Научная статья на тему 'Открытые мероприятия как инструмент маркетинговых исследований рынка учебной литературы для вузов'

Открытые мероприятия как инструмент маркетинговых исследований рынка учебной литературы для вузов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Открытые мероприятия как инструмент маркетинговых исследований рынка учебной литературы для вузов»

Открытые мероприятия как инструмент маркетинговых исследований рынка учебной литературы для вузов

А.Н. Якушев,

аспирант кафедры издательского дела и редактирования

В связи с возрастающей конкуренцией в сфере учебного книгоиздания для высшего профессионального образования, издательствам, специализирующимся на выпуске соответствующей литературы, становится все сложнее существовать и развиваться на книжном рынке страны. В связи с этим обращают на себя внимание открытые мероприятия, в первую очередь книжные выставки, ярмарки и конкурсы, позволяющие издателю провести целый ряд маркетинговых исследований, таких как анализ репертуарных и ассортиментных стратегий конкурентов, ценовой политики, последних эдиционных и технологических тенденций в современном книгоиздании для сферы высшего образования, а также решить ряд коммуникативных задач, таких как поиск дистрибьюторов и агентов по сбыту. Однако первичный анализ открытых мероприятий, проводимых в России, показал, что специализированных книжных ярмарок-выставок, посвященных учебной книге, явно недостаточно, а ярмарки-выставки, специализирующиеся именно на учебной книге для вузов, сегодня отсутствуют в принципе. Поэтому изучение деятельности российских учебных издательств в контексте открытых мероприятий, а также самих этих мероприятий, разработка рекомендаций издателям по участию в них является целесообразным и актуальным.

Исследованию специализированных книжных выставок и ярмарок уделяли внимание несколько российских исследователей. Так,

например, в диссертации «Книжные выставки-ярмарки в системе кни-гораспространения» (2002) Н.Ф. Овсянников раскрывает вопросы приоритетности книжных выставок и ярмарок как инструмента реализации книжной продукции. В диссертации Б.П. Чернова «Образовательные выставки как интегральный феномен» (2009) исследуется выставочная активность образовательных учреждений в целом. В соавторстве Н.Ф. Овсянникова и В.К. Солоненко была подготовлена монография «Развитие книгоиздания в контексте ярмарочной деятельности: к 30-летию Московской международной книжной выставки-ярмарки» (2008), в которой авторы проследили становление и развитие всего ярмарочного движения (без привязки к сфере учебного книгоиздания для высшей школы). Таким образом, можно сделать вывод, что деятельность издательств, специализирующихся на выпуске учебной литературы для высшей школы, в контексте открытых мероприятий изучена крайне слабо и нуждается в проведении самостоятельного научного исследования.

Диверсифицированное высшее образование становится все более многовариантным и многообразным в связи с возникновением новых информационно-образовательных сред, открытием в вузах новых непрофильных направлений и специализаций, заменой концентрированных форм организации обучения в течение ограниченного периода жизни человека на нелинейные (асинхронные формы, позволяющие реализовать на практике концепцию образования в течение всей жизни). Интеграция российской высшей школы в европейское образовательное пространство, переход на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения - актуализируют потребность в решении комплекса новых проблем, связанных с появлением новой типологической модели репертуара современного научно-методического обеспечения учебного процесса в высшей школе. Помочь издателям ориентироваться в ситуации, которая складывается в процессе постоянных перемен в высшей школе, способны лишь мероприятия открытого типа, создающие информационное поле для всех участников издательского и образовательного процесса: книжные выставки, образовательные форумы с привлечением издательских структур, фестивали, премии, конкурсы издательских и авторских проектов и др.

Ярмарка - ежегодно повторяющаяся распродажа товаров, иногда с ограничениями на определенный сезон, товар (в нашем случае книжная продукция) или тематику (например, православные книжные ярмарки). «Ярмарки стали результатом разделения труда, необходимости продавать/обменивать излишки производства, а также человеческой потребности в общественном взаимодействии. <...> В эпоху индустриализации международная торговля стала основой нового индустриального мира. Ярмарки стали главным средством, с помощью которого страна демонстрировала свои товары и услуги расширяющимся

рынкам сбыта - и региональным, и национальным, и международным. Организаторы этих временных рынков, известных как ярмарки, заимствовали из истории принцип определенного места в определенное время года, чтобы показать определенную отрасль промышленности» [1, с. 24].

Справочные издания по маркетингу трактуют ярмарку как одно из организационных мероприятий по продвижению продукта на рынок, в котором демонстрация товара соединяется со сбытом; как специфическую форму стимулирования продаж (в первую очередь новых товаров); как форму организации оптовой торговли. Кроме того, они отмечают, что ярмарка имеет очень много общего с выставкой, но в отличие от последней носит более утилитарный характер и преследует следующие цели: укрепление высокой репутации товара; демонстрация изделия в действии; определение возможного спроса; сравнение продукции с изделиями конкурентов; поиск новых дилеров, клиентов, завязывание новых контактов; заключение сделок [см., напр.: 2; 3].

Выставка - публичная демонстрация достижений в области экономики, науки, техники, культуры, искусства и других областях общественной жизни. Понятие может обозначать как само мероприятие, так и место проведения этого мероприятия. Однако «в современной выставочной индустрии пространственные и временные характеристики выставки размываются. Усложнение выставочного продукта, его интеграция с другими информационными технологиями, до- и после-выставочная маркетинговая работа выставочных операторов с клиентами приводят к тому, что понятие выставки замещается понятием интегрированной маркетинговой коммуникации, где собственно экспозиция является лишь частью» [1, с. 17], поэтому мы считаем вполне допустимым пользоваться терминами «выставка-ярмарка», «выставочно-ярма-рочное мероприятие». Под «выставочно-ярмарочным» мероприятием мы понимаем комплекс мероприятий, носящих рыночный, коммерческий характер, и позволяющих экспоненту использовать все маркетинговые инструменты в процессе презентации результатов своей хозяйственной деятельности [4, с. 38].

Фестиваль - массовое празднество, показ (смотр) достижений искусства. От выставки отличается более праздничным, «балаганным» настроем. Термин не пользуется большой популярностью.

Салон - в первоначальном значении: помещение для выставок, а также магазин художественных изделий. Во время проведения салона как открытого мероприятия представляются преимущественно произведения современного, новаторского искусства.

Форум - место массового общения, где каждый волен высказывать свои мысли или несогласие с мнением другого. Форум как открытое мероприятие - понятие весьма расплывчатое. Применительно к нашей теме можно выделить официально организованные дискуссии среди профессионалов книжного дела.

Российский образовательный форум - ведущее российское открытое мероприятие в сфере учебного книгоиздания, объединяющее на одной площадке руководителей и педагогов учебных заведений всех уровней, специалистов, задействованных в разработке и продвижении учебной техники, издателей и авторов учебной и методической литературы. Участвуют свыше 200 компаний, среди которых учебные издательства, разработчики и производители учебной техники, современного учебного оборудования, систем безопасности, информационных систем, программных продуктов, систем дистанционного обучения и т. д. Ежегодно форум посещают свыше 7000 специалистов из Москвы и регионов России - директора школ, руководители вузов и дошкольных образовательных учреждений, специалисты государственных структур, региональных и федеральных органов образования.

Необходимо отметить, что в последние годы в высшем образовании происходит переосмысление когнитологической парадигмы. Все более популярным становится компетентность^ подход. При этом он постепенно превращается в общественно значимое явление, которое претендует на роль концептуальной основы образовательной политики, что непосредственно должно быть отражено в новой типологической модели инновационной учебной книги для вузов. Поэтому на современном этапе становится актуальным продолжение исследований по разработке теории учебной книги для высшей школы с позиции когнитивного подхода, когда книга рассматривается как средство аккумулирования и распространения знаний в целях развития нового информационно-образовательного пространства.

Книжные выставки, на которых ведущие издательства, выпускающие литературу для сферы высшего образования, представляют свои новинки, наглядно демонстрируют расширение как типологической модели всего издательского репертуара в целом, так и появление моделей новых видов учебных изданий, таких как рабочие тетради, кейсы, компендиумы, комплекты, комплексы, модули и др.

В заключение нужно сказать, что сегодня на рынке отсутствуют специализированные книжные выставки учебной книги для вузов, а ассортимент книжных магазинов оставляет желать лучшего, и поэтому открытые мероприятия являются исключительно важным маркетинговым инструментом изучения современного рынка учебной книги, особенно его качественных характеристик, как для издателя, так и для книготорговца.

Библиографический список

1. Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации : учеб. пособие для программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации / Н.В. Александрова, И.К. Филоненко. - М., 2006. - 382 с.

2. Голубков Е.П. Маркетинг : словарь-справочник / Е.П. Голубков. - М., 2000.

3. Маркетинг : словарь / Г.Л. Азоев, П.С. Завьялов, Л.Ш. Лозовский и др. - М., 2000.

4. РоматЕ.В. Реклама / Е.В. Ромат. - СПб., 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.