Научная статья на тему 'Открытие новой общественно-экономической формации - гуманистический вызов мировой науке'

Открытие новой общественно-экономической формации - гуманистический вызов мировой науке Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
286
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Открытие новой общественно-экономической формации - гуманистический вызов мировой науке»

Окружающая среда Санкт-Петербурга, 2016 (декабрь), № 21(2), с.27-28.

9.А.И.Боровков, Ю.А.Рябов, В.М.Марусева. Новая парадигма цифрового проектирования и моделирования глобально конкурентоспособной продукции нового поколении. - Сб. статей «Цифровое производство: методы, экосистемы, технологии». - Сколково, 2017. - С.24-35.

10. http://www.mnr.gov.ru/

1Гундаров И.А., 2Щепетова С.Е.

ОТКРЫТИЕ НОВОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ФОРМАЦИИ -ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ВЫЗОВ МИРОВОЙ НАУКЕ

Москва

На исходе ХХ века человечество погрузилось в цепь загадочных потрясений. Первым стало крушение коммунизма. Но возврат в капитализм вызвал рост смертности и спад рождаемости, превысившие человеческие потери Второй мировой войны. Пандемия международного «терроризма» распространяется по планете. Череда «цветных революций» всколыхнула страны Северной Африки, закончившись хаосом. Брекзит поставил под угрозу существование Евросоюза. В США приход к власти Трампа инициировал развал Североатлантического блока.

У современной науки нет объяснений происходящему. К. Маркс считал концом истории коммунизм, Ф. Фукуяма - капитализм. Жизнь показала: обе общественно-экономические формации выработали свой исторический ресурс. Первым это почувствовал советский народ, начав «перестройку». Но куда идти - не нашлось ответа. Нет его и до сих пор. Отсутствие альтернативы ввергает человечество в депрессию и озлобленность, порождая вымирание, террор, гражданские и международные войны.

Кто доказал невозможность иных общественно-экономических систем?! Впереди у планеты - сотни тысяч лет развития. Что, если новый общественный строй стучится в дверь истории? Для ответа требуется понять суть событий, направив людскую энергию в правильное русло. В 1997 г. была создана «Ассоциация независимых учёных Россия XX-XXI», приступившая к обоснованию стратегии развития человечества. В многолетних исследованиях и многочисленных обсуждениях сформулирована гипотеза о рождении нового

51

социального строя. Его специфика проявляется по семи базовым формационным признакам: 1) энергия исторического движения, 2) социальная основа, 3) цель прогресса, 4) контроль достижения цели, 5) система государственной власти, 6) экономическая модель, 7) социальная политика. Согласно классификационным требованиям, новое явление может на треть состоять из черт предшественников, а на две трети иметь собственные характеристики. Их проявление обнаруживается в потоках современной жизни.

1. Энергия исторического движения. Прежние века человечество развивалось по законам экономического детерминизма, подчиняясь действию «слепых» материальных стихий. Современный мир достиг такого уровня сложности, когда развитие «вслепую» становится невозможным. Требуется социальное проектирование, где не только бытиё определяет сознание, но и сознание определяет бытиё. Базисом, наряду с производительными силами и производственными отношениями, становятся рост уважения к человеческому достоинству и широкое участие масс в политических процессах. Возникает исторический дуализм как взаимодействие исторического материализма и исторического идеализма.

2. Социальная основа. Раньше хозяином государства всегда выступала часть населения в лице господствующего класса. Сейчас всё большее число людей ощущают потребность быть хозяевами собственной жизни. Народ становится главным источником власти. Но человек по природе двуедин, являясь существом индивидуальным и коллективным, материальным и духовным. Капитализм отдает предпочтение одной стороне, коммунизм -противоположной. Для объединения интересов социума и личности требуется двуединое общественное устройство - «социогуманизм». Он сложнее в управлении, нуждаясь в поиске гармонии противоположностей. Зато интеграция энергий полюсов даёт кумулятивный созидательный эффект.

3. Цель прогресса. Прежде стимулом человеческого прогресса служило материальное процветание. Сейчас этого недостаточно - экономическое благополучие не отражает состояние самого человека. На смену приходит качество жизни (КЖ). В отличие от уровня жизни (совокупность потребляемых товаров и услуг) КЖ показывает насколько людям хорошо или плохо, счастливы они или страдают в конкретных условиях существования. Его оценка проводится по трём группам статистических показателей:

- физическое здоровье: смертность, продолжительность здоровой

жизни, рождаемость, воспроизводство населения;

52

- социальное здоровье: крепость семейных уз (доля сохранённых семей), социальный оптимизм молодёжи (свадьбы), забота о детях (социальные сироты), творческий труд (открытия и изобретения), наличие смысла жизни (индикатор безысходности - самоубийства);

- духовное здоровье: востребованность обществом (трудовая занятость), справедливость распределения собственности (индикатор несправедливости -грабежи, разбои), социальная поляризация (отношение доходов самых богатых/самых бедных семей, доброта отношений между людьми (крайняя бесчеловечность - убийства);

Вместе с показателями уровня жизни и потенциала государства они образуют Индекс Достойной Жизни Населения (ИДЖН).

4. Контроль достижения цели. Никогда народ не имел контроля над действиями верховной власти. В результате достижение целей оплачивалось большими жертвами. При социогуманизме управление страной осуществляется через обратную связь по конечному результату, где результатом служит динамика ИДЖН.

Слежение за его параметрами осуществляет Центр мониторинга достойной жизни, состоящий из учёных, выбираемых каждый год случайным методом от общего списка учёных страны. Правительство ежегодно отчитывается перед парламентом по показателям ИДЖН. При их отклонении за «красные флажки» премьер и виновные министры отправляются в отставку.

Ответственность политиков за результаты своей работы обеспечит прорыв к государственному управлению нового типа. В его основе - принципы социальной эргономики. Действия государства должны быть эргономичными, то есть соответствовать ценностям, потребностям и возможностям конкретного народа.

5. Система государственной власти. Демократия элит оказалась неспособной предупреждать нашествия тоталитарных режимов. Требуется более надёжная народная демократия. Для этого сами жители должны направляют «наверх» своих представителей, осуществляя над ними текущий контроль. Создаётся представительная пирамида снизу вверх путём выдвижения гражданами по одному кандидату от 200 человек. Избранные депутаты формируют политические уровни методом «делегирования». Первым уровнем служат местные Народные советы. Они делегируют треть состава в Советы следующего уровня, те - следующего и так вплоть до Высшего Народного Совета (ВНС).

Отозвать депутата с любого поста может делегировавший его уровень. Лишить избранника мандата могут жители территории, от которой он избирался. Для этого все депутаты ежегодно отчитываются на собраниях своих избирателей.

Реализацией законов занимается пирамида исполнительной власти. Она состоит из профессионалов, назначаемых сверху вниз. Для этого ВНС утверждает премьер-министра, который формирует Правительство и представляет на одобрение ВНС. Советы каждого уровня создают свои Исполнительные комитеты. Исполком подчиняется по вертикали вышестоящему Исполкому, а по горизонтали контролируется Советом данного уровня.

Прозрачность политических и хозяйственных отношений делает невозможной массовую коррупцию. Государственная власть оказывается вынужденной быть эффективной и нравственной.

6. Экономическая модель. Способности и потребности людей различаются: одни предпочитают труд на предприятиях общенародной собственности, другие - в самоуправляемых коллективах, третьи - на частных средствах производства. Сама хозяйственная деятельность, обслуживая разные по длительности и сложности циклы, требует диверсифицированной структуры. В результате экономика оказывается не «левой», не «правой» и не «центристской», а трёхсекторной - «экономикой здравого смысла». Здравым считается то, что в наибольшей мере способствует развитию производительных сил. Здесь любая форма собственности священна: государственная, кооперативная, частная. Конкуренция между ними выявляет оптимальные формы для соответствующих ниш. Их пропорции определяются не жёстко (классовыми догмами), а гибко (производственными потребностями). Регуляторами служат план, рынок и договора. Освобождённые от идеологических пут производительные силы генерируют эффект «экономического чуда», достигая коэффициента полезного действия свыше 100%.

7. Социальная политика. Что бы в жизни ни случилось, никто не окажется в унижающей бедности. Всем обеспечиваются бесплатно жилище, коммунальное обслуживание, здравоохранение, дошкольное воспитание, образование, общественный транспорт, детский летний отдых. Пенсии составляют 80% от заработной платы. Это - гарантии необходимого имущественного равенства.

Одновременно каждому предоставляется возможность роста личного благосостояния за счёт собственного труда. Это - гарантии необходимой имущественной дифференциации, стимулирующей творческую активность.

Социальная справедливость обеспечивается привязкой заработной платы к минимальному размеру оплаты труда. Разрыв не должен превышать 7-кратной величины, варьируя в зависимости от производственных особенностей.

Стратегическое руководство социальными институтами (наука, образование, здравоохранение, культура, спорт, СМИ) осуществляется общественными советами соответствующих специалистов, выбираемых из своего состава рейтинговым голосованием.

Международное значение социогуманизма Распространение по миру идеологи социальной эргономики позволит избежать жестокости социальных революций. Они не отменяются, а становятся «бархатными» за счёт встроенного в управление контроля над властью. Этим обеспечивается ненасильственный переход от одного качественного этапа истории к другому по мере созревания объективных и субъективных предпосылок. В результате отпадает потребность в терроризме и войнах.

На международном уровне возникнет самонастраивающийся политический механизм, который не принуждает разные страны к одинаковой социально-экономической модели, а находит оптимальные условия развития для каждой. Главный критерий оптимальности - улучшение качества и уровня жизни населения. Идеология социальной эргономики способна стать объединяющим мировоззрением государств постиндустриального общества. Для ускорения её прихода требуются эффективные коммуникативные средства. Наиболее сильным является выдвижение российских учёных, разработчиков социогуманизма, на Нобелевскую премию мира - «За разработку теории общественно-экономической формации, обеспечивающей устранение социальной несправедливости, вымирания населения, коррупции, терроризма и войн».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.