УДК 316.74:37 ББК 60.561.9 П 23
Д.Н. Певчев,
аспирант кафедры социологии Негосударственного аккредитованного частного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Современная Гуманитарная Академия», г. Одинцово, тел.: 8(906)054-01-57, e-mail: [email protected]
СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОМПЛЕКТОВАНИЕМ СТУДЕНТАМИ НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ВУЗОВ
( Рецензирована )
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы современного отечественного негосударственного образования; определяются, исследуются и обосновываются рациональные пути социального управления комплектованием студентами негосударственных вузов в современных условиях.
Ключевые слова: социальное управление, комплектование, негосударственная образовательная организация, образовательная услуга, демографический кризис.
D.N. Pevchev,
Post-graduate student of the Department of Sociology of the Independent accredited private institution of higher education "Modern Humanitarian Academy", Odintsovo, ph.: 8(906)054-01-57, e-mail: [email protected]
SOCIAL MANAGEMENT OF STUDENTS MANNING OF PRIVATE UNIVERSITIES
Abstract. The paper considers the issues of the modern national non-state education. Rational ways of social management of students manning of private universities in the modern world are defined, studied and justified.
Keywords: social management, acquisition, non-state educational organization, educational services, the demographic crisis.
Негосударственное образование - это отрасль социальной сферы, существующая в условиях рынка.
Негосударственные учебные учреждения для рынка образовательных услуг призваны быть эффективными рычагами по выводу образования из кризиса [1; 12].
С позиции социологии непроизводственной сферы, вузы - это организации, оказывающие образовательные услуги и имеющие свою инфраструктуру и методическое обеспечение. Их деятельность направлена на удовлетворение потребностей человека в знаниях.
Анализ специальной литературы позволяет утверждать, что образовательная услуга - это процесс передачи знаний, умений, навыков, компетенций. Целью же образования является «получение необходимых знаний для трудовой деятельности в сфере выбранной специальности» [2].
Именно система образования «обеспечивает людскому производственному потенциалу получение знаний, формирует инициативность, активность, творчество, что во многом предопределяет его поведение на рынке труда» [3; 309].
Как всякая социальная сфера услуг, негосударственное высшее профессиональное образование развивается в соответствии с социальным заказом. В этой связи, «складывающаяся в настоящее время ситуация на российском рынке образовательных услуг остается достаточно сложной. Как показывают результаты наблюдений, все проблемы российского образования, в том числе высшего, заключаются в неэффективном управлении, находящемся в прямой зависимости от подготовленности и готовности кадров к этой работе» [4; 206].
В контексте социального управления негосударственным вузом в сложившихся условиях рыночных отношений все более актуальным
Для негосударственных вузов в современных условиях важным является не только выпустить из своих стен хорошего специалиста, но и убедить работодателя в том, что их выпускник
становится вопрос о рационализации системы управления комплектованием вузов студентами через изучение, прогнозирование и удовлетворение запроса различных социальных слоев населения на получение высшего профессионального образования в негосударственном секторе.
Социальная практика показывает, что на сегодняшний день отчетливо просматривается захват «бизнес-поля» негосударственных образовательных услуг государственными вузами [5]. Это подтверждается данными, предоставленными Российским агентством международной информации «РИА Новости» и Национальным исследовательским университетом Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) [6].
необходим ему для успешной работы его фирмы; а абитуриента - что именно негосударственный вуз позволит получить качественное профессиональное высшее образование [7; 129].
Таблица 1
Результаты приема в государственные вузы России в 2014 году
Количество Количество
№ и/и Государственный вуз студентов, зачисленных на бюджет- студентов, зачисленных на платные Стоимость обучения в год
ные места в 2014 году места в 2014 году
Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар 863 1521 80000
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина 3222 2118 99450
Московский государственный медико-стоматологический 592 531 250000
университет
Первый государственный московский медицинский университет им. И.М. Сеченова 1392 1454 168000
Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) 416 716 340000
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова 1142 1445 240000
Безусловно, выбор негосударственного высшего образования абитуриентами вызван ценовой политикой государственных вузов. Результаты социологического исследования, проведенного среди студентов негосударственных вузов России (Ы 400), подтверждают это предположение. Так, 24,9% ре-
Результаты анкетного опроса ст;
(Кластеры - 3 вуза,
спондентов считают, что в негосударственных вузах ниже уровень цен за обучение, причем 83,5% студентов плата за обучение вполне устраивает, а 11,2% опрошенных студентов выбрали эту форму из-за невозможности поступить в государственный вуз на бюджетное обучение (см. табл. 2).
Таблица 2 гдентов негосударственных вузов выборка - 400 чел.)
Частоты % по таблице
В негосударственном вузе обучаются мои друзья 120 29,3%
Так хотели мои родители 25 6,1%
Почему Вы выбрали для обучения негосударственный вуз? Из-за невозможности поступить в государственный вуз на бюджетное обучение 46 11,2%
В негосударственном вузе ниже уровень цен за обучение 102 24,9%
Затрудняюсь ответить 62 15,2%
Ваш вариант 54 13,2%
Всего 409 100,0%
Как показал анализ научной литературы, в настоящее время нет четкого определения социального управления негосударственным вузом. Основываясь на теоретических исследованиях А.Н. Гостева, Т.С. Демченко, под социальным управлением негосударственным вузом следует понимать деятельность людей, соединяющих усилия для достижения общих целей. Цели, содержание, методы, формы и средства социального управления направлены на удовлетворение потребности потребителя [8].
Современный рыночный механизм - это сложная система отношений, которая диктует необходимость изучения сферы рынка образовательных услуг. Как известно, основными механизмами рынка являются: предложение, спрос и цена. В процессе функционирования организации они тесно связаны между собой.
Результаты социологического наблюдения показывают, что рынок негосударственного высшего профессионального образования испытывает недостаток в студентах, т.е. спрос ниже предложения. Эксперты в области реализации услуг характеризуют такой рынок как «рынок покупателя» [9]. Подчеркивается, что главное сегодня - серьезное изучение потребностей абитуриентов и спроса на определенных специалистов на рынке труда, сводящем вместе выпускников негосударственных вузов и работодателей. Необходимость изучения внешней и внутренней среды негосударственного вуза, направленная на выявление потребностей и запросов рынка, является обязательным условием для выживания вуза. Запрос со стороны общества, изложенный в докладе «Образование - скрытое сокровище», представленном в Организацию Объединенных Наций по вопросам образования,
науки и культуры (ЮНЕСКО), Международной комиссией по образованию, заключается в следующем: «В решении сложных задач XXI века, которые несет с собой наступившее столетие, определяющая роль принадлежит фундаментальным и прочным знаниям. Поэтому каждый работающий в XXI веке будет нуждаться в высшем образовании, являющемся минимальным уровнем образования, необходимом для его достойной жизни и выживания человечества в целом» [10]. Это подтверждается данными социологического опроса студентов негосударственных вузов: только 34% из них до поступления в вуз обучались в школах и лицеях, а 66% абитуриентов продолжают свое
образование после колледжа или получают второе высшее, считая образование важнейшим вкладом в свое будущее (92%).
Анализ литературы по проблеме негосударственного высшего образования показывает, что отношение к получению высшего профессионального образования как в государственном, так и в негосударственном вузе становится более потребительским. Большое значение приобретают такие компоненты выбора вуза, как широко известный бренд, хорошая реклама, наличие современного сайта и пр. Однако принцип «цена-качество» превращается в ведущий при выборе вуза абитуриентом и его родителями.
Рис. 1. Места учебы респондентов до поступления в вуз
Социологическое исследование качества получаемого образования, осуществленное в двух государственных и двух негосударственных вузах, проведенное методом сравнительного анализа, показало, что у негосударственных оно выше [11; 34].
Предложение образовательных услуг на рынке как государственного, так и негосударственного образования на сегодняшний день достаточно разнообразно. Однако очевидно, значимым в современных социально-экономических услови-
ях является то, насколько предлагаемая образовательная услуга соответствует запросу рынка труда. В этой связи для достижения коммерческих целей (увеличения доходов) вуз должен обеспечить студентам возможность трудоустройства после выпуска. Для этого ему необходимо вести подготовку студентов по специальностям, востребованным на рынке труда [12; 107].
Трансформация российского образования проходит в условиях обострившейся конкуренции на рынке
образовательных услуг. Образовательные учреждения используют маркетинговый подход, стремятся к более качественному, чем у конкурентов, удовлетворению потребностей населения в образовательных услугах [13; 26].
Главной характеристикой конкурентоспособности учебного заведения является качество предоставляемых им образовательных услуг. Неспроста повышение качества образования является одной из приоритетных задач трансформации образования.
Наблюдения социальной практики показывают, что в настоящее время государственные вузы начинают повсеместно заключать соответствующие договоры с различ-
Анализ проблемы комплектования студентами негосударственных вузов показывает, что в настоящее время необходимо совершенствование системы и механизмов социального управления комплектованием студентами негосударственных ву-
ными организациями по целевой подготовке кадров [14; 205]. А в негосударственных, если судить по косвенным фактам (например, организация производственной практики для студентов), такая работа проводится менее результативно. Это подтверждают результаты социологического опроса. Так, производственную практику могут организовать для своих студентов далеко не все негосударственные вузы. В результате, как показал опрос, студенты считают себя не способными выдержать конкуренцию на рынке образовательных услуг (59%) из-за преобладания теоретического материала над практическим (75,5%) (см. табл. 3).
Таблица 3
зов. С этой целью, например, следует создать в вузовской системе управления отдел социологических исследований внешней и внутренней среды рынка негосударственного образования, который изучал бы содержание проблем образовательного рынка.
Результаты анкетного опроса студентов негосударственных вузов
Вопрос Вариант ответа Частоты % выбора
Специалисты, подготовленные в вузе, способны выдержать конкуренцию на рынке труда? Да 236 59,0%
Нет 29 7,2%
Затрудняюсь ответить 135 33,8%
400 100%
Как Вы считаете, теоретический материал соответствует реалиям профессиональной практики? Да 302 75,5%
Нет 35 8,8%
Затрудняюсь ответить 63 15,8%
400 100%
Примечания:
1. Ананишнев В.М. Маркетинг образовательных услуг: монография. М.: Инженер (Союз НИО), 2015. Т. 8.
2. Гостев А.Н., Семенова В.Г. Студенческое самоуправление в системе российских традиций // Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия: Шестая междунар. науч.-практ. конф. / Международный научный институт «Education. Новосибирск, 2014. № 6. С. 147-152.
3. Гостев А.Н., Насакина JI.H., Семенова В.Г. Трудоустройство населения: проблемы социального управления // Наука и современность: междунар. науч.-практ. конф., г. Уфа, 8 ноября 2014 г. С. 308-314.
4. Гостев А.Н., Семенова В.Г., Серикова В.П. Система регионального трудоустройства населения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар. 2015. № 1. С. 204-207.
5. Гостев А.Н., Демченко Т.С., Певчев Д.Н. Социальное управление комплектованием негосударственных вузов // Социология образования. 2014. № 1. С. 4—22.
6. Результаты ежегодного исследования вузов от РИА Новости и НИУ ВШЭ. URL: http://4ege.ru/novosti-vuzov/5822-reyting-vuzov-po-ballu-ege.html
7. Ткаченко А.В., Романова Е.С., Абушкин Б.М. Родительская общественность в решении вопросов образовательной политики // Системная психология и социология. 2014. № 10. С. 127-135.
8. Гостев А.Н., Демченко Т.С. Гражданское общество: контроль над деятельностью государства: монография. М.: СГУ, 2011. 193 с.
9. Гостев А.Н., Демченко Т.С., Кочетов В.В. Социальное проектирование дополнительного образования молодежи в крупном городе: монография. М.: Изд-во СГУ, 2013. 201 с.
10. Гостев А.Н., Борисова Е.А., Демченко Т.С. Коррупция в системе образования: региональный аспект: монография. М.: СГА, 2013. 189 с.
11. Демченко Т.С. Факторы активизации государственного контроля высшего образования // Социология образования. 2012. № 11. С. 34.
12. Рационализация системы социального проектирования дополнительного образования молодежи крупного города / А.Н. Гостев, В.М. Ананишнев, Т.С. Демченко, В.В. Кочетов // Системная психология и социология. 2013. № 8. С. 101-108.
13. Ананишнев В.М., Денисова Т.Н., Сергейчик С.И. Формирование рынка труда и самоопределение личности учащегося // Инновации в образовании. 2002. № 1. С. 17-34.
14. Гостев А.Н., Семенова В.Г., Серикова В.П. Отечественные традиции в системе подготовки управленческих кадров института образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар. 2015. № 1. С. 204-207.
References:
1. Ananishnev V.M. Marketing of educational services: Monography. M.: Ltd SIC "Engineer" (Union NIO), 2015. V. 8.
2. Gostev A.N. Student's self-management in the system of Russian traditions [Text] / A.N. Gostev, V.G. Semenov // VI International Scientific and Practical Conference «Scientific Perspectives of the 21st century. Achievements and prospects of the new century. International Scientific Institute "Educatio". Novosibirsk, 2014. No. 6. P. 147-152.
3. Gostev A. Employment of the population: the problem of social control [Text] / A.N. Gostev, L.N. Nasakin, V.G. Semenov // International scientific conference "Science and Modernity." Ufa, November 8, 2014, P. 308-314.
4. Gostev A.N. The system of regional employmentof thepopulation [Text] / Gostev A.N., Semenov V.G, Serikova V.P. // The humanitarian, social- economic, and social sciences. Krasnodar. 2015. No. 1. P. 204-207.
5. Gostev A.N. Social management of the process of manning private universities [Text] // A.N. Gostev, T.S. Demchenko, D.N. Pevchev // Sociology of Education. 2014. No. 1. P. 4-22.
6. The results of the annual survey of universities by RIA Novosti and the HSE [electronic resource] / Access: http://4ege.ru/novosti-vuzov/5822-reyting-vuzov-po-ballu-ege.html.
7. Tkachenko A.V. Parents public in solving matters of education policy [Text] E.S.Romanov, B.M. Abushkin, A.V. Tkachenko // System psychology and sociology. 2014. No. 10. P. 127-135.
8. Gostev A.N. Civil society: control over the activities of the state: Monography [Text] / A.N. Gostev, T.S. Demchenko. M.: SGU, 2011. P. 193.
9. Gostev A.N. Social engineering of further education of young people in a large city: monography [Text] / A.N. Gostev, T.S. Demchenko, V.V. Kochetov. M.: Publishing House of the SSU, 2013. P. 201.
10. Gostev A.N. Corruption in the education system: a regional aspect: Monography [Text] / A.N. Gostev, E.A. Borisov, TS Demchenko. M.: SGA, 2013. 189 p.
11. Demchenko T.S. Factors of acivizationt of state control over higher education // Sociology of Education. 2012. № 11. P. 34.
12. Gostev A. Rationalization of the system of social planning of supplementary education for young people in a large city / A.N. Gostev, V.M. Ananishnev, T.S. Demchenko V.V. Kochetov // System psychology and sociology. 2013. № 8. P. 101-108.
13. AnanishnevV.M. Formation of the labor market and self-determination of the personality of a student / V.M. Ananishnev, T.N. Denisova, S.I. Sergeichik // Innovations in education. 2002. No. 1. P. 17-34.
14. Gostev A.N. Local traditions in the system of training of management staff for the instituteof education [text] /A.N. Gostev, V.G. Semenov, V.P. Serikova // humanitarian, social, economic, and social sciences. Krasnodar, 2015. No. 1. P 204-207.