НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИНСТИТУТА УДАЛЕНИЯ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОТСТАВКУ
© Андреев В.А.*
Институт права Волгоградского государственного университета,
г. Волгоград
В статье рассмотрены некоторые положения института удаления главы муниципального образования в отставку. Установлено, что при применении указанного правового института на практике возникают ситуации, при которых невозможно выполнить установленные законодательством России условия, необходимые для принятия решения об удалении главы муниципального образования в отставку. В связи с этим автором было предложено внести изменения в законодательство России с целью устранения неопределенностей, приводящих к указанным выше ситуациям.
Ключевые слова: институт удаления главы муниципального образования в отставку, проблемы применения.
Институт удаления главы муниципального образования в отставку был введен Федеральным законом от 7 мая 2009 г. N 90-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Указанным правовым актом Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 131-Ф3) был дополнен статьей 74.1 «Удаление главы муниципального образования в отставку».
Однако на практике возникли проблемы с применением отдельных положений этого института.
Так, пунктом 1 части 13 статьи 74.1 Федерального закона № 131-Ф3 предусмотрено, что «При рассмотрении и принятии представительным органом муниципального образования решения об удалении главы муниципального образования в отставку должно быть обеспечено заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомление с обращением депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации ... и с проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку» [1].
* Магистрант кафедры Конституционного и муниципального права. Научный руководитель: Боков Ю.А., доцент кафедры Конституционного и муниципального права, кандидат юридических наук.
Данная норма содержит гарантии защиты прав главы муниципального образования при решении вопроса об удалении его в отставку.
Вместе с тем возникают ситуации, когда невозможно выполнить установленные статьей 74.1 Федерального закона № 131-Ф3 условия, необходимые при рассмотрении и принятии решения об удалении главы муниципального образования в отставку.
Например, депутаты Озерского горсовета (Челябинская область), отчаявшись обеспечить «заблаговременное получение», были вынуждены уведомлять мэра в аэропорту, когда тот собрался срочно отбыть в отпуск. Вся процедура была заснята на видеопленку, а текст документов зачитывался ему вслух. Однако Озерский городской суд посчитал такое уведомление надлежащим [2, с. 183].
В отношении главы Старобачатского сельского поселения Беловского муниципального района (Кемеровская область) было возбуждено уголовное дело, сам глава объявлен в федеральный розыск. Таким образом, в течение более трех месяцев он не исполнял обязанности по решению вопросов местного значения, не осуществлял полномочия, предусмотренные Федеральным законом № 131-Ф3, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, не соблюдал ограничения и запреты, а также не исполнял обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-Ф3 «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами, что является основанием для принятия решения об удалении главы муниципального образования в отставку. Вместе с тем реализовать свое право и отправить вышеназванного главу сельского поселения в отставку представительный орган муниципального образования не может, поскольку в данной ситуации выполнить условие пункта 1 части 13 статьи 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ невозможно в виду того, что место нахождения главы неизвестно [3].
Для решения указанной выше проблемы 26 февраля 2014 года в Государственную Думу Российской Федерации внесен Проект Федерального закона № 480576-6 (далее - Законопроект), в котором предложен вариант выхода из сложившийся ситуации, а именно - обязанность представительного органа муниципального образования по обеспечению заблаговременного получения главой муниципального образования уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания, а также ознакомления с обращением и проектом решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку предложено заменить обязанностью направить указанные документы по месту жительства главы муниципального образования.
При этом в целях гарантии соблюдения прав главы муниципального образования при удалении его в отставку Законопроектом предлагается одновременно с направлением указанных уведомления, обращения и проекта решения размещать текст уведомления и порядок ознакомления с обращением
96
ЗАКОННОСТЬ И ПРАВОПОРЯДОК В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
и проектом решения в средствах массовой информации и на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (в случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование).
Кроме того, норма пункта 1 части 13 статьи 74.1 Федерального закона № 131-Ф3 содержит такую оценочную формулировку, как «заблаговременное получение им уведомления». Отсутствие четкого понимания, какой срок следует считать «заблаговременным», оставляет почву для злоупотреблений. Законопроектом предлагается устранить данную неопределенность, установив, что необходимые документы направляются главе муниципального образования по его месту жительства не менее чем за 10 дней до дня проведения соответствующего заседания. Данный срок предлагается установить с учетом положений части 7 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ, согласно которой рассмотрение инициативы об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения.
Однако не было учтено, что десяти дней со дня направления уведомления будет недостаточно для ознакомления с необходимыми документами и подготовки главы муниципального образования к защите своих интересов (например, в новогодние праздники).
На основании изложенного, а также в целях соблюдения прав главы муниципального образования при удалении его в отставку и устранении неопределенности в формулировке «заблаговременное получение им уведомления о дате и месте проведения соответствующего заседания», считаем необходимым:
1. Принять Проект Федерального закона № 480576-6, которым предусмотрена обязанность представительного органа муниципального образования направить уведомление о дате и месте проведения соответствующего заседания, обращение депутатов представительного органа муниципального образования или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации и проект решения представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку по месту жительства главы муниципального образования.
2. Одновременно с направлением указанных выше документов, размещать текст уведомления, порядок ознакомления с обращением и проектом решения в средствах массовой информации и на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. В случае отсутствия такого сайта - на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование.
3. Внести в Законопроект поправки, предусматривающие направление документов о дате и месте проведения заседания, на котором будет рассматриваться решение об удалении главы муниципального образования в отставку, не менее чем за 20 дней или за 10 рабочих дней до дня проведения соответствующего заседания.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
2. Шугрина Е. С. Удаление главы муниципального образования в отставку [Текст]: проблемы законодательного регулирования и правоприменительная практика / Е.С. Шугрина // Право и политика. - 2009. - № 9. -С. 180-186.
3. Пояснительная записка «К проекту Федерального закона «О внесении изменения в статью 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.