УДК 378
Рационализация системы и механизмов
социального управления комплектованием негосударственных вузов
Д.Н. ПЕВЧЕВ,
преподаватель
Современная Гуманитарная Академия (Россия, 109029, г. Москва, ул. Нижегородская, д. 32, стр. 4)
E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются проблемы современного отечественного негосударственного образования; определяются, исследуются и обосновываются рациональные пути социального управления комплектованием студентами негосударственных вузов в современных условиях.
Ключевые слова: социальное управление, комплектование, негосударственная образовательная организация, образовательная услуга, демографический кризис
Негосударственное образование — это отрасль социальной сферы, существующая в условиях рынка. Негосударственные учебные учреждения для рынка образовательных услуг призваны быть эффективными рычагами по выводу образования из кризиса [1].
С позиции социологии непроизводственной сферы, вузы — это организации, оказывающие образовательные услуги и имеющие свою инфраструктуру и методическое обеспечение. Их деятельность направлена на удовлетворение потребностей человека в знаниях.
Анализ специальной литературы позволяет утверждать, что образовательная услуга — это процесс передачи знаний, умений, навыков, компетенций. Целью же образования является «получение необходимых знаний для трудовой деятельности в сфере выбранной специальности» [2].
Именно система образования «обеспечивает людскому производственному потенциалу получение знаний, формирует инициативность, активность, творчество, что во многом предопределяет его поведение на рынке труда» [3].
Как всякая социальная сфера услуг, негосударственное высшее профессиональное образование развивается в соответствии с социальным заказом. В этой связи, «складывающаяся в настоящее время ситуация на российском рынке образовательных услуг остается достаточно сложной. Как показывают результаты наблюдений, все проблемы российского образования, в том числе высшего, заключаются в неэффективном управлении, находящемся в прямой зависимости от подготовленности и готовности кадров к этой работе» [4].
В контексте социального управления негосударственным вузом в сложившихся условиях рыночных отношений все более актуальным становится вопрос о рационализации системы управления комплектованием вузов студентами через изучение, прогнозирование и удовлетворение запроса различных социальных слоев населения на получение высшего профессионального образования в негосударственном секторе.
Социальная практика показывает, что на сегодняшний день отчетливо просматривается захват «бизнес-поля» негосударственных образовательных услуг государственными вузами [5]. Это подтверждается данными, предоставленными Российским агентством международной информации «РИА Новости» и Национальным исследовательским университетом Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) [6] (табл. 1).
Для негосударственных вузов в современных условиях важным является не только выпустить из своих стен хорошего специалиста, но и убедить работодателя в том, что их выпускник необходим ему для успешной работы его фирмы; а абитуриента — что именно негосударственный вуз позволит получить качественное профессиональное высшее образование [7].
Таблица 2
Результаты анкетного опроса студентов негосударственных вузов (кластеры — 3 вуза, выборка — 400 чел.)
Таблица 1
Результаты приема в государственные вузы России в 2014 г.
Государственный вуз Количество студентов, зачисленных в 2014 г. Стоимость обучения в год
на бюджетные места на платные места
Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар 863 1521 80000
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина 3222 2118 99450
Московский государственный медико-стоматологический университет 592 531 250000
Первый государственный московский медицинский университет им. И.М. Сеченова 1392 1454 168000
Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) 416 716 340000
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова 1142 1445 240000
Вопрос Варианты ответов Частоты Доля в общем количестве ответов, %
В негосударственном вузе обучаются мои друзья 120 29,3
Так хотели мои родители 25 6,1
Почему Вы выбрали для обучения негосударственный вуз? Из-за невозможности поступить государственный вуз на бюджетное обучение 46 11,2
В негосударственном вузе ниже уровень цен за обучение 102 24,9
Затрудняюсь ответить 62 15,2
Ваш вариант 54 13,2
Всего 409 100,0
Безусловно, выбор негосударственного высшего образования абитуриентами вызван ценовой политикой государственных вузов. Результаты социологического исследования, проведенного среди студентов негосударственных вузов России ^ = 400), подтверждают это предположение. Так, 24,9% респондентов считают, что в негосударственных вузах ниже уровень цен за обучение, причем 83,5% студентов плата за обучение вполне устраивает, а 11,2% опрошенных студентов выбрали эту форму из-за невозможности поступить в государственный вуз на бюджетное обучение (табл. 2).
Как показал анализ научной литературы, в настоящее время нет четкого определения социального управления негосударственным вузом. Основываясь на теоретических исследованиях А.Н. Гостева, Т.С. Демченко, под социальным управлением негосударственным вузом следует понимать деятельность людей, соединяющих усилия для достижения общих целей. Цели, содержание, методы, формы и средства социального управления направлены на удовлетворение потребности потребителя [8].
Современный рыночный механизм — это сложная система отношений, которая диктует необходимость изучения сферы рынка образовательных услуг. Как известно, основными механизмами рынка
являются: предложение, спрос и цена. В процессе функционирования организации они тесно связаны между собой.
Результаты социологического наблюдения показывают, что рынок негосударственного высшего профессионального образования испытывает недостаток в студентах, т.е. спрос ниже предложения. Эксперты в области реализации услуг характеризуют такой рынок как «рынок покупателя» [9]. Подчеркивается, что главное сегодня — серьезное изучение потребностей абитуриентов и спроса на определенных специалистов на рынке труда, сводящем вместе выпускников негосударственных вузов и работодателей. Необходимость изучения внешней и внутренней среды негосударственного вуза, направленная на выявление потребностей и запросов рынка, является обязательным условием для выживания вуза. Запрос со стороны общества, изложенный в докладе «Образование — скрытое сокровище», представленном в Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) Международной комиссией по образованию, заключается в следующем: «В решении сложных задач XXI века, которые несёт с собой наступившее столетие, определяющая роль принадлежит фундаментальным и прочным знани-
ям. Поэтому каждый работающий в XXI веке будет нуждаться в высшем образовании, являющемся минимальным уровнем образования, необходимом для его достойной жизни и выживания человечества в целом» [10]. Это подтверждается данными социологического опроса студентов негосударственных вузов (рисунок): только 34% из них до поступления в вуз обучались в школах и лицеях, а 66% абитуриентов продолжают своё образование после колледжа или получают второе высшее, считая образование важнейшим вкладом в свое будущее (92%).
Места учебы респондентов до поступления в вуз
Анализ литературы по проблеме негосударственного высшего образования показывает, что отношение к получению высшего профессионального образования как в государственном, так и в негосударственном вузе становится более потребительским. Большое значение приобретают такие компоненты выбора вуза, как широко известный бренд, хорошая реклама, наличие современного сайта и пр. Однако принцип «цена-качество» превращается в основной при выборе вуза абитуриентом и его родителями.
Социологическое исследование качества получаемого образования, осуществленное в двух государственных и двух негосударственных вузах, проведенное методом сравнительного анализа, показало, что у негосударственных оно выше [11].
Таблица 3
Предложение образовательных услуг на рынке как государственного, так и негосударственного образования на сегодняшний день достаточно разнообразно. Однако очевидно, значимым в современных социально-экономических условиях является то, насколько предлагаемая образовательная услуга соответствует запросу рынка труда. В этой связи для достижения коммерческих целей (увеличения доходов) вуз должен обеспечить студентам возможность трудоустройства после выпуска. Для этого ему необходимо вести подготовку студентов по специальностям, востребованным на рынке труда [12].
Трансформация российского образования проходит в условиях обострившейся конкуренции на рынке образовательных услуг. Образовательные учреждения используют маркетинговые походы, стремятся к более качественному, чем у конкурентов, удовлетворению потребностей населения в образовательных услугах [13].
Главной характеристикой конкурентоспособности учебного заведения является качество предоставляемых им образовательных услуг. Повышение качества образования является одной из приоритетных задач трансформации образования.
Наблюдения социальной практики показывают, что в настоящее время государственные вузы начинают повсеместно заключать соответствующие договоры с различными организациями по целевой подготовке кадров [14]. А в негосударственных, если судить по косвенным фактам (например, организация производственной практики для студентов), такая работа проводится менее результативно. Это подтверждают результаты социологического опроса. Так, производственную практику могут организовать для своих студентов далеко не все негосударственные вузы. В результате, как показал опрос, студенты считают себя неспособными выдержать конкуренцию на рынке образовательных услуг (59%) из-за преобладания теоретического материала над практическим (75,5%) (табл. 3).
Анализ проблемы комплектования студентами негосударственных вузов показывает, что в настоящее время необходимо совершенствование системы и механизмов социального управления комплектованием студентами негосударственных вузов. С
Результаты анкетного опроса студентов негосударственных вузов
Вопрос Вариант ответа Частоты Доля в общем количестве ответов, %
Специалисты, подготовленные в вузе, способны выдержать конкуренцию на рынке труда? Да 236 59,0
Нет 29 7,2
Затрудняюсь ответить 135 33,8
Всего 400 100
Как Вы считаете, теоретический материал соответствует реалиям профессиональной практики? Да 302 75,5
Нет 35 8,8
Затрудняюсь ответить 63 15,8
Всего 400 100
этой целью, например, следует создать в вузовской системе управления отдел социологических исследований внешней и внутренней среды рынка негосударственного образования, который бы изучал содержание проблем образовательного рынка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананишнев В.М., Денисова Т.Н., Сергейчик С.И. Формирование рынка труда и самоопределение личности учащегося // Инновации в образовании. — 2002. — № 1. — С. 17-34.
2. Ананишнев В.М. Маркетинг образовательных услуг. — М.: ООО НИЦ «Инженер» (Союз НИО), 2015. — Т. 8. — С. 12.
3. Гостев А.Н., Демченко Т.С. Гражданское общество: контроль над деятельностью государства. — М.: СГУ, 2011. — 193 с.
4. ГостевА.Н., Демченко Т.С., Кочетов В.В. Социальное проектирование дополнительного образования молодежи в крупном городе. — М.: Изд-во СГУ, 2013. — 201 с.
5. Гостев А.Н., Ананишнев В.М., Демченко Т.С., Кочетов В.В. Рационализация системы социального проектирования дополнительного образования молодежи крупного города // Системная психология и социология. — 2013. — № 8. — С. 101-108.
6. ГостевА.Н.,БорисоваЕА.,Демченко Т.С. Коррупция в системе образования: региональный аспект. — М.: СГА, 2013. — 189 с.
7. Гостев А.Н., Демченко Т.С., Певчев Д.Н. Социальное управление комплектованием негосударственных вузов // Социология образования. — 2014. — № 1. — С. 4-22.
8. Гостев А.Н., Семенова В.Г. Студенческое самоуправление в системе российских традиций //VI Международная научно-практическая конференция: «Научные перспективы XXI века. Достижения и перспективы нового столетия». Международный научный институт Educatio. — Новосибирск, 2014. — № 6. — С. 147-152.
9. Гостев А.Н., Насакина Л.Н., Семенова В.Г. Трудоустройство населения: проблемы социального управления. Международная научно-практическая конференция «Наука и современность». — Уфа, 8 ноября 2014 г. — С. 308-314.
10. Гостев А.Н., Семенова В.Г., Серикова В.П. Система регионального трудоустройства населения // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — № 1. — С. 204-207.
11. Гостев А.Н., Семенова В.Г., Серикова В.П. Отечественные традиции в системе подготовки управленческих кадров института образования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2015. — № 1. — С. 204-207.
12. Демченко Т.С. Факторы активизации государственного контроля высшего образования // Социология образования. — 2012. — № 11. — С. 34.
13. Результаты ежегодного исследования вузов от РИА Новости и НИУ ВШЭ. Адрес доступа: http://4ege.ru/ novosti-vuzov/5822-reyting-vuzov-po-ballu-ege.html (дата обращение 25.09.2015)
14. Ткаченко А.В., Романова Е.С., Абушкин Б.М. Родительская общественность в решении вопросов образовательной политики // Системная психология и социология. — 2014. — № 10. — С. 127-135.
RATIONALIZATION OF THE SYSTEM AND MECHANISMS OF SOCIAL MANAGEMENT IN THE PROCESS OF STUDENTS ADMISSION HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS
Pevchev D.N., Graduate Student. Modern Humanitarian Academy (32-4, Nizhegorodskaya ul., Moscow, 109029, Russia). E-mail: [email protected]
ABSTRACT
The article deals with the problems of modern Russian non-stateeducation. The goal in to define, study and ground rational ways to improve social management in the process of student admission to private universities in the modern world.
Keywords: social management, admission, non-state education institutions, educational services, demographic crisis.
REFERENCES
1. Ananishnev V.M., Denisova T.N., Sergeychik S.I. Innovatsii v obrazovanii. 2002, no. 1, pp. 17-34 (In Russian).
2. Ananishnev V.M. Marketing obrazovatel'nykh uslug [Marketing of educational services]. Moscow, NITS Inzhener (Soyuz NIO) Publ., 2015, vol. 8, p. 12.
3. Gostev A.N., Demchenko T.S. Grazhdanskoye obshchestvo: kontrol' nad deyatel'nost'yu gosudarstva [Civil society: control over the activities of the state]. Moscow, SGU Publ., 2011, 193 p.
4. Gostev A.N., Demchenko T.S., Kochetov V.V. Sotsial'noye proyektirovaniye dopolnitel'nogo obrazovaniya molodezhi v krupnom gorode [Social engineering further education of young people in a large city]. Moscow, SGU Publ., 2013, 201 p.
5. Gostev A.N., Ananishnev V.M., Demchenko T.S., Kochetov V.V. Sistemnayapsikhologiya i sotsiologiya. 2013, no. 8,. pp. 101-108. (In Russian).
6. Gostev A.N., Borisova Ye.A., Demchenko T.S. Korruptsiya v sisteme obrazovaniya: regional'nyy aspect [Corruption in the education system: a regional perspective]. Moscow, SGA Publ., 2013, 189 p.
7. Gostev A.N., Demchenko T.S., Pevchev D.N. Sotsiologiya obrazovaniya. 2014, no. 1, pp. 4-22.
8. Gostev A.N., Semenova V.G. Studencheskoye samoupravleniye v sisteme rossiyskikh traditsiy [Student Self-Government in the Russian tradition]. VI Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Nauchnyyeperspektivy XXI veka. Dostizheniya i perspektivy novogo stoletiya» [VI International Scientific and Practical Conference «Scientific Perspectives XXI century. Achievements and prospects of the new century»]. Mezhdunarodnyy nauchnyy institut Educatio Publ., Novosibirsk, 2014, no. 6, pp. 147-152.
9. Gostev A.N., Nasakina L.N., Semenova V.G. Trudoustroystvo naseleniya:problemy sotsial'nogo upravleniya [Employment of the population: problems of social management]. Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Nauka i sovremennost'» [International scientific-practical conference «Science and modernity»]. Ufa, November 8, 2014, pp. 308-314.
10. Gostev A.N., Semenova V.G., Serikova V.P. Gumanitarnyye, sotsial'no-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauki. Krasnodar. 2015, no. 1, pp. 204-207. (In Russian).
11. Gostev A.N., Semenova V.G., Serikova V.P. Gumanitarnyye, sotsial'no-ekonomicheskiye i obshchestvennyye nauki. Krasnodar, 2015, no. 1, pp. 204-207. (In Russian).
12. Demchenko T.S. Sotsiologiya obrazovaniya. 2012, no. 11, p. 34. (In Russian).
13. Rezul'taty yezhegodnogo issledovaniya vuzov ot RIA Novosti i NIU VSHE [The results of the annual survey of universities by RIA Novosti and the HSE]. Available at: http://4ege.ru/novosti-vuzov/5822-reyting-vuzov-po-ballu-ege. html (accessed 25.09.2015).
14. Tkachenko A.V., Romanova Ye.S., Abushkin B.M. Sistemnaya psikhologiya i sotsiologiya, 2014, no. 10, pp. 127-135. (In Russian).