Научная статья на тему 'Открытое образовательное пространство как ресурс инновационного университета'

Открытое образовательное пространство как ресурс инновационного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Открытое образовательное пространство как ресурс инновационного университета»

неязыковых дисциплин, поэтому необходимо выстраивать инфраструктуру оказания переводческой, лингвопедаго-гической и собственной языковой поддержки преподавателям УдГУ. Совершенствование системы управления иноязычным образованием в УдГУ, выбор приоритетных направлений научного развития в этой предметной области, определение вектора на повышение качества иноязычного образования будет положительно влиять на рейтинги университета и его культурное развитие.

Литература

1. Олейничева Е.Б. Иностранный язык как индикатор дифференциации студентов российских технических вузов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Новочеркасск, 2003.

2. Утехина А.Н. Дидактические основы разработки и применения профессионально-ориентированной технологии обучения студентов иностранному языку // Профессионально-ориентированные технологии в языковом образовании. - Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2008.

Зеленина Т. И., Баранова Н. А., Мифтахутдинова А. Н., Лаврентьев А. И., Малых Л. М., Тойкина О. В., Тройникова Е. В., Хакимов Э. Р.

ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК РЕСУРС ИННОВАЦИОННОГО УНИВЕРСИТЕТА

В преддверие юбилея университета ректоратом Удмуртского госуниверситета был объявлен конкурс проектов «80-летию УдГУ - 80 инновационных идей». Конкурс выявил значительное количество активных и заинтересованных в реализации своих идей преподавателей, сотрудников и студентов УдГУ. Все проекты были распределены по конкретным направлениям, на основе которых создавались мега-проекты. Среди них - проект «Открытое образовательное пространство как ресурс инновационного универ-

ситета». Проект был инициирован Научно-образовательным центром (НОЦ) «Инновационное проектирование в муль-тилингвальном образовательном пространстве» и Учебно-методическим центром «УдГУ-Лингва», функционирующими на базе ИИЯЛ. К осмыслению проекта подключились представители других факультетов УдГУ. Инициативная группа изучила тематику конкурсных проектов и на основе идей, предложенных в индивидуальных и личных проектах, начала вырабатывать концепцию данного проекта.

Постановка проблемы

Приоритетная ориентация современного образования на модернизацию, повышение его эффективности и качества в сложившихся социально-экономических условиях требуют новых подходов к подготовке кадров с высшим образованием.

Отличительными характеристиками современного высшего образования являются: интенсивное использование в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), обеспечивающих равноправное приобретение и передачу знаний, свободный доступ к образовательным ресурсам, переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь»; развитие социальных и эмоциональных способностей и навыков обучающихся, индивидуализация процесса приобретения и передачи знаний. Одна из главных целей профессионального образования заключается в становлении субъекта профессиональной деятельности. Но проблема в том, что содержание и формы учебно-познавательной деятельности студента в вузе не соответствуют современному содержанию и формам профессиональной деятельности специалиста, компетентность которого проявляется в анализе производственной ситуации, в профессиональном поиске, постановке и решении производственных задач.

Данная ситуация актуализирует проявление целого ряда противоречий, которые в реальной образовательной практике проявляются между:

• потребностью общества в инициативных людях, способных действовать в ситуации неопределенности, и недостаточным уровнем готовности выпускников образовательных учреждений к самостоятельному решению различного рода проблем в изменяющемся мире;

• возрастающей потребностью работодателей и работников в качественном образовании, обеспечивающим реализацию их интересов и неудовлетворенностью как общества, так и личности современным образовательным процессом, в котором она, по преимуществу, рассматривается как объект педагогических воздействий, а также возрастающим разрывом между содержанием образования и потребностями сферы труда, определяемыми современными условиями жизни;

• многочисленными данными о возможности эффективного использования ресурса образовательного пространства университета для развития студента и отсутствием концептуальных основ, раскрывающих механизмы создания в вузе образовательной среды развивающего типа;

• необходимостью интенсивного вхождения будущего специалиста в среду профессионального общения, твор-ческо-деловых и межличностных контактов и отсутствием специальной работы кафедр по созданию сред личностно-профессионального развития, что обусловлено отсутствием научных представлений о структуре, функциях и условиях реализации личностно-развивающего потенциала образовательной среды на уровне кафедры, факультета, университета в целом;

• становлением информационного пространства высшей школы в связи с расширением использования новых информационных технологий и отсутствием исследований по вопросам проектирования и оценки влияния информатизации на становление нового качества образовательного пространства университета;

• наличием компетентностно-ориентированных, лич-ностно-развивающих образовательных комплексов и циклов, предлагаемых в образовании, и слабым использованием в них субъектного потенциала самого образуемого, актуализация которого должна быть обеспечена его самоопределением;

• качественно изменившимися требованиями общества, предъявляемыми к результатам труда педагогов, и их реальной готовностью к деятельности по достижению новых целей, обеспечивающих развитие способности учащихся к свободному и ответственному выбору, с одной стороны, и недостаточной разработанностью средств профессиональной деятельности педагога, призванного обеспечить достижение этого, с другой.

Сравнительный анализ выделенных противоречий приводит к пониманию целесообразности постановки вопроса о том, как можно эффективно использовать образовательное пространство университета с позиции конкретного студента как субъекта деятельности, который самостоятельно выбирает и осваивает ту часть образовательной среды, которая необходима ему как профессионалу для вхождения в общество в качестве свободной и ответственной личности.

Состояние высшего образования во многом зависит от социально-экономического положения страны и государственной политики в области образования. Эта политика, ориентированная на повышение эффективности и качества образования, отражена в ряде документов: законах «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», «Стратегии развития образования на 2006-2010 гг.», Федеральном законе № 232 от 24.10.2007 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приоритетном национальном проекте «Образование», «Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях» и др. Вместе с тем существуют ресурсы повышения

эффективности и качества профессионального образования внутри самой системы ВПО.

Значительный вклад в разработку проблем высшей школы внесли С.И. Архангельский, А.Г. Асмолов, Ю.К. Бабанский, В.П. Бездухов, В.П. Беспалько, А.А. Бондарь, А. А. Вербицкий, Е.Н. Жильцов, С.И. Зиновьев, Т.К. Клименко, Ю.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, B.C. Лед-нев, А.Г. Молибог, Н.Д. Никандров, A.M. Новиков, Ю.В. Сенько, Н.Ф. Талызина, А.В. Усова, Д.И. Фельдштейн, В. Д. Шадриков и другие ученые.

Вопросы теории управления в сфере образования рассмотрены в работах А.П. Аверьянова, В.Г. Афанасьева, Е.Г. Березняка, Д.М. Гвишиани, А.Е. Капто, В.П. Клочкова, Ю.А. Конаржевского, Н.В. Немовой, А.А. Орлова, В.П. Поташника, В.П. Симонова, В.А. Сластенина, В.П. Стреко-зина, Н.С. Сунцова, П.И. Третьякова, К.М. Ушакова, П.Т. Фролова, В.П. Худоминского, Т.И. Шамовой, Р.Х. Шкуратова и других авторов.

Работы Г.А. Бордовского, В.А. Гершунского, Ю.В. Громыко, Т.М. Давыденко, В.И. Загвязинского, В.А. Кальней, И.О. Котлярова, B.C. Лазарева, В.Л. Третьякова, Н.Р. Юсу-фбековой раскрывают проблемы управления инновационными процессами в образовательных учреждениях.

Исследование вопросов стандартизации и мониторинга образования, в том числе качества образования в высшей школе, связано с работами Г.А. Бордовского, 3.Д. Жуковской, И. А. Ивлиева, М. Ф. Королева, Н. Н. Решетникова, М.В. Рыжакова, Н.А. Селезневой, Г.Н. Серикова, С.Е. Ши-шова и др.

Вместе с тем анализ данных источников показывает, что на сегодняшний день практически отсутствует целостное теоретическое обоснование потенциальных возможностей образовательного пространства университета как ресурса качества профессиональной подготовки специалистов, что и позволяет сформулировать цель данного проекта.

Стратегическая цель проекта:

проектирование и реализация потенциальных возможностей образовательного пространства университета как ресурса повышения качества социально-профессиональной подготовки будущих специалистов.

Локальная цель проекта:

обоснование сущности образовательного пространства университета как педагогического феномена и создание на этой основе системы работы кафедр и других структурных подразделений по проектированию образовательной среды как ресурса социально-профессионального и личностного развития.

Задачи проекта:

1. Определение совокупности компетенций, исходя из социальной значимости, образовательной целесообразности и личных потребностей студента как основу готовности студента к успешной реализации своего образовательного потенциала в профессиональной, социальной и личностной сфере.

2. Разработка объективных критериев, оценочных показателей и механизмов определения уровня сформиро-ванности компонентов выявленной совокупности компетенций на разных этапах обучения.

3. Выделение сущностных характеристик открытого образовательного пространства инновационного университета и обоснование механизмов эффективного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

4. Создание системы научно-методического обеспечения эффективного использования ресурса открытого образовательного пространства.

5. Создание системы сопровождения (психолого-педагогического, информационного, технологического) преподавателей в новых условиях открытого образовательного пространства.

6. Создание службы поддержки студентов в условиях открытого образовательного пространства.

Методологические основания: гуманистическая парадигма культурологического типа, системный, средовой, контекстно-компетентностный, личностно-ориентирован-ный, деятельностный и культурологический подходы.

Содержание открытого образовательного пространства:

- Содержание готовности студента к профессиональной, социальной и личностной самореализации как результативно-целевая основа открытого образовательного пространства (компетенции, исходя из социальной значимости, образовательной целесообразности и личных потребностей студента).

- Содержание образовательной среды как отражение системы работы кафедр и других структурных подразделений, обеспечивающих профессиональную, социальную и личностную самореализацию студентов (конструирование содержание учебных курсов как проекта индивидуального образовательного маршрута студента, исходя из образовательной целесообразности и его личных потребностей).

- Содержание научно-образовательной деятельности студента и преподавателя, находящихся в условиях открытого образовательного пространства (алгоритм действий студента как проекта его индивидуальной образовательной программы и деятельности преподавателя).

Технологическое обеспечение проекта:

- создание инновационных междисциплинарных учебных курсов и проведение междисциплинарных исследований;

- введение активных технологий, инновационных методов, приёмов и форм обучения;

- введение технологий оценки качества образовательного процесса;

- обеспечение открытого доступа к информационным ресурсам открытого образовательного пространства.

Этапы реализации:

Первый этап - подготовительно-аналитический. Теоретический анализ состояния исследуемой проблемы, определение степени её теоретической разработанности в философской, педагогической, психологической и методической литературе, изучение опыта ее решения за рубежом; анализ заявленных образовательных проектов; изучение директивной, нормативной и программно-методической документации, а также опыта формирования конкурентоспособных выпускников в ходе педагогического процесса кафедр университета.

Второй этап - теоретико-проектировочный. Определение содержания основных понятий концепции открытого образовательного пространства. Внедрение локальных разработок и элементов концепции модели открытого образовательного пространства в образовательный процесс УдГУ.

Третий этап - разработка концепции содержания модели открытого образовательного пространства и на её основе стратегии проектирования образовательной среды как ресурса профессионально-личностного развития и саморазвития студентов.

Оценка качества функционирования открытого образовательного пространства:

- рефлексия сконструированной и реализованной модели открытого образовательного пространства, её модификация и адаптация, исходя их вновь складывающихся условий;

- мониторинг и диагностика освоенных способов деятельности студента;

- оценка качества образовательной среды в рамках созданного пространства.

Ожидаемые результаты:

- концепция реализации потенциальных возможностей открытого образовательного пространства инновационного университета;

- модель открытого образовательного пространства;

- совокупность компетенций как основы готовности студента к успешной реализации своего образовательного потенциала в профессиональной, социальной и личностной сфере;

- методика оценки сформированности компонентов совокупности компетенций на разных этапах обучения;

- созданные инновационные междисциплинарные учебные курсы;

- служба поддержки студентов в условиях открытого образовательного пространства;

- модель сопровождения (психолого-педагогического, информационного, технологического) преподавателей в новых условиях открытого образовательного пространства.

Условия реализации проекта:

Осуществление настоящего проекта потребует объединения усилий разных подразделений университета: административных структур вуза, структурных подразделений факультетов, прежде всего кафедр, научно-образовательных центров (НОЦ), научных школ и научных лабораторий, учебно-методических советов, учебных и ресурсных центров, общественных организаций, различных служб вуза.

Следовательно, эффективная реализация комплексного по своей сути проекта открытого образовательного пространства инновационного университета становится возможной при обеспечении необходимыми для этого ресурсами: мотивационными, кадровыми, материально-тех-

ническими, научно-методическими, организационными, финансовыми, нормативно-правовыми и информационными.

Касаткина Т. Ю.

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ МЕХАНИЗМА ПОЛИЛИНГВИЗМА

В эпоху глобализма многоязычный человек - это хранитель культурного наследия и страноведческих реалий, посредник между различными народами и этническими группами. В связи с этим возрастают требования к специалистам в области контактов с зарубежными партнерами в узкоспециальных сферах экономики, науки и образования. Владение одним или несколькими иностранными языками постепенно становится практически необходимой предпосылкой того, что человек сможет найти себе применение в сфере трудовой занятости и обеспечить необходимый уровень материального благосостояния.

Актуальность обучения на полилингвальной основе как базового компонента углубленного языкового образования определяется, прежде всего, всеобщей мировой тенденцией к интеграции в экономической, культурной и политической сферах, что в образовательной сфере обусловливает тенденцию к интеграции предметного знания, направленности на познание целостной картины мира.

С учетом этих тенденций обучение на полингвальной основе обеспечивает учащимся широкий доступ к информации в различных предметных областях, получение новой информации в соответствии с индивидуальными потребностями, возможности непрерывного образования, что, в свою очередь, создает дополнительные шансы конкурировать на общеевропейском и мировом рынке специалистов. Наряду с этим обучение на полингвальной основе способствует совершенствованию общей языковой подготовки и владению иностранными языками в специальных предметных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.