Научная статья на тему 'Отечественная радиолокация на защите Ленинграда 1941-1945 гг'

Отечественная радиолокация на защите Ленинграда 1941-1945 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
552
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отечественная радиолокация на защите Ленинграда 1941-1945 гг»

К 60 -ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ

Отечественная радиолокация на защите Ленинграда 1941-1945 гг.

Барышников Н. И.

Барышников Николай Иванович — доктор исторических, наук, профессор кафедры истории Северо-Западной академии государственной службы.

1943 г доставлявшийся в блокированный .противником Ленинград еженедельник ^«Британский союзник» опубликовал серию статей под приковавшими к себе внимание читателей заглавиями: «Чудесный луч», «Глаза Англии», «Радары спасли Лондон». В них рассказывалось о том, что созданные английскими учеными радиолокационные станции, предназначавшиеся для обнаружения находившихся в воздухе на далеком расстоянии самолетов, смогли обеспечить заблаговременное оповещение противовоздушной обороны Англии о попытках германской авиации совершать внезапные налеты с территории Франции на Лондон и многие важные военно-промышленные объекты. Авторы этих статей утверждали, что без радиолокационных станций — радаров — английская столица была бы уничтожена с воздуха военно-воздушными силами Германии1.

Осажденный неприятельскими войсками Ленинград оказался в гораздо худшем положении, нежели Лондон. Если учесть, что после неудачной попытки овладеть Ленинградом с ходу, Гитлер решил уничтожить его путем методичных бом-

Радиолокация — могучее оружие войны (серия статей) // Британский союзник. 1943; ГроутБ. «Радар» против германской авиации // Британский союзник. 1945. № 37. С. 7; ДээлЛ. «Радар» — глаза британского флота // Британский союзник. 1945. № 38. С. 6-7; Нобл В. «Радар» в борьбе с воздушным противником // Британский союзник. 1945. № 39. С. 10.

ы ы 05

м РЧ

нС О |

<2

вой

а

1/2005

и м 05

83§

м «

Ж О | м£Г <§ «й >*Е §

10

бардировок и артиллерийских обстрелов, то станет ясна вся сложность задачи сохранить город от превращения его в руины. В решении этой трудной проблемы важную роль сыграли ленинградские ученые-физики, создавшие в канун войны отечественные радиолокационные станции обнаружения РУС-2 (радиоулавливатели самолетов), условно названные «редутами». Они должны были вести наблюдение за воздушной обстановкой в радиусе более ста километров. Для блокированного города наличие такой техники являлось спасательным, поскольку, получая данные «редутов», можно было заблаговременно привести в полную готовность авиацию, зенитную артиллерию и другие средства ПВО для отражения налетов вражеских самолетов.

Но в отличие от англичан ленинградцы не знали о существовании в общей системе обороны города средств радиолокации в силу их строгой засекреченности. Спустя несколько лет после войны, когда сведения о «редутах» отчасти стали известны ленинградской общественности, было распространено ошибочное мнение, что радиолокационная техника обнаружения авиации противника поступила от союзников по антигитлеровской коалиции.

В действительности производство радиообнаружителей РУС-2 было развернуто к началу Великой Отечественной войны в Ленинграде на заводе имени Коминтерна. Этому предшествовала напряженная работа по их

созданию учеными и конструкторами Физико-технического института, возглавлявшегося академиком А. Ф. Иоффе. Руководителем разработки станций РУС-2 был профессор Д. А. Рожанский, а после его смерти — Ю. Б. Кобзарев, ставший впоследствии академиком. Вместе с Ю. Б. Кобзаревым созданием радиолокационной станции занимались научные сотрудники П. А. По-горелько и Н. Я. Чернецов2.

Первая станция РУС-2 начала конструироваться во время советско-финской войны на Карельском перешейке, в районе Токсово и стала фактически постоянной опытной установкой Физико-технического института. Среди архивных документов сохранилось письменное обращение А. А. Жданова к В. М. Молотову, направленное 11 февраля 1940 г. В нем говорилось: «Для противовоздушной охраны Ленинграда в Токсово Ленинградским Физико-техническим институтом Академии наук строится стационарная установка по обнаружению самолетов на больших расстояниях. Требуется на это дело директору института 350 000 руб. Прошу ассигнования»3.

После войны еще некоторое время в районе Токсово высились две металлические конструкции (высотой до 20 м над землей), где размещалась экспериментальная аппаратура рождавшейся отечественной радиолокации. К сожалению, этот памятный для истории объект, свидетельствовавший о научном подвиге ученых, не сохранился. Несмотря на обращение бывших

Лобанов М. М. Развитие советской радиолокационной техники. — М., 1982. С. 69, 78.

См.: Центральный государственный военный архив (ЦГВА). Ф. 33987. Оп. 3. Д. 1385. Л. 92.

1/2005

офицеров 72-го отдельного Краснознаменного радиобатальона ВНОС, на вооружении которого находилась радиолокационная техника (в частности, подполковника А. П. Юркова, председателя совета ветеранов части), с просьбой сохранить оставшееся сооружение станции, оно было демонтировано и разрушено. Нет и памятного знака на том месте, где она находилась.

Тем не менее блестящий научный успех трех ленинградских ученых — Ю. Б. Кобзарева, П. А. Погорелько и Н. Я. Чернецова — был высоко оценен. Все они удостоены Государственной премии СССР, а руководитель группы Юрий Борисович Кобзарев стал Героем Социалистического Труда. Необходимо отметить, что наши ученые шли к достижению поставленной цели своим путем, не похожим на зарубежный. В отличие от громоздких радиолокационных станций Англии и США, требовавших большого времени для развертывания в боевых условиях, «редуты» были смонтированы как передвижные, в кузовах автомашин. Им не представляло труда быстро сменить позицию и приступить к работе через двадцать минут. По дальности обнаружения самолетов они превзошли расчетные данные и могли фиксировать воздушные цели на расстояниях от 50 до 270 км4.

«После окончания Великой Отечественной войны, — писал Ю. Б. Кобзарев, — радиолокация прошла огромный

путь в своем развитии. Современный радиолокатор отличается от “редута”, как реактивный самолет от первого аэроплана братьев Райт. Но “редуты” прожили славную жизнь»5.

Заняли они, однако, свое особое место в героической обороне Ленинграда не сразу. В силу незнания о существовании секретной, весьма точной техники обнаружения самолетов на дальних расстояниях над территорией, занятой противником, кдан-ным «редутов» относились сначала с сомнением даже многие из тех ответственных лиц, которым передавались эти сведения. Характерен, в частности, случай, когда в один из июльских дней 1941 г. в сторону Кронштадта двигалось до 25 немецких самолетов, оператор «редута» начал передавать на командный пункт КБФ донесения об этом, но в ответ услышал: «Не поднимайте панику! Что вы можете знать о самолетах в районе Пскова? Там нет наших войск и постов ВНОС. Кто вам дает такую информацию?» Вскоре эти самолеты бомбили корабли, стоявшие на рейде. Случившееся заставило морских начальников сразу же изменить отношение к сведениям, передававшимся с «редута». Позднее (21 сентября 1941 г.) при попытке 200 немецких самолетов внезапно подойти к Кронштадту воздушная тревога в штабе ПВО базы была объявлена своевременно именно по сведениям «редута», и отпор им был дан реши-

4 Рукопись дневника «Золотая книга», который велся на «Редуте»-7. Экспозиция Музея истории войск Ленинградского военного округа.

5 Кобзарев Ю. Б. У истоков радиолокации // «Редуты» на защите Ленинграда. — Л., 1990. С. 5.

ы м 05

м рр

нС О і мСг §

11

1/2005

и м 05

83

м Й

Ж О і м£Г <§ «й >*Е §

12

тельный. К городу удалось прорваться лишь 8-10 самолетам6.

В повседневной работе радиолокационных станций в период обороны Ленинграда было множество событий, свидетельствовавших об эффекте, достигавшемся с их помощью при защите города от разрушения вражеской авиацией. Данные «редутов» широко использовались для нанесения ударов авиацией Ленинградского фронта по вражеским аэродромам, прикрытия ледовой Дороги жизни, заблаговременного предупреждения войск на всех направлениях в случае приближения немецкой авиации к отдельным участкам боевых действий, наведения своих самолетов на одиночные бомбардировщики и истребители противника, прорывавшиеся к городу. Уже в конце 1941 г. была отмечена правительственными наградами группа радиолокаторщи-ков «редута» во главе с инженером Г. Н. Шейном (впоследствии генерал-майором). Этот «редут» функционировал в районе Токсово на базе прежней экспериментальной станции Физико-технического института. Заслуга «редута» заключалась в том, что им была зафиксирована концентрация немецкой авиации на аэродроме в Сиверской для нанесения бомбового удара по городу 7 ноября 1941 г По распоряжению Военного совета Ленинградского фронта 6 ноября аэродром в Сиверской был разбомб-

лен пикирующими бомбардировщиками Пе-2. Было уничтожено 66 немецких самолетов, а другая их часть серьезно повреждена7.

Окончательное признание значимости радиолокации в системе противовоздушной обороны Ленинграда произошло в апреле 1942 г., когда были сорваны попытки массированных налетов на город, получивших название «звездных» (в германских документах группы армии «Север» их именовали «айсштосс» — «ледовый удар»)8. Без средств радиолокации командованию ПВО трудно бы было разобраться в сложной воздушной обстановке, поскольку большие группы бомбардировщиков двигались на город с разных направлений. «Редуты» вели все эти цели, и поэтому на командном пункте ПВО было четкое представление относительно способа предотвращения прорыва фашистской авиации в воздушное пространство города. Налеты, предпринимавшиеся ВВС противника 4, 24, 25 и 30 апреля с целью уничтожения стоявших в Неве кораблей боевых сил Балтийского флота, не достигли своей цели. Перед немецкими самолетами. которые были обнаружены на дальних подступах к городу, зенитной артиллерией создавался мощный огневой заслон, а истребительная авиация стремилась встретить бомбардировщики противника задолго до подхода их к линии фронта. Потери вражеской авиации были настолько ощутимы, что по-

6 ГельфенштейнГ. В любую погоду, днем и ночью. // «Редуты» на защите Ленинграда... С. 69.

7 Лисочкин И. Б. Взгляд за линию фронта // Ленинградская правда. 1983. 16 февраля.

8 Комаров Н. Я., Куманев Г. А. Блокада Ленинграда. 900 героических дней 1941 — 1944. — М., 2004. С. 229.

1/2005

сле уничтожения 4 апреля значительной части бомбардировщиков наступил двадцатидневный перерыв, когда германское командование пополняло свою авиационную группировку на ленинградском направлении новыми силами и безуспешно пыталось выполнить поставленную задачу. Понеся вновь большие потери бомбардировщиков, противник отказался от дальнейших массированных налетов на город.

Последняя серьезная попытка бомбить Ленинград была предпринята уже после снятия блокады города, 4 апреля 1944 г., с севера — с территории Финляндии. Одна из радиолокационных станций обнаружила 35 бомбардировщиков на довольно далеком

расстоянии — более чем 220 км к северу от Ладожского озера. Заблаговременно на пути движения самолетов противника был создан надежный авиационный и зенитно-артиллерийский заслон. Ни один вражеский бомбардировщик не проник в воздушное пространство города9.

Обычно гости Ленинграда, недоумевая, спрашивают, как удалось уберечь от разрушения в годы войны один из красивейших городов мира. Мы с уверенностью можем ответить, что это — результат эффективности контрбатарейной борьбы артиллерии Ленинградского фронта и действий боевых средств противовоздушной обороны, важным звеном которой являлась отечественная радиолокация — детище ленинградских ученых.

Барышников Н. И. В целеустремленном поиске // «Редуты» на защите Ленинграда. С.105-106; Центральный архив Министерства обороны (ЦАМО). Ф. 285. Оп. 708738. Д. 2. Л. 96. О действиях 351-го зенитного артиллерийского полка Ленинградской армии ПВО в районе Углово.

ы м 05

83

м рр

нС О і §

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.