Научная статья С. 89-96
УДК 343.9
АНАЛИЗ НАСИЛЬСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ,
СОВЕРШАЕМЫХ СОТРУДНИКАМИ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ОТНОШЕНИИ ОСУЖДЁННЫХ И НЕКОТОРЫЕ МЕРЫ ПО ИХ ПРОФИЛАКТИКЕ
Кудряшов Андрей Владимирович
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия [email protected], ORCЮ: 0000-0001-8782-0877
Аннотация. Работа посвящена анализу насильственных действий, совершаемых сотрудниками исправительных учреждений в отношении осуждённых. Актуальность научного исследования состоит в том, что сотрудники исправительных учреждений, призванные исправлять и готовить осужденных к законопослушной жизни, достаточно часто сами совершают различные правонарушения, в том числе и преступления. Статистические данные по этому вопросу очень редко публикуются в открытых источниках, крайне мало представлены в специализированной закрытой литературе. Долгие годы проблема преступности в среде сотрудников исправительных учреждений вообще замалчивалась. Статистические данные по этому вопросу не только не печатались в открытых источниках, но и крайне мало были представлены в специализированной закрытой литературе. Уровень латентности данного вида преступлений крайне высок. И только в последние годы с развитием информационных технологий данные о преступлениях, совершаемых сотрудниками исправительных учреждений в отношении осуждённых, становятся доступны широкому обсуждению и научному анализу, что дает возможность проведения ряда исследований, связанных с характеристикой преступлений и иных правонарушений в деятельности различных правоохранительных органов, в том числе и в пенитенциарной системе.
В работе проведен анализ различных противоправных действий, совершаемых сотрудниками исправительных учреждений в отношении осуждённых. Однако большую обеспокоенность вызывают противоправные деяния совершенные с применением насилия в отношении осуждённых.
Вышеизложенное актуализирует необходимость разработки некоторых предложений по профилактике рассматриваемых преступлений. Что сделано в данном исследовании.
Ключевые слова: насильственные действия, сотрудники исправительных учреждений, осужденные
Для цитирования: Кудряшов А. В. Анализ насильственных действий, совершаемых сотрудниками исправительных учреждений в отношении осуждённых и некоторые меры по их профилактике // Правопорядок: история, теория, практика. 2021. № 3 (30). С. 89-96.
© Кудряшов А. В., 2021
Original article
ANALYSIS OF VIOLENT ACTS COMMITTED BY CORRECTIONAL OFFICERS AGAINST INMATES AND SOME MEASURES TO PROFILACY
Andrey V. Kudryashov
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia [email protected], ORCID: 0000-0001-8782-0877
Abstract. The work is devoted to the analysis of the violence committed by correctional officers against the convicts. The relevance of scientific research is that correctional officers, designed to correct and prepare convicts for law-abiding life, often commit various offenses themselves, including crimes. Statistics on this subject are very rarely published in open sources, very little are presented in specialized closed literature. For many years, the problem of crime among correctional officers has been kept quiet. Statistics on this issue were not only not published in open sources, but very little was presented in specialized closed literature. The latency of this type of crime is extremely high. It is only in recent years, with the development of information technology, data on crimes committed by correctional officers in the south.
The work analyzes various illegal actions committed by correctional officers against convicts. However, the offences committed with violence against convicts are of great concern. The above updating the need to develop some proposals to prevent the crimes under consideration. What's done in this study.
Keywords: violent acts, corrections officers, convicts
For citation: Kudryashov A.V. Analysis of Violent Acts Committed by Correctional Officers Against Inmates and Some Measures to Profilacy. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika [Legal Order: History, Theory, Practice]. 2021;(3):89-96. (In Russ.)
Введение
Деятельность учреждений уголовно-исполнительной системы должна строиться на строжайшем соблюдении законности, так как данные учреждения являются составной частью органов государственной власти, а сотрудники уголовно-исполнительной системы, являющиеся частью ее персонала, должны отличаться повышенной требовательностью, глубоким осознанием верховенства закона и недопустимости противоправного поведения, в том числе нарушений административного и уголовного законодательства.
Тем не менее, как показывает практика, требования закона и множества подзаконных нормативных актов, принятых по вопросам соблюдения законности, далеко не всегда выполняются. Сотрудники исправительных учреждений, призванные исправлять и готовить осужденных к законопослушной жизни, достаточно часто сами совершают различные правонарушения, в том числе и преступления. Все чаще эти преступления являются насильственными и совершаются в отношении осуждённых.
Как показывает статистика, ежегодно регистрируется все больше совершаемых
преступлений сотрудниками уголовно-исполнительной системы. В учреждениях на сегодняшний день проходит службу максимальное количество сотрудников, находящихся в штате ФСИН России, поэтому и уровень преступности в них относительно выше. Так, на 01.04 2021 штатная численность персонала УИС, финансируемого из средств федерального бюджета, составляет 295 968 чел., в том числе начальствующий состав — 225 285 чел. (в том числе переменный состав — 5985 чел.)1.
Согласно статистике, ежегодно сотрудниками уголовно-исполнительной системы совершается порядка около 2000 нарушений законности и преступлений, третья часть которых приходится на уголовно — наказуемые деяния. Так, по данным Генеральной прокуратуры за январь — декабрь 2018 года, сотрудниками ФСИН России было совершенно 1018 преступлений, что на 2,3 % больше, аналогичного периода 2017 года. Казалось бы, что это небольшие цифры на фоне общего количества преступлений в стране, поэтому не стоит особо тревожиться по поводу их наличия. Однако эти
1 Официальный сайт ФСИН России. URL: Ы^р://фсин. рф/news/index.php (дата обращения: 02.04.2021.).
преступления имеют повышенную общественную опасность, поскольку подрывают саму основу существования органов, исполняющих наказания. Уголовно наказуемые деяния, совершаемые сотрудниками исправительных учреждений, формируют негативное отношение населения не только к этим органам, но и к наказанию в целом, приводят к неверию в охранительную функцию закона, способствуют развитию правового нигилизма в стране. Реализация сотрудниками уголовно-исполнительной системы своих служебных полномочий только тогда будет обеспечена поддержкой и защитой государства и благоприятным общественным мнением, когда будут законными способы и средства достижения целей наказания.
Описание исследования
Долгие годы проблема преступности в среде сотрудников исправительных учреждений вообще замалчивалась. Статистические данные по этому вопросу не только не печатались в открытых источниках, но и крайне мало были представлены в специализированной закрытой литературе. И только в последние годы с развитием информационных технологий они становятся доступны широкому обсуждению и научному анализу, что дает возможность проведения ряда исследований, связанных с характеристикой преступлений и иных правонарушений в деятельности различных правоохранительных органов, в том числе и в пенитенциарной системе.
К наиболее часто совершаемым насильственным противоправным деяниям совершенными сотрудниками исправительных учреждений в отношении осуждённых являются правонарушения не обладающие общественной опасностью. Данные противоправные деяния относятся к категории дисциплинарных проступков и административных правонарушений. Например, сотрудники исправительного учреждения применяют физическую силу или спецсредства с нарушением порядка применения физической силы, специальных средств указанных в законодательств в отношении осужденных нарушающих режим и распорядок учреждения1. Однако их действия не представляют общественной опасности, т. е. не являются преступлением так как, не повлекли существенное нарушение прав и законных интересов осужденных в силу малозначительности или физическая сила применена без нарушений анатомической
1 Об учреждениях и органах исполняющих наказание в виде лишения свободы : Закон РФ от 21.07.1993 № 5473-1 (ред. от 06.02.2019) // СПС Гарант. URL: https:// base.garant.ru/1305321/ (дата обращения: 20.05.2021).
целостности осуждённого, или без причинения физической боли.
Так по сообщению пресс-службы ФСИН России, в ходе проверок, проведенных после происшествия в исправительной колонии ФКУ ИК № 1 общего режима (г. Ярославль) УФСИН России по Ярославской области, сотрудники ФСИН России выявили 168 случаев нарушений при применении к заключенным силы и спецсредств. После публикации видео с избиением осужденного М. в исправительной колонии № 1 г. Ярославля, получившего широкий резонанс в обществе, «в соответствии с решением директора ФСИН России, в каждом территориальном органе Федеральной службы исполнения наказаний, были созданы комиссии по проведению проверки всех случаев применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы физической силы и специальных средств за 2017 год, а также организации служебной деятельности в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единых помещениях камерного типа и строгих условиях содержания». Комиссиями территориальных органов ФСИН проведена 2101 проверка исправительных учреждений. В результате проверок выявлено 168 нарушений порядка применения физической силы и специальных средств. Из них — 61 факт ненаправления материалов проверок в органы прокуратуры, 104 случая отсутствия видеофиксации фактов применения физической силы и специальных средств и 3 случая нарушения порядка применения физической силы и специальных средств. В ФСИН России сообщили, что по всем фактам выявленных нарушений виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности2.
Однако более глубокий анализ дисциплинарных проступков и административных правонарушений связанных с применением насилия совершенного сотрудниками исправительных учреждений в отношении осуждённых провести не представляется возможным из-за высокого уровня латентности данных деяний.
Высокий уровень латентности данных деяний обусловлен спецификой условий отбывания наказания осуждёнными в местах лишения свободы. Это выражено в ограничении их прав и свобод, а также в отсутствии возможностей зафиксировать на носители информации противоправное деяние и практически в отсутствии свидетелей. В случаях причинения вреда здоровью осуждённым, и существенному нарушению их прав данные лица обращаются
2 По материалам ФСИН // Тюремный портал России : [сайт]. URL: http://prisonlife.ru/ (дата обращения: 20.08.2020).
с жалобами и заявлениями в специализированные прокуратуры, Уполномоченному по правам человека, руководству ФСИН России.
Однако, по официальным данным ФСИН России, количество обращений в случаях нарушения законности сотрудниками учреждений исполняющих наказание с каждым годом снижается. В I квартале 2019 года количество граждан, обратившихся на личный прием в Приемную ФСИН России, уменьшилось на 7,5 % (221) в сравнении с показателем аналогичного отчетного периода 2018 года (239).
За I квартал 2019 зарегистрировано 662 жалобы на неправомерные действия сотрудников УИС, связанные с исполнением служебных обязанностей; количество жалоб о незаконном применении физической силы и специальных средств увеличилось на 30 % — 121 жалоба.
По фактам нарушений сотрудниками учреждений и органов УИС порядка рассмотрения обращений граждан проводились служебные проверки, по результатам которых виновные должностные лица привлекались к дисциплинарной ответственности1.
Уголовно-наказуемые деяния, которые совершают сотрудники учреждений уголовно-исполнительной системы можно разделить на должностные и общеуголовные. В силу того что аттестованные сотрудники являются должностными лицами, то соответственно большая часть преступлений, которые они совершают, являются должностными.
Проведя анализ статистических данных Генеральной прокуратуры и обзор решений Верховного Суда РФ можно сделать вывод, что среди должностных преступлений совершенных сотрудниками исправительных учреждений около 75 % принадлежит коррупционным преступлениям.
В соответствии с федеральным законодательством под коррупцией понимается «злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами»2.
1 Официальный сайт ФСИН России. URL: httpy/фсин. рф/news/index.php (дата обращения: 23.12.2020).
2 О противодействии коррупции : Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-Ф3 (ред. от 28.06.2019) // СПС «КонсультантПлюс» : [сайт]. URL: http://www.consultant. ru (дата обращения: 20.12.2020).
После коррупционных преступлений выяснилось, что наиболее распространенными преступлениями, совершаемыми сотрудниками уголовно-исполнительной системы, являются преступления, направленные на здоровье населения и общественную нравственность. Общее количество зарегистрированных преступлений, предусмотренных ст. 228 УК РФ, составило 27,61 %. При этом наибольшее количество указанных преступлений совершили сотрудники отделов безопасности и режима в исправительных учреждениях и следственных изоляторах. Доля совершенных ими преступлений составила 57,55 % от общего количества преступлений. Второе место по фактам совершения данного преступления занимают сотрудники отделов охраны. Они совершают 16,27 % преступлений. Третьими являются сотрудники отделов воспитательной работы с осуждёнными — 9,39 % данных преступлений. Остальные отделы совершают в среднем не более 1 % данных преступлений [1, с. 15].
В меньшей мере сотрудниками исправительных учреждений совершаются преступные действия, которые, связаны с применением физической силы, специальных средств или оружия в нарушение требований ст. 28-31 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Совершение насильственных действий сотрудниками исправительных квалифицируется как должностное преступление по ч. 3 ст. 286 УК РФ (превышение должностных полномочий), удельный вес деяний, предусмотренных ч. 3 ст. 286 УК РФ, совершаемых с применением насилия или угрозой его применения, с применением оружия или специальных средств, с причинением тяжких последствий составляет 11,4% [2, с. 15].
При совершении общеуголовного насильственного преступления, которое совершают сотрудники исправительных учреждений в отношении осуждённых, в совокупности с должностными преступлениями, виновным вменяются также преступления против личности.
Как показала практика, преступления против жизни и здоровья, предусмотренные ст. 105-109 УК РФ, а также преступления, предусмотренные ст. 111-112 УК РФ, не являются распространенными и составляют не более 1 % от общего числа преступлений совершенных сотрудниками исправительных учреждений. При этом максимально эти преступления совершают сотрудники отделов охраны, специального назначения и оперативных отделов.
Кроме того уровень и динамика насильственных преступлений которые совершают сотрудники исправительных учреждений в отношении осуждённых имеет тенденции к уменьшению их количества.
Так на расширенном заседании коллегии ФСИН России подвели итоги деятельности уголовно-исполнительной системы в 2018 году. С докладом «Об итогах деятельности уголовно-исполнительной системы в 2018 году и задачах на 2019 год» выступил первый заместитель директора ФСИН России генерал-лейтенант внутренней службы Анатолий Рудый. В данном докладе он заявил, не оперируя цифрами, что количество случаев незаконного применения силы со стороны сотрудников в прошедшем году сократилось в полтора раза1.
Пути решения проблемы
Рассмотрим некоторые специально-криминологические меры профилактики насильственных действий, совершаемых сотрудниками исправительных учреждений в отношении осуждённых.
Специально-криминологическая профилактика осуществляется специальными субъектами на профессиональном уровне, в число которых входят правоохранительные органы, и включает меры, направленные именно на устранение, ослабление, нейтрализацию криминогенных факторов, исправление сотрудников исправительных учреждений, могущих совершить или уже совершившие насильственные действия, в отношении осуждённых. Именно специальная предназначенность и целенаправленность на борьбу с преступностью отличает эти меры от мер общесоциальной профилактики.
Под специальными мерами предупреждения насильственных действий в отношении осуждённых, на наш взгляд, следует понимать мероприятия, специально направленные на устранение обстоятельств, способствующих или облегчающих совершение преступления, в том числе и меры, связанные с воздействием на лиц, совершивших или замышляющих совершение данных преступлений, принимаемые преимущественно правоохранительными органами на основании профессиональных знаний, в том числе с использованием специальных сил, средств, методов [3, с. 75].
На наш взгляд, особо следует выделить именно правоохранительные органы, на которых возлагается прямая задача борьбы с преступностью среди сотрудников в пенитенциарной
1 Официальный сайт ФСИН России. URL: httpy/фсин. рф/news/index.php (дата обращения 23.12.2020).
системе, а значит и ее предупреждение. К их числу относятся органы ФСИН России, органы Прокуратуры, Следственный комитет, ФСБ и некоторые другие. Сама правоохранительная деятельность рассматриваемых органов воплощается в первую очередь в силовом воздействии, как средстве регулирования состояния преступлений совершенных сотрудниками исправительных учреждений. Активизация деятельности правоохранительных органов усиливает воздействие на это явление, изменяя его состояние в сторону ослабления.
Достижение целей и решение поставленных задач перед правоохранительными органами осуществляется с помощью специфических средств и методов. Этим определяются и особенности их деятельности по предупреждению и борьбе с насильственной преступностью в отношении осужденных, среди сотрудников исправительных учреждений.
При всем этом каждый из правоохранительных органов выполняет работу в пределах своей компетенции, с учетом стоящих перед ним специфических задач.
Основная тяжесть по осуществлению специально профилактических мероприятий по предупреждению данных преступлений ложится на подразделения ФСИН России. В частности на подразделения собственной безопасности данного правоохранительного органа. Так Приказом ФСИН России от 02.03.2010 № 72 «О внесении изменений в штатные расписания территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний» во всех территориальных органах ФСИН России созданы подразделения собственной безопасности, на которые возложены в основном функции по борьбе коррупцией. Однако кроме противодействия преступлениям коррупционной направленности в обязанности данной службы входит также и предотвращение проникновения на службу, и работу в УИС лиц, преследующих противоправные цели, а также выявление и устранение условий, способствующих совершению преступлений и иных правонарушений работниками УИС и федеральными государственными гражданскими служащими ФСИН России.
Немаловажную роль в предупреждении насильственных преступлений совершаемых сотрудниками исправительных учреждений в отношении осужденных, играют кадровые подразделения ФСИН России, которые организуют кадровое обеспечение учреждений и органов уголовно-исполнительной системы [4, с. 2], а также подготовку кадров в образовательных организациях высшего образования и дополнительного профессионального образования ФСИН России.
В кадровых подразделениях территориальных органов УИС профилактической работой с сотрудниками занимаются такие отделы как:
— отдел организации служебно-боевой подготовки;
— инспекция по личному составу и профилактике коррупционных и иных правонарушений;
— отдел организации работы по профилактике коррупционных правонарушений;
— отдел руководства и организации служебных проверок в органах УИС.
Перед ними стоят следующие задачи по профилактике преступлений:
— профилактика коррупционных и иных правонарушений, обеспечение деятельности ФСИН России по соблюдению работниками УИС и федеральными государственными гражданскими служащими запретов, ограничений, обязанностей и правил служебного поведения;
— организация работы по укреплению служебной дисциплины и законности среди работников УИС и федеральных государственных гражданских служащих1.
Недостатки и упущения, возникающие в процессе отбора кадров на службу, приводят к принятию на службу лиц, не в полной мере соответствующих требованиям, предъявляемым к сотрудникам УИС [5, с. 8].
Проводя профилактическую работу среди сотрудников учреждений, исполняющих наказание с целью недопущения в будущем применения насилия в отношении осужденных, вышеуказанные подразделения должны на стадии приема на службу в ФСИН России выявлять лиц склонных к насилию. Выявлением данных лиц занимается медико-санитарная часть ФСИН России в процессе медицинского обследования при прохождении кандидатами на службу в ФСИН России медкомиссии. Данные подразделения так же выявляют подобных лиц и в ходе проведения ежегодного медицинского осмотра среди аттестованных сотрудников, проходящих службу. Особое внимание должно уделяться сотрудникам учреждений исполняющих наказание в виде лишения свободы, которые ежедневно общаются с осужденными и соответственно потенциально подвержены профессиональной деформации и могут быть агрессивно настроены в отношении осужденных.
1 Об утверждении Положения об управлении кадров Федеральной службы исполнения наказаний : Приказ ФСИН России от 25.01.2018 № 80 // СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.12.2020).
Поэтому считаем, что деятельность медицинских подразделений, по выявлению сотрудников склонных к совершению насильственных преступлений в отношении осужденных, оказывает существенное профилактическое воздействие на динамику рассматриваемых преступлений. Так же считаем, что необходимо ужесточить требования по медицинским показаниям при поступлении на службу в ФСИН России.
К специально-криминологическим мерам по предупреждению насилия применяемого к осуждённым считаем воспитательную работу с сотрудниками, имеющими дисциплинарные взыскания и нарушения служебной дисциплины. По каждому факту нарушения законности должны объективно и безотлагательно проводится служебные проверки, и даваться соответствующая правовая оценка действий виновных. Однако учитывая специфику данных учреждений, порой, насильственные деяния совершенные сотрудниками УИС остаются безнаказанными и латентными из-за сложных неслужебных взаимоотношений среди сотрудников данных учреждений. Проверяющие подразделения зачастую пытаются преуменьшить или скрыть правонарушения совершенные сотрудниками не желая портить показатели в работе и отчетность.
Особую роль в профилактике рассматриваемых преступлений играют аттестационные комиссии, которые проводится в целях определения соответствия сотрудника замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе. Аттестация сотрудника проводится один раз в четыре года. Это положение определено порядком прохождения службы в уголовно-исполнительной системе и закреплено в ст. 33 Федерального закона от 19.07.2018 № 197-ФЗ2. Внеочередная аттестация сотрудника проводится в случае, если сотрудник не прошел проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В таком случае комиссия принимает решение, что сотрудник не соответствует замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе и подлежит увольнению со службы в уголовно-исполнительной системе.
Считаем, что такое же решение комиссия должна принимать в случаях любого, даже
2 О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» : Федеральный закон от 19.07.2018 № 197-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 08.12.2020).
малозначительного нарушения служебной дисциплины сотрудниками связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Немаловажную роль в специально-криминологической профилактике насильственных действий, совершаемых сотрудниками исправительных учреждений в отношении осуждённых играет специализированная прокуратура.
Прокуратуры по надзору за исполнением законов в учреждениях уголовно-исполнительной системы формируются в местах дислокации наиболее крупных исправительных учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы и принудительные меры медицинского характера. Эти прокуратуры имеют статус районных и подчиняются прокуратурам субъектов РФ.
На прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях возложен надзор за:
— исполнением законов и законностью правовых актов, регламентирующих исполнение и отбывание наказания в виде лишения свободы, соблюдением прав и свобод человека и гражданина при исполнении этого вида наказания, а также применении в исправительных учреждениях назначенных судом принудительных мер медицинского характера;
— исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, осуществлении ОРД в исправительных учреждениях ФСИН России;
— процессуальной деятельностью начальников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы как органов дознания по уголовным делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотрудниками этих учреждений, а также о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений иными лицами1.
В Челябинской области действует Челябинская прокуратура по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Любое нарушение законности со стороны сотрудников исправительных учреждений
1 О прокуратуре Российской Федерации : Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 26.07.2019) // СПС «КонсультантПлюс». URL: http:// www.consultant.ru (дата обращения: 08.12.2020).
ставшее известным данному органу не остается без надзора специализированной прокуратуры. Возбужденные уголовные дела в отношении сотрудников учреждений исполняющих наказание находятся под тщательным контролем прокуратуры. Кроме того любые проверки прокуратуры по исполнению законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях, осуществлении ОРД в исправительных учреждениях ФСИН России оказывают предупредительное воздействие на сотрудников данных учреждений. Прокуратурой проводятся проверки соблюдения уголовно-исполнительного законодательства, выносятся протесты и представления об устранении нарушений закона, что соответственно оказывает предупредительное воздействие на сотрудников данных учреждений и способствует устранению причин и условий способствующих совершению насильственных преступлений в отношении осужденных.
Выводы и заключение
Существенное профилактическое воздействие на динамику рассматриваемых преступлений, оказывает деятельность медицинских подразделений ФСИН России, по выявлению сотрудников склонных к совершению насильственных преступлений в отношении осужденных, в особенности на стадии поступления на службу. Так же считаем, что необходимо ужесточить требования по медицинским показаниям в морально-психологическом аспекте, при поступлении на службу в ФСИН России и при проведении ежегодного медицинского осмотра действующих сотрудников органов уголовно-исполнительной системы.
При проведении внеочередной аттестации сотрудника в целях определения его соответствия замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе, в случаях нарушения служебной дисциплины сотрудниками связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, предлагаем, считать сотрудника не прошедшим проверку на профессиональную пригодность. В таком случае комиссии должна принимать решение, что сотрудник не соответствует замещаемой должности в уголовно-исполнительной системе и подлежит увольнению со службы в уголовно-исполнительной системе.
Список источников
1. Хохрин С. А. Аспекты правовой характеристики преступлений сотрудников пенитенциарной системы // Актуальные проблемы Российского права. 2016. № 1 (62). С. 135-140.
2. Федоров В. В. Преступления сотрудников и работников уголовно-исполнительной системы в структуре пенитенциарной преступности // Проблемы уголовной ответственности и наказания :
материалы научно-практического семинара, посвященного памяти профессоров В.А. Елеонского и Н. А. Огурцова ; под общей редакцией В. Ф. Лапшина. Рязань, 2015. С. 167-173.
3. Долгова А. И. Криминология. 4-е изд., перераб. и доп. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2016. 368 с.
4. Жилко Е. В. Кадровое обеспечение в пенитенциарной системе РФ (на примере ИК-27 ГУФСИН России по ПК) // Молодой ученый. 2015. № 18 (98). С. 365-367.
5. Смирнов А. М. Основные причины и условия совершения сотрудниками исправительных учреждений насильственных действий в отношении осужденных // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2019. № 11 (210). С. 46-49.
References
1. Khokhrin S.A. Aspects of the legal characteristics of crimes committed by employees of the penitentiary system. Aktual'nye problemy Rossijskogo prava [Actual problems of Russian law]. 2016;(1):135-140. (In Russ.)
2. Fedorov V.V. Crimes of employees and workers of the penitentiary system in the structure of penitentiary crime. In: Lapshin V.F., editor. Problems of criminal responsibility and punishment. Proceedings of the Scientific and Practical Seminar in Memory of Professors V.A. Yeleonskiy and N.A. Ogurtsov. Ryazan; 2015. p. 167-173. (In Russ.)
3. Dolgova A.I. Criminology. 4th ed. Moscow: Norma; 2016. (In Russ.)
4. Zhilko E.V. Personnel support in the penitentiary system of the Russian Federation (on the example of IK-27 GUFSIN of Russia in PK). Molodoj uchenyj [Young Scientist]. 2015;(18):365-367. (In Russ.)
5. Smirnov A.M. Main Causes and Conditions of Violent Acts by Correctional Officers against Convicts. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'nojsistemy [Vedomosti of the Penal and Correctional System]. 2019;(11):46-49. (In Russ.)
Статья поступила в редакцию / The article was submitted: 25.05.2021.