ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТАКТИКИ И ПСИХОЛОГИИ ПРОВЕДЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО ЭКСПЕРИМЕНТА
CERTAIN ISSUES OF TACTICS AND PSYCHOLOGY OF INVESTIGATIVE EXPERIMENT
УДК 343.132
В.В. СЕРГЕЕВ
(Белгородский юридический институт МВД Рoccии имени И.Д. Путилина, Россия, Белгород) [email protected]
VADIM V. SERGEEV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia, Russia, Belgorod)
Аннотация: в статье проведен исторический анализ возникновения и развития теории организации и проведения следственного эксперимента в России, отмечены ученые, посвятившие свои исследования проблемам, тактико-психологическим особенностям производства следственных действий, в т.ч. и следственного эксперимента; отмечена роль и место юридической психологии в деятельности следователя (дознавателя), связанной с раскрытием и расследованием преступлений.
Ключевые слова: криминалистическая тактика, следственный эксперимент, юридическая психология, психологический контакт, социальные сети.
Abstract: in this article author has conducted an examination of history, appearance and development of idea an investigative experiment in Russia, noted scientists who devoted their researches to the problems of tactics, tactical and psychological characteristics for the conducting of investigative actions, tactics of investigative experiment, author defines the role and place of psychology science in investigator's (detective's) activities in crime detection process.
Keywords: criminalistic tactics, investigative experiment, juridical psychology, psychological contact, social network.
Тенденция изменения преступности в качественном и количественном показателях обусловливает необходимость постоянного совершенствования деятельности органов предварительного расследования, наиболее эффективного комплексного использования имеющихся в их распоряжении сил и средств, действия на опережение более организованно и профессионально для достижения целей расследования в деле борьбы с преступностью.
Как следствие, учеными-криминалистами на постоянной основе ведется работа по совершенствованию тактики производства отдельных следственных действий и оптимизации методов, средств и приемов сбора информации, имеющей доказательственное значение. Однако научные достижения криминалистики не могут и не должны оставаться на теоретическом уровне. Важно апробировать их в практической
деятельности, определить эффективность и установить соответствие требованиям закона, чтобы доказательства, полученные в результате их использования, соответствовали предъявляемым требованиям с точки зрения их относимо-сти, допустимости и достаточности.
В этой связи нельзя не согласиться с Э.К. Горячевым и И.В. Тишутиной, которые считают, что сами по себе тактические приемы и рекомендации мало что значат для практики расследования преступлений, если порядок (процедура) их применения в этих целях не обеспечен организационно, не определен в законе, если они не стали достоянием следователя, дознавателей, оперативных работников при их обучении (профессиональной подготовке), если они разработаны без учета реальных потребностей практики [1, с. 15].
1940-50-е гг. ХХ века являются этапом развития частных криминалистических теорий. В этот
период были разработаны основы таких следственных действий, как следственный осмотр, следственный эксперимент, допрос; несмотря на то, что прошло более полувека, они не потеряли своей значимости до сих пор [2, с. 28].
Пионером разработки тактики проведения следственного эксперимента следует признать П.И. Тарасова-Родионова [3, с. 61]. Его исследования в данной области, результаты которых были изложены в ряде работ по криминалистике 195060-х гг., послужили толчком к разработке этой проблематики Л.Е. Арокцером, Р.С. Белкиным, Н.И. Гуковской и др. [4, 5, 6]. Анализ их трудов позволил нам выделить основные компоненты тактики следственного эксперимента: тактические условия, тактические приёмы, тактические рекомендации, тактический риск, тактическое прогнозирование, тактическое решение. Перечисленные элементы тактики следственного эксперимента подробно исследованы и описаны в специальной литературе, поэтому, думаем, нет необходимости подробно на них останавливаться.
По нашему мнению, именно названные элементы и результаты проведенных исследований составляют концептуальную основу тактики производства рассматриваемого следственного действия, они не утратили своей актуальности на сегодняшний день и служат отправной точкой в современных исследованиях, проводимых учеными-криминалистами в данной области научных знаний. Ни одно исследование, проводимое сегодня в области теории и практики следственного эксперимента, немыслимо без использования работ указанных авторов, без ссылок на их мнение [7, 8, 9].
Необходимо отметить, что особое место в системе использования специальных знаний в криминалистической тактике производства следственного эксперимента занимает психология, в частности, один из её разделов - юридическая психология, которая изучает проявление и использование психологических закономерностей, психологических знаний в сфере правового регулирования и юридической деятельности [10, с. 11].
В качестве одной из основных задач юридической психологии С.Г. Еремеев и А.Ф. Караваев отмечают её практическую направленность, которая заключается в разработке и внедрении рекомендаций, ориентированных на повышение эффективности правоприменительной и правоохранительной деятельности [11, с. 9]. В этой связи исследования психологов, их достижения успешно экстраполировались на протяжении ряда лет в криминалистику, в частности, в один из её разделов - криминалистическую тактику.
При этом можно констатировать тот факт, что ни одно следственное действие не обходится без
использования следователем знаний в области психологии. Прежде всего, это тактические приемы установления психологического контакта, психологические аспекты взаимодействия участников уголовного судопроизводства, изучение личности участника следственного действия и пр.
Соответственно, при этом стоит согласиться с мнением отдельных ученых о том, что в современных условиях борьбы с преступностью все большее значение приобретают тактическая и психологическая подготовка сотрудников полиции, выбор наиболее эффективных приемов производства следственных действий [12, с. 3].
Вопросы организации и тактико-психологические основы производства следственного эксперимента являются неотъемлемой частью системы тактико-криминалистического обеспечения расследования преступлений, разрабатываемой учеными-криминалистами на протяжении целого ряда лет.
Здесь же возникает проблема разграничения линий наук криминалистики и психологии. Так, А.Р. Ратинов утверждает, что при становлении судебной психологии как науки к ней отошли вопросы психологии участников следственных действий и психологические аспекты деятельности по собиранию, исследованию, оценке и использованию доказательств, ранее рассматривавшиеся в криминалистике: «Образно и приближенно говоря, если уголовный процесс и криминалистика в основном определяют, «что нужно делать» и «как это нужно делать», то судебная психология объясняет, «почему это нужно делать» и «почему это нужно делать так» [13, с. 468].
При расследовании преступлений следователь (дознаватель) опирается на знание закономерностей психологии общения: ощущение, восприятие, мышление, воображение, память эмоциональное состояние, волевые состояния личности, психологические свойства личности, темперамент, мотивация поведения и др. Положения юридической психологии составляют один из элементов научных основ криминалистической тактики. Их использование в тактике не изменяет природы и сущности этих положений, поэтому неправильно было бы считать, что они в этом случае меняются качественно, утрачивают свою связь с психологией и становятся частью собственно криминалистики.
Анализ специальной литературы позволил нам сделать вывод о том, что психологические приемы производства следственного эксперимента в их совокупности должны быть направлены на установление психологического контакта с его участниками. В этой связи стоит согласиться с мнением В.Л. Васильева, который считает, что перед производством следственного действия, прежде
всего, нужно, чтобы следователь хорошо изучил психологию центральной фигуры следственного действия - лица, чьи показания проверяются. Это поможет в налаживании необходимого психологического контакта, даст возможность избежать ненужных конфликтов и получить в ходе проверки максимум необходимых доказательств [14, с. 470].
Отсутствие конфликта, по нашему мнению, способствует как установлению благоприятной тактической ситуации для проведения следственного эксперимента, так и благоприятной следственной ситуации в целом для расследования. Немаловажную роль в этом процессе играет информация о личности участника следственного действия и данные, его характеризующие.
Как правило, информацию, характеризующую личность подозреваемого (обвиняемого), следователь получает из традиционных источников: из материалов уголовного дела и негласных источников, характеристик с места работы, учебы, жительства и т.п. Однако нередко данной информации недостаточно, чтобы в полной мере изучить личность будущего участника следственного эксперимента и составить его психологический портрет.
Характеристики с места работы, жительства, показания соседей и коллег по работе часто носят субъективный характер. В силу ряда причин (например, чувство сострадания, жалости, боязнь мести) знакомые подозреваемого (обвиняемого) могут «приукрашивать» информацию, либо что-то не договаривать, либо вообще избегать контакта с сотрудниками полиции. Возникает проблема и с выбором источника получения объективной информации, характеризующей личность.
Солидный массив информации о гражданах содержится в сети Интернет, которая, по нашему мнению, недостаточно полно используется следователями. Так, с 2006 г. в России созданы и функционируют интернет-сайты - «социальные сети». Данные интернет-ресурсы являются открытыми для общего доступа и созданы для общения между людьми. В качестве примера можно привести социальные сети «Одноклассники», «ВКон-такте», «Facebook», «Twitter» и др. Например, в «Одноклассниках» зарегистрировано более 205 миллионов пользователей [15], а среднесуточная аудитория «ВКонтакте» составляет 64 525 950 посетителей [16].
Мы считаем, что лицами, осуществляющими расследование преступлений, не в полной мере используется огромный массив информации «социальных сетей». Из данного источника возможно получить информацию, представляющую интерес, в том числе и для сотрудников следственных подразделений и дознания, информацию, по которой можно составить психологический портрет
будущего участника следственного эксперимента. Сделать выводы о психологических особенностях личности возможно на основе:
1) анализа фотографий и видеозаписей потенциального участника следственного эксперимента;
2) установления его связей, круга общения (друзей);
3) анализа информации, которая используется интересующим нас субъектом и которую он «отметил» на сайте или поделился с друзьями;
4) определение группы, в которой он состоит (группы, как правило, создаются по интересам зарегистрированных пользователей «социальных сетей»);
5) анализа его записей, комментариев, рассуждений и т.п.
Для составления психологического портрета будущего участника следственного эксперимента можно использовать помощь специалиста-психолога, что, по нашему мнению, во многом повысит эффективность работы следователя по сбору информации, характеризующей личность подозреваемого (обвиняемого).
Таким образом, у следователя (дознавателя) появился дополнительный источник получения информации, характеризующей личность, на основе анализа которой можно составить психологический портрет участника уголовного судопроизводства, информационную составляющую которого можно использовать в целях налаживания психологического контакта, что, безусловно, положительно скажется на выполнении задач и достижении целей следственного эксперимента.
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
1. К концептуальным положениям тактики производства следственного эксперимента необходимо отнести труды таких ученых, как Л.Е. Арокцер, Н.И. Гуковская, Р.С. Белкин.
2. Основные элементы тактики следственного эксперимента: тактические условия, тактические приёмы, тактические рекомендации, тактический риск, тактическое прогнозирование, тактическое решение.
3. Необходимо расширить список концептуальных положений тактики производства отдельных следственных действий и дополнить его ещё одним тактическим элементом - установление психологического контакта с участниками следственного эксперимента.
4. Без получения согласия участника следственного эксперимента на участие в нем, независимо от его процессуального статуса, будь то подозреваемый (обвиняемый), свидетель или потерпевший, невозможно проведение данного следственного действия, так как согласие и жела-
ние участия служат отправной точкой к успешному достижению его целей.
5. Для установления психологического контакта, помимо информации, содержащейся в материалах уголовного дела и имеющейся оперативной информации, следователям и дознавателям рекомендуется использовать информационные возможности интернет-сайтов «социальные сети» для получения и анализа дополнительной информации, характеризую-
щей личность будущего участника следственного эксперимента.
6. Возможности использования информации, содержащейся в интернет-ресурсах, на сегодняшний день не в полной мере используются сотрудниками полиции в процессе раскрытия, расследования преступлений и установления лиц, их совершивших. Как следствие, это предопределяет дальнейшее направление исследований ученых-криминалистов.
Литература
1. Горячев Э.К., Тишутина И.В. Тактико-криминалистическое обеспечение расследования преступлений: монография. - Москва: Юрлитинформ, 2006. 126 с.
2. Хижняк Д.С. Процессуальные и криминалистические проблемы развития тактики следственных действий: монография. -Москва: Юрлитинформ, 2004. 128 с.
3. Белкин Р.С., Винберг А.И. История советской криминалистики. Формирование частных криминалистических теорий (1940-е - 1950-е годы): учебное пособие. - Москва, 1983. 75 с.
4. Арокцер Л.Е. Следственный эксперимент в советской криминалистике. - Харьков, 1951. 300 с.
5. Белкин Р.С. Эксперимент в следственной, судебной и экспертной практике. - Москва, 1953. 597 с.
6. Гуковская Н.И. Теория и практика проведения следственного эксперимента на предварительном следствии. - Москва, 1958. 263 с.
7. Альхамду Б.С. Психологические основы и тактика следственного эксперимента. - Краснодар, 1992. 189 с.
8. Рубан А.С. Следственный эксперимент: теория и практика. - Москва, 2009. 194 с.
9. Торбин Ю.Г. Процессуальные и тактические особенности производства следственного эксперимента. - Москва, 2011. 81 с.
10. Еникеев М.И. Юридическая психология: учебник. - Москва: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 512 с.
11. Еремеев С.Г., Караваев А.Ф. Юридическая психология: учебное пособие. - Москва, 2011. 208 с.
12. Резван А.П., Колосов Н.Ф., Петрова А.П. Криминалистическая тактика: учебное пособие. - Волгоград, 2012. 139 с.
13. Аверьянова Т.В., Россинская Е.Р., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г. Криминалистика: учебник. - Москва: НОРМА-ИНФА, 2013. 928 с.
14. Васильев В.Л. Юридическая психология: учебник для вузов. - Санкт-Петербург: Питер, 2010. 608 с.
15. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Одноклассники_социальная сеть (дата обращения: 15.12.16).
16. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ВКонтакте (дата обращения: 15.12.16).
= References =
1. Goryachev E.K., Tishutina I.V. Taktiko-kriminalisticheskoe obespechenie rassledovaniya prestuplenii: monografiya. - Moskva: Yurlitinform, 2006. 126 s.
2. Khizhnyak D.S. Protsessual'nye i kriminalisticheskie problemy razvitiya taktiki sledstvennykh deistvii: monografiya. - Moskva: Yurlitinform, 2004. 128 s.
3. Belkin R.S., Vinberg A.I. Istoriya sovetskoi kriminalistiki. Formirovanie chastnykh kriminalisticheskikh teorii (1940-e - 1950-e gody): uchebnoe posobie. - Moskva, 1983. 75 s.
4. Aroktser L.E. Sledstvennyi eksperiment v sovetskoi kriminalistike. Khar'kov, 1951. 300 s.
5. Belkin R.S. Eksperiment v sledstvennoi, sudebnoi i ekspertnoi prak-tike. - Moskva, 1953. 597 s.
6. Gukovskaya N.I. Teoriya i praktika provedeniya sledstvennogo eksperimenta na predvaritel'nom sledstvii. - Moskva, 1958. 263 s.
7. Al'khamdu B.S. Psikhologicheskie osnovy i taktika sledstvennogo eksperimenta. Krasnodar, 1992. 189 s.
8. Ruban A.S. Sledstvennyi eksperiment: teoriya i praktika. - Moskva, 2009. 194 s.
9. Torbin Yu.G. Protsessual'nye i takticheskie osobennosti proizvodstva sledstvennogo eksperimenta. - Moskva, 2011. 81 s.
10. Enikeev M.I. Yuridicheskaya psikhologiya: uchebnik. - Moskva: Yur.Norma, NITs INFRA-M, 2016. 512 s.
11. Eremeev S.G., Karavaev A.F. Yuridicheskaya psikhologiya: uchebnoe posobie. - Moskva, 2011. 208 s.
12. Rezvan A.P., KolosovN.F., Petrova A.P. Kriminalisticheskaya taktika: uchebnoe posobie. - Volgograd, 2012. 139 s.
13. Aver'yanova T.V., Rossinskaya E.R., Belkin R.S., Korukhov Yu.G. Kriminalistika: uchebnik. - Moskva: NORMA-INFA, 2013. 928 s.
14. Vasil'ev V.L. Yuridicheskaya psikhologiya: uchebnik dlya vuzov. - Spb.: Piter, 2010. 608 s.
15. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Odnoklassniki_sotsiarnaya set' (data obrashcheniya: 15.12.16).
16. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/VKontakte (data obrashcheniya: 15.12.16).
(статья сдана в редакцию 28.04.2017)