ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И СОЦИАЛЬНОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ИЗ НЕБЛАГОПОЛУЧНЫХ СЕМЕЙ
Н. И. Авдонина
В статье раскрывается сущность общественного института социальной помощи, поддержки и защиты детям из неблагополучных семей. Автор подробно анализирует социально-педагогическую и социально-психологическую формы государственной помощи семьям, имеющим детей в США, Великобритании и России.
Подобно всем социальным институтам, институт социальной помощи, поддержки и защиты выполняет важнейшую для государства, страны и общества задачу — стабилизации и сохранения социума, поддержания и гармонизации существующих общественных отношений и обеспечения условий для его всестороннего развития: т. е. по сути дела является одним из существенных факторов обеспечения стабильности и безопасности государства. Социально-педагогическая и социально-психологическая работа этична в своих исходных моментах и по своей сущности является проявлением высокого гуманизма и общественной нравственности; в ней не существует таких ограничений, предписаний и норм, которые бы игнорировали духовно-нравственные ценности и моральные принципы, одобряемые обществом.
Определяющее значение в обеспечении жизнедеятельности семей в России имеет государственная экономическая и социальная политика. К настоящему времени сложились четыре основные формы государственной помощи (материальной, социально-психологической, социально-педагогической, юридической) семьям, имеющим детей:
1. Денежные выплаты семье на детей и в связи с рождением, содержанием и социальным воспитанием детей.
2. Трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы семьям с детьми.
3. Бесплатные выдачи семье и детям (детского питания, лекарств, одежды и др.).
4. Социальное обслуживание семей (оказание социально-педагогической, социальнопсихологической, юридической, консультативной помощи) [4, с. 155].
Отличительной чертой системы социальной помощи и поддержки населения в Соединенных Штатах Америки является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации различных социальных программ на разных уровнях: федеральном, на уровне штата, на местном уровне. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет полностью и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны.
В США основными формами государственной системы социального обеспечения являются социальное страхование и государственное вспомоществование. Страховые фонды финансируются за счет налогов с трудящихся, а государственное вспомоществование — за счет ассигнований из средств государственного бюджета, бюджетов штатов и местных органов власти. Кроме того, социальная помощь оказывается за счет частных пожертвований, благотворительности и негосударственных структур [4, с. 347].
В Великобритании департаменты социальных служб являются частью английской правительственной системы, которая финансируется совместно центральным правительством и через систему местного налогообложения. Социальная работа и два ее направления — социально-педагогическое и социально-психологическое получили в Великобритании сильное развитие во время Второй мировой войны и превратились в важный сектор всех социальных услуг. Они быстро развивались с 1948 по 1975 г. Вершиной ее подъема стал Закон 1970 г. «О социальных службах местных властей», в котором говорилось о создании агентств по социальной работе в местных органах власти. За этот период государственные расходы на лич-
ные социальные услуги выросли более чем на 40 % [4, с. 360].
В России семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных общественных деятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая временными реформаторами. Семья — это один из основных институтов общества. Сегодня в России свыше 40 млн семей и, к сожалению, среди них встречаются неблагополучные семьи, в которых страдают не только взрослые, но и дети, подростки, юноши и девушки.
Слишком тягостны и обширны последствия воспитания детей в таких семьях. Слишком глубокие следы они оставляют в судьбах взрослых и детей, чтобы это могло оставаться «частным делом». И поэтому государство и общество взяли под свою защиту детей алкоголиков, наркоманов, бомжей и т. д. Государство и общество заботятся о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, а также о тех детях и подростках, которые оказались в трудной жизненной ситуации [4, с. 372].
Социальную работу в США связывают с профессией, которая служит социальной нравственности народа. Сфера социальной работы постоянно расширяется от года к году, однако, уже сегодня служба социального педагога, социального работника США охватывает разнообразные места, учреждения и организации — правительственные здравоохранительные организации, школы, центры охраны здоровья, агентства по охране семьи и ребенка, центры социально-педагогического и социально-психологического здоровья, центры коррекции и частную практику.
Социальные педагоги и социальные работники, основываясь на принципе толерантности, обслуживают людей всех возрастов, рас, этнических групп, социально-экономических уровней и религий. Группы клиентов, которые обычно включаются в социально-педагогическое и социально-психологическое обслуживание:
1) семьи, включающие одного родителя и имеющие серьезные конфликты: побеги ребенка из дома, правонарушения, насилие, трудности в воспитании и обучении и т. д.;
2) пары и семьи, которые имеют социальные, социально-педагогические, социальнопсихологические проблемы с детьми;
3) одинокие, педагогически запущенные дети, подростки и юноши;
4) отдельные люди и семьи, чьи жизни разрушены физическими или психическими недостатками или болезнями;
5) правонарушители и их семьи;
6) дети, подростки и юноши, чьи родители скончались, покинули их и не заботятся о них;
7) эмигранты и представители национальных меньшинств, не имеющие необходимых средств и возможностей воспитывать и давать образование своим детям или являющиеся жертвами расовой дискриминации;
8) люди, имеющие прогрессирующую непригодность (социально-педагогическую несостоятельность, социально-психические отклонения), и их семьи;
9) дети, имеющие трудности, связанные со школой, учебно-воспитательными учреждениями дополнительного образования и т. д., и их семьи;
10) люди, чей опыт экстремальных стрессов связан с травматическими последствиями или серьезными жизненными изменениями (смерть любимого человека, дети, покинувшие дом, и т. п.) [3, с. 68].
В конце XIX века в Великобритании большое внимание стали уделять плохому обращению и пренебрежению детьми именно внутри семьи. Стало появляться новое отношение к детям как к подопечным общества. Общество считалось ответственным за то, как дети перейдут во взрослую жизнь. «Акт о детях» (1908) и «Акт о детях и молодежи» (1933) рассматривались как социальные, социально-педагогические и социально-психологические ориентиры и отражали закон о бедных и викторианскую политику в том, что нужно удалять детей, которыми пренебрегают, из неблагополучного окружения, вместо того чтобы улучшать само окружение. В 1948 г. стали предприниматься реальные усилия, сосредоточенные на превентивной социальной помощи и поддержке, направленной на работу с семьей как с единым целым. Акт о детях в 1948 г. был нацелен на удержание ребенка в семье. Социальная работа в Великобритании в 1960-х и начале 1970-х гг. обозначена как период инноваций, где поддержка семьи как единого целого преобладала над акцентированием внимания на отдельных детях [4, с. 360].
В России социальная помощь неблагополучным семьям с детьми возложена на органы опеки. В их обязанность входят: выявлять детей, оставшихся без попечения родителей, вести учет таких детей и, исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей, избирать формы устройства этих детей, а также осуществлять последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.
Помимо разноплановой деятельности органов опеки и попечительства защищать детей должны: комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы внутренних дел, прокуратура, уполномоченные по правам ребенка в субъектах РФ и уполномоченный по правам человека в РФ. На сегодняшний день институт уполномоченного по правам ребенка введен в 11 субъектах РФ [5, с. 12]. Функции уполномоченного по правам ребенка заключаются в том, чтобы обеспечивать государственную защиту прав, свобод и законных интересов ребенка.
Правовое положение несовершеннолетних в России, а также органов, уполномоченных государством на их защиту, в последние годы стало еще более жестко регламентированно. Основополагающим правом ребенка, закрепленным как на международном, так и на национальном уровне, является его право на защиту (ст. 45 Конституции РФ). Это право, как и другие права, закрепленные в Конституции РФ, является неотчуждаемым и принадлежит каждому от рождения (ст. 17 Конституции РФ) [1, с. 18—19]. При этом государство обязано не только создавать систему защиты прав и свобод, в которую должны быть объединены различные органы, предназначенные для защиты прав и свобод гражданина. Оно должно предусматривать и устанавливать четкие процедуры такой защиты.
Помимо общего положения о праве ребенка на защиту своих прав и интересов статья закрепляет принципиальное положение о праве ребенка на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (или лиц, их заменяющих) и право самостоятельно обращаться за помощью и поддержкой. Более того, этой же статьей предусмотрена обязанность должностных лиц организаций и иных граждан, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интере-
сов, сообщить об этом в орган опеки и попечительства. Данный орган обязан при получении таких сведений принять необходимые меры по защите ребенка [2, с. 84]. В Семейном кодексе РФ закреплено право ребенка на самостоятельное обращение в суд начиная с 14-летнего возраста [5, с. 14].
В США специальные учреждения социальной помощи детям предоставляют (для малообеспеченных бесплатно) следующие услуги: организация специальных групп профессионального обучения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству; создание и поддержка служб защиты детей, подвергающихся насилию; создание и инспектирование детских домов, работа с приемными семьями; развитие социальных служб помощи детям в получении образования и др. В задачу детских социальных служб входят и вопросы усыновления детей-сирот.
Со сбежавшими из дома и бездомными детьми проводится большая работа: функционируют приюты и общежития, проводятся индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями с целью возвращения ребенка в семью. Существует служба «телефонов доверия», которая оказывает бесплатные услуги для юных беглецов. Социально-педагогическая и социально-психологическая работа с несовершеннолетними правонарушителями и подростками «группы риска» в США строится на основе целого ряда программ: базовых программ полиции (создание полицейских атлетических клубов с целью привлечения несовершеннолетних); базовых программ судов по делам несовершеннолетних (предусматривается реабилитация несовершеннолетних); базовых программ школ.
Социально-педагогическая и социальнопсихологическая деятельность с неполными семьями в США подразумевает развитие групп самопомощи и групп поддержки, объединенных в организацию «Родители без партнера». Главными направлениями этих групп являются обмен социально-педагогическим и социально-психологическим опытом по воспитанию и обучению детей, подростков и юношей, организация юридической помощи в решении различных жизненных проблем и т. д.
В Великобритании число детей, переданных на попечение государства, постоянно растет. Создаются детские департаменты, которые
должны реагировать на кризисные ситуации, в которые попадают дети, и предотвращать их.
Усовершенствуются законодательные акты, которые пытаются изменить ситуацию в неблагополучных семьях в лучшую сторону. Данные акты о детях и молодежи (1963— 1969 гг.) касались предотвращения распада неблагополучных семей, в них уделялось большое внимание работе с молодыми преступниками, подчеркивались преимущества исправительных работ в рамках семьи или ближайшего социального окружения.
Постепенно социальное законодательство начало отдаляться от таких концепций, как важность связи между ребенком и его биологическими родителями, и постепенно стало больше внимания уделять особым нуждам и правам ребенка. «Акт о детях 1975 г.» особо акцентировал внимание на потребностях ребенка, противопоставив их интересам родителей. «Акт о детях 1989 г.», на который повлияла Конвенция ООН по правам ребенка, подчеркивал первостепенную значимость благополучия ребенка и особенно взглядов ребенка. С середины 1980-х — начала 1990-х гг. Департаментом социальных служб проводится исследовательская работа по защите детей, подростков, юношей и девушек, обеспечивается и оценивается забота о детях (усыновление, воспитание и обучение в патронажной семье).
В Великобритании в 80-х и 90-х гг. создаются семейные центры с целью улучшения качества деятельности патронажных и приемных семей. Для этих центров характерно раннее вмешательство в решение семейных проблем, не только проводя при этом оценку индивидуальных потребностей детей, но и рассматривая их с точки зрения контекста семьи и местного сообщества [4, с. 377].
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. В разных странах сложилась разная система оказания помощи детям, подросткам, юношам и девушкам. В России и Великобритании при оказании поддержки и помощи подрастающему поколению отдается предпочтение государству. В США при решении социальных проблем молодежи делается акцент на частный сектор, благотворительные, общественные организации и другие негосударственные струк-
туры. Но при любом способе финансирования оказание помощи детям, подросткам, юношам и девушкам из неблагополучных семей во всех странах является негосударственной прерогативой.
2. Одной из важных сфер и одним из главных объектов социально-педагогической и социально-психологической работы является семья. В трудных условиях находятся дети, подростки, юноши и девушки из неблагополучных семей — это одна из категорий и семей, получающих поддержку государства. Социальная работа и ее направления — социально-педагогическое и социально-психологическое — ориентированы не только на решение проблем семьи, но и на ее укрепление и развитие, восстановление внутреннего потенциала для выполнения многочисленных общественно значимых функций семьи, стабилизацию демографического и социальноэкономического положения в России, США и Великобритании.
3. Для работы с детьми, подростками, юношами и девушками из неблагополучных семей в России созданы и функционируют органы опеки. В их обязанность входит помогать молодежи, находящейся в трудных жизненных ситуациях.
В США создаются специальные учреждения социальной поддержки и помощи детям, подросткам, юношам и девушкам, открываются приюты, проводятся индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями. В Великобритании дети из неблагополучных семей находятся под контролем государства. Для улучшения их жизни открываются детские департаменты, семейные центры. Постоянно совершенствуется законодательная база.
В определенных формах, различными или похожими методами, с разной отдачей и эффективностью социально-педагогической, социально-психологической деятельности социальная работа организуется и проводится во всех странах. Очень важно правильное понимание того опыта социальной работы, который накоплен как в отдельных странах, так и в различных регионах мира. Этот опыт необходимо знать, ибо его изучение, осмысление и разумная адаптация могут иметь немаловажное значение для любой страны, в том числе и для России.
1. Конституция Российской Федерации. — М. : Юр. лит., 1993. — 28 с.
2. Обучение социальной работе / под ред. : Ш. Рамон, Р. Сери. — М. : Аспект Пресс, 1996. — 236 с.
3. Основы социальной работы / под ред. Е. В. Ханжина. — М. : Академия, 2001. — 144 с.
4. Основы социальной работы / под ред. П. Д. Павленок. — М. : ИНФРА — М, 2003. — 395 с.
5. Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 года № 223-ФЗ (СК РФ) (с изменениями от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г.).
Поступила 10.03.09.