Научная статья на тему 'Перспективы и опыт воспитания культуры безопасности студенческой молодежи в процессе культурно-досуговой деятельности'

Перспективы и опыт воспитания культуры безопасности студенческой молодежи в процессе культурно-досуговой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
403
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ / СТУДЕНТ / ВУЗ / CULTURE OF SAFETY / STUDENT / HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Планкин К.В.

В статье рассматривается проблема воспитания культуры безопасности студенческой молодежи. Подчеркивается приоритетная роль культурно-досуговой деятельности в этом процессе, описываются ее преимущества. Проанализирован, структурирован и описан опыт некоторых вузов в воспитании культуры безопасности студентов на досуге. Вывялены положительные и отрицательные аспекты этого процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS AND EXPERIENCE OF EDUCATION OF CULTURE OF SAFETY OF STUDENT''S YOUTH IN THE COURSE OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITY

In article the problem of education of culture of safety of student's youth is considered. The priority role of cultural and leisure activities in this process is emphasized, its benefits are described. It is analysed, structured and described, experience of some higher education institutions in education of culture of safety of students at a leisure. Positive and negative aspects of this process are sun-dried.

Текст научной работы на тему «Перспективы и опыт воспитания культуры безопасности студенческой молодежи в процессе культурно-досуговой деятельности»

литических репрессий; концерты для ветеранов войны, тыла и т.д.

По итогам мониторинга осуществления молодежной политики среди вузов РТ, институт показал высокую молодежную активность и стал вторым в рейтинге вузов г. Казани.

Итак, организация культурно-досуговой среды по формированию духовно-нравственной культуры молодежи строится, по нашему мнению, на основе следующих приоритетных направлений:

1.Повышение эффективности и координации педагогического руководства в формирования личности современной студенческой молодежи.

2.Наиболее полного удовлетворения общественно значимых духовно-нравственных потребностей и интересов молодежи.

3.Выявления, развития и реализации инициатив, способствующих формированию всесторонне гармонически развитой личности.

4.Создание оптимальных условий для духовно-нравственного, интеллектуального и творческого развития, удовлетворения интересов, склонностей и дарований молодежи, их творческого саморазвития и самосовершенствования, духовного самоопределения, рационального распределения досуго-вого времени.

5.Внедрение разнообразных инновационных социально-культурных форм работы с молодежью, координация работы молодежных формирований, имеющих творческую, социальную и другую направленность.

6.Формирование установок толерантного поведения, культуры межнационального общения, культуры здорового образа жизни, социального взаимодействия с позиции усвоения молодежью общечеловеческих и основополагающих духовно-нравственных ценностей.

7.Привлечение молодежи к участию в современных программно-проектных технологиях, имеющих досуговую, социальную, гражданскую, политическую, благотворительную и другие направленности.

8.Обеспечение усвоения молодежью культуры профессионального развития и становления с позиции привлечения их к разноплановым культурно-досуговым мероприятиям.

Литература

1.Денисенко Ю.В. Духовно-нравственное воспитание студенческой молодежи средствами народного музыкального творчества в сфере досуга: автореф.канд. пед, наук - Барнаул, 2009 - 18 с.

2.Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования / РедАЯ. Данилюк / / Педагогика. - 2008. - №9 - с. 13-20.

3.Кондаков А.М. Духовно-нравственное воспитание в структуре Федеральных государственных стандартов общего образования / РедАЯ. Данилюк / / Педагогика. - 2008. - №9 - с. 13-20.

4. Рябков В.М. Антология информационно-просветительных форм культурно-досуговой деятельности в России (вторая половина ХХ века). - Челябинск, ООО Полиграф-Мастер, 2007. - 568 с.

5.Соколов Э.В. Свободное время и культура досуга. - Л.: Лениздат, 1987 - 207 с.

6.Триодин В.Е. Клуб и свободное время. - М.: Профиздат, 1982. -134 с.

7.Яковлева Д.С. Место правового воспитания в формировании гражданской направленности личности. // -Ученые записки гос. пед, института. - Вопрос о формировании направленности личности. - Вып. 15. - М.: Просвещение, 2013 - 57 с.

8.Электронные энциклопедии электронный портал «Либрусек - много книг», научно-познавательный электронный ресурс [Электронный ресурс]

Режим доступа: http://lib.rus.ec/g/ref_encyc

9.Энциклопедии: комплексный проект информатизации образовательных учреждений - информационный интегрированный продукт, компания «КМ-образование» [Электронный ресурс]

Режим доступа: http://km-school.ru/r1/media/a1.asp

УДК 378.1

К.В.Планкин

ПЕРСПЕКТИВЫ И ОПЫТ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ПРОЦЕССЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье рассматривается проблема воспитания культуры безопасности студенческой молодежи. Подчеркивается приоритетная роль культурно-досуговой деятельности в этом процессе, описываются ее преимущества. Проанализирован, структурирован и описан опыт некоторых вузов в воспитании культуры безопасности студентов на досуге. Вывялены положительные и отрицательные аспекты этого процесса.

Ключевые слова: культура безопасности, студент, вуз

Plankin K.V. PROSPECTS AND EXPERIENCE OF EDUCATION OF CULTURE OF SAFETY OF STUDENT'S YOUTH IN THE COURSE OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITY

In article the problem of education of culture of safety of student's youth is considered. The priority role of cultural

and leisure activities in this process is emphasized, its benefits are described It is analysed, structured and described, experience of some higher education institutions in education of culture of safety of students at a leisure. Positive and negative aspects of this process are sun-dried.

Keywords: culture of safety, student, higher education institution

Проблема подготовки молодых людей к дальнейшей безопасной жизнедеятельности всегда была актуальной для нашей страны, вся история которой наполнена чередой войн, эпидемий и стихийных бедствий различных масштабов. В недавнем прошлом такая подготовка преследовала цель обеспечения противодействия именно этим угрозам, однако с развитием общественных отношений ее понимание и основные направления значительно усложнились и сместились в более мирное русло. Осознание неспособности гражданского населения адекватно противостоять современной военной угрозе и самостоятельно преодолевать последствия чрезвычайных ситуаций, вызвало необходимость становления профессиональной армии, процесс зарождения которой мы наблюдаем в наши дни, а также развития ряда служб, призванных решать задачи, связанные с поиском и спасением попавших в бедствие людей. Однако и мирная жизнь сегодня таит в себе немало серьезных угроз, способных подорвать здоровье человека и явиться причиной его гибели. К ним относятся угрозы безопасности дорожного движения, обеспечения здорового образа жизни, безопасности в быту, неблагоприятная экологическая ситуация и другие проблемы, носящие главным образом техногенный характер. Готовить молодежь к преодолению этих угроз призван курс ОБЖ, осваиваемый учащимися в рамках общеобразовательной школы на протяжении нескольких лет. Результатом такой работы можно считать формирование культуры безопасности человека, являющейся неотъемлемым компонентом его общей культуры. На уровне высшего профессионального образования этот курс, в виде обязательной общепрофессиональной дисциплины, осваиваемой студентами первого курса, продолжается и расширяется вопросами безопасности труда, терроризма, брака и семьи и др. Изучение ряда рабочих программ этой учебной дисциплины показало, что в ходе ее освоения предусмотрены как лекционные и семинарские, так и практические занятия. В тоже время становится очевидным, что процесс воспитания целостной культуры безопасности не может ограничиваться методами и формами учебно-воспитательного процесса и должен быть включен в процесс реальной жизнедеятельности человека. Говорить о подлинной культуре безопасности можно тогда, когда человек не только прилагает усилия по ее развитию в ходе своего обучения, но и проявляет ее непосредственно в своей жизни, в быту, на досуге, развивая в тоже время свои навыки безопасного поведения. Как справедливо отмечают А.Н.Розенталь и С.Г.Юнусова, «важным элементом обеспечения безопасности в экстремальной ситуации является формирование психологической готовности к действиям в таких условиях», что возможно только в ходе получения опыта [5, с. 107].

Поэтому реализация культуры безопасности и освоение ее практических элементов, является столь же существенным фактором ее формирования, как и получение соответствующих знаний. Реализуясь, культура безопасности развивается, и наоборот, ее формирование невозможно без практического выражения. Культура безопасности - это общая характеристика человека, она проявляется не только в ходе учебного процесса, либо на производстве, но и во всех сферах его жизнедеятельности, существенным компонентом которой является культурно-досуговая деятельность, педагогический потенциал которой неизмерим. Поэтому именно в ходе досуга человек способен показать и реализовать свою личную культуру безопасности, неограниченную рамками общественных норм безопасности труда, обучения и т.д.

Р.В.Смирновой, И.В.Тарасовой, Л.В.Азизовой были выявлены педаго-гические возможности досу-говой деятельности в формировании социально-культурной безопасности студентов вуза:

- социализирующие, предполагающие расширение личностного бытия студента во времени и многоуровневую культурную идентификацию;

- коммуникативные, сопряженные с осознанием и формированием своей индивидуальности;

- креативные, направленные на творческое осмысление и преобразовывать известное, а также созидание качественно новых событий жизни;

- рекреационные, предполагающие восстановление физических и психических сил студентов вуза в процессе досуговой деятельности;

- воспитательные, создающие среду для формирования и проявления активности личности, гармонизируя взаимоотношения путем накопления опыта выполнения разнообразных социальных ролей и навыков позитивного общественного поведения;

- развивающие, способствующие развитию готовности к коллективным действиям при решении социально значимых задач, мобильности, жизненности и эффективности обновляющегося общест-

венного сознания и поведения молодых людей;

- гедонистические, проявляющиеся в «психической разрядке» индивидуального и группового напряжения в результате смены деятельности и состояния, а также компенсирующие недостаток разнообразия в труде и быту [6, с. 72-74].

Таким образом, досуг предоставляет неограниченные возможности дальнейшего развития культуры безопасности, позволяя в ходе кулкгурно-досуговых занятий в интересной и игровой форме решать соответствующие задачи. Такие досуговые занятия проводятся, прежде всего, в индивидуальной форме, когда студент осуществляет самообразование по тем или иным вопросам безопасности. Однако можно предположить достаточно слабый интерес большей части студенческой молодежи к таким досуговым занятиям, поскольку они пока еще достаточно слабо разработаны в методическом аспекте, в связи с чем молодым людям придется самостоятельно отбирать необходимую литературу, планировать ход и содержание занятий и т.д. Не имеется и достаточного игрового обеспечения таких занятий, что, как известно, является непременным атрибутом досуга.

Поэтому больший интерес в плане целенаправленного и систематического воспитания культуры безопасности представляют собой педагогически организованные формы досуга, позволяющие на основе клубной работы заниматься изучением тех или иных вопросов безопасного поведения. Такие клубы, объединяющие молодых людей, осваивающих на досуге правила безопасного поведения, получили некоторую распространенность в нашей стране. Наиболее известными среди них являются Национальная Организация скаутов и Организация Российских юных разведчиков, насчитывающие более нескольких сот участников. Однако процентный состав студенческой молодежи таких организаций минимален, что обусловлено возрастной спецификой реализуемых в них воспитательных программ. И, поскольку студенческих общественных объединений подобного характера не существует, главным образом по той же причине отсутствия методического обеспечения, можно сделать вывод о неразвитости клубной работы в данном направлении.

В тоже время, анализ научной литературы показал, что при воспитании культуры безопасности студенческой молодежи на досуге большее распространение получили массовые мероприятия художественного характера, проводимые во практически во всех учреждениях высшего профессионального образования.

Одним из наиболее массовых таких мероприятий, совместно проводимых силами многих вузов можно считать День памяти жертв дорожно-транспортных происшествий, отмечаемый третьего воскресенье ноября каждого года и носящий международное значение. Основной целью проведения это дня является привлечение внимания студенческой молодежи к проблеме безопасного движения на дорогах, поскольку статистика показывает, что большая часть молодых людей преждевременно уходит из жизни вследствие дорожно-транспортных происшествий. Массовые акции, проводимые в этот день, безусловно, позволяют достигнуть этой цели, собирая на различных площадках до нескольких тысяч студентов, часть которых является активными участниками тех или иных действий. В связи с этим программы Дня памяти жертв дорожно-транспортных происшествий предусматривают, как правило, ряд мероприятий информационного, пропагандистского, а также художественного и развлекательного характера, позволяющих задействовать как можно большее количество студентов. Опыт проведения таких мероприятий в г.Казани в 2010 и 2011 гг. показывает, что с их помощью удается не только соблюдать формальные процедуры, но «формировать некоторые общие регуляторы социального поведения, которые позволяют молодому человеку дорожить не только собственной жизнью, но и жизнью других людей» [1, с.131].

Однако в целом проведение столь массовых мероприятий является скорее исключением из правила, поскольку большая часть таких досуговых событий ограничивается рамками конкретного вуза. При этом необходимо отметить, что тематика таких мероприятий лишь в редких случаях обозначается термином «безопасность», однако их содержание в определенной мере позволяет решать задачи воспитания культуры безопасности студентов. Большая часть таких мероприятий включена в процесс воспитательной работы конкретного вуза.

Так, например, в Восточно-Сибирском институте туризма процесс воспитания культуры безопасности является частью всей воспитательной системы вуза, предполагающий изучение вопросов безопасности как личных, так и публичных интересов. В разработанной в этом вузе модели воспитания культуры безопасности жизнедеятельности у студентов в процессе профессиональной подготовки, определенная роль отводится и культурно-досуговой деятельности, предусматривающей как массовые формы: встречи с практическими работниками органов, обеспечивающих безопасность жизнедеятельности людей, конкурсы эрудиции в сфере обеспечения безопасности общества, выставки и др.,

так индивидуальные формы: поручения, индивидуальные задания и др. [2, с.197].

В ходе воспитания культуры безопасности студентов в Казанском государственном энергетическом университете в процессе культурно-досуговой деятельности, применяется метод демонстрации, с помощью которого в местах пребывания молодежи показывается социальные ролики о разрушительном действии нездорового образа, алкоголизма, наркотиков, никотина, беспорядочной половой жизни. Кроме того, используется и метод коллективных творческих дел, когда студентам предлагается самостоятельно создать плакат, брошюру, ролик, фильм о безопасном поведении, образе жизни, после чего проводится конкурс на лучшую работу [7, с. 68].

Проводимое в Барнаульском государственном педагогическом университете лонгитюдное исследование одним из авторитетнейших учебных в области культуры безопасности В.Н.Мошкиным, показывает, что данная проблема в динамике носит положительный характер. Исследуя, в том числе и культурно-досуговую деятельность, этим автором, совместно с коллегами, были получены данные о возрастании в последние годы количества проводимых со студентами воспитательных мероприятий по проблемам безопасности и здорового образа жизни. Основным содержанием таких мероприятий является информирование студентов о различных факторах риска и способах защиты от них. В тоже время выявлены и недостатки такой работы, связанные с низким аксиологическим потенциалом таких мероприятий, слабо способствующим формированию взглядов и убеждений по нравственным, правовым и мировоззренческим проблемам безопасности. Кроме того, как считают исследователи, во внеаудиторной работе со студентами более часто обсуждаются проблемы здорового образа жизни, чем вопросы безопасности жизнедеятельности. Поэтому был сделан важный вывод о том, что количественные показатели досуговых мероприятий, без качественного совершенствования содержательных аспектов не обеспечивают необходимого повышения эффективности педагогического процесса [4, с. 46].

В Финансовом университете при Правительстве РФ, в ходе воспитания культуры здоровья студенческой молодежи, выступающей одним из компонентов культуры безопасности, активно применяются рекреативные технологии досуга. Организуя на их основе свободное время студентов, прививая им умения и навыки культурного проведения досуга, педагогический коллектив вуза формирует необходимые предпосылки для продуктивного развития личности, для чего создаются физкультурно-оздоровительные организации, спортивно-оздоровительные студенческие общества, ассоциации, клубы. Тем самым физическая культура еще более органично интегрируется в образ жизни студентов, создавая в студенческом коллективе эмоционально-положительную атмосферу; расширяя сферу их участия в общественно-полезной деятельности; выработку активной позиции студента при выполнении общественных поручений; расширяя взаимопонимание преподавателя и студента. Тем самым, в ходе использования рекреативных технологий удовлетворяется не только потребность в физической реабилитации, но и в интересном содержательном досуге, насыщенной коммуникативной деятельности, психической релаксации и мн. др. [8, с. 78].

Наконец в Шуйском государственном педагогическом университете разработана специальная программа воспитательной работы «Культура безопасности студента», одной из задач которой является организация культурно-досуговой деятельности. Программа содержит ряд следующих мероприятий, реализуемых в ходе досуга студентов: конкурс творческих разработок (презентаций, плакатов, сочинений и т.д.) «Скажи жизни «Да»», эстафета «Спасатель», проведение «Дней здоровья», конкурс социальной рекламы «Твое здоровье - твое богатство», тренинги «Антинаркотическая установка», «Взаимоотношения в академической группе» и др. Это позволяет говорить о том, что в данном вузе осуществляется комплексная работа, где «детерминирующим фактором, обеспечивающим процесс формирования культуры безопасности будущего педагога, является формирование представления об этом процессе как ценности и развитие потребности в его осуществлении у всего преподавательского состава, принимающего участие в подготовке студентов» [3, с. 40].

Таким образом, изучение опыта воспитания культуры безопасности студенческой молодежи в процессе культурно-досуговой деятельности позволяет сделать ряд выводов:

- в настоящее время культура безопасности студенческой молодежи развивается преимущественно в ходе учебных занятий, являющихся логическим продолжением школьного курса ОБЖ;

- культурно-досуговая деятельность обладает значительным педагогическим потенциалом для воспитания культуры безопасности студентов, однако его реализации препятствует отсутствие необходимых методических разработок;

- во многих высших профессиональных учебных заведениях сегодня осуществляются попытки воспитания культуры безопасности студенческой молодежи в процессе культурно-досуговой деятель-

ности, однако, большая их часть носит сугубо «мероприятийный» характер, в то время как клубная работа в этой сфере практически отсутствует.

Литература

1.Ахмадиева Р.Ш., Воронина Е.Е. День памяти жертв дорожнотранспортных происшествий как форма работы с молодежью по повышению безопасности дорожного движения//Вестник НЦБЖД. 2012. № 4 (14). - С.128-131.

2.Зырянова Т.В. Содержание и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов туристского вуза / / Образование. Наука. Научные кадры. 2011. № 4. - C. 195-197.

3.Кисляков П.А Психолого-педагогические особенности воспитательной работы по формированию культуры безопасности студентов / / Современные исследования социальных проблем. 2010. № 3. С. 37-41.

4.Мошкин В.Н., Калачев Г.А., Овчаров В.В. Состояние практики воспитания культуры безопасности студентов / / Педагогическое образование на Алтае. 2006. № 2. - С. 39-47.

5.Розенталь А.Н., Юнусова С.Г. Роль воспитания и образования в формировании культуры безопасности жизнедеятельности // Вестник НЦБЖД. 2009. № 1. - C. 104-107.

6.Смирнова Р.В., Тарасова И.В., Азизова Л.В. Формирование социально-культурной безопасности вуза посредством досуговой деятельности студентов в мультикультурном регионе // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2015. № 8 (103). - С. 71-75.

7.Сурова Л.В. Социально-педагогические аспекты формирования культуры безопасности студентов в КГЭУ / / Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2013. № 3 (18). С. 64-70.

8.Татарова С.Ю., Татаров В.Б. Роль рекреативных технологий в формировании культуры здоровья студенческой молодежи // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2014. № 1 (129). - С. 76-80.

УДК 378.6

ААИлиджев

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Статья посвящена исследованию основных начал применения проектно-технологического подхода при формировании профессиональных компетенций. В работе раскрываются дидактические принципы, на которых основана реализация проектно-технологического подхода, а именно - проблемности, субъектности, рефлексии, продуктивности, командности, континуальности и интеграции. Аргументируется необходимость их применения при формировании профессиональных компетенций.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, принцип обучения, рефлексия, закономерность, концепция.

AAIlidzhev DIDACTIC PRINCIPLES IMPLEMENTATION PROJECT TECHNOLOGICAL APPROACH TO FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE

The article investigates the basic principles of application design and technological approach in the formation of professional competencies. The paper reveals the didactic principles on which the design and implementation of the technological approach - namely, problematical, subjectivity, reflection, productivity, teamwork, continuity and integration. The necessity of their use in the formation of professional competencies.

Keywords: professional competence, teaching principle, reflection, pattern, concept.

Дидактические принципы (или принципы обучения) - это система исходных основных требований к процессу обучения (его целям, содержанию, формам, методам, организационным формам и средствам обучения), выполнение которых обеспечивает его успешное функционирование и развитие. Принципы обучения тесно связаны с дидактическими закономерностями. Закономерности обучения, в свою очередь, отражают существенные связи процесса обучения. Одни закономерности имеют место при любом процессе обучения (например, доступность обучения), другие характерны и отражают существенные связи конкретной модели или теории обучения (например, закономерность «проблема является начальным моментом мыслительной деятельности» характерна для теории проблемного обучения). С учетом этого обстоятельства принципы обучения по критерию «степень общности» делят на две группы: общие принципы обучения и конкретные принципы обучения [5, с.80-81]. В первую группу входят классические принципы обучения, в числе которых - воспитывающего и развивающего обучения, научности, доступности, наглядности, систематичности и последовательности, сознательности и активности, положительной мотивации и благоприятного климата обучения, сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм обучения.

Вторая группа принципов обучения будет отличаться в зависимости от того, о какой конкретной концепции или подходе к организации обучения идет речь. Поскольку мы опираемся на концепцию проектно-технологического подхода, то ясно, что к каждой фазе проекта (фаза проектирования, технологическая фаза, рефлексивная фаза) предъявляются специфические требования, связанные с тем, каковы должны быть цели, задачи, содержание, формы и методы деятельности на каждой фазе препода-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.