PROCEDIA
DOI: 10.23888/humJ2022104409-416
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Анатолий Николаевич Сухов Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Автор: Анатолий Николаевич Сухов,
заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы, доктор психологических наук, профессор, почётный работник высшего образования
Рязань, 2022 г.
409
Введение
• На настоящий момент в социальной психологии накоплен значительный объем научного знания по актуальным вопросам общественных взаимоотношений, при этом существует объективная потребность в систематизации материалов, характеризующих современное состояние и перспективы развития отечественной социальной психологии. В данной работе предпринята попытка дать подобную систематизацию.
• Цель статьи - содержательная характеристика положения отраслей отечественной социальной психологии: теоретической и практической (прикладной), общей и частной, а также определение перспектив развития современной отечественной психологии.
По мнению автора, подход, ориентирующий на анализ и понимание социально-психологических явлений как в норме, так и в состоянии деформации на личностном, групповом, семейном, организационном, меза-, макро-, т. е. массовом уровнях, также в различных сферах (политики, экономики, общества) и условиях (нормальных, осложненных, экстремальных) позволяет сформулировать предмет теоретической социальной психологии.
Предметом теоретической области социальной психологии является изучение закономерностей возникновения,
функционирования и проявления социально-психологических явлений как в норме, так и в состоянии деформации на макро-, среднем и микроуровне, в различных сферах (политики, экономики и общества), в нормальных, осложненных и экстремальныхусловиях.
• По мнению автора, подход, ориентирующий на анализ и понимание социально-психологических явлений как в норме, так и в состоянии деформации на личностном, групповом, семейном, организационном, меза-, макро-, т. е. массовом уровнях, также в различных сферах (политики, экономики, общества) и условиях (нормальных, осложненных, экстремальных) позволяет сформулировать предмет теоретической социальной психологии.
• Предметом теоретической области социальной психологии является изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений как в норме, так и в состоянии деформации на макро-, среднем и микроуровне, в различных сферах (политики, экономики и общества), в нормальных, осложненных и экстремальныхусловиях.
Структура социально-психологической теории включает следующие компоненты:
Методология общетеоретический (философский) уровень
частно-теоретический уровень (теории личности; отношений, общения; стратификации общества; социальных групп; семьи; социальной организации; больших социальных
групп; социальной напряженности, конфликтов; воздействия)
Теоретическое Теория диагностики, консультирования, г применения технологий и техник воздействия
обоснование
праксиологии
(практика)
411
Функции частной и общей социально-психологической теории различны, хотя и взаимосвязаны. Если частная теория на основе эмпирических данных дает сведения о конкретных областях, то общая социально-психологическая теория должна заниматься осмыс-лением (установлением закономерностей) и прогнозированием развития личности, групп, общностей, социальных институтов.
Социально-психологическую теорию невозможно представить без частных теорий социально-психологических явлений на разных уровнях, в различных сферах и условиях. В связи с этим два процесса должны идти параллельно. Имеется в виду общее развитие социальной психологии и становление её отраслей. Они должны дополнять друг друга и способствовать единому результату- становлению современной социальной психологии.
Стоит признать, что в настоящее время преждевременно говорить о существовании общей социально-психологической теории в силу полипарадигмальности этой области: ни одна из существующих социально-психологических теорий пока не может претендовать на статус единой парадигмы.
Частные социально-психологические теории, например, личности, отношений и общения, социальных групп, семьи, организации, конфликтов и т.д., не являются универсальной объяснительной моделью. Они носят частный характер и теоретически обслуживают только определенный круг социально-психологических явлений.
• Попыткипридатькакой-либо теорииранг общей,универсальной теории имели место как в отечественной,так и в зарубежной социальной психологии Но подобного рода теории обладают силой лишь в рамках конкретного объекта своего Вне этих границ они превращаются в квазитеории надуманные, искусственные конструкции, которые их создатели пытаются наложить на все без исключения социальнопсихологические явленияи объяснитьих.
• В результате теоретическая социальная психология по своему содержанию во многом стала представлятьконгломератзнаний Глубоко продуманная интеграция всего ценного, которое, несомненноестьв каждойиз теорий,покане проведена
• Предмет прикладной социальной психологии складывается из теоретико-этического обоснования профессиональной практики диагностирования, консультирования и воздействия на социально-психологические явления. Социально-психологическая наука в прикладном плане способствует успешному решению актуальных социально-экономических и социально-политических проблем, позволяет по-иному взглянуть на природу модернизации общества и выявить его потенциальные возможности.
• Следует при этом учитывать, что практическая деятельность, основанная на механическом соединении различных теорий и практических приемов, дискредитирует социальную психологию как науку.
• Прикладную функцию социальной психологии нельзя рассматривать в отрыве от теории. Проводимые прикладные социально-психологические исследования, к примеру, многочисленные опросы общественного мнения, не объединенные какой-либо конструкцией, мало продуктивны, т.к. рассматривают результаты в отрыве от устойчивой теоретической системы и не могут дать им адекватную интерпретацию. Нет сомнений, что наблюдаемая «болезнь роста», вызванная в том числе чисто коммерческими интересами, представляет собой тупиковый путь развития социально-психологического знания. В связи с этим возрастает роль теоретического обоснования прикладных исследований.
Фундаментальная разработка теоретических основ социально-психологической практики - позитивизма, понимающей психологии, экзистенциональной, когнитивной,
гуманистической, интеракционистской, исторической психологии и других отраслей - образуют основы социальной психологии на современном этапе развития.
Одним из существенных условий развития отечественной прикладной социальной психологии является не просто создание соответствующей сравнительной отрасли, исторической психологии, отказ от монополизма и переход к научному плюрализму, опора на профессиональный этический кодекс, но и построение методологического «тоннеля». Его должны заполнить принципы, стимулирующие развитие прикладной социальной психологии и работающие на практике, а также соответствующее содержание уже известных принципов.
414
• К примеру,уже известныйэкологическийпринципсоотношения среды и личности, в котором в содержание понятия среды добавляется психологическое измерение, по мнению автора, может претендовать на статус одной из парадигм прикладной социальнойпсихологии
• Новым содержаниемдолженбыть наполнени принципразвития В современной редакции и интерпретации старый принцип отечественной психологии может быть переосмыслен и переформулированв принцип личностного,профессионального и организационногоразвития Основы современной трактовки данногопринципасоставляютидеигуманистическойпсихологии и организационногоюдхода
Выводы
Таким образом, проблематика развития социальной психологии как фундаментального обобщения уже имеющихся теорий, переосмысления старых и создания новых принципов исследования, а также нахождения теоретического базиса для проводимых прикладных социально-психологических исследований, в том числе с учетом различных направлений, актуальна и требует внимания исследователей, нацеленных на развитие и совершенствованиеотечественнойсоциальнойпсихологии
Литература
• Будилова Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке.-М., 1983.
• Парыгин Б.Д. Социальная психология. — СПб., 2000.
• Петровский А. В. Социальная психология. - М., 1987.
• Сухов А.Н. О предмете социальной психологии. Психопедагогика в правоохранительных органах. 2020. С. 275-278.
• Сухов А.Н. Современное состояние и перспективы развития отечественной социальной психологии. Новое в психолого-педагогических исследованиях. № 1 (53), 2019 С.97-109
• Сухов А.Н., Гераськина М.Г. Социально-психологическая компетентность сотрудников социальных служб: теоретико-прикладной аспект // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2020. Т.8,№ 1 (28).
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Сухов Анатолий Николаевич - доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой социальной психологии и социальной работы, Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина. E-mail: a. suhov@365.rsu. edu.ru
INFORMATION ADOUT AUTHORS:
Anatoly N. Sukhov - Dr. Sci. (Psych.), Professor, Head of the Department of Social Psychology and Social Work, Ryazan State University named after S.A. Yesenin. E-mail: a. suhov@365.rsu. edu.ru
Дата поступления / Paper received: 20.10.2022 Дата одобрения / Paper revised: 31.10.2022 Дата принятия/ Paper accepted: 07.12.2022
ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Сухов А.Н. Отечественная социальная психология: состояние и перспективы // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2022. Т. 10, № 4 (39). С. 409-416. Доступно по: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=550, Ссылка активна на чч.мм.гггг. doi: 10.23888/humJ2022104409-416
FOR CITATION:
Sukhov AN. Domestic social psychology: current state and perspectives. Personality in a changing world: health, adaptation, development. 2022;10(4):409-416. Available at: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=550. Accessed: dd Month yyyy. doi: 10.23888/humJ2022104409-416
416