Научная статья на тему 'ОТДЕЛЬНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СТРУКТУРЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ'

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СТРУКТУРЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
244
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
пенитенциарные преступления / сотрудники пенитенциарного ведомства / осужденные / спецконтингент / преступность. / penitentiary crimes / employees of the penitentiary department / convicts / special agent / crime.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щербаков А.В., Щербаков Н.А.

В статье рассматриваются отдельные аспекты совершения преступлений в отношении спецконтингента, сотрудниками, исполняющими свои служебные обязанности в отечественных пенитенциарных учреждениях, обозначаются причины их совершения. Изучив и проанализировав статистические показатели ФСИН России о противоправных действиях со стороны персонала учреждений в отношении, осужденных отбывающих уголовные наказания, авторами предлагаются отдельные меры по их предупреждению и недопущению. В процессе исследования было выявлено, что совершение противоправных действий со стороны администрации пенитенциарного ведомства, негативно сказывается на поведении спецконтингента и может спровоцировать с их стороны действия направленные на дезорганизацию деятельности исправительного учреждения и в целом повлиять на государственную безопасность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Щербаков А.В., Щербаков Н.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUAL CRIMES OF EMPLOYEES OF THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM IN THE STRUCTURE OF PENITENTIARY CRIME

The article examines certain aspects of the commission of crimes against a special agent, employees performing their official duties in domestic penitentiary institutions, and identifies the reasons for their commission. Having studied and analyzed the statistical indicators of the Federal Penitentiary Service of Russia on illegal actions by the staff of institutions against convicted persons serving criminal sentences, the authors propose separate measures to prevent and prevent them. In the course of the study, it was revealed that the commission of illegal actions by the administration of the penitentiary department negatively affects the behavior of the special agent and may provoke actions on their part aimed at disorganizing the activities of the correctional institution and generally affect state security.

Текст научной работы на тему «ОТДЕЛЬНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СТРУКТУРЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ»

ОТДЕЛЬНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В СТРУКТУРЕ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

INDIVIDUAL CRIMES OF EMPLOYEES OF THE PENAL ENFORCEMENT SYSTEM IN THE STRUCTURE OF PENITENTIARY CRIME

УДК 343.8

Щербаков А.В., доцент кафедры гражданского права и процесса, Псковского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент, г. Псков

Щербаков Н.А., магистр 2 курса, Псковского государственного университета, г. Псков

Shcherbakov A.V., Andrey-Sherbakov-1973@yandex.ru Shcherbakov N.A., nikitasherbakov2012@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматриваются отдельные аспекты совершения преступлений в отношении спецконтингента, сотрудниками, исполняющими свои служебные обязанности в отечественных пенитенциарных учреждениях, обозначаются причины их совершения. Изучив и проанализировав статистические показатели ФСИН России о противоправных действиях со стороны персонала учреждений в отношении, осужденных отбывающих уголовные наказания, авторами предлагаются отдельные меры по их предупреждению и недопущению. В процессе исследования было выявлено, что совершение противоправных действий со стороны администрации пенитенциарного ведомства, негативно сказывается на поведении спецконтингента и может спровоцировать с их стороны действия

направленные на дезорганизацию деятельности исправительного учреждения и в целом повлиять на государственную безопасность.

Annotation

The article examines certain aspects of the commission of crimes against a special agent, employees performing their official duties in domestic penitentiary institutions, and identifies the reasons for their commission. Having studied and analyzed the statistical indicators of the Federal Penitentiary Service of Russia on illegal actions by the staff of institutions against convicted persons serving criminal sentences, the authors propose separate measures to prevent and prevent them. In the course of the study, it was revealed that the commission of illegal actions by the administration of the penitentiary department negatively affects the behavior of the special agent and may provoke actions on their part aimed at disorganizing the activities of the correctional institution and generally affect state security.

Ключевые слова: пенитенциарные преступления, сотрудники пенитенциарного ведомства, осужденные, спецконтингент, преступность.

Keywords: penitentiary crimes, employees of the penitentiary department, convicts, special agent, crime.

Криминальная ситуация, которая складывается в нашей стране, предполагает решение ряда принципиальных проблем в деятельности правоохранительных органов. Прежде всего, речь идет о проблемах, связанных с предупреждением, выявлением, пресечением, раскрытием и расследованием преступлений, назначением справедливого наказания, надлежащим его исполнением.

Правоохранительные органы играют главную роль в борьбе с преступностью, являя собой, гарант нравственности (Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской

Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями и дополнениями), Гл. 3. , Ст. 15).

В свою очередь, преступления, совершаемые сотрудниками правоохранительных органов, одними из которых являются представители уголовно-исполнительной системы, представляют собой серьезную криминогенную опасность для общественных отношений и существенно влияют на нормальную деятельность исправительных учреждений и пенитенциарную систему в целом1.

Детальный анализ статистической отчетности Управления режима и надзора ФСИН России2 по изучению причин и условий совершения сотрудниками пенитенциарных учреждений противоправных действий показал, что основным фактором совершения преступлений в отношении спецконтингента, связанных с незаконным применением физической силы и специальных средств, является профессиональная их деформация, осложненная индивидуально-психологическими особенностями.

Поскольку специфика службы в уголовно-исполнительной системе (Далее УИС) характеризуется высоким уровнем нервно-психического напряжения, постоянной готовностью к действиям в чрезвычайно-эктремальных ситуациях, нарушением физиологического и биологического времени сна, сотрудники непосредственно исполняющие свои служебные обязанности в работе со спецконтингентом постоянно испытывают чрезмерные, психоэмоциональные нагрузки, которые нередко способствуют возникновению психической дезадаптации, которая приводит к социально-психологическим нарушениям жизнедеятельности, неблагоприятным изменениям личности, а в дальнейшем отрицательно сказывается на состоянии здоровья, служебных взаимоотношениях, семейно-бытовой сферы

*За 9 месяцев 2019 года на информационном портале дежурной службы УПОАО ФСИН России зарегистрировано 318 сообщений о возможном нарушении законности со стороны сотрудников УИС при применении физической силы и специальных средств в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

2Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (https://fsin.gov.ru/ дата обращения 13 августа 2021 года).

личного состава, увеличивает риск деструктивного поведения. При чрезмерном волнении, напряженности, запредельной профессиональной усталости у сотрудников УИС проявляются признаки профессионального выгорания.

Негативные явления в профессиональной деятельности персонала УИС по характеру проявлений можно условно разделить на:

а) дисциплинарные (прогулы, алкогольные эксцессы, небрежность, халатность, и т.д.);

б) корыстные (незаконная связь с осужденными, коррумпированность, злоупотребление служебным положением);

в) деструктивные, связанные с насильственными формами поведения (самоубийства, убийства, нанесение тяжких телесных повреждений спецконтингенту).

По нашему субъективному мнению профессиональная деформация сотрудников мест лишения свободы связана с объективными и субъективными условиями их деятельности.

К объективным условиям в первую очередь относятся властные полномочия сотрудников и тесный контакт с криминогенной средой.

Первые в виде деформации проявляются как ощущение вседозволенности, упоение властью, стремление подавлять волю, унижать честь и достоинство, нетерпимость к мнению других людей и т.п.

Вторые могут привести к таким изменениям, как использование нецензурных выражений, употребление жаргона, грубость, желание морально и физически унизить осужденных, утрата чувствительности к

3

чужому горю, переживаниям и т.д.3.

3Генеральная прокуратура проверяет соблюдение прав осужденных в колониях Саратовской области. По решению Федеральной службы исполнения наказаний уволены начальник и три сотрудника областной туберкулезной больницы (ОТБ -1), находящейся в подчинении саратовского УФСИН. Подготовлены документы на освобождение от должности руководителя регионального управления Алексея Федотова «за серьезные просчеты в оперативно-служебной деятельности». Поводом для небывалой активности сразу нескольких силовых структур стали видеозаписи

К субъективным условиям можно отнести низкий уровень компетентности в сфере общения и образования.

Слабым звеном в организации указанной работы остается низкая заинтересованность различного ранга руководителей территориальных органов ФСИН России в обучении личного состава к действиям в чрезвычайных (внештатных) ситуациях, о чем свидетельствуют результаты указанной статистической информации.

Изучив отдельные мнения практических работников исполняющих свои служебные обязанности в настоящее время и находящихся на заслуженном отдыхе, высказывая свою субъективную точку зрения, они отмечают, что специфика должностных преступлений сотрудников пенитенциарного ведомства состоит в их мотивации.

Для изучаемой категории преступления, как мы выше уже отметили -мотивация, как правило, состоит в корысти, тщеславии, карьеризме.

Реже всего данные преступления совершаются ввиду ненависти к осужденным отбывающим наказание, удовлетворение интересов третьих лиц без личной заинтересованности4.

Подводя итог всему вышесказанному можно сделать следующие выводы:

изучаемую специфику преступлений можно разделить на две категории:

изнасилования заключенных в ОТБ-1, опубликованные правозащитниками Gulagu.net. (https://novayagazeta.ru дата обращения 16 октября 2021 года).

4Напомним, что это не первый скандал в исправительных учреждениях Саратовской области. В 2012 году в энгельсской ИК-13 был убит заключенный Артем Сотников, отбывавший наказание за грабеж. Сотрудники колонии в течение двух дней пытали его с использованием спецсредств. Как показала экспертиза, смерть пострадавшего наступила в результате перелома копчика и травматического шока. В 2014 году пять сотрудников ИК были признаны виновными в превышении должностных полномочий и причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем смерть. Они получили сроки от 9 до 12,5 лет строгого режима.

В 2015 году в той же ИК-13 снова погиб заключенный — 54-летний мужчина, осужденный за убийство. Виновными были признаны старший инспектор отдела безопасности Дмитрий Донской (приговорен к 10 годам строгого режима) и начальник этого отдела Дмитрий Кузьмин (получил 4,5 года общего режима). (https://novayagazeta.ru дата обращения 16 октября 2021 года).

а) напрямую связанные с выполнением должностных обязанностей сотрудниками пенитенциарного ведомства, а именно:

1. неслужебные связями с осужденными, подозреваемыми, обвиняемыми (их близкими);

2. хищением имущества исправительных учреждений;

3. злоупотреблениями при заключении и исполнении государственных контрактов;

б) скрытых мотивов, например:

1. желание утвердится, демонстрируя свою силу и статус (неправомерное применение физической силы и специальных средств);

2. безответственность (делегирование своих полномочий спецконтингенту, сокрытие фактов нарушения спецконтингентом режима содержания с целью хороших показателей учреждения и т.д.)

Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

Должностное преступление - это общественно опасное деяние, выраженное в действии или бездействии, совершенное специальным субъектом благодаря занимаемому им служебному положению и вопреки интересам службы, в результате чего причиняется существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти или местного самоуправления, либо проявляется реальная угроза причинения такого вреда или повлекшее существенные нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества или государства.

Анализ деятельности пенитенциарного ведомства с одной стороны характеризуется оперативной обстановкой, связанной с содержанием спецконтингента, с другой - морально-психологическим климатом персонала учреждения.

Необходимым условием является культивация правосознания среди персонала учреждений УИС, повышение знаний по средствам служебной подготовки [1, с. 52-59].

Подводя итог всему вышесказанному, мы пришли к следующим выводам:

- во-первых, для предупреждения возникновения пенитенциарных преступлений со стороны сотрудников ФСИН России конкретного учреждения или территориального органа, необходимо не ослаблять контроль со стороны различного ранга руководителей;

во-вторых, в случаях выявления у сотрудников пенитенциарных учреждений, заступающих на службу, в ходе инструктажей неудовлетворительных знаний порядка применения физической силы и специальных средств, а также правил бесконфликтного поведения (профилактики агрессии), указанных лиц до службы не допускать;

в-третьих, шире использовать меры поощрения к сотрудникам, безукоризненно владеющим правилами и навыками применения физической силы и специальных средств, к сотрудникам, показывающим недостаточные знания, применять меры взыскания;

в-четвертых, с привлечением психологических служб учреждений и органов УИС организовать проведение дополнительных занятий по обучению сотрудников снижению психологической напряженности и снятию стрессовых состояний основаниям и порядку применения физической силы и специальных средств, действиям в условиях внештатных ситуаций;

в-пятых, при проведении инструктивных занятий и практических тренировок личного состава осуществляющего свои должностные обязанности непосредственно в контакте со спецконтингентом на постоянной основе организовывать моделирование внештатных ситуаций с проведением разбора правильности действий сотрудников;

в-шестых, в образовательных организациях ФСИН России больше уделять внимание проведению занятий по дисциплинам специализации

(организация режима в УИС) на полигонах практического обучения созданных на территории исправительных учреждений территориального органа ФСИН России, учебных рабочих местах с привлечением опытных практических работников, моделируя внештатные ситуации и дальнейшем их разбором и составлением нормативно-правовых актов.

Литература

1. Федеральный закон от 19 июля 2018 г. № 197-ФЗ «О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» (с изменениями и дополнениями).

2. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы Российской Федерации (https://fsin.gov.ru/ дата обращения 13 августа 2021 года).

3. Портал дежурной службы УПОАО ФСИН России, статистические показатели за 9 месяцев 2019 года, где зарегистрировано 318 сообщений о возможном нарушении законности со стороны сотрудников УИС при применении физической силы и специальных средств в отношении подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

4. Генпрокуратура и СК вдруг взялись за расследование пыток в саратовской тюремной больнице, о которых правозащитники говорили почти 10 лет. Новая газета. 7 октября 2021. (https://novayagazeta.ru дата обращения 16 октября 2021 года).

5. Постановление Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

6. Татаринов Р.А. О некоторых аспектах деятельности подразделений собственной безопасности уголовно-исполнительной системы

по борьбе с преступлениями коррупционной направленности // Вопросы безопасности. 2018. № 1. С. 52 - 59.

Literature

1. Federal Law No. 197-FZ of July 19, 2018 "On Service in the Penal Enforcement System of the Russian Federation and on Amendments to the Law of the Russian Federation "On Institutions and Bodies Executing Criminal Penalties in the Form of Deprivation of Liberty" (with amendments and additions).

2. Brief description of the penal enforcement system of the Russian Federation (https://fsin.gov.ru / accessed August 13, 2021).

3. Portal of the duty service of the UPOAO of the Federal Penitentiary Service of Russia, statistical indicators for 9 months of 2019, where 318 reports of possible violation of the rule of law by the employees of the penitentiary Service when using physical force and special means against suspects, accused and convicted were registered.

4. The Prosecutor General's Office and the IC suddenly took up the investigation of torture in the Saratov prison hospital, which human rights activists have been talking about for almost 10 years. Novaya Gazeta. October 7, 2021. (https://novayagazeta.ru accessed October 16, 2021).

5. Resolution of the Supreme Court of the Russian Federation No. 19 dated October 16, 2009 "On judicial practice in cases of abuse of official powers and abuse of official powers".

6. Tatarinov R.A. On some aspects of the activities of the own security units of the penal enforcement system to combat corruption-related crimes // Security Issues. 2018. No. 1. pp. 52-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.