Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ В СТРАНАХ СНГ'

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ В СТРАНАХ СНГ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
64
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОРГОВЛЯ ЛЮДЬМИ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / ЛАТЕНТНОСТЬ / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ПРАВОПОРЯДОК / HUMAN TRAFFICKING / TRANSNATIONAL CRIME / ORGANIZED CRIME / LATENCY / INTERNATIONAL TREATIES / INTERNATIONAL COOPERATION / NATIONAL LEGISLATION / CRIMINAL PROCEDURE LAW / REFORM / LAW AND ORDER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Салиев Алмамбет Абдимиталипович

Целью данной статьи является выделить наиболее актуальные проблемы международного сотрудничества по оказанию правовой помощи по противодействию транснациональной торговли людьми в условиях проведенной реформы уголовно-процессуального законодательства в странах СНГ и обозначить отдельные вопросы требующие своего разрешения. В статье выделены основные черты правового сотрудничества правоохранительных органов с учетом рассматриваемого вида преступлений, а также основы их законодательного регулирования в уголовном судопроизводстве стран СНГ. Представлен авторский анализ содержания норм УПК РФ, УПК КР, УПК РК, где отражены как позитивные, так и негативные аспекты уголовно-процессуальных положений, которые могут препятствовать разрешению ряда вопросов в рамках правового сотрудничества при оказании правовой помощи. Отражены некоторые проблемы, касающиеся и организации деятельности субъектов выполняющих различную право реализующую функцию, при котором затрагиваются конституционные права и обязанности личности в отношении которого такая деятельность должна осуществляться. Обозначенные и поднимаемые автором проблемы связанны с тем, что они требуют разрешения в рамках международного сотрудничества, иначе переломить складывающую негативную тенденцию в сфере торговли людьми будет достаточно сложно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Салиев Алмамбет Абдимиталипович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SEPARATE PROBLEMS OF INTERNATIONAL COOPERATION TO COUNTER TRANSNATIONAL HUMAN TRAFFICKING IN CIS COUNTRIES

The purpose of this article is to highlight the most pressing problems of international cooperation in providing legal assistance to combat transnational human trafficking in the context of the reform of the criminal procedure legislation in the CIS countries and to identify specific issues that need to be resolved. The article highlights the main features of the legal cooperation of law enforcement agencies taking into account the type of crimes under consideration, as well as the basics of their legislative regulation in criminal proceedings of the CIS countries. An author's analysis of the content of the norms of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation, Code of Criminal Procedure of the Kyrgyz Republic, Code of Criminal Procedure of the Republic of Kazakhstan is presented, which reflects both positive and negative aspects of the criminal procedure provisions that may impede the resolution of a number of issues within the framework of legal cooperation in providing legal assistance. Reflected are some problems relating to the organization of activities of entities performing various rights that exercise a function in which the constitutional rights and obligations of the individual are affected in relation to which such activities should be carried out. The problems identified and raised by the author are related to the fact that they require resolution within the framework of international cooperation, otherwise it will be difficult to reverse the emerging negative trend in the field of human trafficking.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ В СТРАНАХ СНГ»

Уголовный процесс

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОРГОВЛЕ ЛЮДЬМИ В СТРАНАХ СНГ

САЛИЕВ Алмамбет Абдимиталипович,

кандидат юридических наук, аппарат Президента Кыргызской Республики. E-mail: nazel81@mail.ru

Краткая аннотация: целью данной статьи является выделить наиболее актуальные проблемы международного сотрудничества по оказанию правовой помощи по противодействию транснациональной торговли людьми в условиях проведенной реформы уголовно-процессуального законодательства в странах СНГ и обозначить отдельные вопросы требующие своего разрешения. В статье выделены основные черты правового сотрудничества правоохранительных органов с учетом рассматриваемого вида преступлений, а также основы их законодательного регулирования в уголовном судопроизводстве стран СНГ. Представлен авторский анализ содержания норм УПК РФ, УПК КР, УПК РК, где отражены как позитивные, так и негативные аспекты уголовно-процессуальных положений, которые могут препятствовать разрешению ряда вопросов в рамках правового сотрудничества при оказании правовой помощи. Отражены некоторые проблемы, касающиеся и организации деятельности субъектов выполняющих различную право реализующую функцию, при котором затрагиваются конституционные права и обязанности личности в отношении которого такая деятельность должна осуществляться. Обозначенные и поднимаемые автором проблемы связанны с тем, что они требуют разрешения в рамках международного сотрудничества, иначе переломить складывающую негативную тенденцию в сфере торговли людьми будет достаточно сложно.

Abstract: The purpose of this article is to highlight the most pressing problems of international cooperation in providing legal assistance to combat transnational human trafficking in the context of the reform of the criminal procedure legislation in the CIS countries and to identify specific issues that need to be resolved. The article highlights the main features of the legal cooperation of law enforcement agencies taking into account the type of crimes under consideration, as well as the basics of their legislative regulation in criminal proceedings of the CIS countries. An author's analysis of the content of the norms of the Code of Criminal Procedure of the Russian Federation, Code of Criminal Procedure of the Kyrgyz Republic, Code of Criminal Procedure of the Republic of Kazakhstan is presented, which reflects both positive and negative aspects of the criminal procedure provisions that may impede the resolution of a number of issues within the framework of legal cooperation in providing legal assistance. Reflected are some problems relating to the organization of activities of entities performing various rights that exercise a function in which the constitutional rights and obligations of the individual are affected in relation to which such activities should be carried out. The problems identified and raised by the author are related to the fact that they require resolution within the framework of international cooperation, otherwise it will be difficult to reverse the emerging negative trend in the field of human trafficking.

Ключевые слова: торговля людьми, транснациональная преступность, организованная преступность, латентность, международные договора, международное сотрудничество, национальное законодательство, уголовно-процессуальное законодательство, реформирование, правопорядок.

Keywords: human trafficking, transnational crime, organized crime, latency, international treaties, international cooperation, national legislation, criminal procedure law, reform, law and order.

Как верно указывается «... к числу наиболее опасных сфер криминальной деятельности транснациональной организованной преступности (далее ТОП) можно отнести: международный терроризм, индустрию наркобизнеса, торговлю людьми, легализацию (отмывание) доходов от преступной деятельности, кража и контрабанда автомобилей, незаконный международный оборот оружия, незаконный международный оборот биоресурсов, на рост которых влияют свои специфические обстоятельства» [1].

Безусловно, противостоять транснациональной торговле людьми невозможно отдельно взятому государству, поскольку организационно-правовые возможности страны ограничиваются определенной территорией. Транснациональная организованная преступность использует такую ситуацию в своих целях, нанося серьезный урон общественной безопасности в целом.

Не случайно, мировая статистика свидетельствует о том, что данные виды преступлений, заняв твердые позиции на международной арене стали одними из элементов преступной международной деятельности. Притом наличие ряда негативных явлений в постсоветских государствах, (нестабильность в экономике, низкий уровень жизни, имущественное расслоение населения, достаточно высокий процент безработицы), оказывают существенное влияние на изменение форм организован-

ной преступности и отсутствие тенденций к ее сокращению. При этом как нами указывалось ранее, «... ряд указанных преступлений остается нераскрытыми как в силу латентности их характера, так и в связи с тем, что данные преступления отличаются от других общественно опасных деяний особенной продуманностью совершения, тщательностью подготовки в условиях глубокой конспирации, а также со сложностью, связанной со спецификой механизма их совершения, зачастую маскируемых под иные виды преступлений, тщательностью сокрытия следов преступления, недостаточной информированностью правоохранительных органов о лицах, подготавливающих и совершающих данную категорию преступлений» [2, с. 121].

Серьезным обстоятельством в сложившейся криминогенной ситуации, является и то, что статистический анализ данных видов преступлений в странах СНГ, свидетельствует о том, что динамика торговли людьми и похищения людей с течением времени не отличаются позитивной направленностью. Как считают опрошенные респонденты, общее количество преступлений исследуемой категории снижаться не будет. Вышеизложенные обстоятельства лишь подтверждают об актуальность международного сотрудничества по противодействию данному социальному явлению.

Об этом пишет А.А. Тукубашева, что «... торговля людьми является преступлением, носящим транснациональный

характер, и особое значение представляет международное сотрудничество, направленное на противодействие и предупреждение данных преступлений» [4, с. 16].

Как известно, правовой основой для такого сотрудничества является универсальные и двухсторонние договора, национальное законодательство, которыми регулируются рассмотренные формы сотрудничества по противодействию торговли людьми.

Совершенно верна позиция, что для правового сотрудничества правоохранительных органов характерны следующие черты: существующие нормативные акты сосредоточены на организацию взаимодействия компетентных органов по противодействию ТОП, причем они автономны и распространяются на ее различные сферы; международные правовые акты регулируют многосторонней формой двухстороннего сотрудничества между государствами в сфере уголовно-процессуальных отношений, а также определяют основные принципы такого сотрудничества.

Не случайно В.О. Бояриновой подчеркивается, что «... такое правовое сотрудничество позволяет более полно учесть характер отношений между двумя государствами, их интересы по каждой конкретной проблеме» [4, с. 54].

Подтверждая данное высказывание, Л.А. Лазутин акцентирует внимание на то, что положения договоров мы не можем рассматривать как догму, потому как «... их объем это лишь международный стандарт, зависящий, в том числе от международной обстановки и сложившихся отношений» [5, с. 137]. О чем могут свидетельствовать, например, отношения между Украиной и Россией, Кыргызстаном и Белоруссией. В связи, с чем отдельные запросы сторон не выполняются, в том числе по политическим мотивам.

Следует отметить, что недостаточно четко отрегулированы вопросы правового характера, касающиеся международного сотрудничества, что особенно актуально, учитывая, что указанный вид преступления носит без сомнения, транснациональный характер, требующий отдельного изучения. А потому считаем верным, остановиться и на некоторых аспекта международного сотрудничества по оказанию правовой помощи, в особенности в сфере уголовного процесса и обозначить отдельные вопросы, требующие своего разрешения.

Одним из важных направлений деятельности международного сотрудничества является оказание помощи в расследовании уголовных дел и осуществлении уголовного преследования. И при этом, актуальность его усиливается с учетом тенденции увеличения транснационализации преступности в странах СНГ, не исключением является и указанная категория уголовных дел.

Основы законодательного регулирования международного сотрудничества в уголовном судопроизводстве предо-

пределяется обязательствами каждой из стран-участниц СНГ, принятыми его при подписании различных международных договоров.

Ряд из международных договоров включают в себя процессуальные нормы, предписывающие странам-участникам тех или иных государств принять меры по включению их в национальное законодательство с целью возможности максимального применения этих правил в ходе международного сотрудничества в уголовном процессе.

О мерах уголовно-процессуального характера предпринимаемых в каждом отдельно взятом государстве стран-участниц СНГ свидетельствует выделение в действующих УПК, например в Российской Федерации самостоятельной части пятой (раздел XVII) это «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства» [6], в УПК Таджикистана, раздела XIII «Основные положения о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими органами и должностными лицами иностранных государств по уголовным делам» [7], в соответствии с УПК Туркменистана, это глава 52 «Оказание правовой помощи по уголовным делам» [8] В действующем УПК Кыргызской Республики [9] предусмотрен раздел «Основные положения о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей с соответствующими организациями и должностными лицами иностранных государств», содержащий 3 главы:

Глава 63. Взаимодействие судов, прокуроров, следователей с соответствующими организациями и должностными лицами иностранных государств в порядке оказания правовой помощи;

Глава 64. Выдача лица для привлечения к уголовной ответственности или для исполнения приговора;

Глава 6549. Передача лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

На наш взгляд, наиболее прогрессивным, в данном аспекте является УПК, Республики Казахстан, разработчики которой попытались в уголовно-процессуальное законодательство внести максимальное количество норм, которые могли бы обеспечить решение целого круга задач по урегулированию проблем международного сотрудничества в уголовно процессе. Так, раздел 12 УПК РК именуемый «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства» включает в себя 5 глав: Глава 58. Общие положения (8 статьей) Глава 59. Правовая помощь (14 статьей) Глава 60. Выдача лиц (экстрадиция) (17 статьей) Глава 61. Продолжение уголовного преследования (5

статьей)

Глава 62. Признание и исполнение приговоров и постановлений судов иностранных государств (11 статьей) [10].

Следует подчеркнуть, что законодатель Республики Казахстан предпринимал меры о внесении в национальное уголовно-процессуальное законодательство нормы, которые могли бы распространяться на более широкую область законодательного регулирования международного сотрудничества и его реализацию.

Изучение содержания уголовно-процессуальных норм данного УПК КР указывает на то, то они заслуживают лишь положительной оценки, так как позволяют разрешить ряд вопросов законодательного характера, что будет способствовать эффективному противодействию рассматриваемой категории дел, чего, к сожалению, на данный момент не скажешь о ряде УПК других постсоветских государств, включая и Кыргызскую Республику.

Хотя, Ф.Н. Аббасов в своей докторской диссертации пишет о том, что «. предусмотреть все нюансы различных международных договоров в рамках уголовно-процессуального законодательства вряд ли возможно. В связи с этим вызывает сомнение само включение норм о международном сотрудничестве в уголовно-процессуальное законодательство России, Азербайджана, других стран СНГ. Все эти вопросы могли бы успешно решаться в рамках международного публичного права» [11, с. 338].

Мы согласны, что при транснациональном характере преступности, средства и формы противодействия ей, остаются преимущественно национальными, что требует их пересмотра и согласования с другими странами [12].

В этой связи представляется, что именно правовое регулирование правил международного сотрудничества с компетентными органами зарубежных стран в национальном уголовном законодательстве является необходимой гарантией правосудия того или иного государства.

Но наряду с этим, следует иметь в виду, что действие данных норм УПК может быть распространено за границы самого уголовного процесса, не совпадающе законодательно с очерченными рамками собственно уголовного судопроизводства. Так, оказание правовой помощи другим государствам по вопросам расследования уголовных дел на правоприменительном уровне, порой выходит за границы отечественного уголовного процесса. В связи с чем, должен быть четко определен предмет правового регулирования. Исходя же из положений Теории государства и права, поддерживаемых многими учеными следует, что структура предмета правового регулирования состоит из следующих элементов: а) субъекты; б) их поведение, поступки, действия; в) объекты (явления) окружающего мира, по поводу которых субъекты вступают во взаимоотношения друг с другом; г) социальные факты (события, обстоятельства) - причины возникновения или прекращения отношений [13, с. 399]. Из изученных нами источников, наиболее верно, предмет правового регулирования между-

народного сотрудничества в сфере уголовного процесса определен А.Г. Волеводзом [14, с. 64], который изложил его в своей диссертационной работе:

а) субъекты: орган дознания, следователь, прокурор, суд; компетентные органы и должностные лица иностранных государств с аналогичным процессуальным статусом или определенные для международного сотрудничества внутригосударственным законодательством; международные организации, среди которых полномочиями в уголовно-процессуальной сфере обладают только международные суды;

б) их поведение, поступки, действия: получение помощи в досудебном производстве и судебном разбирательстве, а также в принятии других мер, необходимых для правильного разрешения уголовных дел; оказание помощи в досудебном производстве и судебном разбирательстве, а также в принятии других мер, необходимых для правильного разрешения уголовных дел; согласование порядка получение или оказания помощи;

в) объекты взаимодействия: досудебное производство по уголовному делу; судебное разбирательство по уголовному делу;

г) причины возникновения: возникновение необходимости в содействии со стороны компетентных органов и должностных лиц иностранных государств при реализации полномочий в уголовном судопроизводстве; просьба компетентных органов и должностных лиц иностранных государств, международных организаций о содействии в реализации ими собственных полномочий в уголовном судопроизводстве.

Необходимо учитывать, что при реализации своих прав и обязанностей в сфере международной правовой помощи по уголовным делам, каждый из указанных выше субъектов должен исходить из закрепленных в Конституции положений о приоритетности норм международного права перед внутренним законодательством.

Немаловажным в данном аспекте остается судебный контроль за законностью и обоснованностью оказания такой помощи по такой категории дел, где следует иметь в виду, что в ряде случаев, проводимые следственные, процессуальные действия сопряжены с органичением конституционных прав и свобод личности, по которым требуется обязательное вынесение судебного решения. Важнейшей гарантией неуклонного и точного соблюдения законодательных норм в сфере международной правовой помощи по уголовным делам субъектами осуществляющих правоприменительную деятельность и создания для этого благоприятных условий, должен быть прокурорский надзор.

В последние два десятилетия значительно возросло международная активность организованной преступности, в целом беспрецедентная опасность которой усугубляется из-за таких факторов как взаимопроникновением и расширением эко-

номических рынков, которые жестко контролировались самим государством либо (как это было в советское время) были закрыты для многих государств, усугубляется ситуация и за счет продолжающегося процесса размывания границ государств и увеличением их прозрачности. Все эти условия лишь способствуют появлению преступлений в сфере торговли людьми, приобретающий глобальный характер и обуславливают принятие адекватных мер со стороны органов правопорядка всего мирового сообщества.

Необходимо учитывать, что как показывает практика, жертвы торговли людьми достаточно правдиво освещают о фактах их пребывания и условиях эксплуатации сотрудникам органов правопорядка иностранного государства, где находился пострадавший. Но по прибытию по месту своего жительства, потерпевший нередко уклоняется от дачи показаний из-за боязни за себя и своих близких, а также огласки о нем сведений, которые с его точки зрения, для него нежелательны.

В этой связи, достаточно интересным на наш взгляд, является введение новой формы взаимной правовой помощи в сфере уголовного процесса - это собирание доказательств с использованием средств видеосвязи. Существенным его достоинством без сомнения является возможность оперативного получения сведений без необходимости прибытия к месту ее нахождения, причем в режиме реального времени, а также экономия значительных материальных средств. Как отмечается особенно целесообразно применение данного вида взаимной правовой помощи при отправлении правосудия в отношении жертв торговли людьми, в том числе, по делам о преступлениях в отношении детей.

Не случайно в Рекомендациях группы старших экспертов по транснациональной организованной преступности совещания министров «Группы Восьми» (Париж, 12 апреля 1996 г.) содержится рекомендация № 15, которая гласит: «Государства должны предусмотреть возможность принятия соответствующих мер по обеспечению защиты свидетелей в ходе расследований уголовных дел. Они должны включать такие методы, как дача показаний по техническим каналам связи или ограничение разглашения сведений об адресе и установочных данных свидетелей.

Необходимо изучить возможность временного перевода в категорию свидетелей лиц, находящихся под стражей, расширения возможности использования письменных заявлений, а также применения современных технологий, таких как видеосвязь, для преодоления имеющихся в настоящее время трудностей с получением показаний от свидетелей, находящихся за пределами государств, проводящих расследование» [15].

Но при этом, для этого необходимо разрешение отдельных проблем в организации деятельности уголовного правосудия отвечающих требуемым стандартам уголовного судо-

производства той либо иной страны.

К примеру, не во всех постсоветских государствах в национальное законодательство включены положения о допустимости в уголовном процессе доказательств, полученных с помощью видеосвязи.

Позитивной стороной нового УПК Казахстана является включение норм регулирующий данный вопрос, а именно это ст. 562 «Допустимость доказательств, полученных на территории иностранного государства», и ст. 575 «Проведение процессуальных действий путем проведения видеосвязи».

Но, существует и ряд других проблем, не нашедших в полной мере своего разрешения на данный момент, это касается таких вопросов, как: а) соответствие процессуального порядка и процедур проведения процессуальных действий отечественному законодательству запрашиваемой стороны, б) определение ответственности лиц, уклоняющихся от явки для дачи показаний либо отказ от него без уважительных на то причин, за дачу заведомо ложных показаний, за воспрепятствование осуществлению (следственных) процессуальных действий, в)ребуют разрешения вопросы в отношении затрат связанных с проведением процессуальных действий в целом и с помощью видеосвязи в частности. г)немало споров возникает и по таким аспектам международного сотрудничества в сфере торговли людьми, как применение мер пресечения лицам для привлечения их к уголовной ответственности, по вопросам выдачи гражданина другому государству, е)создание и деятельность совместных следственных групп при расследовании транснациональной организованной преступности и т.д., что доказывает о необходимости дальнейшей совместной деятельности заинтересованных государств в данном направлении, а также имплемента-ции ряда договоров в отечественное законодательство, е) в новом УПК КР и УПК РК, предусмотрен новый институт следственных действий, которые именуется «специальные следственные действия» и «негласные следственные действия» соответственно. Их проведение значительно отличается по форме методике и средствам используемых в ходе их производства, а также преимущественная часть из них по сути составляют государственную тайну, что обуславливает их закрепление в ведомственных нормативных актах [16].

Кроме того из-за значительных изменений которые произошли из-за реформирования уголовно-процессуального законодательства стран СНГ наблюдаются изменения в порядке регулирования сбора и фиксации доказательств. В особенности трудности возникают, когда преступления совершены на территории нескольких государств СНГ, где действуют различные нормы УПК [17].

При сотрудничестве с правоохранительными органами других государств, следует учитывать препятствия, которые могут возникнуть при расследовании преступлений в

данной сфере, речь идет о языковом барьере между его участниками. Поэтому, на предварительном его этапе, следует разрешить вопросы, связанные с переводчиками, либо в следственно-оперативные группы должны войти сотрудники со знанием языка стран пребывания.

Особенно актуальным становится деятельность по действию международным каналам торговли людьми. И здесь немаловажная роль отводится международным полицейским организациям, таким как Интепол и Европол. Одним из направлений их деятельности является противодействие торговле людьми, нелегальной миграции и т.д. [18, с. 10-15].

По линии Интерпола в данной сфере могут осуществляться такие виды розыска, как: розыск по запросу другого государства с последующим их арестом и экстрадицией; розыск лиц представляющих оперативный интерес, а также организацией наблюдения за ними; розыск потерпевших и пропавших без вести.

Таким образом, с учетом приведенных в исследовании фактов, а также то, что преимущественно торговля людьми, похищение людей, заказные убийства, и ряд других взаимосвязанных особо опасных преступлений на сегодняшний день совершаются не только в пределах какой-то определенной страны, а приобрели транснациональный характер, необхо-Библиография:

димо дальнейшее расширение международно-правовой помощи и развитие международного сотрудничества при расследовании данной категории преступлений, иначе переломить складывающуюся негативную тенденцию будет невозможно.

Можно констатировать, что перспективы международного сотрудничества обусловлены общемировыми тенденциями абсолютного и относительного роста качественных изменений криминальных деяний преступных групп и требованиями вытекающими из уголовно-процессуального законодательства каждой отдельно взятой страны и международных договоров.

Следует особо отметить, что, несмотря на принятие новых уголовно-процессуальных кодексов во всех странах СНГ проблемы законодательного характера относительно, в том числе международного сотрудничества по противодействию совершению торговли людьми, не исчезли, а ряд из них требуют концептуальных подходов и проведения фундаментальных научных исследований, в рамках которых будут разрешены поднимаемые в работе проблемы в организации деятельности уголовного правосудия отвечающих требуемым стандартам уголовного судопроизводства той либо иной страны. Необходимо также разработка эффективной государственной концепции по предотвращению преступности в условиях ее глобализации в мировом масштабе.

1. Issayeva K.A., Abdukarimova N.E., Shimeeva Z.S., Toktorova A.E. The Main Spheres of Criminal Activity Commited by the Transnational Organized Crime on Materials of the Republics: Kyrgyzstan, Kazakhstan and Russian Federation // The Social Sciences (Pakistan). 2015. Т. 10. № 8. С. 2194-2198. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://medwelljournals.com/abstract/?doi=sscience.2015.2194.2198

2. Исаева К.А., Салиев А.А. К вопросу об основных факторах, детерминирующих торговлю людьми, с участием организованных преступных групп Международный журнал экспериментального образования. 2017. № 6. С. 118-121. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_29712678_84536416.pdf

3. Тукубашева А.И. Уголовно-правовые и криминологические аспекты торговли людьми: на материалах Кыргызской Республики: автореф. дис. ... канд.юрид. наук: 12.00.08 - Бишкек, 2011.- 25 с.

4. Бояринова В.О. Субъекты международно-правового сотрудничества по противодействию транснациональной преступности: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.10 - Москва, 2010.- 204 с.

5. Лазутин Л.А. Правовая помощь по уголовным делам как комплексное формирование в международном уголовном и уголовно-процессуальном праве: дисс. ... д-ра юрид. наук: 12.00.10.- Казань, 2009.- 434 с.

6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001) (действующая редакция от 18.02.202014) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/upkrf

7. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Таджикистан от 3 декабря 2009 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 02.01.2019 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=30594304

8. Уголовно-процессуальный кодекс Туркменистана от 18 апреля 2009 года (с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.11.2019 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31344376

9. Уголовно-процессуальный кодекс Кыргызской Республики Кыргызской Республики от 2 февраля 2017 года № 20 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 15.05.2019 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=36313326

10. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 года № 231-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 11.01.2020 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31575852#pos=668;-56

11. Аббасов, Ф.Н.оглы Досудебное производство в уголовном процессе России и Азербайджана: Сравнительно-правовое исследование в рамках государств СНГ: дисс. ... д. ю. н.: 12.00.09: - Санкт-Петербург, 2006. - 378 с.

12. Абдукаримова Н.Э. Место и роль правоохранительных органов в борьбе с наркотизмом // Международный журнал экспериментального образования. 2019. № 3. С. 112-116.

13. Теория Государства и прва: Курс лекций \ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. И доп. М.; Юристъ, 2000.- 560 с.

14. Волеводз А.Г. Правовые основы новых направлений международного сотрудничества в сфере уголовного процесса: Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.09: Москва, 2002. - 462 c.

15. Рекомендации группы старших экспертов по транснациональной организованной преступности совещания министров «Группы Восьми» (Париж, 12 апреля 1996 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lawrussia.ru/

16. Isaeva K.A., Abdukarimova N.E., Balymov E., Smoilov S. Prospects of Development of Institute of Investigative Actions at the Present Stage in Kazakhstan And Kyrgyzstan // The Social Sciences (Pakistan). 2015. Т. 10. № 3. С. 243-248. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://medwelljournals.com/abstract/?doi=sscience.2015.243.248

17. Issayeva K.A., Seylkhanova S.A., Oskenbay G., Dyusebayev T.T. Actual Problems Of International Cooperation Of Law Enforcement Agencies At Rendering Of Legal Aid On Criminal Cases Connected With Organized Crime In The Cis Countries // The Social Sciences (Pakistan). 2015. Т. 10. № 7. С. 2115-2119. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://medwelljournals.com/abstract/?doi=sscience.2015.2115.2119

18. Волчецкая Т.С. Противодействие торговле людьми: комплексные подходы // Противодействие организованной преступности: уголовно-процессуальные и криминалистические проблемы. Материалы международной научно-практической конференции. Калининград, 19-20 декабря 2008 г.- Калининград: Изд-во Калинингр. ЮИ МВД России, 2009. - С. 10-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.