Научная статья на тему 'ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЕВРОПЕЙСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ В ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА'

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЕВРОПЕЙСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ В ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
43
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / РОМАНТИЗМ / ИДЕИ / НАПРАВЛЕНИЯ / ТРАДИЦИИ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Воронько Д.Г.

В данной статье мы будем рассматривать традиции любовной лирики Пушкина и будем обращаться к предшественникам Александра Сергеевича. Как правило, основное внимание уделялось в основном двум его ближайшим предшественника - Батюшкову и Жуковскому. Пушкин был законным наследником всех богатств русской культуры XVIII века, но Пушкин ничего не заимствовал, а всего лишь создавал на этой основе свою оригинальную литературу, художественную систему, которая приобрела общенациональных характер, и вобрала в себя всё самое лучшее и гениальное от своих предшественников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЕВРОПЕЙСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ В ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА»

бессердечие, желает раскаяться.

Мы видим, что мотив «оживающего» портрета влияет на поступки героя, а значит — является сюжетообразующим. По мере развертывания сюжета и «впитывания» пороков Дориана Грея картина обретает большую силу. Когда Бэзил Холлуорд пытается вернуть героя на истинный путь, Дориан ощущает, как «вдруг в нем вспыхнула неукротимая злоба против Бэзила Холлуорда, словно внушенная тем Дорианом на портрете, нашептанная его усмехающимися губами» [5, с. 226]. Убийство не пугает героя: по его мнению, он стал жертвой обстоятельств. Смерть молодой актрисы для него как трагедия, «в которой <...> сыграл видную роль, но которая не ранила моей души» [5, с. 145].

Портрет в романе становится зеркалом и средством управления героем за счет того, что хранит душу Дориана. После каждого преступления он перестает испытывать мучения совести. Кроме того, мы понимаем, что данные мучения вынужденные. Герой наблюдает за всем как бы со стороны. Именно портрет становится причиной раскаяния Дориана и убийства художника. С помощью данного мотива О. Уайльд поднимает различные проблемы — эстетические и этические. «Оживающий» портрет, будучи «готическим» приемом, создает атмосферу ужаса и страха, становится движущей силой сюжета. В идейном смысле портрет позволяет автору и читателю задуматься о подавляемых, «темных», сторонах человеческой натуры и ее двойственности. Список использованной литературы:

1. История английской литературы // Под ред. Г.В. Аникина и Н.П. Михальской — М.: Высшая школа, 1975. - 528 с.

2. История зарубежной литературы конца XIX — начала XX в. // Под ред. М.Е. Елизаровой и Н.П. Михальской — М.: Высшая школа, 1970. — 622 с.

3. Куприянова Е.С. Мифологема «вечной юности» и роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» [Электронный ресурс]. URL:http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-eng/kupriyanova-mifologema-vechnoj-yunosti.htm (дата обращения: 16.11.2022).

4. Напцок Б.Р. Английский «готический» роман: к вопросу об истории и поэтике жанр // Вестн. Адыг. гос. ун-та. — Майкоп, 2008. № 10, с. 139-144

5. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. М.: Изд-во Эксмо, 2021. - 320 с.

© Абдужаббарова Л.М., 2022

УДК 336

Воронько Д.Г.

учитель русского языка и литературы

школа №42 г. Белгород, Россия

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЕВРОПЕЙСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ В ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА

Аннотация

В данной статье мы будем рассматривать традиции любовной лирики Пушкина и будем обращаться к предшественникам Александра Сергеевича. Как правило, основное внимание уделялось в основном двум его ближайшим предшественника - Батюшкову и Жуковскому. Пушкин был законным наследником всех богатств русской культуры XVIII века, но Пушкин ничего не заимствовал, а всего лишь создавал на этой основе свою оригинальную литературу, художественную систему, которая приобрела общенациональных характер, и вобрала в себя всё самое лучшее и гениальное от своих предшественников.

Ключевые слова

Философия, романтизм, идеи, направления, традиции

«Лирика Пушкина расцветала на лучших традициях как русского, так и западноевропейского поэтического развития. Проблема предшественников Пушкина в русской и западноевропейской лирической поэзии имеет первостепенное значение

Можно сказать, что без Державина, Жуковского и Батюшкова не было бы и Пушкина, что он их ученик; чего нельзя сказать и ещё менее доказать, чтоб он что-нибудь заимствовал от своих учителей и образцов, или чтоб где-нибудь и в чем-нибудь он был неизмеримо выше их.

К Тредиаковскому отношение Пушкина было неоднозначным. В лицейские годы Александр Сергеевич относился к нему отрицательно, но в следующем году отношение Пушкина к нему становится более осторожным. В 1825 г. Пушкин отмечает понимание Тредиаковским некоторых особенностей языковой и поэтической системы. В начале 30-х годов Пушкин знакомится с теоретико-литературными трудами Тредиаковского, и его отношение к Тредиаковскому меняется. Свидетельством интереса Пушкина Тредиаковскому послужили закладки, сделанные им в статье «Способ к сложению российских стихов».

«Важное значение для всего творчества Пушкина имел Радищев, имя которого красной нитью проходит в пушкинской лирике от «Бовы» (1814) до итогового стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» (1836). Пушкин ценил Радищева не только как прозаика, но и как поэта».

Наиболее полное и художественно полноценное выражение лирика XVIII в. получила в творчестве крупнейшего поэта эпохи — Державина. Державинская поэзия к моменту созревания поэтического гения Пушкина уже была поэзией пройденного этапа. Ещё в лицее Пушкин понимал, что он не может прямо следовать за Державиным.

Несмотря на то, что лирика Державина являлась устаревшей, тем не менее его влияние продолжало оказывать огромное воздействие на поэтическое развитие начала века.

Пушкин воспринимал Жуковского как символ поэтического прогресса. Между лирикой Пушкина и лирикой Жуковского существует прямая связь, как говорил сам Пушкин. Для Пушкина авторитет Жуковского был огромен. Именно под его воздействием создавался элегический цикл Пушкина 1815-1816 гг.

Влияние Батюшкова на творчество А.С. Пушкина значительно. Пушкин отрывал в лирике Батюшкова новые, захватывающие стороны. «Поэзия Батюшкова в гораздо большей степени, чем поэзия Жуковского, воссоздавала сложный психологический облик человека начала XIX в, с его противоречивостью и раздвоенностью - качествами, которые отчасти уже нашли свое отражение в поздней лицейской лирике Пушкина...».

Если мы будем говорить о влиянии зарубежных поэтов, то большое значение на лирику Пушкина оказало творчество Байрона. Байрон воодушевил Пушкина идеями свободы. Тема свободы занимала в творчестве Пушкина главное место.

Лирика А.С. Пушкина полна красоты жизни, красоты чувств. Каждое его стихотворение -это частичка души, которую он открывает своим читателям. Лирика А.С. Пушкина расцвела в лучших традициях как русского, так и западноевропейского поэтического развития.

Список использованной литературы:

1. Городецкий Б. П. Лирика Пушкина Издательство «Просвещение» 1970.

2. Макогоненко Г. П. Творчество Пушкина в 1830-е годы Издательство «Художественная литература» 1974г

3. Эйдельман Н.Я. Пушкин: Из биографии и творчества. 1826-1837.- М, 1987

© Воронько Д.Г., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.