Научная статья на тему 'ОТМЕЧАЯ ДВЕ ДАТЫ'

ОТМЕЧАЯ ДВЕ ДАТЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
67
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАНАДА / РОССИЯ / США / В. А. КОЛЕНЕКО / ДЖ. П. ГРАНТ / КАНАДСКАЯ НАЦИЯ / КАНАДСКАЯ ЛИБЕРАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ / КОНТИНЕНТАЛИЗМ / CANADA / RUSSIA / UNITED STATES / V. A. KOLENEKO / G. P. GRANT / CANADIAN NATION / CANADIAN LIBERAL TRADITION / CONTINENTALISM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Соков Илья Анатольевич

В статье анализируется научная деятельность известного российского канадоведа В. А. Коленеко 75-летие которого отмечается в текущем году и уникального канадского философа ХХ в. Дж. П. Гранта, столетие которого отмечается как в России, так и за рубежом. Автор утверждает, что оба представителя российской и канадской научных школ имели подобные представления о развитии канадской нации и государства во второй половине ХХ и в начале XXI в. соответственно, оба одинаково определяли роль Соединенных Штатов в развитии Канады и их влияние на современные мировые процессы. Кроме того, в статье приводятся оригинальные суждения В. А. Коленеко о канадском философе, его работах и его роли в современной канадской истории. Ключевые слова: Канада, Россия, США, В. А. Коленеко, Дж. П. Грант, канадская нация, канадская либеральная традиция, континентализм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Celebrating two dates

The article analyzes the scientific activity of the famous Russian Canadianist Vadim A. Koleneko whose 75th anniversary is celebrated this year and the unique Canadian philosopher of the twentieth century George Grant whose centenary is celebrated both in Russia and abroad. The author argues that both representatives of the Russian and Canadian scientific schools had similar ideas about the development of the Canadian nation and the Canadian state in the second half of the 20th and in early 21st century. Accordingly, both experts equally determined the role of the United States in the development of Canada and its impact on the contemporary world processes. In addition, the author presents the original judgments of Vadim Koleneko about the Canadian philosopher, his works and his role in the contemporary Canadian history.

Текст научной работы на тему «ОТМЕЧАЯ ДВЕ ДАТЫ»

ПАМЯТНЫЕ ДАТЫ

УДК 94(100):2-335

Отмечая две даты

К 75-летию российского канадоведа д.и.н., проф.

В. А. Коленеко и к 100-летию со дня рождения канадского философа Дж. П. Гранта

Илья Анатольевич Соков,

к.и.н., доцент, старший научный сотрудник ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет» г. Волгоград, Российская Федерация.

400062, Российская Федерация, г. Волгоград, проспект Университетский, 100. Тел: +7 902 655 13 51, e-mail: sokov@volsu.ru

В статье анализируется научная деятельность известного российского канадоведа В. А. Коленеко 75-летие которого отмечается в текущем году и уникального канадского философа ХХ в. Дж. П. Гранта, столетие которого отмечается как в России, так и за рубежом. Автор утверждает, что оба представителя российской и канадской научных школ имели подобные представления о развитии канадской нации и государства во второй половине ХХ и в начале XXI в. соответственно, оба одинаково определяли роль Соединенных Штатов в развитии Канады и их влияние на современные мировые процессы. Кроме того, в статье приводятся оригинальные суждения В. А. Коленеко о канадском философе, его работах и его роли в современной канадской истории.

276

Ключевые слова: Канада, Россия, США, В. А. Колене-ко, Дж. П. Грант, канадская нация, канадская либеральная традиция, континентализм.

Celebrating two dates

Dedicated to the 75th anniversary of the Russian doctor of history (specialist on the Canadian Studies), professor A. V. Koleneko

and to the 100th anniversary of G.P. Grant's the Canadian philosopher

Ilya A. Sokov,

Candidate of Historical Science, Associate Professor, Senior Researcher of Volgograd State University, Volgograd, Russian

Federation. 100, pr. Universitetskii, Volgograd, 400062, Russian Federation.

Tel.: +7 902 655 13 51, e-mail: sokov@volsu.ru

The article analyzes the scientific activity of the famous Russian Canadianist Vadim A. Koleneko whose 75th anniversary is celebrated this year and the unique Canadian philosopher of the twentieth century George Grant whose centenary is celebrated both in Russia and abroad. The author argues that both representatives of the Russian and Canadian scientific schools had similar ideas about the development of the Canadian nation and the Canadian state in the second half of the 20th and in early 21st century. Accordingly, both experts equally determined the role of the United States in the development of Canada and its impact on the contemporary world processes. In addition, the author presents the original judgments of Va-dim Koleneko about the Canadian philosopher, his works and his role in the contemporary Canadian history.

277

Key words: Canada, Russia, the United States, V. A. Koleneko, G. P. Grant, Canadian nation, Canadian liberal tradition, continentalism

В этом 2018 г. исполняется 75 лет со дня рождения чтимого всеми американистами России рано ушедшего из жизни д.и.н., проф. Вадима Александровича Коленеко. И в этом же году исполняется 100 лет со дня рождения Джорджа Паркина Гранта, которого Вадим Александрович характеризовал как «выдающегося канадского философа, яркого представителя свободомыслящей части канадской общественности, неутомимого защитника национальных ценностей и идентичности Канады Джорджа Гранта» [1, с. 131-132].

Этих двух личностей многое связывает между собой. Они оба глубоко изучали историю Канады, имели свой своеобразный взгляд на ее развитие и оба беспокоились о ее будущем.

В. А. Коленеко впервые познакомил российскую научную общественность с творчеством Дж. П. Гранта, опубликовав о нем две статьи в Канадском ежегоднике за 2000 г., тем самым заинтересовав немногочисленный состав российских канадоведов в изучении творчества канадского философа [2; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9; 10]. «Несвоевременные мысли» Дж. П. Гранта, как назвал их Вадим Александрович, изучались в течение ряда лет, в результате чего в 2008 г. появилась возможность провести в Волгограде международную конференцию по творчеству Дж. П. Гранта, приуроченную к его 90-летию1. В работе этой конференции приняли участие более тридцати специалистов из российских вузов. На конференции выступили с докладами В. А. Коленеко, А. И. Кубышкин, Н. Н. Гавриленко, Л. Ю. Михайлова, Е. П. Симаева, Т. А. Анисимова,

278

И. А. Соков. Из зарубежных авторов присутствовали проф. университета Лок-Хэвен (США) П. Дж. МакГинн, проф. Мэнсфилдского университета (США) Р. М. Тимко, приветствие конференции и свою статью прислал биограф Дж. П. Гранта Уильям Христиан [11].

Интерес к работам Дж. П. Гранта был настолько велик, что в 2012 г. автор настоящей статьи был направлен в творческую командировку в г. Галифакс для изучения творчества канадского философа. Там Дж. П. Грант в течение двадцати трех лет жил и работал в университете Даль-хаузи (1947-1960 и 1980-1988 гг.). Там же, в Галифаксе, в 1988 г. он был похоронен женой и соратником, Шейлой Грант. После чего в Галифаксе ею был открыт частный музей Дж. П. Гранта. В 2009 г. она была захоронена в могиле с мужем, а музей перестал существовать.

А в 2012 г. на кафедре философии университета Даль-хаузи уже не помнили о том, что Дж. П. Грант когда-то там преподавал и именно там написал свои известные философские эссе [3; 9], хотя, безусловно, знали о его опубликованных работах. После долгих поисков, благодаря профессору Доминику Жако (Dominique Jacquot), автор смог побывать на могиле четы Грантов на пустынном кладбище у залива Фанди и выразить свою признательность этому великому канадцу.

Ниже изложены взгляды канадского философа и российского канадоведа на развитие канадского общества во второй половине ХХ в. и в начале XXI в. соответственно.

Взгляды Дж. П. Гранта на развитие канадского общества во второй половине ХХ в.

Эти взгляды в концентрированном виде канадский философ выразил в работе «Плач по нации» (1965), хотя фи-

279

лософское обоснование этим взглядам он дал в последующих работах «Технология и империя» (1969) и «Технология и справедливость» (1986).

Плач (ламентация) по канадской нации Дж. П. Гранта заключается в признании потери Канадой своих прошлых традиций в результате тесного сближения с США со времен Второй мировой войны и проведения канадским правительством «политики континентализма». «Мы были воспитаны на идеях мудрости сэра Джона А. Макдональда, который более ста лет назад ясно понимал, что единственная угроза национализму исходила с юга, а не со стороны моря. Быть канадцем - означало построить вместе с французами более упорядоченное и стабильное общество, чем либеральный эксперимент в Соединенных Штатах. Теперь, когда эта надежда угасла, мы слишком стары, чтобы заново переучиваться с помощью нового мастера (США -И. С.)» [4, р. 2-3].

Безусловным проявлением канадских традиций, как считал Дж. П. Грант, был канадский национализм во всех его формах, но «выборы 1957 года были последним вздохом национализма канадского народа» [4, р. 5].

Это произошло благодаря тому, что Канада стала частью «американской империи». Свое понятие «американской империи» Дж. П. Грант дал там же в расширенной сноске, в которой «империю» он определил как тотальный «контроль одного государства другим».

«С 1960 года Канада развивалась в северном направлении континентальной экономики. Это было связано с решениями, принятыми С. Д. Хау и его людьми. Наша традиционная роль в качестве экспортера сырья (особенно в Европу) с высоко защищенной промышленностью в Центральной Канаде постепенно утратила свое значение и

280

сменилась ролью заводского филиала американского капитализма» [4, р. 8-9].

Получив «статус сателлита» в вопросе обороны территории Северной Америки, Канада, как утверждал Дж. П. Грант, окончательно перешла «в орбиту притяжения США», и с этого момента ее политическая культура стала значительно меняться2

Далее Грант пишет: «После 1940 г. национализм должен был идти рука об руку с определенной долей социализма. Только национализм мог предоставить политический стимул для планирования; только планирование могло ограничить победу континентализма» [4, р. 15].

Второй подобной мерой, по мнению канадского философа, должно быть непрерывающееся сотрудничество двух канадских наций: «Краеугольным камнем канадской нации является французская действительность; малейшее знание истории делает эту ситуацию банальной. Англоязычные канадцы, стремящиеся к выживанию своей нации, должны сотрудничать с теми, кто стремится к продолжению франко-американской цивилизации» [4, р. 20].

Идентичность канадской нации, как считал Дж. П. Грант, обеспечивается, прежде всего, наличием в составе Канады франкоканадцев: «Франкоканадцы вступили в конфедерацию не для защиты прав человека, а для защиты прав нации. Они действительно не хотели быть поглощены тем морем, которое Анри Бурасса назвал "саксонским американизмом" <...> Единственное различие между Канадой и Соединенными Штатами заключается в убежденности в том, что Канада основана на правах наций, а также на правах отдельных людей» [4, р. 21].

Дж. П. Грант подчеркивал, что американское общество, основанное на универсальных ценностях - таких как права человека, - все равно имеет изъяны в соблюдении этих

281

прав: «... американское общество всегда требовало, чтобы все автономные сообщества были поглощены общей культурой. Это было востребовано во время Гражданской войны; это требовалось от каждого иммигранта; это до сих пор является основой американской школьной системы»

[4, р. 22].

Угроза потери канадской идентичности в середине ХХ в., по мнению Дж. П. Гранта, состоит в потере связи с Британией как в экономической, так и политической сфере: «<...> британство Канады было более чем экономическим. Эта традиция находилась в твердой оппозиции к джефферсоновскому либерализму, столь преобладающему в Соединенных Штатах. <...> канадцы не могли проявить свою лояльность великой республике на юге. Это не было антиамериканизмом, просто показывало отсутствие американизма» [4, р. 33].

Когда говорят, что Дж. П. Грант ошибался в том, что Канада должна исчезнуть в ХХ в., то его слова неправильно интерпретируют. Под исчезновением Канады Грант имел в виду резкое усиление имперского влияния США на все стороны жизни Канады, что, собственно, и произошло с подписанием соглашения НАФТА. Его предсказание полностью оправдалось: «Как часть великой североамериканской цивилизации, мы вступаем в более широкие горизонты; либеральная политика приводит к усилению конти-нентализма» [4, р. 37]. Однако у этой интеграции есть и обратная сторона медали, говорил Грант: «Общество, создаваемое такой политикой, может получить огромные выгоды, но оно не будет нацией. Его культура подвергнется влиянию той империи, к которой она будет принадлежать. Филиально-заводская экономика обладает филиально-заводской культурой» [4, р. 41].

282

Послевоенное участие Канады в международных делах наряду с «золотым веком канадской дипломатии» вывели Канаду в лидеры держав средней руки, создав ей имидж самостоятельной и самодостаточной нации. Однако эти достижения, по мнению Дж. П. Гранта, были утрачены, как только Канада объединилась для континентальной обороны с США. Она, с одной стороны, стала их сателлитом, а с другой - начала терять свою национальную независимость. «Во все эпохи мудрые политики должны уметь балансировать. Как легко американский союз был уравновешен через некоторую оборону в ущерб национальной независимости!» [4, р. 50].

Говоря о влиянии США в современном мире, Дж. П. Грант предвидел в их действиях использование новых технологий для разрушения местных культур и политического устройства государств: «Правительство Соединенных Штатов приветствует новые методы, использующиеся в общественных науках, для роспуска оппозиции в дружественных или враждебных обществах» [4, р. 64].

В итоге, по мнению Дж. П. Гранта, «Канада перестала быть нацией, но ее официальное политическое существование быстро не закончится. Наше социально-экономическое слияние с империей будет продолжаться, но политический союз, вероятно, будет отложен» [4, р. 86].

Взгляды В. А. Коленеко на развитие канадского общества в

начале XXI в.

На пороге XXI в., когда научный мир на Западе, да, пожалуй, и в России переживал непреходящую эйфорию от интеграционных успехов НАФТА, В. А. Коленеко предупреждал: «Канада и Соединенные Штаты Америки не «близнецы-братья», и, хотя каждый из них одинаково «ис-

283

тории ценен», говоря «Америка», не следует подразумевать исключительно США. Это разные страны со специфическими традициями и существенно отличающейся историей. Отношения между ними складывались не просто и никогда не были равноправными» [1, c. 132].

В другой работе он спрашивал: «Канада конца ХХ-го века - какая она? Богатая процветающая страна с благополучным будущим или общество, раздираемое сложными и порой неразрешимыми противоречиями и проблемами -экономическими и социальными, политическими и национальными, весьма уязвимое в контексте господствующих в современном мире тенденций? Каковы же в действительности ее реальное место и роль в мировом сообществе, "опутанном" "Всемирной Паутиной WWW", где в ходе "глобализации" противоборствуют центростремительная и центробежная тенденции, а процессы "открытой" интеграции соседствуют с откровенно "закрытыми" региональными процессами субинтеграции? (выделено - И. С.)» [12, с. 6].

В данном случае Вадим Александрович имел в виду закрытость НАФТА. Он совершенно правильно оценил ее не только закрытый, но и неравно партнерский характер.

Так же как и Дж. П. Грант, В. А. Коленеко считал, что «так называемый французский фактор, определяемый прежде всего наличием в составе конфедерации Квебека с его исторически унаследованными от метрополии французской культурой и многовековыми традициями католицизма, с его строгими моральными и этическими нормами и уважением к закону и порядку, сыграл и продолжает играть существенную роль в существовании на территории Северной Америки независимого и суверенного канадского государства» [1, с. 144].

К тому же «<...> консервативное и социально-

284

демократическое видение общественного устройства, присущее в целом Канаде, не совместимо с либеральным мироощущением, господствующим в США» [1, с. 147].

В. А. Коленеко, как и Дж. П. Грант, видел сохранение Канады как независимого и суверенного государства в условиях глобализма XXI в. только в сохранении ее национальных традиций и ценностей, приобретенных в совместном проживании двух наций. Он писал: «Согласно концепции Гранта, консерватизм создателей и первых руководителей Канады был своего рода социальной доктриной, в которой общественный порядок и традиция в противопоставлении свободе и эксперименту являлись первейшей необходимостью для хорошей жизни. Как англоканадцы, так и франкоканадцы имеют схожее отношение к смыслу социального порядка вере, что общество нуждается в высокой степени защищенности законом, и уважении к общественной концепции добродетели» [1, с. 143].

Как и Дж. П. Грант, В. А. Коленеко считал, что «глобализация или мондиализация - это процесс размывания оригинальной самобытной культуры, присущей многим национальным государствам, и подмены ее однородной гомогенизированной «культурой» единого глобального сообщества, для которого естественно унаследованные культурные ценности прошлого не имеют больше никакого значения. Поскольку основной вызов канадской культуре происходит из Соединенных Штатов, совершенно естественно, что защита суверенитета означает на практике сопротивление американскому культурному влиянию» [13, с. 146].

В отличие от Дж. П. Гранта, В. А. Коленеко видел угрозы не только развитию канадской нации и государства в XXI в., но и для России. В начале нового века он писал: «<.. ,>соображения Гранта на сей счет особенно интересны

285

для России, где под прямым давлением Запада вредоносное влияние противоестественной гомогенизации особенно сильно ощущается в последние годы» [1, с. 140].

Младореформаторы России, как и канадские либералы середины ХХ в., были полны неоправданными ожиданиями и «намерениями» (intentions) продвижения «американской демократии» в постсоветской России. В. А. Коленеко по этому поводу писал: «Сейчас, в начале XXI в., наши современники находятся в аналогичной ситуации иллюзорного ожидания некой «чудесной эпохи», которая якобы должна наступить с приходом третьего тысячелетия, когда все нерешенные проблемы останутся в прошлом. Однако моральный кризис, возникший в начале XX в., отнюдь не преодолен, а, наоборот, значительно усилился. Угроза мондиализма в политике и глобализации в экономике, блеск и нищета ИНТЕРНЕТА, в равной степени способствующие превращению естественного плюралистического мира в искусственную «электронную деревню», уже сейчас достаточно четко определяют контуры этой «новой прекрасной эпохи», окончательно утратившей традиционные христианские ценности, а посему глубоко аморальной» [14, с. 36].

В. А. Коленеко о Дж. П. Гранте

Вадим Александрович обратился к творчеству Дж. П. Гранта, потому что, по его словам, «канадская философия, к сожалению, до сих пор не привлекла внимание отечественных ученых, хотя в этом сфере имеются несомненные достижения. Достаточно упомянуть имена таких известных канадских философов, как Джордж Грант и Маршал Маклюэн, работы которых, безусловно, заслуживают перевода на русский язык и углубленного изучения

286

на философских факультетах университетов России» [15, с. 11].

И далее он писал: «Сфера канадской культуры представлена почти исключительно художественной прозой, оставляя неисследованными иные аспекты этой перспективной области отечественного канадоведения. Тесно связанная с культурой история Канады временно отошла на второй план, существенно затрудняя понимание проблематики XXI в., ибо многие проблемы современной Канады, в том числе национальный вопрос, возникли не случайно, а под воздействием целого ряда исторических событий и процессов, происходивших в далеком прошлом» [15, с. 12].

Вадим Александрович считал Дж. П. Гранта откровенным и философски обоснованным критиком современных США. Он писал: «Наиболее полная, развернутая и морально обусловленная критика в адрес Соединенных Штатов, их идеологических постулатов, политических институтов и стратегических замыслов содержится в публицистике выдающегося канадского философа» [13, с. 133].

По мнению В. А. Коленеко, «будучи канадским патриотом, Грант далек от идеализации англосаксонского мира, что столь присуще подавляющему числу представителей оного, особенно из числа интеллектуальной элиты: политиков, ученых и журналистов. Наоборот, он является его честным, непредвзятым и неподкупным критиком, своего рода канадским Солженицыным, что делает ему честь» [1, с. 134].

Российский канадовед не без оснований полагал, что «Грант всегда верил в возможности национального государства как средства защиты канадской независимости. Эта вера основана также на наличии в Канаде определенных британских традиций, которые были отвергнуты Американской революцией, и прежде всего чувстве общест-

287

венного блага, противостоящем капиталистическому индивидуализму» [1, с. 141-142].

В своих работах Грант, по мнению В. А. Коленеко, «сохраняет надежду на осознание угрозы глобализма и сугубо технологической цивилизации большинством здравомыслящих канадцев и призывает их трезво осмыслить существующий порядок вещей» [1, с. 141]. В другой работе он писал: «Грант прямо указал на то обстоятельство, что центральной проблемой в национальной жизни англоязычной Канады всегда был поиск путей, средств и возможностей для сохранения независимости Канады от американской империи, поскольку «канадцы не хотят быть проглоченными Соединенными Штатами» [13, с. 134].

Особо следует подчеркнуть, что В. А. Коленеко отмечал доброжелательное отношение Дж. П. Гранта к России (в отличие от США): «Его высказывания о России и об отношении к ней со стороны Запада настолько не типичны для подавляющего числа американских и европейских мыслителей, что порой даже заставляют усомниться в западной принадлежности их автора» [1, с.135]. В другой работе он писал: «Восприятие Америки как совершенно особой и отличной от Канады и Западной Европы цивилизации постоянно присутствовало в творчестве этого талантливого канадского мыслителя, практически неизвестного в современной России» [13, с. 138].

В. А. Коленко также отмечал, что в одном из писем Дж. П. Грант указал на недопустимость войны между Россией и США: «Грант всегда занимал объективную доброжелательную позицию по отношению к русскому народу, хотя и не испытывал, конечно, каких-либо симпатий к коммунизму. Так, по поводу канадско-американского военного соглашения о кооперации, координации и планированию Грант с горечью признался в одном из своих писем,

288

что оно повергает его в отчаяние, поскольку столь очевидно направлено против России. В случае войны между США и СССР, категорично заявил философ, христианин не должен принимать в ней участие» [10, p. 142].

Таким образом, можно говорить о том, что В. А. Коленеко и Дж. П. Грант, хотя и были людьми разного поколения, одинаково переживали за нестабильные канадско-российские отношения и перспективы развития канадской нации и государства в наступившую эпоху глобализации. Это вывод подтверждают слова самого Вадима Александровича: «Прогрессивные взгляды Гранта по национальной проблеме в Канаде до сих пор сохраняют свое позитивное значение для будущего единства страны и защиты канадских ценностей и институтов от разлагающего влияния массовой американской культуры» [1, с. 144].

Примечания

1. Проведение конференции стало возможным благодаря поддержке правительства Канады и канадского посольства в Российской Федерации.

2. Так как на момент написания книги Дж. П. Грантом не было устоявшегося понятия «политическая культура», то он обозначил этот термин как «национальная артикуляция» (National articulation).

Источники и литература

1. Коленеко В. А. «Несвоевременные мысли» или здравые размышления Джорджа Гранта о Канаде и не только о ней // Канадский ежегодник. Вып. 5. М,: РОИК, 2000.

2. Grant G. P. The Empire, Yes or No? Toronto: The Ryerson Press, 1945.

289

3. Grant G. P. Philosophy in the Mass Age. Toronto: University of Toronto Press, 1959.

4. Grant G. P. Lament for a Nation: the Defeat of Canadian Nationalism. Toronto: McClelland & Stewart, 1965.

5. Grant G. P. Time as History. Toronto: University of Toronto Press, 1969.

6. Grant G. P. Technology and Empire: Perspectives on North America. New York: House of Anansi Press, 1969.

7. Grant G. P. English-speaking Justice. Sackville: Mount Allison University, 1974.

8. Grant G. P. The computer does not impose on us the ways it should be used // The George Grant reader / Ed. by W. Christian and S. Grant. Toronto: University of Toronto Press. 1976.

9. Grant G. P. Technology and Justice. New York: House of Anansi Press, 1986.

10. Grant: selected letters edited, with an introduction by William Christian. Toronto: University of Toronto Press, 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Christian W. George Grant: A Biography. Toronto: University of Toronto Press, 1993.

12. Коленеко В. А. От редактора // Российские исследования по канадской проблематике. Вып. 2. М.: РАИК, 1998.

13. Коленеко В. А. Джордж Паркин Грант - гражданин Америки или подданный Британской империи? // Переосмысление Канады: кросс-культурные размышления о канадском обществе. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2009.

14. Коленеко В. А «La belle époque» в русско-канадских отношениях 1900-1917 годов // Канадский ежегодник. Вып. 10. М,: РОИК, 2006.

15. Коленеко В. А. От редактора // Канадский ежегодник. Вып. 6. М.: РОИК, 2001.

290

References

1. Koleneko V. A. «Nesvoevremenny'e my'sli» ili zdravy'e razmy'shleniya Dzhordzha Granta o Kanade i ne tol'ko o nej [Untimely thoughts or sound reflections of George Grant on Canada and beyond] / Canadian Yearbook. Vol. 5. Мoscow: RACS, 2000.

2. Grant G. P. The Empire, Yes or No? Toronto: The Ryer-son Press, 1945.

3. Grant, G. P. Philosophy in the Mass Age. Toronto: University of Toronto Press, 1959.

4. Grant G. P. Lament for a Nation: the Defeat of Canadian Nationalism. Toronto: McClelland & Stewart, 1965.

5. Grant G. P. Time as History. Toronto: University of Toronto Press, 1969.

6. Grant G. P. Technology and Empire : Perspectives on North America. New York: House of Anansi Press, 1969.

7. Grant G. P. English-speaking Justice. Sackville: Mount Allison University, 1974.

8. Grant G. P. The computer does not impose on us the ways it should be used // The George Grant reader / Ed. by W. Christian and S. Grant. Toronto: University of Toronto Press. 1976.

9. Grant G. P. Technology and Justice. New York: House of Anansi Press, 1986.

10. Grant: selected letters / Ed. by William Christian. Toronto: University of Toronto Press, 1996.

11. Christian W. George Grant: A biography. Toronto, Canada: University of Toronto Press. 1993.

12. Koleneko V. A. Ot redaktora [Editorial] / Rossijskie issle-dovaniya po kanadskoj problematike [Russian research on Canada]. Vol. 2. Мoscow: RACS, 1998.

13. Koleneko V. A. Dzhordzh Parkin Grant - grazhdanin Ameriki ili poddanny j Britanskoj imperii? [George Parkin

291

Grant] - an American citizen or a subject of the British Empire / Pereosmy'slenie Kanady': kross-kul'turny'e razmyshleniya o kanadskom obshhestve [Rethinking Canada: cross-cultural reflections on the Canadian society]. Volgograd: VolGU Press, 2009.

14. Koleneko V. A «La belle époque» v russko-kanadskikh otnosheniyakh 1900-1917 godov [«La belle époque» in Russian-Canadian relations, 1910-1917] / Canadian Yearbook. Vol. 10. Мoscow: RACS, 2006.

15. Koleneko V. A Ot redaktora [Editorial] / Canadian Yearbook. Vol. 6. Moscow: RACS, 2001.

Приложение

Безымянное кладбище у залива Фанди, Галифакс, Новая Шотландия, 20 октября 2012 г. (из архива И. А. Сокова)

292

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.