Научная статья на тему 'Отдельные проблемы исчисления сроков в законодательстве об административных правонарушениях'

Отдельные проблемы исчисления сроков в законодательстве об административных правонарушениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
128
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ / ПРАВИЛА НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ПОВТОРНОСТЬ / ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА / ПРЕДОСТАВЛЕННОГО ЛИЦУ / СРОК ЛИШЕНИЯ ПРАВА / ИСЧИСЛЕНИЕ СРОКА / ТЕЧЕНИЕ СРОКА / НАЧАЛО СРОКА / ADMINISTRATIVE OFFENCE / THE RULES OF IMPOSITION OF ADMINISTRATIVE PUNISHMENT / RESPONSIBILITY / REPLICATION / DENIAL OF A SPECIAL RIGHT GRANTED TO A PHYSICAL PERSON / THE PERIOD OF DISQUALIFICATION / CALCULATION OF TERMS / RUNNING OF A TIME LIMIT / BEGINNING OF THE TERM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобзарь-Фролова М.Н.

Исследуя проблемы исчисления сроков в законодательстве об административных правонарушениях, автор рассматривает два примера: о привлечении к административной ответственности в случае нарушения норм гражданского, бюджетного, налогового законодательства, и назначении административного наказания, при лишении специального права, предоставленного физическому лицу повторно. Цель работы: выявить отдельные проблемы исчисления сроков, в том числе в период действия срока наказания. Автор приходит к выводу о том, что законодатель допускает противоречия в порядке привлечения физического лица к административной ответственности при совершении правонарушения повторно в период действия срока наказания и высказывает предложения по устранении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SINGLE PROBLEMS OF CALCULATION OF TIME LIMITS IN THE ADMINISTRATIVE OF FENCES LEGISLATION

Inquiring into a problem of the calculation of time limits in the administrative offenses legislation, the author considers two examples: of bringing to administrative responsibility in case of violation of norms of the civil, budget and tax legislation, and of imposing of administrative punishment in the denial of a special right granted to a physical person second time. Objective: to identify single problems of the calculation of terms, including punishment period. The author comes to the conclusion that the legislator admits the contradictions in the order of bringing to administrative responsibility of physical persons in the Commission of the offence second timeduringpunishmentperiodand makes suggestions for its elimination.

Текст научной работы на тему «Отдельные проблемы исчисления сроков в законодательстве об административных правонарушениях»

УДК 342.9

М.Н. Кобзарь-фролова,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного права, ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», г. Москва

отдельные проблемы исчисления сроков в законодательстве об административных правонарушениях

Исследуя проблемы исчисления сроков в законодательстве об административных правонарушениях, автор рассматривает два примера: о привлечении к административной ответственности в случае нарушения норм гражданского, бюджетного, налогового законодательства, и назначении административного наказания, при лишении специального права, предоставленного физическому лицу повторно. Цель работы: выявить отдельные проблемы исчисления сроков, в том числе в период действия срока наказания. Автор приходит к выводу о том, что законодатель допускает противоречия в порядке привлечения физического лица к административной ответственности при совершении правонарушения повторно в период действия срока наказания и высказывает предложения по устранении.

Ключевые слова: административное правонарушение, правила назначения административных наказаний, ответственность, повторность, лишение специального права, предоставленного лицу, срок лишения права, исчисление срока, течение срока, начало срока.

M.N. Kobzar-Frolova,

Russian State University of Justice, Moscow

Single problems of calculation of time limits in the

ADMINISTRATIVE oF FENCES LEGISLATioN

Inquiring into a problem of the calculation of time limits in the administrative offenses legislation, the author considers two examples: of bringing to administrative responsibility in case of violation of norms of the civil, budget and tax legislation, and of imposing of administrative punishment in the denial of a spe-

cial right granted to a physical person second time. Objective: to identify single problems of the calculation of terms, including punishment period. The author comes to the conclusion that the legislator admits the contradictions in the order of bringing to administrative responsibility of physical persons in the Commission of the offence second timeduring punishmentperiodand makes suggestions for its elimination.

Keywords: administrative offence, the rules of imposition of administrative punishment, responsibility, replication, denial of a special right granted to a physical person, the period of disqualification, calculation of terms, running of a time limit, beginning of the term.

Сроки в законодательстве об административных правонарушениях имеют важное значение. Они выступают гарантами обеспечения прав и свобод участников отношений. С помощью сроков устанавливается баланс публичных и частных интересов (например, баланс между быстротой и полнотой изучения всех обстоятельств дела и возможностью участников влиять на ход юридического процесса). От сроков зависит начало и окончание действия правоотношений и многое другое.

И законодатель, и суды высших инстанций большое внимание уделяют вопросам юридических сроков, правилам их исчисления и соблюдения, а также вопросам оперативности и полноты рассмотрения дел об административных правонарушениях.

КоАП РФ закрепляет правила о действии самых различных сроков. Например, статья 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) закрепляет порядок исчисления сроков. Часть 1 статьи 4.8 устанавливает правило, согласно которого «Сроки, предусмотренные КоАП РФ, исчисляются часами, сутками, днями, месяцами, годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока».

Рассмотрим пример. Пункт 2 ст. 15 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита, предоставленного юридическому лицу, в виде наложения административного штрафа от 5 до 25% суммы бюджетного кредита, не перечисленной в установленный срок.

В подпункте 2 ч. 2 ст. 3.5 КоАП РФ закреплено: административный штраф, исчисляется в величине, кратной: сумме денежных средств не зачисленных в установленный срок ..., либо сумме денежных средств, зачисленных .с нарушением установленного срока, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок.

Обращаемся к нормам ч. 2 ст. 4.8 КоАП РФ, которая устанавливает правило о том, что срок, исчисляемый сутками, истекает в 24 часа последних суток. Учитывая современный уровень развития электронных технологий и интернета сбор, взнос можно уплатить используя электронные счета и порталы не выходя из дома до 24 часов. А как быть, если таких счетов нет? Если договором предусмотрено, что деньги должны быть сданы в кассу, а отчет быть принят должностным лицом с отметкой о приеме. Порой на срок исполнения обязательств может влиять такое понятие как «банковский день», когда договором и правилами работы финансового учреждения предусмотрен срок и время выполнения поручений клиента и он может не совпадать с режимом работы учреждения. Поручение банку выполнить перевод денежных средств вне банковского дня опосредует выполнение обязательства банком перед клиентом на следующий день. И клиент может оказаться в положении правонарушителя. Возникает вопрос: могут ли в данном примере быть применены нормы статьи 4.8 КоАП РФ.

Уместно заметить, что административным правом регулируются отношения во всех сферах и областях общественной жизни, а административное законодательство устанавливает ответственность за нарушение норм во всех областях и сферах. Соответственно при привлечении граждан и юридических лиц к административной ответственности важно учитывать порядок исчисления сроков в той области общественных отношений, нормы которой были нарушены (гражданских, бюджетных, налоговых, иных).

Обращаемся к ст. 194 ГК РФ, в которой установлено правило: «Если действие должно быть совершено в организации, то срок истекает в тот час, когда в организации по установленным правилам прекращаются соответствующие операции». То есть необходимо учитывать режим работы предприятия, кассы и др.

Таким образом, при исчислении сроков судье, органу, должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении необходимо учитывать нормы бюджетного законодательства, положения ГК РФ (Глава XI). При нарушении норм законодательства о налогах и сборах — ст. 6.1 НК РФ. Не правильно примененное нормативное основание может стать нарушением прав юридического лица.

Рассмотрим проблему исчисления сроков при совершении административного правонарушения повторно на примере ст. 3.8 КоАП РФ — лишение специального права предоставленного физическому лицу. Анализ практики судов показывает, что при определении (исчислении) сроков и назначении наказания с квалифицирующим признаком «повторно» возникают большие проблемы.

Физическое лицо на законных основаниях может быть лишен права осуществлять охоту, права управления воздушным и (или) водным судном. Наиболее часто суды разрешают дела о лишении водителей права управления транспортным средством определенного вида.

Сразу заметим сложность конструкции ч. 1 ст. 3.8, в которой устанавливается ответственность за грубое или систематическое нарушение порядка пользования предоставленным правом. В этой же части конструкция нормы утяжеляется указанием на то, что лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом.

На практике возникает вопрос, с какого момента начинает течь срок лишения специального права? В Особенной части КоАП РФ по этому поводу имеется противоречие. Так законодатель установил правило о том, что течение срока лишения специального права начинается со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права (ч. 1 ст. 32.7). При этом, должно действовать 2 условия. Первое. Постановление (резолютивная часть постановления) по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела (ч. 1 ст. 29.11). День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения. Копия постановления вручается под расписку лицу, или законному представителю лица, в отношении которого оно вынесено, либо высылается по почте заказным почтовым отправлением (часть 2 статьи 29.11 КоАП РФ).

Второе. По ч. 1, п. 1, ст. 32.6, исполнение постановления о лишении права управления транспортным средством соответствующего вида осуществляется путем изъятия в течение срока лишения специального права водительского удостоверения. Лицо, лишенное специального права самостоятельно, что в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления, должно сдать водительское удостоверение, в орган, исполняющий наказание. При утрате водительского удостоверения, также в 3-дневный срок обязано заявить об этом в указанный орган. В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи водительского удостоверения, срок лишения специального права прерывается и возобновляется со дня сдачи лицом, либо изъятия у него соответствующего удостоверения, либо получения заявления лица об утрате водительского удостоверения (статья 32.6).Таким образом, не определен четко срок: с момента вынесения (оглашения) поста-

новления судом, с момента получения лицом постановления, с момента сдачи удостоверения водителя или с момента получения заявления о его утрате.

Течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее (п. 3 статьи 32.6). Однако, назначить административное наказание в виде лишения права, возможно только лицам, имеющим такое право. То есть, если лицо лишено права управления автомобилем и не истек срок лишения его этого права, то лишить его этого права повторно нельзя. Он его уже лишен.

К сожалению, рамки тезисов не позволяют в полной мере раскрыть все тонкости привлечения к ответственности по приведенному примеру. Отметим, что при исчислении сроков необходимо учитывать положения Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Если субъект правонарушения не получал право управления транспортным средством, либо утратил его в соответствии с основаниями, перечисленными в ст. 28, то санкция в виде лишения права управления транспортным средством в течение действия срока наказания к данному лицу не может быть применена.

При совершении водителем, не имеющим права управления транспортным средством, либо лишенным такого права (в течение действия срока наказания), его действия следует квалифицировать по ч. 1 либо ч. 2 статьи 12.7 КоАП РФ.

Так в п. 2 ст. 12.7 законодатель закрепил правило о том, что управление лицом транспортным средством, лишенным права управления, влечет наложение административного штрафа в размере тридцати тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от ста до двухсот часов. То есть лишить водителя, лишенного специального права (водительского удостоверения), в случае, если не истек срок лишения этого права, повторно невозможно.

Следовательно, положения п. 3 ст. 32.6 будут ничтожны по отношению к п. 2 ст. 12.7. Они имеют противоречие.

Таким образом, по изложенным примерам можно сделать следующие выводы:

1. При исчислении сроков необходимо учитывать нормы о действии сроков в тех отраслях, нормы которых нарушены.

2. Устранить противоречие п. 3 ст. 32.6 и п. 2 ст. 12.7 КоАП РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.