Научная статья на тему 'Отдельные вопросы правового регулирования института удаления главы муниципального образования'

Отдельные вопросы правового регулирования института удаления главы муниципального образования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
157
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНИЦИАТИВА ВЫСШЕГО ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ОБРАЩЕНИЕ / УДАЛЕНИЕ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТСТАВКУ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Андреев В.А.

В статье рассмотрены некоторые проблемы института удаления главы муниципального образования в отставку. Действующим законодательством РФ установлено, что инициатива высшего должностного лица об удалении главы муниципального образования в отставку должна оформляться в виде обращения. Однако данный акт не входит в перечень актов этого должностного лица, что может привести к отмене судом решения об удалении главы муниципального образования в отставку. В связи с этим автором было предложено внести изменения с целью устранения этого упущения в законе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Отдельные вопросы правового регулирования института удаления главы муниципального образования»

ОТДЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА УДАЛЕНИЯ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Андреев В.А.*

Волгоградский государственный университет, г. Волгоград

В статье рассмотрены некоторые проблемы института удаления главы муниципального образования в отставку. Действующим законодательством РФ установлено, что инициатива высшего должностного лица об удалении главы муниципального образования в отставку должна оформляться в виде обращения. Однако данный акт не входит в перечень актов этого должностного лица, что может привести к отмене судом решения об удалении главы муниципального образования в отставку. В связи с этим автором было предложено внести изменения с целью устранения этого упущения в законе.

Ключевые слова: инициатива высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, обращение, удаление главы муниципального образования в отставку.

Институт удаления главы муниципального образования в отставку был введен Федеральным законом от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 90-ФЗ). Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), который дополнил Федеральный закон № 131-Ф3 статьей 74.1 «Удаление главы муниципального образования в отставку».

* Магистрант кафедры Конституционного и муниципального права Института права. Научный руководитель: Боков Ю.А., доцент кафедры Конституционного и муниципального права, кандидат юридических наук.

По нашему мнению механизм удаления в отставку глав муниципальных образований, изложенный в статье 74.1 Федерального закона № 131-Ф3, имеет множество противоречий и пробелов. Это частично исправляется складывающейся практикой судов.

Так, содержащееся в пункте 2 части 2 статьи 74.1 Федерального закона N 131-Ф3 положение о «неисполнении в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения» [1] имеет оценочный характер. Поэтому отдельными лицами данное положение в части неисполнения обязанностей истолковывается по-разному.

В целях единообразного правоприменения Конституционный суд Российской Федерации (далее - Конституционный суд РФ) в Определении от 4 октября 2011 года N 1264-О-О указал, что неисполнение главой муниципального образования в течение столь длительного срока своих обязанностей (кроме случаев, когда это вызвано уважительными причинами - болезнью, действиями (бездействием) иных лиц и органов, не находящихся в подчинении главы муниципального образования, действием непреодолимой силы и др.) с очевидностью свидетельствует о фактическом самоустранении главы муниципального образования от их исполнения, существенно затрудняет либо делает невозможным реализацию полномочий иных органов местного самоуправления, органов государственной власти, осуществление гражданами прав, свобод и несение ими обязанностей в сфере местного самоуправления, т.е. нарушает нормативно установленный порядок осуществления функций местного самоуправления [2].

С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Орловского городского Совета народных депутатов от К, полагая, что в силу п. 2 ч. 2 ст. 74.1 Федерального закона № 90-ФЗ отставка главы муниципального образования возможна только при полном неисполнении мэром своих нормативно закрепленных обязанностей, а не нескольких как было установлено судом первой инстанции. В случае если глава муниципального образования не исполняет свои отдельные нормативно закрепленные обязанности, то представительный орган муниципального образования, иные заинтересованные лица вправе обжаловать в суд незаконные бездействия мэра.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении его заявления. С. Обратился с апелляционной жалобой в Орловский областной суд.

Материалами дела установлено, что С. как глава муниципального образования, не исполнял более трех месяцев свои полномочия по вопросам местного значения в дорожной деятельности, по благоустройству городских территорий, не предоставлял отчет о результатах деятельности в представительный орган, чем затруднил реализацию полномочий органов власти, осуществления населением прав и свобод, тем самым был существенно нарушен нормативно установленный порядок осуществления функций местного самоуправления [3].

Апелляционная инстанция определила решение Советского районного суда города Орла от 02 февраля 2012 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу С. без удовлетворения.

Имеются проблемы в правильном понимании процедуры удаления главы муниципального образования.

Конституционный Суд РФ в своем Определении от 25.01.2012 N 114-О-О указал, что оценочный характер выносимого представительным органом решения предполагает при его принятии использование демократических процедур и учет различных факторов и мнений, тем самым оценка деятельности органов местного самоуправления при осуществлении контрольных полномочий представительного органа может быть различной и связана с дис-крецией этого органа [4].

Исполняющий обязанности прокурора Краснодарского края обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Совета муниципального образования Апшеронский район, выразившегося в непринятии мер к удалению главы МО Апшеронский район К.А.Е. в отставку и обязании Совета МО Апшеронский район рассмотреть вопрос об удалении главы муниципального образования Апшеронский район в отставку. В обоснование требований указал, что 20.02.2013 года прокуратурой Краснодарского края в Совет МО Апшеронский район направлена информация о нарушении главой МО Апшеронский район К.А.Е. запретов и ограничений, установленных законодательством о противодействии коррупции, и непринятии мер к уре-

гулированию конфликта интересов, в которой поставлен вопрос об освобождении его от занимаемой должности в порядке статьи 74.1 Федерального закона № 90-ФЗ.

Обжалуемым решением Апшеронского районного суда от 29 апреля 2013 года в удовлетворении заявления и.о. прокурора Краснодарского края отказано.

Как усматривается из протокола заседания постоянной комиссии, протокола 44-й сессии, депутаты не сочли необходимым инициировать процедуру формирования инициативы для удаления главы МО Апшеронский район в отставку.

В соответствии с требованиями закона депутаты свободны в своем волеизъявлении, и никто не вправе повлиять на их выбор и мнение, поэтому суд не правомочен обязывать депутатов принимать решение об удалении главы МО Апшеронский район в отставку [5].

В соответствии с апелляционным определением от 16 июля 2013 г. по делу N 33-14923/2013 Краснодарского краевого суда выводы прокурора о бездействии Совета МО Апшеронский район, выразившемся в непринятии мер к удалению главы МО Апшеронский район К.А.Е. в отставку, не подтверждаются исследованными материалами дела.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований прокурора Краснодарского края.

Пункт 1 части 13 статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ указывает на необходимость заблаговременного уведомления главы местного самоуправления о дате и месте проведения заседания по вопросу удаления данного должностного лица в отставку. Однако в законе не прописана конкретная форма уведомления главы муниципального образования, что вызывает у судов различное толкование этой нормы закона.

Например, Новосибирский областной суд при рассмотрении апелляционной жалобы установил, что при вынесении 6 августа 2013 года решения суда первой инстанции неправильно истолковал статью 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ и необоснованно пришел к выводу об отсутствии надлежа-

щего уведомления главы МО о выдвижении инициативы депутатов представительного органа об удалении его в отставку. Поскольку статья 74.1 не устанавливает какой-нибудь обязательной формы или способа уведомления главы, то апелляционная инстанция решила, что уведомление главы муниципального образования, произведенное через исполнительно-распорядительный орган МО - администрацию Гусельниковского сельсовета - в рассматриваемом случае являлось надлежащим и единственно возможным способом уведомления, так как Т. одновременно являлся главой МО и главой администрации. При этом Т. через секретариат по месту его работы были вручены извещение о проведении заседания Совета депутатов по рассмотрению вопроса об удалении его в отставку и обращение с проектом решения об удалении в отставку. Суду не было представлено доказательств того, что специалист администрации Гусельниковского сельсовета И. не передала поданные Советом депутатов документы главе Гусельниковского сельсовета Т.

Однако суд первой инстанции необоснованно не принял в качестве доказательств объяснения председателя Совета депутатов Ч., которая пояснила, что Т. уклонялся от получения лично каких-либо документов, более того, препятствовал в сдаче документов в администрацию сельсовета [6].

В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене решения уполномоченного органа и о восстановлении в должности отказано правомерно, так как решение принято компетентным органом в пределах полномочий, процедура и сроки его принятия соблюдены, факты, положенные в основу обращения депутатов и свидетельские показания и свидетельствующие о неисполнении главой муниципального образования обязанностей опровергнуты.

В соответствии со статьей 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ решение об удалении главы муниципального образования в отставку принимает представительный орган местного самоуправления. С инициативой удаления могут выступить либо депутаты представительного органа муниципального образования, либо глава субъекта Российской Федерации.

Частью 6 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ предусмотрено, что инициатива высшего должностного лица субъекта Российской Федерации об удалении в отставку главы муниципального образования оформляется в виде обращения. Однако, в статье 22 Федеральном законе от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №184-ФЗ) в перечень актов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации такой вид решения как обращение не входит. Соответственно, неясно по каким правовым основаниям, и каким образом глава субъекта Российской Федерации оформляет на практике инициативу высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) об удалении главы муниципального образования в отставку.

На основании изложенного, считаем, что в целях соблюдения положений главы 8 Конституции Российской Федерации и совершенствования законодательства РФ о местном самоуправлении необходимо:

1. Для реализации положения, предусмотренного частью 6 статьи 74.1 Федерального закона №131-ФЗ, дополнить статью 22 Федерального закона № 184-ФЗ новым видом решения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации под названием «обращение в представительный орган местного самоуправления об удалении главы муниципального образования в отставку».

2. Необходимо определить содержание указанного в предыдущем абзаце правового акта, а также содержание обращения, которое вносится депутатами представительного органа муниципального образования в этот орган в соответствии с частью 3 статьи 74.1. Федерального закона №131-ФЗ.

Список литературы:

1. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (по состоянию на 28.12.2013) // СПС «Консультант плюс» (дата обращения: 01.04.2014).

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 октября 2011 г. N 1264-О-О // СПС Консультант плюс.

3. Апелляционное определение Орловского областного суда от 27 марта 2012 г. по делу N 33-455 // СПС Консультант плюс.

4. Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 10 декабря 2013 г. по делу N 33-9750/2013 // СПС Консультант плюс.

5. Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 16 июля 2013 г. по делу N 33-14923/2013 // СПС Консультант плюс.

6. Апелляционное определение от 5 ноября 2013 г. по делу N 33-8618/2013 Новосибирского областного суда // СПС Консультант плюс.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПЕРЕД НАСЕЛЕНИЕМ В РОССИЙСКОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

© Четвергова А.В.*

Филиал Южно-Уральского государственного университета (национальный исследовательский университет), г. Миасс

В статье дается краткая характеристика исторических аспектов регулирования ответственности должностных лиц местного самоуправления перед населением в российском законодательстве.

Ключевые слова: нормативно-правовые акты, законодательство, ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, население муниципального образования, демократия, власть.

Ответственность высших должностных лиц местного самоуправления в Российской Федерации является одной из проблем законодательного урегулирования. В значительной мере от ее успешного решения зависит эффектив-

* Преподаватель кафедры Конституционного, административного и муниципального права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.