Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИЗНАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА'

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИЗНАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО СЕКТОРА / ОБМЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ И НЕОБМЕННЫЕ ОПЕРАЦИИ / НАЛОГОВОЕ СОБЫТИЕ / НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ / ШТРАФЫ / МЕТОД НАЧИСЛЕНИЙ / КАССОВЫЙ МЕТОД / ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ / BUDGET REVENUES / INTERNATIONAL PUBLIC SECTOR ACCOUNTING STANDARDS / NON-EXCHANGE TRANSACTIONS AND EXCHANGE TRANSACTIONS / THE TAXABLE EVENT / TAX REVENUES / TRANSFER / FINE / THE ACCRUAL BASIS / THE CASH BASIS / RECEIVABLES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Арбатская Татьяна Георгиевна, Путырская Яна Владимировна

Последние десятилетия в Российской Федерации продолжается бюджетная реформа, направленная на изменение бюджетного законодательства, реформирование межбюджетных отношений и бюджетного процесса. Преобразования по указанным направлениям не возможны без изменения методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности, являющихся основными источниками информации для принятия экономических решений в отношении использования бюджетных средств и осуществления контроля за использованием бюджетных средств и объектов государственной (муниципальной) собственности. В настоящее время Минфин России продолжает работу по стандартизации бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности. В 2020г. действуют 15 федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, разработанных в соответствии с современными условиями деятельности организаций бюджетной сферы и принципиальным образом изменивших методологию бухгалтерского (бюджетного) учета, в том числе, учитываемые объекты. Одним из таких стандартов является СГС «Доходы» [1]. В статье рассматриваются особенности признания доходов в разрезе их видов в соответствии с требованиями указанного стандарта, приведена классификация доходов, основанная на содержании стандартов и авторском видении нормативного правового регулирования доходов бюджета. Отмечены особенности признания в бюджетном учете распределяемых налоговых и таможенных доходов. Предложен подход для признания доходов от штрафов, пени, неустойки и возмещения ущерба, позволяющий более достоверно представлять в бухгалтерской отчетности информацию о доходах и дебиторской задолженности.The last decades in the Russian Federation, budget reform has been ongoing, aimed at changing budget legislation, reforming inter-budget relations and the budget process. Conversions in these areas are not possible without changing the methodology of budget accounting and budget reporting, which are the main sources of information for making economic decisions regarding the use of budget funds and exercising control over the use of budget funds and state (municipal) property. In 2020 15 federal accounting standards for public finances are in force, developed in accordance with the modern conditions of activity of budgetary organizations and fundamentally changing the methodology of accounting (budgetary) accounting, including the objects to be taken into account. One of these standards is the Standart «Revenues». The article discusses the features of revenue recognition in the context of their types in accordance with the requirements of the specified standard, the classification of revenues based on the content of the standards and the author’s vision of regulatory legal regulation of budget revenues. The features of recognition in the budget accounting of distributed tax and customs revenues are noted. An approach is proposed for the recognition of income from fines, penalties, forfeits and damages, which allows more reliable presentation of information on income and receivables in the financial statements.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Арбатская Татьяна Георгиевна, Путырская Яна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИЗНАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА»

УДК 330:657.1

DOI: 10.26140/anie-2020-0902-0006

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИЗНАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ В УСЛОВИЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА

© 2020

SPIN-код: 9672-5213

AuthorID: 505100

Арбатская Татьяна Георгиевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения

SPIN-код: 1156-0970

AuthorID: 516714

Путырская Яна Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета и налогообложения Байкальский государственный университет

(664003, Россия, Иркутск, ул. Ленина 11, e-mail: yanochkin@list.ru)

Аннотация. Последние десятилетия в Российской Федерации продолжается бюджетная реформа, направленная на изменение бюджетного законодательства, реформирование межбюджетных отношений и бюджетного процесса. Преобразования по указанным направлениям не возможны без изменения методологии бюджетного учета и бюджетной отчетности, являющихся основными источниками информации для принятия экономических решений в отношении использования бюджетных средств и осуществления контроля за использованием бюджетных средств и объектов государственной (муниципальной) собственности. В настоящее время Минфин России продолжает работу по стандартизации бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности. В 2020г. действуют 15 федеральных стандартов бухгалтерского учета государственных финансов, разработанных в соответствии с современными условиями деятельности организаций бюджетной сферы и принципиальным образом изменивших методологию бухгалтерского (бюджетного) учета, в том числе, учитываемые объекты. Одним из таких стандартов является СГС «Доходы» [1]. В статье рассматриваются особенности признания доходов в разрезе их видов в соответствии с требованиями указанного стандарта, приведена классификация доходов, основанная на содержании стандартов и авторском видении нормативного правового регулирования доходов бюджета. Отмечены особенности признания в бюджетном учете распределяемых налоговых и таможенных доходов. Предложен подход для признания доходов от штрафов, пени, неустойки и возмещения ущерба, позволяющий более достоверно представлять в бухгалтерской отчетности информацию о доходах и дебиторской задолженности.

Ключевые слова: доходы бюджета, международные стандарты финансовой отчетности общественного сектора, обменные операции и необменные операции, налоговое событие, налоговые доходы, межбюджетные трансферты, штрафы, метод начислений, кассовый метод, дебиторская задолженность.

SOME ISSUES OF RECOGNITION OF BUDGET REVENUES IN THE CONDITIONS OF REFORMING BUDGET ACCOUNTS

© 2020

Arbatskaya Tatyana Georgievna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

Department of Accounting and Taxation Putyrskaya Yana Vladimirovna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Accounting and Taxation Baikal State University (664003, Russian Federation, Irkutsk, street Lenin 11, e-mail: yanochkin@list.ru)

Abstract. The last decades in the Russian Federation, budget reform has been ongoing, aimed at changing budget legislation, reforming inter-budget relations and the budget process. Conversions in these areas are not possible without changing the methodology of budget accounting and budget reporting, which are the main sources of information for making economic decisions regarding the use of budget funds and exercising control over the use of budget funds and state (municipal) property. In 2020 15 federal accounting standards for public finances are in force, developed in accordance with the modern conditions of activity of budgetary organizations and fundamentally changing the methodology of accounting (budgetary) accounting, including the objects to be taken into account. One of these standards is the Standart «Revenues». The article discusses the features of revenue recognition in the context of their types in accordance with the requirements of the specified standard, the classification of revenues based on the content of the standards and the author's vision of regulatory legal regulation of budget revenues. The features of recognition in the budget accounting of distributed tax and customs revenues are noted. An approach is proposed for the recognition of income from fines, penalties, forfeits and damages, which allows more reliable presentation of information on income and receivables in the financial statements.

Keywords: budget revenues, International Public Sector Accounting Standards, non-exchange transactions and exchange transactions, the taxable event, tax revenues, transfer, fine, the accrual basis, the cash basis, receivables.

ВВЕДЕНИЕ

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.

В рамках перехода на бюджетирование, ориентированное на результат, необходимым условием являлась смена метода учета с кассового на метод начислений. Неоспоримым преимуществом метода начислений является учет фактов хозяйственной жизни экономического субъекта вне зависимости от движения денежных средств, что позволяет корректно определять доходы, себестоимость оказываемых услуг (работ), финансовый результат деятельности, а также величину дебиторской и кредиторской задолженности. Провозглашенный в Концепции 2004-2006г [2]. переход от кассового метода учета на метод начисления ставил целью повыше-

ние прозрачности операций сектора государственного управления, формирование качественной информации о финансовом результате деятельности организации бюджетной сферы и финансовых последствиях принимаемых решений в налогово-бюджетной сфере. Однако, действующая в настоящее время классификация операций сектора государственного управления в составе бюджетной классификации, предусматривает возможность учета объектов и группировку операций по их экономическому содержанию как кассовым методом, так и методом начислений. Таким образом, отдельные элементы кассового метода продолжают существовать как в нормативных документах, так и в практике ведения бухгалтерского (бюджетного) учета.

Анализ последних исследований и публикаций, в ко-

Арбатская Татьяна Георгиевна, Путырская Яна Владимировна ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИЗНАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ ...

торых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновываются авторы; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы.

Понятие и виды доходов бюджетов, вопросы их планирования и прогнозирования рассматриваются в исследованиях Н.В. Васильевой [3-5], А.П. Киреенко и Е.Н. Орловой [6], Т.В. Файберг [7], Д.Ю. Федотова [8] и др.

Проблемам теории и методики бюджетного учета и, в частности учета бюджетных доходов, посвящены труды таких авторов как О. Гришакова [9]Т.В. Дружиловская[10], О.Е. Орлова [11], А.Ю. Шихов [1213] и др.

Вопросам перехода на метод начисления при учете доходов бюджета уделяют внимание М.Алексеева [14], М.В. Артемова [15], Т.С. Маслова [16], А. Репин [17] и др. Однако труды, касающиеся особенностей учета и признания отдельных видов доходов бюджетов методом начисления, практически отсутствуют.

Актуальность исследования

Актуальность исследования обусловлена тем, что применение отдельных положений новых стандартов бухгалтерского учета государственных финансов вызывает практические сложности применения, а ряд норм трактуется неоднозначно. В виду чего, размышления авторов исследования могут обозначить направления для дальнейшего совершенствования законодательной базы бухгалтерского (бюджетного) учета.

Формирование целей статьи

Целью данного исследования является выявление особенностей признания и учета доходов в организациях бюджетной сфере, а также выработка рекомендаций по совершенствованию нормативных правовых актов в области бухгалтерского (бюджетного) учета.

Постановка задания.

Провести анализ применения метода начисления к различным видам доходов бюджета в соответствии с нормами действующего законодательства.

Используемые в исследовании методы, методики и технологии

Методы, используемые при написании данной статьи: сравнение, анализ, синтез, дедукция, классификация, логический метод.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Согласно ст. 5 ФЗ №402-ФЗ, п. 35 СГС «Концептуальные основы, п. 1 Инструкции N 157, объектами бухгалтерского (бюджетного) учета являются факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования деятельности экономического субъекта, доходы, расходы и иные объекты, установленные федеральными стандартами [18-20].

Настоящая статья посвящена изучению доходов как объекта бухгалтерского (бюджетного) учета.

Прежде всего, рассмотрим существующие в настоящее время в законодательстве определения доходов.

Во-первых, определение доходов бюджета закреплено Бюджетным Кодексом РФ.

Согласно ст. 6 БК РФ, доходы бюджета - это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета [21].

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. При этом денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы РФ с момента их зачисления на единый счет этого бюджета (п. 2 ст. 40 БК РФ). В соответствии со ст. 41 БК РФ доходы бюджетов бюджетной системы составляют налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Как указывает коллектив авторов Б.Г. Бадмаев, А.Р.

Батяева, К.С. Бельский и др., из данного определения вытекают следующие признаки доходов бюджетов:

1) это всегда денежные средства, т.е. доходы бюджета не могут существовать в натуральной форме;

2) это не просто денежные средства, а поступающие в бюджет;

3) это не все денежные средства, а только те, которые не являются источниками финансирования дефицита бюджета [22].

Аналогичной позиции придерживается И.А. Гуляев, уточняя определение доходов бюджета как денежные средства, поступившие в бюджет, за исключением средств, являющихся в соответствии с БК РФ источниками финансирования дефицита бюджета, и средств, подлежащих возврату [23].

Таким образом, отождествление Бюджетным кодексом доходов бюджетов с денежными средствами свидетельствует, что доходы бюджета учитываются и отражаются в учете кассовым методом.

С 01.01.2018г. определение доходов для целей бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности содержится также в СГС Концептуальные основы, п.43 которого установлено, что доходом признается увеличение полезного потенциала активов и (или) поступление экономических выгод за отчетный период, за исключением поступлений, связанных с вкладами собственника (учредителя).

При этом в Концептуальных основах закреплены не только определение дохода как учетного объекта, но и критерии, согласно которым доходы отражаются в учете и отчетности - соответствие объекта определению, надежная денежная оценка и уверенность в будущем увеличении (поступлении) полезного потенциала активов или экономических выгод.

Из совокупности норм п. 43 и п. 47 СГС Концептуальные основы, доходы признаются в учете и отчетности организации бюджетной сферы при совершении фактов хозяйственной жизни или наступления событий, в результате которых ожидается получение экономических выгод или полезного потенциала, связанных с этими операциями (событиями) при условии, что их сумма (денежная величина) может быть надежно определена. Аналогичный подход для признания доходов предусмотрен и в п.295 Инструкции N 157н.

В СГС «Доходы» доходы объединены в две учетные группы - доходы от обменных и необменных операций и определен порядок признания каждого вида доходов группы. В настоящей статье рассмотрим особенности признания в бухгалтерском (бюджетном) учете доходов от необменных операций.

В таблице 1 обобщена информация о виде доходов от необменных операций и дате их признания в бухгалтерском (бюджетном) учете исходя из требований СГС «Доходы».

Таким образом, подводя итог, отметим, что признание доходов осуществляется либо на дату (для налогов, страховых взносов, штрафов, пеней) либо по факту наступления события. Таким событием может быть: факт хозяйственной жизни (например, возникновение права) или выполненная совокупность условий (использование в конкретной деятельности имущества или достижение определенного результата), получение документов (например, о перечислении средств в соответствующий бюджет).

На основе анализа положений законодательства, можно выделить особенность признания доходов - отсутствие единообразия относительно метода признания доходов администратором бюджетных средств. В основном, это касается налоговых и таможенных доходов.

С одной стороны, налоговый доход следует признавать на дату возникновения обязанности налогоплательщика. На основании п. 2 ст. 44 НК РФ обязанность налогоплательщика по уплате налога возникает с момента возникновения предусмотренных законодательством о

налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога, которыми являются:

1) лицо в соответствии с нормами НК РФ признается налогоплательщиком по конкретному налогу;

2) у данного лица имеется объект налогообложения;

3) наступил срок уплаты налога за конкретный налоговый период [24].

Таблица 1 - Виды доходов от необменных операций и дата их признания

Вид дохода

Доходы от налогов, сборов, в том числе государственных пошлин, страховых взносов

Доходы от таможенных платежей

Налоговые доходы, сборы, в т.ч. государственные пошлины, таможенные платежи, распределяемые в соответствии с бюджетным законодательством РФ, правом Евразийского экономического союза между бюджетами бюджетной системы РФ

Доходы от межбюджетных трансфертов, предоставляемых без условий при передаче активов

Доходы от МБТ, предоставляемых с условиями при передаче активов

Доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба

Безвозмездные поступления денежных средств (включая субсидии и гранты), полученные без условий при передаче активов

Дата признания в бухгалтерском (бюджетном) учете

Дата возникновения налогового события - факт получения субъектом учета информации о возникновении у плательщика обязанности уплатить налоги, сборы, пошлины, страховые взносы. Отражаются на основании налоговых (таможенных) деклараций, расчетов или иных документов согласно законодательству РФ о налогах и сборах (п. 16, 22 СГС «Доходы»).

Аналогичное требование установлено п. 197 Инструкции №157н: доходы признаются в момент возникновения требований к их плательщикам, возникающих в силу договоров, соглашений, законодательства.

Если документы об обязанности плательщика уплатить платеж по поступившим средствам отсутствуют, то такие платежи должны учитываться в составе авансовых поступлений. Доходом они не признаются (п. 17 СГС «Доходы»).

Дата возникновения таможенного события - возникновение в соответствии с правом Евразийского экономического союза обязанности уплаты таможенных платежей или объекта обложения таможенными пошлинами и сборами. (п. 16 СГС «Доходы»)_

По факту получения от уполномоченного органа Федерального казначейства документа о проведении операций по учету (перечислению) распределенных поступлений в бюджеты (п. 17 СГС «Доходы»).

По факту возникновения права на их получение в составе доходов текущего периода в части, относящейся к текущему периоду и в составе доходов будущих периодов в части, относящейся к будущим периодам (п. 28 СГС «Доходы»).

По факту возникновения права на их получение доходами будущих периодов. Доходы будущих периодов от МБТ признаются в составе доходов текущего отчетного периода по мере выполнения условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду (п. 28 СГС «Доходы»).

Признаются на дату возникновения требования к плательщику штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба, в частности при вступлении в силу вынесенного постановления (решения) по делу об административном правонарушении, определения о наложении судебного штрафа, при предъявлении плательщику документа, устанавливающего право требования по уплате предусмотренных контрактом (договором, соглашением) неустоек (штрафов, пеней) (п. 34 СГС «Доходы»).

Признаются прочими доходами от необменных операций текущего отчетного периода по факту возникновения права на их получение от передающей стороны в части, относящейся к отчетному периоду (п. 39 СГС «Доходы»).

Доходы от получения объектов имущества, за исключением денежных средств, переданных без условий при передаче активов Признаются доходами текущего отчетного периода от безвозмездных поступлений по факту получения имущества от передающей стороны (п. 39 СГС «Доходы»).

Доходы от безвозмездных поступлений денежных средств (включая субсидии и гранты) или доходы от безвозмездно полученных иных активов, предоставленных на условиях при передаче актива признаются в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов от безвозмездных поступлений. По мере реализации условий при передаче активов в части, относящейся к отчетному периоду, доходы будущих периодов признаются в бухгалтерском учете в составе доходов текущего отчетного периода от безвозмездных поступлений (п. 39 СГС «Доходы»).

Выбытие обязательства в связи с прощением долга Признается в составе иных доходов от необменных операций текущего периода на дату прекращения признания обязательства (п. 41 СГС «Доходы»).

Доходы при безвозмездном получении активов (материальных ценностей) На дату их получения (п. 42 СГС «Доходы»).

Доходы от необменных операций при получении работ и услуг, предоставляемые физическими или юридическими лицами субъекту учета посредством необменной операции Не отражаются (п. 43 СГС «Доходы»).

* составлена авторами

Таким образом, налоговый доход бюджета, а также дебиторская задолженность налогоплательщика должны быть признаны в бюджетном учете администратора налоговых доходов на дату уплаты налога в соответствии с законодательством. При условии, если налогоплательщик перечислил сумму налога до наступления срока уплаты, полученные средства являются авансовыми поступлениями до наступления срока уплаты налога. Такой подход в полной мере соответствует методу начислений и позволяет своевременно отражать налоговые доходы или дебиторскую задолженность налогоплательщика на дату наступления срока уплаты и раскрывать эту информацию в бюджетной отчетности администратора доходов бюджета.

Иной порядок отражения доходов с 01.01.2019г. предусмотрен для субъектов, администрирующих распределяемые Федеральным казначейством доходы (администраторы доходов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов).

Так, на основании ст. 40 БК РФ налоговые доходы зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ и затем перечисляются на единые счета соответствующих бюджетов. И такие налоговые доходы (например, налог на доходы физических лиц) отражаются администратором доходов с использованием счета 0 210 04 000 «Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет» в составе налоговых доходов по факту получения от уполномоченного органа Федерального казначейства документа о проведении операций по учету (перечислению) распределенных поступлений в бюджеты, т.е., фактически, только после их оплаты налогоплательщиком. Налоговые доходы, подлежащие распределению между бюджетами, следует учитывать по факту получения от уполномоченного органа Федерального казначейства документа о проведении операций по учету (перечислению) распределенных поступлений в бюджеты (п. 17 СГС «Доходы»).

Такой подход соответствует кассовому методу учета доходов и, по нашему мнению, не позволяет корректно отражать в бюджетной отчетности администратора до-

Арбатская Татьяна Георгиевна, Путырская Яна Владимировна ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРИЗНАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ ...

ходов бюджета величину налоговых доходов отчетного финансового года и дебиторской задолженности по налоговым поступлениям.

Из этого можно сделать вывод, что метод признания доходов зависит от уровня бюджета бюджетной системы РФ, к которому относится администратор доходов.

В таблице 2 представлена классификация доходов в соответствии с требованиями СГС «Доходы» и авторским видением признаков их группировки.

Таблица 2 - Классификация доходов в соответствии с СГС «Доходы»

Признак классификации Группы доходов Виды доходов

1.Виды доходов Доходы от необменных операций - доходы от налогов, сборов, в том числе государственных пошлин, - доходы от таможенных платежей; - доходы от страховых взносов на обязательное социальное страхование; - доходы от безвозмездных поступлений от бюджетов; - доходы от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба; - прочие доходы от необменных операций.

Доходы от обменных операций - доходы от собственности; - доходы от реализации.

Доходы отчетного периода Все доходы от обменных и необменных операций дата признания которых или наступление события для признания которых произошли в отчетном периоде.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.Период отнесения Доходы будущих периодов - Доходы от межбюджетных трансфертов и от безвозмездных поступлений (активов и денежных средств) с условиями передачи; - Доходы от межбюджетных трансфертов и безвозмездных поступлений денежных средств без условий при передаче активов в части относящейся к будущим периодам.

Доходы, признаваемые на дату Налоги, страховые взносы, штрафы, пени, неустойки

З.Момент признания Доходы, признаваемые по факту наступления события Все доходы при выполнении соответствующих условий

Доходы, признаваемые по методу начисления Все доходы от обменных и необменных операций, за исключением, налоговых и таможенных доходов, подлежащих распределению между бюджетами

4.Метод признания Доходы, признаваемые кассовым методом Налоговые и таможенные доходы, подлежащие распределению между бюджетами, следует учитывать по факту получения от уполномоченного органа Федерального казначейства документа о проведении операций по учету (перечислению) распределенных поступлений в бюджеты

* составлена авторами

Другая проблема, связанная с моментом признания доходов, касается признания доходов от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба.

Учреждения и органы власти, являющиеся администраторами налоговых доходов, могут быть наделены полномочиями по учету неналоговых доходов, возникающих в результате применения к плательщикам мер административной, уголовной и иной ответственности, возникающих в связи с нарушением контрагентом дей-

ствующего законодательства. Суммы доходов от штрафов, пеней, неустоек, возмещения ущерба признаются в бухгалтерском учете в соответствии с документами, подтверждающими право требования. Обязанность гражданина или юридического лица, привлеченных к ответственности, по перечислению в доход бюджета денежных средств наступает только в следующих случаях:

1. По окончании срока для обжалования (если документ не был обжалован правонарушителем);

2. С момента вынесения (вступления в законную силу) решения уполномоченного органа, должностного лица или суда.

Учитывая, что размер штрафа может быть обжалован до вступления в законную силу решения суда или арбитражного суда, определить точный размер суммы ожидаемых поступлений в момент вынесения постановления не представляется возможным. Это, в свою очередь, свидетельствует о невыполнении критериев признания доходов, установленных п. 47 СГС «Концептуальные основы». Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что доходы в виде штрафов и других платежей, перечисляемые на единый счет бюджета, следует учитывать как доход бюджета с момента вступления в законную силу административного либо судебного акта, устанавливающего основание и размер штрафной санкции (п. п. 34, 35 СГС «Доходы»).

Выводы исследования

Подводя итог вышесказанному, отметим, что в настоящее время в законодательстве не осуществлена в полной мере реализация учета по методу начислений при отражении доходов от необменных операций, в т.ч. налоговых и таможенных доходов, распределяемых по уровням бюджетов бюджетной системы РФ. Это напрямую влияет и на оценку дебиторской задолженности по налоговым и таможенным доходам в бюджетной отчетности администраторов доходов бюджета различных уровней. Кроме того, на наш взгляд, требует доработки подход для признания доходов от реализации мер административной, уголовной и иной ответственности, изложенный в СГС «Доходы». Вышеизложенные факты свидетельствуют о необходимости дальнейшей доработки и совершенствования законодательства в области регулирования бюджетного учета доходов.

Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении.

Результатом данного исследования могут послужить выработка рекомендаций для дальнейшего совершенствования нормативной правовой базы в области признания и учета доходов бюджетов, что в свою очередь повлияет на повышение достоверности бухгалтерской (бюджетной) отчетности организаций бюджетной сферы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Приказ Минфина России от 27 февраля 2018 г. N 32н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы»

2. Постановление Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 (ред. от 06.04.2011) «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» (вместе с «Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах», «Планом мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах»)

3. Васильева Н.В. Доход как категория финансового права// Налоги и финансовое право. 2015. № 5. с. 13-18.

4. Васильева Н.В. О финансово-правовом понимании дохода// Финансы. 2015. № 7. С. 60-63.

5. Васильева Н.В. Публичные доходы — новая категория финансового права //Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2015. Вып. 3(29). C. 30-38.

6. Кириенко А.П., Орлова Е.Н. Повышение доходного потенциала местных бюджетов на основе закрепления дополнительных налоговых доходов //Baikal Research Journal. 2017. Т. 8. № 4. С. 14.

7. Файберг Т.В. Проблемы и перспективы налоговых доходов местных бюджетов в РФ// Налоги и финансовое право. 2015. № 10. С. 141-148.

8. Федотов Д.Ю. Анализ прогнозирования налоговых доходов федерального бюджета России // Финансы и кредит. 2017. Т. 23 № 34 (754). С. 2016-2031.

9. Гришакова О. Отдельные вопросы по применению ФСБУ

«Доходы» //Автономныеучреждения: бухгалтерский учет и налогообложение. 2019. № 4. С. 16 - 21.

10. Дружиловская Т.Ю., Хавронина Е.Д. Проблемы учета доходов и расходов организаций государственного сектора // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2018. № 10. С. 2 - 10.

11. Орлова О.Е. Внедрение федеральных стандартов бухучета для государственного сектора // Руководитель бюджетной организации. 2018. № 8. С. 52 - 57.

12. Шихов А.Ю. Стандарты бухгалтерского учета для госсектора // Советник бухгалтера в здравоохранении. 2017. № 2. С. 28 - 36.

13. Шихов А.Ю. Доходы учреждения от грантов // Советник в сфере образования. 2015. № 7. С. 25 - 28.

14. Алексеева М. Учет доходных операций по новым правилам // Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. № 8. С. 35 - 44.

15. Артемова И.В. Вступает в силу федеральный стандарт «Доходы» //Госсектор: учет, планирование, контроль. 2018. № 8. С. 43 - 52.

16. Маслова Т.С. Применение Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Доходы» // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2020. № 2. С. 2 - 8.

17. Репин А. Федеральный стандарт «Доходы». Основные положения // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. 2018. № 7. С. 9 -18.

18. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ

19. Приказ Минфина России от 31.12.2016№ 256н «Обутвержде-нии федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора»

20. Приказ Минфина России от 01.12.2010 №157н: Обутвержде-нии Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению

21. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ

22. Финансовое право: учебник для бакалавров / Б.Г. Бадмаев, А.Р. Батяева, К.С. Бельский и др.; под ред. И.А. Цинделиани. 3-е изд. М.: Проспект, 2016. 656 с.

23. Гуляев И.А. К вопросу о дефиниции «Доходы бюджета» // Финансовое право. 2014. № 4. С. 44 - 48.

24. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N146-ФЗ.

Статья поступила в редакцию 27.03.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.