Научная статья на тему 'Должностные преступления сотрудников в уголовно-исполнительной системе: основные признаки и профилактика'

Должностные преступления сотрудников в уголовно-исполнительной системе: основные признаки и профилактика Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1373
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛЖНОСТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ СОТРУДНИКАМИ УИС / ЛИЧНОСТЬ СОТРУДНИКА / СОВЕРШАЮЩЕГО ДОЛЖНОСТНОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ В УИС / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ЧЕРТА ДОЛЖНОСТНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРОФИЛАКТИКА ДОЛЖНОСТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маратканов Н. А.

В статье рассматриваются особенности, признаки и должностных преступлений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы, а также классификация сотрудников исправительных учреждений, совершающих должностные преступления в УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Должностные преступления сотрудников в уголовно-исполнительной системе: основные признаки и профилактика»

3. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (утв. ВС РСФСР 20.06.1984) [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.base.con-sultant.ru (дата обращения: 28.08.2014).

4. Мытарев М.В. Ответственность за преступления против правосудия, совершаемые сотрудниками ОВД: дисс. ... канд. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2009.

5. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21.04.2003 г. № 194-З [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.pra-vo.by (дата обращения: 28.08.2014).

6. Долгих И.П. Административная ответственность сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: проблемы и перспективы [Электронный ресурс] // N0: Российское полицейское право. - 2014. - № 2. - Режим доступа: http://www.e-notabene.ru/pm/contents_2014_2.html (дата обращения: 28.08.2014).

7. Долгих И.П., Быстрянцев А.Ф. О перспективах отечественного адми-нистративно-деликтного законодательства // Наука и технологии в современном обществе: материалы Международной научно-практической конференции (Уфа, 28-29 марта 2014 г.): в 2-х ч. Часть II. - Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. - С. 173-175.

ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ В УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ: ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ И ПРОФИЛАКТИКА

© Маратканов Н.А.*

Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России,

г. Пермь

В статье рассматриваются особенности, признаки и должностных преступлений, совершаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы, а также классификация сотрудников исправительных учреждений, совершающих должностные преступления в УИС.

Ключевые слова должностное преступление сотрудниками УИС, личность сотрудника, совершающего должностное преступление в УИС, криминалистическая черта должностных правонарушений в уголовно-исполнительной системе, предупреждение и профилактика должностных преступлений.

* Кафедра Гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Научный руководитель: Дербенева И.А., начальник кафедры Гуманитарных и социально-экономических дисциплин, кандидат экономических наук, доцент.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» должностное преступление представляет собой общественно опасное деяние, выраженное в действии или бездействии, совершенное специальным субъектом благодаря занимаемому им служебному положению и вопреки интересам службы, в результате чего причиняется существенный вред нормальной деятельности органов государственной власти или местного самоуправления, либо проявляется реальная угроза причинения такого вреда; или повлекшее существенные нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества или государства.

Уголовно-исполнительная система (УИС), выполняя важные и объективно необходимые функции государства в борьбе с преступностью, представляет собой сложную и многоплановую деятельность персонала по охране, надзору, обеспечению жизнедеятельности осужденных [4, с. 6]. Вместе с тем, совершение сотрудниками исправительных учреждений должностных преступлений не способствует достижению основной цели - исправлению осужденных.

Одним из ориентиров в определении направлений расследований выступает криминалистическая характеристика преступления. Криминалистическая характеристика должностных правонарушений в УИС - это совокупность данных об особенностях подготовки, совершения и сокрытия этого вида преступлений, которая раскрывает наиболее распространенные либо прогнозируемые способы их совершения и соответствующие механизмы следообразования, содержит информацию о личности правонарушителей, об их мотивации, обстановке, в которой они обычно действуют [5, с. 288].

Специфика должностных преступлений сотрудников УИС отображается в мотивах совершения должностных преступлений. Характерным признаком должностных преступлений является специфическая мотивация (корысть, тщеславие, карьеризм, ненависть к отбывающим наказание осужденным, удовлетворение интересов третьих лиц без личной заинтересованности и др.).

Личность сотрудника, совершающего должностное преступление в УИС -это комплексное явление, включающее в себя такие составляющие, как обладание определенным статусом, уровнем образования, профессиональными навыками, личностными качествами и т.п.

Сотрудники УИС наделены определенными должностными, властными полномочиями, что способствует формированию у них ряда личностных качеств и свойств характера. К ним относятся:

- осознание чрезмерной значимости (что впоследствии может выразиться в грубом нарушении закона и служебных обязанностей);

- завышенная самооценка по сравнению с реальными возможностями;

- завышенный уровень амбиций в служебной деятельности и в сфере общения;

- убеждение в том, что представителям власти позволено больше, чем простым гражданам [5, с. 291-292].

Всех сотрудников исправительных учреждений, совершающих должностные преступления в УИС, условно можно разделить на три группы.

К первой относят так называемых «руководителей». Ее составляют в основном должностные лица, занимающие ответственное служебное положение, с объемным комплексом властных полномочий. Это люди с высшим образованием, высоким профессиональным уровнем, опытом работы с финансовыми документами, имеющие специальные звания старшего начальствующего состава. Средний возраст данных сотрудников составляет 35-50 лет, они имеют семью, пользуются авторитетом в определенных кругах. Эти лица совершают главным образом преступления, связанные с получением взятки, присвоением и растратой вверенного имущества, должностной подлог, превышение должностных полномочий и злоупотребление этими полномочиями.

Ко второй группе относятся сотрудники среднего звена. Это служащие структурных подразделений исправительных учреждений (ИУ). Они также наделены определенным, хотя и меньшим, нежели субъекты первой группы, комплексом полномочий, имеют достаточно прочные профессиональные навыки и умения, высшее или неоконченное высшее образование. Возраст должностных лиц этой группы - 22-35 лет.

К третьей группе относятся «рядовые сотрудники» 18-22 лет. Они обладают ограниченным объемом полномочий, имеют среднее или среднее специальное образование, специальные звания рядового и младшего начальствующего состава. В число криминальной деятельности этих лиц не входят преступления, связанные с присвоением и растратой вверенного имущества.

Специфику обстановке совершения должностных преступлений придает ряд факторов, определяющих особенности функционирования ИУ. К ним относятся пространственная ограниченность территории учреждения, невозможность свободного доступа на территорию учреждения, ограниченный контингент, находящийся на территории ИУ (как осужденных, так и сотрудников), подчинение лиц, находящихся на территории ИУ, жесткая дисциплина, устанавливаемая ведомственными нормативными правовыми актами.

Проведенный анализ должностных преступлений в ИУ Уральского региона показал, что должностные преступления, совершаемые сотрудниками, составляют наибольшую долю от числа всех преступлений (см. табл. 1).

ФСИН России, как и любой другой орган государственной власти, призван осуществлять деятельность по противодействию коррупции среди сотрудников ее органов и учреждений, обеспечивая собственную коррупционную безопасность.

Таблица 1

Доля должностных преступлений в исправительных учреждениях ФСИН России Уральского региона за период 2005-2010 гг (в %)

Исправительные учреждения Уральского региона

Свердловская область Курганская область Челябинская область Пермский край

Количество должностных преступлений среди сотрудников УИС 58,6 41,2 85,7 50,0

В основном преступления коррупционной направленности в уголовно-исполнительной системе связаны с:

- предоставлением условно-досрочного освобождения, необоснованным переводом осуждённых из одного исправительного учреждения в другое;

- предоставлением необоснованных льгот и послаблений в режиме отбывания наказания осуждённым, проносом на территорию учреждений запрещенных предметов, включая наркотические средства;

- закупкой техники, материалов и иной продукции у единого поставщика, по завышенным ценам за вознаграждение, получаемое от поставщика (т.н. «откаты»);

- необоснованными сборами, либо нецелевым использованием денежных средств, принудительно собираемых с сотрудников на ремонт, либо иные нужды учреждения.

Во исполнение реализации Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы [3], директором ФСИН России был утвержден План по противодействию коррупции ФСИН России, в котором перечислены конкретные меры по противодействию коррупции по следующим направлениям:

- повышение эффективности механизмов урегулирования конфликта интересов, обеспечение соблюдения служащими ФСИН ограничений, запретов и принципов служебного поведения, а также ответственности за их нарушение;

- выявление и систематизация причин и условий проявления коррупции в деятельности ФСИН, мониторинг коррупционных рисков и их устранение;

- взаимодействие ФСИН с институтами гражданского общества и гражданами, обеспечение доступности информации о деятельности ФСИН;

- мероприятия ФСИН, направленные на противодействие коррупции с учетом специфики ее деятельности [2].

Список литературы:

1. Распоряжение Директора ФСИН России от 9 июля 2012 г. «План противодействия коррупции в ФСИН России на 2012-2013 годы».

2. Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы Утвержден Указом Президента РФ от 14 апреля 2014 г. № 226.

3. Организация управления в уголовно-исполнительной системе: учеб.: в 3 т. / Под общ. ред. Ю.А. Чайки; науч. ред. В.М. Анисимков, А.А. Аксенов, Б.Б. Казак, Н.П. Барабанов. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2002. - Т. 1: Общая часть. - 532 с.

4. Расследование преступлений, совершаемых в органах и учреждениях уголовно-исполнительной системы: практическое руководство для следователей, дознавателей правоохранительных органов и оперативных сотрудников УИС / Под ред. докт. юрид. наук, проф., засл. деятеля науки РФ Е.П. Ищенко, канд. юрид. наук, доцента О.А. Белова. - М.: Юралитинформ, 2013 - 376 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.