Научная статья на тему 'Отечественная история - источник формирования традиционных российских ценностей'

Отечественная история - источник формирования традиционных российских ценностей Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
594
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ РОССИИ / ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ / ТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ ЦЕННОСТИ / HISTORY OF RUSSIA / EDUCATION AND UPBRINGING OF SCHOOLCHILDREN AND STUDENTS / TRADITIONAL RUSSIAN VALUES

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дежнев Владимир Николаевич

В статье на основе анализа историко-мировоззренческих представлений школьников и студентов показаны возможности формирования традиционных российских ценностей в учебно-воспитательном процессе, представлена неразрывная связь их возникновения и развития с историей нашего народа, продемонстрирован потенциал отечественной истории в определении ценностных ориентиров молодежи, намечены направления повышения роли исторического образования в усвоении систематизированных знаний об историческом прошлом, в воспитании гражданственности, национальной идентичности на основе осмысления исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russian history is a source of formation of traditional Russian values

The article based on the analysis of historical and philosophical views of pupils and students the possibilities of the formation of traditional Russian values in the educational process represented by the inseparable connection of their origin and development history of our nation, demonstrated the potential of national history in determining the value orientations of young people identified ways of increasing the role of historical education in the acquisition of systematized knowledge about the historical past in citizenship education, national identity on the basis of understanding of historically developed cultural, religious, ethno-national traditions, moral and social attitudes.

Текст научной работы на тему «Отечественная история - источник формирования традиционных российских ценностей»

10. Нотариат. Учебное пособие. М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2015. С.56.

11. Приказы Отдела юстиции Администрации Курганской области. 1993г.

12. Приказы Управления Министерства Юстиции РФ по Курганской области. 2003г.

13. Протокол собрания нотариусов, занимающихся частной практикой по Курганской области, №1 от 20 апреля 1993г.

14. Репин В.С. Настольная книга нотариусов (теория и практика) М.1994.С.10. REFERENCES

1. Vedomosti VS RF. 1993.№10. st.358.

2. Vedomosti RSFSR. 1974. № 32. St. 852.

3. Vedomosti SND i VS RF.1993. №10. St.357.

4. Zakonnost'. 1997. №7, 1999. №3.

5. Zapis' v tradovoj knizhke Andrejko L.N.

6. Zapis' v trudovoj knizhke Balakinoj L.F.

7. Zapis' v trudovoj knizhke Kuraevoj A.Ju.

8. Zapis' v trudovoj knizhke Ljahovoj S.I.

9. Zapis' v trudovoj knizhke Teresene T.V.

10. Notarial Uchebnoe posobie. M.: Juniti-Dana, Zakon i pravo, 2015. S.56.

11. Prikazy Otdela justicii Administracii Kurganskoj oblasti. 1993g.

12. Prikazy Upravlenija Ministerstva Justicii RF po Kurganskoj oblasti. 2003g.

13. Protokol sobranija notariusov, zanimajushhihsja chastnoj praktikoj po Kurganskoj oblasti, №1 ot 20 aprelja 1993g.

14. Repin V.S. Nastol'naja kniga notariusov (teorija i praktika) M.1994.S.10.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Н.Д. Андрейко, магистр юриспруденции, помощник нотариуса Шадринского нотариального округа, г. Шадринск, Россия, e-mail: andreikodi@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-3767-9304.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

N.D. Andreiko, Master of Law, Assistant notary of Shadrinsk notary district of Kurgan region, Shadrinsk, Russia, e-mail: andreikodi@yandex.ru, ORCID: 0000-0003-3767-9304.

УДК 124.5

Владимир Николаевич Дежнев

г. Шадринск

Отечественная история - источник формирования традиционных

российских ценностей

В статье на основе анализа историко-мировоззренческих представлений школьников и студентов показаны возможности формирования традиционных российских ценностей в учебно-воспитательном процессе, представлена неразрывная связь их возникновения и развития с историей нашего народа, продемонстрирован потенциал отечественной истории в определении ценностных ориентиров молодежи, намечены направления повышения роли исторического образования в усвоении систематизированных знаний об историческом прошлом, в воспитании гражданственности, национальной идентичности на основе осмысления исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок.

Ключевые слова: История России, обучение и воспитание школьников и студентов, традиционные российские ценности.

Vladimir Nikolaevich Dezhnev

Shadrinsk

Russian history is a source of formation of traditional Russian values

The article based on the analysis of historical and philosophical views of pupils and students the possibilities of the formation of traditional Russian values in the educational process represented by the inseparable connection of their origin and development history of our nation, demonstrated the potential of national history in determining the value orientations of young people identified ways of increasing the role of historical education in the acquisition of systematized knowledge about the historical past in citizenship education, national identity on the basis of understanding of historically developed cultural, religious, ethno-national traditions, moral and social attitudes.

Keywords: history of Russia, education and upbringing of schoolchildren and students, traditional Russian values.

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019

361

Насущная необходимость формирования традиционных российских ценностных ориентаций в ходе учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях ни у кого не вызывает сомнений, а тем более возражений. Но реализация этого в образовательных программах, в расстановке приоритетов порой встречает непонимание, а иногда и открытое пренебрежение к решению этой важной задачи. Прежде всего, не всегда осознается особая роль отечественной истории в формировании традиционных ценностных ориентаций.

Традиционные российские ценности - это ценности, возникшие в ходе исторического движения нашего народа на его более чем тысячелетнем пути, ценности, добытые потом, а где-то и кровью наших предков, ценности, помогающие в борьбе за создание, развитие, защиту и сохранение нашей российской цивилизации, ее государственности и духовности, независимости и будущности. Именно понимание неразрывности отечественной истории с возникновением, отбором, развитием и сохранением традиционных российских ценностей выделяет особую роль ее изучения в образовательном процессе.

Отечественная история располагает исключительными возможностями для показа на историческом фоне давнего и закономерного возникновения, развития, сохранения, а значит и необходимости в будущем традиционных российских ценностей. Но в силу различных причин этот потенциал недостаточно используется и вузовское изучение истории требует в числе других задач дополнять некоторые упущения школьного образования, а также наполнять новыми смыслами, новым пониманием уже знакомый исторический материал.

Опыт работы с недавними школьниками, встречи со школьными учителями истории показывают, что при достаточно большой фактологической нагрузке школьный курс не переходит на ис-торико-мировоззренческий уровень. На наш взгляд, ключевой момент этого процесса - формирование цивилизационной идентичности как основы приверженности традиционным ценностям, ясное понимание и аргументация в ответе на главный вопрос; «Кто мы?». По-прежнему находят восприятие призывы к России стать европейской страной, а россиянам - стать европейцами, нет должного понимания ошибочности позиции наших соседей «цеевропейцев» и «небратьев» в наших коренных цивилизационных различиях.

А история позволяет достаточно четко и ясно показать и истоки нашей цивилизации, и ее цивили-зационное своеобразие и отличия. Европейская цивилизация, колыбелью которой стала Древняя Греция, получила свое продолжение в Римской империи. На базе латинского языка и западной ветви христианства - католичества возникла западно-христианская цивилизация, а в последующем, в ходе эволюции в своеобразных исторических услови-

ях сформировалась западно-европейская цивилизация, которая пытается и небезуспешно утверждать монополию на звание «европейской».

Но одновременно шел процесс зарождения другой ипостаси европейской цивилизации, которую олицетворял Константинополь. На базе греческого языка и восточного христианства сформировалась восточно-православная европейская цивилизация. С IX века начинает зарождаться славян-ско-православная цивилизация, как еще одна ипостась европейской цивилизации. Приняв славянскую азбуку, а затем христианство восточного обряда от греческой Византии, Русь непосредственно от истока получила европейскую культуру, греческую науку, православную духовность. Наложив-шись на дохристиансткие культуры народов, обогатившись в ходе исторического развития мусульманской и буддийской культурами, получился сплав, который и называется российской цивилизацией, которая в своей основе и истоке является цивилизацией европейской.

Таким образом, нам не надо становиться европейцами, мы европейцы, но другие европейцы, чего не хотят признать монополисты из Европы западной. И важным выводом из такого подхода является, то, что традиционные российские ценности отнюдь не противоречат ценностям так называемого «цивилизованного мира» в части приверженности европейским христианским ценностям, наоборот, они на этих ценностях основаны и, в современных условиях, наша цивилизация становится порой единственной защитницей европейских христианских традиций.

Многие современные явления, ставшие неотъемлемой частью нашей общественной и государственной жизни, представляются зачастую как пришедшие из других стран и только недавно усваиваются нами, а на самом деле имеют прочную традицию в нашем историческом прошлом. Наиболее яркий образчик подобного представляет, например, явление, которое принято обозначать понятием «демократия».

Каждый народ, каждое государство имеют свои национальные истоки и традиции народовластия, демократии, народного представительства. Нигде демократия не имела непрерывной истории и не возникала в законченном виде, все прошли разные формы недемократического правления, через абсолютизм, а кое-где и через тиранию. Даже страны как США, созданные изначально как республики, к полноценному демократическому устройству пришли много позже, а по историческим меркам - недавно, но даже сейчас эти системы далеки от идеала. И ни у кого нет абсолютного первенства и приоритета древности демократических институтов.

Еще в VI в. Прокопий Кесарийский писал о наших предках: «...славяне и анты не управляются

одним человеком, но издревле живут в народоправстве (в демократии)...» [1].

Вечевая общинная организация жизни была характерна для всех территорий расселения восточного славянства. В Древней Руси было около шестидесяти вечевых городов. Своей наиболее завершенной формы вечевой строй достиг в Великом Новгороде и охватывал через представительство всю Новгородскую землю. В некоторых вопросах полномочия новгородского вече шли дальше подобных систем в европейских городах, где, к примеру, выборы главы духовной власти были немыслимы, а новгородский архиепископ проходил через выборную процедуру и выполнял, наряду с духовными, важные светские функции.

В вечевом устройстве было сильно именно народное начало, зачастую в противовес позиции богатых горожан. Полномочия вече были весьма широки вплоть до решения быть князю в городе или не быть. Важным является и стремление к согласованному единогласному решению на основе компромисса, а не к простому большинству голосов, при котором мнение значительной части населения не будет учтено. Считается, что и главный закон русского государства - «Русская правда» - был принят Ярославом в 1015 году под давлением веча.

С централизацией государства вечевые порядки ушли в прошлое. Но существовали другие формы ограничения самовластия монарха. Боярская Дума даже при таких государях как Иван Грозный проявляла достаточно высокую степень самостоятельности при принятии решений. С 1549 года Россия становится сословно-представительной монархией, возникают и более века собираются Земские соборы, в состав которых входили представители всех слоев населения, включая и черносошных крестьян (кроме крепостных крестьян). Они решали важнейшие государственные вопросы, принимали главные законодательные акты - Судебник 1550 года и Соборное Уложение 1649 года, осуществляли выборы на царство при пресечении династии, сыграли выдающуюся роль в восстановлении государственности после «Смутного времени».

Таким образом, безосновательно говорить об отсутствии в Русской земле традиций народного управления, более того, самоуправление территорий, участие народа в управлении общегосударственными делами сложилось в одну из традиционных российских ценностей, стало жизненно важной формой обеспечения стабильного развития страны.

История показывает истоки и основания другой важной традиции - межэтнического согласия, национального мира, отсутствия межнациональных распрей и противоречий. На формирование традиционных российский ценностей заметное влияние оказал геополитический фактор исторического развития страны. Обширные пространства и слабая заселенность поначалу самой Восточно-

Европейской равнины, а в последствии - присоединяемых земель создавала возможность свободного заселения и переселения населения, что вело, с одной стороны, к усилению государственного контроля за земледельцем как источником прибавочного продукта и, как следствие, нужда в сильном государстве и закрепощение значительной части крестьян.

С другой стороны, отсутствовала необходимость борьбы с коренным населением территорий. Сергей Михайлович Соловьев в «Истории России с древнейших времен» отмечал: «Племена славянские раскинулись на огромных пространствах, по берегам больших рек; при движении с юга на север они должны были встретиться с племенами финскими, но о враждебных столкновениях между ними не сохранилось преданий; легко можно предположить, что племена не очень ссорились за землю, которой было так много, по которой можно было так просторно расселиться без обиды друг другу» [2].

Формирования традиционных российских ценностей неразрывно связано с особенностями состава населения ранней Руси, с его полиэтнично-стью, что объективно заставляло искать компромиссы, примиряло разные народы, и все это дало начало одной из традиционных ценностей - национальное согласие, отсутствие межнациональных противоречий и конфликтов, мирная жизнь разных этносов в общем государстве. Это укрепляло складывающуюся традицию и важнейшую ценность -межнациональный мир и согласие, отзывчивость и взаимопомощь народов многоэтничной страны.

Точно также история показывает истоки и основы многих других традиционных отечественных ценностей. Суровые и неблагоприятные природные и климатические условия, фактически постоянная борьба за выживание сформировали у русских людей способность к крайнему напряжению сил, к концентрации на длительный период времени всех своих физических и духовных возможностей.

При формировании государственности это заставило создавать относительно жесткие структуры, способные изъять, концентрировать и рационально распределять прибавочный продукт. Данные особенности русской истории - стремление к общественному устройству и форме государственного управления, обеспечивающим концентрацию относительно ограниченного прибавочного продукта, постоянно воспроизводилось в последующие исторические периоды, что говорит и об осознанном или инстинктивном понимании народом жизненной важности прочного и надежного государственного организма, т.е. о государственности как одной из традиционных ценностей.

Низкая урожайность, зависимость результатов труда от погодных условий обусловили чрезвычайную устойчивость в России общинных институтов, являющихся определенным социальным гарантом выживаемости основной массы населе-

ISSN 2542-0291

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. No. 4 (44) 2019

363

ния. Поэтому общинность, доброта, коллективизм, готовность к помощи и самопожертвованию по праву стали важнейшими традиционным российским ценностям.

Необходимость обороны от агрессивных соседей, надежной защиты страны в условиях открытости границ, отсутствия естественных преград на пути врагов требовали отвлечения больших материальных и людских ресурсов на создание вооруженных формирований, сделали важнейшей традиционной российской ценностью обеспечение обороноспособности страны, участие каждого в вооруженной защите Отечества, мужество, героизм и самоотверженность в боях с врагами, почет и уважение к воинам - защитникам Родины.

С принятием христианства Православная Церковь стала играть огромную роль как в духовной, так и в политической жизни Руси. К традиционным отечественным ценностям безусловно следует причислить как важнейшую: православную веру, соборность, возможность личной реализации

и спасения только в процессе общего дела, готовность к отстаиванию своих религиозных идеалов и жертвенности на пути защиты православной веры.

Важнейшим аспектом учебно-

педагогического процесса является воспитание патриота и гражданина. Историческое образование способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта обучающихся. Оно служит воспитанию гражданственности, национальной идентичности, развитию мировоззренческих убеждений на основе осмысления исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин. Отечественная история обладает огромным воспитательным потенциалом и задача состоит в том, чтобы в полной мере использовать возможности истории родной страны для формирования достойных граждан Отечества.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Прокопий Кесарийский. О славянах и антах [Электронный ресурс] // Хрестоматия по истории СССР. Т. I. С древнейших времен до конца XVII века / под ред. В.И. Лебедева, М.Н. Тихомирова, В.Е. Сыроечковского. - М., 1951. - Режим доступа: http:cito-web.yspu.org/link1/metod/met135/node3.html.

2. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен [Электронный ресурс] / С.М. Соловьев. - Режим доступа: http://www.magister.msk.ru/library/history/solov/solv01p1 .html.

REFERENCES

1. Prokopij Kesarijskij. O slavyanah i antah [Elektronnyj resurs] [Procopius of Caesarea. About slavs and ants]. Lebedeva V.I. (eds.) Hrestomatiya po istorii SSSR. T. I. S drevnejshih vremen do konca XVII veka [Reader on the history of the USSR. Т. I. From ancient times to the end of the 17th century]. Moscow, 1951. URL: http:cito-web.yspu.org/link1/metod/met135/node3.html.

2. Solov'ev S.M. Istoriya Rossii s drevnejshih vremen [Elektronnyj resurs] [History of Russia since ancient times]. URL: http://www.magister.msk.ru/library/history/solov/solv01p1.html.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

В.Н. Дежнев, кандидат философских наук, доцент кафедры истории и права, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: vkupol48@yandex.ru, ORCID: 0000-00028956-9118.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

V.N. Dezhnev, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor of the Department of History and Law, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: vkupol48@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-8956-9118.

УДК 3.37.376.5

Владимир Борисович Помелов

г. Киров

Отечественное образование в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

В статье дается обобщающая характеристика деятельности системы народного образования в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и Народного комиссариата просвещения РСФСР, приводятся примеры самоотверженной работы ряда регионов и отдельных учителей. Приводятся примеры учителей, которым было присвоено звание Герой Советского Союза. Характеризуются различные стороны жизни советской школы в условиях военного времени. В частности, раскрываются вопросы распорядка работы школ, размещения эвакуированных из западных регионов страны. Рассказывается о работе НКП РСФСР, который был эвакуирован в г. Киров. Здесь проводились совещания по вопросам образования в военных условиях. Показано, как решался вопрос с питанием учащихся, и то какой вклад вносили учителя и дети в самообеспечение школ продуктами. Также поднимается вопрос о перестройке работы местных предприятий в интересах потребностей школы.

Ключевые слова: Великая Отечественная война 1941-1945 гг., советская система образования, учителя - Герои Советского Союза, Народный комиссариат просвещения РСФСР, комплекс «Готов к труду и обороне».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.