Научная статья на тему 'Вопросы эффективности, справедливости и доступности правосудия области по итогам 2008 г. , уроки и перспективы'

Вопросы эффективности, справедливости и доступности правосудия области по итогам 2008 г. , уроки и перспективы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
99
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУД / КОНТРОЛЬ / ГРАЖДАНСКОЕ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ / УГОЛОВНОЕ ПРАВО / COURT / CONTROL / CIVIL / ADMINISTRATIVE / CRIMINAL LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назаров Валентин Васильевич

В статье отражены вопросы эффективности, справедливости и доступности правосудия Тамбовской области по итогам 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Questions of efficiency, fairness and availability of justice of the region following the results of 2008, lessons and prospects

In the article questions of efficiency, fairness and availability of justice of the Tambov region are reflected following the results of 2008.

Текст научной работы на тему «Вопросы эффективности, справедливости и доступности правосудия области по итогам 2008 г. , уроки и перспективы»

УДК 34

ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ, СПРАВЕДЛИВОСТИ И ДОСТУПНОСТИ ПРАВОСУДИЯ ОБЛАСТИ ПО ИТОГАМ 2008 г., УРОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

© В.В. Назаров

В статье отражены вопросы эффективности, справедливости и доступности правосудия Тамбовской области по итогам 2008 г.

Ключевые слова: суд; контроль; гражданское, административное, уголовное право.

Президент РФ Д.А. Медведев в послании Федеральному собранию и выступлении на VII Всероссийском съезде судей сконцентрировал внимание на приоритетных направлениях развития всех ветвей российского правосудия. Это, в первую очередь, повышение доверия к подлинно независимому суду на основе его открытости, доступности, справедливости, высокого качества своевременной судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций высокопрофессиональными, порядочными судьями.

Построение справедливого общества, результативная борьба с коррупцией невозможна без эффективного правосудия.

По итогам съезда судей глава государства поручил подготовить изменения в законодательные акты, касающиеся дальнейшего развития судебной системы, нацеленные на разработку новой редакции Федерального закона о судоустройстве в Российской Федерации; законодательное урегулирование оснований и порядка возмещения государством вреда, причиненного в сфере правосудия; упрощение процедуры переназначения судей по истечении первого срока пребывания в должности судьи; создание единого дисциплинарного органа в отношении судей; совершенствование процедуры присвоения квалификационных классов судьям; повышение статуса экзаменационных комиссий и самого экзамена; расширение специальной компетенции арбитражных судов; создание государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам; применение альтернативных мер уголовного наказания, не связанных с лишением свободы; разработку и внедрение упрощенных судебных процедур; повышение уровня материальной заинтересованности работников аппарата судов.

Предполагается в целях конституционного единства толкования и применения права возобновить практику принятия совместных постановлений пленумов вышестоящих судов Российской Федерации, отработать предложения о реформировании судебных инстанций, целесообразности создания новых апелляционных, кассационных, надзорных инстанций, подготовить проект нового Кодекса судейской этики с последующим его вынесением на рассмотрение VIII Всероссийского съезда судей.

Внесены реализуемые предложения об изменениях в ст. 45 ГПК РФ о праве прокурора обращаться в суд с заявлением о защите социальных прав граждан на основании обращения к нему граждан.

Эти события совпали с 15-летием Конституции РФ и 60-летием Всеобщей декларации прав человека, гарантирующих справедливое правосудие на основе принципов верховенства права, юридического равенства и социального компромисса.

На авторитетной правовой основе Съезд подвел итоги работы судейского корпуса за прошедшие 4 года и в постановлении определил приоритеты развития, обозначенные Президентом Российской Федерации, служащие человеку, стране, защите его прав на основе политической и правовой культуры высокого уровня. Это и является основой подведения сегодня итогов 2008 г., определения болевых точек.

ОБЪЕМЫ ОБРАЩЕНИЯ В СУДЫ ЗА ЗАЩИТОЙ

За 16 лет, с момента образования судейского сообщества, обращений в суды общей юрисдикции в целом по РФ и в области уд-

воилось, а по гражданским делам увеличилось в разы.

В период между последними съездами в РФ количество гражданских дел, только рассмотренных первой инстанцией, увеличилось на 38 %, об административных правонарушениях - на 20 %, различных материалов в порядке гражданского и уголовного судопроизводства - на 23 %. Не сократилось существенно количество рассмотренных за год уголовных дел.

По данным Верховного суда РФ, число всех категорий дел, рассмотренных в 2008 г., превысило 17 млн.

Из них, более 10 млн гражданских дел, более 5 млн дел об административных правонарушениях, более 1 млн 100 тыс. уголовных дел и более 2 млн 400 тыс. материалов судебного контроля за работой правоохранительных органов. Это практически на уровне 2007 г.

Количество рассмотренных дел и материалов в области растет и приблизилось почти к 200 тыс. (195135 тыс.) против 170 тыс. в

2007 г. По количеству граждан, участников процесса, воспользовавшихся правосудием, наметился рост до 400 тыс., судьбы, которых в той или иной степени решались в суде, а по Российской Федерации судьба миллионов людей. «И в немалой степени в суде формируется и отношение людей к государству: оценивается способность государства защищать интересы граждан, применять силу закона и восстанавливать справедливость. В этом смысле суд, может быть, самая авторитетная власть», - отметил Президент РФ на VII Всероссийском съезде судей.

Только гражданских дел в федеральные районные суды области поступило 26,6 %,

73,4 % в мировые из 102593-х. Рост к 2007 г. составил 33 %, когда у мировых судей было около 70 % таких дел.

Из 92636 дел об административных правонарушениях против 90 тыс. в 2007 г., 97,6 % рассмотрено мировыми судьями, 2,4 % федеральными.

Количество рассмотренных уголовных дел несколько сократилось.

Сегодня определяющим фактором эффективности деятельности суда, правосознания граждан и, конечно, судей является качество работы.

Несмотря на возросший объем дел в судах, качество их работы остается достаточно высоким. Стабильность решений по гражданским делам у федеральных судей составляет 98,2 % (по РФ - 97 %), у мировых судей

99,7 %; по уголовным делам у федеральных и мировых судей более 97 %.

ГРАЖДАНСКИЕ, АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ДЕЛА

«Инвентаризация» дел показывает, что наибольший удельный вес, как и прежде, составили гражданские, административные дела, имеющие непосредственное отношение к защите социальных прав, свобод, интересов, личного достоинства, собственности.

В области уже каждый пятый-шестой его житель защищал свои права в суде. Абсолютное большинство обращений судами удовлетворяется - 86,3 %, растет при этом и уровень правовой культуры граждан, непосредственно получивших уроки правозащиты в судах у 197 федеральных и 60 мировых судей. Увеличение количества мировых судей в 2007 г. отразилось и на некотором росте количества рассмотренных ими дел названной категории на 8,6 %.

Общее количество дел искового производства по всем судам возросло на 33,8 % и составило 97876 дел.

Чувствительная к изменениям в обществе судебная статистика второй год фиксирует позитивные процессы в социальной сфере, несмотря на экономические, финансовые сложности. Не могли положительно не сказаться: подъем производства в сельском хозяйстве области; прирост инвестиций в основные фонды на 21 %, объемы строительства жилья более 560 тыс. м2, увеличение заработной платы, возросшая сплоченность, способность к социальным компромиссам, в т. ч. и на основе правовых механизмов.

Совместными усилиями властей, начиная с 2007 г. и в прошлом году, удается уменьшить, а в ряде регионов и организациях ликвидировать хроническую задолженность по заработной плате.

Целеустремленно и эффективно использовали полномочия прокуроры, способствуя результативности правосудия в целом.

Уменьшение таких дел почти в три раза (с 9360 в 2005 г. до 4378 в 2007 г. и до 2915 в

2008 г.) при удовлетворяемости требований работников более 91 % (вместо 99 % в 2007 г.) достаточно убедительный показатель эффективности системы продуманных досудебных мер по урегулированию споров.

Можно уверенно распространять этот результативный механизм и на другие правоотношения с подведомственными должностным лицам конфликтами, тогда поток обращений в суды по вопросам, которые оперативнее могли бы решаться во внесудебной процедуре, можно сократить.

Самый небольшой судебный процесс в среднем обходится государству, налогоплательщикам более 25 тыс. руб.

Судебная практика области в 2008 г. свидетельствует о том, что требования государственных органов о взыскании штрафов и пени, как правило, в виде незначительных сумм, не оспаривается ответчиками, и судебный порядок их рассмотрения при отсутствии спора лишь загружает государственные органы, а также судебные инстанции и не соответствует принципу разумной затратности.

С 697 в 2006 г. до 18993 в 2007 г. (в 27 раз) и до 56086 дел в 2008 г. (в 80 раз) возросло количество обращений налоговых органов по выдаче приказа о взыскании налогов и сборов, из них по четверти обращений суммы претензий составили до 50 руб.

При этом следует иметь в виду, что в целом по России в течение года мировыми судьями рассматривается более 2 млн заявлений налоговых органов о взыскании налогов и сборов с физических лиц. В ряде регионов подобные бесспорные заявления возвращаются в налоговые органы для самостоятельного решения неоспариваемого вопроса.

Наметившаяся в 2005-2007 гг. тенденция сокращения споров, возникающих из публично-правовых отношений, с должностными лицами, государственных и муниципальных служащих, меняется, их рассмотрено судами в 2 раза больше (с 640 в 2007 г. до 1314). Это уже активный процесс наведения порядка, искоренения неуважения к закону, правового нигилизма среди чиновников, на что постоянно обращает внимание судей, всего общества Д.А. Медведев.

Обоснованных обращений граждан стало больше, большинство из них судами удовлетворено. Сказалась опять же активизация

усилий прокуратуры по обеспечению законности правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления. Ею оспорены 2 закона области, 12 постановлений областной администрации и 11 правовых актов других органов исполнительной власти, все замечания учтены уже при принятии нормативных актов. Проанализированы они на наличие возможных коррупционных факторов; приведено в соответствие с законом 1100 нормативно-правовых актов органов местного самоуправления. Профессиональные полномочия активнее используются на начальных этапах правотворческой деятельности, в досудебных механизмах урегулирования конфликтов, что также является, по нашему мнению, одним из перспективных направлений и позволяет снизить бремя финансового и материально-технического обеспечения судебной деятельности в условиях финансовой напряженности, более эффективно использовать кадровые ресурсы, предоставив судьям возможность сосредоточиться на наиболее распространенных и сложных делах социального характера. Судебная практика области подтверждает эффективность досудебного поиска и разрешения правовых компромиссов. Оспорено в судах только 17 нормативно-правовых актов, что на две трети меньше предшествующего года, хотя в целом по Российской Федерации количество таких жалоб в судах ежегодно растет.

Из рассмотренных областным судом по 1-й инстанции 31 гражданского дела только 2 вытекали из публично-правовых отношений, и те по вопросам защиты избирательных прав, остальные связаны с усыновлением детей иностранными гражданами.

10 февраля 2009 г. Пленум Верховного суда РФ в целях обеспечения правильного и единообразного применения законодательства при рассмотрении дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих в соответствии со ст. 46 Конституции РФ и гл. 25 ГПК РФ обстоятельно рассмотрел многие проблемы в судебной практике, дал разъяснения, которые позволят эффективнее рассматривать и разрешать судебные споры. Обращается особое внимание судей на со-

блюдение сроков их рассмотрения, разъяснение требований ст. 254 ГПК РФ о том, что заявителю принадлежит право выбора порядка (не только судебного, но и административного: в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему) защиты своих прав и свобод.

Федеральным законодательством предусмотрен досудебный порядок в отношении оспаривания действий (бездействия). Например, вновь обращаясь к многократно возросшему потоку обращений налоговых органов в мировые суды области в истекшем и текущем году, обращаем внимание на п. 5 ст. 1012 НК РФ, которым установлено, что решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правоотношения, не содержащего признаки административного правонарушения, или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, не содержащего признаки административного правонарушения, может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе.

Судьям необходимо усилить контроль за поступлением сведений об исполнении решений об устранении допущенного нарушения закона в суд и при их отсутствии направлять запрос, касающийся исполнения решения, при рассмотрении дел выносить частные определения по недостаткам профессиональной деятельности должностных лиц, государственных или муниципальных служащих. Это также уроки устранения правового нигилизма.

Устойчиво второй год стабилизируются пенсионные правоотношения после шестиразового скачка в 2006 г.

Оспариваемых в суд пенсий уменьшилось на 30 %, а в сравнении с 2006 г. более чем 4 раза; конфликты чаще и в этой сфере получают досудебное урегулирование, положительно сказывается непосредственное социально направленное обслуживание граждан, в том числе через систему недавно созданного областного функционального центра предоставления услуг населению, достаточно эффективно противостоящего неинформированности, а отсюда неразберихи в т. ч. и в вопросах правового обеспечения социального обслуживания в условиях со-

хранения преемственности социальных достижений в области.

На основании судебной статистики можно констатировать результативное досудебное более гармоничное регулирование социальных гарантий, своевременное исполнение предусмотренных законом обязательств по возврату долгов военнослужащим, работникам системы МВД, таможенных и иных государственных органов. До суда доведено всего 929 споров о социальных гарантиях вместо 3459 в 2007 г. Количество дел по искам военнослужащих, работников органов МВД, таможенных, других государственных структур с 2636 дел сократилось до 485. Правовой подход к компромиссам, в том числе стабильная судебная практика, несколько сняли остроту многолетних проблем Чернобыльцев. Неопределенность льгот и выплат по ним в законодательном порядке, судебной практике в целом по Российской Федерации вызывало определенные трудности, дела и проблемы доходили до Конституционного и Верховного судов РФ, в котором судебная практика области получила поддержку с учетом позиции и Европейского Суда по правам человека. За истекший год в 3 раза меньше поступило исков от граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие известных катастроф, т. е. с 823 до 247.

Социальная направленность и результативность правосудия очевидна, поэтому оно востребовано, а процесс и результаты открыты для граждан, у которых растет доверие к объективности и справедливости принимаемых решений, к государству в целом.

Конечно, во всей системе мер еще далеко не исчерпаны правовые, организационные, информационные досудебные возможности урегулирования конфликтов, своевременного взаимодействия со средствами массовой информации.

Реализация национальных проектов способствует улучшению демографических процессов.

В целом по Российской Федерации, как и в области, отмечается рост рождаемости, продолжительность жизни увеличилась в среднем на три года. Семейных дел в судах рассмотрено более 6 тысяч. Имеются в виду: о расторжении брака 4339 против 4470 в

2007 г.; о взыскании алиментов на содержание детей 2356 против 2178. Это несколько

больше, чем в 2006 и 2007 гг. Все требования о расторжении брака и взыскании алиментов судами удовлетворены. За пять последних лет более 2 тыс. 500 родителей в области лишены судами родительских прав, хотя их количество второй год сокращается, по Российской Федерации растет более чем на 6 %. Комплекс принимаемых в области мер, в т. ч. стимулирующих опеку, усыновление, социальную защиту прав детей находящихся в трудной жизненной ситуации, сирот, оставшихся без попечения родителей, удовлетворение судами 559 заявлений прокуроров в интересах несовершеннолетних на сумму 5969 руб. приносят свои плоды. На всех уровнях страны поддержана идея создания ювенальной юстиции, утверждены и несколько лет работают «высокие» комиссии, проводятся парламентские слушания, но закон «О ювенальных судах» пока не принят.

С семейными, детскими проблемами связаны жилищные споры. Их рост составил порядка 300 дел к 2007 г. Вновь наметился рост споров по приватизации жилья. Они и составили основную массу из рассмотренных (1594 из 1687), связанных же с бывшим товариществом «Социальная инициатива» - единицы, уроки из этих дел пошли на пользу.

Ближе к семейным, жилищным, как известно, наследственные дела, их количество продолжает расти второй год (с 1878 до 2067), больше граждане оспаривали права на землю (с 1093 до 1336), но чуть меньше обращались за судебной защитой потребители (474 против 490).

Положительнее протекали процессы в трудовых правоотношениях, начавшееся сокращение таких дел в 2007 г. продолжилось (с 163 до 156), удовлетворяемость требований о восстановлении на работе составила

46,7 % против 60,7 %. 49 раз против 46 защищались честь, достоинство и деловая репутация.

Ускорению процедуры разбирательств гражданских дел, особенно мировыми судьями, способствовало значительное увеличение рассмотрения с выдачей судебных приказов на 35 %. Практика убедительно доказывает, что наравне с расширением форм внесудебного разбирательства споров необходимо и далее развивать упрощенные и ускоренные способы рассмотрения дел. Полагаем очевидным, что по такого рода кон-

фликтным правоотношениям примирительные процедуры должны быть в полной мере реализованы еще на досудебной стадии, для чего из оценки деятельности некоторых государственных органов должны уйти в прошлые количественные показатели направления дел в суды. Здесь есть потенциал снижения загруженности судов, особенно мировых, улучшения сроков рассмотрения дел, являющихся важным показателем эффективности правосудия. Количество прекращенных производством дел в судах возросло с 5676 до 7612. Заявленные требования удовлетворены в 86,3 % против 95,5 %.

На 12,8 % увеличилось количество дел особого производства (3992 против 3483). Особенно это коснулось установления фактов, имеющих юридическое значение - 2801 против 2274, об усыновлении детей более чем в два раза гражданами РФ - 170 против 76, что является процессом положительным на фоне уменьшения усыновления иностранцами с 41 до 28.

Несколько меньше дел о признании гражданина недееспособным - 308 против 335, а о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительное психиатрическое освидетельствование - 179 против 265, сказывается комплекс экономической, социальной защищенности.

Доступ к правосудию в разумный срок неразрывно связан с возможностью скорейшего исполнения судебных решений, особенно по социальным выплатам. На особую актуальность этой проблемы указал Президент РФ Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию, на XVII съезде судей РФ.

Сложившаяся ситуация, дефект механизмов с исполнением судебных решений, несмотря на новый закон, принятый год назад, подрывает веру в правосудие, вселяет уверенность в безнаказанность граждан и должностных лиц, не исключает и коррупционные проявления, более чем в 50 % случаях, служит поводом для обращения в Европейский суд по правам человека, минуя Верховный суд РФ. Характерно, что в 2002 г. туда поступило 2 жалобы, 2006 г. - 102, 2007 г. - 192, на начало

2008 г. ожидали рассмотрения - 20300 жалоб. Из 280 тыс. исполнительных производств, находившихся в истекшем году на принудительном исполнении у судебных приставов

области, 40 % составили судебные. Фактическим исполнением завершились 77,9 % от общего количества оконченных и прекращенных производств, небольшой рост этого показателя отмечается, но по судебным решениям этого явно недостаточно, по РФ исполняется лишь половина судебных решений.

О проблемах на этой стадии постоянно дается информация в публикациях СМИ. В июле 2008 г. в законодательстве об исполнительном производстве внесены изменения.

В Государственную Думу РФ Верховным судом РФ внесен проект закона «О возмещении государством вреда, причиненного нарушением права на судопроизводство в разумные сроки и права на исполнение в разумные сроки вступивших в законную силу судебных актов», разрабатываются дополнительные меры ответственности за неисполнение судебных решений, федеральная целевая программа по реформированию системы их исполнения. Президиум областного суда. судебные коллегии определили современные меры контроля за исполнением судебных решений, и использована практика Европейского суда по правам человека, внесены предложения Совету противодействия коррупции.

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОСУДИЕ

Судебная практика свидетельствует о расширении сферы судебной защиты по административным делам, эффективность которой связана с качественной законодательной базой. На фоне широкого обсуждения с конца 1990-х гг. этих проблем в связи с созданием административных судов и соответствующего судопроизводства в целях повышения уровня, ускорения правовой защиты граждан, оперативного разрешения конфликтов во внесудебных процедурах в целом по стране их рассмотрено более 5 млн 500 тыс., в области 92636, что на 2559 больше, чем в 2007 г.

По структуре:

- 29,9 % в удельном весе дел о появлении в общественных местах в состоянии опьянения, рост составил 16 %, что и предопределило первое место в уличных правонарушениях;

- «мелкое хулиганство в общественных местах» сместилось на второе место по удельному весу в 28,5 %;

- на 30,6 % возросли нарушения правил дорожного движения, составив 14260 против 9901 дел, по РФ таких дел оказалось 45 % от всех административных в судах;

- 6220 против 7884 неуплат административного штрафа;

- продолжился процесс уменьшения дел, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности без госрегистра-ции и специального разрешения на 29,3 %, а по сравнению с 2006 г. в 2 раза;

- вновь отмечается устойчивый процесс спада мелких хищений чужого имущества на 10,8 %, а к 2006 г. на 33 %;

- меньше нарушений режима пребывания на территории РФ к 2006 г. на 23 %, за несвоевременную выплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий на уровне 2007 г., как и невыполнение законных предписаний органа, осуществляющего государственный контроль.

Изменения в законодательстве за нарушения Правил дорожного движения в виде административного ареста с января 2008 г. коснулись 32808 человек, по РФ - 1 млн 175 тыс., лишены специальных прав 7741 человек вместо 7312, 36446 оштрафовано.

Нарушение КОАП РФ допущено только по 0,8 % от рассмотренных, т. е. всего по 717 делам. Это неплохой показатель работы мировых судей, в течение ряда лет он улучшается, не ухудшая качества. В ближайшее время возможен перевод в разряд административных некоторых декриминализированных составов из УК РФ, за которые можно будет наказать в виде штрафа и административного ареста. Допустим, за клевету можно было бы арестовывать на 15 суток, необходимо повысить стоимость похищенного в качестве оснований для административной ответственности, т. к. такие правонарушения нередко совершаются в силу тяжелых жизненных обстоятельств.

Нужно согласиться с Председателем Верховного суда РФ о том, что во многих случаях эффективные виды административной ответственности могут оказать куда более воспитательное воздействие, как и с тем, что реализация Конституционных положений об административном судопроизводстве

будет способствовать предупреждению коррупционных проявлений. Есть достаточно оснований для поддержки недавнего предложения Ассоциации юристов РФ о введении административной ответственности за неявку свидетелей в суд без уважительной причины, как это практиковалось до 2002 г. Неявка в суд - проявление неуважения к суду, решение этого вопроса будет в интересах самих граждан, т. к. отразится, прежде всего, на сроках рассмотрения дел.

Затягивание рассмотрения большинства не только административных, но и других дел происходит из-за неявки участников процесса не только путем уклонения от получения повесток, но и несвоевременного доставления судебного извещения операторами почтовой связи, либо долгого не сообщения суду о причинах невозможности их вручения. Установление специального порядка доставки корреспонденции, а также административной ответственности отделений почтовой связи за ее несвоевременное вручение, помогло бы решить проблемы своевременности защиты прав в суде не только по административным, гражданским, но и другим делам.

В этой связи очень важна поддержка на VII съезде судей Президентом РФ Д.А. Медведевым инициативы о передаче вопросов оргобеспечения деятельности мировых судей на федеральный уровень, т. е. за счет федерального бюджета.

ПРАКТИКА РАССМОТРЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

Криминогенная ситуация в области улучшилась, она стабильная и контролируемая. Количество зарегистрированных преступлений сократилось на 13,2 %, т. е. с 20316 до 17625. Тяжких и особо тяжких на

1 %, средней тяжести - на 21 %, а небольшой тяжести на 13,1 %. Удельный вес этих категорий преступлений существенных изменений не претерпел. Не допущено роста наиболее опасных и тяжких корыстно-насильственных преступлений, убийств.

На фоне стратегии устойчивости экономики, социальной сферы этот процесс положительный несколько последних лет, что сказалось на структуре и динамике судимо-

сти. Говорить, что она значительно уменьшилась, оснований нет.

Всего по 11712 рассмотренных судами делам, в т. ч. 5640 - мировыми, осуждено 8296 лиц против 8602 в 2007 г., т. е. меньше на 306 человек. По Российской Федерации количество осужденных сократилось до 870 тыс.

Судебная нагрузка складывается не только из дел, завершившихся приговорами, но и прекращенных - производством более

2 тыс., оконченных с применением принудительных мер медицинского характера - 85, возвращенных прокурору в соответствии со ст. 327 УПК РФ, направленных по подсудности, различных дел судебного контроля за работой правоохранительных органов, хотя стоит отметить, что брак в работе у прокуроров и следователей уменьшился в сравнении с 2006 г. на 41,6 %.

Нельзя не отметить положительную практику ускоренного рассмотрения уголовных дел в особом порядке принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением у федеральных и мировых судей.

Полное признание подсудимым вины и раскаяние в содеянном за два последних года возросло почти в 2 раза. Затраты на правосудие сократились, появилось больше благоприятных условий для своевременного и качественного рассмотрения более сложных дел.

Решая и далее вопросы сокращения количества судебных дел и служебной нагрузки необходимо обратить внимание на проблему прекращения уголовного преследования по делам, направляемым органами расследования в суды.

В 2008 г. судами прекращено 2277 дел (608 - федеральными, 1669 - мировыми). За три последних года в отношении более 6 тыс. человек в связи с примирением с потерпевшим. При этом значительное количество по небольшим по тяжести преступлениям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Совершенно очевидно, что такие же примирительные процедуры должны быть в полной мере реализованы на досудебной стадии, для чего из качественной оценки деятельности правоохранительных органов должны уйти в прошлое количественные показатели направления дел в суды. Нередко вместо того, чтобы прекратить такое дело на основании ст. 76 УК РФ и ст. 25 УПК РФ за

примирением, даже при наличии в деле заявления потерпевшего, дело передается в суд. Эта проблема обсуждалась и на VII Всероссийском съезде судей с участием Президента РФ, который высказал неоднократно свои соображения по вопросам гуманизации правосудия и слишком большом количестве граждан, привлекаемых к ответственности за нетяжкие преступления, и о декриминализации некоторых составов преступлений. Суды сегодня выполняют несвойственную им функцию. В среднем в течение года по стране судами прекращаются уголовные дела за примирением с потерпевшим в отношении 250 тыс. лиц.

Количество корыстных преступлений интенсивнее росло в последние месяцы 2008 г., хотя значительного роста нет, как и приговоров по ним.

В структуре судимости третий год преобладают кражи. Уместно вспомнить здесь М. Ганди, который говорил, что «мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить любую жадность».

За наиболее распространенные преступления с корыстным мотивом в виде краж, грабежей, разбоев, мошенничества, присвоений или растраты, в сфере экономики, получения и дачи взятки - осуждено 48,6 %, или 4032 человек, в 2007 г. - 50,7 %, в 2006 г. -

49.7 %. За три последних года это более 12600 человек.

По делам коррупционной направленности, по ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции» (злоупотребление служебным положением, дача, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп, мошенничество, преступления против интересов службы в органах власти и местного самоуправления), осуждено 630 человек (7,6 %), в 2007 г. - 594 человек (6,9 %), в 2006 г. - 539 человек (6,3 %). Говорить о значительном росте осужденных не приходится. За взятки осуждено 12 человек, в 2007 г. - 18, в 2006 г. - 17, хотя за дачу взятки осуждено 130 человек, против 101 в

2007 г. и 86 в 2006 г., что и обеспечило рост выявленных фактов взяточничества в области на 78,4 %. По РФ, как и в области, по суммам взятки распределились: до 500 руб. -

13.8 %; до 3 тыс. руб. - 30 %; до 10 тыс. -23 %; до 30 тыс. - 12 %; крупного размера -

10 %. За преступления против интересов службы в органах власти и местного самоуправления осуждено 24 человека против 55 в 2007 г., это достаточно объективный показатель по данным судебной статистики, отличающийся от некоторых прогнозов о коррумпированности. Безусловно, сказывается последовательность скоординированных досудебных профилактических мер о противодействии коррупции в виде своевременного выявления нарушений федерального законодательства, в т. ч. о государственной и муниципальной службе, размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Достаточно эффективны экспертизы проектов нормативно-правовых актов, меры дисциплинарного и административного воздействия. Государственный подход не в том, чтобы в местах лишения свободы отбывало наказание как можно больше осужденных, а в том, чтобы предупредить правонарушения, эффективно выявить и устранить причины и условия, способствующие коррупционности.

Меры уголовно-правового воздействия в судах применялись в отношении расхитителей средств, выделяемых в рамках реализации национальных проектов по 38 уголовным делам, в основном в сфере развития агропромышленного комплекса с использованием служебного положения, по 50 делам - о преступлениях в сфере ТЭК, в т. ч. ряду тяжких преступлений. На прежнем уровне в делах фигурируют организованные преступные группы, создаваемые в других регионах Российской Федерации.

Серьезным фактором, влияющим на криминогенную обстановку, является незаконный оборот наркотиков. На территории области их зарегистрировано 2072, что на

14.5 % больше истекшего года. На 12,1 % больше выявлено сбытчиков наркотиков, что очень важно. Из незаконного оборота изъято свыше 180 кг наркотических средств. Больше и осуждено лиц за указанные действия с наркотиками и психотропными веществами на

14.6 % (736 человек против 635).

Сократилось количество осужденных по

делам о грабежах, разбоях, умышленном причинении тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, особенно заметно, об изнасиловании и незаконном действии с оружием.

В отличие от 2007 г. меньше осуждено несовершеннолетних (по удельному весу

5,6 % от всех осужденных против 8,5 %).

Всего в производстве судов находилось дел в отношении 840 несовершеннолетних против 1069, осуждено 467 человек против 559, прекращены судами дела на 337 против 454 подростков, в отношении остальных применены меры медицинского характера. В основном к ним применяется условное осуждение к лишению свободы и штраф, к лишению свободы лишь 68 человек, обязательным, исправительным работам - 55 человек. Дела рассматриваются специализированными составами судей до создания ювенальных судов.

В состоянии алкогольного опьянения совершили преступления 2321 осужденный против 2519, по удельному весу это 27,9 % против 29,3 %. Из них 77 несовершеннолетних против 101, т. е. несколько меньше, чем в прошлые годы. В состоянии наркотического опьянения - 0,4 % от всех осужденных.

Количество женщин, осужденных за преступления, не сокращается заметно в течение нескольких лет, их оказалось - 1316 (15,9 % от всех осужденных, было 15,4 %).

Несмотря на известные непростые экономические процессы, уже к концу 2008 г. уменьшилось количество осужденных безработных, их всего 40 человек (0,5 %), было 139 (1,6 %).

Иных трудоспособных, не работавших и не учащихся, не имевших постоянных доходов, тоже по количеству осуждено несколько меньше - 5291 (63,8%) против 5338 (62,1%), хотя больше по удельному весу, что требует особого внимания в антикризисных программах области.

Несколько больше осуждено иностранцев и лиц без гражданства - 295 против 280.

Проводимые меры способствуют существенному сокращению осужденных за групповые преступления, их было 17,7 % против

22,1 %, меньше здесь и несовершеннолетних участников.

Из общего количества групповых преступлений 41 человек совершили их в составе организованной группы, а в 2007 г. - 11.

Увеличивается число ранее судимых, возвращающихся в места лишения свободы. Их было 2407 человек (29 %) против 2255 (26,2 %), в 2006 г. - 26,7 %, из них 94 несо-

вершеннолетних против 68 в 2006 г. в федеральных и мировых судах. Необходимо принятие Федерального закона о федеральной службе пробации, помощи и контролю за досрочно освобождаемыми и условно осужденными. Анализ сроков рассмотрения дел по новой методике показывает, что правосудие в области ускоряется. Общим показателем сроков рассмотрения дел за 3 последних года можно считать количество рассмотренных дел свыше 3 месяцев. В истекшем году больше этого срока рассмотрено 8,8 % дел от всех находившихся в производстве, в 2007 г. -

10,1 %, с приговором соответственно - 12,7 и

14,4 %.

Соблюдение сроков - важнейший показатель эффективности правосудия.

Результаты исследований показывают, что в основе нарушения сроков лежит недостаточная организация работы со стороны председателей судов, отсутствие постоянного мониторинга дел, недостатки в отчетности, необоснованное назначение экспертиз, неявка участников процесса, высокая служебная нагрузка судей, ненадлежащая подготовка к судебному разбирательству.

В целях сокращения чрезмерной служебной нагрузки у мировых судей и ускорения судопроизводства предполагается рассмотреть возможность исключения из подсудности мировых судей всех уголовных дел. Этому будет способствовать и принятие ФЗ «О нормах нагрузки судей... работников аппарата судов и служащих судебного департамента»

О НАКАЗАНИИ

Главное и перспективное направление уголовно-правовой политики в том, чтобы исключить случаи направления в соответствующие учреждения таких лиц, чье исправление возможно достичь иными, альтернативными видами наказания. Такого мнения придерживается не только Верховный суд РФ, но и Президент РФ. Об этом он говорил и в послании Федеральному Собранию, и на съезде судей, подчеркнув, что «в нашей стране огромное количество людей проходит через такую меру наказания, как лишение свободы, как тюрьма. Мы прекрасно знаем, как это отражается на их общих установках, насколько сложна их дальнейшая социализа-

ция. Поэтому я в целом поддерживаю те идеи, которые здесь звучали, касающиеся декриминализации ряда деяний, которые может быть, не имеют такой высокой степени общественной опасности, и, с другой стороны, достаточно широкого использования альтернативных мер наказания. Нужно обобщить практику и подготовить предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере».

В 1990-е гг. суды подвергались критике в излишней мягкости и либеральности. В 1997 г. вступил в силу достаточно жесткий Уголовный кодекс.

Из 8296 осужденных за год в области приговорено к лишению свободы 2336 человек или 28,2 %, по РФ - 32 % (из них 65 несовершеннолетних), в 2007 г. - 2379 человек или 27,7 % (из них несовершеннолетних 68). Лишаются свободы в основном за наиболее тяжкие преступления (50 %); 35 % - за преступления средней тяжести, более 13 % -небольшой тяжести. Как и в прошлом, четвертая часть несовершеннолетних приговаривается к лишению свободы, более половины к условной мере наказания, штрафу. Аналогичный подход и к женщинам.

В 2003 г. Уголовный кодекс подвергался серьезной ревизии с целью смягчения установленных видов ответственности.

Более двух третей наказаний составляют условное наказание, штраф, исправительные работы по месту работы, арест, ограничение свободы по действующему УК РФ.

Как и прежде, с учетом структуры преступности условное осуждение к лишению свободы наиболее распространено. Это 4249 человек (51,2 % против 54,3 % в 2007 г.), несовершеннолетних 266 против 338.

Действующий уголовный закон предусматривает недостаточное количество других альтернативных наказаний.

Ограничены исправительные работы, отбывание которых назначается только по месту работы, штраф в связи с тем, что более 60 % осужденных не работает и не учатся, а еще более имеют неснятую и непогашенную судимость, в начале своего развития - обязательные работы. Отсутствие возможности применения альтернативных лишению свободы наказаний сказывается на судебной практике.

Штраф назначен в 8,3 % случаев против

5,8 %, по РФ - 12,4 %; исправительные работы - 4,3 % против 3,8 %.

Позитивна практика назначения обязательных работ, которые отбываются в свободное от работы или учебы время в виде бесплатных общественно-полезных работ.

Четче судами мотивируется смягчение наказания при явке с повинной, в связи с семейными обстоятельствами, по делам несовершеннолетних, женщин, раскаявшихся в содеянном, способствовавших раскрытию преступления, возмещению ущерба.

Подобная мотивация способствовала значительно возросшему судопроизводству на основе сделки о признании своей вины и примирений с потерпевшим. Необходимо идти дальше законодателю и снять ограничения судейского усмотрения, введенного в 1997 г., исключить из санкции закона нижний предел.

О СУДЕБНОМ КОНТРОЛЕ НА ДОСУДЕБНЫХ СТАДИЯХ

Нуждается в совершенствовании институт избрания меры пресечения в отношении подозреваемых и обвиняемых.

Практически из семи предусмотренных мер пресечения свободы, используются в 60 % подписка о невыезде и 35 % - заключение под стражу в целом по РФ. На это более четко ориентирует УПК РФ. Речь не идет о том, много это или мало, дело в том, обоснованно это или нет. Суд не арестует подозреваемого или обвиняемого без ходатайства дознавателя или следователя.

В 2001 г. по РФ в компетенции прокуратуры арестовывалось более 300 тыс. человек, после передачи этого под контроль судов -более 200 тыс. человек.

Федеральными судами области в прошлом году рассмотрено названных ходатайств в отношении 1442 лиц, удовлетворены 87,5 %, против 89,7 % в 2007 г., несовершеннолетних арестовано - 20 человек против 35 в 2007 г. и 46 в 2006 г. Динамика очевидна. Суды стали более диффенцированно и мотивированно подходить к этой суровой мере пресечения. В известной мере подобный подход сохранился и при решении вопроса о продлении срока содержания под стражей в деятельности самих дознавателей

и следователей, возбуждающих ходатайства, количество которых несколько уменьшилось в сравнении с 2006 г.

Однако и здесь есть резервы, обусловленные необходимостью более точно соблюдать закон уже на досудебных стадиях. Областной суд проанализировал процесс и показатели, взятия под стражу и освобождения в процессе рассмотрения дел судами, как федеральными, так и мировыми.

Арестовано всего 1454 человек, освобождено судами 307 или 21,2 %, в 2007 г. -1809 человек, освобождено - 318 или 17,6 %. Арифметика настораживает, прежде всего, ростом освобождаемых судами из-под стражи по итогам рассмотрения с 15,9 % в 2006 г. до 21,1 % в 2008 г.

Позволительно сделать осторожный вывод о том, что каждый пятый обвиняемый в

2008 г. и каждый шестой в 2006-2007 гг. не совсем обоснованно помещен в следственный изолятор. В последствии эти люди освобождались из-под стражи судами. За три последних года более 600 обвиняемых могли бы не находиться в соответствующих учреждениях, о чем и говорилось Президентом РФ. Конечно, не исключаются мотивировки возможного уклонения от следствия и суда, воздействия на свидетелей и потерпевших, не отбыто наказание по предыдущему приговору и т. п., срабатывают проблемы судейского усмотрения. Однако следует более обоснованно и мотивированно исходить из тяжести содеянного, конкретных обстоятельств дела, данных о личности виновного, среды его проживания, т. е. более взвешено, принимая крайне жесткое решение об уголовном принуждении лишь тогда, когда невозможно применить альтернативную меру пресечения человеку. Особая щепетильность проявляется здесь к несовершеннолетним. В конечном счете, ответственность за арест лежит на судье.

Верховный суд РФ ориентирует на более широкое применение альтернативных мер пресечения в виде залога, начиная со следствия, который назначается только судом, и домашнего ареста. К сожалению, законодатель не урегулировал пока сроки внесения залога, не предусмотрел ответственность за несвоевременное внесение залога, не установил критерии определения размера залога, а органы предварительного расследования проявляют явную пассивность, хотя деньги

должны вноситься на специальные счета в судебных департаментах. Областные суды руководствуются соглашениями с казначейством. По РФ залоговых мер пресечения чуть более 1 тыс.

Перспективен и домашний арест, особенно в отношении несовершеннолетних. Практика его достаточно вялая, нет четкого порядка его исполнения, контролирующий орган не определен, хотя и закуплены уже электронные технологии, направленные на исключение возможностей нарушений установленных ограничений, эксперимент проводится.

Цена вопроса о мере пресечения достаточно велика, об этом свидетельствует и практика применения международного права, Европейского суда по правам человека и растущее количество постановлений, которые все чаще направляются федеральным и мировым судьям. При аресте и продлении его сроков должны учитываться реальные доказательства, необходимость соблюдения прав обвиняемого (подсудимого), предусмотренных ст. 3,5 и 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в т. ч. против пыток, бесчеловечного или уничтожающего достоинство обращения или наказания, носящих преднамеренный характер, причиняющих реальный физический вред, глубокие страдания психического, физического характера.

Проведенные обобщения судебной практики показали, что суды в основном правильно применяют ст. 46 Конституции РФ, ст. 125 УПК РФ, контролируя действия (бездействия) должностных лиц в досудебном производстве, гарантируя судебную защиту прав и свобод.

Федеральными и мировыми судьями рассмотрено 19222 представлений, ходатайств, жалоб против 17768 в 2007 г. с удовлетворением 70 % из них, против 73,6 %. За три последних года федеральные суды удовлетворили от 80 до 90 % подобных обращений, что свидетельствует как о востребованности судебной защиты, так и о реальном получении ее в этой сфере уголовного судопроизводства.

В связи с постановлением Пленума Верховного суда РФ от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ» предлагается тща-

тельно изучить даваемые рекомендации, что дает возможность исключить неясности, а порой и нарушения требования закона в этой стадии, устранить из практики злоупотребления правом. Выяснять, не завершено ли предварительное расследование по делу, выносить постановления об отказе в принятии жалобы к рассмотрению в связи с тем, что дело направлено в суд для рассмотрения по существу. Разъяснять одновременно заявителю, что вопросы признания незаконными решений и действий (бездействий) должностных лиц на стадии досудебного производства он вправе поставить перед судом в ходе судебного разбирательства, а также при рассмотрении дела судом апелляционной или кассационной инстанции. Факты непонимания этих требований порой возникали в разных регионах области, в т. ч. по г. Мичуринску, где по этому вопросу дано уже сотни разъяснений, которые воспринимаются неадекватно даже депутатом городской думы. Количество жалоб в порядке ст. 125 УПК РФ растет, их было 728 против 575 в 2007 г., а удовлетворяемость несколько снизилась с 34 до 29 %, что свидетельствует о необоснованности большинства из них.

В области судами оправдывается меньше лиц. Это может свидетельствовать об улучшении качества предварительного следствия и дознания, усилении прокурорского надзора на стадиях возбуждения дел, их расследования, утверждения обвинительного заключения (акта) в частности. В истекшем году ими отменено более 400 незаконных постановлений о возбуждении уголовных дел и несколько больше возвращено некачественно расследованных дел. В этом путь к эффективности в целом, уменьшению необоснованных осуждений.

Трудно переоценить положительное влияние на процесс эффективности правосудия суда присяжных. По данным Верховного суда РФ с 1993-2008 гг. этими судами рассмотрено более 5700 дел - на 11 тыс. 500 человек, ежегодно в среднем около 20 % обвиняемых заявляет такое ходатайство. Уроки состязательности, предварительных слушаний, допустимости доказательств и другие демократические формы судопроизводства дали суды присяжных, отсюда растет и качество следствия, повышается подготовка прокуроров, адвокатов, судей, тысяч граждан в

качестве присяжных, представляющих гражданское общество, поддерживаемых и общественными палатами.

В среднем ежегодно 18 % обвиняемых присяжные РФ оправдывают, в истекшем 25 %, из них 26 % оправдательных приговоров отменяется. В областной суд поступило за год 7 дел на 10 лиц с ходатайствами о рассмотрении судом присяжных. Фактически рассмотрено ими 6 дел на 9 человек. Оправдано 1 лицо. Можно сказать, что «растение это дорогое, корни у него глубокие, надо за ними ухаживать, пока не окрепнут». По данным некоторых исследований наблюдается рост предельного возраста присяжных. 57 % -это граждане от 44 до 60 лет, от 50 до 60 лет -

43,6 %, но от 25 до 31 года - лишь 1,9 %, растет число безработных, пенсионеров с 17 % до 23,5 %, граждан с высшим образованием с 22 % до 29 %, примерно третья часть - рабочие, охранники. Представляется положительным опыт Рязанского областного института развития образования на основе Санкт-Петербургского Центра гражданского и правового образования «Живое право», который предполагает организацию знакомства учащихся с 9 классов с миром юридических профессий, судоустройством, механизмами судебной защиты своих прав. Они «вживую» извлекают уроки из дел, процедур, суждений по наказаниям, присяжным.

Положительным примером в этом направлении был кадетский корпус г. Тамбова, это позволит последовательно, своевременно развивать нравственно-правовую культуру, разумную правовую подготовку граждан.

ОРГАНИЗАЦИОННОПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ, ЭТИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ

Полностью разделяем убеждения Президента РФ, высказанные в Послании Федеральному Собранию, Всероссийскому съезду судей, о растущей ответственности вновь сформированного полноценного судейского корпуса, помощников судей, специалистов, тщательной отладке самого механизма правосудия, дальнейшей модернизации законодательства о суде и о зависимости реализации идеального законодательства и конституционной стратегии, заложенного в них

смысла от конкретных людей, от самих судей, его кадрового состава.

Общероссийская численность судей федеральных судов составила 23172 единицы, мировых - 7422, средний возраст 40-50 лет, от 25 до 30 - 4 %, 30-40 лет - 34 %. Схожая возрастная динамика 160 федеральных и 60 мировых судей судов общей юрисдикции области. Более детальный анализ структуры кадров их движения и причин дадут в выступлениях руководители судебного департамента, совета судей и квалификационной коллегии судей.

Судейский корпус без учета нормативов научно обоснованной нагрузки пополняется в районном звене за счет мировых судей, работников аппарата судов, прокуратуры, следственных подразделений, адвокатов, юрисконсультов и работников других организаций. Более 70 % судей имеют большой опыт работы при стаже 10-ти, 20-ти и более лет. Это в основном те, для кого защищать права и свободы стало не просто профессией, а призванием, выражением общественной совести в произносимом приговоре, судебном решении, буквально единицы из них обжалуются у более 50 % судей.

Тем не менее, очевидна необходимость, о чем говорил и Президент РФ на съезде судей, широкого привлечения в судебную систему образованных, высоконравственных, порядочных специалистов, вспомогательного персонала, оплата труда которых делала бы эти должности престижными.

За 7 лет в Российской академии правосудия повысили квалификацию более 45 тыс. судей, сотрудников аппаратов, положительно отмечаются качества судей нашей области, поступают благодарственные письма Верховного суда РФ, в частности за квалифицированное использование конференцсвязи в областном и других судах. Однако подготовка отстает еще от европейской, от современного понимания прав и свобод человека и гражданина, отражается на правосознании судей.

До 30 % желающих занять должность судьи не выдерживают квалификационного экзамена, не соответствуют современным стандартам борьбы с преступностью, базовым принципам.

В Государственную Думу РФ внесен проект закона о профессиональной подго-

товке судьи, впервые назначенного на должность, в виде обучения и стажировки продолжительностью до года с сохранением заработной платы, что дает дополнительные теоретические и практические навыки ведения процесса, судебной этики, подготовки процессуальных документов.

Особые трудности с высокой служебной нагрузкой, низким уровнем материального обеспечения, заработной платой аппарата судов. Не способствует это и кадровому росту.

Мы надеемся, что упрощение порядка первого наделения полномочиями судей, введение их аттестации, реорганизация института дисциплинарной ответственности и другие названные Президентом РФ меры позволят в полной мере обеспечить независимость, беспристрастность судей, более дифференцированный подход к оценке результатов работы.

С этой целью следует рассматривать и анализировать постоянно открытость, прозрачность правосудия, кадровой и дисциплинарной практик, доступность процессов и судебных решений. Принесет пользу и декларирование доходов. Под весь этот процесс подведена законодательная база по обеспечению прав граждан и организаций на информацию о судебной деятельности, расширяющая права граждан на доступ к информации, определяющая принципы взаимодействия со СМИ. Она имеет и антикоррупционную направленность.

Кстати, рассмотрение законом обусловленных дел в закрытом режиме тоже незначительно. Это 0,2 % по гражданским и 0,1 % по уголовным делам. Названный выше закон и эту практику откорректирует. Сегодня тоже есть реальная возможность выступить и проанализировать степень открытости, взаимодействия со СМИ.

Особую законодательную базу сегодня получают досудебные, непроцессуальные обращения по делам, осуществление аудиозаписей судебного заседания, создания приемных, что устранит непроцессуальное общение со сторонами до рассмотрения дела, исключит условия, способствующие коррупции.

Предстоит количественная и качественная реорганизация работы пресс-служб, интернет-сайтов, критериев эффективности печатных и электронных СМИ, встреч с журналистами, активности органов судейского

сообщества, чтобы представления о деятельности судебной системы не искажались. Возлагаются больше надежды на «Агентство правовой и судебной информации» в правовом воспитании и квалифицированной и своевременной информации.

Есть проблемы поддержания порядка в судах, с доставкой участников процесса, охраной помещений, финансированием судов, обеспечением судей жильем.

«Судебная власть, правильно устроенная, есть самая верная охрана законных прав и требований всякого, она содействует ограждению святости договоров, неприкосновенности прав каждого гражданина и неприкосновенности прав собственности во всех ее видах». Эти напутствия сенатора Поленова в XIX в. на открытии Рязанского окружного суда актуальны и сегодня, приоритетные направления закреплены в постановлении VII Всероссийского съезда судей на ближайшую и отдаленную перспективу.

«Сама история, - отметил Президент РФ Д.А. Медведев на съезде судей, - ожидания, надежды граждан, их стремление к справедливости, теснейшим образом связаны с вашим служением.

Ваша деятельность никогда не была и, очевидно, не будет простой. Во все времена она была и остается крайне ответственной и весьма трудной».

Сегодня еще нет четких стандартов судебной независимости. Совет Европы их пытается разработать. Однако накопленный опыт работы, в т. ч. и наших ветеранов, фронтовиков, совесть, здравый смысл, законодательный комплекс антикоррупционных мер свидетельствуют о том, что судейская независимость заключается, прежде всего, в повышении доверия и уважении граждан к судебной власти. Этому, безусловно, способствует уровень развития правосознания, уважения к праву, судебному статусу, заинтересованности в этом процессе других ветвей власти. Верховенство права невозможно без независимого правосудия, которое не является личной привилегией судьи, а только гарантией права граждан на беспристрастную судебную защиту в справедливой судебной процедуре с балансом независимости и ответственности судей.

Поступила в редакцию 2.03.2009 г.

Nazarov V.V. Questions of efficiency, fairness and availability of justice of the region following the results of 2008, lessons and prospects. In the article questions of efficiency, fairness and availability of justice of the Tambov region are reflected following the results of 2008.

Key words: court; control; civil, administrative, criminal law.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.