Научная статья на тему 'Инновационная активность городского населения как фактор эффективного функционирования региональной экономики'

Инновационная активность городского населения как фактор эффективного функционирования региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
578
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / РЕЙТИНГ / ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ / INNOVATIVE ACTIVITY / RATING / FACTORS OF INNOVATIVE ECONOMY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецова Алефтина Ивановна

За относительно короткий срок нужно осуществить значительный прыжок в инновационном развитии экономики городов России. Многое предпринимается. Аналитики агентства 2thinknow составили рейтинг инновационных городов мира. В топ-100 на 74-м месте находится Москва, на 84-м Санкт-Петербург. Еще отмечены восемнадцать наших городов, которые разместились ниже. Важным является и ослабление действия дестимулирующих факторов. Главными проблемами современной идеологии управления экономикой страны являются: вовлечение в инновационно-инвестиционную деятельность всего населения. Инновационная активность отдельных граждан и уровень управления развитием инновационной активности городского населения является неотъемлемой частью эффективного функционирования экономики. Она определяется факторами его развития, характером и объёмами инвестирования. Через стимулирование накопления капиталов, в том числе сбережений населения, инвестиций, инноваций, активного участия населения, молодёжи, работников предприятий и организаций повышается рейтинг региона (города)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative activity of city’s population as a factor of effective regional economy operation

During the short period Russian cities must do a significant jump in the innovation development of its economy. Much is being done. 2thinknow analysts have done the rating of innovative cities of the world. Moscow has occupied 74th place in the top 100, St Petersburg 84th. Eighteen our cities is down below in the rating. Important is the weakening of disincentives. The main problems of the modern ideology of economic management of the country are engaging in innovative investment activity of the population. Innovation activity of individual citizens and the level of development of innovative activity of the urban population is an integral part of the effective functioning of the economy. It is determined by the factors of city development, the nature and amount of investment. Through the stimulation of capital accumulation, including savings, investment, innovation, active participation, youth, workers of enterprises and organizations increases the rating of the region (city)

Текст научной работы на тему «Инновационная активность городского населения как фактор эффективного функционирования региональной экономики»

Modern approaches to the definition of «region»

Farida Hometowna Doronina, PhD. ehkon. Sciences, associate Professor, associate Professor of accounting and taxation, Moscow Wiitev University

The article conducts the study of essence of the notion «region», systematization of approaches to the interpretation of this term. Proposed revised interpretation of the term «region». Applied and justifies a systematic approach to the study of regions. Identified priority problems of development of regions, which concentrated the attention of domestic scientists

Keywords: region, spatial approach, development, socio-economic system.

УДК 338.45.01, 338.49

ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ ГОРОДСКОГО НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Алефтина Ивановна Кузнецова, д-р экон. наук, проф., проф. каф.экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, e-mail: [email protected], Московский университет им. С. Ю. Витте, http://muiv.ru

За относительно короткий срок нужно осуществить значительный прыжок в инновационном развитии экономики городов России. Многое предпринимается. Аналитики агентства 2thinknow составили рейтинг инновационных городов мира. В топ-100 на 74-м месте находится Москва, на 84-м - Санкт-Петербург. Еще отмечены восемнадцать наших городов, которые разместились ниже. Важным является и ослабление действия дестимулирующих факторов. Главными проблемами современной идеологии управления экономикой страны являются: вовлечение в инновационно-инвестиционную деятельность всего населения. Инновационная активность отдельных граждан и уровень управления развитием инновационной активности городского населения является неотъемлемой частью эффективного функционирования экономики. Она определяется факторами его развития, характером и объёмами инвестирования. Через стимулирование накопления капиталов, в том числе сбережений населения, инвестиций, инноваций, активного участия населения, молодёжи, работников предприятий и организаций повышается рейтинг региона (города).

Ключевые слова.Инновационная активность, рейтинг, факторы развития инновационной экономики.

Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрен переход российской экономики от экспортно-сырьевой к инновационной, социально-ориентированного типа развития.^] Это связано с:

1. Активизацией организаторской работы по привлечению городского населения, работников предприятий и организаций к инновационному движению

2. Формированием нового механизма национальной конкурентоспособности.

А.И. Кузнецова 3. Реализацией основных макроэкономических показате-

лей инновационного развития экономики до 2020, предусмотренных Концепцией.

Развитие науки, техники и технологий включены составными элементами в инновационную стратегию социально-экономического развития страны и ее регионов, что

требует реализации взаимоувязки ресурсов, сроков и этапов преобразований с определением конкретных критериев и показателей развития на каждом из этапов, зафиксированных в Концепции (таблица 1)[1].

Таблица 1

Основные макроэкономические показатели динамики инновационного развития экономики до 2020 г.

Показатели 2010 г. 2016 - 2020 гг.

Доля промышленных предприятий, которые осуществляют технологические инновации, % 8,5 40-50

Валовая добавленная стоимость высокотехнологического сектора во ВВП, % 10,9 17-20

Доля инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции, % 5,5 25-30

Доля экспорта российских высокотехнологических товаров в общем мировом объеме экспорта таких товаров, % 0,3 2,0

Внутренние расходы на научно-исследовательские и исследовательско-конструкторские работы в ВВП, в том числе расходы бюджетной системы, % 1,1 - 0,8 2,5 - 3,0

Расходы на образование в ВВП, в том числе расходы бюджетной системы, % 4,8 - 4,1 6,7 - 7,0

Доля машиностроительного комплекса в структуре экономики, % 14,9 23,0

Производительность работы (среднегодовая), % 100 107,0

Источник: Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на пе-

риод до 2020 год

Как видим, за относительно короткий срок нужно осуществить значительный прыжок в инновационном развитии экономики страны, при том, что инновационная активность России за последние 15 лет не имела значительного прогресса: субъекты инновационной активности внедряют незначительное количество технологических инноваций, патентуется еще меньше [4,8].

Главной проблемой современной парадигмы управления экономикой города и региона является вовлечение в инновационно-инвестиционную деятельность всего населения, мобилизация его инновационного потенциала. Инновационная активность отдельных граждан и уровень управления развитием инновационной активности городского населения является неотъемлемой частью эффективного функционирования экономики. Через стимулирование накопления капиталов населения, в том числе: сбережений, ноу-хау, инвестиций, патентов, технологических карт - и иные формы активного участия населения, молодёжи, работников предприятий и организаций повышается рейтинг региона (города).

Рейтинг инновационных регионов России, созданный в рамках квалификационного комитета АИРР для целей мониторинга и управления, показывает уровень инновационного развития регионов (по показателям, входящим в состав индикатора инновационного развития регионов России, на основе которого строится «Рейтинг инновационных регионов России для целей мониторинга и управления»).

Аналитики агентства 2thinknow составили рейтинг инновационных городов мира. Для этого они переработали значительный объем данных: (полторы тысячи городов сравнивались по двум сотням показателей). В итоговом списке оказалось 445 городов. Больше всего представлены американцы и европейцы. В топ-100 на 74-м месте находится Москва, на 84-м - Санкт-Петербург. Еще восемнадцать наших городов разместились ниже. Чтобы определить места, в которых комфортно живется инноваторам, учитывалось практически все: наличие венчурного капитала, университеты, транспорт, развитие бизнеса, законодательство, рынок офисных помещений и даже количество театров и музеев. В итоге получился список из 445 городов. Составители данного рейтинга оказались довольно демократичными. Значительная заслуга экспертов заключается в том, что они использовали в своем исследовании только фактические данные и открытые индикаторы, что

позволило создать адекватный, релятивный и главное не «ангажированный» результат. В первой десятке Innovation Cities Global Index 2012-2013 только четыре города расположены в США, а остальные - это Австрия, Франция, Германия, Великобритания, Дания и Нидерланды. Глядя на этот рейтинг, можно предположить, что технологический мир стал очень многополярным. Как, впрочем, многополярной становится и Россия, в которой инновационными признали не только две столицы, но и восемнадцать других городов[2].

Ассоциация инновационных регионов России (АИРР) - ассоциация экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации, образована для поддержки и продвижения инновационных экономических, научно-технических и образовательных проектов, провела исследование и включила в свой состав 20 лучших инновационных регионов России, в т.ч.: Республика Башкортостан, Республика Мордовия, Республика Татарстан, Алтайский край, Краснодарский край, Пермский край, Иркутская область, Калужская область, Липецкая область, Новосибирская область, Самарская область, Томская область, Тюменская область, Ульяновская область [2].

Лидером по уровню инновационного развития является г. Санкт-Петербург, за ним с небольшим отрывом следует г. Москва. Среди регионов АИРР лидирует Республика Татарстан, которая занимает третье место в России после двух столиц (по результатам обновления рейтинга в декабре 2013 г.).

В число сильных инноваторов вошли также такие регионы АИРР, как Томская область (6 место), Самарская область (8 место), Пермский край (9 место), Калужская область (11 место). В данных регионах значение индикатора инновационного развития минимум на треть выше среднероссийского уровня.

Еще 6 регионов АИРР вошли в группу средне-сильных инноваторов: Новосибирская область (14 место), Республика Башкортостан (15 место), Ульяновская область (15 место), Республика Мордовия (19 место), Красноярский край (25 место), Иркутская область (27 место). В данных регионах значение индикатора инновационного развития минимум на 10% выше среднероссийского уровня.

Два региона АИРР входят в группу средних инноваторов - Липецкая область (36 место) и Алтайский край (48 место).

Лидерами по уровню развития научных исследований и разработок являются следующие регионы (свыше 130% от среднего значения, в скобках указан процент от среднего значения интегрального индекса по регионам России):

1. г. Москва (189%);

2. г. Санкт-Петербург (179%);

3. Томская область (172%);

4. Ивановская область (142%);

5. Новосибирская область (140%);

6. Республика Татарстан (139%);

7. Московская область (137%);

8. Ульяновская область (132%);

9. Воронежская область (132%);

10. Нижегородская область (130%);

Наблюдается значительная дифференциация регионов России по уровню инновационного развития. Сокращение мер стимулирования инновационных процессов в регионах со стороны федерального центра приведет к дальнейшей дифференциации субъектов Российской Федерации. Регионы России демонстрируют существенное разнообразие в развитии инновационных процессов: высокие значения по ряду показателей часто сочетаются с низкими по другим. Важность детального анализа сильных и слабых сторон регионов, поиска уникальных конкурентных преимуществ, дифферен-

циации мер государственной поддержки. В ряде случаев активная региональная политика позволяет компенсировать недостаточно благополучные внешние условия.

Региональным органам власти необходимо активизировать свою работу по поддержке инновационной деятельности, которую можно оценить по следующим индикаторам:

- соотношение количества студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования и численности населения города (региона);

- соотношение количества исследователей и численности населения региона;

- соотношение количества занятых с высшим профессиональным образованием и численности населения в трудоспособном возрасте;

- соотношение количества поданных международных PCT-заявок и численности экономически активного населения;

- соотношение количества патентных заявок на изобретения, поданных в Роспатент национальными заявителями и численности экономически активного населения;

- соотношение количества статей, опубликованных в Web of Science и численности исследователей;

- соотношение количества статей, опубликованных в рецензируемых журналах, индексируемых в РИНЦ и численности исследователей.

Инновационную деятельность характеризуют следующие показатели:

- удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций;

- удельный вес организаций, осуществлявших нетехнологические инновации, в общем числе организаций, %;

- удельный вес малых предприятий, осуществлявших технологические инновации, в общем числе малых предприятий, % (Данные об инновационной деятельности малых предприятий собираются Росстатом на основе формы статистического обследования Данное обследование проводится раз в два года, по нечетным годам);

- удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %;

- удельный вес вновь внедренных или подвергавшихся значительным технологическим изменениям инновационных товаров, работ, услуг новых для рынка, в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %;

- число используемых изобретений по отношению к численности населения;

- объем поступлений от экспорта технологий по отношению к ВРП;

- число созданных передовых производственных технологий по отношению к численности экономически активного населения;

- интенсивность затрат на технологические инновации, %.

Показатели социально-экономических условий инновационной деятельности:

- удельный вес средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в общих затратах на технологические инновации, %;

- ВРП в расчете на одного занятого в экономике региона (без учета добывающих производств), руб.;

- удельный вес занятых в высокотехнологичных и среднетехнологичных (высокого уровня) видах деятельности в общей численности занятых в экономике региона,

%,;

- доля продукции высокотехнологичных и среднетехнологичных (высокого уровня) видов деятельности в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (без учета производств, связанных с добычей полезных ископаемых), %;

- удельный вес организаций, использовавших интернет, в общем числе обследованных организаций.

Использование научно-технических инноваций характеризирует темпы практического внедрения научно-технической продукции. Однако наблюдать динамику изменения масштабов использования инноваций в экономической практике довольно сложно из-за отсутствия необходимой статистической информации. С одной стороны, расширение масштаба применения инноваций можно определить как горизонтальную диверсификацию, то есть применение на предприятиях одного отраслевого направления. С другой стороны, это понятие можно применять к вертикальной диверсификации, то есть распространение нововведения среди предприятий разных сфер экономики.

Как свидетельствует опыт развитых стран, жизнеспособность национальных экономик, прежде всего, определяется масштабами и качеством внедрения новых идей, новых технологий, новых управленческих систем, новых продуктов, которые являются результатом развития науки и инновационной деятельности. Когда отсутствуют важные инновационные изменения, экономика скатывается к стагнации. Именно этот факт подчеркивает известный европейский маркетолог, профессор Ж. Ж. Ламбен [5] который отмечает, что мировая экономика ныне переживает замедление развития, выход из которого может обеспечить новая волна нововведений, способных дать долгосрочный стимул для следующего экономического подъема. С этой целью государству требуется не только вырабатывать формы поддержки инновационного бизнеса, но и активно инвестировать средства в развитие человеческого капитала, что является важным фактором успеха в инновационной политике многих развитых и развивающихся государств мира (таблица 2).

Таблица 2

Факторы успеха инновационной политики различных государств мира

Страна Факторы успеха инновационной политики

Великобритания ориентация на частную инициативу, инновационная стратегия страны нацелена, прежде всего, на развитие спроса на инновации, практикуется региональный подход к инвестициям.

Ирландия государство формирует основные условия инновационного развития, значительную роль в инновационном развитии играют мигранты, бывшие эмигранты

Дания ключевую роль в создании условий для новых технологий играл государственный сектор

Швейцария Важный фактор успеха - последовательность осуществляемой инновационной политики

Норвегия поддержка фундаментальных исследований в институтах и университетах является одним из главных приоритетов норвежской инновационной политики. Всеобщее бесплатное образование для норвежских граждан.

Нидерланды Успех инновационной политики заключается в выборочной поддержке ведущих инновационных регионов, а также развитый научно-образовательный комплекс, который включает в себя систему поддержки студентов, систему трансфера технологий в научном секторе, развитую сеть научных университетов с государственным финансированием

Испания основную роль в инновационном развитии играет активизация взаимодействия между государственными и частными структурами

Израиль источником кадров и технологий, из которого возникла израильская хайтек-индустрия, стала оборонная отрасль. Также израильтяне перенимали опыт управления капиталом у международных инвесторов в ходе программы

Yozma, которая сыграла решающую роль в становлении института венчурных инвестиций в Израиле. Важную роль сыграла и сфера научной кооперации, которая является одним из центральных звеньев, связывающих Израиль с еврейской диаспорой в различных частях мира.

Южная Корея активному заимствованию зарубежных технологий и грамотной патентной политике

США Одним из факторов успешного развития американской инновационной системы считается последовательное создание условий и целенаправленные меры по поддержке предпринимательства

Таиланд Правительство предпринимает последовательные, целенаправленные шаги по развитию производственной инфраструктуры и бизнеса

Бельгия Фундаментом успешного инновационного развития стали сбалансированная региональная инновационная политика и продуманная система финансовой поддержки инновационной деятельности.

Австрия на пути инновационного развития успеху способствовали структурные программы поддержки, которые принимались в целях организации кооперации высокотехнологичных предприятий без жесткой привязки к конкретным технологическим направлениям

Финляндия К основным факторам успеха Финляндии можно отнести владение государством долями в ключевых фирмах; регулирование процентной ставки; государственная поддержка частного сектора; чередование государственной кооперации и государственной конкуренции с отраслью. Ведущая роль в развитии телекоммуникационной промышленности Финляндии и отрасли в целом принадлежит компании Nokia, существенное влияние на долгосрочный рост которой оказало государственное финансирование в лице агентства Tekes, которое финансировало 8% всех расходов Nokia на НИОКР.

Германия Главной задачей государства, наряду с ликвидацией отставания от США в био- и информационных технологиях, сдерживанием иммиграции, является поиск новых ключевых инноваций, способных придать импульс технологическому и экономическому развитию страны. Расходы на НИОКР 2,5% ВВП, Германские НИИ тесно сотрудничают с вузами, крупными предприятиями, политическими институтами, органами власти, а деятельность научных сообществ (или объединений) координирует Германское научно-исследовательское общество. Отсутствует централизованная сеть инновационных центров. Основную поддержку технопарки получают от государства в Германии 78%.

Япония Японский опыт государственной поддержки инновационного процесса противоречив и не может считаться однозначно успешным.

Казахстан, Белоруссия, Индонезия, Индия Основным фактором успешного развития инновационной сферы в странах, не относящихся к лидерам инновационного развития, является взаимодействие с другими странами и заимствование технологий и основ государственной инновационной политики.

Россия Создана национальная инновационная система, но страдает механизм управления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важными для государства являются георазмещение и научно-технологический потенциал, интенсивное использование которых целесообразно направить в целевую реализацию инновационных проектов. Не менее важным является и ослабление действия дестимулирующих факторов. Через стимулирование накопления капиталов, в том числе сбережений населения, инвестиций, охраны окружающей среды и, главное, системной роли инновационных форм регионального развития, отдельных городов к формированию социального капитала мирового «качества».

Главными проблемами современной идеологии управления экономикой страны являются: [8]

1. Вовлечение в инновационно-инвестиционную деятельность всего населения

2.Развитие инновационно-инвестиционной привлекательности предприятий научно-промышленного комплекса

3. Организация и стимулирование процессов обновления технологий

4. Передача научных разработок из сферы получения знаний в производство.

Решение поставленных проблем достигается с помощью усиления организационной работы администрации городов и вовлечения в этот процесс руководителей и работников предприятий, и организаций, и населения городов, а также привлечения системы образования, рынка интеллектуальной собственности, финансового и налогового стимулирования научно-технической деятельности с созданием инновационной инфраструктуры; а также создания целевого механизма внутренних организационных перемен, предпосылок и стимулов усиления деловой активности администраций городов в работе с населением, выявлением и активизацией потенциала населения, смягчением негативных последствий мобилизации инвестиционных ресурсов, совершенствованием системы управления хозяйственным комплексом и предпринимательской деятельностью, усилением контрольных и надзорных функций за оттоком инвестиций из городов и регионов России. Для предотвращения трансформационного кризиса создать условия выгодного вложения свободных средств предпринимателей в инновационное развитие своих городов и регионов, особенно малых и средних

Итак, одним из самых важных показателей, которые характеризуют экономическое развитие, является достаточный уровень инновационного потенциала народа и работников предприятий и организаций. На определенном этапе развития предприятий города возможен вариант преимущественно инновационного развития, когда количество нововведений постоянно превышает количество применяемых традиционных видов технических и технологических средств.

Значение инновационной активности отдельных работников на уровне предприятий, а также отдельных граждан является чрезвычайно важным. Необходимость постоянной инновационной деятельности вызвана сокращениям жизненного цикла товаров, услуг и других продуктов, что происходит вследствие привыкания потребителей к новинкам, потребностью к новому усовершенствованию этой продукции, стремительному развитию науки, технологий и систем массовой коммуникации. Для дальнейшего прогресса предприятия города должны исследовать возникновение новых нужд и возможностей их удовлетворения. Также актуальным является постоянное исследование конкурентов предприятий.

Таким образом, на современном этапе развития общества инновационная деятельность отдельных граждан является неотъемлемой частью эффективного функционирования экономики. Создавая основу для дальнейшего экономического роста, инновации также являются результативной характеристикой благосостояния страны в целом.

Инновационная активность городского населения должна развиваться, стимулироваться и мотивироваться руководителями организаций, предприятий, и администрацией городов и регионов.

В экономической литературе можно выделить две группы факторов, которые определяют развитие инновационной активности субъектов региона (городского населения): внешние, которые содействуют расширению границ инновационной деятельности и внутренние, направленные на налаживание и управление инновационной деятельности субъектов (граждан).

К внешним факторам принадлежат:

факторы влияния на развитие инновационной деятельности. Их классифицируют такими признаками:

- характером результативности влияния (положительные и негатив-ные);

- силой влияния (факторы слабого, среднего и сильного влияния);

- по уровню экономического влияния (факторы макро-, мезо- и микроэкономического уровня).

1. Использование внешних источников для поддержки всех фаз инновационного

процесса: от открытия и разработки продукта к моменту выхода на рынок;

2. Инновационный климат региона (меры финансовой, налоговой, правовой, научно-производственной поддержки инновационной активности со стороны федеральной, региональной и муниципальной власти);

3. Инвестиционный климат региона;

4. Коммуникации с заказчиками, деловыми партнерами, инвесторами, конкурентами, исследовательскими организациями и ВУЗами;

5. Лоббирование интересов в государственных институциональных структурах.

Наиболее существенно влияет на инновационную активность предприятий региона среди внешних факторов инвестиционный климат региона.[10]

Возвращаясь к рассмотрению вопроса о факторах, которые определяют инновационную активность населения и работников предприятий региона, нужно выделить внутренние факторы. К ним принадлежат: открытость организаций; компетентность руководства и специалистов, мотивированное руководство, стратегическая гибкость; организационное обучение; эффективная система маркетинга, которая осуществляет коммуникации с конечными потребителями; интеграция технологических и организационно-управленческих инноваций; управление качеством, инфраструктурой и организационным развитием.

Перечисленные факторы влияют не только на инновационную деятельность, но и друг на друга, причем влияние может быть как положительным, так и негативным.

Рассмотрим факторы влияния на развитие инновационной деятельности на основе классификации по уровню экономического влияния, который предусматривает неизменность всех факторов на трех разных уровнях - макро-, мезо- и микро. На каждом из предложенных экономических уровней хозяйствования существует набор присущих им факторов, которые влияют на формирование и эффективность инновационной деятельности отдельных граждан, поэтому необходимым является их определение и исследование.

Факторы макро- и мезо уровня зависят от политики государства и

региональных органов власти, экономических циклов в стране, уровня технологических изобретений и отображают влияние макросреды на инновационную активность предприятий. Эти факторы довольно важны, поскольку они влияют на общее состояние инновационного развития страны.

Так, большинство авторов выделяют среди факторов: политические, правовые, финансово-экономические, организационные, экологические, общественные.

К финансово-экономическим относят систему финансирования инновационной деятельности, систему формирования благоприятного экономического климата и среды в инновационной сфере.

К организационным - механизм осуществления инновационной деятельности; формирование и реализацию инновационной политики.

Среди выделенных классификаций факторов инновационной деятельности на уровне государства заслуживает внимания макроэкономический подход. важность таких макроэкономических факторов, как стимулирование развития продукции высших технологических уровней производства, что является особенно актуальным для отечественной экономики на современном этапе экономического развития; технологическая структура, которая представлена III и IV технологическим уровнем развития.

Инновационный подход позволяет построить адекватную систему управления. В современных условиях доля продукции высоких технологий в структуре экспорта промышленных товаров составляет лишь 5%. К тому же, прямые иностранные инвестиции поступают преимущественно в действующее производство,

где используются технологии четвёртого технологического уклада. Пятый и шестой технологические уклады ивестируются недостаточно Следствием этого может стать формирование малоперспективной модели международной специализации национальной экономики[6,7].

Что касается факторов инновационного развития на мезо- экономическом уровне, то в экономической литературе пока что отсутствует общая классификация, так как каждый из научных работников, который исследовал инновационный потенциал региона приводит свою отдельную классификацию факторов влияния на инновационную деятельность.

Одной из наиболее основательных классификаций считаем группирование, которое широко охватывает всю совокупность факторов влияния на инновационную деятельность региона (отдельного города). Среди них выделяется: законодательные (формирование правовой основы инновационного развития города на основе системы действующих законов и подзаконных актов); организационно-управленческие (осуществляют влияние через институциально-управленческие и институциально-организаци-онные изменения в инновационной сфере); финансово-экономические (определяют особенности осуществления инновационной деятельности региона/города с позиций денежно-кредитных, бюджетно-налоговых, амортизационных рычагов инновационного развития; технико-технологические (осуществляют влияние на технические и технологические стороны инновационной деятельности промышленных предприятий; социальные (отделяют влияние социальных последствий инновационного развития от влияния многих других факторов); экологические (определяют влияние новых технологий, новых материалов, новых видов энергии на окружающую среду в процессе инновационной деятельности предприятий); гуманитарные (влияют на инновационное развитие через степень образованности населения соответствующего города, уровень знаний и науки в регионе/городе); информационные (определяют особенности инновационного развития региона/города на основе использования информационных ресурсов.

К группе политических факторов относит неблагоприятные для субъекта решения международных организаций, принятие другими государствами законов, которые усложняют процесс импортирования к ним высокотехнологических товаров, инициирование эмбарго, антидемпинговых процессов, повышение стандартов в сфере интеллектуальной собственности. К экономическим - функционирование мировых инвестиционного, валютного, фондового рынков; уровень развития связи, коммуникаций, транспорта, условия международной торговли, в т.ч. высокотехнологической продукцией.

Научно-технологических - уровень расходов на приоритетные направления исследований, международные и межгосударственные программы сотрудничества, состояние исследований в разных областях и направлениях.

Экологических - постоянный рост уровней стандартов относительно экологической безопасности продукции, которая изготавливается, а также высокие требования относительно экологичности производства, расположенного на территории города, экологических рисков, связанных с нарушением требований, возможными изменениями, запретом или установлением более жестких требований относительно производства определенных видов продукции, необходимостью увеличения расходов на охрану окружающей среды и другие экологические нужды

Вместе с тем среди всех факторов влияния на инновационную деятельность исследователи делают ударение на важность развития технологических усовершенствований в стране, действенности инновационной политики государства и его инфраструктуры, роли инновационных инвестиций в регионе/городе, состояния научно-технического потенциала и эффективности его использования, качества работы научно-исследовательских заведений, расходов предприятий на научно-исследовательские ра-

боты, сотрудничество между бизнесом и университетами в исследовательской деятельности и др.

А также - надлежащее внимание к роли человеческих ресурсов в формировании мощного инновационного потенциала региона; важность наличия высококвалифицированных трудовых ресурсов, способных создавать инновации и распространять их для дальнейшей активизации инновационных процессов населения округа. В округе наиболее благоприятные для обитания, отдыха и сельского хозяйства природно-климатические условия. [9]

Итак, уровень управления развитием инновационной активности городского населения определяется факторами его развития, характером и объёмами инвестирования. Управление при этом сосредоточено на важности развития технологических усовершенствований, сосредоточении инвестиций в регионе(городе) на инновационное развитие, действенности инновационной политики государства и его инфраструктуры, на эффективности использования своего научно-технического потенциала, качества работы научно-исследовательских заведений, расходов предприятий на научно-исследовательские работы, сотрудничество между бизнесом и университетами в исследовательской деятельности.

За относительно короткий срок нужно осуществить значительный прыжок в инновационном развитии экономики городов России. Многое предпринимается. Важным является анализ развития инновационной деятельности, выявление и ослабление действия дестимулирующих факторов. Главными проблемами современной идеологии управления экономикой страны являются: вовлечение в инновационно-инвестиционную деятельность всего населения. Инновационная активность отдельных граждан и уровень управления развитием инновационной активностью городского населения является неотъемлемой частью эффективного функционирования экономики.

Литература

1. «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». Распоряжение правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 г.

2. «Рейтинг инновационных регионов России для целей мониторинга и управления». URL: http://admoblkaluga.ru/upload/min_inform/activities/innovacii/law/rating_AIRR.pdf.

3. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Инновационная Россия 2020). URL: http://datis.pro/upload/aed/Innovative-Russia-2020.pdf

4. Кузнецова А.И., Садаков К.Б. Инновационная экономика России и факторы её определяющие // Транспортное дело России №5, (102) 2012

5. Ламбен Жак.-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская перспекива. Пер с французского - СПб.; Наука, 1ё996 - XV=589c.

6. Кузнецова А.И. Стратегический менеджмент в развитии инновационной инфраструктуры .А.И. Кузнецова / Управление экономическими системами: электронный научный журнал 2012 02 06

7. Кузнецова А.И. Возможности и эффективные комбинации стратегического менеджмента при формировании инновационной инфраструктуры региона (города) // Вестник университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. 2012. № 2 (2).

8. Кузнецова А.И. Управление инвестиционной привлекательностью предприятий научно-промышленного комплекса: Монография./ А.И. Кузнецова, Издательство ЛКИ. 117312, Москва, пр-т Шестидесятилетия Октября, 9 2010г.

9. Кузнецова А.И., Степанов А.А. Идентификация теории и практики менеджмента как основа решения конкретных практических ситуаций перехода на инновационную экономику регионов России // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 38.

Innovative activity of city's population as a factor of effective regional economy operation

Aleftina Ivanovna Kuznetsova, Doctor of Economics, Professor, Professor of Department of Urban and Service Economics, Moscow Witte University

During the short period Russian cities must do a significant jump in the innovation development of its economy. Much is being done. 2thinknow analysts have done the rating of innovative cities of the world. Moscow has occupied 74th place in the top 100, St Petersburg - 84th. Eighteen our cities is down below in the rating. Important is the weakening of disincentives. The main problems of the modern ideology of economic management of the country are engaging in innovative - investment activity of the population. Innovation activity of individual citizens and the level of development of innovative activity of the urban population is an integral part of the effective functioning of the economy. It is determined by the factors of city development, the nature and amount of investment. Through the stimulation of capital accumulation, including savings, investment, innovation, active participation, youth, workers of enterprises and organizations increases the rating of the region (city).

Key words: innovative activity, rating, factors of innovative economy development.

УДК332.14

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Александр Мушкудаевич Могзоев, д-р. экон. наук, проф. кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания,

e-mail: [email protected], Сайхан Султанович Пайзулаев, аспирант кафедры экономики городского хозяйства и сферы обслуживания, e-mail: [email protected], Московский университет им. С. Ю. Витте, http://muiv.ru

В данной статье рассмотрен отечественный и зарубежный опыт внедрения программно-целевого метода планирования бюджета. Выявлены эффективные подходы в практике реализации программно-целевого метода за рубежом, а также целесообразность реализации данных методов в России.

Ключевые слова: планирование, программно-целевой метод, государственные программы, бюджетные средства, зарубежный опыт.

Болыпую значимость для госу- | дарства имеет эффективное и рацио- Н нальное использование бюджетных средств. Одним из эффективных инструментом осуществления бюджетных расходов является программно-целевой метод планирования, который реализуется через программы.

В Российской Федерации полномасштабное внедрение принципов программно-целевого метода планирования бюджетных расходов органами исполнительной власти началось с 2004 г., когда на федеральном уровне была принята Концепция реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг. Совершенствование данного инструмента продолжается и по сей день. Для развития программно-целевых методов планирования в России актуальное значение имеет анализ зарубежного опыта и адаптация выявление преимуществ

Пайзулаев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.