Molokova Elena Leonidovna DEVIANT BEHAVIOR ...
economic sceinces
УДК 330
ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ КАК ХАРАКТЕРИСТИКА КООРДИНАЦИИ УЧАСТНИКОВ РЫНКА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
© 2018
Молокова Елена Леонидовна, старший преподаватель кафедры «Государственного и муниципального управления» Уральский государственный экономический университет (620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45, е-mail: [email protected])
Аннотация. Актуальность исследования обусловлена нестабильностью процессов, происходящих в трансформирующейся национальной системе высшего образования. В периоды реформ экономических систем, важнейшими являются не только процессы институционализации, но и идентификационные процессы, которые являются весьма неустойчивыми и подвержены распаду. Если институциональное пространство не является понятным и предсказуемым, стейкхолдеры перестают следовать общепринятым нормам, поскольку не ощущают своей идентичности определенному сообществу, что провоцирует отклоняющееся поведение. Институциональная гомогенность снижает издержки следования общепринятым нормам, в силу принятия решений «из общих соображений» или «следуя стадному чувству». Распадение институционального поля снижает положительные ожидания от инвестиций в социальную группу, от ощущения принадлежности «общему делу», провоцируя разрушение имплицитных обязательств и оппортунистическое поведение. Отклоняющееся поведение выражается в несовпадении реального поведения экономических агентов с поведением, предписанным социальными нормами. В статье проведен аналитический обзор научных подходов к пониманию категории отклоняющегося поведения. Выделены факторы провоцирующие отклоняющееся поведение, определены формы, дана классификация типов. Сделан вывод о возможности формирования нового институционального пространства под воздействием отклоняющегося поведения в совокупности с другими факторам.
Ключевые слова: отклоняющееся поведение, аномия, институциональный распад, высшее образование, институциональное пространство, нормы, рутины, реформа системы высшего образования
DEVIANT BEHAVIOR AS A CHARACTERISTIC OF COORDINATION OF PARTICIPANTS OF THE MARKET OF HIGHER EDUCATION
© 2018
Molokova Elena Leonidovna, senior lecturer Department of State and Municipal Governance Urals State University of Economics (620144, Russia, Ekaterinburg, Marta 8/Narodnoy Voli, 62/45, e-mail: [email protected])
Abstract. The relevance of the study is due to the instability of the processes occurring in the transforming national system of higher education. In times of economic system reform, not only are institutionalization processes crucial, but also identification processes that are highly volatile and prone to disintegration. If the institutional space is not clear and predictable, stakeholders cease to follow generally accepted norms, because they do not feel their identity to a certain community, which provokes deviating behavior. Institutional homogeneity reduces the costs of following conventional norms, the power of decision-making "from the General reasons" or "following the herd instinct". The disintegration of the institutional field reduces positive expectations from investments in the social group, from the sense of belonging to the "common cause", provoking the destruction of implicit obligations and opportunistic behavior. Deviating behavior is expressed in a mismatch between the real behavior of economic agents and the behavior prescribed by social norms. The article provides an analytical review of scientific approaches to understanding the category of deviant behavior. The factors provoking deviant behavior, determine the forms, a classification of types. The conclusion is made about the possibility of forming a new institutional space under the influence of deviating behavior in conjunction with other factors.
Keywords: deviant behavior, anomie, institutional decay, higher education, institutional space, the norm, the routine, the reform of the higher education system
Не смотря на отсутствие единой теоретической платформы исследования отклоняющегося поведения, существует достаточно большое количество взглядов ученых прошлого и настоящего, позиционирующих категорию отклоняющегося поведения в координатах институциональной теории.
Следует отметить, что большинство ученых основной причиной возникновения отклоняющегося поведения видят в сломе традиционных институтов, институциональных трансформациях. В науке отмечается, что интенсивность отклоняющегося поведения возрастает в условиях реформ, резких социально-экономических изменений [1]. В частности, еще Э. Дюркгем отмечал, что общество неспособно оказывать воздействие на своего члена в условиях общественной дезинтеграции в силу кризисов или резких социальных преобразований [2].
Т. Парсонс, определил понятие аномии (отклоняющегося поведения) как состояние, при котором значительное число индивидов находится в состоянии дезинтеграции со стабильными институтами [3].
Р. Мертон девиантное поведение считал результатом несогласованности одобряемых обществом целей и социальной структурой, задающей средства их удовлетворения [4]. Им выделялись два «идеальных» типа таких противоречий. Первый, это случай гипертрофированной ценности целей, сочетающийся с пренебрежением к
средствам их достижения. Второй тип, полярный первому, случай преобразования средств достижения цели в самоцель. Применение Мертоновской теории дает дополнительные измерительные возможности отклоняющегося поведения. Обе модели поведения можно наблюдать в современном российском высшем образовании. В частности, необходимость самофинансирования вузов привела к снижению качества абитуриентов, студентов и как следствие - выпускников, в условиях, когда ради получения финансирования, вузы снижают проходные баллы и требования к результатам освоения образовательной программы. Второй тип встречается чаще, в частности, цель интеграции российской науки в мировую, посредством повышения публикационной активности российских ученых, трансформировалась в бесконечный поток издания низкокачественного материала (публикация ради публикации). Повышение эффективности высшего образования через внедрение компе-тентностного подхода на деле достигается увеличением бумажной работы преподавателей, которые должны в рабочих программах (а не в ходе лекций и семинаров) доказать реализацию данного подхода. Также Р. Мертон указывает на наличие промежуточных структур, которые могут быть эффективными и в различных сочетаниях гармонизируют цели и средства их достижения. При этом, следует акцентировать, что эффективное равнове-
экономические науки
Молокова Елена Леонидовна ОТКЛОНЯЮЩЕЕСЯ ПОВЕДЕНИЕ ...
сие между двумя указанными фазами социальной структуры достигается до тех пор, пока лица, подчиняющиеся ограничениям обоего рода, получают удовлетворение своих интересов [4, с. 215].
Д.С. Петросян, отклоняющееся поведение отнес к деструктивным проявлениям в институциональной системе, являющимся предпосылкой возникновения институциональных патологий [5, с. 1].
А. Коэн определяет отклоняющееся поведение как поведение, идущее вразрез с институционализированными ожиданиями, то есть с ожиданиями, разделяемыми и признаваемыми законными внутри социальной системы [6].
При этом принятие решения об отклонении от нормы должно сообразовываться с собственными неформальными критериями и ролями в нормативных референтных группах. Таким образом, актуально исследование значения характеристик ментальной модели как обобщенного представления индивида об окружающем мире, позволяющем позиционировать себя в определенных ролях.
Отклоняющееся поведение выражается в несовпадении реального поведения экономических агентов с поведением, предписанным социальными нормами [7]. Отметим, что в условиях реформ не редко невыполнение норм связано с их не четкой формулировкой, неоднозначностью, или коллизией. Однако наиболее сложный случай, когда в основе отклоняющегося поведения лежат более глубокие факторы: отсутствие или неадекватность ментальной модели, институциональные ловушки или несовпадение формальных и неформальных норм.
Непреднамеренное отклоняющееся поведение связано, как правило с противоречием новых норм сложившимся рутинам, ценностям и стереотипам мышления. В частности, в условиях повышения значения практи-коориентированных занятий для реализации компе-тентностного подхода большинство преподавателей старшего поколения продолжают вести занятия в форме лекций-диктантов. Такое поведение может быть результатом убежденности в качестве именно такой формы обучения (советской модели). При этом, такое поведение в отдельных случаях можно трактовать как оппортунистическое, например, в случае нежелания преподавателя тратить усилия на освоение новых форм обучения, в таком случае наблюдаем другой вид отклоняющегося поведения.
В свою очередь, в современном высшем образовании в условиях реформ можно наблюдать умышленное нарушение новых норм, к примеру, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в ст. 97 закреплена норма о проведении мониторинга системы образования. На момент проведения такого мониторинга в 2016 году насчитывалось 150 (7,8 %), в 2017 году 145 (9 %) [8] Вузов, не предоставивших данные для проведения процедуры. Таким образом, нельзя сказать, что степень отклоняющегося поведения в описанном случае снижается.
Современные широкомасштабные реформы, базирующиеся как на эволюции существующих российских институтов, так и на трансплантации зарубежных [9], сформировали новейшую институциональную среду системы высшего образования, характеризующуюся наличием различных форм отклоняющегося поведения. Основываясь на исследованиях качества институционального пространства [7] и процессов реформирования экономики [9] можно выделить совокупность форм отклоняющегося поведения в институциональной среде системы высшего образования.
Следует также указать на определенный риск цементирования отдельных форм отклоняющегося поведения и распространения на большее количество акторов. Данное явление способно привести к институциональному распаду [10] существующих институтов и формированию нового институционального пространства с другими конвенциальными нормами.
Таблица 1 - Формы отклоняющегося поведения
отклоняющегося поведения по Р. Мергану отклоняющегося поведения Причинапротив ope чие в основе Субъективная сторона отклонения (наличие умысла, злостность) примеры форм отклоняющегося поведения
противоречие пелям, согласие со средствами ее достижения отторжение новых норм как противоречащих прежним ценностям и стереотипам мышления противоречие сложившимся ценностями и стереотипам мышления умышленное нарушение существующих норм Включение в соавторство лип не имеющих отношения к публикации (руководителя, начальника и т. п.)
противоречие пелям. согласие со средствами ее достижения нарушение норм ради получения текущей выгоды как общая модель поведения в условиях, когда нет социального доверия, санкпии плохо работают, а общая культура не сложилась противоречии м ежду текущими интересами каждого экономического агента и долгосрочными интересами всего сообщества умышленное нарушение существ ующих норм публикация ради публикации (рати баллов); цитирование коллег по догов оренности; минимизация усилий на выполнение работ, которые не учитываются в рейтингах или слабо оцениваются руководством
противоречие пелям .согласие со средствами ее достижения оппортунизм, выражающийся в поиске лазеек для использования несов ершенства норм в корыстных нелях модель маргинального поведения., выражающуюся в сознательном поиске возможностей для перераспределения в свою пользу выгод и издержек умышленное нарушение существующих норм в зяточничеств о; кумовство; завышение требований к студентам для получения собственных выгод (статья под руководством или в соавторстве); частая смена аккредитэиионных методик для м анипулирования Вузами
средства преобразовались в цель неосознанное отклонение от новых норм ввиду укоренения альтернативных практик (руган) противоречие новых норм существующим ругинам спонтанное отклонение от нормы, адаптация занятия в форме пеклий-диктантов
средства преобразовались в цель неосознанное отклонение от новых норм ввиду неверной интерпретации некачественный текст новой нормы, непонятная модель поведения заложенная в новом правше спонтанное отклонение от нормы, адаптация ошибки Вузов г выявленные при аккредитациях часто возникают в силу смены эккр едит апи онных методик, не понятных для вузов
средства преобразовались в цель различное толкование норм вследствие невозможности точного определения всех допустимых вариантов их соблюдения несовпадение взаимных ожиданий, связанное с нарушением прежнего, общепринятого баланса интересов спонтанное отклонение от нормы, адаптация различное толкование возможности заключения гражданско-правового договора, наряду с трудовым по □оводу оказания преподавательских услуг
Последовательность эволюции институционального пространства в условиях трансформаций с учетом существования отклоняющегося поведения можно изобразить схематично, представлено на рисунке 1.
Возникновение факторов отклоняющегося поведения: отсутствие пли неадекватность ментальной модели, институциональные ловушки или несовпадение формальных и неформальных норм, проблема спецификации норм
■V
формированнедевиантных норм •возникновение ситуационного отклоняющегося поведения
•формирование отклоняющегося поведения базирующегося на новых конвенциальных нормах
расширение сферы нормапшнопдопусгпмосш нарушения существующих конвенциальных норм
I исшту щ гонал ьньш формнр ование нового
-> —>
су б групп распад пространства
Рисунок 1 - Эволюция институционального пространства с учетом существования отклоняющегося поведения
Индивид не доверяющий норме, продуцирует собственную норму, которая ложится в основу поведения такого индивида. При этом конвенциальные нормы перестают быть основой взаимодействия, механизмы принуждения к их исполнению теряют свое значение из-за снижения для индивида значимости принадлежности конкретной социальной группе. В этих условиях общество вынуждено регулировать возникающее новое институциональное пространство.
В частности, можно наблюдать все более расширяющееся правило работы на показатель научно-педагогических работников уже воспринимающееся в академической среде как норма. Ретроспективный анализ указанной ситуации показывает, что первоначально искусственно внесенные в институциональную среду элементы соревнования и количественных подходов к оценке
Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2(23)
235
Molokova Elena Leonidovna
DEVIANT BEHAVIOR ...
economic sceinces
эффективности преподавательского труда демонстрировали несовпадение формальных и неформальных норм (работа на коллективные интересы, академические ценности, приоритет работы со студентами относительно других обязанностей). Сложившаяся структурная неоднородность институционального поля, выражающаяся в формировании двух категорий работников с низким и более высоким доходом, спровоцировала формирование отклоняющегося поведения в форме работы на показатель и пренебрежения к качеству результатов деятельности для получения более высокого дохода. Возникла необходимость введения дополнительных критериев оценки качества преподавателей и новой мотивации контроля работы со студентами.
Таким образом, отклоняющееся поведение в совокупности с другими факторам способно инициировать формирование нового институционального пространства.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Анисимова С.Г. Девиантное поведение в контексте экономических теорий [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.globecsi.ru/Articles/2011/ Anisimova.pdf
2. Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд [Электронный ресурс] / Пер, с фр. с сокр.; Под ред. В. А. Базарова. - М.: Мысль, 1994.— 399 с. - Режим доступа: https://docviewer.yandex.ru/
3. Парсонс Т. О структуре социального действия [Текст]. — М.: Академический Проект, 2000. - 880 с.
4. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия [Электронный ресурс] // Социология власти. 2010. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-struktu-ra-i-anomiya
5. Петросян Д.С. Институциональные патологии национальной экономики [Текст] // Аудит и финансовый анализ. 2007. № 2.
6. Коен А. Исследование проблем социальной дезорганизации и отклоняющегося поведения [Текст] / Альберт Коэн / Социология сегодня. - М.: Прогресс, 1965. - С. 519-550.
7. Устюжанина Е.В., Евсюков С.Г. Качество институционального пространства и факторы его формирования [Электронный ресурс] // В Сб.: От рецессии к стабилизации и экономическому росту / Материалы VIII Международной научно-практической конференции -М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2016, С. 4050. - Режим доступа: https://www.rea.ru/ru/publications/ Pages/U30.aspx © ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова»
8. Информационная система анализа деятельности образовательных организаций в сфере высшего и среднего профессионального образования http://indicators. miccedu.ru/indicators/
9. Полтерович В.М. Трансплантация экономических институтов [Текст] // Журнал «Экономическая наука современной России», 2001, № 3, С.24-50
10. Барбашин М. Ю. Теория институционального распада: концептуальный потенциал и методологические рамки [Текст] // Журнал институциональных исследований. - №1. - 2016. - С. 36-53. DOI: 10.17835/20766297.2016.8.1.036-053
Статья выполнена при финансовой поддержке РФФИ, грант № 18-010-00641 Развитие теории и методологии анализа гибридной модели координации участников национального рынка высшего образования.
Статья поступила в редакцию 07.05.2018
Статья принята к публикации 25.06.2018