Научная статья на тему 'Отдельные вопросы противодействия оперативными подразделениями органов внутренних дел идеологии экстремизма'

Отдельные вопросы противодействия оперативными подразделениями органов внутренних дел идеологии экстремизма Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
80
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
идеология экстремизма / противодействие / оперативные подразделения / оперативно-розыскная деятельность / ideology of extremism / counteraction / operational units / operational and investigative activities

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Николай Александрович Кузьмин, Татьяна Николаевна Кузьмина

Статья посвящена исследованию актуальных вопросов противодействия оперативными подразделениями органов внутренних дел идеологии экстремизма. В работе рассмотрены современные тенденции распространения идеологии экстремизма, при этом отдельное внимание уделено религиозному экстремизму, обозначены проблемные вопросы, требующие принятия адекватных мер противодействия. Анализируется практика деятельности оперативных подразделений по противодействию экстремизму, акцент при этом делается на нормативно-правовых аспектах данной деятельности, вопросах взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел с иными подразделениями и различными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Николай Александрович Кузьмин, Татьяна Николаевна Кузьмина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Certain issues of countering the ideology of extremism by operational units of the internal affairs bodies

The article is devoted to the study of topical issues of countering the ideology of extremism by operational units of the internal affairs bodies. The paper examines the current trends in the spread of the ideology of extremism, while special attention is paid to religious extremism, problematic issues that require adequate counteraction measures are highlighted. The article analyzes the practice of the operational units to counter extremism, the emphasis is placed on the regulatory aspects of this activity, issues of interaction of operational units of internal affairs bodies with other units and various organizations.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы противодействия оперативными подразделениями органов внутренних дел идеологии экстремизма»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 234—238. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):234—238.

УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Научная статья УДК 343.7

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-234-238 NIION: 2007-0062-1/24-038

EDN: https://elibrary.ru/WYLJHS MOSURED: 77/27-004-2024-01-238

Отдельные вопросы противодействия оперативными подразделениями органов внутренних дел

идеологии экстремизма

Николай Александрович Кузьмин1, Татьяна Николаевна Кузьмина2

1 2 Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя, Москва, Россия

1 [email protected]

2 [email protected]

Аннотация. Статья посвящена исследованию актуальных вопросов противодействия оперативными подразделениями органов внутренних дел идеологии экстремизма. В работе рассмотрены современные тенденции распространения идеологии экстремизма, при этом отдельное внимание уделено религиозному экстремизму, обозначены проблемные вопросы, требующие принятия адекватных мер противодействия. Анализируется практика деятельности оперативных подразделений по противодействию экстремизму, акцент при этом делается на нормативно-правовых аспектах данной деятельности, вопросах взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел с иными подразделениями и различными организациями.

Ключевые слова: идеология экстремизма, противодействие, оперативные подразделения, оперативно-розыскная деятельность

Для цитирования: Кузьмин Н.А., Кузьмина Т.Н. Отдельные вопросы противодействия оперативными подразделениями органов внутренних дел идеологии экстремизма // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 234 — 238. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-234-238. EDN: https://elibrary.ru/WYLJHS.

CRIMINAL LEGAL SCIENCES

Original article

Certain issues of countering the ideology of extremism by operational units of the internal affairs bodies

Nikolai A. Kuzmin1, Tatyana N. Kuzmina2

1 2 Kikot Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Moscow, Russia

1 [email protected]

2 [email protected]

Abstract. The article is devoted to the study of topical issues of countering the ideology of extremism by operational units of the internal affairs bodies. The paper examines the current trends in the spread of the ideology of extremism, while special attention is paid to religious extremism, problematic issues that require adequate counteraction measures are highlighted. The article analyzes the practice of the operational units to counter extremism, the emphasis is placed on the regulatory aspects of this activity, issues of interaction of operational units of internal affairs bodies with other units and various organizations.

Keywords: ideology of extremism, counteraction, operational units, operational and investigative activities For citation: Kuzmin N.A., Kuzmina T.N. Certain issues of countering the ideology of extremism by operational units of the internal affairs bodies // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1 ): 234- 238 . (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-234-238. EDN: https://elibrary.ru/WYLJHS.

© Кузьмин Н.А., Кузьмина Т.Н., 2024

Сегодня на фоне обострения международных отношений, изменившихся геополитических реалий, попыток недружественных стран дестабилизировать политическую и экономическую ситуацию в нашей стране общество подвергается негативному влиянию радикальных экстремистских идей.

В Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (п. 16) прямо указывается, что «экстремистская идеология является основным фактором, объединяющим членов экстремистских организаций, формирующим характер и направленность их деятельности» [1].

Наиболее агрессивными идеями экстремизма следует считать религиозные. Религиозный экстремизм является одной из наиболее сложно идентифицируемых форм экстремистской деятельности. В современных реалиях религия все чаще используется в качестве площадки или фона для организации и совершения отдельных видов преступлений, зачастую имеющих большой общественный резонанс. Например, неоднократные факты сожжения Корана, демонстрируемые в сети Интернет, совершенные в 2023 г. как на территории нашей страны, так и в других странах.

Очевидно, что подобные действия направлены на провокацию совершения преступлений, прежде всего против порядка управления, национального суверенитета нашей страны, прямых акций неповиновения ультрарадикальных и запрещенных на территории Российской Федерации группировок, например, таких как неонацистская группировка «М. К. У. Маньяки: культ убийства», финансирование которой связано со Службой безопасности Украины и др.

Религиозный экстремизм многогранен, в связи с этим злоумышленники все чаще используют его для манипулирования общественным сознанием в информационно-телекоммуникационном пространстве. Так, на различных интернет-платформах, видео-хостингах, а также общедоступных и популярных ресурсах в больших объемах распространяются социально-деструктивный контент, материалы, пропагандирующие идеологию нацизма и содержащие пропаганду религиозного экстремизма и современных националистических идей.

В частности, пропаганда деятельности запрещенного в Российской Федерации крымскотатарского движения «Меджлис» осуществляется в социальной сети ЕаееЬоок, где политический курс организации представляется в качестве народно-освободительного движения. Кроме того,

в июле 2022 г. Роскомнадзором в сети Интернет по запросу Генеральной прокуратуры были заблокированы ресурсы проукраинского экстремистского движения «Останови вагоны», специализирующегося на диверсиях на объектах железнодорожного транспорта.

Отдельно стоит подчеркнуть, что религиозный экстремизм нельзя рассматривать исключительно с позиции «исламского экстремизма». Практика показывает, что экстремистская деятельность также свойственна христианским и языческим направления экстремизма. Особенно отчетливо влияние язычества имеет место среди современных неонацистских и националистических движений. В частности, у боевиков, запрещенных в Российской Федерации вооруженных формирований Украины, неоднократно значились татуировки в виде языческих рунескриптов.

Нередко религиозные объединения получают финансирование от иностранных религиозных организаций, а также иностранных государств, что дает возможность использовать идеологию, распространяемую ими для ведения информационной войны, вербовки посредством сети Интернет лиц для осуществления актов экстремизма и терроризма или дестабилизации общественно-политической ситуации в нашей стране.

Так, 22 октября 2022 г. в ходе проведения специальной военной операции на территории Запорожья были выявлены центры вербовки лиц в целях осуществления экстремистской деятельности на территории Российской Федерации, действовавшие на базе штаб-квартир запрещенной в России религиозно-экстремистской организации «Свидетели Иеговы»1, спонсирование которой осуществлялось со стороны недружественных нам стран.

Выделенные проблемные вопросы требуют принятия адекватных мер противодействия прежде всего со стороны органов внутренних дел РФ, которые являются центральным звеном данной деятельности. В связи с этим необходимо выделить ряд принципиальных аспектов, позволяющих осуществлять эффективное противодействие идеологии экстремизма.

Первое, о чем необходимо сказать, — это наличие нормативно-правовой базы, отвечающей современным реалиям деятельности экстремистов, позволяющей эффективно противодействовать распространению их идеологии. И сегодня стоит отметить, что такая база в нашей стране существует, причем она носит системный и многоуровневый характер.

1 Штаб-квартиру «Свидетелей Иеговы» обнаружили в Запорожской области // URL: https://smotrim.ru/ video/2502564 (дата обращения: 10.08.2023).

Во-первых, следует отметить нормы административного и уголовного законодательства. Сегодня целый спектр статей КоАП РФ [2] предусматривает административную ответственность за пропаганду нацистской атрибутики или символики (ст. 20.3), публичную дискредитацию военных (ст. 20.3.3), производство и распространение экстремистских материалов (ст. 20.29).

Предусмотрена также административная ответственность религиозных объединений за сокрытие информации в части, касающейся получения имущества или денежных пожертвований от международных организаций (ст. 5.26).

Уголовное законодательство [3] в свою очередь также максимально полно содержит перечень уголовно наказуемых деяний экстремистской направленности, среди которых можно выделить публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (ст. 280 УК РФ), возбуждение ненависти либо вражды, а равно уничтожение человеческого достоинства (ст. 282 УК РФ), организация экстремистского сообщества (ст. 282.1 УК РФ), организация деятельности экстремистской организации (ст. 282.2 УК РФ), финансирование экстремистской деятельности (ст. 282.3 УК РФ) и др.

Наряду с этим необходимо выделить целый ряд федеральных законов, позволяющих эффективно противодействовать распространению идеологии экстремизма. Помимо Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [4], который является базовым документом, необходимо отдельно отметить федеральные законы от 6 июля 2016 г. № 374-ФЗ и № 375-ФЭ [5; 6], которые определили систему защиты информационно-телекоммуникационных ресурсов от распространения информации социально-деструктивного, экстремистского и террористического характера, а также меры мониторинга и противодействия ее свободному распространению на территории Российской Федерации.

Целый ряд нормативных документов сегодня позволяет оперативным подразделениям ОВД использовать в рамках документирования и раскрытия преступлений экстремистской направленности информацию, хранящуюся у операторов связи, а также организаторов распространения информации в сети Интернет. При этом срок хранения данной информации согласно постановлениям Правительства РФ от 12 апреля 2018 г. № 445 и от 26 февраля 2022 г. № 256 определен в течение шести месяцев.

Следует подчеркнуть, что большая часть выявляемых преступлений экстремистского харак-

тера совершается с использованием сети Интернет, а материалы о противоправной деятельности, полученные от организаторов хранения информации в сети Интернет, впоследствии используются в качестве доказательств по уголовным делам.

Второе, о чем необходимо говорить применительно к противодействию идеологии экстремизма, — это, конечно же, осуществление оперативно-розыскной деятельности. Ключевое место при этом отводится организации оперативного поиска оперативно значимой информации, прежде всего в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. При этом оперативные подразделения применяют как специальное, так и открытое программное обеспечение, позволяющее устанавливать 1Р-адреса размещения запрещенного социально-деструктивного контента, сведения о пользователях и каналах связи, посредством которых распространялся запрещенный контент, а также связи (в том числе транснационального характера) организаторов экстремистских сообществ, кураторов и их последователей.

Все чаще оперативные сотрудники обращаются к системам открытого поиска интересующего их контента в сети (ОЯШТ) посредством мониторинга социальных сетей и форумов, что позволяет также собрать оперативно значимую информацию.

Третий аспект — взаимодействие оперативных подразделений органов внутренних дел с иными подразделениями ОВД и различными организациями. Можно отметить практику совместной превентивной работы различных подразделений ОВД, где в рамках оперативно-профилактических мероприятий обследуется жилой сектор на предмет выявления мест, в которых организуются стихийные молельные комнаты, точки непосредственной вербовки или проведения встреч между последователями религиозных культов или иных организаций, практикующих религиозный экстремизм.

Сегодня у оперативных подразделений по противодействию экстремизму налажено системное взаимодействие с органами, отвечающими за создание и эксплуатацию информационных ресурсов. В частности, в г. Москве взаимодействие с Департаментом информационных технологий посредством использования систем видеонаблюдения аппаратно-программного комплекса «Безопасный город», в состав которого входит более 250 000 камер видеонаблюдения, из них более 100 000 камер работает с использованием системы искусственного интеллекта, позво-

ляет осуществлять розыск скрывающихся преступников из числа экстремистов и получать иную оперативно значимую информацию об интересующем объекте, причастном к экстремистской деятельности: маршрут его передвижения, контроль вхождения в конкретный адрес; события, предшествующие совершению преступлений экстремистской направленности, а также процесс подготовки к ним; подготовку транспортных средств к совершению преступных деяний; встречи экстремистов и их связи и т.д.

Можно отметить положительные примеры взаимодействия оперативных подразделений по противодействию экстремизму МВД России с Росфинмониторингом на предмет получения информации по движениям денежных средств по счетам фигурантов экстремистской деятельности, их блокировки и другим вопросам, Роском-надзором и иными российскими поставщиками информационно-телекоммуникационных услуг, такими как, например, сеть ВКонтакте, Яндекс, на предмет получения сведений, представляющих оперативный интерес, блокировки экстремистских контентов и сайтов.

Большую актуальность сегодня приобретает деятельность и целого ряда других организаций, к числу которых можно отнести Федеральное агентство по делам молодежи и Национальный центр информационного противодействия терроризму и экстремизму в образовательной среде и сети Интернет, которые осуществляют деятельность по развитию у детей и молодежи неприятия идеологии экстремизма, тем самым внося весомый вклад в предупреждение ее распространения.

Взаимодействие оперативных подразделений с данными организациями позволяет выявлять сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие экстремистскую информацию и проводить работу по ограничению доступа к ним.

В завершение хотелось бы отметить, что в статье обозначены лишь некоторые позиции из многоступенчатой системы деятельности оперативных подразделений по противодействию распространению идеологии экстремизма, которая в нашей стране постоянно совершенствуется и развивается, гибко реагируя на изменяющиеся условия деятельности экстремистов.

Список источников

1. Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 344 «Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года» // СПС «Консультант-Плюс».

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 // СПС «КонсультантПлюс».

4. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // СПС «КонсультантПлюс».

6. Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» // СПС «КонсультантПлюс».

7. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. № 445 «Об утверждении Правил хранения операторами связи текстовых сообщений пользователей услугами связи, голосовой информации, изображений, звуков, видео- и иных сообщений пользователей услугами связи» // СПС «КонсультантПлюс».

References

1. Decree of the President of the Russian Federation dated May 29, 2020 No. 344 "On Approval of the Strategy for Countering Extremism in the Russian Federation until 2025" // SPS "Con-sultantPlus".

2. Code of Administrative Offences of the Russian Federation dated December 30, 2001 No. 195-FZ // SPS "ConsultantPlus".

3. Criminal Code Code of the Russian Federation No. 63-FZ of June 13, 1996 // SPS "ConsultantPlus".

4. Federal Law No. 114-FZ of July 25, 2002 "On Countering extremist activities" // SPS "Con-sultantPlus".

5. Federal Law No. 374-FZ of July 6, 2016 "On Amendments to the Federal Law "On Countering Terrorism" and Certain Legislative Acts of the Russian Federation regarding the establishment of additional measures to counter terrorism and ensure public safety" // SPS "ConsultantPlus".

6. Federal Law No. 375-FZ of July 6, 2016 "On Amendments to the Criminal Code of the Russian Federation and the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation regarding the establishment of additional measures to counter terrorism and ensure public safety" // SPS "Consul-tantPlus".

7. Decree of the Government of the Russian Federation No. 445 dated April 12, 2018 "On approval of the Rules for the storage by telecom operators of text messages from users of communication services, voice information, images, sounds, video and other messages from users of communication services" // SPS "ConsultantPlus".

Информация об авторах

Н.А. Кузьмин — начальник кафедры оперативно-розыскной деятельности и специальной техники Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, доцент; Т.Н. Кузьмина — курсант Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя.

Information about the authors

N.A. Kuzmin — Head of the Department of Operational Investigative Activities and Special Equipment of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot, Doctor of Law, Associate Professor;

T.N. Kuzmina — Cadet at the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 27.12.2023; одобрена после рецензирования 22.01.2024; принята к публикации 12.02.2024.

The article was submitted 27.12.2023; approved after reviewing 22.01.2024; accepted for publication 12.02.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Хазанов А.М., А.Ю. Олимпиев. Борьба против терроризма. Опыт Израиля: Монография. Гриф МУМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки. 191 с.

ISBN: 978-5-238-03623-6

На основе анализа широкого круга источников и научной литературы авторы монографии предприняли попытку исследовать богатый опыт, который накопили в борьбе против терроризма спецслужбы Израиля, считающиеся одними из лучших в мире. В монографии подвергнуты серьезному анализу израильская модель контртеррористической борьбы, а также удачные и неудачные операции израильских спецслужб.

Для научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов вузов.

A.M. ХАЗАНОВ А.Ю. ОЛИМПИЕВ

БОРЬБА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.