Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОМЕЩЕНИЯХ КАМЕРНОГО ТИПА СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ'

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОМЕЩЕНИЯХ КАМЕРНОГО ТИПА СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
74
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОМЕЩЕНИЯ КАМЕРНОГО ТИПА / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТАЙНА / ЗАДЕРЖАННЫЕ (АРЕСТОВАННЫЕ) ЛИЦА / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тимришев Асхар Кальбекович, Артюхов Александр Витальевич

В статье без освещения достаточно специфичных организационно-тактических аспектов работы с лицами, оказывающими конфиденциальное содействие и сотрудничество органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность на территории Российской Федерации, в силу отнесения указанной информации к сведениям, составляющим государственную и служебную тайны, проанализированы положения действующих открытых нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы осуществления оперативно-разыскной деятельности в помещениях камерного типа в специальных учреждениях МВД России. Речь идет о вопросах, раскрывающих правовую основу нахождения конкретных задержанных (арестованных) и иных категорий лиц на законных основаниях в условиях изоляции от общества. В то же время в статье обращено внимание не только на декларативность отдельных международных нормативных правовых актов, являющихся международными договорами и как следствие - составной частью правовой системы Российской Федерации, но и на невозможность их практического применения в связи с тем, что ряд решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации, в их истолковании противоречат Конституции Российской Федерации. В совокупности это свидетельствует о существующих проблемах реализации принципа законности в оперативно-разыскной деятельности. С учетом сказанного предложены конкретные варианты разрешения обозначенной проблематики путем изучения системы законодательных актов, регламентирующих вопросы осуществления оперативно-разыскной деятельности в помещениях камерного типа в специальных учреждениях МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Тимришев Асхар Кальбекович, Артюхов Александр Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ISSUES RELATED TO LEGAL REGULATION WHILE CONDUCTING DETECTIVE ACTIVITY IN THE CHAMBER-TYPE PREMISES OF THE SPECIAL INSTITUTIONS OF THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA

Without determining rather specific organizational and tactical aspects of work with the persons giving confidential assistance and cooperation to the bodies carrying out detective activity on the territory of the Russian Federation due to the attribution of this information to that one that constitutes the state and official secrets the given article analyzes the provisions of current open regulatory legal acts regulating the implementation of detective and search activity in chamber-type premises in the special institutions of the Interior Ministry of Russia. Namely, the issues that reveal the legal basis for staying the specific detainees (arrested) men and other categories of persons on the legal grounds in conditions of isolation from the society. At the same time the article deals with not only the declarative nature of certain international regulatory legal acts that are international treaties and, as a result, an integral part of the legal system of the Russian Federation, but also the impossibility of their practical application due to the fact that a number of decisions of interstate bodies, adopted on the basis of the provisions of international treaties of the Russian Federation in their interpretation contradict the Constitution of the Russian Federation. Taken together this shows the existing problems of implementing the principle of legality in detective activity. Taking it into account, the specific options to solve the mentioned issues by studying the system of legislative acts regulating the implementation of detective activity in chamber-type premises in the special institutions of the Interior Ministry of Russia are proposed. Keywords : chamber-type premises, detective activity, state secrets, detained (arrested) persons, detective actions

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОМЕЩЕНИЯХ КАМЕРНОГО ТИПА СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ»

УДК 343.102

doi: 10.25724/VAMVD.A034

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В ПОМЕЩЕНИЯХ КАМЕРНОГО ТИПА

СПЕЦИАЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ МВД РОССИИ

Асхар Кальбекович Тимришев*, Александр Витальевич Артюхов**

* ОМВД России по Приволжскому району Астраханской области, с. Началово, Астраханская область, Россия, atimrisv@gmail.com

** Волгоградская академия МВД России, Волгоград, Россия, alex.v.artuhov@yandex.ru

Аннотация. В статье без освещения достаточно специфичных организационно-тактических аспектов работы с лицами, оказывающими конфиденциальное содействие и сотрудничество органам, осуществляющим оперативно-разыскную деятельность на территории Российской Федерации, в силу отнесения указанной информации к сведениям, составляющим государственную и служебную тайны, проанализированы положения действующих открытых нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы осуществления оперативно-разыскной деятельности в помещениях камерного типа в специальных учреждениях МВД России. Речь идет о вопросах, раскрывающих правовую основу нахождения конкретных задержанных (арестованных) и иных категорий лиц на законных основаниях в условиях изоляции от общества. В то же время в статье обращено внимание не только на декларативность отдельных международных нормативных правовых актов, являющихся международными договорами и как следствие — составной частью правовой системы Российской Федерации, но и на невозможность их практического применения в связи с тем, что ряд решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров Российской Федерации, в их истолковании противоречат Конституции Российской Федерации. В совокупности это свидетельствует о существующих проблемах реализации принципа законности в оперативно-разыскной деятельности. С учетом сказанного предложены конкретные варианты разрешения обозначенной проблематики путем изучения системы законодательных актов, регламентирующих вопросы осуществления оперативно-разыскной деятельности в помещениях камерного типа в специальных учреждениях МВД России.

Ключевые слова: помещения камерного типа, оперативно-разыскная деятельность, государственная тайна, задержанные (арестованные) лица, оперативно-разыскные мероприятия

Для цитирования: Тимришев А. К., Артюхов А. В. Отдельные вопросы правовой регламентации осуществления оперативно-разыскной деятельности в помещениях камерного типа специальных учреждений МВД России // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2022. № 3 (62). С. 175—182. doi: 10.25724/VAMVD.A034

SOME ISSUES RELATED TO LEGAL REGULATION

WHILE CONDUCTING DETECTIVE ACTIVITY IN THE CHAMBER-TYPE PREMISES

OF THE SPECIAL INSTITUTIONS OF THE INTERIOR MINISTRY OF RUSSIA

Askhar Kalbekovich Timrishev*, Alexandr Vitalyevich Artyukhov**

* Interior Ministry of Russia of the Privolzhsky District of the Astrakhan Region, s. Nachalovo, Astrakhan Region, Russia, atimrisv@gmail.com

** Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Volgograd, Russia, alex.v.artuhov@yandex.ru

Abstract. Without determining rather specific organizational and tactical aspects of work with the persons giving confidential assistance and cooperation to the bodies carrying out detective activity on the territory of the Russian Federation due to the attribution of this information to that one that constitutes the state and official secrets the given article analyzes the provisions of current open regulatory legal acts regulating the implementation of detective and search activity in chamber-type premises in the special institutions of the Interior Ministry of Russia. Namely, the issues that reveal the legal basis for staying the specific detainees (arrested) men and other categories

© Тимришев А. К., Артюхов А. В., 2022

of persons on the legal grounds in conditions of isolation from the society. At the same time the article deals with not only the declarative nature of certain international regulatory legal acts that are international treaties and, as a result, an integral part of the legal system of the Russian Federation, but also the impossibility of their practical application due to the fact that a number of decisions of interstate bodies, adopted on the basis of the provisions of international treaties of the Russian Federation in their interpretation contradict the Constitution of the Russian Federation. Taken together this shows the existing problems of implementing the principle of legality in detective activity. Taking it into account, the specific options to solve the mentioned issues by studying the system of legislative acts regulating the implementation of detective activity in chamber-type premises in the special institutions of the Interior Ministry of Russia are proposed.

Keywords: chamber-type premises, detective activity, state secrets, detained (arrested) persons, detective actions

For citation: Timrishev A. K., Artyukhov A. V. Some issues related to legal regulation while conducting detective activity in the chamber-type premises of the special institutions of the Interior Ministry of Russia. Journal of the Volgograd Academy of the Ministry of the Interior of Russia, 175—182, 2022. (In Russ.). doi: 10.25724/VAMVD.A034

Традиционно большинство подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы оперативно-разыскной деятельности (далее — ОРД) в помещениях камерного типа специальных учреждений МВД России (далее — ПКТ ОВД), содержат сведения о силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД. В соответствии с ч. 4 ст. 5 закона Российской Федерации «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г. № 5485-11 (далее — Закон РФ «О государственной тайне») такие сведения подлежат засекречиванию.

Кроме того, исходя из положений ст. 7 Закона РФ «О государственной тайне» не относятся к государственной тайне и не подлежат засекречиванию сведения: о привилегиях, компенсациях и социальных гарантиях, предоставляемых государством гражданам и должностным лицам; о состоянии преступности.

В то же время согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) верховенство над подзаконными нормативными правовыми актами имеют официально опубликованные федеральные законы2. Неопубликованные законы не имеют юридической силы и не применяются. Соответственно, любые нормативные правовые акты, определяющие права, свободы и обязанности человека и гражданина, в том числе содержащихся в ПКТ ОВД, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

1 О государственной тайне: федер. закон от 21 июля 1993 г. № 5485-1. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования

1 июля 2020 г.). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс»; О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания: федер. закон от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ. Ст. 3. Там же.

Во-первых, отметим, что к числу ПКТ ОВД отнесены: изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых; специальные приемники для лиц, арестованных за совершение административных правонарушений; специальные приемники для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации; центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей. Подробнее правовой режим их функционирования раскроем далее.

Не менее важным в контексте настоящей статьи является закрепление в нормах уголовно-процессуального законодательства оснований, порядка и правил документального оформления применения мер процессуального принуждения в отношении подозреваемых и обвиняемых.

Согласно п. 2 ст. 94 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее — УПК РФ) если в отношении подозреваемого не была избрана мера пресечения в виде заключения его под стражу, то по истечении 48 часов с момента задержания он подлежит освобождению.

В части 1 ст. 16 УПК РФ установлено, что подозреваемому (обвиняемому) обеспечивается право на защиту, которое он может осуществлять как лично, так и с помощью защитника. Показателен и тот факт, что постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 29 обращено внимание судов на то, что обеспечение права на защиту является одним из принципов уголовного судопроизводства, который действует на всех его стадиях3.

3 О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве: постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 г. № 29. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

Существенно также закрепление в нормах УПК РФ содержание понятия «результаты оперативно-розыскной деятельности», представляющего собой «сведения, полученные в соответствии с федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности, о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступление и скрывшихся от органов дознания, следствия или суда» (п. 36.1 ст. 5).

Значимы для понимания правового аспекта содержания задержанных лиц, подозреваемых в совершении преступлений, в ПКТ ОВД также положения Уголовного кодекса Российской Феде-рации1 (далее — УК РФ). Он раскрывает понятие преступления, определяет перечень уголовно наказуемых деяний, что позволяет осуществлять поиск признаков, образующих состав преступления, в действиях (бездействии) конкретных лиц.

Во-вторых, опасность наиболее тяжких преступных посягательств заключается в их скрытом и замаскированном характере, который не позволяет реализовать принцип неотвратимости наказания за их совершение. Даже в случае привлечения к уголовной ответственности лиц, причастных к таким преступлениям, в качестве обвиняемых, а позже и подсудимых, избрания в отношении них меры пресечения в виде заключения под стражу существует настоятельная потребность установления дополнительных данных, свидетельствующих о фактах их преступной деятельности, в том числе оставшихся неизвестными правоохранительным органам, а также иных сведений, позволяющих нейтрализовать возможное противодействие уголовному судопроизводству. Это обусловливает необходимость не только постоянного применения всего арсенала гласных и негласных сил, средств и методов ОРД на конкретной «вольной» территории, обслуживаемой сотрудниками оперативных подразделений, но и осуществления оперативно-разыскных мероприятий (далее — ОРМ) в отношении лиц, изолированных от общества в ПКТ ОВД — задержанных, арестованных. Значимо также решение схожих задач и для иных категорий задержанных, не связанных с проверкой их причастности к совершенным преступлениям, содержащихся на законных основаниях в условиях кратковременной изоляции на строго определенных объектах.

Отметим, что вопросы совершенствования правовой регламентации осуществления оперативными подразделениями ОРД в ПКТ ОВД являлись пред-

1 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

метом постоянного внимания к ней со стороны многих ученых и специалистов в области ОРД: А. И. Алексеева, В. Г. Боброва, Б. Е. Богданова, Б. Н. Блинова, А. С. Вандышева, Д. В. Гребель-ского, А. И. Назарова, О. Б. Воронова и др. Их исследования посвящены различным вопросам, раскрывающим специфику использования сил, средств и методов ОРД в выявлении, предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, установлении лиц, их подготавливающих, совершающих и совершивших, в том числе в условиях ПКТ ОВД.

Несмотря на несомненную теоретическую и практическую значимость этих исследований, необходимо признать, что они не смогли охватить всех аспектов оперативной работы, осуществляемой на современном этапе. Это связано с тем, что в таких исследованиях акцент делался на освещении вопросов организации и тактики именно ОРД, без должного раскрытия компонента, предусматривающего реализацию принципа законности как правовой основы нахождения конкретных задержанных (арестованных) и иных категорий лиц в ПКТ ОВД. В связи с этим с учетом гипотезы настоящей статьи акцентируем внимание на вопросах правового регулирования ОРД в ПКТ ОВД, которые, априори основываясь на положениях упомянутых ранее Конституции РФ и Законе РФ «О Государственной тайне», не подлежат засекречиванию.

Несомненно, базовым в контексте обозначенной проблемы является конституционный уровень, который составляют нормы Конституции РФ и решения Конституционного Суда Российской Федерации (далее — КС РФ) по вопросам конституционности норм, определяющих специфику применения сил, средств и методов ОРД, а также функционирования мест кратковременной изоляции подозреваемых (обвиняемых) в совершении преступлений и иных категорий граждан.

Так, в ст. 2 Конституции РФ в качестве обязанности государства и основной задачи ОРД провозглашена защита человека, его прав и свобод. Кроме того, необходимо подчеркнуть, что подозреваемые (обвиняемые) в совершении преступлений пользуются правами, установленными для граждан Российской Федерации, с определенными ограничениями. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Анализ данного конституционного принципа позволяет сделать вывод, что на законодательном уровне установлены специфические

ограничения прав и свобод подозреваемых (обвиняемых).

Подзаконный уровень правовой регламентации ОРД в ПКТ ОВД представлен широким перечнем нормативных правовых актов. Среди них базовым является Указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699, утвердивший Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации1. Согласно данному источнику права (подп. 43 и 44 п. 11) к полномочиям МВД России относится организация содержания задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста, а также содержания в специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации.

Порядок содержания в специальных учреждениях иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, регламентирован Правилами содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации2.

В настоящий момент на сотрудников оперативных подразделений МВД России возложено решение значительного перечня задач, определенных действующим законодательством и подзаконными

1 Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. № 699. Доступ из справ.-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

2 Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии: постановление правительства Российской Федерации от 30 декабря 2013 г. № 1306. Доступ из справ.-пра-вовой системы «КонсультантПлюс».

нормативными правовыми актами. Не ставя в рамках данной работы цель их детального рассмотрения, считаем необходимым обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ сотрудникам полиции для выполнения возложенных на них обязанностей предоставляется не менее значительный объем прав. В частности, ст. 13 этого закона закреплены права, реализация которых связана не только непосредственно с фактами преступной деятельности, но и нарушением административного законодательства.

Вместе с тем порядок реализации сотрудниками полиции таких прав определен положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ3 (далее — КоАП РФ), а также ведомственными нормативными правовыми актами МВД России.

С учетом рассматриваемой проблематики хотим обратить внимание на то, что в соответствии со ст. 23.3, 28.3 КоАП РФ на должностных лиц органов внутренних дел (далее — ОВД) возложена обязанность не только выявлять широкий перечень административных правонарушений, но и составлять протоколы об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 27.6 и 27.3 КоАП РФ к органам, исполняющим административное наказание в виде административного ареста, относятся ОВД.

В 2013 г. был принят Федеральный закон «О порядке отбывания административного ареста» от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ4, в ст. 3 которого определено, что местами отбывания административного ареста являются подразделения территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Положения Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ (далее — ФЗ № 103-ФЗ) являются не менее актуальными. Статья 33 комментируемого закона обязывает соблюдать правила раздельного размещения в ПКТ ОВД. С учетом рассматриваемых вопросов хотим обратить внимание, что положе-

3 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 О порядке отбывания административного ареста: федер. закон от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ния этой нормы распространяют свое действие не только на ПКТ ОВД, но и аналогичные объекты следственных изоляторов ФСИН России и ФСБ России. Так, раздельно должны содержатся:

— мужчины и женщины, несовершеннолетние и взрослые (в исключительных случаях с согласия прокурора в камерах, где содержатся несовершеннолетние, допускается содержание положительно характеризующихся взрослых, впервые привлекаемых к уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести);

— лица, впервые привлекаемые к уголовной ответственности, и лица, ранее содержавшиеся в местах лишения свободы;

— подозреваемые и обвиняемые, а также осужденные, приговоры в отношении которых вступили в законную силу;

— подозреваемые и обвиняемые, проходящие по одному уголовному делу.

Отдельно от других содержатся подозреваемые и обвиняемые:

— в торговле несовершеннолетними, грабеже и разбое, терроризме, бандитизме, посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа и т. д.

— в совершении преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства и преступлений против мира и безопасности человечества, убийств, изнасилования, насильственных действий сексуального характера;

— при особо опасном рецидиве преступлений;

— являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, военнослужащими и т. п.;

— больные инфекционными заболеваниями или нуждающиеся в особом медицинском уходе и наблюдении.

По решению администрации места содержания под стражей либо по письменному решению лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, также отдельно от других могут содержаться подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность со стороны других подозреваемых и обвиняемых.

Подчеркнем, что и ст. 34 ФЗ № 103-Ф3 закрепляет необходимость проведения ОРМ в целях выявления, предупреждения и раскрытия преступлений в местах содержания под стражей.

Отметим, что оперативная работа в условиях ПКТ ОВД осуществляется не только в рамках поиска первичной оперативно значимой информации или отработки уже подтвержденной в отношении конкретных лиц, но и в процессе реализации

значительного перечня мер профилактического характера. Таким образом, при осуществлении ОРД в ПКТ ОВД оперативные подразделения ОВД решают значительный перечень задач, позволяющих достичь основной цели этой деятельности — защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Исходя из этого, конкретизируем перечень частных задач, решаемых сотрудниками оперативных подразделений ОВД в процессе осуществления ОРД в условиях ПКТ ОВД независимо от их вида. В их числе:

— получение сведений, позволяющих раскрыть преступление, совершенное арестованным. К таким сведениям относятся данные о личности разрабатываемого, причастности его к совершенному преступлению; обстоятельствах совершения преступления; сообщниках разрабатываемого; местах хранения оружия, наркотиков, орудий преступления, похищенного имущества, предметов и документов, которые могут быть вещественными доказательствами; лицах, которые могут быть свидетелями, и т. п.;

— выявление оставшихся на свободе преступных связей арестованных и их преступных намерений в целях принятия мер по предотвращению новых преступлений;

— выявление и предупреждение намерения арестованных договориться с сообщниками о поведении на следствии и суде, уничтожить изобличающие их доказательства, скрыть деньги и ценности, нажитые преступным путем, совершить побег, покончить жизнь самоубийством;

— установление лиц, скрывшихся после совершения преступления;

— изучение личности арестованных для определения методов воздействия, с помощью которых можно убедить разрабатываемых в необходимости чистосердечного признания своей вины и отказа от преступных намерений в будущем, и т. д.

В совокупности это не только способствует всестороннему, полному и объективному расследованию преступлений, а также выявлению в ходе ОРМ лиц, находящихся на свободе и замышляющих или подготавливающих совершение преступления, но и позволяет вести успешную работу по предупреждению преступлений на обслуживаемой территории и решать иные задачи, стоящие перед ОВД.

В качестве положительного примера проведения ОРМ в условиях ПКТ ОВД стал результат раскрытия резонансного преступления, потрясшего всю Астра-

ханскую область, — убийства семьи владельца парфюмерной сети «Лескаль» Сергея Агафонова. Так, в ночь с 10 на 11 июня 2010 г. преступники в целях хищения 3 млн рублей ворвались в домовладение предпринимателя. Пытаясь получить деньги, они сначала утопили его 4-летнюю дочь, а затем, чтобы не оставлять свидетелей, задушили 15-летнего сына, 37-летнюю супругу и главу семьи. Добычей налетчиков оказалось всего лишь 500 тыс. рублей. По данному факту следователем Следственного Управления Следственного Комитета России по Астраханской области возбуждено уголовное дело по признакам составов преступлений, предусмотренных пп. «а», «б» ч. 4 ст. 162, пп. «а», «к» ч. 2 ст. 105 УК РФ. Однако раскрыть убийство по «горячим следам» правоохранительными органами региона не удалось. Лишь в 2012 г. было возобновлено производство по уголовному делу по вновь открывшимся обстоятельствам. Основанием для производства следственных действий и ОРМ послужила поступившая оперативная информация в период нахождения в изоляторе временного содержания УМВД России по г. Астрахани подозреваемого в краже местного жителя, Артура Шаяхметова, и впоследствии оформленная в соответствии со ст. 142 УПК РФ в виде явки с повинной.

Астраханский областной суд 9 декабря 2013 г. на основании вердикта присяжных заседателей признал Шаяхметова и установленных соучастников, в зависимости от роли каждого, виновными. Суд назначил Артуру Шаяхметову пожизненное лишение свободы, Елшаду Сарыеву — 7 лет колонии строгого режима. В отношении третьего соучастника данного преступления уголовное дело было прекращено в связи с его смертью. В рамках расследования уголовного дела был установлен факт убийства Шаяхметовым своего подельника, так как последний мог дать признательные показания1.

Данный пример, кроме прочего, иллюстрирует необходимость взаимодействия между оперативными подразделениями ОВД и уголовно-исполнительной системы (далее — УИС). И хотя в понятийном аппарате УПК РФ и Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ2 (далее — ФЗ «Об ОРД») отсутствует термин «взаимодействие», необходи-

1 См.: URL: https://pravo.ru/news/view/95523/ (дата обращения: 28.06.2022).

2 См.: Об оперативно-розыскной деятельности: федер. закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (с изм. от 24 июня 2013 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-

Плюс».

мость согласованных действий между сотрудниками всех служб и подразделений различных правоохранительных органов, осуществляющих борьбу с преступностью во многих формах ее проявления, вытекает из смысла содержания этих законов.

Так, положения ч. 5 ст. 13 ФЗ «Об ОРД» позволяют оперативным подразделениям органов, осуществляющих ОРД, в том числе и ОВД, проводить совместно с работниками УИС ОРМ в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы.

Кроме того, в соответствии с ч. 4 ст. 14 ФЗ «Об ОРД» оперативные подразделения ОВД обязаны информировать иные субъекты ОРД о ставших им известными фактах противоправной деятельности, относящихся к их компетенции, и оказывать им необходимую помощь.

В дополнение к сказанному неслучайно термин «взаимодействие» нашел свое отражение в положениях Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ3 (в отличие от УПК РФ и ФЗ «Об ОРД»). Так, в соответствии с ч. 3 ст. 18.1 этого законодательного акта ОРД при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества, осуществляется оперативными подразделениями УИС как самостоятельно, так и во взаимодействии с оперативными подразделениями иных государственных органов, определенных ФЗ «Об ОРД», в пределах их компетенции.

Таким образом, каждый субъект такого взаимодействия при осуществлении ОРД как стремится к достижению общей цели — защите жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечению безопасности общества и государства от преступных посягательств, так и решает частные задачи, присущие отдельно каждому ведомству.

К числу задач, решение которых, в основном, для территориальных ОВД принято считать относительно второстепенными, также необходимо относить оказание содействия оперативным подразделениям УИС в целях установления местонахождения и задержания лиц, совершивших побег из-под стражи, лиц, уклоняющихся от отбытия уголовного наказания, от получения предписания о направлении к месту отбытия наказания либо не прибывших к месту отбывания наказания в установленный в указанном предписании срок. Порядок оказания

3 См.: Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. № 1-ФЗ (с изм. от 24 июня 2013 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

такого содействия регламентирован совместным приказом МВД России и ФСИН России, имеющим ограничительный доступ.

Рассматривая международный уровень правовой регламентации ОРД в ПКТ ОВД, необходимо остановиться на анализе большой группы решений Европейского Суда по правам человека (далее — ЕСПЧ) — судебного органа Совета Европы, созданного в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод1. Вслед за Е. Н. Хазо-вым и Н. В. Бердниковым полагаем, что присоединение Российской Федерации к этой конвенции дало возможность гражданам обратиться в ЕСПЧ [1].

Однако с учетом вопросов, рассматриваемых в данной статье, считаем целесообразным акцентировать внимание на Минимальных стандартных Правилах обращения с заключенными2, которые определяют порядок приема и содержания в специальных учреждениях МВД России иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, требования к их содержанию, и т. п.

Рассматривать многочисленные решения ЕСПЧ нецелесообразно по двум причинам.

Во-первых, в связи с вступлением в силу Постановления КС РФ от 14 июля 2015 г. № 21-П3, закреп-

1 Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г.) (с изм. от 24 июня 2013 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

2 См.: Минимальные стандартные Правила обращения с заключенными (приняты на Конгрессе Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Женева, 30 августа 1995 г.). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант-Плюс».

3 По делу о проверке конституционности положений статьи 1 Федерального закона «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов

к ней», пунктов 1 и 2 статьи 32 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», частей первой и четвертой статьи 11, пункта 4 части четвертой статьи 392 Гражданского процессуального кодекса

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 13, пункта 4 части 3 статьи 311 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, частей 1 и 4 статьи 15, пункта 4 части 1 статьи 350 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункта 2 части четвертой статьи 413 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 14 июля 2015 г. № 21-П. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

ленное в новой редакции ст. 79 Конституции РФ4. Согласно позиции КС РФ «Общепризнанные нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации. Конвенция о защите прав человека и основных свобод является международным договором Российской Федерации». Соответственно, постановления ЕСПЧ должны исполняться на началах признания их частью правовой системы Российской Федерации с учетом высшей юридической силы Основного закона. Статья 79 Конституции РФ устанавливает, что «решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации».

В связи с этим разделяем точку зрения Л. А. Тереховой, которая считает, что ЕСПЧ не является вышестоящей инстанцией для национальных судов, следовательно, он не может отменять их решения [2].

Во-вторых, 15 марта 2022 г. принятая Комитетом министров в рамках процедуры, начатой в соответствии со ст. 8 Устава Совета Европы, на заседании заместителей министров резолюция постановила, что Российская Федерация перестает состоять в Совете Европы с 16 марта 2022 года.

В свою очередь 15 марта 2022 г. Правительство Российской Федерации уведомило Генерального секретаря о своем выходе из состава Совета Европы в соответствии с Уставом Совета Европы и своем намерении денонсировать Европейскую конвенцию о правах человека5.

В заключение отметим, что проведенный в данной статье анализ значительного перечня положений отечественных законодательных и подзаконных нормативных правовых актов позволяет говорить о существовании устоявшейся системы правового регулирования ОРД в ПКТ ОВД. Без изучения и знания этой системы законодательных актов невозможно на высоком профессиональном уровне осуществлять борьбу с преступностью, не имеющей территориальных, межведомственных и возрастных рамок.

4 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.).

5 См.: URL: https://www.coe.int/nj/web/moscow/-/resolution-cm-res-2022-2-on-the-cessation-of-the-members h i p-of-the-russian-federation-to-the-council-of-europe#:~:text=% (дата обращения: 28.06.2022).

1. Хазов Е. Н., Бердников Н. В. Международно-правовой механизм защиты прав человека в Европейском суде по правам человека // Вестник Московского университета МВД России. 2016. № 2. С. 144—148.

2. Терехова Л. А. Постановление ЕСПЧ как основание для пересмотра решения национального суда // Правоприменение. 2017. Т. 1, № 1. С. 173—183.

Тимришев Асхар Кальбекович,

заместитель начальника полиции (по оперативной работе) ОМВД России по Приволжскому району Астраханской области; atimrisv@gmail.com

Артюхов Александр Витальевич,

доцент кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Волгоградской академии МВД России, кандидат юридических наук; alex.v.artuhov@yandex.ru

1. Khazov Ye. N., Berdnikov N. V. International and legal mechanism to protect human rights in the European Court of Human Rights. Vestnik of the Moscow University of the Interior Ministry of Russia, 144—148, 2016. (In Russ.).

2. Terekhova L. A. Decree of the European Court of Human Rights as the basis to review a decision of the National Court. Law Enforcement, 173—183, 2017. (In Russ.).

Timrishev Askhar Kalbekovich,

deputy chief of police (on operative activity) of the Interior Ministry of Russia of the Privolzhsky District of the Astrakhan Region; atimrisv@gmail.com

Artyukhov Alexandr Vitalyevich,

associate professor at the department

of detective activity

and special technic equipment

of the Volgograd Academy of the Ministry

of the Interior of Russia,

candidate of juridical sciences;

alex.v.artuhov@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 30.06.2022; одобрена после рецензирования 08.07.2022; принята к публикации 08.09.2022.

The article was submitted 30.06.2022; approved after reviewing 08.07.2022; accepted for publication 08.09.2022.

* * *

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.