Научная статья на тему 'Взаимодействие армии и церкви в российской истории'

Взаимодействие армии и церкви в российской истории Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
553
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМИЯ / ARMY / РЕЛИГИЯ / RELIGION / ЦЕРКОВЬ / CHURCH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дежнев Владимир Николаевич

В статья показан исторический опыт взаимодействия российской армии с Русской православной церковью, организациями и духовенством мусульманского и других вероисповеданий и его роль в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interaction of the army and the Church in Russian history

In the article the historical experience of interaction between the Russian army and the Russian Orthodox Church organizations and clergy from the Muslim and other faiths and its role in modern conditions.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие армии и церкви в российской истории»

ПРОБЛЕМЫ ИСТОРИИ И ПРАВА

УДК 91

В.Н. Дежнев, г. Шадринск

Взаимодействие армии и церкви в российской истории

В статья показан исторический опыт взаимодействия российской армии с Русской православной церковью, организациями и духовенством мусульманского и других вероисповеданий и его роль в современных условиях.

Армия, религия, церковь.

V. N. Dezhnev, Shadrinsk

The interaction of the army and the Church in Russian history

In the article the historical experience of interaction between the Russian army and the Russian Orthodox Church organizations and clergy _ from the Muslim and other faiths and its role in modern conditions.

Keywords: army, religion, the Church.

Становление российских вооруженных сил на современном этапе вызывает необходимость обращения к историческому опыту военного строительства от Древней Руси и Московского царства до императорской России и армии Советского Союза. Во всей своей многовековой истории армию России традиционно отличали мужество, стойкость и героизм, высокий духовный подъем. Во все времена армия вдохновлялась Русской православной церковью, другими вероисповеданиями, представители которых были в составе войск. В искренней религиозной вере, в тесной связи с церковью черпали воины свои духовные силы.

Особую важность этому историческому опыту придает то, что для действий в условиях современной войны, сочетающей и собственно военные средства, и мощное информационное, идеологическое давление, необходима особая духовная стойкость каждого воина, максимальная мобилизация духовной силы армии. Современная религиозная ситуация в стране и вооруженных силах, характеризующаяся значительным увеличением числа верующих, а также повышение значимости религиозных святынь и символов, идей защиты веры в ходе вооруженной борьбы, требует новых подходов к формированию морального духа войск.

Необходимо также учитывать, что в ходе подготовки и развязывания военных конфликтов противником будет задействован религиозный фактор, попытки создания в условиях информационной свободы выгодного ему мнения среди последователей определенных исповеданий среди населения России и военнослужащих, либо дискредитировать религиозные организации и духовенство, которые традиционно

отстаивают патриотическую позицию. Уже сейчас предпринимаются попытки информационных атак против руководства Русской православной церкви, против лояльных к суверенной политике государства руководителей мусульманских организаций.

Именно поэтому исторический опыт взаимодействия армии с Русской православной церковью, организациями и духовенством мусульманского и других вероисповеданий требует теоретического осмысления и практического применения в новых условиях.

Зарождение и развитие взаимодействия и сотрудничества армии и церкви относится ко времени возникновения государственности на Руси, создания первых вооруженных формирований. Принятие христианства придало этому процессу духовный ориентир, православная религия стала основой и главным содержанием военно-религиозного воспитания, всей деятельности по подъему морального духа войск.

Христианские идеи о справедливой войне, о возможности и необходимости участия в вооруженной защите Родины и веры, о священном религиозном долге положить душу за други своя вдохновляли воинов на самоотверженное воинское служение, на подвиги и героизм. С появление в армии военнослужащих других вероисповеданий подобную роль стали играть религиозно-патриотические идеи этих конфессий.

С ростом массовости воинских формирований возникла необходимость иметь штатные военно-духовные структуры как в военное, так и в мирное время. С начала XVIII века формируется ведомство военного и морского духовенства армии и флота, в дальнейшем идет совершенствование его организации и управления, поиск и утверждение форм и методов богослужебной деятельности в военных условиях, духовно-нравственного воспитания воинов, а также осуществления внебогослужебной деятельности по образованию военнослужащих, благотворительности и т.д.

В процессе осуществления военными священниками духовного окормления воинов сложилась система военно-религиозной работы, духовно-нравственного воспитания военнослужащих. Цели и задачи этой деятельности определялись монархом и Священным Синодом, главным было достижение понимания воинами святости воинского долга, ответственности за защиту Родины, самоотверженности в бою. Основой воспитания и формирования духа армии и флота являлось православное вероучение, а в работе с военнослужащими инославных и нехристианских вероисповеданий - догматы соответствующих религиозных конфессий.

Были выработаны и осуществлены наряду с традиционными и обязательными религиозными формами - богослужениями, совершением религиозных обрядов, изучением Закона Божьего, внебогослужебные формы работы: повышение грамотности, открытие церковно-приходских школ и библиотек, братские собрания, индивидуальные и коллективные беседы и ряд других.

В полной мере система военно-религиозной работы проявлялась в обеспечении высокого духа войск на войне, в ходе боевых действий. В походно-боевых условиях на военных священников возлагался ряд дополнительных обязанностей по работе на перевязочных пунктах, по вывозу с поля боя раненных и убитых, по поддержанию и утешению воинов в лазаретах и госпиталях. Словом и личным примером храбрости героизма и самоотверженности военное духовенство обеспечивало высокий моральный

дух сражающихся войск и вносило достойный вклад в победы русского оружия. Вспоминая тяжелые сражения русской армии в 1915 году генерал А. Брусилов писал: «В тех жутких контратаках среди солдатских гимнастерок мелькали черные фигуры — полковые батюшки, подоткнув рясы, в грубых сапогах шли с воинами, ободряя робких простым евангельским словом и поведением... Они навсегда остались там, на полях Галиции, не разлучившись с паствой» [1].

Накопленный опыт по подъему духа войск, форм и методов работы с военнослужащими в мирное и военное время не был утерян в новых общественно-политических исторических условиях Советской России и Советского Союза. Наполненный новым нерелигиозным идеологическим содержанием, но сохранивший главные идеи самоотверженной защиты Родины - Руси, России, высокого патриотизма, героизма и смелости на этом пути, он стал составной частью Великой Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Вместе с тем, светская составляющая высокого морального подъема была одухотворена церковным благословлением. Русская православная церковь и другие вероисповедания призвали своих последователей на самоотверженную защиту Родины. Целям достижения победы были подчинены молитва и проповедь, сбор средств на нужды фронта и пастырские послания, осуждение изменников и призывы к единству в борьбе с фашизмом всех народов, в ходе войны церковь приобрела неукоснительный духовный авторитет. Именно Великая Отечественная война явила несокрушимый дух нашего народа в единстве его религиозного и светского начала, который через многие жертвы принес спасение всему миру.

И сейчас, во вновь изменившейся внутренней социально-экономической и политической обстановке, но при сохранении по-прежнему недружественных уже новой России - Российской Федерации - внешних сил, опыт сотрудничества и взаимодействия армии и церкви, воинов и духовенства становится востребованным и актуальным, он должен стать одной из основ могущества современных армии и флота, залогом суверенитета и независимости страны, давать питательные соки духовным силам российских воинов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брусилов, А.А. Воспоминания [Электронный ресурс] / А.А. Брусилов. - Режим доступа: http://www.modernlib.ru/books/brusilov_aleksey_alekseevich/vospominaniya/read_1/.

УДК 37.035.6

О. М. Коморникова, г. Шадринск

Социальные факторы становления патриотизма

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.