3. Aaron Sams, Jonathan Bergmann. Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Every Day, 2012. 120 p.
4. Точилкина К. Б. Использование технологии «Перевернутого обучения» на занятиях по иностранному языку. Практический опыт. [Электронный ресурс]. URL: http://euroasia-science.ru/pedagogicheskie-nauki/ispolzovanie-texnologii-perevyornutogo-obucheniya-na-zanyatiyax-po-inostrannomu-yazyku-prakticheskij-opyt (дата обращения: 12.05.2017)
5. Серегина Е. А. Реализация технологии «Перевернутый класс» с помощью инструментов Веб 2.0 при изучении нового материала по дисциплине «Иностранный язык» [Электронный ресурс]. URL: http://www.gramota.net/ materials/2/2017/3-1/60.html (дата обращения: 15.07.2017).
6. Велединская С. Б., Дорофеева М. Ю. Смешанное обучение: секреты эффективности // Высшее образование сегодня. 2014. № 8. С. 8-13.
7. Курвитс М., Курвитс Ю. Модель «Перевернутый класс». Что переворачиваем? //Управление школой. 2014. № 7/8. С. 38-40.
8. Литвинова С. Г. Технология «Перевернутое обучение» в облачно ориентированной учебной среде как компонент развития медиаобразования в средней школе [Электронный ресурс] // Медиасфера и медиаобразование: специфика взаимодействия в современном социокультурном пространстве : сб. ст. URL: http://www.institutemvd.by/components/com_ chronoforms5/chronoforms/uploads/20160415110548_Litvinova.pdf (дата обращения: 15.07.2017).
References
1. Federal state educational standard of basic general education [Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart osnovnogo obshhego obrazovanija]. Ministry of Education and Science of the Russian Federation. Moscow: Prosveshhenie, 2011. (In Russian).
2. Vasileva T. S. FSES of a new generation on the requirements for learning outcomes // Theory and practice of education in the modern world: materials of the IV International Scientific Conference (St. Petersburg, January 2014). [Teorija i praktika obrazovanija v sovremennom mire : materialy IV Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii (g. Sankt-Peterburg, janvar' 2014 g.).]. St. Petersburg: Zanevskaja ploshhad', 2014. P. 74-76. (In Russian).
3. Aaron Sams, Jonathan Bergmann. Flip Your Classroom: Reach Every Student in Every Class Every Day, 2012. 120 p. (Translated from English).
4. Tochilkina K. B. Using the technology of "Inverted Learning" in the classroom on foreign language. Practical experience [Ispol'zovanie tehnologii "Perevernutogo obuchenija" na zanjatijah po inostrannomu jazyku. Prakticheskij opyt]. Available at: http://euroasia-science.ru/pedagogicheskie-nauki/ispolzovanie-texnologii-perevyornutogo-obucheniya-na-zanyatiyax-po-inostrannomu-yazyku-prakticheskij-opyt (accessed 05.12.2017) (In Russian).
5. Seregina E. A. Implementation of the technology "Inverted class" with the help of Web 2.0 tools in the study of new material on the discipline "Foreign Language" [Realizacija tehnologii «Perevernutyj klass» s pomoshh'ju instrumentov Veb 2.0 pri izuchenii novogo materiala po discipline "Inostrannyj jazyk"] Available at: http://www.gramota.net/materials/2/2017/3-1/60.htmi (accessed 15.07.2017). (In Russian).
6. Veledinskaya S. B., Dorofeeva M. Yu. Mixed training: secrets of efficiency. Higher education today [Vysshee obrazovanie segodnja]. 2014. № 8. P. 8-13. (In Russian).
7. Kurvits M., Kurvits J. Model "Flipped classroom". What are we flipping? Management of school [Upravlenie shkoloj]. 2014. № 7/8. P. 38-40. (In Russian).
8. Litvinova S. G. "Inverted Learning" technology in the cloud-oriented learning environment as a component of the development of media education in secondary schools. Mediosphere and media education: the specifics of interaction in the modern sociocultural space: a collection of articles [Mediasfera i mediaobrazovanie: specifika vzaimodejstvija v sovremennom sociokul'turnom prostranstve : sbornik statej]. Available at: http://www.institutemvd.by/components/com_chronoforms5/chronoforms/ uploads/20160415110548_Litvinova.pdf. (accessed: 15.07.2017). (In Russian).
УДК/uDC 373.5:316.3 О. Р. Нерадовская
O. Neradovskaya
ОТКРЫТОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ШКОЛЫ И ОБЩЕСТВА: ОПЫТ СУБЪЕКТНОЙ ИНИЦИАТИВЫ
OPEN COMMuNICATION OF SCHOOL AND SOCIETY:
subject initiative experience
Введение. В настоящее время на уровне общего образования наблюдается ориентация на закрытость информации о деятельности учреждения, усиление конкуренции, отсутствие реальных неформальных связей между участниками образовательных отношений. В сфере образования необходима работа по формированию открытого образовательного пространства взаимодействия школы и общества, осмысление качественных характеристик данной деятельности.
Цель статьи — методическое обоснование инициативы школы по организации взаимодействия в интеграции и кооперации ресурсов различных субъектов.
Методология. Работа проводилась с применением системно-деятельностного и полисубъектного подходов. В качестве ключевых методов использовались анализ, синтез, систематизация и обобщение педагогического опыта, проектирование и др.
Результаты. Выделены и описаны особенности взаимодействия участников образовательных отношений в интеграции и кооперации ресурсов в рамках школьно-университетского партнерства. Показан пример образовательного события международного уровня, способствующего непрерывному развитию профессионализма работников системы образования, эффективному применению деятельностных технологий, выявлению и распространению передового педагогического опыта.
Заключение. Автором предложено методическое обоснование инициативы общеобразовательного учреждения по обмену лучшими педагогическими практиками специалистов различных уровней образования.
Introduction. At the present time at the level of general education, there is orientation towards protection of the information about institution activity, increased competition, absence of real informal relationships between educational attitudes participants. In the sphere of education, it is necessary to work on the formation of an open educational space for interaction between school and society, and the comprehension of the qualitative characteristics of this activity.
The purpose of the article is the methodological substantiation of the school initiative to organize interaction in integration and cooperation of various subjects' resources.
Materials and Methods. The work was carried out using the system-activity and polysubjective approaches. Analysis, synthesis, systematization and generalization of pedagogical experience, design, etc. were used as the key methods.
Results. We singled out and described the features of the educational attitudes participants' interaction in the integration and cooperation of resources within the framework of the school and university partnership. Shows the implementation of the educational event of international level that promotes the continuous development of the education system workers' professionalism, the effective realization of activity technologies, and the identification and dissemination of best pedagogical activity practices.
Conclusions. The author offers a methodical substantiation of the general educational institution initiative for the exchange of the best pedagogical practices of various levels of education specialists.
Ключевые слова: открытое образовательное пространство, общеобразовательное учреждение, субъектная позиция, неформальные профессиональные сообщества.
Keywords: open educational system, general education institution, subject position, informal professional communities.
В настоящее время тема взаимодействия школы и общества все чаще становится предметом исследовательского внимания, затрагивает совместные интересы специалистов системы общего, профессионального и дополнительного образования, общества и государства в целом. Особенности взаимодействия участников отношений в сфере образования рассматриваются в работах Г Н. Прозументовой, О. Н. Ридигер, А. А. Черечукина, Е. А. Румбешты, М. А. Червонного, Е. Н. Ковалевской, А. В. Курьянович и других исследователей [1; 4; 7; 8]. При этом авторы отмечают необходимость определения специфики обозначенного процесса.
Выделим ряд характеристик, отражающих особенности взаимодействия участников образовательных отношений. Во-первых, открытость является качественной характеристикой, отражающей искренность отношений, эмпатийность, готовность к пониманию, обсуждению, свободе инициирования, принятию многообразия существующих практик. Во-вторых, одной из ключевых характеристик выступает сетевой характер, дающий возможность взаимной дополнительности ресурсов участвующих субъектов. Инструментами такого взаимодействия являются интеграция и кооперация. Однако в настоящее время многие субъекты ориентированы на конкуренцию в отношениях. Отметим, что только интеграция и кооперация позволяют выстроить территорию диалога. Подтверждением тому служит научное обоснование идеи эффективности кооперации по сравнению с конкуренцией выдающего ученого П. А. Кропоткина [9].
В развитии продуктивных отношений важная роль отводится позиции участников. Позиция исполнителя (административных инициатив) вызывает скрытое сопротивление у самих участни-
ков. Позиция организатора-участника, субъектная инициатива, личная включенность способны создать открытое пространство для взаимодействия. Такие участники способны поддерживать поиск и инициативу в образовании.
Цель данной статьи — методическое обоснование инициативы школы по организации взаимодействия в интеграции и кооперации ресурсов различных субъектов. Мы рассматриваем опыт субъектной инициативы отдельной школы (МБОУ «СОШ № 78» г. Северска Томской области) по обмену лучшими образовательными практиками в вопросах реализации деятельностных технологий [5]. Так, по инициативе школы и при поддержке Национального исследовательского Томского политехнического университета, Томского государственного педагогического университета, Томского университета систем управления и радиоэлектроники, а также участии представителей России, Финляндии, Чехии, Польши, Германии 30-31 марта 2017 года МБОУ «СОШ № 78» был проведен I Международный фестиваль идей «Реализация образовательных технологий деятельностного типа: задачи, подходы, перспективы». В качестве участников здесь выступают обучающиеся, дошкольники, их родители, работодатели, специалисты учреждений общего, высшего и дополнительного образования.
Цель фестиваля — создание условий для эффективной реализации образовательных технологий деятельностного типа на международном уровне. Он способствовал выявлению и распространению эффективных практик, содействию формирования банка данных по обозначенной теме события, привлечению внимания педагогического сообщества к отечественному и международному опыту.
В связи с этим целесообразно использовать системно-деятельный и полисубъектный подходы, аналитико-синтетические методы, проектирование в работе, позволяющие выстроить эффективную систему взаимодействия сразу нескольких субъектов различных уровней образования, выделив ключевые позиции и элементы.
Фестиваль объединил инновационные идеи участников различных уровней образования: общего, профессионального, дополнительного. Это позволило представить их в виде единой развивающейся последовательности отношений: семья ^ детский сад ^ школа ^ вуз (ПОО) ^ работодатель. Подобная взаимообусловленность способна порождать эффективные системные отношения, работающие не только на повышение качества образования, но и на успешную социализацию будущего поколения.
В работе фестиваля были предусмотрены различные формы деятельности (участие в событии без выступления, с выступлением, представление материалов в рамках выставки фестиваля, публикация материалов), нацеленные на практико-ориентированный формат общения (например: мастер-класс, деловая игра, квест, лабораторная работа и др.).
Открытие фестиваля началось с установочной части — пленарного заседания, позволяющего продемонстрировать как отечественный, так и международный опыт. С зарубежными коллегами общение осуществлялось удаленно, через онлайн-трансляцию.
Две открытых площадки по технологии «Дебаты» (для обучающихся 10-х классов и педагогических работников) актуализировали потребность в формировании коммуникативных навыков, умения аргументированно отстаивать свою точку зрения, системно мыслить. Турнир дебатов школьников 10-х классов проходил в формате дебатов Госкорпорации «Росатом», ФГУП «ЦНИИАтоминформ» по теме «Использование атомной энергетики в мирных целях безопасно для цивилизации». Турнир дебатов педагогов организован в формате дебатов Карла Поппера по теме «Технологии деятельностного типа — эффективный результат».
Работа научных лабораторий для дошкольников и обучающихся 1-9-х классов была направлена на формирование компетенций по реализации проектно-исследовательской деятельности. Наибольший интерес педагогов вызвали деятельность третьей и четвертой открытых площадок, работа которых была посвящена реализации информационно-коммуникационных технологий, образовательной робототехнике, технологиям проектно-исследовательской деятельности. На наш взгляд, это обусловлено внутренней готовностью, наличием определенного опыта и наработанного материала по предложенным тематикам площадок, позволившим эффективно осуществить обмен идеями и педагогическими находками.
Данное образовательное событие стало возможным, как мы упоминали выше, благодаря инициативе одного из субъектов — школы. Зачем сегодня школе подобные инициативы? Всем известен объем нагрузки учительского и административного корпуса общеобразовательных учрежде-
ний. Свидетельством тому служат рекомендации Минобрнауки России и Общероссийского профсоюза образования по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей [6].
По мнению Г Н. Прозументовой, именно инициативная деятельность самих педагогов (а не указания вышестоящих работников) способствует раскрытию инновационного потенциала, повышению качества образования [4]. Важным моментом при этом являются особенности организации работы команды обозначенного события. Потребность в данном событии одновременно озвучили педагогическому коллективу несколько специалистов, которые вошли в инициативную группу (неформальное профессиональное сообщество) по его организации и проведению. Затем обозначенное сообщество профессионалов на первой встрече определило ключевые темы, формы и виды работы, составили план, распределили роли. Интересно, что деятельность сообщества была организована при учете фасилитирующих факторов, способствующих эффективной организации труда [3]. При этом участники сообщества обращали особое внимание на две группы факторов: прямые (мотивационные, параметрические, социально-психологические, творческие факторы, развитость системы социального партнерства, уровень формализации и т. д.) и косвенные (факторы сферы экономики и политики, факторы новации, а также социокультурные и событийные). Например, слабо развитая система социального партнерства открывала новые перспективы в работе с другими субъектами, а событийные факторы позволяли правильно планировать время и содержание фестиваля. Основными результатами работы неформального профессионального сообщества стали интеграция и кооперация ресурсов участников фестиваля по использованию технологий деятельностного типа в образовательной практике. Это означает, что, во-первых, деятельность неформального профессионального сообщества направлена на обогащение практики участников, развитие их субъектной позиции, обеспечивающей постоянную рефлексивную оценку происходящих изменений в профессиональном мировоззрении педагога. Во-вторых, синергети-ческий эффект такой инициативы способствует развитию профессионализма участников события, педагогической практики в целом [2, с. 178]. В-третьих, отлаженные механизмы организации деятельности неформальных профессиональных сообществ позволяют интегрировать образовательные результаты работы в содержание формального образования (работа профессиональных сообществ в системе повышения квалификации и профессиональной переподготовки).
Отметим сегодня активное становление инициативных и эффективных профессиональных команд, а также индивидуальных образовательных профилей общеобразовательных учреждений, в которых работают участники, заинтересованные в проявлении потенциала открытого взаимодействия.
Литература
1. Ковалевская Е. Н., Курьянович А. В., Мисякова Т. А. Формирование проектных компетенций студентов-филологов в практике взаимодействия вуза и школы //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 10 (175). С. 114-120.
2. Матвеева Е. Ф. Современные мировые тенденции в системе подготовки и повышения квалификации учителей в Гонконге //Профессиональное образование в России и за рубежом. 2017. № 2 (26). С. 175-180.
3. Нерадовская О. Р. Влияние фасилитирующих факторов на деятельность неформальных профессиональных сообществ специалистов дошкольного образования // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2016. № 5 (170). С. 83-88.
4. Прозументова Г. Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ: эмпирические модели //Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 358. C. 182-187.
5. Прорывное событие [Электронный ресурс]. URL: http://sev-school78.edu.tomsk.ru/page/5/ (дата обращения: 05.04.2017).
6. Рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей [Электронный ресурс]. URL: http://docs. cntd.ru/document/420359174 (дата обращения: 07.05.2017).
7. Ридигер О. Н., Черечукин А. А. Взаимодействие школы и семьи в экологическом воспитании школьников // Сибирский учитель. 2012. № 6 (85). С. 82-84.
8. Румбешта Е. А., Червонный М. А. Использование потенциала взаимодействия вузов и профильных школ г. Томска для повышения качества обучения физике // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2012. № 358. С. 191-194.
9. Фигуровская Н. К. Кропоткин о кооперации //Проблемы современной экономики. 2012. № 3 (43). С. 374-378.
References
1. Kovalevskaya E. N., Kuryanovich A. V., Misyakova T. A. Formation of students-philologists project competence in the practice of interaction between the university and the school. E. N. Kovalevskaya. Tomsk statte pedagogical university bulletin [Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta]. 2016. № 10 (175). P. 114-120. (In Russian).
2. Matveeva E. F. Modern world trends in the system of training and professional development of teachers in Hong Kong. Professional education in Russia and abroad [Professionalnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom]. 2017. № 2 (26). P. 175-180. (In Russian).
3. Neradovskaya O. R. The influence of facilitation factors on the activities of informal professional communities of specialists in preschool education. Tomsk state pedagogical university bulletin [Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta]. 2016. № 5 (170). P. 83-88. (In Russian).
4. Prozumentova G. N. Potential interaction between universities and schools: empirical models. Tomsk state pedagogical university bulletin [Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta]. 2012. № 358. P. 182-187. (In Russian).
5. Breakthrough event [Proryvnoe sobytie]. Available at: http://sev-school78.edu.tomsk.ru/page/57. (accessed 05.04.2017). (In Russian)
6. Recommendations for reducing and eliminating teachers' redundant reporting [Rekomendacii po sokrashheniju i ustraneniju izbytochnoj otchetnosti uchitelej]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/420359174. (accessed 07.05.2017). (In Russian).
7. Ridiger O. N., Cherechukin A. A. Interaction between school and family in the ecological education of schoolchildren. Siberian teacher [Sibirskiy uchitel]. 2012. № 6 (85). P. 82-84. (In Russian).
8. Rumbeshta E. A. Chervonnyy M. A. Using the potential of interaction between universities and specialized schools in Tomsk to improve the quality of teaching physics. Tomsk state pedagogical university bulletin [Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta]. 2012. № 358. P. 191-194. (In Russian).
9. Figurovskaya N. K. Kropotkin about cooperation. Problems of modern economy [Problemy sovremennoy ekonomiki]. 2012. № 3 (43). P. 374-378. (In Russian).
ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТНОЙ ПОЗИЦИИ РОДИТЕЛЕЙ В ТРИАДЕ «ПЕДАГОГ - РОДИТЕЛЬ - РЕБЕНОК» В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
FORMATION OF PARENTS' SUBJECT POSITION IN A TRIAD "EDUCATOR - PARENT - CHILD" IN A CONTEXT OF PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION
Введение. К рассмотрению представлена проблема взаимоотношений педагогов дошкольных учреждений с семьями воспитанников. Цель статьи — предложить формы работы ДОУ и родителей в триаде «педагог — родитель — ребенок» на основе деятельностного подхода.
Методология. Деятельность педагогов осуществляется на основе проектного метода работы, в практической части использованы методы деятельностного подхода, для аналитической базы — методы математической статистики и психометрического тестирования.
Результаты: дети стали проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, а также привлекать своих родителей к жизни группы; родители активизировали свою деятельность в рамках триады «педагог — родитель — ребенок», «точечно» проявляя субъектную позицию (собственную инициативу), повысили компетентность в воспитании детей с первой младшей до подготовительной к школе групп, укрепили отношения с детьми; педагоги определили условия и выработали поэтапную стратегию деятельности по формированию субъектной позиции у родителей нового набора воспитанников на более ранних этапах взаимодействия в триаде.
Заключение. Авторами отмечается, что признаки субъектности определяется четкими характеристиками (инициативой, деятельностью по ее реализации и результативностью), а проявление продуктивных инициатив родителей и членов их семей в отношении дошкольного образовательного учреждения возможно только при наличии субъектной позиции всех участников образовательных отношений в триаде «педагог — родитель — ребенок».
Introduction. The article presents for consideration the problem of the relationships between educators of pre-school educational institutions and pupils' families. The aim of the article is to familiarize the pedagogical community with work experience in the context of a long-term project on the formation of parents' position not just as an active object but also as a subject of educational process.
УДК/UDC 373.2
Я. А. Плачкова, Ю. В. Толмачева
Y. Plachkova, Y. Tolmacheva