Научная статья на тему 'Открытость, доступность и эффективность защиты прав и свобод правосудием области'

Открытость, доступность и эффективность защиты прав и свобод правосудием области Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
438
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / СУДОУСТРОЙСТВО / СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА / COURT REFORM / COURT PRACTICE / COURT ORGANIZATION / COURT PROTECTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назаров Валентин Васильевич

В статье проанализированы результаты деятельности Тамбовского областного суда в 2010 г., наиболее актуальные проблемы современного судопроизводства, в т. ч. в рамках гражданского, административного, уголовного законодательства, намечены перспективы развития судебной реформы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPENNESS, AVAILABILITY AND EFFECTIVENESS OF RIGHTS AND FREEDOMS PROTECTION BY REGIONAL JUSTICE

The article analyzes the results of Tambov regional court activity in 2010, most actual problems of law-making including civil, administrative and criminal legislation; the perspectives of development of court reform are made.

Текст научной работы на тему «Открытость, доступность и эффективность защиты прав и свобод правосудием области»

УДК 342.7

ОТКРЫТОСТЬ, ДОСТУПНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ПРАВОСУДИЕМ ОБЛАСТИ

© Валентин Васильевич НАЗАРОВ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат юридических наук, профессор, зав. кафедрой гражданского права и процесса, e-mail: ruslanlaw@mail.ru

В статье проанализированы результаты деятельности Тамбовского областного суда в 2010 г., наиболее актуальные проблемы современного судопроизводства, в т. ч. в рамках гражданского, административного, уголовного законодательства, намечены перспективы развития судебной реформы. Ключевые слова: судебная реформа, судебная практика, судоустройство, судебная защита.

Существующие пути и средства отправления правосудия, безусловно, являются одним из главных показателей благополучия общества. На это постоянно обращает внимание Президент РФ Д. А. Медведев.

Судебной реформе в Российской Федерации, проводимой с этой целью, 20 лет, в течение которых в основном сформирована нормативная база о судебной системе и судопроизводстве. На основе Конституции РФ приняты Федеральные конституционные законы от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской Федерации» и «О Конституционном суде Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», «О военных судах в Российской Федерации». Приняты процессуальные кодексы, усилив принципы состязательности, предполагающие активность сторон в более демократической системе правосудия. С 1 июля 2002 г. действует Кодекс РФ об административных правонарушениях. Внесены изменения в ФЗ «О статусе судей» по совершенствованию отбора кадров на конкурсной прозрачной основе и уточнением их статуса. Что очень важно, получил закрепление и развитие институт мировых судей, потенциал которого находится еще в стадии раскрытия.

Сегодня решается основная задача повышения эффективности правосудия, всей реформы, связанная с обеспечением его реальной доступности для граждан, оперативностью, отработкой разумности сроков судебной защиты. На каждом этапе реформы решались новые задачи с учетом мировых стандартов, развития информационных технологий в доступности, открытости, прозрачности, обеспечении доверия населения в

процессе обеспечения в защиту человека, независимости судей, исполняемости их решений, т. е. того, что повышает эффективность правосудия.

Государством, обществом прилагаются серьезные усилия для того, чтобы суд приобрел надлежащее место в системе ценностей. Главная задача, по мнению Президента РФ, сделать так, чтобы суд был максимально независим от властей и в то же время абсолютно зависим от общества. Законодательная база о судоустройстве, судопроизводстве и по другим важнейшим направлениям не просто обновляется, меняется, она расширяется с учетом пакета законов.

Приоритетные информационные технологии, правовые механизмы повышения гарантии защиты и ответственности судей, системы повышения профессиональной, нравственной составляющей в условиях растущей доступности и востребованности федерального и мирового правосудия конкретизированы на законодательном уровне.

Особого внимания в настоящее время требуют:

- реформирование не только всего судоустройства в России, но и более гарантийного судопроизводства с введением апелляционных инстанций по уголовным и гражданским делам, с использованием европейских стандартов;

- новые механизмы открытости и доступности к информации о деятельности судов, судей, возможность контроля за их деятельностью гарантированных федеральным законом, вступившим в силу в истекшем году;

- организационно-правовое формирование дисциплинарного судебного присутст-

вия, антикоррупционной системы, связанной с судами, повышением их ответственности и роли в эффективной защите демократии, прав и свобод граждан, прежде всего от коррупции;

- законодательное введение ответственности государства в целях соблюдения разумных сроков рассмотрения дел и исполнения судебных решений с взысканием компенсации за их нарушение;

- внедрение организационно-правовых мер по дальнейшей оптимизации судебной нагрузки с использованием новейших электронных средств, в разработке которых Администрация Президента РФ принимает непосредственное участие;

- расширение взаимодействия с использованием возможностей проведения совместных Пленумов Верховного суда и Высшего Арбитражного суда РФ, своевременное использование практики Конституционного суда РФ, Европейского суда по правам человека;

- совершенствование правовых мер борьбы с экстремизмом, терроризмом, наркопреступлениями, другими формами организованной преступности;

- либерализация уголовного законодательства и ряд других мер;

- изменения в законодательстве о мировых судьях в целях снижения их нагрузки и повышения доступности.

Эти цели, способы, результаты, современные критерии их оценки приняты сегодня за основу подведения итогов работы правосудия в области за 2010 г., учитывая принятие нового Конституционного закона о судах общей юрисдикции в РФ, законов о полиции,

о следственном комитете, внесенные изменения в уголовное, гражданское, административное, материальное и процессуальное законодательство, а также доступность информации о деятельности судов и судей. Гражданам впервые в истории российской государственности предоставляется возможность фактически полностью знать и видеть, как осуществляется правосудие.

Обращаемость за судебной защитой. Растет количество обращений за судебной защитой в суды общей юрисдикции. По данным Верховного суда РФ, число всех категорий дел, рассмотренных в 2010 г., превысило 20 млн (17 млн в 2009 г.). Из них более

14 млн гражданских дел (10 млн - в 2009 г.), 5 млн 300 тыс. дел об административных правонарушениях, 1 млн 140 тыс. уголовных дел, 2 млн 800 тыс. материалов судебного контроля за работой правоохранительных органов.

Характер и динамика обращений в суды за правовой защитой, эффективность мер определялись во взаимосвязи растущей конфликтности, бескомпромиссности с действенными мерами социально-экономического развития в условиях продолжившихся, хотя и в меньшей степени, кризисных процессов, что определяло степень растущего доверия к власти в динамике роста социальной поддержки населения и с помощью судебной защиты.

В названных условиях конфликтности, продолжающегося роста судебной нагрузки, качество работы остается высоким при таком же уровне удовлетворяемости заявленных требований по большинству рассмотренных дел. Результаты системно сопровождались практическим проявлением разумности, ускорением сроков принятия и исполнения судебных решений, характеризующих степень эффективности правосудия, социальных механизмов области, с учетом евростандартов. Этот процесс объединяет как федеральных, так и мировых судей, все стадии судопроизводства до конечного результата.

Приобретенный опыт, обсуждение целей, средств и результатов защиты правосудием законных прав и интересов в ясных, понятных, открытых для граждан процедурах сегодня вселяют надежду, что, несмотря на трудности и недостатки, судебная система будет, развиваясь, укрепляться впредь ради главнейшей цели - эффективной защиты прав и свобод человека и гражданина.

Гражданские, административные дела. Большинство гражданских, административных споров каждый шестой-седьмой житель области связывает с защитой, прежде всего, социальных прав, свобод, интересов, собственности, жилищно-коммунальных отношений, тарифами за оказываемые услуги, прав потребителя, участием в семейных, трудовых, пенсионных правоотношениях. Очевидно, что правовой опыт, уроки правозащиты в суде, ее эффективность, уровень правовой культуры, системно и непосредственно связаны с названной категорией дел, о чем

может свидетельствовать проведенный ниже анализ судебной практики, своевременное использование результатов которого способно и более результативно уменьшать конфликтность и непримиримость граждан.

Всего суды в 2010 г. рассмотрели 11825 гражданских дел, что на 2856 (2,4 %) больше аналогичного периода 2009 г. Тенденция роста дел по сравнению с 2007 г. более 40 %. Сбалансировано правосудие в федеральных и мировых судах, хотя динамика несколько меняется. В федеральные поступило 36077 дел, а к мировым 83718. В процентах - это, соответственно, 30,1 и 69,7 %, с некоторым ростом в федеральных судах.

С учетом приобретаемых гражданами навыков в правовых конфликтах, преобладает с некоторым ростом дела искового, более сложного судопроизводства. В этом процессе есть, на наш взгляд, достаточно оснований для повышения законодателем цены иска, и государственной пошлины для обращения в суд по делам имущественного характера.

Их оказалось 115269, т. е. больше на 2827 (2,5 %), чем в 2009 г., а по отношению к

2008 г. - на 18 %.

Если количество трудовых споров, в т. ч. связанных с размерами оплаты труда, задолженностью по заработной плате, сокращением служащих, разного рода злоупотреблениями, благодаря совместным системным усилиям властей, доступности юридической помощи, активности прокуратуры продолжает уменьшаться (с 8401 до 7807 дел), то рассмотренных с использованием судебных процедур налоговых обращений (конфликтов) о взыскании налогов и сборов продолжает расти с 58886 до 60293 дел, а по сравнению с 2008 г. - на 7,5 %. Этот процесс довольно стойкий с 2007 г.

Судебная практика свидетельствует о все более усложняющемся пенсионном законодательстве и его применении, о множестве спорных вопросов в связи с его недавним изменением, особенно в применении с 1 января 2010 г. Споры в судах затронули интересы 6547 граждан, против 5588 в 2009 г.

Четвертый год в Российской Федерации растет число конфликтов по оплате жилищно-коммунальных услуг (1 млн 800 тыс.). Подобная динамика и в области (в 2008 г. -4806 дел, в 2009 г. - 5588, в 2010 г. - 6214). Они связаны с завышением тарифов, отказа-

ми от поставки коммунальных услуг, задолженностями по поставкам энергоресурсов. По многим вопросам есть разъяснения Верховного суда РФ, гражданин должен платить только за качественные и реальные услуги. Суды обоснованно защищают граждан, если у них нет долгов за коммунальные услуги. Причины конфликтов выясняются по каждому делу.

Реализация национальных проектов способствует улучшению демографических процессов, отмечается рост рождаемости, продолжительности жизни. Однако семейных дел в судах было более 6 тыс.: о расторжении брака 4222, против 4297 в предыдущем году;

0 взыскании алиментов на содержание детей 2327, против 2393.

По Российской Федерации рассмотрено

1 млн 665 тыс. семейно-брачных дел, впервые за пять лет наблюдается их снижение, наметился этот процесс и в области. Почти все требования судами удовлетворены, более 70 % родителей, расторгавших браки, имели детей. За последние шесть лет более 3400 родителей в области лишены родительских прав, темпы сокращения их количества несколько замедлились, хотя в целом по России отмечается рост. Как считается, именно эти дети чаще входят в группу «риска конфликта с законом» по причинам бедности, беспризорности, отсутствия возможностей для получения образования и занятости, миграции, немедицинского употребления наркотиков, давления сверстников, отсутствия контроля со стороны взрослых, насилия, жестокого обращения. Здесь очень эффективны меры, стимулирующие опеку, своевременное усыновление, социальную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, развитие ювенальной специализации в судах. Количество родителей, злостно уклоняющихся от уплаты алиментов, растет.

Судебная, и не только, защита прав детей должна стать более результативной. Наиболее острые проблемы обозначились в том, где жить ребенку, пока разведенные родители спорят об этом, какие обязанности несет тот, кто лишает его общения с отдельно проживающим родителем. Самая правильная позиция здесь - позиция детей, защита их прав.

Суд должен своевременно решать вопрос о месте жительства детей, порядке осу-

ществления родительских прав, предупреждая и пресекая возможные злоупотребления родительскими правами, своевременны и предлагаемые законодателю меры административной ответственности родителей за нарушение прав и интересов детей. Семейными отношениями занимаются в Государственной Думе, в первом полугодии 2011 г. судебная практика была рассмотрена Пленумом Верховного суда РФ с вынесением 1 февраля 2011 г. Постановления «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних».

Особое внимание уделяется вопросам усыновления детей. В 20-ти тысячах рассмотренных в России дел почти все обращения удовлетворены, каждый 5-й ребенок обрел новую семью за границей. Тамбовским областным судом первой инстанции рассмотрено 15 таких дел с удовлетворением всех обращений. При этом тщательно исследуются причины невозможности усыновления детей российскими семьями, сроки, место, характер общений с будущими родителями.

Продолжился рост споров о приватизации недвижимости (жилья). Из 10088 жилищных дел только с приватизацией связано 1759, в сравнении с 2008 г. их количество увеличилось более чем в 5 раз, необходим постоянный, досудебный, ведомственный анализ с пользой для уменьшения конфликтности.

В количестве наследственных дел четвертый год тоже продолжается рост с 2067 до 2544. Немалые ожидания связываются с реформированием нотариата в упорядочении этих отношений с широкими полномочиями.

Почти в три раза увеличилось количество дел, связанных с социальными гарантиями (с 313 до 868), на прежнем уровне - количество обращений от военнослужащих, сотрудников МВД, таможенных, иных государственных органов. Количество исков от граждан, подвергшихся воздействию радиации на Чернобыльской АЭС, увеличилось в 5 раз (с 103 до 583 дел). Столь значительное увеличение дел связано с обращениями к Военному комиссариату о взыскании инфляционных убытков в связи с задержкой в выплате ежемесячных сумм о возмещении вреда здоровью, а также по индексации сумм,

взысканных решениями суда по компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью.

Второй год меньше граждан обращаются в суды за защитой права на землю (с 1317 до 1261). Однако увеличение кассационных жалоб по этой категории дел почти в три раза связано с упорядочиванием в вопросах пользования землями сельскохозяйственного назначения, усложнением законодательства. По этой причине каждое третье решение суда кассационной инстанцией было отменено. Следует постоянно анализировать допускаемые нарушения законодательства, систематизировать их и устранять под контролем председателей судов.

Почти в три раза возросла активность граждан в спорах, вытекающих из публичноправовых отношений. По РФ рост на 60 %. В основном это дела по жалобам на неправомерные действия (бездействия) должностных лиц органов государственной власти, местного самоуправления (777 дел). Более 50 % заявленных требований судами удовлетворены. Следует постоянно анализировать эти дела, систематизируя решения, обстоятельства, способствующие нарушениям законодательства, коррупции, выносить их на открытое публичное обсуждение, чтобы не упускать возможности профилактики в спорах с властью.

Оптимизации сроков защиты прав в судах, особенно мировыми судьями, способствует окрепшая в области и нарастающая тенденция рассмотрения дел с выдачей не публикуемых судебных приказов (по сравнению с 2007 г. рост составил более 50 % и насчитывает 70147 дел). Упрощенные, ускоренные способы судебных разбирательств развиваются и с использованием электронных средств, что нашло свое законодательное закрепление и более интенсивное применение в арбитражном процессе. Опыт востребован и судами общей юрисдикции.

Вопросам устранения причин неразумных сроков рассмотрения дел и исполнения судебных решений по гражданским делам уделяется повышенное внимание. Несмотря на общую тенденцию увеличения количества дел, сроки их рассмотрения сократились с 4,6 % в 2007 г. до 1,8 % в 2009 г. и до 1,2 % в 2010 г. В основе работы должно быть три Постановления Пленума Верховного суда РФ

о сроках по делам об административных правонарушениях и гражданским делам, о подготовке гражданских дел к судебному разбирательству и о применении ГПК РФ, регулирующих производство в суде кассационной инстанции. Эти постановления были предметом детального изучения на семинарах федеральных и мировых судей, не следует ослаблять контроль во всех стадиях гражданского судопроизводства.

Необходима процессуальная и постоянная реакция судейского сообщества на причины и факты длительного производства судебных экспертиз с учетом возможностей Министерства юстиции РФ. В настоящее время Верховным судом РФ по результатам анализа положения дел готовится информация по этому вопросу Президенту РФ. В связи с нарушением сроков рассмотрения дел ряд судей привлечены к дисциплинарной ответственности, вплоть до прекращения полномочий. Грубые и систематические нарушения разумных сроков, волокита при рассмотрении дел причиняют ущерб авторитету судебной власти, не имеют никакого отношения к понятию «разумного срока», с учетом особенностей конкретного дела, тщательному его рассмотрению.

Эффективности контроля разумных сроков рассмотрения дел способствует исполнение ФЗ от 30 апреля 2010 г. «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или право на исполнение судебных решений в разумный срок». В целях реализации рекомендаций Евросуда по правам человека и решений Конституционного суда РФ принят и ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» в связи с принятием вышеназванного закона о компенсации за № 69-ФЗ. С начала действия этих законов в областной суд поступило 14 заявлений, однако 13 из них возвращено заявителям в порядке ст. 244 ГПК РФ, в связи с отсутствием финансовых обязательств государства перед заявителем, нераспространением действия закона на период, связанный с его принятием. Верховный суд РФ, проверив решения суда первой инстанции по названному вопросу, признал их законными и обоснованными. Эти вопросы постоянно находятся в центре внимания СМИ. Но это лишь первый шаг к «разумным срокам».

В ближайшее время на Пленуме Верховного суда РФ готовится к рассмотрению вопрос о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме. Известно, что в марте т. г. завершился единый день голосования в областную Думу, последуют выборы в органы законодательной власти РФ, а в 2012 г. состоятся выборы Президента РФ. Это волнует всех участников избирательного процесса, в котором роль судебной защиты прав в связи с организацией выборов, разного рода ограничениями, требованиями к кандидатам, процедурам выдвижения и регистрации существенно возрастает. Сложившиеся формы обмена информацией, обсуждений, круглых столов по вопросам правоприменения с участием СМИ достаточно результативны.

Состоялись совместные Пленумы Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ, посвященные защите прав собственности, на компенсацию за нарушения разумных сроков рассмотрения дел и исполнения судебных решений, что также дает положительные результаты уже в правоприменении.

Люди активнее используют в защите прав все стадии судопроизводства. Об этом свидетельствует увеличение количества дел, поступивших в кассационную инстанцию, начиная с 2005 г. За пять лет рост составил более 44 %, а за два последних года - 27,6 %, более всего за защитой обращаются пенсионеры (почти по 500 решений ежегодно по искам физических лиц к Пенсионному фонду). От общего количества обжалованных решений к нему - это почти пятая часть.

Однако, чаще используя возможности пересмотра судебных решений в кассационной инстанции областного суда, меньше обращаются в надзорную инстанцию. Это предсказуемо и связано уже с появившимися возможностями реального использования элементов апелляционного производства, совершенствованием процессуальных гарантий с ведением протоколирования даже в кассационной инстанции, эффективнее контролирующих законность, обоснованность решений. Хотя ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» принят Государственной Думой 26 ноября, одобрен Советом Федерации 1 декабря 2010 г., а вступает в силу

1 января 2012 г., отдельные функции апелля-

ционной инстанции кассационная коллегия уже выполняет с марта т. г. более активно по разумным срокам, что реально свидетельствует о развитии одного из приоритетных направлений реформирования. Цель заключается в том, чтобы постоянно все меньше дел возвращалось в первую инстанцию, что означает уже системную оптимизацию судебной нагрузки, разумных сроков и качества рассмотрения дел.

Кассационная инстанция, к которой перейдут многие функции надзорной, уже выносит и новые судебные решения. По Российской Федерации их более 20 %, а самим Верховным судом РФ более 50 %. Этот процесс свидетельствует о целой системе законодательных мер, в которую входит и принятие в текущем году, впервые в истории страны, долгожданного ФЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», который закрепил порядок формирования и компетенцию судов различного уровня, полномочия судей, руководителей, судебных инстанций. Особое место уделено апелляционному и реформируемому кассационному производству, их специфике не только в областных, краевых, Верховных судах в субъектах РФ, но и Верховном суде РФ.

Потребуются дополнительные расходы из казны. Упразднится надзор в областных судах, он останется только в Президиуме Верховного суда РФ по фундаментальным принципам правосудия.

У судей появится больше возможностей изучить фактическую сторону вопроса и принять обоснованное решение, не возвращая дела, повышается объем процессуальных гарантий. Со временем, возможно, появятся отдельные апелляционные суды. Но сегодня ясно, что доступность, открытость, новые технологии, публикация решений в Интернете уже делают транспарентной работу суда, судьи, что влияет на уменьшение конфликтности и поиск компромисса в обществе.

Выделены дополнительные штаты судей и работников аппарата. Используются решения Конституционного суда, практика Европейского суда по правам человека, реализуются международное и российское законодательства для противодействия коррупции в гражданских правоотношениях. Результативность мер следует постоянно анализировать и

корректировать с учетом изменений в законодательстве и практике его применения.

Активнее внедряются и электронные технологии. Приближается реальная возможность рассудить в прямом эфире. Пока беспрецедентные процессы прошли в ряде арбитражных судов. Суть их в том, что впервые участники процесса находились одновременно в нескольких регионах страны. В деле они участвовали по видеосвязи. Не исключено, что итогом такого процесса может стать прецедент с заключением сторонами медиативного соглашения, т. е. с примирением по особой процедуре. Первыми внедрять эти системы начали суды общей юрисдикции Челябинского региона, наш областной суд тоже связан с местным СИЗО, Верховным судом РФ. В ближайшее время расширится и практика приема исков арбитражными судами через Интернет. Стороны по SMS или электронной почте уведомляются о движении дела. Это, безусловно, ускорит правосудие и сделает его более открытым и доступным. Однако тревогу вызывает участие в апелляции без выезда в областной суд. Необходимо определить базовые суды с оборудованной видеоконференцсвязью для граждан. Это потребует и меньшей затраты, облегчит реализацию прав гражданами.

Дела об административных правонарушениях. Сфера судебной защиты, а следовательно, и нагрузки судей по административным делам, занимает наибольший удельный вес, этому процессу соответствует законодательная тенденция к ее расширению, в т. ч. и за счет декриминализации уголовного законодательства, введения новых составов.

5 млн 300 дел в целом по стране отражают процесс сокращения судебных дел на 6 %, в области более чем на 50 %. Динамику стабильных сокращений здесь характеризует и то, что судами прекращено 6,5 % против 8,3 %. Абсолютное большинство из них прекращено мировыми судьями, что составляет

95,4 %. Однако это мало отражается в снижении непомерной их загруженности, затрудняет наметившийся в истекшем году положительный процесс открытости и доступности мирового правосудия, что постоянно анализируется на конференциях и в СМИ.

Основанием для проверки вступивших в силу судебных решений президиумом областного суда, как и Верховного суда РФ, ста-

новятся лишь фундаментальные, существенные правовые нарушения, защита публичных интересов, когда иные способы обжалования исчерпаны. Каждая вторая жалоба рассматривалась надзорной инстанцией с истребованием дела, что почти на четверть меньше

2009 г., а количество вынесенных на президиум почти в два раза. В основном это дела, рассмотренные районными судами, и лишь шестая часть - мировыми судьями. Этот процесс все более соответствует и требованиям Европейского суда по правам человека.

Запредельные, в крупных участках более нескольких сотен дел на мирового судью, нагрузки определяются, как и в целом по стране, наибольшим удельным весом правонарушений общественного порядка с появлением в нетрезвом виде, в области дорожного движения. Другие составы преступлений затрагивают сферу предпринимательской деятельности без регистрации и разрешения, охрану чужого имущества, законные предписания государственных контрольнонадзорных органов, законодательство о труде и охране труда, лишения специального права, миграционные и другие актуальные правоотношения.

Однако эффективность правосудия и наказания по такому роду делам явно недостаточна. По стране решения по штрафам на многомиллионную сумму не исполнены, а годичный срок истекает быстро. В области почти в 2 раза больше (4599 против 2369) рассмотрено дел о неуплате штрафа.

Оперативность рассмотрения этих наиболее многочисленных дел остается второй год достаточно высокой. По 0,8 % дел превышены установленные КОАП РФ нормы.

При этом надзорной инстанцией удовлетворено 27 жалоб, против 34-х, что свидетельствует об улучшении качества работы мировых судей.

По нашему мнению, процесс оптимизации судебной нагрузки следует активнее продолжить за счет:

- передачи ряда штрафных дел для рассмотрения в административные органы с открытым техническим видеоконтролем;

- активизации специализации по административным делам в наиболее крупных судах и участках, проведения циклов видеоконференций с учетом технических возможностей;

- представления на основании ч. 1

ст. 29.13 КОАП РФ соответствующим организациям и должностным лицам, особое внимание уделяя факторам, носящим коррупционный характер;

- аналитического сопровождения оснований возврата мировыми судьями протоколов об административных правонарушениях тем, кто их составил, особенно о дорожнотранспортных нарушениях.

Полагаем, что оптимизации нагрузки и большей доступности, а не только открытости мировых судов для граждан, способствовало бы изменение законодательства о назначении их без привязки к конкретному судебному участку. В этом случае старший мировой судья мог бы перераспределять дела в зависимости от загруженности судей. В этом мы видим и солидарность со СМИ. Поддержка Президентом РФ Д.А. Медведевым инициативы о передаче оргобеспечения деятельности мировых судей на федеральный уровень своевременна и ожидает своего решения.

Мы солидарны с Верховным судом РФ и в том, что Кодекс об административном судопроизводстве нижней палате российского парламента пора принять после четырехлетнего обсуждения. Его принятие станет одним из эффективных инструментов и в борьбе с коррупцией, устранении главного - причин и условий, способствующих коррупции.

К вопросам либерализации уголовного законодательства. Внимание концентрируется лишь на некоторых системообразующих факторах, связанных с меняющейся уголовно-правовой, процессуальной составляющей.

Областная криминогенная ситуация, как и в целом по стране, в целом улучшается. Об этом свидетельствуют не только общие показатели стабильного сокращения зарегистрированных преступлений несколько последних лет, но и положительные изменения в ее структуре, динамика судимости.

В производстве федеральных и мировых судов почти в равных долях находилось 8861 дело, рассмотрено 7996 (осуждены 6046 лиц, что меньше на 26,5 % в сравнении с 2009 г.). Это способствовало и гуманизации, значительному сокращению лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. «Тюремное» население сокращается значительно и по всей стране, что согласуется и с Концеп-

цией развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г.

В течение пяти лет количество оправданных судами лиц возрастает и составляет в 2010 г. 1,3 % от тех, в отношении которых вынесены приговоры, против 0,5 % в 2009 г. Присяжные заседатели, с участием которых областным судом рассмотрено с вынесением приговора 6 дел в отношении 10 лиц, оправдали вердиктом 1 лицо, в среднем по РФ ими оправдываются около 19 % подсудимых, ходатайствовали в стадии расследования о рассмотрении дела с участием присяжных в области 12 человек по 8 делам. Каждый пятый оправдательный приговор в РФ отменяется. Дел, по которым обвиняемые отказались бы впоследствии от рассмотрения с участием суда присяжных, в производстве областного суда не было, 24 дела на 45 лиц рассмотрено здесь без участия присяжных.

По стране в целом за 7 последних лет с участием присяжных рассмотрено около

6 тыс. дел по ходатайствам более 20 % обвиняемых. Сроки по таким делам несколько больше, как и затраты, не исключены и уклонения от обязанности присяжного.

Эта форма судопроизводства с уроками состязательности, предварительных слушаний положительно влияет на качество отправления правосудия, досудебный профессионализм, уровень правовой культуры населения. Характерно, что это происходит при росте согласия обвиняемого с предъявленным ему обвинением.

Полное признание подсудимым вины и раскаяние в содеянном за пять последних лет выросло более чем в 2 раза (24,1 % в 2006 г., 54,7 % в 2010 г.), что отвечает целям современной уголовно-правовой политики в целом, оптимизации судебной нагрузки и затрат. В мире ведь фиксируется ежегодно около 500 млн преступлений, они меняются вместе с человеком, жизнью.

Либерализации уголовной ответственности отвечает и рост удельного веса прекращенных дел судами (19,1 % - 2006 г.; 23,8 % -

2010 г.). Из них почти 8 тыс. за последние пять лет за примирением с потерпевшим по значительному количеству преступлений небольшой тяжести, что вполне можно было бы реализовать еще на досудебных стадиях, не передавая дело в суд, тем более при наличии заявления об этом потерпевшего. Приня-

тые законодателем меры декриминализации целого ряда составов преступлений, а планируется более 200, способствовали устранению нижних пределов санкций, замене лишения свободы штрафами, сокращению судебных репрессий.

Это тем более исключительно актуально по отношению к несовершеннолетним, молодежи. Количество привлекаемых и осуждаемых несовершеннолетних продолжает последовательно уменьшаться, их стало меньше к 2009 г. на 46 %, на 58 % к 2008 г., на 64,9 % к 2007 г., 57,9 % к 2006 г. Дела рассматриваются специализированными составами судей с ювенальными элементами. В целом по стране, с учетом курса на гуманность, судимость несовершеннолетних за пять лет сократилась более чем в 2 раза, а правосудие все более приобретает характер восстановительного по отношению к подростку как субъекту реабилитации и ресоциализации. В Академии Правосудия РФ введен курс ювенального права. В основном к несовершеннолетним применяется условное осуждение, реальное лишение свободы, как и в целом в РФ, сократилось на треть с учетом преступлений небольшой и средней тяжести. Сказываются и решительные меры по ограничению продажи спиртных напитков и борьбе с игровыми, увеселительными заведениями. Кардинально меняется законодательство под контролем Президента РФ. Есть положительные сдвиги и в области под контролем О.И. Бетина.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Пленум Верховного суда РФ 1 февраля

2011 г. рассмотрел вопросы, связанные с особенностями применения законодательства

о наказании по подростковым делам. СМИ называют это революционным событием, а рекомендации судам требуют особого подхода и к уголовной ответственности и наказаниям, с исследованием всех обстоятельств, приведших подростка к преступлению. Обращено внимание на обеспечение в разумные сроки качественного рассмотрения дел с учетом Конвенции о правах ребенка (1989 г.), о защите прав человека и основных свобод (1950 г.), Пекинских правил (1985 г.), руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Судам в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 1 УПК РФ надлежит применять правила международного договора РФ, если им

установлены иные правила, чем законодательством РФ. Уголовные дела во всех инстанциях должны рассматриваться наиболее опытными судьями.

Среди преступлений корыстной направленности преобладают кражи, хотя их количество в удельном весе сократилось с 35,8 % в 2006 г. до 29,5 % в 2010 г. А вместе с грабежами, разбоями, вымогательствами, мошенничеством, присвоением, растратами, преступлениями в экономической сфере, получениями и дачей взятки количество алчных осужденных более 42,8 % от всех осужденных (в 2009 г. - 43,5 %, в 2008 г. - 48,6 %, в 2007 г. - 50,7 %, в 2006 г. - 49,7 %). За 5 последних лет это почти 20 тыс. человек, преступная мотивация которых требует соответствующей реакции и прежде всего в воспитательно-профилактических мерах, перераспределения имеющихся сил и средств. Дети должны знать и видеть людей, которые только за счет собственного труда и собственной культуры могут достичь результатов, оказаться во власти, науке, производстве, правоохранительной, судебной деятельности.

В этой кропотливой, ежедневной совместной работе на всех уровнях стратегический путь - расширение формата участия всех институтов гражданского общества и во всех антикоррупционных мероприятиях.

В 2010 г. антикоррупционная работа определялась обновленным национальным планом противодействия коррупции и стратегией. Докладывая Главе государства о реализации мероприятий в целом по стране, Генеральный Прокурор РФ Ю. Чайка сообщил, что нашей стране удалось поднять международный рейтинг по шести рекомендациям. Это беспрецедентный случай. На сегодня из 26 рекомендаций, высказанных России в

2008 г., засчитано полное выполнение девяти из них, частично 15, не выполнено всего две рекомендации, что связано с ответственностью юридических лиц. Повышено качество нормативных актов, в которых ежегодно выявляются или устраняются до 30 тыс. кор-рупциогенных факторов. Удалось остановить тенденцию снижения объективных показателей по выявлению и преследованию этих преступлений к середине года. Судами РФ вынесено более 8 тыс. обвинительных приговоров, третья часть из них за получение взяток. На треть возросло количество выявляе-

мых взяток в крупном, либо особо крупном размере, судя по сообщению министра внутренних дел, а с 1 марта т. г. в соответствии с новым Законом о полиции, руководителя нового ведомства.

В стране создан Следственный комитет России. Его компетенция в части расследования коррупционных преступлений может быть усилена, в т. ч., за счет новых мер уголовного наказания, не связанных с лишением свободы - штрафов. По делам коррупционной направленности исходя из ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции» в области осуждено 428 чел., или 7,1 % от всех осужденных (в 2009 г. -

7 %, в 2008 г. - 7,6 %, в 2006 г. - 6,3 %). За получение взяток осуждены 22 человека, за пять лет 94 человека. За дачу взятки в тот же период - более 400 чел. За преступления против интересов службы в органах власти и местного самоуправления, близких к процессу коррумпированности, осуждено 35 чел., а за пятилетие более 150 чел., наибольшее количество таких преступлений с реальным осуждением было в 2007 г. - 55 чел.

Конечно, прав законодатель, следует согласиться и с руководителем нового Следственного комитета РФ, что в местах лишения свободы должно быть меньше таких осужденных, а воздействовать судам штрафами в зависимости от коррупционной суммы результативнее. Мелкие взятки накажут разорительной суммой. Средний ее размер потяжелел и вырос по стране на 25 %, т. е. до

30,5 тыс. руб., но в проделанной работе это лишь начало пути в реализации национального плана противодействия коррупции.

Большая опасность в том, что часть преступлений коррупционной направленности совершается работниками государственной гражданской службы в правоохранительных органах, организованными группами и сообществами, иерархически структурированными со строго распределенными ролями.

ФЗ от 25 декабря 2008 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием ФЗ «О противодействии коррупции» введена норма о декларировании своих доходов и членов семей, имущества и имущественных обязательств, уточнены требования к судьям. На этой основе нами разработаны и исполняются рег-

ламенты, выполняемые специальными комиссиями.

Судебная статистика в течение пяти лет фиксирует довольно высокий уровень распространения наркотиков, особенно в молодежной среде. Они составляют более 10 %. Доминирующая мотивация - корысть, различные формы личной выгоды, что и вызывает озабоченность. Всего за год произошел рост осужденных за эти преступления лицами, совершенными находящимися в состоянии наркотического и иного опьянения, почти в 5 раз. За последнее пятилетие в мерах уголовного наказания доля лишения свободы в пределах 27-29 %. В абсолютном выражении она снизилась с 2466 в 2006 г. до 1759 в истекшем, а в отношении несовершеннолетних за пять лет сократилось в три раза. Ставятся задачи выяснять причины контрольных закупок в каждом деле, причины провокаций, реформировать пределы санкций и по наркопреступлениям.

Почти 50 % осуждено к условной мере наказания, а к такому новому виду наказания, как ограничение свободы приговорены 5 человек, по РФ их уже более 6 тыс. человек, к штрафу 8,3 %, что несколько больше, чем в 2009 г. и 2006 г. Из складывающейся практики и в области следует извлекать уроки с учетом изменений и верхних пределов и по совокупности в наказании.

Поэтапно к 2020 г. систему назначения и исполнения наказаний предполагается завершить, что и будет определять судебную практику.

Верховный суд РФ, проанализировав практику с качеством приговоров, подметил, что в последние три года возросло число ошибок с применением уголовного закона. Это показывает и региональный анализ судебной практики. Ошибки нельзя оправдать тем, что судьи не успевают следить за поправками в законодательство. Оно кардинальным образом за эти годы не менялось. Пленум Верховного суда РФ принял постановление, обзоры есть. Упрек справедливый, и из него судьям следует извлечь необходимые уроки под контролем руководителей судов и судебных инстанций. Учить надо постоянно, стажировать чаще, подбирать кадры лучше. Задача правосудия сегодня в том, чтобы эффективнее работал механизм, устраняющий нарушения человека в мантии. По

этой причине поправки в УПК РФ о стадиях проверки судебного решения гарантировали его законность, обоснованность и справедливость. Поэтому в судах и появится новая инстанция - апелляционная, работающая во всей полноте полномочий. Элементы апелляции уже реализуются, хотя ФЗ должен вступить в силу с января 2013 г. Областные суды станут последней инстанцией. В истекшем году Верховный суд РФ нечасто вмешивался в работу областного президиума.

О судебном контроле. Либерализация с индивидуализацией ответственности коснулась и института избрания меры пресечения в отношении обвиняемых и подозреваемых при усилении к этому внимания Конституционного и Европейского суда по правам человека.

Федеральными судами области в прошлом году рассмотрены ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отношении 723 лиц, удовлетворены они в отношении 85,1 %, из них только

11 несовершеннолетних. Это значительно меньше прошлого года, арестовано почти

1 тыс. человек, т. е. 89,3 %, из них несовершеннолетних - 15 человек. По сравнению с 2006 г. эти цифры меньше в 2 раза, а несовершеннолетних - в 4 раза. Похожая динамика и с продлением срока содержания под стражей.

Выполнение июньского постановления Пленума Верховного суда РФ о практике применения мер пресечения в виде заключения под стражу, залога, домашнего ареста, в т. ч. к лицам в сфере предпринимательской деятельности, еженедельный мониторинг способствуют более эффективному решению судами этих вопросов. Аресты «на всякий случай» исключаются, основания принятия решений требуют конкретной мотивировки во всех стадиях решения судами вопроса о мере пресечения, за что спрос серьезно повышен вместе с ответственностью, что соответствует правовой политике либерализации ответственности, практике Евросуда по делам «сидельцев». Однако резервы в повышении спроса за причины продления ареста, волокиту при этом еще имеются.

В этой связи определенный интерес вызывает судьба решения вопроса о взятии и освобождении впоследствии из-под стражи подсудимых судами.

По приговорам взято самими судами под стражу с назначением реального лишения свободы 953 лица, т. е. 15,8 % от всех осужденных (в 2009 г. - 14 %, в 2006 г. - 10 %). Вместе с тем, освобождены из-под стражи в ходе судебного разбирательства в прошлом году 10 человек (14 в 2009 г., 98 в 2006 г.). Это может свидетельствовать о более взвешенном подходе судей к вопросу избрания меры пресечения.

Освобождены из-под стражи по приговору суда 94 человека в истекшем году (в

2009 г. - 199, в 2006 г. - 205). Число лиц, без достаточных оснований арестованных до судебного приговора, сокращается. В ходе судебного заседания, по приговорам и постановлениям о прекращении дела освобождалось 104 человека (в 2009 г. - 169).

Можно сделать вывод о том, что каждый седьмой обвиняемый необоснованно арестовывался. Есть в этом претензия и к судьям, все правовые основания тщательно следует взвесить, рассматривать возможность о применении альтернативных мер.

Возникли и сложности. По РФ более 60 тыс. чел. не имеют постоянных источников дохода, а применили залог в качестве меры пресечения. Домашний арест в качестве альтернативы вышеназванному аресту по РФ применялся в отношении более чем 600 чел., а в 2008 г. не более 88. Эффективнее эта мера исполнялась органами внутренних дел, но будет исполнять теперь уголовно-исполнительная система Минюста РФ. Следует отметить сегодня и результативность принятых МВД РФ мер по розыску скрывшихся от правосудия лиц, дела которых приостанавливались, почти половина уклонистов от правосудия в области установлены.

На том же уровне находятся и объемы рассмотрения представлений, ходатайств и жалоб, в течение двух последних лет они составляют ежегодно около 20 тысяч, из них удовлетворяется почти 60 %.

Меньше чем в 2006 г. удовлетворено ходатайств об УДО - почти на 30 %. Возросло и число удовлетворенных судами ходатайств следователей до 95,9 % против 94 %, а на проведение оперативно-розыскных мероприятий практически до 100 %.

Однако количество жалоб на лиц, осуществляющих судопроизводство (ст. 125

УПК РФ) стало 667 (2009 г. - 602, 2006 г. -519). Третья часть из них удовлетворяется. Причины наиболее распространенных нарушений должны своевременно анализироваться и устраняться.

Возрастает роль судов в реабилитации, необходимо указывать на это право в решениях даже при частичном оправдании, а не надеяться только на порядок гражданского судопроизводства.

Аналитическая работа. В новых условиях более интенсивного судебного реформирования, разработки, принятия и начала практической реализации названных новелл, значительно активизировалось аналитическая работа во всех судах и инстанциях, в которых задействованы не только судьи, но и работники аппарата, сотрудники судебного департамента, управления по работе с мировыми судьями.

Целенаправленно проанализирована судебная практика с извлечением уроков, с тем чтобы у судебной власти сегодня и впереди было достаточно гарантий для самостоятельного и эффективного функционирования, от уровня которых зависит безопасность, самочувствие граждан, уверенность в том, что права не будут нарушены и справедливо восстановлены при их нарушении по стандартам не ниже международных.

Обобщалась, прежде всего, практика:

- назначения наказаний по делам небольшой и средней тяжести;

- о преступлениях экстремистской, террористической направленности, разного рода политической, идеологической, национальной, религиозной составляющей;

- предложения по оптимизации судебной нагрузки и сроках рассмотрения уголовных дел;

- об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста;

- о назначении по делам коррупционной направленности дополнительного наказания, в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;

- о практике рассмотрения судами дел коррупционной направленности и их предупреждению с анализом позиций сторон в состязательном процессе и постановленных приговоров и ряду других актуальных вопросов.

Основными направлениями аналитической работы по гражданским и административным делам также были вопросы соблюдения сроков рассмотрения дел и перехода на апелляционный порядок.

Изучена практика:

- по возмещению материального вреда, причиненного нарушением разумных сроков рассмотрения дел и исполнения судебных решений;

- о защите избирательных прав и прав на участие в референдуме в 2008-2009 гг.;

- о спорах, связанных с воспитанием детей;

- об административных правонарушениях в связи с незаконной организацией и проведением азартных игр в 2009-2010 гг.;

- по делам об исправлениях и изменениях в записи актов гражданского состояния;

- о правилах подведомственности по делам, рассмотренных в 2010 г.;

- по вопросам эффективности работы судебной коллегии о соблюдении судами разумных сроков рассмотрения дел за 2008-

2010 гг.;

- по делам об административных правонарушениях, по которым производство прекращено;

- о применении ФЗ «О средствах массовой информации»;

- о практике назначения и проведения экспертиз;

- об административной практике по делам миграционной направленности;

- о реализации судами Конвенции о защите прав человека и гражданина;

- о спорах, вытекающих из наследственных правоотношений.

Многие результаты изучения судебной практики обсуждались на заседании президиума областного суда, а также на совместных семинарах и научно-практических конференциях в координации с прокуратурой, управлением госрегистрации, службы судебных приставов, государственной инспекцией безопасности дорожного движения, на учебно-практических семинарах юристов области.

Президент РФ Д.А. Медведев постоянно подчеркивает, что современный суд, правоохранительные органы должны быть открыты для общества и его контроля. «Открытость правосудия содействует развитию пра-

вового государства, институтов гражданского общества тогда, когда граждане в значительной степени информированы о своих правах и обязанностях, их защищенности. Это связано с практической реализацией правового принципа гласности в деятельности всех органов власти, особенно с судебным реформированием, вступлением России в международное правовое сообщество в качестве равноправного партнера в едином цикле правопонимания и правоприменения. Но важны не только правовые идеи, но и отработка правовых позиций с учетом меняющихся задач, восприятием и поддержкой населением». Правосудие должно не только вершиться, должно быть видно, что оно вершится.

С принятием ФЗ № 262, вступлением его в силу в истекшем году, люди получили больше возможности в доступе к судебной информации обо всем комплексе текущих и стратегических мер по предупреждению преступности, предотвращению коррупции, формированию условий по реализации и защите прав и свобод в понятных и открытых судебных процедурах.

По данным Верховного суда РФ на сайтах, 20 млн интернет-страницах полная информация о деятельности судов всех уровней, размещена информация по более 2-м миллионам делам и жалобам, используется аудио- и видеотехнологии с протоколами судебных заседаний. Архивы переводятся в электронный вид, ведется работа по созданию единого информационного центра. Начало этому было положено и в области с введением государственной автоматизированной системы ГАС «Правосудие». В странах Евросоюза сочли очень высоким его интеллектуальный и инновационный уровень. Выполнение требований названного закона сделает практику судебных разбирательств более законной и справедливой. Во всех судах имеется компьютерная техника, специальное программное обеспечение, организованы каналы доступа к Интернету. Отслеживаются и проверяются контекст веб-ресурсов, актуальность информации, своевременность ее появления. В судах действуют информационные киоски, приемные граждан. Учитываются определенные ограничения в 13 федеральных законах и 4 международных нормах, связанные с охраной врачебной, профессио-

нальной, личной и других тайн. Эти темы требуют особой осторожности, но если не затрагиваются гостайна, личные отношения, то купировать фамилии участников открытого процесса не следует. Сведения о своей работе размещают в Интернете примерно 57 % мировых судей. Гражданам стало легче лично отслеживать организационно-правовые вопросы, связанные с ходом любого процесса на всех его этапах.

Безусловно, этот процесс будет совершенствоваться, реализуя принцип гласности в ходе судебно-правовой реформы и развития информационных технологий. Мы постоянно в повседневной работе опираемся на СМИ, совместно проводим «круглые столы», недавно встреча была посвящена защите избирательных прав. Все это происходит в максимально уважительной атмосфере, что не может адекватно не восприниматься гражданами, которые не только в курсе судебной практики, но и судейской этики, новый проект кодекса уже обсуждается общественностью перед вынесением на VIII Всероссийский съезд судей в канун 20-летия судебной реформы.

Решается и системный комплекс других вопросов из пакета Президента РФ.

Упразднена процедура переназначения судей по истечении первого трехлетнего срока пребывания в должности судьи, что укрепляет независимость судей, снижает возможность злоупотреблений на этой почве. Введен новый порядок привлечения судей к дисциплинарной ответственности с компетенцией дисциплинарного судебного присутствия, который уже рассмотрел более 30 дел с выводами для обсуждения и принятия мер.

Появилась правовая база об альтернативном урегулировании споров, особенности медиапроцессов необходимо постигать безотлагательно, в ряде регионах десятки медиаторов получают лицензии. Все это направлено и на снижение судебной нагрузки, улучшение качества рассмотрения споров. Принят и ФЗ «О военных судах Российской Федерации». Расширен перечень участников процесса, чьи персональные данные (Ф.И.О.) не подлежат купированию.

Президент РФ в мае 2010 г. поручил высшим должностным лицам субъектов РФ во взаимодействии с полномочными представителями Президента РФ в округах при-

нять меры о размещении с сети Интернет информации о деятельности мировых судей с представлением сведений в Совет при Президенте РФ по противодействию коррупции.

Полагаем, что в условиях обновления законодательства на более открытой основе доступа к информации судов большей эффективности правосудия способствовало бы и решение ряда практических проблем с тем, чтобы:

- увязать растущую нагрузку с ее организационно-правовой, технической активизацией;

- рассмотреть возможности закрепления процессуального положения помощников судей;

- внести в процессуальные кодексы положения о возможности ограничения обжалования, судебной дискреции, особенно по гражданским делам;

- ввести штрафные санкции за злоупотребление процессуальными правами, а также ответственность сторон за непредставление в разумный срок запрошенных судом сведений;

- разработать критерии увеличения разумного срока в судебных инстанциях.

Возникают и проблемы в необходимости организации, особенно при внедрении и расширении апелляции, новой кассации, специальных составов в рамках коллегий, учитывая и рост нагрузки при обжаловании решений, принятых первой инстанцией областных судов по заявлениям о нарушениях разумных сроков, при обжаловании, т. н. «промежуточных», решений (гл. 45 УПК РФ).

Реальная эффективность правосудия возможна тогда, когда общественность в полной мере доверяет способности суда выполнять свои функции независимо, беспристрастно. Утрачивая доверие, мы теряем уверенность граждан в этой способности и возможности, смысл нуждаемости друг в друге. Поэтому судья должен быть не только высокообразованным профессионалом, но чистым, честным и справедливым, в этом ему нужна общественная поддержка, использование всего потенциала не только открытости, но и доступности к правосудию, к информации о деятельности судов и судей.

Поступила в редакцию 20.06.2011 г.

UDC 342.7

OPENNESS, AVAILABILITY AND EFFECTIVENESS OF RIGHTS AND FREEDOMS PROTECTION BY REGIONAL JUSTICE

Valentin Vasilyevich NAZAROV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Law, Professor, Head of Civil Law and Process Department, e-mail: ruslanlaw@mail.ru

The article analyzes the results of Tambov regional court activity in 2010, most actual problems of law-making including civil, administrative and criminal legislation; the perspectives of development of court reform are made.

Key words: court reform; court practice; court organization; court protection.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.