Научная статья на тему 'Исторические аспекты создания радиолокационной техники дальнего обнаружения в СССР для обеспечения мероприятий противовоздушной обороны страны в межвоенный период (1933 - июнь 1941 гг. )'

Исторические аспекты создания радиолокационной техники дальнего обнаружения в СССР для обеспечения мероприятий противовоздушной обороны страны в межвоенный период (1933 - июнь 1941 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
319
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Матвеев Роман Викторович

Making of reliable system of anti aircraft defense is the most important aspect of the Soviet State protection. The article deals with the means of radio detection. Main directions of scientific research work in the sphere of making radar stations of early detection in anti-aircraft defence of the country are being traced.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The historical aspects of making radar equipment of early detection in the USSR for providing measures of the country's anti - aircraft defense during the interwar period (1933 - June 1941)

Making of reliable system of anti aircraft defense is the most important aspect of the Soviet State protection. The article deals with the means of radio detection. Main directions of scientific research work in the sphere of making radar stations of early detection in anti-aircraft defence of the country are being traced.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты создания радиолокационной техники дальнего обнаружения в СССР для обеспечения мероприятий противовоздушной обороны страны в межвоенный период (1933 - июнь 1941 гг. )»

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЗДАНИЯ РАДИОЛОКАЦИОННОИ ТЕХНИКИ ДАЛЬНЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ В СССР ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОТИВОВОЗДУШНОЙ ОБОРОНЫ СТРАНЫ В МЕЖВОЕННЫЙ ПЕРИОД

(1933 - ИЮНЬ 1941 гг.)

Р.В. Матвеев

Matveev R.V. The historical aspects of making radar equipment of early detection in the USSR for providing measures of the country’s anti - aircraft defense during the interwar period (1933 - June 1941). Making of reliable system of anti - aircraft defense is the most important aspect of the Soviet State protection. The article deals with the means of radio detection. Main directions of scientific research work in the sphere of making radar stations of early detection in anti-aircraft defence of the country are being traced.

Войны и военные конфликты начала XX столетия породили новую наступательную силу - авиацию, ее бурное развитие и успешное внедрение в военное дело, предопределили необходимость изыскания средств для борьбы с ней. Выполнение задач по уничтожению важнейших государственных и военных объектов возлагалось на один из видов воздушного флота - бомбардировочную авиацию, действующую внезапно, массированно и на большую глубину, производя боевые полеты в целях уничтожения военных и военно-промышленных объектов [1].

Борьба с этой грозной силой являлась важнейшей государственной задачей, решение которой возлагалось на систему противовоздушной обороны страны, основу которой составляли истребительная авиация, зенитная артиллерия, зенитные пулеметы, служба воздушного наблюдения, оповещения и связи [2]. Окончание гражданской войны и иностранной интервенции определило, что одним из приоритетных направлений обеспечения военной безопасности Советского государства является строительство надежной системы противовоздушной обороны. Для создания и развития ПВО в условиях послевоенной разрухи и голода советское военно-политическое руководство принимало титанические усилия.

Одним из важнейших факторов построения системы ПВО являлась организация службы воздушного наблюдения, оповещения и связи. Уже на первоначальном этапе создания ПВО страны становится ясно, что использование средств поражения эффективно лишь в случае своевременного обнаружения и оповещения о приближении летательного аппарата противника.

Рассматривая исторический период создания службы воздушного наблюдения от первой мировой войны до начала 20-х гг., следует отметить, что наблюдение за воздушным движением осуществлялось оптическими приборами - биноклями для наблюдения и оптическими визирами, что в полной мере соответствовало уровню развития авиационной техники и позволяло вовремя обнаруживать летательный аппарат, своевременно производить оповещение средств противодействия. Скорость летательных аппаратов составляла 140-150 км/ч, высота полета не превышала 2-3 километров [3].

В середине 20-х гг. с развитием авиационной техники, увеличением скоростей летательных аппаратов, потолка и радиуса действий самолетов становится окончательно ясно, что использование одних оптических приборов для обеспечения обнаружения воздушного судна недостаточно. Поскольку нападение с воздуха могло совершаться в любое время суток и в любых погодных условиях, то и средства воздушной разведки должны непрерывно обнаруживать самолеты врага.

Поэтому в середине 20-х гг. в дополнение к оптическим приборам возникла идея применения для обнаружения самолетов звукоулавливателей. Казалось, что комплексное применение оптических и акустических средств решало проблему обнаружения. Однако дальнейшее увеличение тактико-технических характеристик самолетов показало, что использование оптических и акустических средств малоэффективно. Так, например, звукоулавливатели имели максимальную дальность действия 15-20 километров [4]. Необходимо было изыскивать принципи-

ально новые технические решения проблемы обнаружения.

В связи с этим в 1929 году рядом научно-исследовательских учреждений страны проводятся исследования по выявлению возможностей обнаружения самолетов по тепловому излучению авиационных двигателей. В 1932-1933 гг. создаются экспериментальные теплообнаружители, которые многократно испытывались в различных условиях и по различным модификациям летательных аппаратов. Основные работы по созданию теплообнаружителей велись на базе Всесоюзного электротехнического института [5]. Испытания позволили установить полную неперспективность теплового метода для решения вопросов обнаружения самолетов. Летательный аппарат с помощью теплового метода можно было обнаруживать на расстоянии лишь около 10 километров при условии безоблачного неба [4].

Проведенная серия научных экспериментов и испытаний выявила, что ни акустика, ни оптика, ни теплопеленгация в полной мере не решали задач по обнаружению летательных аппаратов и определению их местоположения. Ученые искали новые пути решения проблемы обнаружения. Возникает идея использовать для решения этих целей радиоволны.

Радиолокация как новое направление в развитии науки появляется в СССР в начале 30-х гг. В силу большой перспективности и чрезвычайной важности проводившихся в этой области разработок, к ним привлекаются лучшие научно-технические силы страны. Работы по радиолокационной проблематике ведут видные ученые и инженеры страны: Ю.Б. Кобзарев, Ю.К. Коровин, Б.К. Шембель, М.А. Бонч-Бруевич и мн. др. [6].

Возникновение радиолокации, последующее развитие радиолокационной техники и ее использование в интересах решения задач противовоздушной обороны привели к существенному изменению средств ПВО -появлению принципиальной возможности обнаруживать и уничтожать средства воздушного нападения противоборствующей стороны независимо от времени суток, погодных условий, на различных высотах и дальностях [7].

Попытки скорейшего решения проблемы радиообнаружения продиктованы в первую

очередь тем, что при возросшей скорости самолетов осуществлявшая обнаружение и пеленгацию техника, принцип действия которой основан на обнаружении летательного аппарата по звуку и тепловому следу, не могла решить основных задач - определения скорости летательного аппарата, высоты полета и угловых координат летательного аппарата. Кроме того, международная обстановка, сложившаяся к середине 30-х гг., приход к власти в Германии национал-социалистов заставляли готовиться к предстоящей войне СССР весьма бурными темпами.

Следует отметить и подчеркнуть роль руководителей военного ведомства К.Е. Ворошилова и М.Н. Тухачевского, достаточное количество времени и сил отдававших решению вопросов обнаружения. В июне 1933 г. вопросы радиообнаружения обсуждались у Наркома по военным и морским делам, были намечены задачи и определен порядок финансирования проводимых работ. Кроме того, К.Е. Ворошилов рекомендовал представителям Управления ПВО обсудить данную проблему с учеными АН СССР.

В связи с этой рекомендацией 16 января 1934 г. у академика А.Ф. Иоффе в Ленинградском физико-техническом институте состоялось совещание с участием научнотехнического персонала и представителей Управления ПВО [5]. Всесторонне обсудив проблему, ученые выработали общие теоретические основы решения проблемы радиообнаружения, ввиду новизны поставленного вопроса о применении электромагнитных волн для указанных целей и необходимости в этом направлении еще длительной научноисследовательской работы, предложили еще раз проверить результаты по методам, основанным на принципе звукопеленгации и инфракрасной пеленгации.

19 февраля 1934 г. для проведения научно-исследовательской деятельности и создания экспериментальной аппаратуры Управление ПВО РККА заключило с Ленинградским электрофизическим институтом договор, в котором предусматривалось создание к 1 июля 1934 г. экспериментальной аппаратуры обнаружения самолетов [8]. К июлю 1934 г. группа инженеров под руководством Б.К. Шембеля разработала радиоаппаратуру «Рапид», включавшую генератор мощностью 200 Вт, суперрегенеративный приемник и

приемную антенну [5]. Несмотря на то, что ранее учеными высказывалась мысль о предпочтении импульсного метода радиоизлучения непрерывныму, в задании на разработку аппаратуры использовался непрерывный метод излучения.

В середине июля 1934 г. аппаратура «Рапид» прошла первые испытания под Ленинградом. По результатам испытаний был составлен акт, в выводах которого отмечалось, что принцип, положенный в основу разрешения поставленной задачи, верен и необходимо всемерно формировать дальнейшие работы по разработке окончательного образца [9].

В середине августа 1934 г. опытные испытания с аппаратурой «Рапид» были повторены, по результатам был составлен акт испытаний в Управление ПВО РККА. В сентябре 1934 г. в Управление ПВО поступила вторая часть радиоаппаратуры «Рапид» - излучающее устройство мощностью 100 Вт, работающее на волне 4,8 м, с антенной, излучающей в пределах 60 градусов по азимуту и углу места, и приемник для центрального поста [5].

И хоть дальность действия аппаратуры радиообнаружения была достаточно мала, сам факт ее работоспособности показал жизнеспособность технических идей, заложенных в ее основу.

В сентябре 1934 г. УПВО РККА обратилось к академику А. Ф. Иоффе с предложением развернуть исследования по дальнему радиообнаружению самолетов. Ведь именно создание станций дальнего обнаружения решало одну из основных задач противовоздушной обороны - раннее обнаружение летательного аппарата противника и оповещения средств поражения. В результате всестороннего обсуждения требований Управления ПВО вырабатывается ряд аспектов проведения научных, лабораторных и экспериментальных исследований, а также исследование возможности определения числа и типов самолетов по силе принимаемого сигнала. В качестве практической составляющей определялась мощность передающего устройства и система приемных устройств на различных волнах. Результаты проведенных научноисследовательских экспериментов ответили на основной технический вопрос: летательный аппарат можно обнаруживать на расстоянии 200-300 км, а также на данном рас-

стоянии можно измерять скорость и азимут летательного аппарата.

Первым практическим положительным результатом в научно-технической и экспериментальной деятельности в области радиолокации в СССР явилось создание системы радиообнаружения «Ревень». В целях ускорения оснащения войск ПВО радиолокационной техникой дальнего обнаружения в основу системы «Ревень» были положены технические решения, заложенные в аппаратуру «Рапид». В комплект «Ревень» входили две приемные и одна передающая станции, смонтированные на автомобилях. В октябре-декабре 1937 г. система радиолокационного обнаружения «Ревень» прошла первые испытания под Москвой, после чего подверглась небольшой доработке. Летом 1938 г. система радиолокационного обнаружения «Ревень» подверглась более детальным испытаниям, установившим надежное обнаружение самолетов при пересечении ими днем и ночью линии расположения приемной и передающей станции.

Полученные результаты испытаний позволили определить роль и место использования системы «Ревень» в войсках ПВО РККА. О результатах испытаний было доложено Народному комиссару обороны, от которого Управление связи Красной Армии получило указание сделать срочный заказ на изготовление опытной партии системы радиолокационного обнаружения «Ревень». В августе 1939 г. в Киевском особом военном округе прошли войсковые испытания системы радиолокационного обнаружения «Ревень», руководил испытаниями заместитель командующего округа по ПВО комбриг С.С. Сазонов [5].

По результатам полигонных и войсковых испытаний система радиолокационного обнаружения «Ревень» в сентябре 1939 г. приказом Народного комиссара обороны была принята на вооружение ПВО РККА под условным наименованием «РУС-1» - радиоулавливатель самолетов. Всего серийно систем «РУС-1» за 1940, 1941 гг. было произведено 45 комплектов, которые в период Великой Отечественной войны использовались в системе ПВО Дальнего Востока и Закавказья [4].

Одновременно с разработкой станции «РУС-1» велась активная работа по созданию импульсной радиолокационной техники дальнего обнаружения, уже тогда было ясно:

использование импульсного метода радиоизлучения является огромным шагом вперед в развитии радиолокации.

В августе 1938 г. опытный образец конструкции, созданный на базе Ленинградского физико-технического института, показал возможность обнаружения летательного аппарата на расстоянии до 45 км при высоте полета 1500 м. Для предвоенного времени это был настоящий прорыв в развитии импульсной радиолокации. В августе 1939 г. после опытных испытаний прошли полигонные испытания радиолокационной станции под условным наименованием «Редут» [5].

К апрелю 1940 г. было изготовлено два опытных образца станции «Редут». В состав каждой станции входили передатчик, смонтированный внутри фургона, вращающегося на шасси автомашины, приемная аппаратура в таком же вращающемся фургоне на автомашине, рассчитанной на дальность обнаружения до 100 км, две антенны типа «волновой канал», жестко укрепленные на каждом фургоне с синхронным вращением, агрегат питания мощностью 30-40 кВт, смонтированный на автомашине ГАЗ-3 А [5]. Технические возможности станции позволяли обнаруживать летательный аппарат на расстоянии 100 км с допустимой погрешностью 2 км, определять азимут, скорость цели.

На основании приказа Народного комиссара обороны от 31 мая 1940 г. были проведены войсковые испытания станции «Редут». Оба образца успешно прошли испытания, вследствие чего 26 июля 1940 г. станция «Редут» под условным наименованием «РУС-2» принята на вооружение войск ПВО РККА. К началу Великой Отечественной войны было изготовлено 10 комплектов станции «РУС-2», установленных в системе ПВО Московской зоны [4].

Создание системы дальнего обнаружения «РУС-2» по сравнению с системой «РУС-1» было значительным шагом вперед в развитии радиолокационной техники, т. к. ее технические характеристики позволяли не только обнаруживать самолеты на больших расстояниях, но и непрерывно определять их дальность, азимут и скорость, обнаруживать групповые и одиночные цели, находящиеся в воздухе на разных азимутах и дальностях, с помощью чего просчитывалось, куда и сколько в данное время направляется самолетов.

В процессе изготовления опытной партии «Редута» и в процессе полигонных и войсковых испытаний пришли к выводу, что станция может быть значительно упрощена с одновременным повышением ее эксплуатационной надежности и увеличением технических возможностей.

Речь шла о модернизации антенной системы, замены двухантенной системы на одноантенную. Это позволяло разместить всю передающую и приемную аппаратуру на одной автомашине в невращающемся фургоне, но с вращающейся антенной и отказаться от громоздких и сложных приводов для фургонов и устройств, для их синхронного вращения. Реализация такого преимущества наряду с возможностью конструктивных и технологических улучшений в самой аппаратуре должна была привести к увеличению выпуска станций на одних и тех же производственных площадях, удешевлению их стоимости, повышению эксплуатационной надежности.

В ходе работы над этой проблемой предлагается схема одноантенного варианта станции радиообнаружения. Проверка схемы в реальных условиях дала положительные результаты. Станция работала в импульсном режиме с применением электрических разрядников, автоматически переключающих антенну на передачу или на прием, блокирующих входную цепь приемника от мощных высокочастотных импульсов передатчика.

В декабре 1940 г. Управлением связи Красной Армии принято решение об изготовлении опытной партии десяти станции под условным наименованием «Пегматит». Ввиду явных преимуществ по тактикотехническим данным станции «Пегматит» над станцией «Редут» Управлением связи Красной Армии было принято решение не начинать серийное производство двухантенных РЛС «РУС-2», а ограничиться направлением в войска только опытной партиии этих станций [5]. В мае 1941 г. первые два образца станции «Пегматит» прошли полигонные испытания.

К сожалению, в связи с началом Великой Отечественной войны и эвакуацией научноисследовательских учреждений не позволило к намеченному сроку закончить изготовление опытной партии радиолокационной станции. Опытная партия «Пегматита» была выпущена в первом квартале 1941 г.

Позднее, в начале 1942 г., станция «Пегматит» была принята на вооружение с классификацией «РУС-2с». Одноантенные РЛС опытной партии были установлены в Московской зоне ПВО и вскоре получили самую высокую оценку войск и командования ПВО за хорошие статистические характеристики, простоту обслуживания и эксплуатационную надежность. Кроме того, по поручению Управления связи РККА был создан автомобильный вариант станции «РУС-2с» с такими же тактико-техническими данными. Всего же в предвоенный и военный периоды было выпущено 651 комплект станций дальнего обнаружения [4].

Первый опыт боевого применения станций дальнего обнаружения датируется зимой 1939 г., во время советско-финской войны система радиообнаружения «РУС-1» прошла боевую проверку. Для исключения внезапности налетов финской авиации на Ленинград вокруг города с помощью «РУС-1» была создана полоса радиоснабжения, которая позволяла уточнить участки и направления пролетавших самолетов. Сведения об этих самолетах передавались на ГП ВНОС Ленинградского корпуса ПВО. Следует отметить высокую эксплуатационную надежность системы «РУС-1», которая проработала пять месяцев без каких-либо неисправностей и ремонта. В апреле 1940 г. станции «РУС-1» с постов наблюдения на Карельском перешейке были

перебазированы для дальнейшего использования в Закавказье [4].

В годы Великой Отечественной войны станции дальнего обнаружения показали высокую эффективность, при несении боевого дежурства в системе ПВО Москвы, Ленинграда, Дальнего Востока и Кавказа. Именно благодаря своевременному обнаружению вражеских самолетов были спасены жизни тысяч людей, предотвращено разрушение с воздуха крупных промышленных и административных центров страны.

1. Зимин Г.В. Развитие противовоздушной обороны. М., 1976.

2. РГВА. Ф. 37791. Он. 1. Д. 1.

3. Зимин Г.В. Справочник офицера противовоздушной обороны. М., 1987.

4. Рыхнов А.Г. Радиолокация в Армии и на Флоте. М., 1988. С. 8-12.

5. Лобанов М. М. Развитие советской радиолокационной техники. М., 1982. С. 10, 61-62, 74.

6. Шембель Б.К. У истоков радиолокации в СССР. М., 1977.

7. Леонов С.А. Радиолокационные средства противовоздушной обороны. М., 1988.

8. РГВА. Ф. 37791. Оп. 1. Д. 184.

9. ОщепковП. К. // Моск. рабочий. 1965. С. 78-79.

Поступила в редакцию16.11.2006 г. Принята к печати 30.11.2006 г.

МОБИЛИЗАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО УКРЕПЛЕННЫХ РУБЕЖЕЙ В ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

1941-1945 гг.

А.С. Победоносцев, В.Л. Дьячков

Pobedonostsev A.S., Djachkov V.L. Mobilization of the population for the construction of the field works and fortifications in Tambov region during the Great Domestic war 1941-1945. The article is focused on the construction of the field works and fortifications in Tambov Region during WWII. New archival sources have been used to show main authorities’ decisions and population labour and their relations in that aspect of the Soviet war efforts.

Строительство укрепленных рубежей в годы Великой Отечественной войны было одной из мер Советского правительства и РККА по предотвращению продвижения противника на восток. В начальный период вой-

ны быстрое продвижение немецко-фашистских войск в глубь нашей страны и отступления сил Красной Армии, а также местоположение Тамбовской области относительно главных ударов вражеских войск определило

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.