Научная статья на тему 'ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА'

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
256
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСЛАМ / ФУНДАМЕНТАЛИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ / ТЕРРОРИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Данилова Елена Сергеевна

В статье автор рассматривает отличительные особенности исламского фундаментализма и его организационных форм. Идеология крайних форм фундаментализма включает в себя кардинальное переустройство жизни современного мусульманского общества. Кроме того, организационные формы исламского фундаментализма выражаются в подъеме религиозно-фундаменталистского сознания, приверженности к религиозным идеалам и дестабилизации миропорядка. Вместе с тем, указывается на злободневность данной проблематики в контексте утверждения позиций исламского фундаментализма и все большего нарастания идеологии данного характера в современном мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISTINCTIVE FEATURES OF ISLAMIC FUNDAMENTALISM

In the article, the author examines the distinctive features of Islamic fundamentalism and its organizational forms. The ideology of extreme forms of fundamentalism includes a radical restructuring of the life of modern Muslim society. In addition, the organizational forms of Islamic fundamentalism are expressed in the rise of religious fundamentalist consciousness, adherence to religious ideals and destabilization of the world order. At the same time, the urgency of this issue is pointed out in the context of the assertion of the positions of Islamic fundamentalism and the increasing growth of this ideology in the modern world.

Текст научной работы на тему «ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА»

Данилова Елена Сергеевна «Отличительные особенности исламского фундаментализма»

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСЛАМСКОГО ФУНДАМЕНТАЛИЗМА

Данилова Елена Сергеевна,

магистр 2-го года обучения ОмГУ им. Ф.М. Достоевского

Аннотация. В статье автор рассматривает отличительные особенности исламского фундаментализма и его организационных форм. Идеология крайних форм фундаментализма включает в себя кардинальное переустройство жизни современного мусульманского общества. Кроме того, организационные формы исламского фундаментализма выражаются в подъеме религиозно-фундаменталистского сознания, приверженности к религиозным идеалам и дестабилизации миропорядка. Вместе с тем, указывается на злободневность данной проблематики в контексте утверждения позиций исламского фундаментализма и все большего нарастания идеологии данного характера в современном мире. Ключевые слова: ислам, фундаментализм, экстремизм, терроризм.

DISTINCTIVE FEATURES OF ISLAMIC FUNDAMENTALISM

Danilova Elena Sergeevna,

Master of the 2nd year of study Dostoevsky Omsk State University

Abstract. In the article, the author examines the distinctive features of Islamic fundamentalism and its organizational forms. The ideology of extreme forms of fundamentalism includes a radical restructuring of the life of modern Muslim society. In addition, the organizational forms of Islamic fundamentalism are expressed in the rise of religious fundamentalist consciousness, adherence to religious ideals and destabilization of the world order. At the same time, the urgency of this issue is pointed out in the context of the assertion of the positions of Islamic fundamentalism and the increasing growth of this ideology in the modern world. Keywords: Islam, fundamentalism, extremism, terrorism.

В современных реалиях тема исламского фактора все больше подвергается актуализации, как со стороны общества, так и в отдельных сферах его жизнедеятельности: экономической, политической и социальной. В этой области существуют целый ряд проблемных вопросов, которые характеризуются своей неоднозначностью, но при этом требуют своего решения. Кроме того, ислам подвергается дискриминации со стороны средств массовой информации и общества. Так, большинство людей винят ислам в жестоких столкновениях в мусульманских регионах, в частности, и в сегодняшних проблемах, в общем.

При такой активизации интереса к данной теме почти не предпринимаются попытки дать корректную трактовку данного термина. Вызывает закономерное опасение то, что обществу нередко очень настойчиво пытаются навязать смысловую за-

№ 2 (13), 2022

висимость между такими терминами и явлениями, как исламский фундаментализм, экстремизм, радикализм и терроризм. Однако не стоит уравнивать эти понятия между собой. Это разные понятия и разные явления в мире ислама.

В этой связи необходимо разобраться в терминологии и характерных чертах этих понятий и явлений. Прежде всего нужно упомянуть о том, что в арабском языке существует слово «салафийя», подразумевающее исламских реформаторов различных эпох, которые выступали и призывали единоверцев к возвращению к исламу праведных праотцов путем избавления от нововведений, которые исказили первоначальное истинное верование, а также базирующейся на нем общественный порядок с течением времени. Термин салафизм во многом является объединяющим для всех фундаменталистских течений, так как именно он относится к явлению, которое характерно лишь для ислама. На данный момент этот термин является архаичным, исследователи редко его используют и все чаще обращаются к таким понятиям, как исламский фундаментализм и исламизм.

Отечественный исследователь А.А. Игнатенко подчеркивает, что «то интеллектуальное и политическое движение, которому внешние наблюдатели дали не совсем точное определение фундаментализм, разумея под ним возвращение к первоосновам, фундаменту религии, сами мусульмане предпочитают называть салафизмом - от выражения «ас-салаф ас-салих» (праведные предки), или просто «ас-салаф» (предки)» [2]. В современных реалиях приверженцев возрожденческих идей наиболее часто именуют фундаменталистами, однако значительная часть исследователей инициативно обращается к таким терминам, как «салафийя» [3, с. 39] или «салафизм» (суннитский фундаментализм)[1, с. 25].

Термин интегризм в явлении салафизма указывает главным образом на неразрывность светского и духовного в концепциях салафитов, а исламский активизм несет в себе идею радикализма деятельности салафитов по реализации их идеалов в действительность. Однако не стоит уравнивать салафизм и политический ислам (данный термин был введен в оборот после победы антишахской революции в Иране в 1979 году). Термин политический ислам подразумевает под собой неотделимость религиозной сферы от политической, что находит безусловное отражение в идее исламского государства.

На Западе движение «салафийя» часто именуется как исламский модернизм. Считается, что он являлся первым мусульманским идеологическим ответом на вызов западной культуры. Что касается традиционализма, то он наряду с фундаментализмом обладает схожими взглядами на ислам. Но при этом традиционалисты считают, что в ходе развития религии изначальный смысл ее сохранился, и все последующие интерпретации лишь углубили понимание ислама. Фундаменталисты же считают, что Коран и Сунна были замутнены поздними трактовками, что первоначальный смысл был искажен и для того, чтобы узнать истинный ислам, надо, по их мнению, вернуться к оригиналу.

Исламский фундаментализм являет собой политическое движение, стремящееся оказать влияние на процесс общественно-политического развития исходя из религиозных норм. Данное явление характеризуется охранительной функцией ислама, непринятием радикальных методик в достижении цели, которая состоит в возвращении к первоначальному исламу. По рассмотренной типологии допускается сделать вывод, что фундаментализм вместе с модернизмом и традиционализмом представляют из

Данилова Елена Сергеевна «Отличительные особенности исламского фундаментализма»

себя одно из ключевых идейных направлений в исламе. Критерии для их выделения определяются такими факторами - значение религии в социально-общественной среде и позиция, занимаемая относительно традиционной и интерпретации ислама.

С начала 1990-х годов в оборот вошло словосочетание исламский экстремизм. Экстремизм является крайним проявлением фундаментализма. Данному явлению характерно привнесение крайних взглядов, неких радикальных ноток, но сами по себе идеи не несут в себе опасности. Терроризм является крайним проявлением экстремизма. Данное явление характерно безликостью, всегда заказным характером, которое подразумевает под собой спланированные мероприятия, происходящие не в одно действие, всегда несущие выгоду тому или иному человеку, который основной причиной действий выдвигает подрыв доверия к местной власти.

В свою очередь экстремизм и терроризм являются крайними проявлениями радикализма, как проявления политического ислама ввиду его политизации, применяющего насильственные методы политической борьбы. При этом как идеологическая, так и политическая практика радикализма вызывают у общества два противоположных чувства, не имеют категорически отрицательного или положительного смысла, то экстремизм и терроризм, выступающие в качестве крайних течений и проявлений радикализма, всегда имеют отрицательное восприятие.

На современном этапе исследований ученые не считают верным отождествлять исламский радикализм только лишь с исламом и с каким-либо из течений будь то суннизм, шиизм, традиционализм, фундаментализм или модернизм, так как он являет собой самостоятельное явление.

Исламский фундаментализм представляет из себя мощное течение в рамках современного исламизма. Для исламизма характерно воззвание к восстановлению изначальных устоев, которые были утрачены с течением времени; представление об оптимальной организации государства и общества, опирающихся на нормы шариата, социального равенства и справедливости; насаждение идей, связанных с осуществлением джихада своим сторонникам, при этом джихад рассматривается в качестве средства в достижении цели; разрешением лишь светских проблем обустройства общества. «Получается, что термин исламизм указывает на приверженность идеи введения исламского шариата как закона, определяющего жизнь современных исламских обществ» [4, с. 7]. Понятие исламизм является наиболее удобным для восприятия человеком, так как содержит в себе корень «ислам», который наиболее полно заключает в себе религиозный, идеологический и политический аспекты.

В середине XIX века начале XX века как явление зародился панисламизм, призывавший к объединению мусульман по принципу разрешения существующих между различными направлениями и течениями расхождений в идеологическом аспекте учения, которые возникали в качестве ответа мусульманского общества на колониальную экспансию Запада.

Так появившийся панисламизм стал главным фактором идеологического возрастания ислама, позднее появившийся национализм также являлся таковым фактором. Первенствующим значением в панисламизме является национализм периода 1920-х - 1960-х годов XX столетия, подразумевающий под собой создание халифата по национальным признакам. Идея создания мусульманского государства на отдельно взятой территории находит место для существования и по настоящее время. В результате упрочнения позиций данного явления фундаментализм к середине XX века приобрел националистические черты.

№ 2 (13), 2022

На теоретическом уровне фундаменталисты отрицают национализм как идеологию, однако на практике применяют его. Стоит также отметить, что главная задача фундаменталистов тесно связана с идеей националистов, а именно в основании исламского государства и общества на принципах Корана и шариата. Исламизм и национализм в мусульманском обществе находятся в состоянии сложного взаимодействия, могут функционировать независимо, могут содействовать или же противодействовать друг другу. При этом классический ислам не приемлет национализм. Что касается экстремистского национализма, то он надрелигиозен, его нельзя привязать к чему-то.

Прежде всего возрастание интереса к данному феномену можно объяснить, во-первых, упрочнением позиций исламского фундаментализма на текущем этапе исторического развития. Во-вторых, активизацией сил исламского экстремизма, который в свою очередь оказывает дестабилизирующее влияние на общественную и политическую жизнь исламских стран.

Появление феномена исламского фундаментализма было обусловлено в основном политическими, экономическими, социальными, психологическими и идеологическими причинами. В странах Востока наблюдается недовольство общественности, которое вызвано невозможностью участия граждан в политической жизни, господством репрессивных режимов, коррупцией, бедностью, отсталостью и безработицей, социальным неравенством, которые создают энергетическую базу для формирования исламского фундаментализма. Острый и затяжной кризис практически во всех сферах стал провокатором возрастания этно-конфессионального самосознания мусульманского общества.

Проблематика, продиктованная нарастанием напряженности в геополитическом факторе, международными конфликтами, экономическим противостоянием и терроризмом порождают ситуацию растерянности, тревоги и необходимости защиты от этих угроз. В условиях размытости социальных норм, среди которых религиозные, нравственно-этические, культурные и пр., утрачивается четкое представление о роли человека, его месте и ответственности в сложно организованном социальном мире, отсюда ощущение неопределенности. Темпы современной жизни заставляют человека искать пути максимального наполнения, успешности, насыщенности жизни. В силу вышеуказанных обстоятельств нередко ответом выступает идеологическая составляющая исламского фундаментализма.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Добаев И.П. Исламский радикализм: сущность, идеология, политическая практика. Дис. ...докт. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 2003.

2. Игнатенко А.А. Эндогенный радикализм в исламе. [Электронная версия]. Режим доступа: [https://ca-c.org/journal/cac-08-2000/12.ignatenko.shtml] Дата обращения: 20.09.22

3. Милославский Г.В. Иноверцы в религиях писания // Ислам и исламизм / Под общ. ред. Е.М. Кожокина. - М., 1999. - С. 19-39.

4. Наумкин В.В. Исламский радикализм в зеркале новых концепций и подходов. - М.: КомКнига, 2005. - 64 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.