Научная статья на тему 'ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ И В ГЕРМАНИИ'

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ И В ГЕРМАНИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
132
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
граждане / социальная политика / социальное обеспечение / методы / пенсии / пособия / citizens / social policy / social security / methods / pensions / benefits

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сазонова Алина Валерьевна, Клепцова Лилия Витальевна

Представленная работа затрагивает отличительные особенности пенсионной системы Российской Федерации и Германии, это обусловлено тем, что Российская пенсионная система во многом следует примеру немецкой. В результате исследования был проведен сравнительный анализ пенсионного обеспечения граждан России и Германии, в результате которого, были выделены отличительные особенности, а также выявлено, что сравнение систем социального обеспечения России и Германии является значимым для поиска путей повышения эффективности пенсионной системы Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL SECURITY IN RUSSIA AND GERMANY

The presented paper examines the pension system in the Russian Federation and abroad, since the Russian pension system largely follows the example of the German one. As a result of the study, a comparison of the pension provision of citizens in Russia and Germany was carried out, distinctive features were highlighted, and it was also revealed that the comparison of the social security system of Russia and Germany is significant for finding ways to improve the efficiency of the pension system of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ И В ГЕРМАНИИ»

вопросы российской юстиции

выпуск №27

УДК 349.3

Сазонова Алина Валерьевна Клепцова Лилия Витальевна Российский государственный университет правосудия

Восточно - Сибирский филиал Россия, Иркутск alinasazonova2001 @gmail.com lilykl999@mail.ru Sazonova Alina Kleptsova Lilia

Russian State University of Justice East Siberian Branch Russia, Irkutsk

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РОССИИ И В ГЕРМАНИИ Аннотация: представленная работа затрагивает отличительные особенности пенсионной системы Российской Федерации и Германии, это обусловлено тем, что Российская пенсионная система во многом следует примеру немецкой. В результате исследования был проведен сравнительный анализ пенсионного обеспечения граждан России и Германии, в результате которого, были выделены отличительные особенности, а также выявлено, что сравнение систем социального обеспечения России и Германии является значимым для поиска путей повышения эффективности пенсионной системы Российской Федерации. Ключевые слова: граждане, социальная политика, социальное обеспечение, методы, пенсии, пособия.

SOCIAL SECURITY IN RUSSIA AND GERMANY

Annotation: the presented paper examines the pension system in the Russian Federation and abroad, since the Russian pension system largely follows the example of the German one. As a result of the study, a comparison of the pension provision of citizens in Russia and Germany was carried out, distinctive features were highlighted, and it was also revealed that the comparison of the social security system of Russia and Germany is significant for finding ways to improve the efficiency of the pension system of the Russian Federation.

Key words: citizens, social policy, social security, methods, pensions, benefits.

Социальная защита и обеспечение граждан на сегодняшний день являются для каждого государства важнейшим сферой в системе гарантий прав человека на достойную жизнь.

Система социального обеспечения существует уже более ста лет, за этот период методологии и функции системы претерпели некоторые изменения, но главная цель - улучшение жизни людей не менялась.

Первым государством, признавшим социально -правовую природу в 1949 году, является Федеративная Республика Германия (далее - ФРГ), закрепив в ч. 1 ст. 20 Конституции положение, в соответствии с которым: «Конституционное устройство в землях должно соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства...». А Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Российскую Федерацию социальным государством (статья 3), а также обязанность государства обеспечивать социальную защиту своих граждан (статья 39). Поправки 2020 года к статье 75 Конституции России провозгласили пенсионное обеспечение граждан на базе принципов универсальности, справедливости и сплоченности поколений, обязательного социального страхования и ежегодной индексации социальных пособий и пенсий [1].

Задачей социального государства является оказание помощи незащищенным категориям населения, распределение экономических благ в

соответствии со справедливым принципом, который позволяет каждому обеспечить достойный уровень жизни, а также создание условий для достижения благополучия граждан и обеспечение равных и справедливых возможностей для личностного развития [7, ^188].

В России существуют различные виды социального обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 07.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". Они включают в себя денежные выплаты, такие как пенсии, пособия, компенсации и другие подобные выплаты. Также предоставляется натуральная помощь, включающая продукты питания, медикаменты и технические средства для людей с ограниченными возможностями. Кроме того, предоставляются различные льготы и услуги, такие как содержание в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, а также в детских домах и т.д. [5].

Субъектами социального обеспечения являются граждане нетрудоспособного возраста: пенсионеры, дети, а также граждане трудоспособного возраста: безработные; временно нетрудоспособные; инвалиды; многодетные семи; малообеспеченные [9, ^79].

Если говорить о Германии, то среди всевозможных промышленно развитых стран у нее самая короткая рабочая неделя (до 48 часов). При этом, расходы на социальное обеспечение в Германии на 50% выше, чем в России.

Внутренняя политика государства характеризуется социальной направленностью, что подтверждается пенсиями в Германии. Согласно статистике, Германия занимает 2-е место по уровню жизни и благосостоянию пенсионеров, немного уступая скандинавским странам.

В Германии пенсионное обеспечение остается неизменным на протяжении нескольких лет, суть которого заключается в удержании небольшого процента заработной платы официально трудоустроенных граждан Германии. Эти денежные средства поступают в общий Пенсионный фонд, где они распределяются среди всех граждан, имеющих право на выплаты. Кроме того,

выход на пенсию в Германии осуществляется независимо от пола, т.е. каждый житель государства имеет право рассчитывать на государственные выплаты, по достижению возраста 65-67 лет, в то время, как в России, выход на пенсию осуществляется в соответствии с демографическими признаками, для мужчин возраст 65 лет, для женщин 60 лет. В рамках страховой пенсионной системы в настоящее время в России назначаются и выплачиваются следующие виды пенсий: страховая пенсия по старости; страховая пенсия по инвалидности; страховая пенсия по случаю потери кормильца [2].

Обе страны гарантируют населению пенсии, которые формируются за счет отчислений в государственный пенсионный фонд. Это объясняется следующим образом: Германия, которая в 1889 году первой страной в мире, которая ввела государственные выплаты по старости стала примером для большинства последующих государственных пенсионных систем. Хотя власти Германии хотели таким образом перехватить инициативу рабочего движения, впоследствии их инициативы были направлены, в том числе и в СССР, пенсионная система которого была унаследована Российской Федерацией.

Кроме того, в Германии, в отличие от России, нет государственной накопительной пенсии. Размер пенсии зависит от размера заработной платы и трудового стажа, однако немецкие граждане могут добровольно откладывать часть своих доходов на финансирование будущей старости - помимо взносов на обязательное социальное страхование, в то время, как в России «пенсионная» часть социальных отчислений выше - 22%.

Отметим еще одно отличие, которое связано с размером пенсии. Средний размер пенсий в Германии и России существенно различается. В Германии она составляет 1200 евро (87 тыс. рублей), в России - 19 322 рубля.

Таким образом, мы видим высокий уровень развития пенсионной системы Германии по сравнению с Российской Федерацией, что отражается на размерах пенсий, а также равным пенсионном возрасте для всех граждан. Отметим также, что кардинальным отличием отечественной пенсионной системы этих двух

стран является отсутствие в России определенных институтов гражданского общества, посредством которых стратегия взаимодействия гражданских организаций с государством в этой сфере социального обеспечения становится легитимной. На наш взгляд, данное направление развития системы послужит толчком для развития социальной сферы в Российской Федерации, что приведет к повышению уровня благосостояния граждан.

Список литературы:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) / Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.

2. Федеральный закон от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об Обязательном пенсионном страховании в РФ» [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 01.10.2023)

3. Федеральный закон от 15.12.2001г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 22.09.2023)

4. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 15.09.2023)

5. Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О государственной социальной помощи" [Электронный источник] /

^ ВОПРОСЫ РОССИЙСКОЙ юстиции

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 15.09.2023)

6. Указ Президента РФ от 26.12.2006 N 1455 (ред. от 26.02.2013) "О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами" [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_134290/ (дата обращения 22.09.2023)

7. Афанасьев М.А., Голубева Т.Ю. Право социального обеспечения России. Учебное пособие. — М: Проспект, 2020. 184 с.

8. Григорьев И. В., Шайхатдинов В. Ш. Право социального обеспечения. Учебник и практикум для вузов. — М: Юрайт, 2019. 428 с.

9. Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. — М: Проспект, 2020. 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.