Научная статья на тему 'МОТИВ "ОЖИВАЮЩЕГО" ПОРТРЕТА КАК ЭЛЕМЕНТ "ГОТИЧЕСКОГО" В РОМАНЕ О. УАЙЛЬДА "ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ"'

МОТИВ "ОЖИВАЮЩЕГО" ПОРТРЕТА КАК ЭЛЕМЕНТ "ГОТИЧЕСКОГО" В РОМАНЕ О. УАЙЛЬДА "ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
214
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ОЖИВАЮЩИЙ" ПОРТРЕТ / МОТИВ / "ГОТИЧЕСКАЯ" ЛИТЕРАТУРА / О. УАЙЛЬД / "ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ"

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Абдужаббарова Л.М.

В статье рассматривается мотив портрета в романе «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда в контексте «готической» литературы. Проведенный краткий анализ позволяет сделать вывод о том, что «оживающий» портрет, будучи готическим элементом, становится движущей силой сюжета произведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОТИВ "ОЖИВАЮЩЕГО" ПОРТРЕТА КАК ЭЛЕМЕНТ "ГОТИЧЕСКОГО" В РОМАНЕ О. УАЙЛЬДА "ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ"»

УДК 1751

Абдужаббарова Л.М.

студент,

СВФУ им. М.К. Аммосова Якутск, Россия Научный руководитель: Бурцев А.А.

доктор филологических наук, профессор, СВФУ им. М.К.Аммосова Якутск, Россия

МОТИВ «ОЖИВАЮЩЕГО» ПОРТРЕТА КАК ЭЛЕМЕНТ «ГОТИЧЕСКОГО» В РОМАНЕ О.УАЙЛЬДА «ПОРТРЕТ ДОРИАНА ГРЕЯ»

Аннотация

В статье рассматривается мотив портрета в романе «Портрет Дориана Грея» О. Уайльда в контексте «готической» литературы. Проведенный краткий анализ позволяет сделать вывод о том, что «оживающий» портрет, будучи готическим элементом, становится движущей силой сюжета произведения.

Ключевые слова:

«оживающий» портрет, мотив, «готическая» литература, О. Уайльд, «Портрет Дориана Грея».

Возникновение «готического» жанра в английской литературе принято связывать с ранней фазой романтизма, получившей название предромантизма. В свою очередь предромантизм воспринимался как своеобразная реакция на прагматизм и рационализм просветительской эстетики и этики. Не случайно считалось, что готика способствовала «ренессансу чудесного» в английской литературе. По мере своего развития «готическая» словесность выработала определенные мотивы и приемы, создающие атмосферу ужаса и тайны. Важной задачей авторов «черных» романов стало изучение человеческого сознания, в частности его темных сторон. Мы можем выделить некоторые присущие этой литературе сюжетообразующие мотивы, например, мотив страха или злого рока. Одним из таких мотивов мы считаем «оживающий» портрет, который является гранью между реальностью и потусторонним миром и средством влияния на героя.

В романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» центральным событием становится создание портрета. Этот основной мотив сопровождается дополнительными мотивами: стремлением к «вечной юности» и путешествием души. Герой произведения — Дориан Грей — после того, как видит работу Бэзила Холлуорда, восклицает: «Если бы портрет менялся, а я мог всегда оставаться таким, как сейчас!» [5, с. 42]. Эта сцена — совершение сделки с дьяволом. Происходит инициация героя: Дориан как бы становится инфернальной силой, которая соблазняет и обрекает на гибель его душу. Запускает эту инициацию Лорд Генри. Здесь мы видим, как проигрывается фаустовская тема (Лорд Генри — Мефистофель, Дориан — Фауст). Портрет мы можем считать средством, с помощью которого Дориан попадает в свойственную для кельтской мифологии «Страну Вечной молодости». Уайльд уделяет внимание символике времени: «И когда для его двойника на полотне наступит зима, он, живой Дориан Грей, будет все еще оставаться на волнующе прекрасной грани весны и лета» [5, с. 154]. Получается, весна и лето — время создания портрета и в финале — его возрождение, в осенне-зимний период совершается убийство Бэзила Холлуорда и вместе с тем происходят изменения в портрете. С момента совершения сделки портрет фиксирует преступления Дориана, таким образом, его настоящие устремления. После расставания с Сибилой Грей Дориан замечает перемены на картине: случившееся с портретом ужасает герой, понимая свое

бессердечие, желает раскаяться.

Мы видим, что мотив «оживающего» портрета влияет на поступки героя, а значит — является сюжетообразующим. По мере развертывания сюжета и «впитывания» пороков Дориана Грея картина обретает большую силу. Когда Бэзил Холлуорд пытается вернуть героя на истинный путь, Дориан ощущает, как «вдруг в нем вспыхнула неукротимая злоба против Бэзила Холлуорда, словно внушенная тем Дорианом на портрете, нашептанная его усмехающимися губами» [5, с. 226]. Убийство не пугает героя: по его мнению, он стал жертвой обстоятельств. Смерть молодой актрисы для него как трагедия, «в которой <...> сыграл видную роль, но которая не ранила моей души» [5, с. 145].

Портрет в романе становится зеркалом и средством управления героем за счет того, что хранит душу Дориана. После каждого преступления он перестает испытывать мучения совести. Кроме того, мы понимаем, что данные мучения вынужденные. Герой наблюдает за всем как бы со стороны. Именно портрет становится причиной раскаяния Дориана и убийства художника. С помощью данного мотива О. Уайльд поднимает различные проблемы — эстетические и этические. «Оживающий» портрет, будучи «готическим» приемом, создает атмосферу ужаса и страха, становится движущей силой сюжета. В идейном смысле портрет позволяет автору и читателю задуматься о подавляемых, «темных», сторонах человеческой натуры и ее двойственности. Список использованной литературы:

1. История английской литературы // Под ред. Г.В. Аникина и Н.П. Михальской — М.: Высшая школа, 1975. - 528 с.

2. История зарубежной литературы конца XIX — начала XX в. // Под ред. М.Е. Елизаровой и Н.П. Михальской — М.: Высшая школа, 1970. — 622 с.

3. Куприянова Е.С. Мифологема «вечной юности» и роман О. Уайльда «Портрет Дориана Грея» [Электронный ресурс]. URL:http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-eng/kupriyanova-mifologema-vechnoj-yunosti.htm (дата обращения: 16.11.2022).

4. Напцок Б.Р. Английский «готический» роман: к вопросу об истории и поэтике жанр // Вестн. Адыг. гос. ун-та. — Майкоп, 2008. № 10, с. 139-144

5. Уайльд О. Портрет Дориана Грея. М.: Изд-во Эксмо, 2021. - 320 с.

© Абдужаббарова Л.М., 2022

УДК 336

Воронько Д.Г.

учитель русского языка и литературы

школа №42 г. Белгород, Россия

ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЕВРОПЕЙСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ В ЛЮБОВНОЙ ЛИРИКЕ А.С. ПУШКИНА

Аннотация

В данной статье мы будем рассматривать традиции любовной лирики Пушкина и будем обращаться к предшественникам Александра Сергеевича. Как правило, основное внимание уделялось в основном двум его ближайшим предшественника - Батюшкову и Жуковскому. Пушкин был законным наследником всех богатств русской культуры XVIII века, но Пушкин ничего не заимствовал, а всего лишь создавал на этой основе свою оригинальную литературу, художественную систему, которая приобрела общенациональных характер, и вобрала в себя всё самое лучшее и гениальное от своих предшественников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.