СОВРЕМЕННОСТЬ
УДК 94(71)
Канадские исследования в Канаде и за рубежом
Татьяна Руслановна Кузьмина,
к. филол. н., ведущий научный сотрудник руководитель Центра развития и инноваций. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт Соединенных Штатов Америки и Канады Российской Академии наук (ИСКРАН), г. Москва, Российская Федерация. ИСКРАН, президент РОИК 109004, Россия, Москва, Тетеринский пер., д. 12, стр. 5.
Tел: 8(495)915-3227#304; e-mail: [email protected]
Настоящий материал посвящен краткому обзору ситуации, сложившейся в сфере исследований Канады. Исследуется политика правительства Канады в разные периоды по отношению к распространению знаний о Канаде в мире как инструмента формирования имиджа Канады за ее пределами. Выявляется роль канадских научных центров по установлению связей с партнерами в мире. Уделяется внимание истории создания Международного совета по канадским исследованиям и его деятельности по развитию программ изучения Канады в научных центрах по всему миру. Заостряется внимание на поворотном моменте в истории канадских исследований, произошедшем в период правления кабинета С. Харпера. Рассматривается закрытие кабинетом Харпера программ поддержки канадских исследований в мире. Изучается
121
влияние этой политики на современное состояние канадских исследований в мире и России.
Ключевые слова: канадские исследования, канадове-дение, мультикультурализм, история Канады, экономика Канады, Канадский имидж, Канадский бренд, мягкая сила Канады, канадская идентичность
Canadian Studies in Canada and abroad
Tatjana Ruslanovna Kuzmina,
Dr. of Philology, Leading Research Fellow, Head of the Institute for the US and Canadian Studies,
Russian Academy of Sciences (ISCRAN) ICenter for Development and Innovations, President of RACS 109004, Russia, Moscow, Teterinskiy per., 12, #5.
Tel.: 8 (495) 915-3227#304; e-mail: [email protected]
This paper provides a brief overview of the current Canadian Studies situation. It also explores the policy of the government of Canada in different periods in relation to the dissemination of knowledge about Canada in the world as a tool for shaping the image of Canada abroad. The role of Сanadian research centers in establishing links with partners in the world is revealed. Attention is paid to the history of the international Council for Сanadian studies and its activities in the development of Canada's study programs in research centers around the world. Attention is focused on the turning point in the history of Сanadian studies that occurred during the period of S. Harper's Cabinet. Harper's office was considering the closing of programs to support Сanadian research
122
in the world. The influence of this policy on the current state of Сanadian research in the world and in Russia is studied.
Key words: Сanadian studies, Сanadian studies, multicul-turalism, Сanadian history, Сanadian economy, Canadian image, Canadian brand, Сanadian soft power, Сanadian identity
Канада, будучи средней державой, обладает определенным сложившимся международным имиджем. Несмотря на то, что канадской государственности всего 150 лет, многих исследователей привлекает изучение истории этой страны. Канадские исследования также представляют собой относительно молодое и все еще формирующееся направление академических исследований. Сегодня изучением Канады занимаются специалисты в более чем двухстах странах мира. При запросе в поисковой системе Google Интернет выдает более шести миллионов статей, посвященных канадским исследованиям. Тематический спектр охватывает несколько основных концептуальных доменов и связанной с ними проблематики. Прежде всего, это канадские исследования как таковые и проблема их определения, исторические направления исследований и история их развития. Также важное место на мировой карте канадских исследований занимает перечень академических программ и центров канадских исследований за рубежами Канады и виды деятельности, которою они осуществляют. Также немаловажное место занимают организации непосредственно в Канаде, такие, как например Сеть канадских исследований (Canadian Studies Network - Réseau d'étude scanadiennes). Обширен и выбор научной и научно-популярной литературы, посвященной изучению Канады. Вместе с тем, отмечается и такая важная составляющая как политика канадского
123
правительства по поддержке канадских исследований в мире и программы их финансирования, которая в последнее десятилетие претерпевает коренные изменения, и далеко не в позитивном направлении.
Изначально к сфере канадских исследований традиционно относили изучение канадской культуры, языков, литературы, истории страны и ее политическую систему и отдельно весь конструкт проблематики, связанной с Квебеком. Зачастую канадские исследования выступали в составе политических наук, международных отношений, вопросов франкофонии. Канадская тематика входила в систему подготовки дипломатических кадров станы и зарубежных специалистов, работающих с Канадой. Среди ученых, занимавшихся канадской тематикой, следует отметить такие имена, как Ф. Оилле, Л. Хатчеон, Дж. Р. Кук, Уи. Т. Р. Фокс, А. Б. Фокс, С. Суон, К. Вер-дюн, Дж. Мелник и др. (Fernand Ouellet, Linda Hutcheon, George Ramsay Cook, William T. R. Fox, Annette Baker Fox, Susan Swan, Christl Verduyn, George Melnyk). Усилия этих и других выдающихся ученых привели к тому, что в 1995 г. была учреждена Международная награда за канадские исследования от имени Генерал-губернатора Канады. К этому моменту ученые по всему миру прошли путь «от исследований Канады к канадским исследованиям: самопознания в многообразной сложности пространства и времени».Программы подготовки по дисциплине были введены в учебные планы во многих университетах Канады и мира (См. прил. 1) [1].
Со времени своего возникновения канадские исследования формировались как мультидисциплинарное направление, и их развитие шло параллельно становлению канадского национального сознания в период 19601970-х гг. Среди произведений, определивших раз-
1l4
витие канадских исследований на десятилетия можно указать несколько основных работ. В 1968 г. вышла программная работа А. Б. Ходжетта «Какая культура? Какое наследие?», посвященная 100-летнему юбилею канадской государственности, в которой указывалось, что в школах «мы учим плоскую, нереалистическую версию нашего прошлого, высохшую как пыль хронологию непрерывного политического и экономического прогресса, лишенную противоречий, что является неотъемлемой частью истории» [2]. В 1972 г. принято решение Ассоциации университетов и колледжей Канады «изучать, доносить и выносить рекомендации о состоянии преподавания и исследований в различных областях исследований, связанных с Канадой»[3]. В 1976 г. начинает активно развиваться деятельность по изучению страны в канадских университетах, государственных учреждениях, профессиональных ассоциациях, частных и общественных организациях. В данном направлении произошли разительные изменения на всех уровнях образования, были приняты новые государственные программы, инициированы инновационные исследования, учреждены специализированные комиссии и создаются экспертные доклады о положении дел в сфере канадских исследований. Развивается книгоиздательская отрасль, наука и технологии обработки и сохранения данных, пополняются архивы документами по истории и современности Канады, развиваются международные отношения с зарубежными коллегами из университетской и деловой среды и многое другое.
Данный период ознаменовался прохождением широкого общественного обсуждения концепции «канадской идентичности» и ее влияния на образовательный процесс в средней и высшей школе, что привело к созданию но-
125
вых агентств и организаций, призванных поддерживать канадские исследования. В начале 1970-х гг. дисциплина «канадские исследования» преподавалась на уровне колледжей, в том числе по инициативе Ассоциации канадских общинных колледжей в рамках проекта канадских исследований. В 1970-х гг. при поддержке Института Онтарио по изучению образования в целях повышения качества канадского образования в начальных и средних школах страны был создан Фонд канадских исследований (Canadian Studies Foundation)- независимая некоммерческая организация. Вслед за этим в 1978 г. были приняты учебные программы по изучению Канады, профинансированные, в том числе, Фондом Келлога и федеральным правительством Канады, что привело в результате к увеличению количества курсов и междисциплинарных программ в рамках среднего специального образования. В этот же период начинают предоставляться первые гранты на разработку учебных программ, на мобильность студентов, преподавателей и руководителей программ, увеличивается количество публикаций, которые завоевывают успех у широкой канадской аудитории. В 1970-е гг. программы изучения Канады выходят на университетский уровень.
Новый этап в развитии канадских исследований в стране был связан с созданием в 1973 г. Ассоциации канадских исследований под эгидой Университета Квинса. Сегодня председателем ее правления является С. Купер, журналист «Монреаль Газетт», преподаватель университета Торонто. Ассоциация канадских исследований является национальной сетью индивидуальных и коллективных членов и занимается изучением и преподаванием канадских исследований на меж - и мультидисциплинарном уровнях, пропагандирует канадские исследования на по-
126
слешкольном уровне с целью расширения сети канадских исследований. Ассоциация канадских исследований тесно сотрудничает с Канадским институтом идентичностей и миграции (Canadian Institute for Identities and Migration). До 1993 г. правление Ассоциации канадских исследова-нийрасполагалось в г. Монреале. Организация насчитывала более 750 членов, среди них 600 индивидуальных и 155 институциональных. К 1987 г. уже 35 канадских университетов имели в составе своих учебных программ курсы по канадской тематике.
Рост количества центров, изучающих канадскую тематику в мире, и расширение спектра их исследовательских интересов привели к закономерному результату -созданию организаций, объединяющих ученых и исследователей и поддерживающих их программы. Вехой признания значимости канадских исследований в мире стало учреждение в 1981 г. Международного совета канадских исследований (International Council for Canadian Studies), в который вошли национальные и многонациональные ассоциации канадских исследований за рубежом. К 1994 г. в ней состояло 20 стран-членов, ассоциированные члены и 18 канадских ассоциаций исследований в США, Китае, Японии, Индии и Израиле, Европе, Азии и Латинской Америке. Финансовая поддержка ассоциации осуществлялась через членские взносы, фонды (частные и государственные), Федеральный департамент иностранных дел и международной торговли и Министерство канадского наследия. Сегодня в состав Совета входят 23 национальные ассоциации и 5 ассоциированых членов из 39 стран мира. Совет управляется международным правлением и направляет деятельность более чем 7 тыс. ученых в 70 странах. В течение многих лет Совет представлял программы Отдела канадских исследований Депар-
127
тамента международных связей и торговли при правительстве Канады. Ежегодно проводится международная конференция совместно с Обществом знания Канады (Learned Societies of Canada). В 2005 г. под эгидой университета Оттавы была создана локальная Сеть канадских исследований (см. вебсайт университета Оттавы). Вплоть до 2002 г. Ассоциацией канадских исследований созывался ежегодный Конгресс. С 2005 г. специалисты собираются раз в пять лет в университете Трента, а в 2006 г. их встреча состоялась в Карлтонском университете. Подобные конгрессы позволили учредить совместную программу университетов Трент и Карлтона для докторантов по канадским исследованиям.
Отношения между организациями внутри страны не всегда были безоблачными - прежде всего из-за разнообразия подходов к программам изучения Канады и методологических разногласий. Так, в 2007 г. Канадская ассоциация канадских исследований вышла из состава Международного совета по канадским исследованиям, и канадские студенты потеряли возможность принимать участие в грантовых программах Совета. Тем не менее, количество организаций, объединяющих канадоведов в их родной стране, продолжало неуклонно расти. В 2008 г. была учреждена научная организация канадских исследований, объединяющая преподавателей и студентов на университетском уровне.
В феврале 2009 г. в Маунт Эллисон прошла конференция Канадской сети канадских исследований (Canadian Studies Canadian Network) под говорящим названием «Канадские исследования на уровне искусства» («Cana-dianStudies: The State of the Art»).На ежегодной встрече Совета в 2009 г. международная научная общественность поддержала инициативы и усилия Канадской сети по
128
развитию канадских исследовательскихпрограмм. В том же 2009 г. (Устав принят в 2010 г.) была учреждена национальная Сеть канадских исследований (CanadianStu-diesNetwork), был создан вебсайт в Интернете, где можно ознакомиться с источниками по канадским исследованиям в Канаде и за рубежом. В том же 2010 г. в университете Брок прошла ежегодная двухдневная конференция по канадским исследованиям. Соответственно в 2011 г. Сеть стала ассоциированным членом Международного совета по канадским исследованиям. В Канаде также работает Ассоциация черных исследователей Канады (Black Canadian Studies Association), последняя конференция которой запланирована на 2018 г.
Наряду с организациями и университетами на территории Канады за пределами страны существует обширная сеть зарубежных центров канадоведения, среди которых следует отметить Британскую ассоциацию канадских исследований (British Association for Canadian Studies, BACS). Ассоциация выпускает свой журнал и является одним из старейших объединений канадоведов в мире. Британская ассоциация канадских исследований провела более сорока ежегодных конференций, посвященных роли Канады в постоянно меняющемся мире.
В США действует множество научных и университетских объединений, которые в качестве предмета своего научного интереса выбрали Канаду. Например, Американскаяассоциацияканадскихисследований (Association for Canadian Studies in the United States). Канадскиеисследованияявляютсяпредметомизучениявсос тавеАссоциацииамериканскихгеографов (Association of American Geographers) и Американской библиотечной ассоциации (American Library Association), Ассоциации американских университетских издательств (Association
129
of American University Presses), Американской ассоциации прикладной лингвистики (American Association for Applied Linguistics) и др. В США действует множество организаций, изучающих Канаду; так, например, можно назвать Ассоциацию канадских исследований Среднего Запада (MidWest Association for Canadian Studies). На уровне штатов также действуют ассоциации, например в Арканзасе. Отдельные американские университеты, такие как университет Буффало, предлагают аспирантам курс по канадским исследованиям1.
Еще одной страной, где канадские исследования широко распространены - это Франция, где действует Французская ассоциация канадских исследований (French Association for Canadian Studies). Европейская ассоциация канадских исследований, в свою очередь, состоит из национальных, - например, Польская ассоциация канадских исследований (Polish Association for Canadian Studies) и др. Российское общество изучения Канады также является членом Международного совета по канадским исследованиям и Европейской ассоциации канадских исследований [4].
Многочисленные исследования вполне закономерно находят выражение в большом количестве публикаций. Среди наиболее известных следует отметить двуязычный, междисциплинарный и рецензируемый Международный журнал канадских исследований (International Journal of Canadian Studies), Журнал канадских исследований (Revue d'études canadiennes) и др. В России издаются на постоянной основе «Канада и Россия: политика, экономика, мультикультурализм», «Канадский ежегодник», «Материалы канадских чтений» и др.
Первый канадоведческий журнал в Канаде -International Journal of Canadian Studies - уже был меж-
130
дисциплинарным и посвящался истории, культуре, обществу, политике, экономике, искусству. В нем публиковались работы победителей конкурсов стипендий по канадской истории, культуре, политике и экономике. Одним из наиболее интересных источников по канадким исследованиям можно назвать проект «Муза» («Muse»), который отражает настоящее и прошлое Канады в просветительских целях для лучшего понимания истории, литературы, географии коренных и не только народов Канады, и многое другое. История изданий, включающих знания о Канаде, уходит в далекое прошлое. Идея охватить все отрасли знаний в одном произведении, содержащем информацию о Канаде, и издавать двуязычное национальное издание (что являлось по тем временам большой редкостью) зародилась в 1728 г. в Англии.
В наше время происходит перевод изданий с печатного формата в цифровой. В октябре 2013 г. увидела свет Цифровая интерактивная канадская энциклопедия, первое печатное издание которой вышло в 1985 г. Ее издателем являлся М. Хертиг, а главным редактором Дж. Марш. Издание стало самым большим издательским проектом в истории Канады, оно насчитывает три миллиона слов в трех томах, над ним трудилось девять тысяч авторов. Изначально тираж насчитывал 154 тыс. экземпляров, впоследствии он был увеличен до 463 500 экземпляров. Второе издание в 1988 г. насчитывало 500 тыс. новых слов; а спустя два года вышла пятитомная энциклопедия для детей. Проект развивался, включая в себя другие издания - в частности, такие как энциклопедия музыки с тремя тысячами статей и 500 иллюстраций (с 2003 г.). В настоящее время количество двуязычных статей в Энциклопедии насчитывает 19 700 единиц. Что примечательно, с 2001 г. электронный формат доступен
131
совершенно бесплатно. К нему обращается 11 млн пользователей в год с 25 млн просмотров. Издание получает поддержку федерального департамента канадского наследия.
Можно упомянуть специальные издания (фактически все ежеквартальные и двуязычные), такие как «Канадское искусство», «Канадские этнические исследования» (три выпуска в год), «Канадский географ», издаваемый Канадской ассоциацией географов с 1950 г. (и в настоящее время перешедший в цифровой формат), «Канадский исторический обзор» (с 1986 г.), «Канадский журнал экономики» Канадской экономической ассоциации, издаваемый (с 1968 г.), «Канадский журнал политологии» Канадской ассоциации политологии (с 1986 г.), «Канадский социологический журнал» отделения социологии Университета Альберты (с 2008 г.), «Канадская литература» в Университете Британской Колумбии (с 1986 г.), «Канадские социальные тенденции» (1987-2012), «Обзор канадского театра» (с 1986 г.), «Канадские женские исследования» (с 1987 г.) и мн. др.
Особо следует отметить ресурс «Понимание канадского общества». Статистического управления Канады, в котором содержится информация по различным аспектам устройства Канадского общества, включая вопросы труда, доходов, образования, социальные и демографические вопросы, и «Международный журнал канадских исследований» под эгидой Международного совета канадских исследований (издается с 1993 г.) Выше приведен далеко не полный список многочисленных канадских изданий о Канаде, что свидетельствует о востребованности такой дисциплины как канадские исследования.
За пределами Канады также можно найти множество изданий, посвященных Канаде. Например, Британская
132
ассоциация канадских исследований с 1988 г. публикует свои труды дважды в годв Эдинбурге. В США также много изданий, посвященных канадской тематике. Например, «Американский обзор канадских исследований» - рецензируемый, междисциплинарный, ежеквартальный журнал, издаваемый с 1971 г., и др.
На фоне роста интереса к канадской тематике в Канаде и за рубежом наблюдаются явления, осложняющие развитие этого направления. Если в 1970-е гг. федеральное правительство и правительства провинций руководствовались принципом, согласно которому целевое финансирование повышало значимость канадской тематики в академических учреждениях за рубежом и укрепляло уважение к ценностям академической свободы, то с 1980-х гг. финансовая поддержка канадских исследований со стороны правительственных агентств стала ослабевать. В 1986 г. началось массовое сокращение государственного финансирования и поддержки канадских исследований на международном уровне. Была прекращена работа Фонда канадских исследований. В 1987-1988 гг. его бюджет был сокращен до двух миллионов канадских долларов, что на треть меньше, чем изначальное финансирование программ. Отдельные виды деятельности были вообще прекращены. В 1992-1993 гг. бюджет, выделявшийся на гранты, был сокращен еще на почти 1,5 млн канад. долл. Среди причин сокращений можно отметить несколько основных: прежде всего, это сокращение расходов федеральных агентств в целом и политика экономии на государственном уровне.
Другой причиной могло стать отношение к канадским исследованиям как к научной дисциплине. В 1994 г. была предпринята попытка сделать всесторонний обзор состояния канадских исследований. В докладе 1996 г.,
133
опубликованном Ассоциацией канадских исследований, подытоживаются достижения канадские исследования девяностых годов [5]. Доклад отмечал важность канадских исследований, которые являются частью общего научно-исследовательского потенциала Канады. Сегодня, согласно опросу тысяч ведущих международных ученых, проведенному Советом канадских академий, Канада занимает четвертое место в мире по уровню научных исследований и шестое место в мире по частоте цитирования. Тем не менее, коммерческие расходы на НИОКР неуклонно снижаются с 2001 г., их уровень сегодня ниже средних показателей по странам Организации экономического сотрудничества и развития. На этом фоне правительство С. Харпера провело дальнейшее сокращение финансирования академических исследований [6]. Этот период даже получил название «войны правительства Харпера с наукой». Эта политика касалась не только канадских исследований, которые были одной из последних из пострадавших дисциплин. Сокращения начинались с фундаментальных наук и исследований научно-естественной и экологической направленности. Предполагалась переориентация на бизнес с одновременным сокращением корпоративного налога на прибыль. «Шик строгой экономии» - так назвали канадские журналисты эту политику [7]. В 2012 г. Министерство иностранных дел и международной торговли (ВБА1Т) во главе с министром Дж. Бэрдом отменило программу «Понимание Канады», прекратив ее финансирование в объеме 5 млн ка-над. долл. в год, что составляло 14 центов на каждого канадца. Эти средства направлялись на финансирование научных мероприятий за рубежом, обеспечивая зарплату для администраторов в некоторых крупных национальных объединениях (Ассоциации канадских исследований
134
в США, Британской ассоциации канадских исследований и Французской ассоциации исследований); субсидирование научных конференций и публикаций и пр. Предоставлялись гранты на исследования, а в ряде случаев гранты для обучения в Канаде. Программы финансирования поощряли исследования в ряде университетов (в Эдинбурге, Бирмингеме и Ноттингеме), позволяя нанимать на полную ставку преподавателей канадоведческих дисциплин. Несмотря на сворачивание финансирования и последовавшие организационно-административные трудности большинство международных ассоциаций продолжили свою работу, поскольку во многих странах научная школа канадских исследований уже достигла степени организационного структурирования.
Вторым важным обстоятельством явилась трактовка самого понятия «канадские исследования». Часть исследователей отрицают существование отдельного научного направления под этим названием, утверждая, что есть история, экономика, политика и прочие общепризнанные науки, частью которых является материал с канадским контентом. Критика канадских исследований отмечает, что внутри сообщества канадоведов наблюдается пренебрежение социальной историей, что указывает на определенную методологическую недостаточность канадских исследований [8].
Мультидисциплинарность канадских исследований также представляет собой проблему: «Канадские исследования не были единой дисциплиной с методологической основой; вместо этого те, кто [им] учил, преподавал что угодно о Канаде; [они] хотели, чтобы это была смесь литературы, искусства, текущих событий, политики и общественных проблем, и окружающей среды. Здесь было очень мало места для систематического изучения
135
прошлого, не говоря уже о канадском прошлом». Критики считали, что канадские исследования никогда не предназначались для «систематического изучения прошлого» [9]. Целью программ канадских исследований было интегрирование курсов по канадской истории в «канадские исследования». Канадоведение стояло перед выбором: канадская история или канадские исследования с размытым спектром проблематики.
Другие оппоненты считают, что следует проводить различие между канадскими исследованиями в Канаде и канадскими исследованиями за пределами страны, так как именно последние являются единственным способом обеспечения распространения знаний о Канаде и утверждения ее мирового имиджа. Поэтому изначально продвижение канадского образа за рубежом находилось в компетенции федерального правительства как инструмент мягкой силы страны. После разочарования в отсутствии немедленных и осязаемых результатов финансирование было сокращено и передано коммерческим агентствам для продвижения бренда Канады. Академические программы оказались слишком дороги и не приносили немедленного измеряемого результата. Тем не менее, приверженцы канадоведения утверждают, что без должного развития канадских исследований имидж Канады на международной арене будет беднее и слабее и не получит дальнейшего развития на национальном уровне.
Канада Дж. Трюдо, на которого академическое сообщество возлагало большие надежды, не стала «либеральной нирваной» [10]. Финансирование и моральная поддержка канадских исследований внутри страны и за рубежом не были восстановлены даже частично. Стало очевидно, что новые канадские политические элиты более привержены мировым неолиберальным ценностям,
136
нежели традиционным формам продвижения канадских исследований, наметив курс на сближение Канады с мировым сообществом.
Сформировавшиеся за годы развития канадских исследований научные направления сегодня всеми силами стремится сохранить и развить университетское сообщество Канады. Представители канадских университетов и мирового сообщества канадоведов постоянно отвечают на вопрос, зачем и в каких аспектах изучать Канаду? Исторически сложилось несколько основных направлений канадских исследований. Прежде всего, это историческое направление. Обширная общественная поддержка изучения канадской истории существовала всегда: «Я знаю человека, чья школа никогда не могла научить его патриотизму, но который приобрел эту добродетель, когда почувствовал в своих костях необъятность своей земли и величие тех, кто ее основал, - говорил П. Э. Трюдо. -Нация - это партнерство между мертвыми, живыми и нерожденными. Мы обязаны сохранить наш народ, его историю, выполнить свой долг перед этим партнерством» [11].
Следующее весьма важное направление - это экономические основы развития Канады. В 1980-е гг. канадские исследователи, как правило, сосредотачивались на экономической истории, включая историю труда. Канада была объектом для изучения таких известных экономических историков как Г. Иннис, У. А. Маккинтош и др. Заслуга Г. Инниса заключается в том, что он внес в эко-номикусоциологическое измерение. Его вкладом стала разработка актуальной для Канады модели ядро-периферия [12]. Для ознакомления с экономической историей Канады и современным бизнесом можно обратиться к следующим среди прочих изданиям [13; 14; 15; 16].
137
Третье, но не по значимости, направление канадских исследований - это мультикультурализм. В 1940-е гг. ученые начали проводить сравнительный анализ Канады с другими странами, особенно с Соединенными Штатами [17; 18]. Впоследствиимультикультурализм стал одним из основных постулатов официальной политики П. Трю-до (см. ст. 27 Канадской хартии прав и свобод 19]). Мультикультурализм лежит и в основе идеологии социальной значимости иммиграции [20]. Данный концепт неразрывно связан с культурными ценностями канадского общества. Были созданы государственная Корпорация по содействию канадской культуре через СМИ, Канадская радиовещательная корпорация (СВС), Канадская комиссия по радиотелевидению и телекоммуникациям и Национальный совет по кино Канады с целью защиты канадской культуры, путем установления законодательных минимумов канадского контента в средствах массовой информации.
Мультикультурализм предоставляет вниманию исследователей обширный материал по этническому и религиозному составу канадского общества, его литературе, визуальных и исполнительских искусствах. Большое внимание уделяется вопросам инкультурации и социализации иммигрантов в канадское общество. Квебекская культура и ее отличие от англоязычной канадской культуры также является одним из ключевых направлений исследований. Политика канадского мультикультурализ-ма и вопрос о канадских ценностях неизменно являются предметом пристального внимания со стороны не только ученых-исследователей. Дж. Трюдо в 2015 г. посвятил этому вопросу ряд программных высказываний с целью «перезагрузить» данное понятие, т.к., по его мнению, «в Канаде нет основной идентичности, нет мейнстрима...
138
Есть общие ценности: открытость, уважение, сострадание, готовность много работать, быть рядом друг с другом, стремиться к равенству и справедливости. Эти качества делают нас первым постнациональным государством» [21]. С другой стороны, размытость данного понятия заставляет изучать его со всех сторон. Как отмечает профессор и идеолог Э. Коэн, ««знаменитая канадская идентичность столь же неуловима, как мифологические легендарные Сасквоч и Огопого» [22].
Исследователи отмечают три основных направления изучения канадской идентичности: прежде всего, отношения между английскими канадцами и французскими канадцами как императив культурного и языкового выживания; далее, тесные связи с Британской империей и близость англоязычных канадцев к США; наконец, особенности, привнесенные в последние десятилетия истории Канады, а именно - влияние иммиграции из Африки, Карибского бассейна и стран Азии [23]. Среди работ на данную тематику можно отметить труды М. Н. Магер, Б. Бити и др. [24-28]. В целях получения разноплановой информации можно рекомендовать использовать следующие сайты: Canadian Heritage, Culture.CA - Canadian Cultural Portal online, Cultural Information - Canada -Global Affairs Canada. В целом, поиск в сети Интернет дает 1580000 результатов на тег «канадский мультикуль-турализм», что является высоким показателем внимания, в том числе, академической и политической общественности к изучению данной проблематики.
Канадские исследования прошли большой путь трансформации от изучения событий истории Канады к глубоким академическим исследованиям на междисциплинарном и мультидисциплинарном уровнях. Сегодня канадские исследования представляют собой многогран-
139
ный конструкт из различных направлений исследований (история, экономика, политика, мультикультурализм и т.д.), национальных организаций и международного сообщества канадоведов, имеющего определенное формальное оформление, с регулярными мероприятиями (конференциями, семинарами, круглыми столами и пр.), развитой системой стимулирования канадских исследований в виде грантов, просветительских и образовательных программ. Результаты исследований отражены в многочисленных изданиях для ученого сообщества и широкой аудитории, они востребованы в академических, политических и деловых кругах. Канадские исследования имеют перспективы дальнейшего развития, будучи сопряженными с развитием Канады как нации в системе нового мирового порядка.
Примечание
1. University at Buffalo. Graduate Certificate in Canadian Studies // URL: http:// canadianstudies.buffalo.edu
Источники и литература
1. Hoerder D. From the Study of Canada to Canadian Studies: to Know our Many Selves changing across time and space. Augsburg, 2005.
2. Hodgetts A. B. What Culture? What Heritage? A Study of Civic Education in Canada. Toronto: Ontario Institute for Studies in Education, 1968.
3. Association of Universities and Colleges of Canada (AUCC) // URL:https://www.mun.ca/educ/grants/ AUCC.html (дата обращения: 6.09.2018).
140
4. Кузьмина Т. Р. Россия и Канада: партнерство возможно // Россия и Канада: политика, экономика, мультикуль-турализм. М., 2017.C. 38-57.
5. Cameron D., Taking Stock: Canadian Studies in the Nineties. Association for Canadian Studies. University of Toronto, 1996 // URL: http://www.er.uqam.ca/nobel/C1015/; http://www.theсanadianenсyclopedia.ca/en/article/сanadian-studies/ (дата обращения: 6.09.2018).
6. Mcilroy A^anada Ranked Fourth in the World for Scientific Research // The Globe and Mail. October 26, 2012 // URL: https://www.theglobeandmail.com/news/national/ canada-ranked-fourth-in-the-world-for-scientific-research/ article4571162/ (дата обращения: 6.09.2018).
7. Olive D. Austerity Chic//Toronto Star. April 26, 2013.
8. Granatstein J. L. A Reader's Guide to Canadian History: Confederation to the Present. Toronto, 1982; Granatstein J. L. Who Killed Canadian History?Toronto, 1998.
9. Coates C. Who Killed Canadian Studies? Robarts Centre for Canadian Studies at York University. February 19, 2015 // URL: http://activehistory.ca/2015/02/who-killed-canadian-studies/ (дата обращения: 6.09.2018).
10. Trudeau's Сanada: a Liberal Nirvana?//The Battle of Ideas festival at The Barbican in London. October29, 2016 // URL: https://www.battleofideas.org.uk/2017/session/t rudeaus-canada-a-liberal-nirvana/ (дата обращения: 6.09.2018).
11. Why Learn History?//Historical Narratives of Early Canada // URL: http://www.uppercanadahistory.ca/intro/ whylearn.html (дата обращения: 6.09.2018).
12. Hutton T. A., The Innisian Core-Periphery Revisited: Vancouver's Changing Relationships with British Columbia's Staple Economy//BC Studies: The British Columbian Quarterly. 1997. Vol. 113. P. 69-100.
141
13. Bliss M. Northern Enterprise: Five Centuries of Canadian Business. Toronto, 1987.
14. Bordo M. D., Redish A., Rockoff H. Why Didn't Canada Have a Banking Crisis in 2008 (or in 1930, or 1907, or . . .)? // Economic History Review. 2015. Vol. 68. No. 1. P. 218243.
15. Easterbrook W. T., Aitken H. G. J. Canadian Economic History. University of Toronto Press, 1988.
16. Norrie K., Owram D., Emery J. C. H. A History of the Canadian Economy. 4th ed. Toronto, 2007.
17. Baer D., et al. The Values of Canadians and Americans: A Critical Fnalysis and Reassessment // Social Forces. 1990. Vol. 68. No. 3. P. 693-713.
18. Lipset S. M. Continental Divide: The Values and Institutions of the United States and Canada. New York, Routledge, 1991.
19. Канадская Хартия прав и свобод // URL: http://publications.gc.ca/collections/collection_2017/pch/CH 37-4-1-2005-rus.pdf (дата обращения: 6.09.2018).
20. Wayland S. Immigration, Multiculturalism and National Identity in Canada// International Journal on Minority and Group Rights. 1997. Vol. 5. No. 1. P. 33-58.
21. Wallace M. Planning Amidst Diversity: The Challenges of Multiculturalism in Urban and Suburban Greater Toronto. University of Waterloo, 1999.
22. Gwyn R. J. John A: The Man Who Made Us. Random House Digital Inc., 2008. P. 265.
23. Marger M. N. Race and Ethnic Relations: American and Global Perspectives. Cengage Learning, 2011.
24. Beaty B., Briton D., Filax G. How Canadians Communicate III: Contexts of Canadian Popular Culture. Athabasca University Press, 2010.
142
25. Carment D., Bercuson D. The World in Canada: Diaspora, Demography, and Domestic Politics.Montreal, 2008.
26. Rayside D. M., Wilcox C. Faith, Politics, and Sexual Diversity in Canada and the United States.Vancouver, 2011.
27. Wiseman N. In Search of Canadian Political Culture. Vancouver, 2011.
28. Canadian Multiculturalism - Library of Parliament // URL: https://lop.parl.ca/Content/L0P/.../2009-20-e.pdf (дата обращения: 6.09.2018).
References
1. Hoerder D. From the Study of Canada to Canadian Studies: to Know our Many Selves Changing across Time and Space. Augsburg, 2005.
2. Hodgetts A.B. What Culture? What Heritage? A Study of Civic Education in Canada. Toronto: Ontario Institute for Studies in Education,1968.
3. Association of Universities and Colleges of Canada (AUCC) // URL:https://www.mun.ca/educ/grants/ AUCC.html (accessed on September 6, 2018).
4. KuzminaT. R. Rossiya i Kanada: partnerstvo vozmozhno [Russia and Canada: the partnership is possible] // Rossiya iKanada: politika, ehkonomika, mul'tikul'turalizm [Russia and Canada: Politics, Economy, Multiculturalism]. Moscow, 2017. P. 38-57.
5. Cameron D., Taking Stock: Canadian Studies in the Nineties. Association for Canadian Studies. University of Toronto, 1996 // URL: http://www.er.uqam.ca/nobel/C1015/; http://www.theсanadianenсyclopedia.ca/en/article/сanadian-studies/ (accessed on September 6, 2018).
6. Mcilroy A. Сanada Ranked Fourth in the World for Scientific Research// The Globe and Mail. October 26, 2012 //
143
URL: https://www.theglobeandmail.com/news/national/ canada-ranked-fourth-in-the-world-for-scientific-research/article4571162/ (accessed on September 6, 2018).
7. Olive D. Austerity Chic // Toronto Star. April 26, 2013.
8. Granatstein J. L. A Reader's Guide to Canadian History: Confederation to the Present. Toronto, 1982; Granatstein J. L. Who Killed Canadian History? Toronto, 1998.
9. Coates C. Who killed Canadian Studies? Robarts Centre for Canadian Studies at York University. February 19, 2015 // URL: http://activehistory.ca/2015/02/who-killed-canadian-studies/ (accessed on September 6, 2018).
10. Trudeau's Сanada: a Liberal Nirvana? // The Battle of Ideas festival at The Barbican in London. October29, 2016 // URL: https://www.battleofideas.org.uk/2017/session/ trudeaus-canada-a-liberal-nirvana/ (accessed on September 6, 2018).
11. Why Learn History? // Historical Narratives of Early Canada // URL: http://www.uppercanadahistory.ca/intro/ whylearn.html (accessed on September 6, 2018).
12. Hutton T. A. The Innisian Core-Periphery Revisited: Vancouver's changing relationships with British Columbia's staple economy//BC Studies: The British Columbian Quarterly. 1997. Vol. 113. P. 69-100.
13. Bliss M. Northern Enterprise: Five Centuries of Canadian Business. Toronto, 1987.
14. Bordo M. D., Redish A., Rockoff H. Why Didn't Canada Have a Banking Crisis in 2008 (or in 1930, or 1907, or . . .)? // Economic History Review. 2015. Vol. 68. No. 1. P. 218-243.
15. Easterbrook W. T., Aitken H. G. J. Canadian Economic History. University of Toronto Press, 1988.
16. Norrie K., Owram D., Emery J. C. H. A History of the Canadian Economy. 4th ed. Toronto, 2007.
144
17. Baer D., et al. The Values of Canadians and Americans: A Critical Analysis and Reassessment // Social Forces. 1990. Vol. 68. No. 3. P. 693-713.
18. Lipset S. M. Continental divide: The values and institutions of the United States and Canada. New York, Routledge, 1991.
19. Canadian Charter of Rights and Freedoms // URL: https://www.canada.ca/en/canadian-heritage/services/how-rights-protected/guide-canadian-charter-rights-freedoms.html (accessed on September 6, 2018).
20. Wayland S. Immigration, Multiculturalism and National Identity in Canada // International Journal on Minority and Group Rights. 1997. Vol. 5. No. 1. P. 33-58.
21. Wallace M. Planning Amidst Diversity: The Challenges of Multiculturalism in Urban and Suburban Greater Toronto. University of Waterloo, 1999.
22. Gwyn R. J. John A. The Man Who Made Us. Random House Digital Inc., 2008. P. 265.
23. Marger M. N. Race and Ethnic Relations: American and Global Perspectives. Cengage Learning, 2011.
24. Beaty B., Briton D., Filax G.How Canadians Communicate III: Contexts of Canadian Popular Culture. Athabasca University Press, 2010.
25. Carment D., Bercuson D. The World in Canada: Diaspora, Demography, and Domestic Politics.Montreal, 2008.
26.Rayside D. M., Wilcox C. Faith, Politics, and Sexual Diversity in Canada and the United States. Vancouver, 2011.
27. Wiseman N. In Search of Canadian Political Culture. Vancouver, 2011.
28. Canadian Multiculturalism - Library of Parliament // URL: https://lop.parl.ca/Content/L0P/.../2009-20-e.pdf (accessed on September 6, 2018)
145
Приложение 1.
Список основных программ канадских исследований
и центров
1. Canadian Plains Research Centre University of Regina 3737 Wascana Parkway Regina, Saskatchewan S4S 0A2 http://www.cprc.ca/ 5. Atlantic Canada Studies Saint Mary's University 923 Robie St Halifax, Nova Scotia B3H 3C3 http://www.smu.ca/academics/d epartments/atlantic-canada-studies-department.html
2. Kwantlen University College Canadian Studies Program 12666-72nd Avenue Surrey, BC V3W 2M8 http://www.kpu.ca/calendar/arc hive/calendar10-11/programs/artsc-ad/artcs-ad.html 6. North American Studies Program Room 4-120, Woods Building 75 University Ave. W. Wilfrid Laurier University Waterloo, ON, N2L 3C5 http://www.wlu.ca/homepage.p hp?grp_id=165
3 and 4.Canadian Studies Program Faculty of Arts Acadia University Wolfville, Nova Scotia B4P 2R6 Atlantic Canadian Studies Faculty of Arts Acadia University Wolfville, Nova Scotia B4P 2R6 http://canstudies.acadiau.ca/ http://arts.acadiau.ca/canadian- studies.html http://arts.acadiau.ca/atlantic-canadian-studies.html 7. Canadian Studies Athabasca University 1 University Drive Athabasca, Alberta T9S 3A3 http://can.athabascau.ca/
146
8. Institut d'études canadiennes/ Canadian Studies Institute University of Alberta, Campus Saint-Jean 8406 - 91 Street Edmonton, AB T6C 4G9 http://www3.csj.ualb erta.ca/iec-csi/ 11. Centre d'études acadiennes Université de Moncton Campus de Moncton Pavillon Léopold-Taillon 18, avenue Antonine-Maillet Moncton, NB Canada E1A 3E9 http://www.umoncton. ca/umcm-ceaac/accueil
9. British Columbia Studies Capilano University 2055 Pur-cell Way North Vancouver, BC V7J 3H5 http://www.capilanou. ca/bc-studies/ 12. Centre for Cape Breton Studies Cape Breton University P.O. Box 5300 1250 Grand Lake Road Sydney, Nova Scotia B1P 6L2 http://www.cbu.ca/ccbs
10. Études canadiennes Université de Saint-Boniface 200, avenue de la Cathédrale Winnipeg. Manitoba R2H 0H7 http://ustboniface.ca/page. aspx? pid=1131 13.Canadian Studies Program University College, University of Toronto, 15 King's College Circle Toronto, ON M5S 3H7 http://www.uc.utoronto.ca/cana dianstudies
147
14. Études québécoises (Centre interuniversitaire d'études québécoises (CIEQ)) UQTR Pavillon Ringuet 3351, boulevard des Forges, C.P. 500 Université du Québec à Trois-Rivières Trois-Rivières (Québec) G9A 5H7 **also at ULaval: Pavillon Charles-De Koninck 1030, avenue des Sciences-Humaines Local 5152 14-2 Université Laval Québec (Québec) G1V 0A6 http://www.cieq.ca/ 17. Canadian Studies Langara College 100 West 49th Avenue Vancouver , BC V5Y 2Z6 http://www.langara.bc.ca/progra ms-and- courses/programs/canadian-studies/
15. Canadian Studies Program University of Lethbridge C866 University Hall 4401 University Drive Lethbridge, Alberta T1K 3M4 http://www.uleth.ca/artsci/canad ian-studies 18. Canadian Studies Division of Continuing Education University of Victoria P.O. Box 3030, Stn.CSC Victoria, BC V8W 3N6 https://www.uvcs.uvic.ca/huma nities/programs/
16. Canadian Studies Thompson Rivers University 900 McGill Road Kamloops, British ColumbiaV2C 0C8 http://www.tru.ca/arts/cnst. html 19. German-Canadian Studies History Dept. University of Winnipeg 515 Portage Avenue Winnipeg, Manitoba R3B 2E9 http://www.uwinnipeg.ca/index/ germancdn-index
148
20. Canadian Studies St. Francis Xavier University P.O. Box 5000 Antigonish, Nova Scotia B2G 2W5 http://www.stfx.ca/faculties/arts /canadian_studies/ 24. Canadian Studies Department of Humanities Mount Royal University 4825 Mount Royal Gate SW Calgary, AB T3E 6K6 http://www.mtroyal.ca/Program sCourses/ FacultiesSchoolsCen- tres/Arts/Departments/Humaniti es/canstudies.htm
21. Canadian Studies Mount Saint Vincent University 166 Bedford Highway Halifax, Nova Scotia B3M 2J6 http://www.msvu.ca/en/home/pr ogramsdepart- ments/faculties/artsscienceaf/ca nadianstudies/default.aspx 25. Nolan Reilly, Director, H. Sanford Riley Centre for Canadian History University of Winnipeg 515 Portage Ave. Winnipeg, MB Canada, R3B 2E9 http://www.uwinnipeg.ca/index/ rileycentre-index
22. Programmes d'études canadiennes Université Sainte- Anne 1695, route 1 Pointé de-l'Église, Nouvelle- Écosse B0W 1M0 https://www.usainteanne.ca/ba- etudes-canadiennes 26. Canadian Studies Department Trent University 1600 West Bank Drive Peterborough, Ontario Canada K9J 7B8 http://www.trentu.ca/canadianst udies/
23. Canadian Studies Minor Program Grenfell Campus Memorial University of Newfoundland Corner Brook, NL A2H 6P9 http://www.grenfell.mun.ca/soci al-science/canadian- 27. Centre for Canadian Studies Brock University 500 Glenridge Ave. St. Catharines, Ont., L2S 3A1 http://brocku.ca/humanities/dep artments-and-centres/centre-for- canadian-studies
149
studies/Pages/default.aspx (окончание 23)
28. Canadian Studies Program Glendon Campus - York University York Hall, room 162 2275 Bayview Avenue Toronto, Ontario Canada M4N 3M6 http://www.glendon.yorku.ca/ca nadianstudies/ 32. Canadian Studies (and Centre for) Mount Allison University 63D York Street Sackville, NB E4L 1G9 http://www.mta.ca/ canadianstud ies/ http://www.mta. ca/canadianstudies/centre/
29. Canadian Studies York University 4700 Keele Street, Toronto Ontario, M3J 1P3 http://www.yorku.ca/laps/huma/ cdns/ 33. Department of Canadian Studies UPEI 550 University Avenue, Charlottetown Prince Edward Island, C1A 4P3 http://www.upei.ca/arts/canadia n-studies http://www.upei.ca/programsan dcourses/canadian-studies
30. Institute of Canadian and Aboriginal Studies Ottawa University 52 University Ottawa ON Canada K1N 6N5 http://www.canada.uottawa.ca/e ng/ 34. Canadian Studies Dalhousie University Marion McCain Arts and Social Sciences Building Halifax, Nova Scotia, Canada B3H 4R2 http://www.dal.ca/faculty/arts/c anadian-studies-program.html
31. School of Canadian Studies Carleton University 1206 Dunton Tower 1125 Colonel By Drive Ottawa, ON, K1S 5B6 http://carleton.ca/canadianstudie s/ 35. Canadian Studies McGill University McGill Institute for the Study of Canada 3463 Peel Street Montreal, Quebec H3A 1W7 http://www.mcgill.ca/study/201 2-2013/faculties/arts/ undergraduate/ug arts
150
canadian_studies_cans https://www.mcgill.ca/misc/ (окончание 35)
36. Canadian Studies, Department of History University of Calgary 2500 University Dr. NW Calgary, Alberta, Canada T2N 1N4 http://idp.ucalgary .ca/cnst 40. School of Canadian Irish Studies Concordia University 455, de Maisonneuve Blvd. W. Room H-1001 Montreal, Quebec, Canada H3G 1M8 http://www.concordia.ca/artsci/c an-irish-studies.html
37. Canadian Studies (and International Canadian Studies Centre) UBC 1984 West Mall, Vancouver, BC, V6T 1Z2 http://www.canadianstudies.ubc .ca/http://www.canadianstudies. ubc.ca/international-canadian-studies-centre/ 41. Canadian Studies King's University College -UWO http://www.kings.uwo.ca/acade mics/modern- languages/canadian-studies/
38. Centre for Indo-Canadian Studies UFV 33844 King Road Abbotsford, BC, Canada V2S 7M8 http://www.ufv.ca/cics.htm 42.Canadian Studies Program University of Manitoba Faculty of Arts 251 St. John's Building Winnipeg, Manitoba R3T 2N2 http://umanitoba.ca/canadian_st udies/
39. Frost Centre for Canadian Studies and Indigenous Studies Trent University Kerr House, Traill College 1600 West Bank Drive Peterborough ON K9J 7B8 http://www.trentu.ca/frostcentre / 43. Robart's Centre for Canadian Studies York University Seventh Floor, Kaneff Tower, 4700 Keele Street, Toronto, Ontario M3J 1P3 http://robarts.info.yorku.ca/
151
44. University of Toronto -Mississauga Department of English and Drama - Canadian Studies Professor Colin Hill Canadian Studies Program Director Department of English and Drama University of Toronto Mississauga Room 299A, North Bldg. http://www.utm.utoronto.ca/eng lish-drama/programs/ canadian-studies https://www.csn-rec.ca/canadian-studies-resources/418-canadian-studies-programs
\
152