Научная статья на тему 'ОТГРАНИЧЕНИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ОТ МИНИМАЛЬНЫХ МОЗГОВЫХ ДИСФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ОТГРАНИЧЕНИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ОТ МИНИМАЛЬНЫХ МОЗГОВЫХ ДИСФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
135
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИГОФРЕНИЯ / МИНИМАЛЬНЫЕ МОЗГОВЫЕ ДИСФУНКЦИИ / ПОРАЖЕНИЯ ГОЛОВНОГО МОЗГА / АНОМАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / MENTAL RETARDATION / MINIMAL BRAIN DYSFUNCTION / BRAIN DAMAGE / ABNORMAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Пустовая Алина Владимировна

В статье рассматриваются группы олигофрении, а также понятие мозговых дисфункций. Приводится пример отграничения умственной отсталости от минимальных мозговых дисфункций на основе нейропсихологической диагностики двух детей по следующим критериям: внимание, память, эмоции, волевая регуляция, критичность, самооценка, круг интересов ребенка, реакция на помощь со стороны взрослого и собственная оценка ребенком своей работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL RETARDATION DELIMITATION FROM MINIMAL BRAIN DYSFUNCTION IN SCHOOLCHILDREN

The paper deals with oligophrenia groups, and the mental dysfunction concept. An example of differentiating mental ineptitude from minimum mental dysfunctions with neuro psychological diagnostics in two children is given. The following criteria have been used: concentration, memory, emotions, conative regulation, criticism, self-esteem, the child's range of interests, their reaction to assistance from an adult, and the child's own estimation of their performance.

Текст научной работы на тему «ОТГРАНИЧЕНИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ОТ МИНИМАЛЬНЫХ МОЗГОВЫХ ДИСФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

УДК 616.899

Пустовая А.В.

Pustovaya A. V.

ОТГРАНИЧЕНИЕ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ ОТ МИНИМАЛЬНЫХ МОЗГОВЫХ ДИСФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

MENTAL RETARDATION DELIMITATION FROM MINIMAL BRAIN DYSFUNCTION IN SCHOOLCHILDREN

В статье рассматриваются группы олигофрении, а также понятие мозговых дисфункций. Приводится пример отграничения умственной отсталости от минимальных мозговых дисфункций на основе нейропсихологической диагностики двух детей по следующим критериям: внимание, память, эмоции, волевая регуляция, критичность, самооценка, круг интересов ребенка, реакция на помощь со стороны взрослого и собственная оценка ребенком своей работы.

The paper deals with oligophrenia groups, and the mental dysfunction concept. An example of differentiating mental ineptitude from minimum mental dysfunctions with neuro psychological diagnostics in two children is given. The following criteria have been used: concentration, memory, emotions, conative regulation, criticism, self-esteem, the child's range of interests, their reaction to assistance from an adult, and the child's own estimation of their performance.

Ключевые слова: олигофрения, минимальные мозговые дисфункции, поражения головного мозга, аномальное развитие.

Keywords: mental retardation, minimal brain dysfunction, brain damage, abnormal development.

Олигофрения (умственная отсталость, слабоумие) - это группа различных по этиологии и патогенезу болезненных состояний, объединенных одним общим признаком: все они представляют собой клинические проявления дизонтогенеза1 головного мозга (иногда и всего организма в целом) [5].

Психиатры начала XX века считали наиболее частой причиной врожденного слабоумия наследственность. Однако С.С. Корсаков подчеркивал, что наиболее частыми причинами являются поражения головного мозга, вызванные инфекционными заболеваниями или травмами головы. В то время еще не было четкой и единообразной терминологии, но все же клинические описания всегда отображали не только интеллектуальную недостаточность, но и нарушения эмоциональной и волевой сфер, то есть изменение личности в целом [4].

По мнению французского психиатра А. Бине, при классификации врожденного слабоумия нужно учитывать только интеллектуальную недостаточность, а для этого необходима диагностика недостаточности, основанная на результатах психологического исследования [1].

Э. Крепелин в 1915 году предложил термин «олигофрения», которым назвал сборную, различную по этимологии, клинической картине и морфологическим изменениям группу аномалий.

В настоящее время выделяют три группы олигофрении, отличающиеся от дизонтогений центральной нервной системы большей сложностью клинических

1 По В.В. Лебединскому, дизонтогенез - отклонение внутриутробного формирования структур головного мозга от их нормального развития.

проявлений. Болезненные процессы, поражающие центральную нервную систему ребенка в первые годы жизни, могут обусловливать не только деструкцию уже сформированных мозговых структур, но и недоразвитие тех, которые в это время еще не закончили свое формирование. Несмотря на многообразие клинических форм олигофрении, в каждой из них ведущим фактором является недоразвитие высших форм познавательной деятельности.

Существуют лежащие в основе деления олигофрении критерии, которые определяют степень тяжести умственного дефекта:

1. Идиотия - представляет собой наиболее тяжелую степень олигофрении, при которой имеется глубокое недоразвитие всех функций. Характерной особенностью для таких людей является резкое снижение реакции на окружающее. Большинство либо совершенно не реагируют на происходящее вокруг, либо дают неадекватные реакции, откликаясь на любой раздражитель. Речь либо отсутствует и заменяется на нечленораздельные звуки, либо ограничивается отдельными непонятными словами. Сознание собственной личности отсутствует или очень смутное. Осмысленная деятельность, даже игровая, им недоступна. Их действия - инстинктивные или элементарные двигательные реакции на внешние раздражения. В их действиях много стереотипий. На все новое и непривычное они дают реакцию отказа. Дифференцированные эмоции им недоступны. Глубокому недоразвитию психики соответствуют грубые дефекты физического развития (диспластичность, деформация черепа, недостаточность моторики). Нередки и неврологические симптомы (парезы, параличи, судорожные припадки). Прогноз олигофрении в степени идиотии обычно неблагоприятен в плане возможности значительного улучшения. Темп дальнейшего развития обычно медленный и в очень узких пределах [5].

2. Имбецильность - характеризуется меньшей выраженностью степени слабоумия. У таких больных можно обнаружить более оживленные и радостные реакции на окружающее. Они способны накапливать некоторый запас знаний. Механическая память достаточно развита. Они владеют речью, хотя запас слов небольшой, звукопроизношение дефектно. Могут устанавливать признаки и различия между предметами, сложить картинку из отдельных частей. Логические процессы совершаются на очень низком уровне, могут обучаться письму и чтению. В некоторой степени развито сознание собственной личности. Предпочитают все старое, им известное. Негативистские реакции принимают форму отказа. При достаточном моторном развитии могут овладеть элементарными видами труда [5].

3. Дебильность - наиболее легкая по степени и наиболее распространенная форма олигофрении. При удовлетворительном внимании и хорошей механической памяти эти дети способны приобрести достаточный запас сведений и элементарные навыки чтения, письма и счета. Основным дефектом интеллектуальной деятельности является затрудненный переход от чувственного познания к рациональному. У них наблюдается недостаточная способность к самообладанию, недостаточное обдумывание своих поступков [5].

В отличие от олигофрении минимальные мозговые дисфункции не являются результатом глубокого недоразвития высших форм познавательной деятельности, а возникают вследствие функциональной недостаточности более молодых и сложных систем головного мозга и весьма успешно поддаются коррекции. Несмотря на то, что минимальные мозговые дисфункции и олигофрения имеют общую этиологию, которую можно разделить на две группы: эндогенную (генетическую) и экзогенную (социальные и экологические факторы), - минимальные мозговые дисфункции не влекут за собой изменение личности.

Выделяются такие признаки минимальных мозговых дисфункций, как органическое поражение головного мозга, задержка созревания психических функций с развитием у детей неврозоподобных состояний.

В клинических исследованиях в концепцию минимальных мозговых дисфункций включена задержка психического развития, таким образом, минимальные мозговые дисфункции являются определяющим фактором задержки психического развития. Под задержкой психического развития понимают замедление нормального темпа психического созревания по сравнению с принятыми возрастными нормами [5]. В международной клинической классификации не встречается диагноз «задержка психического развития», он часто применяется в заключениях российских психиатров. Наиболее характерными признаками минимальных мозговых дисфункций являются [3]:

• повышенная возбудимость;

• эмоциональная лабильность;

• умеренно выраженные сенсомоторные и речевые нарушения;

• повышенная отвлекаемость;

• трудности самоконтроля в поведении;

• недостаточная сформированность навыков интеллектуальной деятельности.

Среди возможных подходов к исследованию развивающихся высших психических

функций особую роль приобретает нейропсихологическая диагностика, которая рассматривает психическую функцию на разных уровнях её реализации: мозговом, психофизиологическом, психологическом, социальном.

В формировании минимальных мозговых дисфункций определенная роль отводится социальному фактору в виде неблагоприятных условий воспитания и ситуаций систематического неуспеха в школе. Эти социальные факторы могут способствовать аномальному развитию личности.

В качестве примера отграничения умственной отсталости от минимальных мозговых дисфункций была проведена нейропсихологическая диагностика двух детей: первый ребенок десяти лет с диагнозом «олигофрения в степени дебильности», поставленным психиатром (пример 1); второй ребенок одиннадцати лет с синдромом минимальных мозговых дисфункций, поставленным неврологом (пример 2). Исследование не предполагало постановку диагноза или синдрома, дети, пришедшие на диагностику, имели при себе соответствующие медицинские документы, свидетельствующие об их состоянии.

В качестве критериев для дифференцированной диагностики использовались: внимание, память, эмоции, волевая регуляция, критичность, самооценка, круг интересов ребенка, реакция на помощь со стороны взрослого и собственная оценка ребенком своей работы. Большое внимание уделялось наблюдению за работой ребенка, его реакции на задания, его ответам на вопросы, отношению к процедуре проведения диагностики. Использовались валидные нейропсихологические методики:

1. Отыскивание чисел по таблицам Шульте - методика применяется для исследования особенностей внимания. Исследование проводится с помощью пяти специальных таблиц формата 5 х 5, на которых располагаются числа от 1 до 25. Обследуемый должен находится на таком расстоянии от таблицы, чтобы видеть ее целиком. Ему дается инструкция отыскать числа по порядку, показывая и называя вслух каждое число. Секундомером отмечается время, затраченное на каждую таблицу. Для оценки результатов сравнивают время, затраченное обследуемым на каждую таблицу с временем, установленным для его возрастной нормы. Результаты можно представить графически [2].

2. Проба на запоминание 10 слов - методика применяется для исследования памяти. Обследуемому зачитывают 10 слов, сложность которых зависит от возраста. Проводится

шесть повторений с интервалом 10 секунд и одно повторение спустя час. В протоколе отмечаются названные обследуемым (верно и ошибочно) слова. Интерес представляет сопоставление результатов пробы с уровнем притязаний обследуемого. С этой целью обследуемого перед каждым очередным повторением спрашивают, сколько слов он сможет запомнить. Сопоставление уровня притязаний с реальным результатом позволяет судить в некоторой степени об оценке обследуемым своего состояния. Для оценки результатов сравнивают количество слов, воспроизведенных обследуемым, с установленной для его возраста нормой [2].

Результаты проведенного исследования представлены в таблице 1 и на рисунке 1.

Таблица 1

Результаты исследования

Критерий Олигофрения. Степень дебильность. Минимальные мозговые дисфункции

1. Внимание. Среднее время выполнения задания составило 2 минуты 5 секунд при возрастной норме от 40 секунд до 1 минуты 11 секунд, что говорит о выраженной несформированности активного внимания Среднее время выполнения задания составило 1 минуту 3 секунды при возрастной норме от 35 секунд до 1 минуты 6 секунд, что говорит о равномерном замедлении темпа психической деятельности при выполнении заданий или о недостаточной концентрации

2. Память. Из 10 слов было названо: 7, 6, 7, 8, 7, 8 и через час 8 слов. Результаты близки к норме Из 10 слов было названо: 4, 5, 4, 4, 6, 6 и через час 8 слов. Память несколько снижена

3. Эмоции. Во время выполнения заданий выражал примитивные эмоции (страх, радость, удивление) Во время выполнения заданий проявлял выраженную инертность

4. Волевая регуляция. Повышенная внушаемость, недостаточно развита регуляция Не развита, выраженная импульсивность

5. Критичность. Отсутствует, считает, что с заданием справился Недостаточная, считает, что задание выполнил не хуже всех

6. Самооценка. Завышена Слабо дифференцирована

7. Круг интересов. Интересы ограничены бытовыми потребностями Большое внимание уделяет играм, иногда стереотипным

8. Реакция на помощь. Помощь не воспринимает, не реагирует на нее После оказания помощи заметно улучшение в работе

9. Отношение к оценке. Оценка его результатов безразлична В основном, безразличен к оценке своей работы, но иногда может проявить заинтересованность

Рис. 1. Анализ особенностей запоминания по методике «10 слов»

Как отметил Трошин: «По существу, между нормальными и ненормальными детьми нет разницы, те и другие люди, те и другие дети, у них и у других развитие идет по одним законам. Разница заключается лишь в способах развития» [5, с. 14]. Качественное и своевременное отграничение умственной отсталости от минимальных мозговых дисфункций поможет подобрать соответствующее направление коррекционной работы, которая может способствовать развитию высших психических функций и социальной адаптации ребенка.

Литература

1. Бинет А. Новые методы для диагностики интеллектуального уровня у умственно отсталых / пер. с фр. М. : Международные отношения, 1980. 318 с.

2. Блейхер В. М., Боков С. Н., Крук И. В. Клиническая патопсихология : руководство для врачей и клинических психологов. Воронеж : МОДЭК, 2002. 510 с.

3. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. СПб. : Речь, 2007. 165 с.

4. Корсаков С. С. Курс психиатрии. М. : Типо-литография В. Рихтера, 1901. 480 с.

5. Сухарева Г. Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. Т. III. М. : Медицина, 1965. 336 с.

6. Трошин Г. Я. Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей. Т. I. Пг.: издание клиники доктора Г. Я. Трошина, 1915. 956 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.