ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ В ВУЗЕ В КОНТЕКСТЕ НОВОГО КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37
Раиса Николаевна Азарова
Заведующая кафедрой региональных систем управления качеством образования Исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов НИТУ «МИСиС», доктор педагогических наук, профессор Тел.:8(926) 3202335 E-mail: [email protected] Дмитрий Александрович Хорват Директор Дома культуры Национального исследовательского технологического университета (НИТУ «МИСиС»), аспирант Тел.:8(916) 6093435 E-mail: [email protected]
Статья поднимает проблему педагогической организации культурно-досуговой работы среди студенческой молодежи в условиях реализации в вузах компетентно-стного подхода, ставшего одним из основных требований к качеству современного образования. Рассмотрение культурно-до-суговуой работы в вузе связано с одной из основных целей образования - социализацией человека, его трудовой занятости, организации им свободного времени, что является одним из требований ФГОС ВПО как по профессиональной подготовке студента (как будущего специалиста), так и по формированию его личностных качеств, направленных на общекультурное развитие личности.
Ключевые слова: качество образования, компетентностный подход, культурно-до-суговая работа, образовательная среда, педагогическая организация.
Raisa Nikolaevna Azarova
Managing chair of regional control systems of quality of formation of the Research center of problems of quality of preparation of experts (NITU «MISiS»), the doctor of pedagogical sciences, the professor Ph:8(926) 3202335 E-mail: [email protected] Dmitry Aleksandrovich Horvat The director of Recreation center of National research technological university (NITU «MI-SiS»), the post-graduate student Ph.:8(916) 6093435 E-mail: [email protected]
THE PEDAGOGICAL ORGANISATION.OF CULTURAL AND LEISURE WORK IN HIGH SCOOL IN CONTEXT OF THE NEW QUALITY IN EDUCATION
Article lifts a problem of the pedagogical organization cultural and- leisure works among student's youth in the conditions of realization of competence approach in high schools which has become by one of the basic requirements to quality of modern education. Consideration of cultural and leisure works in high school is connected with one of the main educational objectives - socialization of the person, its labor employment, the organization of free time that is one of requirements of FGOS VPO as for vocational training of student (as the future expert), and on formation of its personal qualities directed on common cultural development of the person.
Keywords: quality in education, competence approach, cultural and leisure work, the educational environment, the pedagogical organization.
1. Введение
Проблема досуга в настоящее время представляет «болевую точку» культуры современной цивилизации и вызывает интерес всего мирового сообщества. Данная проблема является злободневной и для России, о чем свидетельствует ее представленность в ряде государственных документов: Законе «Об образовании», Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", «Национальной доктрине образования» и других, в которых отмечается необходимость дальнейшей разработки проблемы организации досуга учащейся молодежи, что позволяет рассматривать ее решение как выполнение государственного, в том числе социального заказа.
Существующие, тем не менее, нормативно-правовые документы, ставя вопрос о важности досуга, не рассматривают проблему его педагогической организации в вузе. Поэтому главной задачей современного вуза является обеспечение нвого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства.
В данном контексте рассмотрения организация досуга в высшем профессиональном образовании, развивающегося на основе ФГОС ВПО, выступает одним из требований к качеству современного образования наряду с такими важными его задачами, как создание здоровьесберегающей среды, формирование ценностно-смысловой ориентации человека в мире, гражданственности, норм социального взаимодействия, толерантности, развитие культурно-досуговых компетент-ностей субъектов воспитательного процесса и т.д. Данный ракурс представления досуга вызывает необходимость специальной его педагогической организации наряду с другими требованиями к организации образовательного процесса в вузе на основе интеграции его возможностей, а именно, насколько эффективно профессорско-преподавательский состав вуза использует находящиеся в его распоряжении социально-культурные и педагогические ресурсы, в том числе в области организации культурно-досуговой работы среди студентов.
Проблема досуга не является новой в науке. Она занимала умы еще античных мыслителей. Как показал анализ, она достаточно широко была представлена в работах как зарубежных, так и отечественных авторов, особенно начиная с XIX века (К. Маркс, Ф. Энгельс, Ж. Дюмазедье, М. Фурастье, Дж. Келли, Р. Стеббинс, Дж. Риверс и др.; Г.А. Евтеева, С.Н. Иконникова, Г.П. Орлов, Э.В. Соколов, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, Е.Н. Федина и др.). Данные авторы выделили сущностную характеристику досуга в соотношении с категорией «свободное время», заключающуюся в его деятельностном наполнении.
Многими авторами досуг рассматривается применительно ко всему возрастному диапазону человека: детскому возрасту (Т.С. Комарова, А.В. Шаронов, С.Т. -Шацкий, А.И. Шемшурина, и др.); подростковому (Н.К. Крупская, А.М. Макаренко, О.М. Потаповская, В.А. Сухомлинский, Е.Г. Тесова и др.); юношескому (А.Л. Андреев, В.Т. Лисовский, И.М. Ильинский, В.В. Павловский и др.), в том числе в различных условиях общественной организации досуга (А.Ю. Гончарук, Г.М. -Коджаспирова, С.А. Шмаков и др.); людям зрелого и старшего возраста (И.Н. -Семенов, Э.В. Соколов и др.). Изучаются и гендерные аспекты досуга (Е.А. Здра-вомыслова, А.А. Темкина, С.Л. Рыков, и др.). Однако досуг студенческой молодежи высшего профессионального образования не являлся до сих пор предметом специального изучения. Тем более, не рассматривались проблемы целенаправленной организации досуга в вузе как части системы воспитания.
Изучение состояния и тенденций развития воспитания и организации воспитывающего воздействия на студенческую молодежь в современном вузовском образовании показало отсутствие педагогически обоснованной системы организации досуговой работы среди студенческой молодежи, и, соответственно, педагогической модели его организации. При этом нельзя не отметить, что в сложившейся социально-культурной ситуации государственная система воспитания и образования также не в полной мере решает вопросы организации досуга обучающейся молодежи. Интересы же общества требуют создания условий для орга-
низации полноценного досуга, оказывающего влияние на качество жизни студента как будущего специалиста. С данных позиций досуг в системе высшего профессионального образования представляется в контексте социально-культурных компетенций, направленных не только на формирование профессионального взгляда на досуг, как на важнейший компонент жизнедеятельности человека, но и на его организацию с точки зрения духовно-нравственных и социально значимых ориентиров. Это важно еще и потому, что частично неосвоенное свободное время, в частности, студенческой молодежью, является причиной асоциальных поступков.
Исходя из сложности и недостаточной изученности проблематики, данная статья предполагает осветить три основных тематических блока:
• во-первых, общие подходы к организации культурно-досуговой работы в вузе в контексте мировых, европейских и отечественных тенденций;
• во-вторых, основные характеристики проблем, требующих системного решения;
• в-третьих, основные направления и задачи деятельности вузов по организации культурно-досуговой работы, оказывающей формирующее воздействие на студентов в условиях ориентации вуза на новое качество образования.
2. Общие подходы к характеристике досуга
Определяя основные подходы к рассмотрению досуга как научной категории, следует раскрыть его понятийное содержание, охарактеризовать его роль и место при формировании, прежде всего, общекультурных компетенций на основе модели педагогической организации культурно-досуговой работы, что позволит не только решить ряд прикладных задач, значимых для конкретного вуза, но и внести вклад в педагогическую науку в целом.
Система ценностных ориентаций современной российской молодежи в контексте социально-педагогической деятельности, частью которой выступает досуговая деятельность, представлена в работе Т.А.Юзефавичус [7]. В работах данного автора в широком контексте представлена возрастная периодизация молодежи, даны разноплановые характеристики в системе ценностных ориентаций, что позволяет нам расширить область социокультурного воздействия на молодежь, в том числе
№6, 2010
средствами досуговой работы.
Учитывая, что досуг студентов, с одной стороны, может стать стимулом для развития личности (и в этом заключены его нравственно развивающие возможности); с другой - досуг может превратиться в фактор, деформирующий сознание и поведение, ограничивающий духовной мир, приводя к асоциальным проявлениям (пьянство, наркомания, проституция, преступность и т.д.), особую актуальность приобретает вопрос о соотношении между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным воздействием на индивида. К сожалению, чаще всего социализирующее воздействие на молодежь бывает случайным, мало организованным в целостную систему в различных сферах деятельности - в семье, в образовательных учреждениях, досуговых центрах и т.д. Случайными могут быть посещение кино, театра, выставки, чтение литературы, выбор музыки и т.д.. Случайным может оказаться окружение молодежи, приводящего ее к асоциальному поведению в сфере досуга. Так, например, по результатам проводимых бесед, выяснилось, что молодежь предпочитает тусовки. Уже само понятие «тусовка» относится к неформальным видам досуга: а имен, встретиться без всякого повода, поговорить, провести время на улице и т.д., что сравнимо с «ничегонеделанием». Учитывая, что слово «тусовка» прочно вошло в молодежную досуговую среду (это слово употребляют и педагоги), нами разведены понятия «досуг» и «тусовка», где под досугом понимается целенаправленная, социально-культурная, адресно-ориентированная педагогическая деятельность (выделено нами), а «тусовка» определяется как уникальный социокультурный феномен - "свободное открытое пространство, на котором встретились люди, свободные от каких-либо обязательств перед прошлым и полностью открытые перспективе. Тусовка - это добровольное сообщество, "чтобы быть в тусовке, надо просто быть. Быть в нужное время и в нужном месте, т.е. «тусовка» - это своего рода несформулированное, невнятное (и поэтому тягостное) обязательство всех перед всеми» (В.Мизиано). Полагаем, что «тусовка» - это эмоциональная и физическая разрядка, которая отражает только одну из сторон досуга. Выбор, тем не менее, студентами такой формы досуга как «тусовка», ставит
перед руководством и педагогами высшей школы дополнительную проблему организации свободного времени студентов формами педагогически ориентированного, деятельностно наполненного досуга. Полагая, что цель организации целенаравленного, нравственно-ориентированного досуга в системе высшего профессионального образования (досугового воспитания) заключается в формировании соответствующей культуры молодежи (общекультурных компетенций), то вполне закономерно, что формы досуговой деятельности студентов формируются в процессе воспитания и обучения.
Учитывая актуальность рассматриваемой проблемы, возможно предположить, что культурно-досуговая работа в вузе может быть объектом педагогической организации при условии трактовки досуга как деятельностно-занятого свободного времени и его педагогической организации в континууме существующего жизненного времени студентов.
Рассмотрение данного понятия с точки зрения педагогической категории позволяет сформулировать нашу точку зрения в следующем контексте: досуг - это часть свободного времени, где свободное время понимается как социально-общественная категория, имеющая положительные и отрицательные контексты в его освоении студенческой молодежью, а до-суговая деятельность - это самостоятельно организуемая обучающейся молодежью часть свободного времени при поддержке взрослых (педагогическая организация).
3. Формы досуга и их предпочтения в оценке студенческой молодежи
Для педагогической организации культурно-досуговой работы в вузе нами был проведен анализ выбора студенческой молодежью форм досуга (на основе метода анкетирования). Одним из центральных вопросов при этом стал следующий вопрос: каким формам досуга студенты отдают предпочтение. Результаты анализа показали широкий спектр досуговых предпочтений студенческой молодежи (см. таблицу 1).
Представленная таблица указывает не только на набор определенных досу-говых форм, но и на некоторую их динамику. Полученные социологические материалы дали нам определенную возможность для анализа, который показывает, что досуговые предпочтения студенческой молодежи носят весьма
неоднозначный и педагогически неоформленный характер. Приведенная таблица показывает, что выбираемые формы досуга студентами не всегда совпадают с культурно-нравственными ориентирами, о чем говорит высокий процент участия молодежи в «тусовках» и дискотеках, которые формируют ложные ценности, лишают студенческую молодежь разнообразия досуго-вой деятельности. Это подтверждают размещенные в ранговом порядке результаты, которые отражают достаточно реальную картину поведения молодежи в современной России. Одними из основных предпочтений досуга, таким образом, стали: дискотека - 70,5%; общение с друзьями - 66,5%; «тусовки» - 56% и т.д.
Следует заметить, что нравственно-ориентированные формы досуга, которые поддерживает ФГОС ВПО как норму качества образования (организация в вузе спортивных и культурно-массовых мероприятий, посещение театра, выставок, музеев и т.д.) - резко теряют свой статус в современном обществе, сводя досуг молодежи не только к некультурному, но, зачастую и к асоциальному его проявлению. Это говорит о том, что молодежь испытывает дефицит в предметно-ориентированном, духовно-нравственном досуге, в то время, как потенциал досуга предоставляет гораздо большие возможности для формирования духовно-нравственных потребностей молодежи.
В нашем случае «педагогическая организация досуговой работы» понимается как педагогическая поддержка по выбору путей и способов использования свободного времени студентами, культурно и духовно их обогащающих, формируя при этом общекультурные компетенции, выступающие в качестве общих требований к современным студентам и выпускникам высшей школы в контексте Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.
В данном контексте рассмотрения совокупность общекультурных компетенций является основой для моделирования структуры культурно-досуго-вой работы с учетом ее внутренних компонентов (нравственного, духовного развития личности студента, его активная и полезная деятельность, поведение, эмоции, общение и т.д.).
4. Педагогическая организация культурно-досуговой работы в вузе
Таблица 1. Анализ выбора студенческой молодежью форм досуга
п.п Досуговые предпочтения студенческой молодежи Средний общий результат (в %)
1. Дискотека 70,5
2 Общение с друзьями 66,5
3. «Тусовки» 56
4. Занятия спортом 25,7
5. Просмотр телевизора 23,5
6. «Общение» с компьютером 23
7. Семейный досуг 17,5
8. Чтение книг 13,5
9. Посещение баров 12,3
10. Посещение театрально-зрелищных представлений: 11,7
11. Экстремальные виды досуговой деятельности 11,5
12. Посещать музеи, выставки 9
13. Вечера отдыха в клубах 3,9
14. Проведение времени в одиночку 2,5
15. Посещение церкви 2,3
16. Участие в политических движениях 1,9
17. Разные виды искусства 1,6
18. Художественная самодеятельность 1,6
Педагогическая организация куль-турно-досуговой работы в вузе может осуществляться при реализации целого комплекса условий в контексте нового качества образования, в рамках которого нами выделены два направления:
1. Совокупность организационно-управленческих условий в контексте нового качества функционирования вуза как системы качества.
2. Совокупность педагогических условий как достижение нового качества результата образовательной деятельности.
Первое направление охватывает целый комплекс мероприятий на институциональном уровне (уровень вуза):
- создание образовательной среды, способствующей формированию общекультурных компетенций, извлекаемых в том числе из организованной культурно-досуговой деятельности студентов в вузе;
- формирование методической поддержки для студентов по организации ими самостоятельной деятельности в учебном и внеучебном процессе с элементами культурно-досуговой деятельности;
- организация педагогической поддержки при формировании студентами общекультурных компетенций;
- организация междисциплинарно-
го курса для студентов по формированию общекультурных компетенций в условиях целенаправленной организации культурно-досуговой работы в вузе и т.д.
Второе направление основано на субъектно-субъектных взаимоотношениях между педагогами и студентами вуза в контексте организации содержания, форм, методов, технологий обучения при формировании общекультурных компетенций на основе использования принципов гуманизации, эстетизации, культуросообразности, интеграции духовно-нравственных ценностей, сложившейся в отечественной системе образования, межпоколенческой гармонизации и т.д., что обеспечивает самоактуализацию личности студента как будущего специалиста. В данных условиях основной задачей преподавателя является не столько организация обучения по своему предмету, сколько актуализация и стимулирование студента к саморазвитию, в том числе к самостоятельной организации им культурно-досуговой деятельности и формирования на ее основе общекультурных компетенций.
Таким образом, мы убеждены, что в основу эффективного процесса педагогической организации культурно-до-суговой работы студента может быть положен подход, связанный с целенап-
равленной педагогической организацией всего образовательного процесса в вузе. Это чрезвычайно актуально в современном вузе из-за складывающейся новой парадигмы результата образования, которая определяется не только через знания, умения и навыки, но и через компетентности, приобретаемые студентами в образовательном процессе, что, собственно отражает новое качество высшего профессионального образования.
Эффективность реализации модели педагогической организации культур-но-досуговой работы в вузе вытекает из целевой установки и практических задач сложившихся социокультурных и социопедагогических условий, которые предполагают наличие ресурсов: кадрового потенциала, развитие материально-технической базы, финансовые, информационные и другие ресурсы вуза.
Таким образом, одна из главных целей модельного представления педагогической организации досуговой работы в вузе состоит в обеспечении ее диагностики и прогноза коллективным субъектом (преподавателями, органи-
заторами, студентами и другими участниками) на основе сложившихся социокультурных, социально-экономических и социопедагогических условий в системе высшего профессионального образования.
Основное содержание модели педагогической организации досуговой работы в вузе может быть представлено в соответствии с этапами проектирования, включающего в себя совокупность последовательно меняющихся этапов: подготовительный этап, построенный на основе учета мотивации в выборе форм молодежного досуга; организационный этап, включающий механизм реализации региональной досуговой программы; практико-реализующий; обобщающий; результирующий (с планируемым ожидаемым результатом организованной в вузе проектной деятельности).
Этапы реализации модели педагогической организации культурно-досу-говой работы в вузе представлены в схеме (см. рис. 1).
Схема педагогической организации культурно-досуговой работы в вузе позволяет уточнить, что, с одной сто-
роны, в высшей школе уже накоплен опыт работы культурно-досугового характера, который создает предпосылки для развития студенческого досуга, с другой - сконструировать взаимодействие с другими институтами социума по организации полноценного, социально-ориентированного, гуманного, деятельностного досуга.
5. Заключение
Одна из главных целей модельного представления досуговой работы в вузе, таким образом, состоит в обеспечении диагностики и прогноза высшим учебным заведением подходов, принципов, форм, методов технологий и средств педагогической ее организации, что является предметом дальнейшего рассмотрения. Тем не менее, проведенный анализ проблемы показал:
- неопределенность в трактовке досуга, затруднения в его системном, научном понимании, что требует дальнейшей корректировки понятийного аппарата;
-сопоставление существующих подходов к определению досуга и культур-но-досуговой работы позволило нам дать собственную интерпретацию дан-
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ПЕДАГОШЧЕСКОИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ РАБОТЫ Б
БУЗЕ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ: Определение пели организации досутовой работы б вузе
■ VЧeT >гпттгт.=тгтгтг студенческой молодежи б определении форм досуга:
■ о осте кие:
■ профессиональное самосоверш ен: гвогенпе ;
• удовлетворение ьультурн°-духовньск погрешностей;
• с оверш енс твоьэнпе фи зич = :кнх возможностей;
• ревраяциганная потребность (отлез) п т.д.;
•ю здание стратзич еской команды по ортенпзыпсп досуговой работы в вузе;
■проведение мониторинга по гьсяв." енню дос^т оеьз пр елпоч I вний студентов вуза;
■ анализирующее тестирование уч ас паков пр огр эммы отгганпзЕтпси досута студенч еской мол одежи;
• с о здание vc л оыей для орг енизетпЕИ досута студентов в вузе.
0РГАНИЗАШ0ННЫ11:
■ рафабогкадосуговьз программ 1[ сошсельно-пелагогического :-[е;:1Ш[з:-[Е оргенпзеншс досуга сгуденгов;
■ создание сошсельно-пелагогического
мех анизма поре алпзалши досутоЕьз прографи;
■ формгср овзние кх-алнфицнр овенньск (кп алеют их
с о Ер еменнымп досуговьслс формами раоотъз) спепиалистоЕ е вузе (организаторов культурно - досуг оьой р 10 оты)
ПРАКТИКО-РЕАЛИЗУЮЩИЙ
ОБОБЩАЮЩИЙ:
■ ЕНрреЕГЦраБЕ! ДО^ТОЕЬП; ПрЭГрЗМН с
.VI
риупьшшш;
■ офоро^ленве в внедрение Пк-.т-^еникс^
реЗуЛЫЯТОВ I ЦрЗЕШЕу сргзншзпии д<хуга студентов;
прсс]-кга нода.дэ сргзншапш досуга в вуге ¿методнче^ая разработка. црагранна. трэап п т.д.);
■ ГЗГ.-пнч^УТ-Г Ерг-Т.^Ш
СТОЛ В Т.Д. ПО ВПЦрОСЯН сргзншзпии досуга ■пуд^нтсг в в>1е;
_ОС>ТЭБЭЕ дэг-'эпнв в пр.
РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЙ:
- будут со зданы условжл для: - полиоиенной организации досута студентов в вузе; - развития гворческого. физического, интеллектуального по генииала студенч еской
молодежи;
- увеличения доли студентов, окыченньэ; оргэнпзоьенньсш формалш досута е вузе;
- качественно улучшен кадровые погентшал вуза по оргенпзетпш досута студентов.
Рис. 1. Этапы реализации модели педагогической организации культурно-досуговой работы в вузе №6, 2010
ных понятий;
-проблема организации досуга молодежи является одной из неразработанных не только в педагогической науке, но и на уровне социума в целом;
-культурно-досуговая работа в вузе способствует развитию разных потенциалов студентов.
Таким образом, современная наука рассматривает культурно-досуговую работу как процесс создания условий для мотивированного выбора студентом предметной деятельности, причем процесс этот определяется его потребностями и интересами. Поскольку анализ множества терминов досуга и его трактовок разными авторами в российской историографии отразил деятельно-стную сущность досуга, то это позволяет рассматривать в дальнейшем куль-турно-досуговую работу в вузе как явление, требующее ее целенаправленной организации. Данный подход отражает полифункциональный характер культурно-досуговой работы и формирует ее как неоднозначный и многомерный феномен, требующий дальнейшего изучения.
Литература
1. Азарова Р.Н. Организация досу-говой деятельности молодежи в регионе и городе как фактор воспитания (ста-
тья): Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. - М.: МО РФ, Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001 г.
2. Андреев А.Л. Культурология: Курс лекций: Учебное пособие для вузов (ред.-сост. проф. Радугин А.А.). Серия: Alma mater.- СПб, 2003.
3. Березина В.А. Программа развития воспитания в современной России: основные направления. Общая стратегия воспитания в образовательной системе России. - М. : Министерство образования РФ, 2002 , I часть, с.113-126.
4. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Морозова Н.А. - Воспитание: проблемы современного образования в России. Мин-во общ. и проф. обр. РФ, Иссл. Центр проблем кач. под. спец.- М., 1998.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, 2003. N 5.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание, Личность.- М., 1975
7. Юзефавичус Т.А. Проблемы социальной работы с молодежью: курс лекций. -М. :МГОУ - 2006.
References
1. Azarova R. N. The organization of youth leisure activity in region
and a city as the factor of education (article): the General strategy of education in educational system of Russia. - M: MO the Russian Federation, the Research center of problems of quality of preparation of experts, 2001
2. Andreev A.L. Cultural science: the Course of lectures: the Manual for high schools (edit.-composed by. Prof. Radu-gin A.A.). A series: Alma mater. - SPb, 2003.
3. Berezina V.A. The programm of education development in modern Russia: the basic directions. The general strategy of education in educational system of Russia. - M: the Ministry of Education of the Russian Federation, 2002, I part, s.113-126.
4. Zimnaja I.A., Bodenko B. N, Moro-zova N.A. - Education: problems of modern education in Russia. Ministry of Science and Education .The Research center of problems of quality of preparation of experts, - M, 1998.
5. Zimnaja I.A. Key competence - a new paradigm of result in education// Higher education today, 2003. N 5.
6. Leontjev A.N. Activity. Consciousness, the Person. - M, 1975
7. Usefavichus T.A. Problems of social work with youth: a course of lectures. M.:MSOU. - 2006.