Научная статья на тему 'Отечественный и зарубежный опыт программно-целевого планирования'

Отечественный и зарубежный опыт программно-целевого планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7324
819
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ / БЮДЖЕТНЫЕ СРЕДСТВА / ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ / PLANNING / PROGRAM-TARGET METHOD / GOVERNMENT PROGRAMS / BUDGET / FOREIGN EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Могзоев Александр Мушкудаевич, Пайзулаев Сайхан Султанович

В данной статье рассмотрен отечественный и зарубежный опыт внедрения программно-целевого метода планирования бюджета. Выявлены эффективные подходы в практике реализации программно-целевого метода за рубежом, а также целесообразность реализации данных методов в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Domestic and foreign experience targeted program planning

This article discusses the domestic and foreign experience in the implementation of program-target method of budget planning. The effective approach in the implementation of program-target method abroad, as well as the feasibility of implementation of these methods in Russia

Текст научной работы на тему «Отечественный и зарубежный опыт программно-целевого планирования»

Innovative activity of city's population as a factor of effective regional economy operation

Aleftina Ivanovna Kuznetsova, Doctor of Economics, Professor, Professor of Department of Urban and Service Economics, Moscow Witte University

During the short period Russian cities must do a significant jump in the innovation development of its economy. Much is being done. 2thinknow analysts have done the rating of innovative cities of the world. Moscow has occupied 74th place in the top 100, St Petersburg - 84th. Eighteen our cities is down below in the rating. Important is the weakening of disincentives. The main problems of the modern ideology of economic management of the country are engaging in innovative - investment activity of the population. Innovation activity of individual citizens and the level of development of innovative activity of the urban population is an integral part of the effective functioning of the economy. It is determined by the factors of city development, the nature and amount of investment. Through the stimulation of capital accumulation, including savings, investment, innovation, active participation, youth, workers of enterprises and organizations increases the rating of the region (city).

Key words: innovative activity, rating, factors of innovative economy development.

УДК332.14

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Александр Мушкудаевич Могзоев, д-р. экон. наук, проф. кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания,

e-mail: mogzo@mail.ru, Сайхан Султанович Пайзулаев, аспирант кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, e-mail: payzulss1991@yandex.ru, Московский университет им. С. Ю. Витте, http://muiv.ru

В данной статье рассмотрен отечественный и зарубежный опыт внедрения программно-целевого метода планирования бюджета. Выявлены эффективные подходы в практике реализации программно-целевого метода за рубежом, а также целесообразность реализации данных методов в России.

Ключевые слова: планирование, программно-целевой метод, государственные программы, бюджетные средства, зарубежный опыт.

Болыпую значимость для госу- | дарства имеет эффективное и рацио- Н нальное использование бюджетных средств. Одним из эффективных инструментом осуществления бюджетных расходов является программно-целевой метод планирования, который реализуется через программы.

В Российской Федерации полномасштабное внедрение принципов программно-целевого метода планирования бюджетных расходов органами исполнительной власти началось с 2004 г., когда на федеральном уровне была принята Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг. Совершенствование данного инструмента продолжается и по сей день. Для развития программно-целевых методов планирования в России актуальное значение имеет анализ зарубежного опыта и адаптация выявление преимуществ

Пайзулаев

методик планирования зарубежных стран для последующей их оценки и возможностей внедрения в Российской Федерации.

Программно-целевой метод планирования представляет собой метод, при котором мероприятия по достижению поставленных целей увязываются с ресурсной составляющей и преобразуются в программу. В программно-целевом методе осуществляется постановка цели, исходя из нее определяются задачи и система мероприятий по их (задач) достижению в определенные сроки при сбалансированном ресурсном обеспечении.

Данный метод обеспечивает возможность определения оптимальных и наиболее эффективных способов по достижению обозначенных целей, распределения ресурсов и мероприятий по исполнителям, осуществление контроля за ходом реализации с учетом внутренних и внешних факторов [1].

При определении цели основными критериями являются потребность в результатах и стратегическая значимость на федеральном, региональном и местном уровнях. Программно-целевой метод может быть направлен на решение проблем в экономической, социальной, научно-технической, инвестиционной, экологической и других областях.

Впервые использование программно-целевого метода наблюдалось в плане ГО-ЭЛРО (Государственная комиссия по электрификации России) в СССР, разработанного в 1920 г. в период гражданской войны. Данный план, хотя и назывался «План электрификации РСФСР», был направлен не только на область электроэнергетики, а на развитие экономики в целом. План ГОЭЛРО включал в себя строительство районных электростанций, развитие транспортной системы страны, увеличение добычи топлива, развитие промышленности и т.д.

План ГОЭЛРО сыграл важную роль для страны, поскольку без его реализации СССР не смогло бы стать одной из самых развитых стран за такой короткий срок.

Большое значение программно-целевому методу планирования бюджета придается в нынешний период. Целевые программы являются одним из основных инструментов повышения эффективности и рациональности использования бюджетных средств.

Мировой опыт показывает, что программно-целевой метод может являться эффективным инструментом реализации государственной экономической и социальной политики. На современном этапе программно-целевой метод используется в таких развитых странах, как Россия, Южная Корея, Канада, Франция, США, Великобритании, Швеция, Австралия, Япония и др. [2]

В Российской Федерации внедрение программно-целевого метода началось в середине 1990-х годов, после введения в практику такого понятия, как «Федеральная целевая программа». Целью данной реформы являлся отказ от сметного финансирования и перехода к программно-целевому методу планирования бюджетных средств, направленный на повышение эффективности использования ресурсов и достижения социально-экономической политики государства.

Федеральной целая программа (далее ФЦП) является инструментом реализации внутренней политики. Инициаторами ФЦП могут являться министерства Российской Федерации, в том числе федеральные службы и федеральные агентства, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Президент РФ выступает инициатором программ, направленных на решение общегосударственных задач, которым присваивается статус президентских программ. Пройдя этап утверждения проекта концепции федеральной целевой программы и принятия решения высшим исполнительным органом, Правительством РФ, о разработке проекта целевой программы. После согласования проекта государственными заказчиками и проведения экспертизы проекта целевой программы, проект он повторно направляется в Правительство РФ и, с учетом всех изменений, утверждается [4].

Контроль за реализацией ФЦП осуществляется государственным заказчиком, направляющим ежеквартальный отчет о ходе реализации ФЦП в Правительство РФ не позднее установленных сроков. В случаях, указанных в проекте ФЦП, по результатам годового отчета могут приниматься решения о продлении сроков или досрочном прекращении реализации ФЦП [3].

Во Франции переход к программно-целевому методу планирования бюджета произошел в 2001 году. Согласно принятому тогда конституционному закону о государственных финансах, бюджетные расходы страны теперь распределяются по трехуровневой структуре.

Первый уровень. На данном уровне определены 34 миссии (ориентиры), демонстрирующие основные приоритеты государственной политики в среднесрочной и долгосрочной перспективе. На уровне миссии утверждает бюджет парламент Франции. Ответственность за выполнение какой-либо миссии возлагается на несколько министерств.

Второй уровень. Второй уровень состоит из около 140 программ, которые включают в себя комплекс мероприятий, направленных на реализацию миссии. Контролировать ход реализации программы возлагается на одно их министерств.

Третий уровень. Программы подразделяются на подпрограммы. Данный уровень состоит из 500 подпрограмм и направлений, в соответствии с установленными целями программы, к которым они относятся. Лицо, ответственное за реализацию подпрограммы, имеет право перераспределять средства и переносить их на следующий бюджетный год. Несмотря на финансовую гибкость, данное лицо обязано отчитываться руководителям проекта о соответствии мероприятий поставленным целям и предоставлять им отчет об эффективности использования бюджетных средств.

Как во Франции, так и в России, направления программ складываются из текущих стратегических целей страны. Программно-целевой метод в данных странах используется с целью поддержания баланса во всех сферах государственного регулирования народного хозяйства.

В Японии программно-целевой метод применяется немного иначе.

Если рассматриваемые до этого страны использовали программно-целевой метод для решения широкого спектра проблем различной направленности, то в Японии программно-целевой метод применяется только для стимулирования наукоемких отраслей, таких как электроника, робототехника, информационные системы [5].

В Японии содействуют в осуществлении перспективных научных исследований в приоритетных направлениях. Осуществляемые программы являются ориентирами для частного сектора, косвенно влияющие на инновационные программы предприятия. Использованием программно-целевого метода преследуется цель сформировать у предпринимателей представление о будущей научно-технической и инновационной структуре экономики. Это осуществляется для решения ряда задач:

• ориентировать инвестиции частного сектора на развитие стратегически важных технологий;

• обеспечить косвенное государственное регулирование экономики;

• обозначить сферы, где требуется активное государственное вмешательство;

• определить характер правительственного вмешательства.

На основании вышесказанного следует, что программно-целевой метод в Японии является инструментом сочетания прогнозов научно-технического развития с мерами косвенного и прямого планового регулирования экономики.

За счет внедрения программно-целевого метода, Япония в начале 2000-х стала одним из лидеров в области производства высокотехнологичного производственного оборудования и на потребительском рынке.

В Европейском Союзе программно-целевой метод получил широкое распространение с конца 80-х годов - начала 90-х годов XX века. Программно-целевой метод в ЕС

был направлен на решение проблем асимметрии экономического развития регионов, реконверсии промышленности, поддержки местных инициатив в малых районах промышленных, сельских, городских и приграничных территориях. Для осуществления мониторинга за ходом реализации проектов создана компьютерная система, предоставляющая отчет о выполнении проектов каждые полгода. На стадиях формирования, реализации и уже после завершения программы происходит постоянный сбор оценок независимыми экспертами, осуществляющими контроль за ходом реализации мероприятий.

Также в ЕС практикуется государственное стимулирование интеграции компаний и исследовательских центров, путем объединения их в стратегические альянсы. К примеру, программа «Эврика», которая включает себя более 2 тысяч участников. Основной целью данной альянса является сокращение отставания западноевропейских стран от США и Японии в научно-технической сфере.

Для разработки целевых программ по социально-экономическому развитию субъектов страны в США на уровне городов и штатов учреждены специальные комиссии и агентства по экономическому развитию, входящие в состав территориальных исполнительных органов власти, целью которых является повышения уровня и качества жизни населения и конкурентоспособности штата. Формирование и реализация данной программы осуществляется по стандартной методике:

• определение целей программы;

• утверждение объемов финансирования, требуемого для реализации программы;

• формирование участников программы;

• определение мероприятий программы;

• создание организационных структур и утверждение координатора программы для решения поставленных задач.

В США также используется Program Assessment Rating Tool (PART) (система рейтинговой оценки программ) - инструмент, направленный на повышение эффективности государственных программ. PART основывается на профессиональном оценивании и изучении программ с помощью широкого спектра факторов-показателей, представляющих собой группу тематических вопросов. Первая группа вопросов направлена на выявление степени прозрачности целей и задач программы, достижимость и конкретность результатов. Вторая группа вопросов - определение приоритетности решаемых проблем в рамках программы на долгосрочный период, обоснование необходимости и значимости проведения программы на уровне штата, страны. Третья группа вопросов затрагивает финансовое обеспечение государственной программы: требуемый объем финансирования, источники финансирования и эффективность их использования. Четвертая группа вопросов - критерий «конечный эффект программы». По результатам системы PART государственная программа получает итоговый балл (от 0 до 100). В зависимости от полученной итоговой оценки, программы распределяются по четырем категориям: «Эффективные», «Достаточно эффективные», «Приемлемые» и «Неэффективные» программы. В 2004 году около 50% государственных программ США были признаны неэффективными, а в следующем году данный показатель снизился на 20%, что означало улучшение проработанности программ и направленности на достижение поставленных целей.

Но до сих пор нет единогласного мнения насчет целесообразности разработки государственного планирования. Если в Японии видят программно-целевое планирование, как ориентир для стабильного развития страны, то в таких странах, как США и Россия, не видят необходимости в определении долгосрочных приоритетов и склоняются к варианту гармоничного развития страны[5].

Таблица

Особенности реализации программно-целевого метода

Страна Особенности программно-целевого метода

Франции Трехуровневая структура бюджетных расходов. Распределение ответственности. Ответственным за выполнение программы является одно министерство. В данном министерстве выбирается ответственное, которое будет предоставлять отчеты о ходе реализации программы. Гибкое бюджетное финансирование. Ответственное лицо в определенном объеме имеет право перераспределять бюджетные средства в ходе реализации государственной программы.

Японии Основной задачей программно-целевого метода является стимулирование наукоемких отраслей.

Европейский Союз Стимулирование объединения компаний и исследовательских центров в стратегические альянсы.

США Использование системы оценки государственных программ PART. Данная система оценки заключается в создании рейтинга программ по их значимости.

Из таблицы выше следует, что программно-целевой метод по направленности может быть двух видов:

1) Векторный. Приоритетным для развития страны является одна отрасль, за счет которой в долгосрочной перспективе происходит развитие экономики.

2) Гармоничный. Приоритеты изменяются в зависимости от текущих стратегических целей страны.

Для первого пункта не характерно совершенствование самого процесса реализации программно-целевого метода, сколько небольшого изменения направленности самих программ.

Второй пункт отличается периодической модернизацией бюджетной классификации расходов, разработкой методик по повышению эффективности реализации бюджетных средств, но долгосрочного акцента на определенную область во внутренней политике не наблюдается.

На основании рассмотренного ранее опыта зарубежных стран следует предпринимать попытки внедрения и оценки возможности реализации аналогичных мероприятий в симбиозе с нынешним механизмом реализации программно-целевого метода планирования в Российской Федерации.

Так, к примеру, на базе американской системы PART на федеральном уровне целесообразно организовать комиссию, подконтрольную Министерству экономического развития, которая проводит проводящую дополнительную экспертизу целевых программ. Комиссия определяет степень на предмет проработанности и целесообразности реализации программ, используя группу тематических вопросов. По результатам ответов, на которые целевой программе присваивается оценка, определяющая значимость данной программы в достижении стратегических задач. Это позволит увеличить эффективность использования бюджетных средств РФ.

Авторы считают, что в данной работе новыми являются следующие положения и результаты:

1. Проведен анализ особенностей внедрения программно-целевого метода в экономику России;

2. Исследованы особенности целевого программирования в наиболее развитых странах мировой экономики.

Для улучшения реализации программно-целевого метода в Российской Федерации следует учитывать опыт зарубежных стран, с целью выявления успешных методик решения определенных проблем и внедрения их в нашей стране, но с учетом вносимых доработок для сглаживания отрицательных сторон.

Литература

1. Тушов А.А. Целевые программы в системе государственного регулирования экономики // «Экономика и управление» - 2012 г.

2. Теплицкая А.А. Обзор и анализ зарубежного опыта планирования // Молодой ученый, 2013.С. 188-192.

3. Руденко Л.Г. Планирование и проектирование организаций: Учебник для бакалавров / Л. Г. Руденко. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. 240 с.

4. Баранов Д.Н. Анализ динамики секторов экономики в структуре валовой добавленной стоимости //Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2014. № 3 (14). С. 8-15.

5. Могзоев А.М. К теории инвестиционной привлекательности региона. Инвестиции в России. 2002. № 3. С. 40.

Domestic and foreign experience targeted program planning

Alexandr Mushkudaevich Mogzoev, Dr. sc. in economics, Professor of Economics, the urban economy and business sectors, Moscow Witte University.

Cayhan Cultanovich Payzulaev, graduate student, the urban economy and business sectors, Moscow Witte University

This article discusses the domestic and foreign experience in the implementation of program-target method of budget planning. The effective approach in the implementation of program-target method abroad, as well as the feasibility of implementation of these methods in Russia.

Keywords: planning, program-target method, government programs, budget, foreign experience.

УДК 339.13

ИНТЕГРАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ МАРКЕТИНГА ВУЗА И КРИТЕРИИ ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ

Юрий Викторович Разовский, д-р. экон. наук, проф. кафедры менеджмента и маркетинга, E-mail: renta11@yandex.ru, http://www.razovskiy.com, Московский университет им. С. Ю. Витте, http://muiv.ru

Рассматривается методология разработки стратегии маркетинга. Приводятся типы и диагностические признаки оценки качества стратегии маркетинга. Анализируются недостатки и конкурентные преимущества стратегии маркетинга одного из вузов РФ. Сформулированы предложения по ее совершенствованию на основе интеграции. Представлены критерии оценки эффективности интеграционной стратегии маркетинга вуза.

Ключевые слова: Стратегия, маркетинг, интеграция, вуз, методология, диагностика качества, стратегия маркетинга, эффективность, критерии, интеграция.

Теоретически обоснованная, апробированная на практике и в учебном процессе методология формирования стратегии маркетинга включает ряд основных этапов. Как правило, всей работе предшествует анализ развития общей теории управления и стратегического управления. В этой связи, важно осознать смысл изречения китайского философа и государственного деятеля Кон Фу Дзцы (Конфуция): «Предвидеть, значит управлять!» На этой методологической основе следует осмыслить понятия стратегия, стратегическое управление, миссия, видение, стратегический план и др. Важно изобразить понятие стратегия графически, основываясь на примерах военных стратегий: Александра Невского, Александра Суворова, Михаила Кутузова, Георгия Жуко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.