Научная статья на тему 'Отечественный опыт определения понятия "семейное предпринимательство"'

Отечественный опыт определения понятия "семейное предпринимательство" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
275
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / FAMILY ENTREPRENEURSHIP / СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / FAMILY ENTERPRISE / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL ENTREPRENEURSHIP / MICROENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Потий Ксения Михайловна

В статье представлен аналитический обзор определений понятия «семейное предпринимательство» отечественных авторов. Изложены ключевые тенденции современных исследований института семейного предпринимательства, разработанные российскими учеными. Установлено, что значительная часть научных работ в сфере исследования современного отечественного семейного предпринимательства сосредоточена непосредственно на проблематике механизмов передачи семейного дела наследникам. Определено, что недостаток фундаментальных исследований отечественного семейного предпринимательства обусловлен естественной закрытостью российских семейных компаний. Также в качестве причины слабого развития теории отечественного семейного предпринимательства и исследований, посвященных определениям семейного предпринимательства, видится наличие значительных исторических разрывов, приводящих к утрате исторического и социального опыта ведения предпринимательской деятельности. На основе исследования феномена семейного предпринимательства сделан вывод о том, что его развитие зависит от координированных действий владельцев семейных фирм, государства и ученых. Выдвинута гипотеза о том, что перед российскими семейными предприятиями сегодня стоит задача достичь критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства (среднесписочная численность работников, балансовая стоимость активов и др.). Определена сущность семейного предпринимательства; она состоит в многообразии форм предпринимательской деятельности близких родственников на основе их семейного капитала. Установлено, что определенная структура может быть отнесена к субъекту семейного предпринимательства при сохранении в ее рамках следующих фундаментальных составляющих: семейная собственность, преемственность поколений и семейное управление. Определено, что для разработки единого, системного понятия института «семейное предпринимательство» необходимо законодательное закрепление факта его функционирования на территории Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Home experience concept of definition “family entrepreneurship”

The analytical review of definition of the concept “family entrepreneurship” of the Russian authors is presented in article. A number of the main tendencies in modern domestic researches of family business’ institute are given. It is established that a considerable part of scientific works in the sphere of a modern domestic family entrepreneurship’s research is concentrated directly on a perspective of transfer mechanisms of family enterprise to successors. It is defined that the lack of domestic family entrepreneurship’ basic researches is caused by natural closeness of the Russian family companies. Also as the reason of poor development of the theory of domestic family entrepreneurship and researches devoted to definitions of family entrepreneurship seems existence of the significant historical gaps leading to loss of historical and social experience of conducting entrepreneurship activity. On the basis of a research of a family entrepreneurship phenomenon the conclusion is drawn that its development depends on coordinate actions of family firms’ owners, the state and scientists... The analytical review of definition of the concept “family entrepreneurship” of the Russian authors is presented in article. A number of the main tendencies in modern domestic researches of family business’ institute are given. It is established that a considerable part of scientific works in the sphere of a modern domestic family entrepreneurship’s research is concentrated directly on a perspective of transfer mechanisms of family enterprise to successors. It is defined that the lack of domestic family entrepreneurship’ basic researches is caused by natural closeness of the Russian family companies. Also as the reason of poor development of the theory of domestic family entrepreneurship and researches devoted to definitions of family entrepreneurship seems existence of the significant historical gaps leading to loss of historical and social experience of conducting entrepreneurship activity. On the basis of a research of a family entrepreneurship phenomenon the conclusion is drawn that its development depends on coordinate actions of family firms’ owners, the state and scientists. The hypothesis that the Russian family enterprises are faced by a problem of achievement of reference to small entrepreneurship entities criteria today is made. The entity of family entrepreneurship as diversities of enterprise activity’s forms of the close relatives on the basis of their family capital is defined. It is established that a certain structure can be referred to the subject family entrepreneurship at preservation in its framework of the following fundamental components: family property, continuity of generations and family management. It is defined that development of a uniform, system concept of institute “family entrepreneurship” requires legislative fixing of its functioning fact in the territory of the Russian Federation. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Отечественный опыт определения понятия "семейное предпринимательство"»

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «СЕМЕЙНОЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО» К.М. Потий

В статье представлен аналитический обзор определений понятия «семейное предпринимательство» отечественных авторов. Изложены ключевые тенденции современных исследований института семейного предпринимательства, разработанные российскими учеными. Установлено, что значительная часть научных работ в сфере исследования современного отечественного семейного предпринимательства сосредоточена непосредственно на проблематике механизмов передачи семейного дела наследникам. Определено, что недостаток фундаментальных исследований отечественного семейного предпринимательства обусловлен естественной закрытостью российских семейных компаний. Также в качестве причины слабого развития теории отечественного семейного предпринимательства и исследований, посвященных определениям семейного предпринимательства, видится наличие значительных исторических разрывов, приводящих к утрате исторического и социального опыта ведения предпринимательской деятельности. На основе исследования феномена семейного предпринимательства сделан вывод о том, что его развитие зависит от координированных действий владельцев семейных фирм, государства и ученых. Выдвинута гипотеза о том, что перед российскими семейными предприятиями сегодня стоит задача достичь критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства (среднесписочная численность работников, балансовая стоимость активов и др.). Определена сущность семейного предпринимательства; она состоит в многообразии форм предпринимательской деятельности близких род© Потий К.М., 2018 г.

Потий Ксения Михайловна, аспирант кафедры экономической теории Южного федерального университета, Ростов-на-Дону, potiy93@mail.ru

ственников на основе их семейного капитала. Установлено, что определенная структура может быть отнесена к субъекту семейного предпринимательств при сохранении в ее рамках следующих фундаментальных составляющих: семейная собственность, преемственность поколений и семейное управление. Определено, что для разработки единого, системного понятия института «семейное предпринимательство» необходимо законодательное закрепление факта его функционирования на территории Российской Федерации. Ключевые слова: семейное предпринимательство, семейное предприятие, малое предпринимательство. JEL: В00, D10, L26.

ВВЕДЕНИЕ

Отсутствие единого, общепринятого подхода к определению понятия «семейное предпринимательство» в отечественной научной литературе затрудняет его исследование, в связи с чем сегодня существует необходимость разработать методические подходы к отделению семейных предприятий от несемейных.

В основе базисного определения семейного предпринимательства лежит представление о нем как реальной, активной и инициативной предпринимательской деятельности в границах семьи с учетом возможностей участия членов данной группы в производстве, распределении, использовании и воспроизводстве полученной ими предпринимательской прибыли, обеспечении стабильности и устойчивости функционирования этого предприятия на различных фазах экономического цикла и стадиях развития самой семьи. Организация семейного дела выступает одной из форм реализации семьей ее предпринимательского потенциала. Экономическая природа семейного предпринимательства представляет собой диалектическое единство общеэкономического содержания и специфической социальной формы.

Институт семейного предпринимательства как самостоятельный объект научного

исследования выделился в конце XIX в. Первопроходцами данного направления исследований стали зарубежные ученые К. Хаттен, П. Шарма, М. Роуз, Дж. Крейг и др. Интерес отечественной науки к проблематике развития семейного предпринимательства в настоящий момент находится еще на стадии формирования, а его теоретическую базу составляют результаты исследований в области семейного бизнеса, проведенных российскими учеными (Н.И. Баранец, Н.М. Бархатова, Д.А. Волков, Э.С. Киренкина, Н.В. Салиен-ко и др.) с 1990-х гг. Данный период характеризуется переходом экономики страны на «рыночные рельсы», послужившим мощным импульсом развития частной предпринимательской деятельности, в том числе созданию семейных предприятий. В статье представлены результаты ключевых исследований отечественных ученых в области семейного предпринимательства, проведенных за последнюю четверть века.

КРАТКИЙ ЭКСКУРС В ИСТОРИЮ СЕМЕЙНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Методологический инструментарий современной экономической теории включает исторический анализ, роль которого для познания экономических явлений трудно переоценить. На наш взгляд, «семейное предпринимательство» целесообразно рассматривать как самостоятельную историческую категорию. Анализ отечественного опыта определения понятия «семейное предпринимательство» требует обращения к истории развития данного явления в мировой и, в частности, российской экономике. Специфика развития семейных компаний на русской почве, а также исторически обусловленные экономические и психологические особенности его формирования и развития, ментальность и культура населения серьезно воздействуют на терми-

нологическую систему института семейного предпринимательства.

До начала XX в. особую роль в развитии семейного предпринимательства играли семейные традиции. Устои предпринимателей, в частности образование детей, были нацелены на упрочнение семейных капиталов. Именно доверие и опыт выступали определяющими факторами успеха семейных предприятий. Успешное развитие семейных предприятий основывалось на желании перенимать опыт отцов, продолжать семейные традиции. Именно это желание привело к созданию многих династий отечественных ученых, врачей, архитекторов и крупных всемирно известных кланов. Сохраненный в семье ценный опыт позволял предприятиям не только закрепиться на рынке, но и выдержать конкуренцию.

Отечественное семейное предпринимательство ведет свою историю со времен Киевской Руси. Однако первые известные семейные династии предпринимателей начали складываться только при Иване Грозном. В XV в. появились знаменитые купеческие династии: Строгановы, Веневитиновы, Никитниковы, Светешниковы и др. Следующий этап в развитии российского семейного предпринимательства связан с правлением Петра I. В XVIII в. возникли купеческие династии, прославившие промышленность дореволюционной России: Рябушинские, Скворцовы, Морозовы, Прохоровы и др. В конце XIX в. семейные предприниматели не только вели успешную собственную хозяйственную деятельность, но были активными филантропами: за счет собственных средств создавали театры и благотворительные учреждения, способствовали развитию российской науки и т.д. Стоит отметить также поддержку государством семейных предпринимателей, включавшую в тот период льготы, беспроцентные ссуды, систему обеспечения регулярными заказами.

Таким образом, семейное предпринимательство в России было традиционным. Однако стоит отметить, что российское купечество не сразу пришло к идее меценатства, потребовалось некоторое время, прежде чем предпри-

ниматели осознали возможность включить в зону своей ответственности не только свою семью и дело, но и более широкие сферы - от благоустройства улицы до развития культуры и образования в стране в целом.

Обратимся к зарубежному опыту развития семейного предпринимательства - оно всегда существовало как самостоятельная форма предпринимательства. На наш взгляд, наиболее яркий пример успешного зарубежного семейного предпринимательства - империи Рокфеллеров и Ротшильдов, которые начинали свое дело со стартовым капиталом в несколько сотен долларов. Есть масса примеров успеха семей, чьи фамилии сегодня широко известны, они многочисленны.

Анализируя историю зарубежных семейных компаний, отметим, что в большинстве стран функционируют семейные предприятия, существующие более 1000 лет. Старейшими компаниями в мире являются именно «семейные»: японская семья Хоши (гостиничный бизнес), итальянская семья Маринелли (отливка церковных колоколов) и французская семья де Гулэн (виноделие) (Ким, 2005).

Семейные предприятия на протяжении всей дореволюционной истории России выступали мощной движущей силой экономики. Отечественные предприниматели по наследству передавали своим детям нравственные традиции, что определяло их особую эмоциональную привязанность к семейному делу и заинтересованность в его успешном развитии. Традиционные устои крепкого семейного предпринимательства были уничтожены после Октябрьской революции в 1917 г., а их возрождение началось сравнительно недавно - с 1990-х гг.

Несмотря на обширный исторический опыт семейного предпринимательства, в современной России оно еще не получило широкого распространения, однако неизменно пользуется большой популярностью в зарубежных странах на протяжении многих веков. Практически все успешные отечественные семейные компании представлены первым поколением собственников, и их владельцы не привлекают

детей к участию в семейном деле. Российские предприниматели, в отличие от зарубежных, не привыкли задумываться о вопросах преемственности. Таким образом, можно констатировать, что недостаток опыта передачи семейного дела и пробелы в воспитании следующих поколений в духе семейных традиций остаются одними из множества препятствий развития, которые необходимо преодолеть институту семейного предпринимательства в России на стадии его формирования.

ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «СЕМЕЙНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО» В ТРУДАХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ

Первые исследования российских ученых в области семейного предпринимательства были сконцентрированы на анализе процессов его зарождения, различных аспектов взаимодействия в семейном предприятии между учредителем, членами семьи и остальными сотрудниками, вовлечения главой семьи в предпринимательскую деятельность своих родственников.

По мнению И.В. Митрофановой, под семейным предпринимательством следует понимать различные формы предпринимательской деятельности близких родственников на основе семейного капитала (Митрофанова, 1997). Из данного определения следует вывод, что общеэкономическое содержание института семейного предпринимательства связано как с индивидуально-трудовой деятельностью, так и с малым предпринимательством в целом. С точки зрения этого исследователя, именно специфика социальной организации данных форм предпринимательства придает семейному делу особый статус, что связано с образованием слоя потомственных хозяйственников.

Н.М. Бархатова фокусирует внимание на исследовании начальных этапов семейного предпринимательства, сравнивает его недостатки и преимущества с несемейной формой, изучает сложности, которые возникают во

взаимоотношениях между близкими людьми при ведении ими совместной деятельности, вопросы управления персоналом семейного предприятия (Бархатова, 1999).

И.В. Барбашин, Т.А. Федотовская и С.Н. Титов представляют семейное предпринимательство как форму малого предпринимательства, в условиях которой члены семьи и родственники могут выступать и собственниками, и работниками на своих предприятиях (Барбашин, Федотовская, Титов, 2005).

Н.И. Баранец определяет семейное предпринимательство как инициативную деятельность членов семьи, а также их родственников, являющихся собственниками и работниками созданного (приобретенного) ими предприятия, целью деятельности которого выступает удовлетворение общественных потребностей посредством организации производства и реализации товаров (услуг), сопровождающееся постоянным поиском изменений спроса конечного потребителя на продукцию (услуги) и воссозданием спроса благодаря творческому подходу, грамотной маркетинговой политике и внедрениям разнообразных инноваций (Баранец, 2007).

С точки зрения Э.С. Киренкиной, семейное предпринимательство - динамичный, активный элемент бизнеса, инициативная, самостоятельная деятельность, осуществляемая под свою имущественную ответственность и на свой риск объединениями граждан, где хотя бы два участника - члены одной семьи. Эта деятельность направлена на производство продукции (оказание услуг) в целях получения прибыли (Киренкина, 2010). В соответствии с данным определением под семейным следует понимать предприятие, находящееся во владении и управлении представителями одной семьи, которое планируется передать следующему поколению по наследству.

Д.А. Волков определяет семейное предпринимательство как один из возможных этапов развития компании, подразумевающий «единоличное правление» семьи (Волков, 2011). Ученый при этом указывает на главные критерии успешности подобного «правления» - ими мо-

гут выступать нефинансовые показатели работы предприятия, а не его прибыль.

С точки зрения З.К. Русаковой и И.В. Лаврентьевой, семейным предпринимательством являются различные виды предпринимательской деятельности в семье (производство и реализация товаров усилиями членов семьи, посредническая и коммерческая деятельность, оказание услуг), главной целью которых выступает увеличение семейных доходов в сочетании с решением комплекса познавательных и воспитательных задач (Русакова, Лаврентьева, 2011).

Н.В. Салиенко и Ю.В. Кочетков в исследовании, посвященном семейному аспекту нового поколения российских предпринимателей, приходят к следующему выводу: семейное предпринимательство в современной России включает группы экономических субъектов - крупные предприятия, основанные во времена СССР, малые и средние предприятия, созданные после распада Советского Союза - в период формирования российского предпринимательского сообщества (Салиен-ко, Кочетков, 2012).

С точки зрения Л.А. Гаджимурадовой, под семейным предпринимательством понимают вид предпринимательской деятельности, организованный родственниками, с планом последующей наследственной преемственности (Гаджимурадова, 2013).

Согласно определению, предложенному Т.Н. Савиной и Т.В. Щанкиной, семейное предпринимательство - одна из форм малого предпринимательства, которая характеризуется наличием родственных связей между работниками и собственниками предприятия (Савина, Щанкина, 2014).

С точки зрения И.А. Плотниковой, семейное предпринимательство является социально-институциональной формой малого бизнеса, организованной определенным образом системой трудовой и экономической деятельности, которая функционирует в процессе социальных отношений между родственниками (членами одной семьи) и объединяет значимые общественные ценности и

поведенческие стандарты, удовлетворяющие потребностям конкретного общества (региона) (Плотникова, 2015).

К.С. Шипицына определяет семейное предпринимательство как форму, расположенную на грани самозанятости и малого предпринимательства (Шипицына, 2015).

И.Ю. Лепетикова определяет семейное предпринимательство как особую форму малого бизнеса, в рамках которой члены семьи выступают собственниками и работниками своего же предприятия (Лепетикова, 2015). Согласно данному определению к семейному предприятию фактически можно отнести любое предприятие, собственниками которого являются члены одной семьи, часть из которых работает непосредственно на этом предприятии, способствуя его развитию.

А.А. Жук и К.М. Потий определяют семейное предпринимательство как микропредпринимательство, в рамках которого работают члены одной семьи, участвующие в собственности и (или) управлении (Жук, Потий, 2017).

Таким образом, из нашего анализа взглядов отечественных ученых на определение понятия «семейное предпринимательство» следует, что большая часть научных работ о современном отечественном семейном предпринимательстве изучает проблемы низкого уровня разработки механизмов и инструментов передачи семейного дела, что, в сущности, является прямым следствием низкого уровня осознанности значимости данной деятельности среди владельцев российских семейных предприятий.

О СОВРЕМЕННЫХ ПРОБЛЕМАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «СЕМЕЙНОЕ

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»

В исследованиях института семейного предпринимательства в России на современном этапе развития наметился ряд ключевых

тенденций. Особую научную ценность представляют результаты, полученные при анализе вопроса о том, что именно отличает семейное предпринимательство от несемейного, лежит ли это отличие в основе слияния и объединения несемейных компаний. При изучении идеологии образования корпоративных семей с иерархиями часто можно встретить сравнения ключевых признаков семейного предпринимательства. Все вышеперечисленные вопросы касаются глубинных основ функционирования института семейного предпринимательства, а также его развития в условиях современной экономики.

На наш взгляд, одной из главных проблем, с которыми сталкиваются отечественные ученые при определении понятия «семейное предпринимательство» с методологической позиции, выступает отсутствие официальной статистики учета субъектов данной формы предпринимательской деятельности в России. Тем не менее данные неофициальной статистики свидетельствуют о том, что в ряде отраслей экономики РФ (сельское хозяйство, торговля, текстильная промышленность, пищевая промышленность, информационные технологии) около 80% малых и средних компаний являются семейными предприятиями.

Развитие теории семейного предпринимательства только начинается, и в настоящее время данный феномен находится на этапе исследования. Семейные отношения в современном обществе постоянно трансформируются, изменяют свои формы под воздействием социальных, политических и демографических факторов. Семья как основа предпринимательских отношений является информационно непрозрачной, закрытой хозяйственной системой. Именно по этой причине в отечественной науке, как и в зарубежной, комплекс всех проблем семейного предпринимательства не исследован.

Однако можно все же выделить ряд ключевых тенденций. Например, особый интерес сегодня представляют материалы, полученные при анализе идеологии образования корпоративных иерархических семей,

сопоставлении родовых признаков семейного предпринимательства, его отличий от несемейного и др. Все полученные результаты касаются косвенно глубинных основ феномена семейного предпринимательства, а также его сохранения и трансформации.

Современные исследования зарубежных ученых сконцентрированы на эмоциональном компоненте семейного предпринимательства: семейной и бизнес-эмоциональной связи (Pieper, 2007); эмоциональной энергии (Goss, 2007); социоэмоционального благополучия (Gomez-Mejia, 2007); показных (демонстративных) эмоций (Brundin, 2008); эмоционального интеллекта (Pachulia, Henderson, 2009) и др. Результаты исследований связи эмоциональной сферы и внутрисемейных отношений позволяют определить способы и методы достижения семьей высоких результатов в семейном бизнесе в долгосрочной перспективе.

Анализируя исследования российских ученых, можно сделать вывод, что постепенно вырабатывается общепринятая терминологическая база института семейного предпринимательства. Исследовательские акценты смещаются от описания проблемы взаимодействия в процессе решения задач между родственниками к анализу факторов, гарантирующих не только эффективность самого предприятия, но и успешность его передачи по наследству, сохранения его статуса важнейшего семейного актива.

Результаты нашего теоретического анализа также свидетельствуют, что в настоящее время ряд основополагающих исследовательских задач, успешное решение которых послужит главной предпосылкой для повышения эффективности семейного предпринимательства, российскими учеными пока не сформулирован. Отечественные исследователи, как правило, анализируют актуальные, текущие проблемы, которые способны обеспечить в перспективе быструю финансовую отдачу.

Проводя сравнительный анализ российских и зарубежных научных работ на тему развития института семейного предпринимательства, следует отметить недостаточное

внимание отечественных ученых к изучению особенностей организационной культуры семейных компаний, а также ее отличий от несемейных организации, в то время как значительная часть последних публикаций сосредоточена на проблемах наследования семейного дела.

Однако намерение передать дело и владение соответствующими ресурсами без поведенческого компонента не делает предприятие семейным в полном смысле данного слова, а так как последняя составляющая невозможна без предыдущих двух, эти три части неразделимы между собой. Таким образом, предположим, что сущность феномена семейного предпринимательства наиболее полно раскрывают следующие аспекты:

• намерение по наследству передать дело, обеспечить семейный контроль над ним;

• ресурсная база и способности, обеспечивающие синергетический эффект как результат взаимодействия членов семьи;

• особенности тактического и стратегического планирования, установленные семьей и предназначенные для исполнения при передаче следующим поколениям;

• поведенческий компонент.

Вышеперечисленные аспекты важно

доносить до собственников российских предприятий путем исследований семейного предпринимательства в стране с целью подготовки системы рекомендаций для развития семейного дела.

Ценности индустриального уклада, оставившие неизгладимый след на развитии семейного предпринимательства конца XX в., сменяют ценности информационного уклада и глобализация мировой экономики, в условиях которой институт семейного предпринимательства также претерпевает существенные изменения. Тем не менее, как бы активно ни изменялась внешняя среда, для того чтобы определенная структура могла быть отнесена к субъекту семейного предпринимательства, в ней должны быть сохранены такие фундаментальные составляющие, как семейная собственность, преемственность поколений

и семейное управление. Будущее российского семейного предпринимательства в первом поколении целиком находится в руках как самих владельцев фирм и государственного аппарата, так и исследователей, которые с помощью координированной и целенаправленной работы способны помочь избежать «провалов» в развитии данного вида экономической деятельности гражданского общества.

Важнейшая роль семейного предпринимательства в условиях современной экономики России обусловлена тем, что данная форма хозяйствования выполняет ряд важнейших функций, а именно: способствует формированию среднего класса населения; позволяет насыщать рынок различными товарами (услугами), повышать занятость посредством создания новых рабочих мест и развивать конкурентную среду; гарантирует социальную и политическую общественную стабильность; создает налогооблагаемую базу для бюджетов всех уровней (Потий, 2017а).

На наш взгляд, при анализе исследований семейного предпринимательства в России на современном этапе развития особый интерес вызывает опыт европейских стран. Правительства формируют экспертные группы для обсуждения проблем семейного предпринимательства с целью включения их в политическую повестку дня, а также разработки мероприятий, направленных на улучшение их деятельности (например, форум Конфедерации предприятий в Норвегии; группа экспертов для оперативного определения семейного предпринимательства и разработки законодательных предложений по семейному предпринимательству в Финляндии) (Мурзина, 2015).

Семейное предпринимательство является специфической областью научных исследований, так как экономические отношения в этой области тесно взаимосвязаны с социально-психологическими отношениями. В качестве социальной общности выступает семья, она формируется узами родства, роди-тельства, супружества, а также разнообразными формальными и неформальными нормами. Отношения между индивидами по поводу

производства в семье оказываются тесно переплетенными с внепроизводственными близкородственными отношениями (Потий, 2017б). Для семейного предпринимательства в целом свойственны ограниченное использование или полное отсутствие наемного труда, долговременная взаимная поддержка, общесемейное потребление, материальная и нематериальная оценка действий, любовные отношения, а также отношения преемственности и наследования, ответственности перед родственниками.

На наш взгляд, наиболее подходящим определением семейного предприятия в современной российской действительности является следующее: микропредприятие, на котором работают члены одной семьи, принимающие участие в собственности и (или) управлении (Жук, Потий, 2017). Так как микропредпринимательство в России выступает статусной категорией, перед семейными предприятиями сегодня стоит задача достижения критериев отнесения к субъектам малого предпринимательства.

С нашей точки зрения, семейное предпринимательство в России на современном этапе развития может стать самостоятельной правовой формой организации и ведения предпринимательской деятельности с полноценными системами формирования уставного капитала, налогообложения, субсидирования и др. Выделение семейного предпринимательства в качестве полноценной формы предпринимательской деятельности, закрепленной действующим законодательством, позволит решить также и ряд важнейших социальных проблем: привлечение свободных трудовых ресурсов, стимулирование предпринимательской активности населения, легализация хозяйственной деятельности граждан, занимающихся семейным предпринимательством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам нашего анализа отечественных определений понятия «семейное

предпринимательство» можно сделать следующие выводы.

Во-первых, сущность семейного предпринимательства образует многообразие форм предпринимательской активности близких родственников на основе их семейного капитала. Под близкими родственниками мы подразумеваем членов одной семьи, связанных биологическим (кровным) родством и социальной близостью (родители - дети и супруги, соответственно).

Название «семейная фирма» («семейное предприятие») в зарубежной терминологии получили фирмы, организованные близкими или дальними родственниками, относящимися к одной «семье». Чтобы оставаться «семейной», компания и соответственно ее собственный капитал должны передаваться по наследству. Обзор многовековой практики семейного предпринимательства свидетельствует о том, что данная форма деловой активности населения ориентирована на долгосрочную перспективу развития и подразумевает постоянное повышение качества, выпуск новой уникальной продукции.

Во-вторых, недостаток фундаментальных исследований отечественного семейного предпринимательства вызван естественной закрытостью семейных компаний. Вместе с тем семейные фирмы в России, не являясь публичными, не только существуют, но и вполне успешно функционируют.

Также одной из причин слабого развития теории отечественного семейного предпринимательства и исследований, посвященных определениям семейного предпринимательства, служит наличие значительных исторических разрывов, влияющих на утрату исторического и социального опыта ведения предпринимательской деятельности. Именно данные разрывы являются причиной трудностей, с которыми сегодня сталкивается национальная экономика при восстановлении института семейного предпринимательства.

В-третьих, современные отечественные определения семейных предприятий сконцентрированы вокруг таких переменных, как

участие в собственности, наличие риска и социальный компонент предпринимательской деятельности. Дальнейшие широкомасштабные исследования отечественных ученых проблем развития семейного предпринимательства и публикация соответствующих результатов научных поисков в аналитических обзорах позволят установить общие закономерности в развитии отечественных семейных предприятий, а также выделить основные направления и фокус образовательных программ для его участников.

В-четвертых, законодательная база, сформированная за последнюю четверть века в России, составляет институциональную базу развития различных форм деятельности семейных компаний. Для разработки единого, системного понятия института «семейное предпринимательство» необходимо законодательно закрепить факт его функционирования на территории Российской Федерации. Это позволит не только избежать избытка определений семейных предприятий, но и даст населению возможность без опасения создавать свое дело - источник экономической выгоды с опорой на семейные традиции.

Список литературы

Барбашин И.В., Федотовская Т.А., Титов С.Н. Социальные функции семейного предпринимательства в современной России: сущность и формы семейного предпринимательства. Корпоративная социальная ответственность в современной России: теория и практика // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2005. № 26 (278).

Бархатова Н.М. Семейный бизнес и семьи в бизнесе // ЭКО: Экономика и организация промышленного производства. 1999. № 2. С. 127-150.

Волков Д.А. Стадии и жизненные циклы развития семейного бизнеса // Российское предпринимательство. 2011. № 2. С. 11-16.

Гаджимурадова Л.А. Проблемы и перспективы развития семейного бизнеса // Вопросы структуризации экономики. 2013. № 4. С. 350-351.

Жук А.А., Потий К.М. Феномен семейного предпринимательства в современной экономической теории // Российское предпринимательство. 2017. Т. 18. № 19. URL: https://creativeconomy. ru/lib/38321 (дата обращения: 25.10.2017).

Ким В.М.-С. Активизация процессов внутриотраслевой интеграции как фактор привлечения инвестиций в экономику России: дис. ... канд. экон. наук. М., 2005.

Киренкина Э.С. К вопросу об определении понятия «семейное предприятие» // Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского. 2010. № 12. С. 7-10.

Лепетикова И.Ю. Семья как основа семейного предпринимательства: правовые аспекты // Научно-практическая конференция. 24 апреля 2015 г. Т. 1. C. 165-169.

Митрофанова И.В. Есть ли у семейного предпринимательства будущее? // Конференция «Традиции и опыт российского предпринимательства: История и современность». Волгоград: ВГУ, 1997. URL: http://www.lex.uz/ (дата обращения: 20.06.2017).

Мурзина Ю.С. Факторы, препятствующие развитию семейного бизнеса в России, и эффективные инструменты их регулирования // Российское предпринимательство. 2015. Т. 16. № 15. С. 2335-2354.

Плотникова И.А. Институциональное развитие семейных предприятий в сфере малого бизнеса (на примере Пензенской области): дис. ... канд. соц. наук. Пенза, 2015.

Потий К.М. Преимущества семейного предпринимательства в экономической жизни современного общества // Экономика и управление. 2017а. № 3 (137). С. 85-88.

Потий К.М. Совершенствование конкурентной среды экономических субъектов с точки зрения семейного предпринимательства // Международная научно-практическая конференция «Наука сегодня: фундаментальные и прикладные исследования» (27 сентября 2017 г.). Вологда, 2017б. С. 111-112.

Русакова З.К., Лаврентьева И.В. Семейный бизнес и развитие репродуктивной экономики // Российское предпринимательство. 2G11. № 1. С. 1G—15.

Савина Т.Н., Щанкина Т.В. Развитие семейного предпринимательства как способ борьбы с бедностью // Консенсус. 2G14. № 11. С. 1-6. URL: http://kontentus.ru/wp-content/uploads/2G14/11/ %DG%A1%DG%BG%DG%B2%DG%B8%DG% BD%DG%BG%DG%A9%DG%BG%DG%BD%D G%BA%DG%B8%DG%BD%DG%BG.pdf.

Салиенко Н.В., Кочетков Ю.В. Новое поколение российских предпринимателей: семейный аспект // Вест. Тамбов. ун-та. 2G12. № 7 (111). С. 138-142.

Шипицына К.С. Перспективы и проблемы семейного предпринимательства: российская реальность // Фундаментальные исследования. 2G15. № 8. С. 633-635.

Brundin E. Beyond facts and figures: The role of emotions in boardroom dynamics // Corporate Governance. 2GG8. № 16 (4). P. 326- 341.

Chua J.H., Chrisman J.J., Sharma P. Defining the family business by behavior // Entrepreneurship Theory and Practice. 1999. № 23 (4). Р. 19-39.

Gomez-Mejia L.R. Socioemotional Wealth and business risks in familycontrolled firms: Evidence from Spanish Olive Oil Mill, 2GG7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Goss D. Enterprise ritual: A theory of entrepreneurial emotion and exchange // British Journal of Management. 2GG7. № 18. Р. 1-18.

Pachulia G., Henderson L. The relationship between emotional intelligence and entrepreneurial orientation. Unpublished Master Thesis within Business Administration: Entrepreneurship. Joen-koeping University, 2GG9.

Pieper T.M. Mechanisms to assure long-term family business survival: A study of the dynamics of cohesion in multigenerational family business families. Frankfurt-am-Main: Peter Lang, 2GG7.

Рукопись поступила в редакцию 08.07.2017 г.

HOME EXPERIENCE CONCEPT OF DEFINITION "FAMILY ENTREPRENEURSHIP"

K.M. Potiy

Kseniya M. Potiy, Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, potiy93@mail.ru

The analytical review of definition of the concept "family entrepreneurship" of the Russian authors is presented in article. A number of the main tendencies in modern domestic researches of family business' institute are given. It is established that a considerable part of scientific works in the sphere of a modern domestic family entrepreneur-ship's research is concentrated directly on a perspective of transfer mechanisms of family enterprise to successors. It is defined that the lack of domestic family entrepreneurship' basic researches is caused by natural closeness of the Russian family companies. Also as the reason of poor development of the theory of domestic family entrepreneurship and researches devoted to definitions of family entrepre-neurship seems existence of the significant historical gaps leading to loss of historical and social experience of conducting entrepreneurship activity. On the basis of a research of a family entrepreneurship phenomenon the conclusion is drawn that its development depends on coordinate actions of family firms' owners, the state and scientists. The hypothesis that the Russian family enterprises are faced by a problem of achievement of reference to small entrepre-neurship entities criteria today is made. The entity of family entrepreneurship as diversities of enterprise activity's forms of the close relatives on the basis of their family capital is defined. It is established that a certain structure can be referred to the subject family entrepreneurship at preservation in its framework of the following fundamental components: family property, continuity of generations and family management. It is defined that development of a uniform, system concept of institute "family entrepreneurship" requires legislative fixing of its functioning fact in the territory of the Russian Federation.

Keywords: family entrepreneurship, family enterprise, small entrepreneurship, microenterprise. JEL: B00, D10, L26.

References

Barbashin I.V, Fedotovskaya T.A., Titov S.N. (2005). Social functions of family business in the modern Russia: Entity and forms of family business. Corporate social responsibility in the modern Russia: theory and practice. Analiticheskiy vestnik Soveta Federatsii FSRF, no. 26 (278) (in Russian).

Barkhatova N.M. (1999). Family business and families in business. EKO: Ekonomika i organizatsiya pro-myshlennogoproizvodstva, no. 2, pp. 127-150 (in Russian).

Brundin E. (2008). Beyond facts and figures: The role of emotions in boardroom dynamics. Corporate Governance, no. 16 (4), pp. 326-341.

Chua J.H., Chrisman J.J., Sharma P. (1999). Defining the family business by behavior. Entrepreneurship Theory and Practice. Entrepreneurship Theory and Practice, no. 23 (4), pp. 19-39.

Gadzhimuradova L.A. (2013). Problems and prospects of family entrepreneurship's development. Voprosy strukturizatsii ekonomiki, no. 4, pp. 350-351 (in Russian).

Gomez-Mejia L.R. (2007). Socioemotional wealth and business risks in family controlled firms: Evidence from Spanish Olive Oil Mill.

Goss D. (2007). Enterprise ritual: A theory of entrepreneurial emotion and exchange. British Journal of Management, no. 18, pp. 1-18.

Kim VM.-S. (2005). Activization of intra-branch integration's processes as factor of investments' attraction into economy of Russia. Candidate of Economic Sciences dissertation. Moscow (in Russian).

Kirenkina E.S. (2010). To a question of definition of a concept "family business". Tavricheskiy natsional'nyy universitet im. VI. Vernadskogo, no. 12, pp. 7-10 (in Russian).

Lepetikova I.Yu. (2015). Family as basis of family business: Legal aspects. Scientific and practical conference. Date 4/24/2015, vol. 1, pp. 165-169 (in Russian).

Mitrofanova I.V (1997). Whether family business has a future? Conference "Tradition and experience of the Russian business: History and present". Volgograd, VSU (in Russian). URL: http://www. lex.uz.

Murzina Yu.S. (2015). The factors interfering development of family entrepreneurship in Russia and effective instruments of their regulation. Russian Journal of Entrepreneurship, vol. 16, no. 15, pp. 2335-2354 (in Russian).

Pachulia G., Henderson L. (2009). The relationship between emotional intelligence and entrepreneurial orientation. Unpublished Master Thesis within Business Administration: Entrepreneurship. Jo-enkoeping University.

Pieper T.M. (2007). Mechanisms to assure long-term family business survival: A study of the dynamics of cohesion in multigenerational family business families. Frankfurt-am-Main: Peter Lang.

Plotnikova I.A. (2015). Institutional development of family entrepreneurship in the sphere of small business (on the example of the Penza region). Candidate of Sociological Sciences dissertation: 22.00.2004. Penza (in Russian).

Potiy K.M. (2017). Advantages of family entrepreneur-ship in economic life of modern society. Economics and Management, no. 3 (137), pp. 85-88 (in Russian).

Potiy K.M. (2017). Improvement of the economic subjects' competitive circle from the point of family entrepreneurship's view. International Scientific and Practical Conference "Science Today: Fundamental and Applied Research" (September 27, 2017). Vologda, pp. 111-112 (in Russian).

Rusakova Z.K., Lavrent'eva I.V (2011). Family entrepre-neurship and development of reproductive economy. Russian Journal of Entrepreneurship, no. 1, pp. 10-15 (in Russian).

Salienko N.V, Kochetkov Yu.V (2012). New generation of the Russian entrepreneurs: family aspect. Tambov University Review, no. 7 (111), pp. 138-142 (in Russian).

Savina T.N., Shankina T.V (2014). Development of family business as way of fight against poverty. Konsensus, no. 11, pp. 1-6 (in Russian). URL: http:// kontentus.ru/wp-content/uploads/2014/11/%D0 %A1%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BD% D0%B0%D0%A9%D0%B0%D0%BD%D0%B A%D0%B8%D0%BD%D0%B0.pdf.

Shipicyna K.S. (2015). Prospects and problems of family business: Russian reality. Fundamental Research, no. 8-3, pp. 633-635 (in Russian).

Volkov D.A. (2011). Stages and life cycles of family business development. Russian Journal of Entrepreneurship, no. 2, pp. 11-16 (in Russian).

Zhuk A.A., Potiy K.M. (2017). Phenomenon of family entrepreneurship in the modern economic theory. Russian Journal of Entrepreneurship, no. 19 (in Russian). URL: http://delovoymir. biz/2012/06/25/lyudi-v-semeynom-biznese.html.

Manuscript received 08.07.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.