Научная статья на тему 'Отечественные традиции и западные инновации в системе управления высшим образованием: противоречия, пути разрешения'

Отечественные традиции и западные инновации в системе управления высшим образованием: противоречия, пути разрешения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
212
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАДИЦИИ / ИННОВАЦИИ / УПРАВЛЕНИЕ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ПРОТИВОРЕЧИЯ (ПРОБЛЕМЫ) / РЕФОРМЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ВОЙНА / САНКЦИИ / УГРОЗЫ / КОНКУРЕНЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ И НАСТРОЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК / КЛАССИФИКАЦИЯ / ПРАВО / ЭКОНОМИКА / ТЕНДЕНЦИЯ / ОПРОС / АНАЛИЗ / СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ / КОРРЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гостев Александр Николаевич, Иванова Оксана Александровна

В статье обосновываются сущность и содержание феноменов «традиция» и «инновация» в системе управления высшим образованием, показываются основные противоречия между ними, вскрываются причины, на основе результатов конкретного социологического исследования, предлагаются пути профилактики и разрешения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отечественные традиции и западные инновации в системе управления высшим образованием: противоречия, пути разрешения»

УДК 316.485.6

Гостев Александр Николаевич

доктор социологических наук, профессор

Военный учебно-научный центр Сухопутных войск

«Общевойсковая академия Вооруженных сил Российской Федерации

gostevan@inbox.ru

Иванова Оксана Александровна

Соискатель.

Современная гуманитарная академия

oksanai 1975@mail .ru

Aleksandr N. Gostev

doctor of sociological sciences, professor

Military educational scientific center of Ground forces "General academy of the Armed Forces of the Russian Federation gostevan@inbox.ru Oksana A. Ivanova

Applicant.

Modern humanitarian academy oksanai 1975@mail .ru).

Отечественные традиции и западные инновации в системе управления высшим образованием: противоречия, пути разрешения

Domestic traditions and Western innovations in the system of higher education management: contradictions, ways of resolving

Аннотация: В статье обосновываются сущность и содержание феноменов "традиция" и "инновация" в системе управления высшим образованием, показываются основные противоречия между ними, вскрываются причины, на основе результатов конкретного социологического исследования, предлагаются пути профилактики и разрешения.

Ключевые слова: Традиции, инновации, управление, высшее образование, глобализация, противоречия (проблемы), реформы, образовательные услуги, война, санкции, угрозы, конкуренция, социальный опыт, общественное мнение и настроение, социальный порядок, классификация, право, экономика, тенденция, опрос, анализ, социальный механизм, коррекция.

Abstract: The article substantiates the essence and content of the phenomena "tradition" and "innovation" in the higher education management system, shows the main contradictions between them, reveals the reasons, based on the results of a specific sociological study, suggests ways of prevention and resolution.

Keywords: Traditions, innovations, management, higher education, globalization, contradictions (problems), reforms, educational services, war, sanctions, threats, competition, social experience, public opinion and mood, social order, classification, law, economy, analysis, social mechanism, correction.

Традиции и инновации объективно всегда во всех общественных сферах, в любых видах деятельности состоят в противоречивых отношениях. Не является исключением система социального управления высшим образованием. История всего российского образования показывает, что, во-первых, оно имеет большое число устойчивых традиций; во-вторых, всегда и быстрее других социальных институтов подвержено изменениям, т.е. инновационному развитию. В этой связи становятся понятны реформы системы российского образования, которые без перерыва продолжаются уже более четверти века. Разумеется, в ее (системе) управления сложнейшие противоречия становятся обыденными. По-мнению экспертов (N = 9), они обусловлены не только научно-техническим прогрессом (например, развитием электронных, цифровых средств передачи информации), глобализацией, унификацией, но и ... конкуренцией на международном рынке образовательных услуг, который, априори, является сферой гибридной войны. Сегодня, когда страны Запада уже открыто, нарушая все нормы международного права, объявляют и вводят экономические, политические и другие санкции, создают военные угрозы на границах России, становится очевидным, что внедрение в российскую образовательную практику болонской модели обучения было не случайным фактом, а стратегическим замыслом в борьбе с традиционным конкурентом -Россией. Очевидно, что в таком противостоянии было бы наивным считать, что противник заинтересован в развитии российского образования, что он передаст ему лучшие знания, технологии. Западные оппоненты оказались мастеровитыми "рыбаками", они поймали российское образование на живца, которого то с радостью проглотило, попалось на крючок и теперь мечется, пытаясь вырваться на свободу, коря себя за то, что куда-то (как в пропасть) исчезают национальные культурные традиции, великолепный советский опыт, позволивший стране стать геополитическим центром мира.

Результаты анализа научной литературы показывают, что термин «традиция» может пониматься по-разному. Зачастую под традицией (от лат. tradition - передача) понимается закостеневшее явление, которое тормозит прогресс, что нельзя признать полностью верным. Традиции являются элементами социокультурного наследия, передающие знания и накопленный опыт от одного поколения к другому [6]. Под традициями, применительно к теме данной статьи, предлагается понимать «совокупность представлений, повторяющихся форм поведения и навыков деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов социально-педагогических отношений» [9, с.40]. Безусловно, именно традиции обеспечивают преемственность, накопление социального опыта. В этой связи следует признать бесспорную ценность традиций, особенно в рамках системы

управления высшим образованием, так как именно они обеспечивают социальный порядок в обществе. Результаты исследования показывают, что «традиции, влияют на общественное мнение и настроение, они - основа позитивных взаимоотношений и устойчивого социального порядка» [5].

Как известно классификация традиций может быть произведена по большому количеству показателей, оснований. Например, по социально-пространственным и социально-временным, по основным сферам функционирования, по степени общности, по соответствию уровням и формам общественного сознания, по характеру удовлетворения общественных потребностей, по роли в обществе, по уровню стабильности, по степени целесообразности, по формальной и неформальной управляемости и многим другим.

В научном сообществе представлены и строго конкретизированные, обоснованные классификации. Например, исследователь В.П. Серикова в диссертационной работе определила следующую классификацию групп традиций в системе социального управления высшим образованием: историко-культурологические, славянофильские, территориально-культурные, западно-рационалистические, национально-географические, православные,

централизованного управления [9]. Результаты фокус-группового опроса (Ы = 15) позволяют утверждать, что традиции в системе социального управления высшим образованием выполняют две основные функции:

- создание духовной (идеологической), теоретической, правовой базы управления системой высшего образования за счет накопленного социального опыта;

- фильтрацию, сдерживание, коррекцию, адаптацию наступающих инноваций, тем самым противодействуя революционным изменениям и способствуя относительно менее конфликтному эволюционному развитию.

В современных концепциях под инновациями понимается «нововведение, процесс изменения, связанный с созданием, признанием или внедрением новых

элементов (или моделей).....в определенной социальной системе». В научном

сообществе представлены и другие трактовки понятия «инновации». Например, экономисты определяют ее как «комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для лучшего удовлетворения известной потребности людей»[7, с.302]. Здесь исследователи видят причину «инновации» в новой или актуализированной социальной потребности, что объективно и, следовательно, бесспорно. Результаты анализа содержания категорий "инновация" и "традиция" показал, что они постоянно находятся в состоянии противоречия, не могут быть определены вне взаимосвязи. Очевидно ведь, что даже идентификация этих феноменов может быть осуществлена одними и теми же показателями. В этой связи, справедливо утверждения о том, что «инновация со временем может стать традицией» [12, с.238]; «они находятся в единстве и служат адаптивным механизмом подготовки людей к жизни в изменяющемся мире» [2]. Эти категории обусловливают взаимное развитие, т.к. «традиции, есть явление, объективно

существующее и устоявшееся, тогда как инновации подлежат внедрению, в связи с чем, возникает противоречие между старым и новым»[1; 10, с.146]. Очевидно, что в этом необходимо видеть не только позитив, благо, необходимость, но и угрозу, опасность, разрушительный конфликт, нанесение вреда общественному сознанию, нарушению равновесия в общественной системе. Например, это утверждение справедливо и в отношении современной системы социального управления отечественным образованием. Как показывает ситуационный анализ, внедрение Единого государственного экзамена (ЕГЭ), вызвало массовое недовольство общественности в России. Так, например, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова назвал ЕГЭ - «кузницей посредственностей». В газете «Первое сентября» 29 мая 2004 года было опубликовано открытое письмо Президенту Российской Федерации В.В. Путину от 420 представителей профессорско-преподавательского состава с требованием «остановить эксперимент в том виде, в каком он проводится сейчас, и далее проводить реформу образования, учитывая мнение общества» [3]. Немало важным, так же являются публичные высказывания о последствиях внедрения ЕГЭ и Болонской системы в российское образование, получившее свое отражение в книге «Единый государственный экзамен. Белая книга» составлена из материалов печати, радио и телевидения, посвященных проблемам реформы российского образования. В ней отмечается, что «внедрение ЕГЭ по существу единодушно признавало их не просто непродуманными, двойственными и т.п., но в основном негативными уже сегодня и тем более в будущем» [4].

Результаты анализа опроса экспертов и их трудов (С.А. Абакумов, Е.А. Борисова, А.В. Бодрикова, Т.С. Демченко, Д.В. Королев, В.В. Кочетов, Н.М. Кулеева, Н.Ю. Моисеенко, В.М. Прибыловский, М.А. Савина, О.В. Сельская, Н.А. Родионова, В.П. Серикова, Д.В. Чистяков, И.В. Чернов, В.А. Черных, С.А. Шуба и другие), показывают на их согласие с утверждением о необходимости «возрождения и внедрения в образовательную сферу советских традиций». В докладе «Россия без социальной справедливости. Социальные итоги 2016 года» сообщается, что «почти все партии, представляющие Государственную Думу РФ, предлагали сделать сдачу ЕГЭ добровольной»[11]. Наблюдения социальной практики показывает, что процедура сдачи ЕГЭ менее объективная, чем традиционная экзаменационная и не решает задачи обеспечения социальной справедливости в отборе кандидатов для обучения в вузах. Например, итоги ЕГЭ показали, что русский язык "лучше" знают в регионах, где он не является родным и меньше используется для общения в быту. Разумеется, в этих регионах значительно "лучше знают ответ" на традиционный вопрос некоторых аффилированных корреспондентов к выпускникам вузов, что Земля вращается вокруг своей оси, а не Солнце вокруг Земли. В результате этой "инновации" в вузах на некоторой части бюджетных мест стали учиться смелые, предприимчивые, находчивые, способные на правонарушения люди.

Исследование показало, что инновации обусловливают дисбаланс в подготовке трудовых ресурсов для экономики страны, в реализацию

стратегических планов образовательного развития населения. Оказалось, что в производственной сфере, даже в условиях ее критического сокращения, стало не хватать специалистов рабочих специальностей. Найденный выход оказался тупиковым, т.к. направлен в противоположную сторону от прогрессивного развития. Очевидно, сдерживать, ограничивать доступ к высшему образованию в настоящее время неразумно (нерационально), т.к. те же рабочие специальности сегодня становятся высокотехнологичными, а рытье траншеи лопатой не требует среднетехнического (колледжи-техникумы) образования. В результате, как показывает ситуационный анализ, в системе высшего образования продолжается снижение численности обучающихся. За 2010 -2016 года она сократилась с 7049,8 до 4766,5 тыс. человек (на 32,4%). Сократилась и численность педагогических работников в системе высшего образования: с 299,8 до 279,8 тыс. человек. За 2014 - 2016 года число организаций, реализующих образовательные программы высшего образования, сократилось с 950 до 896. В системе высшего образования прослеживается устойчивая тенденция снижения, как количества образовательных организаций, так и количество студентов, в том числе на 10 тыс. населения (таблица 1.1) [8].

Таблица 1.1

Организации высшего образования_

Число образовательных В них В том числе обучающихся на отделениях На 10 000

Годы студентов - всего, тыс. чел. очных Очно- заочных (вечерних) заочных экстернат человек населения

организаций приходилось студентов

Все образовательные организации высшего образования

2010/11 1115 7049,8 3073,7 304,7 3557,2 114,1 493

2011/12 1080 6490,0 2847,7 263,4 3289,7 89,2 454

2012/13 1046 6073,9 2721,0 229,6 3053,3 70,0 424

2013/14 969 5646,7 2618,8 189,2 2783,9 54,7 393

2014/15 950 5209,0 2575,0 158,5 2475,5 - 356

2015/16 896 4766,5 2379,6 149,1 2237,8 -

Исследование показало, что содержание инноваций не принесло стране ожидаемого результата. В 2016 году был проведен инициативный опрос населения страны Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Оказалось, что 81% опрошенных хотели бы, чтобы их дети или внуки получили высшее образование. А 53% убеждены, что образование стало менее доступным, чем в Советском Союзе.

Статистика свидетельствует, что за два года с 2014 по 2016 гг. количество вузов и филиалов сократилось с 950 до 896. Следует признать и такой факт, что при оптимизации сети образовательных организаций высшего образования происходит во многом механическое укрупнение вузов и сокращение числа филиалов без учета прогноза потребностей экономики, решения геополитических задач, проблем обеспечения военной безопасности страны, демографических противоречий ... и, наконец, мнения профессионального

педагогического сообщества и других участников образовательного процесса, а следовательно, происходит нарушение ст. 3 Конституции РФ.

Исследование феномена «соотношение отечественных традиций и западных инноваций в системе управления высшим образованием» (Анкетный опрос. Выборка репрезентативна. Объем - 498 чел., ошибка выборки - 5%.) позволяет определить основные пути разрешения конфликта между ними:

- оценка социальной базы образования (территориальное расположение, потребности региона, национальный и культурный менталитет, демография, доступность образовательных услуг и другое);

- ориентирование целей образования на оптимистический вариант развития экономики страны, а не на ситуативный или пессимистический;

- уточнение нормативной правовой базы, устранение пробелов в законодательстве через формирование отдельного образовательного кодекса;

- предоставление приоритета отечественным образовательным практикам, обеспечивающим лучшие результаты в подготовке людских трудовых ресурсов;

- всесторонний учет мнений и настроений участников образовательного процесса;

- апробация (эксперимент) инноваций в регионах, где реализуются программы опережающего развития;

- достижение баланса между традициями и инновациями в системе управления образованием;

- развитие сил и средств формального и неформального (административного и общественного) контроля системы управления образованием;

- совершенствование социальных механизмом оперативной коррекции образовательной политики страны.

Таким образом, в настоящее время противоречия между отечественными традициями и западными инновациями в системе управления образованием обусловлены ошибочным предоставлением приоритета последним, что, предположительно, является стратегическим просчетом в противодействии оппонентам в гибридной войне, ведущейся против России. В образовании, судя по результатам оценки качества подготовки трудовых ресурсов, возникло большое количество противоречий, разрешать которые, необходимо через совершенствование системы управления и сосредоточения ее усилий на указанных выше путях.

Литература:

1. Гостев, А.Н. Отечественные традиции в системе подготовки управленческих кадров института образования [Текст] / А.Н. Гостев, В.Г. Семенова, В.П. Серикова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар. - 2015. - № 1. - С. 204-207.

2. Гостев, А.Н. Управление информационно-психологической защитой социальной организации: монография / А.Н. Гостев, Т.С. Демченко /. - М., СГА, 2013. - С. 56.

3. Единый государственный экзамен (ЕГЭ) [Электронный ресурс] Мегаэнциклопедия Кирилла и МефодиякИр: megabook.ru article 1Единый%20государственный%20экзамен%2 0(ЕГЭ) (дата обращения 17.03.2017г.)

4. Единый государственный экзамен. Белая книга. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2008. - 20 с.

5. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельности [Текст] / В.И. Ковалев. - М.: Наука, 2010. - 192 с.

6. Мациевский, Г.О. Инновации и традиции в образовании // Успехи современного естествознания [Текст] / Г.О. Мациевский / 2010. № 9. С. 160-162.

7. Моисеева, Н.К. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление [Текст] /Н.К. Моисеева, Ю.П. Анискин / — М.: Внешторгиздат, В 2 т. Т.1. 1993. — С. 302

8. Россия без социальной справедливости [Текст] / Доклад Политической партии Справедливая Россия. Социальные итоги. - М.: 2016. -179 с.

9. Серикова, В.П. Российские традиции в системе социального управления высшим образованием: [Текст] дис ... канд. соц. наук: 22.00.08. М. 2016. - С. 40.

10. Серикова, В.П. Возрождение и внедрение российских традиций в высшее образование [Текст] / В.П. Серикова // Мониторинг общественного мнения. 2015. № 1. - С. 146.

11. «Социальное напряжение в обществе продолжает расти» [Электронный ресурс] Газета «Комсомольская правда» от 16 мая 2017г. http://www.vrn.kp.ru/daily/26678/3702038/ (дата обращения 16.05.2017)

12. Филлипова, Л.В. Соотношение инноваций и традиций в системе современного образования [Текст] / Л.В. Филлипова, И.В. Волкова, Е.А. Дрягалова / Общественные и гуманитарные науки. Приволжский научный журнал. № 4 - Н. Новгород, 2012. - С. 238.

Literature:

1. Gostev, A.N. Domestic traditions in the system of training managerial staff of the Institute of Education [Text] / A.N. Gostev, V.G. Semenova, V.P. Serikova // Humanitarian, socio-economic and social sciences. Krasnodar. - 2015. - No.1. - P. 204-207.

2. Gostev, A.N. Management of information-psychological protection of social organization: monograph / A.N. Gostev, Т.S. Demchenko / - M., SGA, 2013. -P. 56.

3. Unified State Exam (EGE) [Electronic resource] Megaencyclopedia of Cyril and Methodiushttp: //megabook.ru/article/Edinary%20state%20examend%20 (UnifiedState Exam) (circulation date 17.03.2017).

4. The Unified State Exam. White paper. - Moscow: Faculty of Journalism, Moscow State University, 2008. - 20 p.

5. Kovalev, V.I. Motives of behavior and activity [Text] / B.H. Kovalev. -Moscow: Nauka, 2010. -192 with.

6. Matsievsky, G.O. Innovations and traditions in education // Successes of modern natural science [Text] / G.O. Matsievsky /2010. № 9. P. 160-162.

7. Moiseeva, N.K. Modern enterprise: competitiveness, marketing, renewal [Text] /N.K. Moiseeva, Yu.P. Aniskin / - M.: Vneshtorgizdat, In 2 vol. T.1. 1993. - P. 302

8. Russia without social justice [Text] / Report of the Political Party Fair Russia. Social outcomes. - Moscow: 2016. -179 p.

9. Serikova, V.P. Russian traditions in the system of social management of higher education: [Text] dis ... kand. soc. Sciences: 22.00.08. M. 2016. - P. 40.

10. Serikova, V.P. Revival and introduction of Russian traditions in higher education [Text] / V.P. Serikova // Monitoring of public opinion. 2015. No. 1. - P. 146.

11. "Social tension in society continues to grow" [Electronic resource] The newspaper "Komsomolskaya Pravda" of May 16, 2017. http://www.vrn.kp.ru/daily/26678/3702038/ (circulation date May 16, 2017)

12. Phillipova, L.V. The correlation of innovations and traditions in the system of modern education [Text] / L.V. Phillipova, I.V. Volkova, E.A. Dryagalova / Social and Human Sciences. Privolzhsky scientific journal. № 4 - N. Novgorod, 2012. - P. 238.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.