Отличие китайского национального пения от русской и итальянской вокальной школы
Сюй Цянь
аспирант, кафедра сольного пения и оперной подготовки, Петрозаводская государственная консерватория имени А.К. Глазунова, [email protected]
В данной статье исследуются отличительные особенности вокального искусства Китая, России и Италии. Стоимт отметить, что сохраняя национальные корни, стилистика современного китайского пения обнаруживает новые неожиданные ресурсы вокального искусства. Поэтому, предметом данного исследования являются музыкальные особенности китайского национального пения, а обьектом исследования ыыступает музыка русской, итальянской и китайской школ.
Особее внимание в статье уделяется национальной истории развития культуры. В работе используется метод сравнения, сравниваются методы обучения пению, техники обучения пению национальных музыкальных школ России, Италии и Китая. Основными выводами исследования являются выделенные процессы взаимного влияния школ пения разных стран на разных уровнях, касающихся как особенностей техники исполнения, методики обучения пению, так и исторических культурных процессоров, новизна исследования заключается в разностороннем анализе,особенностей национальных школ пения при глубоком знании специфически китайской школы. Основным вкладом автора в исследовании темы стало описание особенностей формированию актуальной школы пения в Китае. Ключевые слова: Русская Вокальная школа, Итальянская Вокальная школа, техники пения, Китайская Вокальная школа, Методика, Французкая школа, Московская школа, Михаил Иванович Глинка, Церковное пение, А. А. Варламов
Термин "вокальное искусство" употребляется в двух смыслах. В первом случае, когда говорят о самом певце, о его вокальной технике и о его манере пение. Во втором случае речь идет о школе исполнения певца. Имея очень хороший слух не всегда можно различить вокальные школы. Слух может ясно указать, что певец или хор принадлежит к определенной школе, а сознание не всегда может ясно проанализировать в чем отличия национальной школы от международной.
Первоначально на слух бросается особенность голосового звучания. Но это не является технической особенностью, которая показывает правильность звучания в данной школе, а вязаны корнями с целым рядом более глубоких национальных явлений. Школа национально пения существует и функционирует в где хорошо развита национальная культура. Каждая нация отличается богатой и своеобразной историей развития культуры. Поэтому различие наций и менталитета обладают разным складом ума, темперамента и прочих составляющих.
В формировании, не важно какой, национальной музыкальной школы влияние оказывает музыка других народов, но это отдельные какие - либо элементы, которые модифицируются и вливаются в музыкальные культуры. Певческая манера певца прежде всего определяется музыкальным характером музыки или песни, которую они исполняют.
Профессиональное певческое искусство в России возникло на Руси с принятием Христианства. Вся система богослужения была заимствована с Византии. Деятельность певцов протекала в рамках церкви и богослужения. Московская школа представлена двумя ведущими коллективами -это государевым и митрополичьим. Вокализы были ограничены рамками не превышающего квинты диапазона. Но использование разнообразных форм движения, длительное распевание гласных все это требовало от певца полное дыхание и тонкое чувство ритма.
Методики пения, сформировавшиеся в церкви, имеют похожий очерк в оперном звучании: «Медленность темпов, плавность и длительность музыкальных фраз, построенных главным образом, на средних тонах диапазона, пение преимущественно тихогласное редко возвышающееся до велегласного и пения высочайшим голосом, вырабатывало длительное спокойное дыхание[7] Певец в церковном пении приобретал наилучшие вокальные навыки, он мог исполнить репертуар любой слож-
ности, многие могли исполнять репертуар итальянской оперы и спокойно соперничать с итальянскими певцами.
Становление русской вокальной школы
Становление русской вокальной школы, считается школа М. И. Глинки. Он повлиял не только на вокальное искусство, но и на его освоение. Следующая школа искусства, которая оставила свой отпечаток была французская школа, пропагандистом которой в России был А. А. Варламов. Французское искусство пения переживало кризис и в это время был разработан «Метод парижской консерватории» он опирался на итальянское бельканто.
Данный метод сыграл большую и значимую роль в русском вокальном пении. Метод начинается с описания главного механизма голосообразо-вания, описываться процессы работы лобных и челюстных пазух, и носовых в роли резонаторных полостей для верхних нот. Звуковое разнообразие голоса объясняется большим и меньшим расширениям или сужениям голосовой щели[2]
Целью обучения в этой школе была работа над:
• твердой атаки звука;
• сглаженных переходов из одного регистра в другой;
• умения владеть портаменто;
• легкого и грациозного исполнения украшений;
• музыкально верной фразировки[7]
Под пением понимался довольно сложный процесс, требующий много физических и эмоциональных сил. Все потому что певец - это актер, в связи с этим возник такой подход, как воспитание певца. Например, в своей школе Глинка попытался объединить основы музыкального воспитания церкви и советскую школу пения. Для этого он решает написать вокализы, он рекомендует тянуть гаммы на литеру.
Направленность методики Глинки так же разделяет и Варламов. Он обращает внимание на точность интонации, обучение происходит с гаммы, затем тембр.
В русской школе пения задача педагога стоит в том, чтобы научить певца:
- овладению репертуаром и приобретению музыкальных знаний;
- формированию исполнительских навыков, владению техникой игры на инструменте;
- освоению принципов работы над музыкальным произведением;
- освоению навыков чтения нот с листа;
- освоению навыков игры по слуху, транспони-рования[3]
Итальянская школа вокала
В процессе своего становления вокальная ита-„ льянская школа прошла большой исторический § путь, и главной его вершиной стало рождение ¿3 оперной музыки. Динамичность и гибкость мело-^^ дии разнообразных народных песен предугадали N вокальную основу итальянского пения. В Италии ^ широкое распространение получило музыкально -2 сценическое представление - предсказание опе-
ры, так называемые «майские игрища» [4] ■ Здесь вокальные партии солистов строились на простате и умещались в диапазоне разговорной речи.
Что касается песнопений католической церкви, которая так же повлияла на школу итальянской музыки, оно было тихое, унисонное с равномерным ритмом. Чуть позже оно стало дополнять полифонией. С началом эпохи Возрождения в пении стали использовать манеру распева вокальных партий, а позже добавлять различные музыкальные инструменты.
В своей методике воспитания вокалиста, итальянская школа рассматривала пение как рефлекторный процесс. Дыхание считается залогом хорошего пения, как и по сей день. Оно должно быть легкое, свободное и готовое служить певцу в любых обстоятельствах. Не мене важным вопросом является регистровое строение голоса, в то время, как принято считать, певцы использовали грудной регистр с последующим переходом на фальцет.
В трудах итальянских мастеров описываются нужные требования однородного звучания голоса. Упоминая наличия двух регистров, они настаивают на их объединении, утверждая, что без этого невозможно формирование профессионального звучания верхнего участка голоса. Г.Манштейн, в этом случае, рекомендует упражнения для сглаживания регистров, советуя смягчать грудной звук и усиливать медиум. При переходе же к головному звучанию - усиливать медиум и смягчать головной звук[5] Постепенно роль отводилась тренировке технике пения: импульсивные пассажи, сложный рисунок мелодии легкость их исполнения зависела от упорной натренированности голоса. Необходимо заметить, что всеобщее впечатление, будто у итальянских певцов одинаковые голоса, происходит не оттого, что природные голоса похожи друг на друга, а потому, что лучшие представители итальянской школы могут овладевать идентичными певческими механизмами.
Китайская школа пения
Китай - это пример культуры, эта нация с древних времен подходила к музыке осознанно. Для жителей Китая музыка служит духовной и практической ценностью нации. На раннем этапе развития Китая зарождается обрядовое искусство, которое для придворного и храмового церемониала, становится главным элементом. Очень разнообразно было показано песенное творчество. Песни представляли собой одноголосые с элементами гетерофонии. Характерная черта исполнения - это преобладание высоких звуков и фальцетов, горловой манеры пения. Чуть позже появилось пение без инструментального сопровождения. Среди новых требований стало особое отношение певца к дикции.
Вокальное искусство получает очень бурное развитие. Формируются четкие требования к дыханию, тембру голоса, выражению эмоций и дикции. Дуань Аньцз в работе «Бэй Тан Шу Чао» настоятельно просит использовать дыхание через область тела, которая содержит в себе мышцы и внутренние органы нижней части живота. Подроб-
но описывается необходимые качества голоса, а также недостатки в пение и их причины появления. Помимо звуковых аспектов внимание уделяется эмоциональному поведению [6]
Говоря о традиции пения, которое сложилось к моменту формирования жанра китайской оперы, оно заметно отличается от русской и итальянской школы. То, что для китайского певца считается нормой (резкость, грубость и раскатистость звучания) для остальных музыкальных школ это не приемлемо. Напряженный, высокий, исполненный с помощью горловых и головных резонаторов звук пекинских оперных артистов является своего рода семантическим знаком - переход на пение происходит в самые напряженные моменты действия, подчеркивая эмоциональную значимость происхо-дящего[1] Завершая разбор китайского пения хочется подчеркнуть его синкретический характер
Сравнение вокальных школ России, Италии и Китая
Изучив три разные школы пения, можно сказать, что общие составляющие русской, китайской и итальянской школы - это звучание, тембр, развитие голосовых регистров и дыхание. В итальянской школе был развит первобытный инструментальный метод развития голоса, по всему диапазону. Тем времнем в русской школе от певца требовали упорный труд над техникой своего голоса, над эмоциями и чувствами. Существенное отличие итальянской школы от русской еще в том, что итальянцы готовят звезд в частных академиях, а не в консерваториях. Так как голос для итальянцев -это штучный товар, который требует заботы и каждодневного внимания. Но не смотря на различия этих школ, итальянская школа повлияла на формирования русской школы пения. А корни ее идут с церковного пения.
В русской и итальянской школе разнообразие звуков голоса приписывается только большему или меньшему расширению, или сужению гортани.
Что касается китайской школы пения, это довольно сложный духовный процесс, на ровне с философией и наукой. В их школе больше всего заимствованно из традиционного театрально -вокального искусства. Пение опиралось в основном на естественный голос, певцы стремились добиться своим пение мягкого и ясного звука при небольшом диапазоне, когда русская и итальянская школа приветствовала широко развитый диапазон. Исполнение композиции в китайской школы и учение связаны со спецификой произношения их языка и его фонетикой.
Но не смотря на старое развитие школы, на сегодняшний день в Китае все еще идет формирование актуальной школы пения. В настоящее же время акцент
делается на сферу исполнительского искусства и вокальной педагогики.
Все потому что это усиливает процесс автоно-мизации ранее синкретичных составляющих вокальной культуры Китая в целом и способствует относительно независимому их дальнейшему развитию.
Выводы
Формирование национальной школы пения переживают в тот или иной период все различные народы. Но Китай подходит к этому делу со стороны сохранения национальных азов. С этого момента стало ясно, что стилистика китайского пения обнаруживает новые неожиданные ресурсы вокального искусства, которые уже не воспринимаются как экзотические, но свидетельствуют о качественных сторонах некоего нового пространства в области мировой вокальной культуры. Тем временем в России и Европе формирование национальных школ пения происходило на основе творчества композитора.
Не смотря на различия и схожесть техники обучения вокалистов, самое главное это чувство ритма, эмоций и голоса. Зритель - это самый неподкупный критик, если певец донес свои чувства и эмоции, если он убелил слушателя в том, о чем певец повествует, тогда его техника пения можно считать безупречной.
Литература
1. А. В. Данилова. Философия музыки - философия человека: Россия - Китай // [Электронный ресурс]. -
http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/5725/1/01609. pdf
2 И. А. Хрулева. Бернардо Менгоцци и метод пения парижской консерватории // [Электронный ресурс]. - https://elibrary.ru/item.asp?id=26534989
3 Л. Б. Дмитриев. Русская школа пения и советское вокальное искусство // [Электронный ресурс]. - http://krispen.ru/knigi/dmitriev_l_01.pdf
4 Р. Ромен. Музыканты прошлых дней искусство // [Электронный ресурс]. -http://az.lib.rU/r/rollan_r/text_1908_muzykanty_proshly h_dney.shtml
5. Зарубежные вокальные школы // http://geum.ru/next/art-88589.php
6 . Лю Сюй Старая история династии Тан // http://www.abirus.ru/content/564/623/626/14338/1474 3/14748/14749.html
7 . Проблемы методики постановки голоса в русской вокальной школе: историко-теоретический анализ // https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625a2 ad68a5d43a88521306c26 0.html
The difference between Chinese national singing and Russian
and Italian vocal school Xu Qian
Petrozavodsk State Conservatory named A.k. Glazunov This article explores the distinctive features of the vocal art of China, Russia and Italy. It should be noted that while preserving national roots, the style of modern Chinese singing discovers new unexpected resources of vocal art. Therefore, the subject of this study is the musical features of Chinese national singing, and the object of the study is the music of Russian, Italian and Chinese schools.
Special attention is paid to the national history of culture. The paper uses a method of comparison, compared methods of teaching singing, singing techniques of national music schools in Russia, Italy and China.
The main findings of the study are highlighted in processes of mutual influence of singing schools in different countries at different levels concerning the specifics of technique, the methods of teaching singing, and historical and cultural of processors, the novelty of the study is a comprehensive analysis of the peculiarities of the national schools of singing with a deep knowledge of a specific Chinese schools. The main contribution of the author in the study of the topic was the description of the features of the formation of the actual school of singing in China.
Key words: Russian Vocal school, Italian Vocal school, singing techniques, Chinese Vocal school, Methodology, French school, Moscow school, Mikhail Ivanovich Glinka, Church singing, A. A. Varlamov
References
1 A.V. Danilova. Philosophy of music - the philosophy of man:
Russia - China // [Electronic resource]. -http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/5725/1/01609.pdf
2 I. A. Khrulev. Bernardo Mengozzi and the method of singing the
Paris Conservatory // [Electronic resource]. -https://elibrary.ru/item.asp?id=26534989
3 LB Dmitriev. Russian school of singing and Soviet vocal art //
[Electronic resource]. - http://krispen.ru/knigi/dmitriev_l_01.pdf
4 R. Romain. Musicians of the past days art // [Electronic resource].
http://az.lib.ru/r/rollan_r/text_1908_muzykanty_proshlyh_dney.s html
5. Foreign vocal schools // http://geum.ru/next/art-88589.php
6. Liu Xu An old history of the Tang dynasty // http://www.abirus.ru/content/564/623/626/14338/14743/14748/1474
9.html
7. Problems of the methodology of voice production in the Russian
vocal school: historical and theoretical analysis // https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/2c0a65625a2ad68a5d4 3a88521306c26 0.html
00
0
C4
N
01