Научная статья на тему 'Открытая экономика: приоритеты развития АПК для преодоления внешних угроз и современных вызовов'

Открытая экономика: приоритеты развития АПК для преодоления внешних угроз и современных вызовов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
184
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЗОНЫ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / МОНИТОРИНГ ПРИНИМАЕМЫХ РЕШЕНИЙ / ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И КАДРОВЫЕ ТРЕНДЫ / ОТКРЫТАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СНИЖЕНИЕ ТОРГОВЫХ БАРЬЕРОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Валентина Николаевна, Серёгин Сергей Николаевич, Новосельцева Ангелина Владимировна

Статья посвящена новым подходам к формированию приоритетов в развитии отдельных отраслей АПК России. Несмотря на санкции и кризисные явления в общественной экономике прослеживается устойчивый рост производства сельскохозяйственной продукции. Однако факторы, влияющие на макроэкономические параметры развития, сдерживают рост промышленности. Необходимо переосмыслить и уточнить ряд целевых установок и задач, с помощью которых возможно достичь установленных критериев целеполагания аграрной политики для повышения доходности, увеличения объемов производства продукции и решения проблем продовольственной безопасности. Реформы должны вывести национальных производителей сельхозсырья на уровень успешной конкуренции с иностранными компаниями на агропродовольственных рынках. Государственная аграрная политика должна базироваться на стимулировании этой конкуренции, снижении продовольственной инфляции и повышении устойчивости ценовой конъюнктуры. Одним из ключевых приоритетов экономического роста предприятий агропромышленного комплекса является расширение и стимулирование экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции, освоение новых рынков. Фактором повышения конкурентоспособности экономики становится качество человеческого капитала и инновации в системе образования, организация научной работы, создание новых технологий и оборудования, решение задач экономического характера, формирование деловой среды и инвес-тиционного климата для роста экономики. Лидирующих позиций в решении проблем продовольственной безопасности и динамики роста экспорта готовой продукции на мировые рынки продовольствия добиваются государства, которые активно поддерживают данное направление. Управленческие органы должны предвидеть долгосрочные риски и принимать своевременные меры для устранения их последствий, а также эффективно использовать средства государственной поддержки для развития АПК, проведения скоординированной аграрной политики, формирования системы ответственности органов власти различных уровней за принимаемые решения. Все это задает вектор развития для роста экономики АПК на базе собственных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванова Валентина Николаевна, Серёгин Сергей Николаевич, Новосельцева Ангелина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Open Economy: Agribusiness Development Priorities in Order to Overcome External Threats and Modern Challenges

The article is devoted to new approaches to the formation of the priorities in the development of individual branches of agrarian and industrial complex of Russia. In spite of the sanctions and the crisis in the social economy traced a steady growth of agricultural production. However, the factors that influence the development of macroeconomic parameters, inhibit the growth of the industry. It is necessary to rethink and clarify a number of targets and objectives with which it is possible to reach the established criteria of goal-setting policies to improve agricultural yields, increasing production volumes and addressing food security. Reforms should bring domestic producers of agricultural raw materials to the level of successful competition with foreign companies in the agri-food markets. National agricultural policy should be based on the promotion of competition, reducing food inflation and increasing the stability of the price situation. One of the key priorities of growth of agricultural enterprises is the expansion and promotion of export of agricultural and food products, development of new markets. Increase the competitiveness of the economy is the quality of human capital and innovation in the education system, the organization of scientific work, the creation of new technologies and equipment, the tasks of an economic nature, the formation of the business environment and investment climate for the growth of the economy. Leading position in solving the problems of food security and the dynamics of growth of exports of finished products to the world markets of food sought states that actively support this direction. Administrative authorities need to anticipate the long-term risks and take timely measures to eliminate their consequences, as well as the effective use of the state support for the development of agriculture, a coordinated agricultural policy, the formation of a system of responsibility of the authorities at various levels of decision-making. All of this sets the direction of development for economic growth on the basis of AIC's own resources.

Текст научной работы на тему «Открытая экономика: приоритеты развития АПК для преодоления внешних угроз и современных вызовов»

УДК 631.1-338.43

Открытая экономика:

приоритеты развития АПК для преодоления внешних угроз и современных вызовов

В. Н. Иванова, д-р экон. наук, профессор, С.Н. Серёгин, д-р экон. наук, профессор, А. В. Новосельцева, канд. экон. наук

Московский государственный университет технологии и управления им. К. Г Разумовского

Масштабные изменения, происходящие в мире, оказывают влияние на развитие экономики России, создавая угрозы и риски на пути ускоренного развития АПК.

Преодоление негативных тенденций от воздействия внешних факторов, приводящих к определенным диспропорциям и дисбалансам, требует новых подходов и формирования приоритетов в развитии отдельных отраслей АПК. Быстрых путей обеспечения высоких темпов экономического роста в среднесрочной перспективе, по всей вероятности, найти будет трудно, хотя в АПК России уже сегодня есть отрасли сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности, демонстрирующие устойчивый рост производства продукции, несмотря на санкции и кризисные явления в экономике.

Сложность современного состояния отрасли состоит в том, что внешние факторы, влияющие на макроэкономические параметры развития экономики, находятся вне зоны управляемости органов государственной власти и тем самым отодвигают сроки достижения параметров доктрины продовольственной безопасности, а с учетом низких темпов проведения структурной политики данные факторы выступают как механизмы, ограничивающие экономический рост промышленности.

Поэтому при всей сложности решения предстоящих проблем необходимо переосмыслить и уточнить ряд целевых установок и задач, с помощью которых мы можем достичь установленных критериев целепо-лагания аграрной политики, связанных прежде всего с увеличением объемов производства продукции, повышением доходности всех секторов АПК для решения проблемы продовольственной безопасности,

роста благосостояния и повышения качества жизни граждан нашей страны.

Формирование современного социального государства, отвечающего требованиям нового века, говорит о необходимости более быстрого и эффективного решения законодательной и исполнительной властью вопросов социального неравенства в России, которые напрямую влияют на социально-политическую стабильность и устойчивость экономического развития всех сфер народного хозяйства.

Круг задач, стоящих перед отраслью, широк, но они требуют решения уже в обозримом будущем, иначе технологическое отставание и импортная зависимость от индустриально развитых стран будут увеличиваться, создавая дополнительные риски для аграрной экономики. И ссылки на наши неблагоприятные природно-климатические условия, большие пространства несостоятельны, об этом свидетельствует опыт развития США, Канады, Австралии, стран Евросоюза, добившихся больших успехов в своем экономическом развитии.

Достижение поставленных целей связано с проведением серьезных реформ, где учитывались бы интересы всех слоев общества, а также решались проблемы снижения уровня бедности, создания новых рабочих мест. Это один из важнейших императивов проведения реформ, так как именно эти критерии влияют на рост внутреннего спроса и соответственно развитие экономики АПК. Реформы должны дать импульс к построению модели развития, способной вывести национальных производителей сельскохозяйственного сырья и продовольствия на уровень успешной конкуренции с иностранными компаниями на внутренних

и международных агропродоволь-ственных рынках.

Становится все очевиднее, что нужен не только экономический рост,. Необходимо и его качественное содержание, связанное с диверсификацией производства, глубиной переработки сельскохозяйственного сырья, использованием на предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности сырьевых ресурсов, произведенных в России, поиском новых видов сырья, создание которых потребует проведения научных исследований и разработки инновационных технологий.

В условиях структурного кризиса, наблюдаемого в экономике России, важно своевременно разрабатывать инновационные технологии и внедрять их в производство. Именно это направление должно стать основным приоритетом современного развития АПК. Данная проблема носит комплексный характер, и ее реализация связана с увеличением бюджетного финансирования научных разработок и с институциональными преобразованиями, на что указывает мировой опыт развитых экономик.

Современное сельское хозяйство стало экспериментальной площадкой для внедрения инноваций, особенно за последние десятилетия, когда широкое развитие получили биотехнологии, на новый уровень вышли научные разработки в области селекции и семеноводства, племенного дела. Страны, широко внедряющие инновационные разработки в аграрном производстве, стали лидерами по экспорту сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Следует также учитывать возросший спрос на продукцию АПК в Китае, Индии, странах Юго-Восточной Азии, где в настоящее время наблюдаются высокие темпы экономического развития и значительно вырос жизненный уровень населения. И очевидно, что этот тренд носит долгосрочный характер. Соответственно у стран, способных наращивать экспортный потенциал сельскохозяйственного сырья и продовольствия, появляются новые возможности для расширения производства и освоения новых рынков сбыта продукции.

Важные перемены в инновационной сфере экономики в условиях глобализации связаны с построением новой модели государственного протекционизма, находящей конкретное воплощение в реальной практике. Это формирование межстрановых объединений свободной торговли, позволяющих решать вопросы международного сотрудничества и расширения торговли в различных

областях, десятилетиями буксующие в рамках ВТО. Россия активно участвует в создании зон свободной торговли в рамках Евразийского экономического союза, а также с Вьетнамом и Китаем (экономический проект Шелкового пути), с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Необходимо использовать преимущество свободной торговли в создаваемых партнерствах для расширения специализации международного разделения труда, превращать их в каналы сбыта производимой продукции, повышать ее конкурентоспособность, перенимать зарубежный опыт по инфраструктурным и логистическим технологиям продвижения продукции на международные рынки продовольствия.

Географическое и геополитическое положение России способствует усилению этого вектора развития; со странами Азиатско-Тихоокеанского региона наша страна имеет многовековые исторические, культурные и торговые связи. Поэтому сама глобальная повестка, динамика развития агропродовольственных рынков, технологических новаций и финансовых каналов инвестиционных проектов должна стать ключевым приоритетом аграрной политики государства.

Обеспечение устойчивых темпов роста как ключевого приоритета аграрной политики должно реализо-вываться в условиях благоприятного инвестиционного климата, создаваемого на базе макроэкономической стабильности, улучшения структуры экономики и повышения качества государственного управления на федеральном и региональных уровнях.

Макроэкономические параметры, характеризующиеся высоким уровнем инфляции и постоянным ростом цен на агропродовольственном рынке в условиях невысоких доходов большей части населения страны, приводят к снижению потребительского спроса и замедляют динамику роста в отраслях пищевой и перерабатывающей промышленности. Инфляционная неопределенность, наблюдаемая за последние годы, негативно сказывается на доступности кредитных ресурсов для бизнеса и сдерживает инвестиционные процессы в промышленности.

Макроэкономическая стабильность также связана с повышением эффективности использования средств господдержки для реализации мероприятий Госпрограммы развития сельского хозяйства на период до 2020 года. Решение правительства о фискальной политике на ближайшие годы, в рамках которой налоги не будут меняться в сторону

повышения, создадут необходимые макроэкономические предпосылки для экономического роста АПК.

Механизмы финансирования экономического роста и модернизации промышленности могут осуществляться как из внутренних источников - по каналам господдержки, так и за счет средств частных инвесторов. Государство сегодня выделяет дополнительные ресурсы на развитие АПК: на 2016 г. объем средств господдержки возрастает до 237 млрд руб. Около 80% этих средств будет направлено на реализацию уже принятых обязательств предыдущих лет, оставшаяся часть пойдет на господдержку инвестиционных проектов, связанных с молочным животноводством, тепличными комплексами, закладкой садов и виноградников. Это проекты, входящие в ключевые приоритеты развития АПК на предстоящий период.

Новое направление господдержки связано с предоставлением госгарантий крупным агрохолдингам, инвестиционных льгот и контрактов, расширением системы проектного финансирования.

С повестки дня не снимается также вопрос привлечения частных и иностранных инвесторов, это направление остается одним из ключевых приоритетов. Многие крупные агро-холдинги, долгие годы успешно работающие на продовольственном рынке, накопили достаточно ресурсов для модернизации производства. Этот процесс набирает обороты в целом по АПК, о чем свидетельствует динамика развития сельскохозяйственного производства и работа пищевой и перерабатывающей промышленности.

Сегодня уровень сельскохозяйственного производства практически достиг 1990 г., за исключением показателей по молоку и отдельным видам растениеводства. Хорошие результаты имеются в свиноводстве и птицеводстве, использующих в основном иностранные технологии и оборудование. Производство мяса свиней на убой (в живой массе) в 2014 г. достигло 3,8 млн т, мяса птицы - 5,6 млн т, что позволило обеспечить потребности внутреннего рынка в этой продукции и поставлять ее на экспорт.

Экономический рост во всех отраслях АПК выступает императивом достижения целей политики импор-тозамещения: только обеспечив рост производства сельскохозяйственного сырья и пищевой продукции, способных конкурировать на внутренних и внешних рынках, можно решить в полной мере задачу импортозаме-

щения. Это направление развития будет поддерживаться государством в рамках принятых федеральных и региональных программ.

Достижение устойчивого экономического роста требует поиска новых рынков сбыта продукции. Участие России в ЕАЭС, зонах свободной торговли усиливает интеграционные процессы на постсоветском пространстве, пространстве стран Центральной Азии, Тихоокенского региона. Страны этих регионов не только расширяют границы рынков для российского бизнеса, но и становятся источниками инвестиций, инновационных технологий, поставки современных видов оборудования. Сотрудничество между нашими странами способствует обмену опытом и внедрению современных институциональных стандартов и практик.

Сохраняющийся в последние годы постоянный рост цен на агропродо-вольственном рынке связан не только с инфляционными процессами, но и со снижением уровня конкуренции ввиду ограничения санкционного импорта и избыточной монополизации рынка. Поднять уровень конкуренции могли бы предприятия малого и среднего бизнеса, но этот сектор экономики развит слабо, и даже в регионах, где он имеет определенный вес в экономике, доступ к торговым сетям и крупным торговым организациям для них зачастую закрыт. Меры государства по созданию оптово-розничных центров (ОРЦ) с целью снижения торговых барьеров для представителей этой категории предпринимателей пока остаются в планах регионов.

Основным конкурентом для российских производителей на внутреннем продовольственном рынке сегодня остается белорусская продукция. В то же время следует учитывать, что любые ограничения и санкции со временем отменяются, следовательно, российским производителям продуктов питания с целью повышения конкурентоспособности своей продукции необходимо в текущий период привлекать инвестиции для модернизации производства с целью снижения издержек производства, расширения ассортимента вырабатываемой продукции и повышения ее качества.

Государство для развития конкуренции делает определенные шаги, связанные с реорганизацией работы контрольно-надзорных органов, которым будет предписано ограничить число проверок малого бизнеса и применение к нему мер антимонопольных законов. Разрабатываемые в настоящее время меры

по ограничению проверок малого бизнеса в определенной степени создадут дополнительные стимулы для расширения производства в этом секторе экономики и поставки продукции на продовольственный рынок. Профессиональная переподготовка кадров и переобучение высвобождаемых работников, трудовая мобильность также будут создавать необходимые предпосылки для развития конкуренции.

В современном мире основным трендом становится развитие человеческого капитала, который играет все большую роль в социально-экономической, инвестиционной и налоговой сферах промышленно развитых стран, укрепляя тем самым позиции социального государства. Реалии современного мира свидетельствуют о росте конкуренции за человеческий капитал, который становится все более мобильным. Сегодня любой специалист может свободно выбирать место реализации своих профессиональных возможностей в зависимости от личных интересов, включая временный переезд из собственной страны в другую страну за получением опыта работы и новых знаний, которые он будет применять, возвратившись на родину.

Требует структурных изменений и сфера образования: сегодня сложились определенные перекосы с подготовкой специалистов высшего и среднего звена. Доступность высшего образования для большей части молодежи повлияла на качество подготовки специалистов для всех отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.

Ситуация с обеспечением кадрами высшего и среднего звена в регионах неоднозначна - в вопросах как категорий специалистов, так и отраслевой направленности востребования кадров. В краевых и областных центрах, где расположены вузы аграрного, пищевого направления, технические университеты, ведущие подготовку инженерно-технологических кадров (а в настоящее время они широко представлены), предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности не испытывают трудностей с привлечением на работу специалистов различных профессий. Это характерно для Воронежской, Курской, Липецкой, Рязанской областей, Алтайского края и других регионов. Здесь готовят инженеров-технологов для мясной и молочной промышленности, хранения и переработки зерна, кондитерской, масложировой, хлебопекарной промышленности.

Современная специфика подготовки кадров высшей квалификации

для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности заключается в том, что переход на Бо-лонскую систему высшего образования в России переориентировал подготовку инженеров-специалистов на двухуровневую систему: выпуск бакалавров и магистров. Большинство вузов уже закончили выпуск инженеров-специалистов, полностью переключились на выпуск бакалавров и начали также готовить магистров. Такое положение дел у многих профессиональных работников и ученых вызывает сомнение в правильности выбранного пути, так как высококвалифицированных специалистов на предприятиях не хватает.

И если проблема с количественным обеспечением предприятий промышленности инженерно-техническими кадрами в общем контексте решается, то технико-технологический уровень современных предприятий требует повышения требований к качеству подготовки специалистов разного профиля, способных в сжатые сроки адаптироваться к условиям высококонкурентной среды в отраслях промышленности.

В то же время остается нерешенной проблема с обеспечением предприятий кадрами техников-технологов, механиков, теплотехников, операторов по обслуживанию технологического оборудования в большинстве отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.

Для снятия существующих ограничений в сфере подготовки современных кадров необходимо на федеральном уровне разработать и реализовать дорожную карту, включающую следующие компоненты:

всесторонняя оценка потребности в отдельных специальностях для нужд предприятий сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности;

разработка и уточнение номенклатуры специальностей для каждой отрасли промышленности;

разработка и уточнение паспортов специальностей и увязка их с обязательным курсом дисциплин в вузах.

Реализация указанных направлений потребует разработки на федеральном уровне инструментов преференций для компаний, которые будут участвовать в развитии материальной и лабораторной базы вузов, включая формирование фонда целевого капитала. Предстоит сделать немало шагов для создания сетевого взаимодействия между российскими и зарубежными университетами, расширения дистанционного обучения.

Велением времени становится непрерывность образования, а также

профессиональная переподготовка кадров с учетом принимаемых правительством решений по приоритетным направлениям развития агропромышленного комплекса страны.

Успешное решение проблем, стоящих перед АПК России по обеспечению продовольственной безопасности, во многом будет зависеть от качества государственного управления, координации взаимодействия федерального центра и регионов по реализации аграрной политики, формируемой в программах социально-экономического развития регионов.

Повышение качества государственного управления комплексная задача. И связана она с оптимизацией системы органов управления АПК, внедрением системы стратегического и индикативного планирования, подготовкой кадров. Особое внимание следует уделить созданию системы ответственности всех уровней власти за принимаемые решения, с учетом ресурсного обеспечения принимаемых государственных документов. Эта работа требует проведения четкого мониторинга исполнения принимаемых решений и эффективности работы управленческих структур. В случае несвоевременного выполнения установленных целевых показателей должны делаться выводы кадрового и организационно-экономического характера.

Подводя итоги сказанного, можно сделать следующие выводы.

1. Глобализация и экономический кризис создают «новую реальность», которая оказывает влияние не только на социально-экономическое развитие страны, но и на все стороны жизни общества, позволяя странам, внедряющим новые технологии и инновации, добиваться высоких темпов качественного роста, осваивать новые рынки для своей продукции.

2. Россия, располагая огромным научным потенциалом, высоким уровнем образования, обширными территориями с хорошими природными ресурсами, имеет все возможности для решения проблемы продовольственной безопасности в среднесрочной перспективе.

3. Достижение данной целевой установки требует создания новой модели экономического роста в АПК с опорой на собственные ресурсы на принципах государственно-частного партнерства. Новая модель должна создавать условия для привлечения инвестиций с целью модернизации отрасли на новой технико-технологической платформе, обеспечения устойчивого и качественного роста сельскохозяй-

ственного производства и пищевои продукции.

4. Макроэкономическая стабильность и реализация курса на привлечение частных инвестиций в технико-технологическую модернизацию предприятий агропромышленного комплекса, создание современной инфраструктуры и логистики при использовании инструментов государственной поддержки повысит уровень предсказуемости и доверия к государству, создаст необходимые мотивации для представителей малого и среднего предпринимательства.

5. Стимулирование конкуренции для развития агропродовольствен-ного рынка, снижения продовольственной инфляции и повышения устойчивости ценовой конъюнктуры становится императивом государственной аграрной политики.

6. Расширение и стимулирование экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции для освоения новых рынков выступает одним из ключевых приоритетов экономического роста предприятий агропромышленного комплекса.

7. Качество человеческого капита-

ла в современном мире становится фактором повышения конкурентоспособности экономики. И поэтому те государства, которые активно поддерживают это направление, добиваются лидирующих позиций как в решении проблем продовольственной безопасности, так и в динамике роста экспорта готовой продукции на мировые рынки продовольствия.

8. Инновации и качество человеческого капитала, которое обеспечивается системой образования и научными организациями, позволяют создавать новые технологии и оборудование, решать задачи экологического характера, внедрение которых в производство формирует инвестиционный климат и деловую среду для роста экономики и повышения благосостояния нации.

9. Эффективное использование средств государственной поддержки для развития АПК и проведения скоординированной аграрной политики требует формирования системы ответственности органов власти различных уровней за принимаемые решения. Управленческие органы должны предвидеть долгосрочные

риски и принимать своевременные меры для нивелирования их последствий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванова, В. Малое предпринимательство в системе Инфраструктуры АПК/В. Иванова, С. Серегин // Переработка молока. - 2015. - № 10 (193).

2. Иванова, В. Внешняя торговля ЕАЭС: расширение взаимовыгодного сотрудничества с зонами свободной торговли/В. Иванова, С. Серегин // Пищевая промышленность. - 2015. - № 11.

3. Аварский, Н. Развитие инноваций в условиях санкций: проблемы и возможности/ Н. Аварский, С. Серегин, С. Нуралиев // Экономика сельского хозяйства России. - 2015. - № 10.

4. Глазьев, С. О таргетировании инфляции/С. Глазьев // Вопросы экономики. - 2015. - № 9.

5. Коваль, А. Руководство по инвестиционной политике ОЭСР - ключ к увеличению инвестиций/А. Коваль // Вопросы экономики. - 2015. - № 10.

6. Примаков, Е. Россия. Надежды и тревоги/Е. Примаков. - М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2015.

Открытая экономика: приоритеты развития АПК

для преодоления внешних угроз и современных вызовов

Ключевые слова

зоны свободной торговли; конкурентоспособность; мониторинг принимаемых решений; основные технологические, инновационные, экономические и кадровые тренды; открытая экономика; продовольственная безопасность; снижение торговых барьеров

Реферат

Статья посвящена новым подходам к формированию приоритетов в развитии отдельных отраслей АПК России. Несмотря на санкции и кризисные явления в общественной экономике прослеживается устойчивый рост производства сельскохозяйственной продукции. Однако факторы, влияющие на макроэкономические параметры развития, сдерживают рост промышленности. Необходимо переосмыслить и уточнить ряд целевых установок и задач, с помощью которых возможно достичь установленных критериев целеполагания аграрной политики для повышения доходности, увеличения объемов производства продукции и решения проблем продовольственной безопасности. Реформы должны вывести национальных производителей сельхозсы-рья на уровень успешной конкуренции с иностранными компаниями на агропродовольственных рынках. Государственная аграрная политика должна базироваться на стимулировании этой конкуренции, снижении продовольственной инфляции и повышении устойчивости ценовой конъюнктуры. Одним из ключевых приоритетов экономического роста предприятий агропромышленного комплекса является расширение и стимулирование экспорта сельскохозяйственной и пищевой продукции, освоение новых рынков. Фактором повышения конкурентоспособности экономики становится качество человеческого капитала и инновации в системе образования, организация научной работы, создание новых технологий и оборудования, решение задач экономического характера, формирование деловой среды и инвестиционного климата для роста экономики. Лидирующих позиций в решении проблем продовольственной безопасности и динамики роста экспорта готовой продукции на мировые рынки продовольствия добиваются государства, которые активно поддерживают данное направление. Управленческие органы должны предвидеть долгосрочные риски и принимать своевременные меры для устранения их последствий, а также эффективно использовать средства государственной поддержки для развития АПК, проведения скоординированной аграрной политики, формирования системы ответственности органов власти различных уровней за принимаемыерешения. Все это задает вектор развития для роста экономики АПК на базе собственных ресурсов.

Авторы

Иванова Валентина Николаевна, д-р экон. наук, профессор, Серёгин Сергей Николаевич, д-р экон. наук, профессор, Новосельцева Ангелина Владимировна, канд. экон. наук,

МГУТУ им. К. Г Разумовского, 109004, Москва, ул. Земляной вал, д. 73, rectorat@mgutm.ru

Open Economy: Agribusiness Development Priorities in Order to Overcome External Threats and Modern Challenges

Key words

a free trade zone; competitiveness; taken decisions monitoring; the main technological, innovative and economic trends and staffing; an open economy; food security; reduction of trade barriers

Abstracts

The article is devoted to new approaches to the formation of the priorities in the development of individual branches of agrarian and industrial complex of Russia. In spite of the sanctions and the crisis in the social economy traced a steady growth of agricultural production. However, the factors that influence the development of macroeconomic parameters, inhibit the growth of the industry. It is necessary to rethink and clarify a number of targets and objectives with which it is possible to reach the established criteria of goal-setting policies to improve agricultural yields, increasing production volumes and addressing food security. Reforms should bring domestic producers of agricultural raw materials to the level of successful competition with foreign companies in the agri-food markets. National agricultural policy should be based on the promotion of competition, reducing food inflation and increasing the stability of the price situation. One of the key priorities of growth of agricultural enterprises is the expansion and promotion of export of agricultural and food products, development of new markets. Increase the competitiveness of the economy is the quality of human capital and innovation in the education system, the organization of scientific work, the creation of new technologies and equipment, the tasks of an economic nature, the formation of the business environment and investment climate for the growth of the economy. Leading position in solving the problems of food security and the dynamics of growth of exports of finished products to the world markets of food sought states that actively support this direction. Administrative authorities need to anticipate the long-term risks and take timely measures to eliminate their consequences, as well as the effective use of the state support for the development of agriculture, a coordinated agricultural policy, the formation of a system of responsibility of the authorities at various levels of decision-making. All of this sets the direction of development for economic growth on the basis of AlC's own resources.

Authors

Ivanova Valentina Nikolaevna, Doctor of Economical Science, Professor, Seryogin Sergei Nikolaevich, Doctor of Economical Science, Professor, Novoseltseva Angelina Vladimirovna, Candidate of Economical Science, Moscow State University of Technologies and Management named after K.G. Razumovskiy, 73, Zemlyanoy Val St., Moscow, 109004, rectorat@ mgutm.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.