместо бездушной формалистики», в децентрализации «разрешительной власти» и в установлении единства в действиях отдельных правительственных учреждений.
Как отмечает Л. Г. Захарова, в 1855-1856 гг. перед правительством и императором Александром II стояла задача вывести страну из кризиса, отстоять ее пошатнувшийся авторитет в цивилизованном европейском мире, не бороться с влиянием Европы, а учитывать ее исторический опыт в предстоящих преобразованиях [3, с. 162].
Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 г. на первый план поставили необходимость единства государственного управления. У правительства появилась масса новых задач, требовавших незамедлительного разрешения. Одна из них была связана с образованием кабинета с однородным составом во главе с премьер-министром по западноевропейскому образцу [4, с. 412].
В январе 1857 г. Александр II учредил Секретный комитет по крестьянскому делу,
состоявший в основном из консервативно настроенных сановников, «для обсуждения мер по устройству быта помещичьих крестьян» [5]. Секретный комитет действовал достаточно вяло и нерешительно, однако назревание революционной ситуации в конце 50-х гг. XIX в. заставило правительство вплотную заняться подготовкой отмены крепостного права. В конце 1857 г. из числа местных помещиков образовывались губернские комитеты «Об устройстве и улучшении быта помещичьих крестьян» [6]. Они создавались в каждой губернии, в которой было распространено крепостное право. Секретный комитет был реорганизован в Главный комитет по крестьянскому делу в феврале 1858 г.
Представители различных политических убеждений входили в состав губернских комитетов. Стали образовываться фракции. С учетом высокой компенсации своих потерь дворянство нечерноземных областей соглашалось на быструю и полную ликвидацию крепостного права.
Комитеты по крестьянским делам действовали во всех губерниях уже к концу 1858 г. Колебание позиции правительства и Главного комитета происходило между прогрессистами и реакционерами. В Главном комитете выявилось две позиции - одна выступала за возможность сохранения земельной собственности в руках помещиков и полагала необходимым развитие крупного помещичьего хозяйства, другая предлагала раздать за выкуп полевую землю в собственность крестьян и создать в деревне помещичью и крестьянскую формы землепользования.
При Главном комитете в марте 1859 г. были созданы две Редакционные комиссии. Первая должна была составить проект Общего положения для всех губерний, вторая - проекты местных положений для отдельных районов. Фактически со временем эти комиссии слились в одну [7, с. 292].
На основе поступивших в Редакционные комиссии проектов крестьянской реформы был подготовлен единый для всей России проект. Значительную роль в деятельности комиссий
играли либерально настроенные деятели -Я. И. Ростовцев, Н. А. Милютин, Ю. Ф. Самарин, В. А. Черкасский. В проекте комиссий осуществление реформы по отмене крепостного права делилось на две стадии: первоначально требовалось освободить помещичьих крестьян от личной зависимости; превратить их в мелких собственников, но при этом сохранить достаточно значительную часть дворянского землевладения.
Существующий порядок проведения реформы не нужно было значительно изменять. Предполагалось сохранение в собственности дворян их запашки. За крестьянами должны были сохраняться сначала в пользовании, а потом в собственности их дореформенные наделы. Исчисление повинностей необходимо было проводить от их дореформенных размеров и выкупа от установленных повинностей. Государство должно было выступать в выкупной операции в роли кредитора. Согласно проекту, крестьянам запрещалось отказываться от надела в течение девяти лет. В роли землепользователя выступал не отдельный крестьянин, а крестьянская община.
Правовое положение крестьян должно было измениться коренным образом. Уничтожались их личная зависимость и вотчинная власть помещиков. Предполагалось введение крестьянского самоуправления в виде волостного общества, сельского общества, сходов, сельских должностных лиц.
19 февраля 1861 г., после обсуждения в Главном комитете и Государственном Совете, Александр II подписал «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и «Манифест об освобождении крестьян» [8].
Накануне падения крепостного права помещичьи крестьяне составляли 37,2% всего населения страны. Основная их масса сосредоточивалась в центральных губерниях России, на Украине и в Белоруссии, где они составляли по отдельным губерниям от 50 до 70% всего населения. Крупные поместные помещики, владевшие свыше 500 душ мужского пола каждый и составлявшие около 3% всего числа помещиков, сосредоточивали в своих
руках около половины всех помещичьих крестьян в стране, а в то же время на долю мелкопоместных, владевших каждый не более 100 душ и составлявших около 80% к общему числу всех помещиков, приходилось не более 20% всех владельческих крестьян (таблица 2).
В первой половине XIX в. происходил процесс абсолютного и относительного сокращения крепостного населения, что являлось следствием влияния крепостного права, которое снижало общий жизненный уровень крепостных крестьян, увеличивало смертность и в целом вело к сокращению их численности. В то же время происходил рост численности дворовых в общей массе крепостного населения. За период между 8-й и 10-й ревизиями - между 1835-1858 гг. - число дворовых увеличилось с 914 524 душ до 1 467 378 душ (таблица 3). Помещики отнимали у крестьян землю, скот, часто и жилище, переводили их в дворовых, некоторую часть из них заставляли все свободное время работать на барщине, с выдачей им месячного пайка («месячины»), либо используя для личных услуг [9].
Согласно 10-й народной переписи 1858 г. всех дворян, владеющих крепостными людьми, в Европейской России и Сибири насчитывалось около 107 тысяч. Однако это число несколько завышено, так как помещик, имеющий владения в нескольких губерниях, считался несколько раз в разных губерниях. Это в основном касалось большепоместных владельцев, число которых невелико.
Число беспоместных дворян (беспоместные дворяне - юридический термин, означавший в старину лиц дворянского происхождения, не имевших поземельной собственности [10]), владеющих крепостными людьми, составляло около 3,5% всего числа владельцев, а число принадлежащих им дворовых людей приблизительно 0,11% общего числа крепостных. В средней сложности на каждого из беспоместных дворян приходилось по 3,32 души мужского пола.
В течение времени, прошедшего от 8-й до 10-й переписи, общее число владельцев уменьшилось на 18%, а число крестьян только на
Таблица 2
Количество барщинных и оброчных крестьян в Николаевской России
Название губерний Число крепостных Размер повинностей
Дворовых крестьян Барщинная работа Оброк: деньгами и продуктами
барщинных оброчных Всего
Астрахань 209 343 2296 2848 Каждый день, кроме праздников От 10 до 30 рублей и 18 дней барщина
Вильно 7140 118451 10207 135798 От 1 до 5 дней От 50 до 70 рублей
Витебск 5955 207885 - 213840 2 дня -
Владимир 16687 94871 220094 331652 3 дня 23 руб. 30 коп.
Волынь 6898 410997 - 417895 3 дня мужских и 1 женский 28 руб. 40 коп.
Екатерино-слав 28380 132146 255 160781 3 дня 27 руб. 98 коп.
Казань 7464 81722 13142 102329 3 дня 22 руб. 85 коп.
Калуга 14921 128642 159368 302931 3 дня 26 руб.
Курск 60077 211648 68810 340535 3 дня 27 руб. 30 коп.
Могилев 7442 262782 8314 278538 3 дня 18 руб. 75 коп.
Москва 10716 75470 159536 245722 3 дня 22 руб. 76 коп.
Нижегородская 9970 109347 236394 335038 3 дня 21 руб. 72 коп.
Пенза 16320 173087 56940 246347 3 дня 20 руб. 70 коп.
Санкт-Петербург 3888 20237 45623 69748 3 дня 30 руб. 25 коп.
Тверь 17896 156200 109035 283131 3 дня 21 руб. 18 коп.
Харьков 41321 186718 2777 268093 3 дня 23 руб. 25 коп.
Итого по России 652084 6709281 2417555 9778920 - 21 руб. 91 коп.
2%, что означало сосредоточение крепостного владения крестьянами в меньшем числе рук, или уменьшение раздробленности населенных крепостными людьми имений. Число беспоместных дворян и число принадлежащих им крестьян уменьшилось почти в пять раз. С 1841 г. беспоместным дворянам было запрещено приобретать крестьян без земли. Можно предположить, что значительная часть из 50 000 душ принадлежавшим им крестьян, составляющая разность между двумя ревизиями, были отпущены владельцами на волю за выкуп, а часть крестьян были проданы другим помещикам.
В 1858 г. в России насчитывалось 65 губерний и областей. По 10-й ревизии крепостные люди были приписаны в 56 губерниях и областях: в 47 - в Европейской России, в 6 - в Сибири и трех - в Закавказском крае. В остальных девяти губерниях и областях крепостных не было, а именно: в Европейской России - в трех остзейских губерниях (Курляндской, Лифляндской и Эстляндской) и в земле Черноморского войска; в Сибири - в
трех областях: Приморской Восточной Сибири, Семипалатинской и Сибирских киргизов, и в Закавказском крае - в двух губерниях: Дербентской с Прикаспийским краем (позднее Дагестанской области) и Эриванской. Среди 56 губерний и областей с крепостным населением - в Архангельской и Шемахинской (позднее Бакинской) губерниях и в Забайкальской и Якутской областях ни поселенных крестьян, ни заводских или фабричных не было.
Количество крестьян, приписанных по 10-й ревизии к заводам и фабрикам, составило до 542,5 тысяч душ обоего пола, в том числе 491,5 тысячи относились к горным заводам и промыслам и около 51 тысячи душ - к фабрикам. Только во внутренних Великороссийских, в Приуральских и двух Сибирских губерниях существовали посессионные заводы и фабрики. В западных и южных губерниях, как и в Закавказье, посессионных заведений не было.
В период подготовки отмены крепостного права характер эксплуатации помещиками крестьян принял особо хищнические раз-
Таблица 3
Владельцы и количество принадлежавших им крепостных крестьян. (на 1857 г.)
Число помещиков, имеющих крепостных Всего принадлежавших им мужчин-крепостных В среднем на одного помещика
Мелкопоместных, до 21 крепостного 42978 339586 7,9
Помещиков, имеющих от 21 до 100 душ 36193 1697914 46,91
От 100 до 500 душ 20165 3974629 197,11
От 500 до 1000 2462 1597691 648,94
Более 1000 душ 1396 3074033 2202,03
ИТОГО 103194 10683853 103,53
меры: началось массовое и систематическое расхищение крестьянской собственности, увеличение и без того высоких норм барщины и оброка, обезземеление крестьян путем переселений их целыми деревнями, перевод в дворовые, сдача в рекруты, требования «откупиться на волю» за высокую плату и другие «мероприятия» помещиков с целью «предупреждения» реформы, названные А. И. Герценом как «предсмертные злодейства помещичьего права» [11].
Обезземеление и ограбление крестьян в 1858-1859 гг. приняло огромные размеры, что правительству пришлось принять ряд мер, поскольку оно опасалось, чтобы действия помещиков не вызвали общего восстания крестьянства. 2 марта 1858 г. был издан Указ, предписывавший помещикам «со времени подачи ревизских по 10-й народной переписи сказок, помещичьих крестьян в дворовые не перечислять» [12]. 4 ноября 1858 года было утверждено «Мнение» Главного Комитета по крестьянскому делу «О правилах для переселения помещиками своих крестьян» [13], направленное на ограничение переселений, но не запрещавшее их. 5 ноября 1858 г. вышел Указ «О приостановлении приема помещичьих людей в рекруты в зачет будущих наборов» [14]. 8 августа 1859 г. было утверждено другое «Мнение» Главного Комитета по крестьянскому делу «О порядке отпуска на волю крепостных крестьян» [15], предписывавшее не отпускать на волю крестьян без их желания. В целом, все эти указы и постановления дают приблизительную картину степени ограбления крестьян помещиками [16].
Следует отметить, что кроме «издельных», т. е. находившихся на барщине, и оброчных крестьян существовала довольно значительная группа крестьян, отбывавших смешанную повинность, состоявшую в одновременном выполнении как барщины, так и оброка. Число крестьян, находившихся на смешанной повинности, было особенно велико в нечерноземных промышленных губерниях: Московской, Владимирской, Ярославской, Костромской, Тверской и Калужской. В указанных губерниях
оно составляло до 1/3 общего числа помещичьих крестьян [17].
Отмена крепостного права стала самым грандиозным событием XIX в. Крестьяне существенно меняли свою жизнь. Из-под личной власти помещиков было освобождено более половины из них. Они получали свободу, различные гражданские права, в частности, совершать сделки, вести торговлю, владеть движимым и недвижимым имуществом и др. При этом сохранялся общинный принцип землевладения, поскольку реформаторы боялись последствий введения частной собственности на землю.
В целях ограждения крестьян от массового разорения была нужна крестьянская собственность на землю в общинной форме. Она являлась способом защиты крестьянства. Традиционный образ жизни, который опирался на общинную основу, был способен сохранить деревню, уберечь ее от распада, от купли-продажи земли, предотвратить обезземеливание огромного числа населения. Крестьянский мир, привыкший к взаимопомощи и взаимовыручке, пресекавший нарушения общинных норм и традиций, был мощным регулятором жизни российской деревни, в которой проживало около 90% всего населения страны.
В 50-х гг. XIX в. в России часть помещиков, хозяйство которых было втянуто в сферу капиталистических отношений, выступила с различными проектами отмены крепостного права, содержание которых отличалось друг от друга большей или меньшей экономической заинтересованностью помещиков в отмене крепостного права, в зависимости от конкретных местных условий. Их объединяло стремление освободить Россию «сверху», не разрушая ни монархии, ни землевладения и власти помещиков [18]. Однако довольно значительная часть помещиков решительно выступала против отмены крепостного права.
В статьях, написанных в конце 50-х гг. XIX в. Н. Г. Чернышевским, Н. А. Добролюбовым, А. И. Герценом, Н. П. Огаревым были изложены революционно-демократические взгляды на проблему освобождения крестьян, и дана критика крепостнических
проектов крестьянской реформы. Революционная демократия, выражая интересы крестьянства, боролась за полную отмену крепостнических отношений «снизу», т. е. революционным путем, за ликвидацию помещичьего землевладения и передачу земли крестьянам без выкупа, за уничтожение самодержавия. Эти идеи высказывались Н. Г. Чернышевским и Н. А. Добролюбовым [19]. А. И. Герцен и Н. П. Огарев, не видя до 1861 г. еще революционного народа в России, разделяли в то время либеральные взгляды, выражавшиеся в надежде на мирный способ уничтожения крепостного права «сверху» и допускавшие возможность выкупа крестьянами своих земель при освобождении [20].
Оценивая, в целом, крестьянскую реформу с экономических и социальных позиций, следует отметить, что после проведения реформы в течение нескольких лет наблюдался экономический кризис, связанный с изменениями во всех сферах хозяйственной жизни. Реформа стала неким компромиссом между помещиками, крестьянами и правительством, при этом интересы помещиков максимально учитывались.
В то же время помещики оказались в достаточно сложном положении, поскольку для организации хозяйства с помощью наемных рабочих им нужны были значительные денежные средства, которых у них и не оказалось. Помещики должны были платить работникам заработную плату, приобрести за свои средства собственный инвентарь и рабочий скот.
Согласно условиям реформы 1861 г. помещики должны были получить большие суммы денег, но при предоставлении выкупа правительство удерживало все помещичьи задолженности. Дворяне получили незначительные денежные средства, но многие их быстро промотали, не сумев целенаправленно использовать в целях реформирования хозяйства. В связи с непростой создавшейся ситуацией, многие помещики были вынуждены сдавать часть земли в аренду крестьянам.
В кризисной ситуации оказалось и кре-
стьянское хозяйство, поскольку аренда земли привязывала крестьянские хозяйства к помещичьим. Крестьянам не оставалось ничего иного, так как по реформе они получали незначительные наделы.
Наличие крестьянского малоземелья и крупного помещичьего землевладения создавало постоянно почву для конфликтов. Крестьяне были обременены различными платежами и повинностями.
Хотя в результате реформы крестьяне и были освобождены от личной зависимости, но все же уравнивания их в гражданских правах с помещиками не произошло. Крестьяне были переведены из разряда крепостных в разряд так называемого податного сословия, которое облагалось государством подушной податью, что предполагало установление налога не на имущество, а на человека вне зависимости от его доходов.
В то же время проведение реформы предотвратило массовые крестьянские выступления. Хотя некоторые локальные конфликты все же происходили, как, например, восстания крестьян в селе Бездна Казанской губернии и Кандеевке Пензенской губернии в 1861 г.
Освобождение крестьян привело к отмене старой административный системы, основанной на крепостном праве и сословном преобладании дворянства. В России создавалась новая система государственного управления.
После осуществления реформы 1861 г., к сожалению, в России не наблюдалось быстрого роста промышленного производства и увеличения количества фабрик и заводов. Промышленники были заинтересованы в проведении крестьянской реформы, поскольку осознавали, что для развития фабричного и торгового дела нужны свободные рабочие руки и широкий рынок труда.
К моменту отмены крепостного права на многих фабриках и заводах работали в основном не наемные, а прикрепленные к ним рабочие. Когда они получили свободу, негативное отношение к подневольному труду заставило их бросать работу и уходить с заво-
дов, поэтому многие предприятия сократили производство. Промышленники попытались вернуть рабочих, значительно подняв заработную плату. Но и данная мера не помогла кардинально изменить ситуацию. Особенно сложное положение сложилось на железоделательных заводах и суконных фабриках, где очень широко применялся труд крепостных. Неблагоприятная обстановка возникла в хлопчатобумажной промышленности в связи с тем, что в 1861 г. разразился мировой торгово-промышленный кризис, цены на хлопок резко возросли, а работали они на ввозимом из-за границы хлопке, произошло сокращение производства.
Российская экономика постепенно перестраивалась. На это понадобилось около 10 лет. Реформы в области экономики правительство осуществляло, начиная с изменений в деятельности банков. В 1860 г. был открыт Государственный банк, предназначенный для финансирования частных предприятий, содействующий развитию таких отраслей промышленности, как металлургическая, машиностроительная, сахарная и текстильная.
Ситуация стала меняться благодаря экономической политике государства. Отмена крепостного права привела к росту капиталистического уклада в экономике России.
Список литературы
1. Погодин М. П. Историко-политические письма и записки в продолжении Крымской войны. М., 1874.
2. Русская старина. 1891. Кн. 5. С. 343-354.
3. Захарова Л. Г. Александр II // Российские самодержцы (1801-1917) / отв. ред. А. П. Корелин. 2-изд. М.: Междунар. отношения, 1994. 400 с.
4. Шумилов М. М. Российское самодержавие во второй половине XIX века // История России: народ и власть. СПб.: Издательство «Лань», 2007. С. 411-428.
5. Главный комитет по крестьянскому делу // Большая российская энциклопедия: [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. М.: Большая российская энциклопедия, 2004-2017.
6. Зайончковский П. А. Правительственный аппарат самодержавной России в XIX в. М.: Мысль, 1978.
7. Власть и реформы: От самодержавной к советской России / отв. ред. Б. В. Ананьич. СПб.: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1996.
8. О крестьянах, вышедших из крепостной зависимости: Высочайше утвержденное Общее Положение от 19.02.1861 // ПСЗРИ. Т. 36. Ч. 1. С. 141. № 36657; О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей: Манифест от 19.02.1861 // ПСЗРИ. Т. 36. Ч. 1. С. 128. № 36650.
9. Рашин А. Г. Население России за 100 лет (1811-1913 гг.). М., 1956; Тройницкий А. Крепостное право России по 10-й народной переписи. СПб., 1861.
10. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. СПб.: Брокгауз-Ефрон, 1890-1907.
11. Игнатович И. Помещичьи крестьяне накануне освобождения. М.; Л., 1925.
12. Зайончковский П. А. Отмена крепостного права в России. М., 1954.
13. Главный комитет по крестьянскому делу // Большая российская энциклопедия: в 35 т. / гл. ред. Ю. С. Осипов. М.: Большая российская энциклопедия, 2004-2017.
14. Кузьмин-Караваев В. Д. Рекрутская повинность // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). СПб., 1890-1907.
15. Журналы Секретного и Главного комитетов по крестьянскому делу. Т. 1-2, П., 1915.
16. Скребицкий А. Крестьянское дело в царствование императора Александра II. Т. II, Ч. 2. Бонн на Рейне, 1865.
17. Скребицкий А. Крестьянское дело в царствование императора Александра II. Т. III. Бонн на Рейне, 1865-1866.
18. Баграмян Н. С. Помещичьи проекты освобождения крестьян // Революционная ситуация в России в 1859-1861 гг. М., 1962.
19. Покровский С. А. Политические и правовые взгляды Чернышевского и Добролюбова. М., 1952; Анненский Н. Ф. Н. Г. Чернышевский и крестьянская реформа // Великая реформа. Т. IV. М., 1911.
20. Гинзбург Б. С. Отношение А. И. Герцена и Н. П. Огарева к крестьянской реформе в период ее подготовки (1857-1860 гг.) // «Исторические записки». Т. 36. М., 1951; Филатова Е. М. Экономические взгляды Герцена и Огарева. М., 1953.