Научная статья на тему 'Открытое гуманитарное образование как условие формирования культурно-досуговой компетентности у обучающихся'

Открытое гуманитарное образование как условие формирования культурно-досуговой компетентности у обучающихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОТКРЫТОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ / OPEN EDUCATION / CULTURAL AND LEISURE COMPETENCE / STRUCTURAL AND FUNCTIONAL MODEL OF OPEN HUMANITARIAN EDUCATION / ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фуряева Татьяна Васильевна, Тислянкова Валентина Ивановна, Фуряев Евгений Адольфович

Введение. В современной ситуации интеграции и глобализации культуры, трансформации государственных учреждений, появления негосударственных (коммерческих и некоммерческих) культурно-досуговых организаций, развития индустрии досуга, появления новых форм культурно-досуговой самоорганизации необходимо пересмотреть содержание и организацию подготовки специалистов разных гуманитарных направлений к культурно-досуговой деятельности, которая признана как важная составляющая профессиональной деятельности педагога, специалистов по социально-культурной и социальной работе. Цель статьи – обсуждение теоретических и организационно-педагогических аспектов формирования культурно-досуговой компетентности в условии открытого высшего образования, опытно-экспериментальная работа по реализации соответствующей модели. Материал и методы. Работа выполнена с опорой на теоретические положения компетентностного и личностно-деятельностного подходов и использованием методов теоретического анализа, педагогического моделирования, анализа и обобщения практического опыта, педагогического эксперимента, анкетирования. Результаты и обсуждение. Кратко изложены результаты междисциплинарных исследований проблемы открытого образования, дана содержательная характеристика понятия культурно-досуговой компетентности как интегративного качества личности, проявляющегося в ее позитивном мотивационно-ценностном отношении к культурно-досуговой деятельности как составной части своей жизни и будущей профессиональной деятельности, в коммуникативных и проектировочных умениях организации культурно-досуговых практик как собственных, так и для разных участников. Представлена авторская модель открытого образования по ее формированию. Обоснованы и апробированы организационно-педагогические условия поэтапной реализации модели, заключающиеся в активизации рефлексивно-интерактивной работы обучаемых по углублению их представлений о культурно-досуговой деятельности, в расширении умений и навыков в учебном и внеучебном пространстве вуза, в обогащении коммуникативного опыта проведения культурно-досуговых акций, событий разного уровня вне вуза, в организации проектной деятельности по заказу государственных, негосударственных структур на предмет разработки и реализации новых городских культурно-досуговых практик для разных категорий населения (молодежи, уязвимых категорий граждан). Заключение. Реализация предлагаемой модели открытого образования обучаемых профессиональных направлений в вузе может выступать в качестве достаточного организационно-педагогического обеспечения профессионально-личностной готовности к культурно-досуговой деятельности, адекватной современным социально-культурным реалиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фуряева Татьяна Васильевна, Тислянкова Валентина Ивановна, Фуряев Евгений Адольфович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPEN HUMANITARIAN EDUCATION AS A CONDITION FOR FORMATION OF STUDENTS' CULTURAL AND LEISURE COMPETENCE

Introduction. The issue of formation of humanitarian students' cultural and leisure activities in the situation of integration and globalization of culture, transformation of public institutions, development of leisure industry, emergence of new forms of cultural and leisure self-organization is actualized. Material and methods. The results of interdisciplinary studies of the problem of open education are presented. The structural-functional model of open humanitarian education is characterized. The methods of modeling, pedagogical design, focus groups, interviewing, questionnaires, conversations and various diagnostic methods (Career Anchors, Value Orientations, Meaningful Life Orientations) were used. Results and discussion. The concept of cultural and leisure competence is interpreted as an integrative quality of an individual, manifested in its positive motivational value attitude to cultural and leisure activities, in the communicative and design skills of organizing cultural and leisure practices. The structure of the working concept is presented in the form of three components: value motivational, communicative and design. The content of the three stages of cultural and leisure competence formation is described: analytical (stage of immersion and meeting with cultural and leisure reality), technological-mastering various technologies of cultural and leisure activities with a predominance of communication samples in the framework of current actions and events; transformative stage is focused on gaining experience in transforming urban cultural and leisure reality. Conclusion. The final test to identify the dynamics in the levels of formation of cultural and leisure competence of humanitarian students showed that the greatest positive changes occurred in the communicative and design components.

Текст научной работы на тему «Открытое гуманитарное образование как условие формирования культурно-досуговой компетентности у обучающихся»

УДК 379.81

00! 10.23951/1609-624Х-2019-3-77-85

ОТКРЫТОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ

Т. В. Фуряева1, В. И. Тислянкова2, Е. А. Фуряев

1 Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева, Красноярск

2 Благотворительный фонд культурных инициативМ. Прохорова, Красноярск

3 Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск

Введение. В современной ситуации интеграции и глобализации культуры, трансформации государственных учреждений, появления негосударственных (коммерческих и некоммерческих) культурно-досуговых организаций, развития индустрии досуга, появления новых форм культурно-досуговой самоорганизации необходимо пересмотреть содержание и организацию подготовки специалистов разных гуманитарных направлений к культурно-досуговой деятельности, которая признана как важная составляющая профессиональной деятельности педагога, специалистов по социально-культурной и социальной работе.

Цель статьи - обсуждение теоретических и организационно-педагогических аспектов формирования культурно-досуговой компетентности в условии открытого высшего образования, опытно-экспериментальная работа по реализации соответствующей модели.

Материал и методы. Работа выполнена с опорой на теоретические положения компетентностного и лич-ностно-деятельностного подходов и использованием методов теоретического анализа, педагогического моделирования, анализа и обобщения практического опыта, педагогического эксперимента, анкетирования.

Результаты и обсуждение. Кратко изложены результаты междисциплинарных исследований проблемы открытого образования, дана содержательная характеристика понятия культурно-досуговой компетентности как интегративного качества личности, проявляющегося в ее позитивном мотивационно-ценностном отношении к культурно-досуговой деятельности как составной части своей жизни и будущей профессиональной деятельности, в коммуникативных и проектировочных умениях организации культурно-досуговых практик как собственных, так и для разных участников. Представлена авторская модель открытого образования по ее формированию. Обоснованы и апробированы организационно-педагогические условия поэтапной реализации модели, заключающиеся в активизации рефлексивно-интерактивной работы обучаемых по углублению их представлений о культурно-досуговой деятельности, в расширении умений и навыков в учебном и внеучебном пространстве вуза, в обогащении коммуникативного опыта проведения культурно-досуговых акций, событий разного уровня вне вуза, в организации проектной деятельности по заказу государственных, негосударственных структур на предмет разработки и реализации новых городских культурно-досуговых практик для разных категорий населения (молодежи, уязвимых категорий граждан).

Заключение. Реализация предлагаемой модели открытого образования обучаемых профессиональных направлений в вузе может выступать в качестве достаточного организационно-педагогического обеспечения профессионально-личностной готовности к культурно-досуговой деятельности, адекватной современным социально-культурным реалиям.

Ключевые слова: открытое образование, культурно-досуговая компетентность, структурно-функциональная модель открытого гуманитарного образования, организационно-педагогические условия реализации.

Введение балкиной. Г. Н. Прозументовой и др. [1-6]. Инте-

Учитывая личностную и профессиональную рес к осмыслению самого понятия и практики от-

значимость проблемы организации и самооргани- крытого образования проявляется как в современ-

зации досуга в современных условиях значитель- ной педагогической теории, так и в инновативной

ной трансформации социальной и культурной жиз- образовательной реальности [2, 7-10]. Примени-

ни, развития индустрии досуга, появления новых тельно к школе речь идет о таком образовании, в

форм культурно-досуговой самоорганизации, авто- котором преодолевается школьный контекст, сфор-

ры обратились к идеям открытого образования как мированный системой традиционного образова-

основания для поиска путей ответа на новые вызо- ния. Этот смысл на сегодняшний день объединяет

вы. В российской науке опыт разработок откры- различные исследовательские группы, которые

того образования строится на основе концепту- предлагают часто диаметрально противоположные

альных идей психологов, философов, педагогов подходы относительно того, каким образом и за

А. Н. Леонтьева, В. В. Давыдова, Г. П. Щедровиц- счет чего происходит процесс формирования от-

кого, И. Д. Фрумина, Б. Д. Эльконина, В. В. Мацке- крытого образования, по-разному раскрывают само

вича, В. П. Зинченко, Т. М. Ковалевой, Н. В. Ры- содержание принципа открытости. При анализе

понятия открытого образования многие ученые обращаются к таким характеристикам, как системность, интегративность, значительную протяженность во времени и пространстве и др. (А. А. Ани-симов, В. И. Байденко, С. А. Безнасюк, А. М. Бер-шадский, В. И. Бойко, Ю. Вайс, В. В. Вержбицкий, Б. А. Виноградов, В. П. Дёмкина и др.). Для нас особый интерес представляют исследования Т. М. Ковалевой, которая в связи с разными запросами субъектов, их возможностями, контекстами образовательного процесса выделяет три аспекта: информационный, социальный и антропологический [1].

В системе дистанционного образования главная цель открытого образования заключается в формировании у обучаемых умения жить в информационном обществе и использовать все его возможности. В социальном контексте открытое образование обсуждается в неразрывной связи со становлением открытого общества. В этом случае главной целью открытого образования является умение жить в мире, где сосуществуют на паритетных началах разные культуры, присутствуют разные логики и разные типы мышления. Основными качествами при этом становятся толерантность, коммуникативность, в частности умение слушать собеседника, понимать другую точку зрения, строить диалог, работать в группе и т. д. В связи с этим при организации открытого образования акцент делается на активное использование открытых социальных технологий воссоздания демократического уклада, гражданского общества (дебаты, школьный парламент, гражданский форум и т. п.). Открытое образование в антропологическом контексте представляется как пространство возможных ресурсов для собственного образовательного движения всех субъектов. Главная цель такого открытого образования состоит в том, чтобы научить человека максимально использовать различные ресурсы для построения собственной образовательной программы. Именно он, а никто другой, являясь заказчиком на свое образование, сам проектирует содержание своего образования и сам несет ответственность за возможные риски.

Значительный интерес для данного исследования представляют результаты философских исследований А. А. Попова, изложенные в его монографии «Открытое образование: философия и технологии». В ней автор достаточно убедительно показывает, что «организация образовательной деятельности в форме изолированного социокультурного института, назначением которого является трансляция культуры и подготовка человека к жизни, не отвечает структуре и вызовам современной ситуации. Альтернативой является организация образовательной деятельности как практики разви-

тия человеческого потенциала в форме открытого социокультурного института (открытого образования), интегрирующего различные формы деятельности, обеспечивающие развитие целостных антропологических характеристик, появление условий для формирования современной, открытой и рефлексивной картины мира, индивидуальных образовательных и жизненных стратегий» [11, с. 14].

Анализ разных позиций по поводу организации открытого образования будет неполным, если не обратиться к научной школе Г. Н. Прозументовой, которая видит открытость в совместном участии инновационных школ и вузов в образовательном процессе, в разнообразии сложившихся линий взаимодействия. Она приводит широкий спектр этих линий: от преподавания отдельных предметов и дисциплин учеными в школах до их прямого участия в организации инновационной, проектной, исследовательской деятельности в школах. При этом речь идет не только о разнообразии направлений взаимодействия, но и о разнообразии функций, ролевых позиций ученых и учителей в этом взаимодействии. Преподаватели вузов в школах выступают в качестве ученых, исследователей, консультантов, экспертов, руководителей проектных групп, а учителя становятся исследователями, преподавателями в вузах, участниками повышения квалификации. Организация открытого пространства, основанного на совместном действии и сетевом взаимодействии, позволяет создать условия для развития деятельности образовательного учреждения. Это означает смену масштаба и изменения границ действия; изменение форм представления результатов деятельности (обучающегося и преподавателя); появление новых позиций в организации образовательного процесса; внедрение новых образовательных и информационных технологий; увеличение количества направлений взаимодействия через включение в образовательную работу представителей других сфер деятельности - бизнеса, промышленности, социальной сферы и др.; разработку технологий поиска партнеров и других сетевых ресурсов [3]. Последнее имеет особое значение при подготовке специалистов (бакалавров) для культурно-досуговой деятельности, которая в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом педагога отнесена к важнейшим сферам его профессиональной деятельности помимо познавательной, гражданско-общественной, социально-трудовой и бытовой.

Стратегия модернизации содержания общего образования определяет культурно-досуговую компетентность как совокупность умений человека выбирать пути и способы использования своего времени, культурно и духовно его обогащающих. Анализ ФГОС по направлению «Социально-куль-

турная деятельность» (от 11.08.2016) свидетельствует о включении культурно-досуговых аспектов в содержание социально-культурной деятельности. Описание трудовых функций, связанных с оказанием социального обслуживания, реабилитационной помощи уязвимой категории граждан, в профессиональных стандартах в области социальной сферы «Специалист по социальной работе», «Специалист по реабилитационной работе» (2014) также включает использование различного рода досу-говых технологий [12].

Материал и методы

В исследовании приняли участие обучающиеся разных университетов и разных гуманитарных направлений: Сибирский федеральный университет (СФУ), направление подготовки «Социально-культурная деятельность», 85 человек; Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, направление подготовки «Социальная работа», 60 человек; Красноярский государственный аграрный университет, направление подготовки «Социально-культурная деятельность», 40 человек. На различных этапах в опытно-экспериментальной работе приняли участие бакалавры 2-4-х курсов - 365 человек; выпускники вузов - 75 человек; потенциальные работодатели (руководители и ведущие специалисты учреждений культуры и социальной сферы) - 26 человек. В исследовании были использованы методы моделирования, педагогического проектирования, фокус-группы, интервьюирование, анкетирование, беседы, различные диагностические методики («Якоря карьеры», «Ценностные ориентации», «Смысложизненные ориентации» и др.).

Результаты и обсуждение

При организации опытно-экспериментальной работы опирались на представление о том, что центральным звеном готовности к культурно-досу-говой деятельности является формирование соответствующей компетентности [10, 13-16]. Понятие «культурно-досуговая компетентность» трактовалось как интегративное качество личности, проявляющееся в ее позитивном мотивационно-цен-ностном отношении к культурно-досуговой деятельности как составной части своей жизни и будущей профессиональной деятельности, в коммуникативных и проектировочных умениях организации культурно-досуговых практик как собственных, так и для разных участников. Структурная характеристика рабочего понятия представлена в виде трех компонентов: мотивационно-ценностно-го, коммуникативного и проектировочного. Моти-вационно-ценностная составляющая культурно-досуговой компетентности включает совокупность

профессионально значимых знаний и умений, касающихся способов проведения свободного времени, его содержания, форм и методов, умений планировать, реконструировать, адаптировать с учетом ситуаций, индивидуальных и возрастных особенностей участников досуга. Коммуникативный компонент рассматривается как умения обучаемых коммуницировать с разными участниками культур-но-досуговых практик, преодолевать разногласия, договариваться, принимать, исполнять, варьировать разные коммуникативные роли, работать в группе. Проектировочная составляющая культур-но-досуговой компетентности предполагает развитие у обучаемых умений и навыков по разработке актуальных социально-культурных проектов разного уровня и содержания, по их реализации, оценке результатов и эффектов. На основании критериальных показателей сформированности готовности обучаемых к организации культурно-досуговой деятельности, заключающихся в характере мотивации и ценностных ориентациях, в способностях к коммуникации, проектированию и организации культурно-досуговых практик были определены разные уровни готовности: стихийный (низкий), рациональный (средний), профессионально ориентированный (высокий). С помощью оценочно-диагностического инструментария было выявлено преобладание у студентов низкого уровня готовности к организации культурно-содержательного досуга.

Главная идея опытно-экспериментальной работы по формированию готовности к культурно-до-суговой деятельности у обучаемых, продолжающаяся более пяти лет, состояла в разработке структурно-функциональной модели открытого образовательного пространства, в обосновании и реализации организационно-педагогических условий ее внедрения. В процессе педагогического моделирования открытого образовательного пространства подготовки к культурно-досуговой деятельности определили целевой, содержательный, процессуальный и результативный компоненты структурно-функциональной модели. В качестве главной цели выступало формирование культурно-досуговой компетентности. Ее достижение увязывалось напрямую с согласованным взаимодействием участников, выступающих в качестве полисубъекта: высшей школы, работодателя (организации культуры, социальной сферы, образования), бизнес-сообщества, общественных организаций. Содержание открытого образования представлено в двух форматах: традиционно-дисциплинарном с использованием модульной и кейсовой структур, а также в проектно-моделирующей и событийной формах предъявления и освоения знаний, умений, навыков у обучаемых и формирования у них рефлексивного

отношения к досуговым практикам. Принципы организации открытого образования бакалавров гуманитарных направлений предполагают пространственно-временную открытость; гибкий характер связей, текущее согласование взаимодействия разных субъектов; постоянный диалог; полипозиционность их участия; ориентацию на конкретный результат; многообразие направлений взаимодействия субъектов; расширение масштабов и границ совместного действия; использование новых образовательных и информационных технологий; доступность ресурсов.

В модели представлена этапность процесса формирования культурно-досуговой компетентности. Первый этап погружения и встречи с культур-но-досуговой реальностью обозначен как дескриптивно-аналитический. На втором, технологическом, этапе происходит овладение обучаемыми разнообразными технологиями культурно-досуго-вой деятельности с преобладанием коммуникативных проб в рамках текущих акций, событий. Третий, преобразующий, этап ориентирован на приобретение опыта преобразования городской куль-турно-досуговой реальности.

В качестве организационно-педагогических условий реализации описанной модели выступают: активизация рефлексивно-интерактивной работы обучаемых по углублению их представлений о культурно-досуговой деятельности, расширения умений и навыков в учебном и внеучебном пространстве вуза; обогащение коммуникативного опыта проведения культурно-досуговых акций, событий разного уровня вне вуза; организация проектной деятельности по заказу государственных, негосударственных структур на предмет разработки и реализации новых городских культурно-досу-говых практик для разных категорий населения (молодежи, уязвимых категорий граждан).

На первом этапе формирования культурно-до-суговой компетентности с акцентом на мотиваци-онно-ценностное отношение в изучаемых дисциплинах общепрофессионального, профессионального циклов был актуализирован междисциплинарный смысл досугового содержания. Речь идет об учебных предметах «Технологические основы социально-культурной деятельности», «Культурно-воспитательная деятельность с детьми и подростками», «Методология и методика социологических исследований досуга», «Речевая коммуникация», «Возрастные (дифференциальные) технологии социально-культурной сферы», «Социально-культурное проектирование», а также об учебной практике и др. Интегрирующей дисциплиной при этом выступал специально разработанный модульный спецкурс «Технологии организации досуга молодежи». Здесь помимо традиционных способов орга-

низации рефлексивно-познавательной деятельности студентов (лекции, семинары) использовались разные формы погружения и встречи с культурно-досуговой практикой (мастер-классы, дискуссии, просмотр видеофильмов, анализ кейсов и др.). В ходе практики значительное внимание уделялось формированию умений анализа, рефлексии и оценивания городской культурно-досуговой реальности. Каждый студент выступал в роли внешнего эксперта, анализирующего деятельность одного из учреждений (библиотека, Дом культуры, музей, театр, культурно-досуговый центр, кинокомплекс, учреждения культурно-развлекательного типа и т. п.). В ходе групповой работы определились проблемы учреждений и варианты их решения. Студентам предоставлялась возможность сформировать собственную, индивидуальную позицию в решении задачи организации содержательного культурного досуга для разных участников (школьной молодежи, подростков с ограниченными возможностями здоровья, пожилых людей) в конкретных социокультурных условиях, с учетом современных тенденций развития досуга, становления научных дисциплин педагогики, психологии, социологии досуга, появления новых профессий (аниматор и др.). Важным аспектом дискуссий выступали проблемы определения новых тенденций в развитии культуры (интеграции и глобализации), серьезной трансформации государственных учреждений, появления сети независимых (негосударственных), коммерческих институций, активного развития индустрии досуга, появления новых форм культурно-досуговой самоорганизации, учета этнокультурных феноменов и артефактов современной молодежной субкультуры и др.

Значительное внимание на первом этапе формирования мотивационно-ценностного отношения к вопросам досуга уделялось включению студентов в разные культурно-досуговые практики с целью самопонимания, личностного развития внутри вуза в рамках внеаудиторной воспитательной работы (участие в деятельности студенческих клубов, объединений по интересам, творческих конкурсах и др.). Студенческому досугу как части социокультурного пространства придавалось помимо функции отдыха и развлечения значение, связанное с решением смысложизненных проблем, с профессиональным самоопределением, становлением, с накоплением культурного человеческого капитала.

На втором этапе опытно-экспериментальной работы акцент был сделан на развитие у обучаемых коммуникативных умений как главного средства культурно-досуговой деятельности. При этом речь шла не столько об изучения основ теории человеческой коммуникации и освоении техники и

технологии коммуникативной деятельности в рамках аудиторных занятий с элементами тренинга, игрового моделирования, сколько о создании возможностей приобретения опыта разнообразного коммуникативного поведения, связанного с организацией собственного досуга, а также организацией досуговых практик для людей с разными потребностями. Таким культурным полигоном, обладающим значительным коммуникативным ресурсом в силу своей свободы, нерегламентированности, субъективной притягательности и творческого характера, выступило участие в крупных социально-культурных проектах, инициируемых и организуемых в течение многих лет в Красноярском крае благотворительным фондом культурных инициатив Михаила Прохорова, а также региональными учреждениями культуры и искусства, социальными учреждениями.

На протяжении последних 10 лет студенты красноярских вузов активно вовлечены в операциональные проекты фонда Михаила Прохорова. К ним относятся крупные проекты: фестиваль «Театральный синдром», Национальный кинофестиваль, Большой фестиваль мультфильмов, фестиваль о правах человека «Сталкер», театральный фестиваль «Драма. Новый код» (ДНК), Канский видеофестиваль и др. Самым масштабным из них является Красноярская ярмарка книжной культуры (КрЯКК).

Красноярская ярмарка книжной культуры на сегодняшний день является крупным массовым сетевым интеллектуальным событием, созданным по инициативе фонда и реализованным в городе Красноярске при поддержке правительства Красноярского края и администрации г. Красноярска. Ярмарку, или фестиваль, книги можно рассматривать как долгосрочный социально-образовательный и просветительский проект благотворительной деятельности культурно ориентированного бизнеса в лице фонда. Главное назначение данного проекта -создание межрегионального (Сибирский и Дальневосточный регионы) культурно-досугового коммуникационного интеллектуального пространства для разных групп населения. Книга выступает здесь в своих важнейших культурных функциях: продукта, искусства и социального института. Особый интерес для будущих специалистов гуманитарного профиля представляет социальная функция книги, связанная с активным вовлечением студентов, работающих на КрЯКК в качестве волонтеров. Они включаются в организацию дискуссий и круглых столов по поводу современной литературы, жанровых инноваций; театральных гастролей (спектакли по мотивам книг); презентаций современных писателей и поэтов и др. Здесь особую роль играет специальная подготовка студен-

тов-волонтеров. Речь идет о формировании мобильных рабочих групп. В частности, члены одной группы выступают в качестве помощников на разных культурных событиях (экспозиции, перфор-мансы и др.) Участники другой группы пробуют себя в роли администраторов. Они регистрируют участников, дежурят на мероприятиях, помогают посетителям в экспозиционном пространстве ярмарки, участвуют в промоакциях, помогают в проведении социологических опросов и т. д.). Другими словами, студенты осуществляют коммуникативные пробы, проигрывают самые разные варианты коммуникативного поведения в конкретных социокультурных ситуациях. Культурная программа ярмарки насчитывает более 150 мероприятий для детей и взрослых. На площадках ярмарки проходят дискуссии, круглые столы, кинопоказы, выступления театральных коллективов и музыкантов, читки пьес, фестивали и выставки. Центральным событием ярмарки являются публичные дебаты, по итогам которых объявляется шорт-лист литературной премии «НОС» («Новая словесность») - приоритетного проекта фонда Михаила Прохорова.

Кроме участия в ярмарке книжной культуры студенты включались в организацию других крупных и значимых социокультурных мероприятий города и края. В частности, имеется в виду Международный музыкальный фестиваль стран Восточного и Тихоокеанского регионов, театральный фестиваль «Норильские сезоны», «Театральный синдром», Национальный кинофестиваль, Большой фестиваль мультфильмов, Красноярский экономический форум. Предоставление студентам возможности взаимодействия с профессиональным сообществом в рамках широкого коммуникационного пространства позволило обогатить и углубить их коммуникативный опыт, попробовать себя в разных ролях культурно-досуговой деятельности (организатора, куратора, тьютора, эксперта, участника групповой команды специалистов).

Третье организационно-педагогическое условие было связано с формированием у обучаемых опыта создания собственных культурно-досуговых практик в виде разработки и реализации актуальных городских социокультурных проектов [17-20]. В рамках аудиторных занятий обсуждались проблемы социально-культурной сферы и возможности изменить ситуацию. Студенты демонстрировали знания и умения использовать программно-проектные технологии, демонстрировали алгоритм проектирования: анализ социокультурной ситуации и формулирование проблемы; постановку цели и задач; определение направлений деятельности и конкретных мероприятий, необходимых для реализации поставленных задач, а также исполнителей мероприятий; составление сметы и осуществление

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2019. 3 (200)

фандрейзинговой кампании; конструирование вертикальных и горизонтальных организационных связей; определение критериев оценки достижения поставленной цели. Разрабатывая проекты, обучаемые учились не только анализировать, но и работать в команде, совместно искать решение поставленной проблемы, согласовывать свои позиции [21, 22]. Важность проектной деятельности обучаемых в вузе подтверждают также данные зарубежных исследований [23-25]. Студенты привлекались к подготовке конкретных грантовых заявок. Поддержку получили социально-культурные проекты «Личный startup», «Энергия молодых», «Городские маршруты», «Ю», «Аудиопроменад по Юдинке», «Мир вокруг тебя» и др.). Студенты составляли паспорта проектов, оформляли бизнес-планы, презентовали свои проекты, отвечали на вопросы экспертов, принимали участие в процедуре защиты проектов. Следующим шагом явилась работа по созданию собственного проекта под названием «Сеть тематических кафе в г. Красноярске - инновационная модель развития городского социокультурного пространства», основанного на социологическом исследовании досуговых предпочтений жителей Красноярска. В ходе проектирования студенты признали, что город Красноярск ищет путь превращения из города-завода в современный промышленный и культурный центр, развивающийся за счет инноваций, мощного человеческого потенциала и перспективных социально-экономических реформ благодаря развитой инфраструктуре. Куль -турное пространство города не остается без преобразований. Помимо открытия новых культурных объектов: театров, музеев, парков, библиотек -инициаторы изменений прилагают усилия по наполнению городского пространства, в том числе и

культурного, новыми практиками, поисками новых форм и стилей. Студенты предложили интегрировать государственные и бизнес-структуры для преобразования городского пространства и комфортного проживания. Они разработали идею проекта по созданию разных типов кафе, сформулировали цели и задачи, определили целевые группы, круг партнеров, маркетинговые стратегии и план реализации, составили и просчитали примерный бюджет. Проект был предложен для реализации в рамках городской программы «Город без культурных окраин».

Заключение

Итоговый срез по выявлению динамики в уровнях сформированности культурно-досуговой компетентности студентов гуманитарных направлений показал, что наибольшие положительные изменения произошли по коммуникативному и проектировочному компонентам. Достоверность сдвига была подтверждена с помощью многофункционального критерия ф* Фишера. Последнее позволяет сделать вывод о результативности педагогического обеспечения процесса внедрения структурно-функциональной модели открытого гуманитарного образования. В качестве организационно-педагогических условий выступили стратегии активизации рефлексивной и интерактивной работы обучаемых в учебном и внеучебном пространстве вуза; обогащения коммуникативного опыта проведения культурно-досуговых акций, событий разного уровня вне вуза; организации проектной деятельности по заказу государственных и негосударственных институтов по разработке и реализации новых культурно-досуговых практик для разных категорий населения.

Список литературы

1. Ковалева Т. М. Открытые образовательные технологии как ресурс тьюторской деятельности в современном образовании // Тьюторское сопровождение и открытые образовательные технологии в современном образовании: сб. статей. М.: МИОО, 2008. С. 8-16.

2. Открытое образование - стратегия XXI века для России / под ред. В. М. Филиппова, В. П. Тихомирова. М.: Изд-во МЭСИ, 2000.

3. Прозументова Г. Н. Инновационное образование: открытое пространство для взаимодействия вузов и школ. Томск: Томский гос. ун-т,

2008. 35 с.

4. Слободчиков В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. Екатеринбург: Изд. отдел Екатеринбургской епархии,

2009. 264 с.

5. Фрумин И. Д., Добрякова М. С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования. 2012. № 2. С. 159-191.

6. Щедровицкий П. Г. Региональное развитие и культура: постановка проблемы // Программирования культурного развития. Региональные аспекты: сб. науч. работ. М., 1993. Вып. 1. С. 5-16.

7. Зубарева К. А. Открытость как феномен современного образования URL: http://journals.uspu.rU/attachments/article/169/Педагогиче-ское%20образование%20в%20России20123ст.%2001.р<^ (дата обращения: 23.01.2019).

8. Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Красноярском крае до 2020 г.: проект // Непрерывное образование в сфере культуры. 2009. № 6. С. 2-18.

9. Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р. URL: www.pravo.gov.ru (дата обращения: 23.01.2019).

10. Шульга И. И. Педагогическая анимация. Профессиональная подготовка организаторов детского досуга. Новосибирск: НГПУ, 2010. 340 с.

11. Попов А. А. Открытое образование: философия и технологии. 2-е изд. М.: Либроком, 2013. 256 с.

12. Специфика подготовки кадров для социально-культурной деятельности на основе новых образовательных стандартов третьего поколения // Вестн. Московского гос. ун-та. 2010. № 6. С. 235-237.

13. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. М.: МГУКИ, 2007. 480 с.

14. Мударисова А. А. Формирование ценностно-смысловых компетенций молодежи средствами культурно-досуговой деятельности: дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2015. 222 с.

15. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: сб. науч. трудов. М.: МГУКИ, 2000. С. 64-81.

16. Ярцев А. А. Досуговая деятельность как фактор профессионального становления будущего педагога: дис. ... канд. пед. нау. Н. Новгород, 2004. 155 с.

17. Запесоцкая Н. А. Проектная культура как основа профессионального мастерства менеджера социально-культурной сферы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 23 с.

18. Ценностно-смысловое содержание социально-культурной деятельности в условиях современной России / под науч. ред. Н. Н. Ярошен-ко. М.: МГУКИ, 2012. 220 с.

19. Фуряева Т. В. Контекстно-смысловая стратегия развития высшего профессионального социального образования // Сиб. вестн. спец. образования. 2012. Вып. 1.

20. Григорьева Н. В., Маслова О. М. Молодежный досуг в условиях современного города // Вестн. ВГУ. Серия: История. Политология. Социология. 2013. № 2. С. 109-113.

21. Брякова И. Е. Формирование креативных качеств личности в процессе открытого образования. URL: http://obrazovanie21.narod.ru/ Files/2009-1_p041-45.pdf (дата обращения: 23.01.2019).

22. Рукша Г. Л., Нужная А. Л. Интеллектуальный досуг жителей мегаполисов: теория и современная практика. Красноярск: Офсет, 2008. 109 с.

23. Blumenreich U., Fengel S., Hippe W., Sievers N. (Hrsg.) Jahrbuch fur Kulturpolitik 2017/2018. Bielefeld, 2018. 520 S.

24. Siebenhaar K. Karrierziel Kulturmanagement: Studiengange und Berufsbilder. Munchen, 2011. 188 S.

25. Hausmann A., Korner J. (Hrsg.) Demografischer Wandel und Kultur. Wiesbaden, 2009. 230 S.

Фуряева Татьяна Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева (ул. А. Лебедевой, 89, Красноярск, Россия, 660040). E-mail:tat.fur130@mail.ru

Тислянкова Валентина Ивановна, старший преподаватель, аспирант Благотворительный фонд культурных инициатив М. Прохорова (ул. Мира, 140, Красноярск, Россия, 6600490). E-mail: wita88@list.ru

Фуряев Евгений Адольфович, кандидат биол.огических наук, доцент Красноярский государственный аграрный университет (ул. Мира, 78, Красноярск, Россия, 660049). E-mail:tat.fur130@mail.ru

Материал поступил в редакцию 05.02.2019.

DOI 10.23951/1609-624X-2019-3-77-85

OPEN HUMANITARIAN EDUCATION AS A CONDITION FOR FORMATION OF STUDENTS' CULTURAL AND LEISURE COMPETENCE

T. V Furyayeva1, V. I. Tislyankova2, E. A Furyayev3

1 Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev, Krasnoyarsk, Russian Federation

2 The Mikhail Prokhorov Foundation (The Charitable Foundation for Cultural Initiatives), Krasnoyarsk, Russian Federation

3 Krasnoyarsk State Agrarian University, Krasnoyarsk, Russian Federation

Introduction. The issue of formation of humanitarian students' cultural and leisure activities in the situation of integration and globalization of culture, transformation of public institutions, development of leisure industry, emergence of new forms of cultural and leisure self-organization is actualized.

Material and methods. The results of interdisciplinary studies of the problem of open education are presented. The structural-functional model of open humanitarian education is characterized. The methods of modeling, pedagogical design, focus groups, interviewing, questionnaires, conversations and various diagnostic methods (Career Anchors, Value Orientations, Meaningful Life Orientations) were used.

Results and discussion. The concept of cultural and leisure competence is interpreted as an integrative quality of an individual, manifested in its positive motivational value attitude to cultural and leisure activities, in the communicative and design skills of organizing cultural and leisure practices. The structure of the working concept is presented

BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2019. 3 (200)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

in the form of three components: value motivational, communicative and design. The content of the three stages of cultural and leisure competence formation is described: analytical (stage of immersion and meeting with cultural and leisure reality), technological-mastering various technologies of cultural and leisure activities with a predominance of communication samples in the framework of current actions and events; transformative stage is focused on gaining experience in transforming urban cultural and leisure reality.

Conclusion. The final test to identify the dynamics in the levels of formation of cultural and leisure competence of humanitarian students showed that the greatest positive changes occurred in the communicative and design components.

Keywords: open education, cultural and leisure competence, structural and functional model of open humanitarian education, organizational and pedagogical conditions of realization.

References

1. Kovaleva T. M. Otkrytyye obrazovatel'nyye tekhnologii kak resurs t'yutorskoy deyatel'nosti v sovremennom obrazovanii [Open educational technologies as a resource of tutor activity in modern education]. T'yutorskoye soprovozhdeniye i otkrytyye obrazovatel'nyye tekhnologii vsovremennom obrazovanii: sbornik statey [Tutor support and open educational technologies in modern education: collection of articles]. Moscow, Moscow Institute of Open Education Publ., 2008. Pp. 8-16 (in Russian).

2. Otkrytoye obrazovaniye - strategiya XXI veka dlya Rossii. Pod red. V. M. Filippova, V. P. Tikhomirova [Open education - strategy of the XXI century for Russia. Edited by V. M. Filippov, V. P. Tikhomirov]. Moscow, Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics Publ., 2000 (in Russian).

3. Prozumentova G. N. Innovatsionnoye obrazovaniye: otkrytoye prostranstvo dlya vzaimodeystviya vuzovi shkol [Innovative education: an open space for interaction between universities and schools]. Tomsk, TSU Publ., 2008. 35 p. (in Russian).

4. Slobodchikov V. I. Antropologicheskaya perspektiva otechestvennogo obrazovaniya [Anthropological perspective of domestic education]. Yekaterinburg, Publishing department of the Ekaterinburg diocese Publ., 2009. 264 p. (in Russian).

5. Frumin I. D., Dobryakova M. S. Chto zastavlyayet menyat'sya rossiyskiye vuzy: dogovor o nevovlechennosti [What makes Russian universities change: disengagement compact]. Voprosy obrazovaniya - Educational Studies Moscow, 2012, no. 2, pp. 159-191 (in Russian).

6. Shchedrovitskiy P. G. Regional'noye razvitiye i kul'tura: postanovka problemy [Regional development and culture: problem statement]. Program-mirovaniya kul'turnogo razvitiya. Regional'nyye aspekty: sb. nauch. rabot [Programming of cultural development. Regional aspects: collection of scientific works]. Moscow, 1993, issue 1. Pp. 5-16 (in Russian).

7. Zubareva K. A. Otkrytost' kak fenomen sovremennogo obrazovaniya [Openness as a phenomenon of modern education] (in Russian). URL: http://journals.uspu.ru/attachments/article/169/neflarorMHecKoe%20o6pa30BaHMe%20B%20PoccMM20123cT.%2001.pdf) (accessed 23 January 2019).

8. Kontseptsiya razvitiya obrazovaniya v sfere kul'tury i iskusstva v Krasnoyarskom kraye do 2020 g.: proyekt [The concept of development of education in the field of culture and art in the Krasnoyarsk region until 2020: project]. Nepreryvnoye obrazovaniye v sfere kul'tury, 2009, no. 6, pp. 2-18 (in Russian).

9. Ob utverzhdenii Strategii gosudarstvennoy kul'turnoy politiki na period do 2030 goda: Rasporyazheniye Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 29.02.2016 g. No. 326-p [On approval of the Strategy of the State Cultural Policy for the period up to 2030: decree of the Government of the Russian Federation from 29.02.2016 No. 326-p] (in Russian). URL: www.pravo.gov.ru (accessed 23 January 2019).

10. Shul'ga I. I. Pedagogicheskaya animatsiya. Professional'nayapodgotovka organizatorovdetskogo dosuga [Pedagogical animation. Professional training of organizers of children's leisure]. Novosibirsk, NSPU Publ., 2010, 340 p. (in Russian).

11. Popov A. A. Otkrytoye obrazovaniye: filosofiya i tekhnologii [Open education: philosophy and technology, 2 ed]. Moscow, Librokom Publ., 2013. 256 p. (in Russian).

12. Spetsifika podgotovki kadrov dlya sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti na osnove novykh obrazovatel'nykh standartov tret'yego pokoleniya [Specificity of training for socio-cultural activities based on new educational standards of the third generation]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Moscow State University, 2010, no. 6, pp. 235-237 (in Russian).

13. Zharkov A. D. Teoriya i tekhnologiya kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti [Theory and technology of cultural and leisure activities]. Moscow, Moscow State University of Culture Publ., 2007. 480 p. (in Russian).

14. Mudarisova A. A. Formirovaniye tsennostno-smyslovykh kompetentsiy molodezhi sredstvami kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti. Dis. kand. ped. nauk [The formation of value-semantic competences of young people by means of cultural and leisure activities. Diss. cand. ped. sci.]. Kazan, 2015. 222 p. (in Russian).

15. Innovatsionnyye tekhnologii obucheniya kul'turno-dosugovoy deyatel'nosti: sb. nauch. trudov [Innovative technologies of training in cultural and leisure activities: collection of scientific works]. Moscow, Moscow State University of Culture Publ., 2000. Pp. 64-81 (in Russian).

16. Yartsev A. A. Dosugovaya deyatel'nost'kak faktorprofessional'nogo stanovleniya budushchego pedagoga. Dis. kand. ped. nauk [Leisure activity as a factor of professional development of the future teacher. Diss. cand. ped. sci.]. Nizhny Novgorod, 2004. 155 p. (in Russian).

17. Zapesotskaya N. A. Proyektnaya kul'tura kak osnova professional'nogo masterstva menedzhera sotsial'no-kul'turnoy sfery. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Project culture as the basis of professional skills of the manager of the social and cultural sphere. Abstract of thesis. cand. ped. sci.]. Saint Petersburg, 2007. 23 p. (in Russian).

18. Tsennostno-smyslovoye soderzhaniye sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti v usloviyakh sovremennoy Rossii. Pod nauch. red. N. N. Yaroshenko [Value-semantic content of social and cultural activity in the conditions of modern Russia. Under the editorship of N. N. Yaroshenko]. Moscow, Moscow State University of Culture Publ., 2012. 220 p. (in Russian).

19. Furyayeva T. V. Kontekstno-smyslovaya strategiya razvitiya vysshego professional'nogo sotsial'nogo obrazovaniya [Context-semantic strategy of development of higher professional social education]. Sibirskiy vestnik spetsial'nogo obrazovaniya, 2012, no. 1 (in Russian).

20. Grigor'yeva N. V., Maslova O. M. Molodezhnyy dosug v usloviyakh sovremennogo goroda [Youth leisure in the modern city conditions]. Vestnik VGU. Seriya: Istoriya. Politologiya. Sotsiologiya - Proceedings of Voronezh State University. Series: History. Political science. Sociology, 2013, no. 2, pp. 109-113 (in Russian).

21. Bryakova I. E. Formirovaniye kreativnykh kachestv lichnosti vprotsese otkrytogo obrazovaniya [Formation of creative qualities of the person in the process of open education] (in Russian). URL: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2009-1_p041-45.pdf (accessed 23 January 2019).

22. Ruksha G. L., Nuzhnaya A.L. Intellektual'nyy dosug zhiteley megapolisov: teoriya i sovremennaya praktika [Intellectual leisure of residents of megacities: theory and modern practice]. Krasnoyarsk, Ofset Publ., 2008. 109 p. (in Russian).

23. Blumenreich U., Fengel S., Hippe W., Sievers N. (Hrsg.) Jahrbuch fur Kulturpolitik. 2017/2018. Bielefeld, 2018. 520 S.

24. Siebenhaar K. Karrierziel Kulturmanagement: Studiengange und Berufsbilder. Munchen, 2011. 188 S.

25. Hausmann A., Korner J. (Hrsg.) Demografischer Wandel undKultur. Wiesbaden, 2009. 230 S.

Furyayeva T. V., Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V. P. Astafiev (ul. A. Lebedevoy, 89, Krasnoyarsk,

Russian Federation, 660040). E-mail:tat.fur130@mail.ru

Tislyankova V. I., The Mikhail Prokhorov Foundation (The Charitable Foundation for Cultural Initiatives) (ul. Mira, 140,

Krasnoyarsk, Russian Federation, 6600490). E-mail: wita88@list.ru

Furyayev E. A., Krasnoyarsk State Agrarian University (ul. Mira, 78, Krasnoyarsk, Russian Federation, 660049).

E-mail:tat.fur130@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.